Проблема этногенеза восточных славян. Особенности экономических отношений, социально-политического строя и духовной жизни Древней Руси

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Языкознание и проблема этногенеза славян Лингвистика свидетельствует, что язык славян принадлежит? индоевропейской семье, куда входят также балтские, германские, италийские, кельтский, греческий, армянский, индоиранские, албанский, а также распространённые в древности

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Союз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь

Из книги Происхождение и ранняя история славян [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Значение топонимики в изучении этногенеза славян Попытки использовать топонимические материалы для локализации славянской прародины предпринимались многими исследователями. Установлено, что из всех географических названий для этноисторических выводов наиболее

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

автора Керов Валерий Всеволодович

3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Проблема этногенеза древних китайцев в исторической науке Хотя отдельные аспекты этой проблемы затрагивались многими китайскими историками еще в древности и средневековье, как таковая она возникла лишь в новое время: традиционная китайская историография исходила в

Этническое ядро нашей страны изначально составили племена, принадлежавшие к восточнославянской общности и проживавшие в V - VII вв. на территории Восточно-Европейской равнины. Проблема этногенеза, под которым понимают процесс формирования этнической общности (народа), остаѐтся до настоящего времени одной из самых сложных проблем в исторической науке.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно истории формирования славянского этноса. История древних славян изучается на основании данных многих наук, и, прежде всего, лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

Сложность исследования вопросов этногенеза и древней истории славянских племен заключается, в первую очередь, в отсутствии достоверных письменных источников. Самыми ранними письменными источниками, упоминающими славянские племена, являются византийские источники, относящиеся к периоду середины VI в.: в них говорится о племенах антов и склавинов, которые могли быть предками восточных славян. Византийские историки в своих данных опирались на римских авторов I - II в. н.э., упоминавших в качестве предков славян племена венедов, и таким образом отодвигавших праславян ко времени существования Древней Римской империи.

Но при этом отсутствуют указания, к какой этнической группе - народу - относятся перечисленные племена, также как и сведения об истории этих народов, их передвижениях и исторической их родине. В самом раннем из собственно известных славянских источников - Повести временных лет, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в., - повествование, относящееся к древнеславянской истории, носит во многом мифологический характер. Данные лингвистики позволяют говорить о выделении праславянского этноса из индоевропейской языковой семьи в широком временном диапазоне: со II тыс. до н.э. до первых веков н.э.

При этом они устанавливают языковую связь с другими народами индоевропейской языковой семьи, говоривших на анатолийском, индоиранских, армянском, греческом, италийских, кельтских, германских, балтских и др. языках. Общность народов устанавливается на уровне терминологии, относящейся к производственной деятельности, социальной сфере и религии, что позволяет говорить о сходной организации общественной жизни. Ареал распространения языковой группы очень широк - от Азии до севера Западной Европы. Отдельные народы, в том числе, возможно, и славяне, расселились в эпоху бронзы (III - I тыс. до н.э.) на территории Центральной Европы.

Изучение этногенеза славян является одной из сложнейших проблем археологии. В настоящее время археологические изыскания позволили выявить ряд собственно славянских археологических культур, получивших распространение на территории Центральной и Восточной Европы, начиная с V в. н.э. Что касается более ранних культур, то вопрос - можно ли их носителей отнести к представителям славян или их предков - до сих пор остается спорным. Итак, проблема этногенеза славян связана с установлением происхождения, истории формирования и ареала обитания древних славянских племен. В исторической науке сложилось несколько точек зрения относительно истории происхождения древних славян.

Наиболее обоснованными являются две концепции. Согласно миграционной концепции, славяне являются мигрантами, переселившимися на Восточно-Европейскую равнину с другой территории. В рамках данного подхода сформировалось несколько точек зрения. Так называемая «дунайская» концепция была изложена ещѐ Нестором в Повести временных лет, где в качестве прародины славян указывались дунайские территории: в результате нападения воинственных племен «волохов» славяне вынуждены были мигрировать с территории Дуная в Приднепровье. Эта летописная версия нашла развитие в трудах таких выдающихся русских историков XIX в., как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, которые утверждали, что восточные славяне переселились с Дуная и расселились на Восточно-Европейской (Русской) равнине в V - VI вв. н. э.

Позже академик О.Н. Трубачев, опираясь на лингвистические изыскания, также отстаивал точку зрения о выделении в эпоху бронзы праславянских племен из индоевропейской общности на севере Балкан в районе Дуная и их последующем переселении на территорию Восточно-Европейской равнины. В рамках «прибалтийской» версии, нашедшей отражение в исследованиях М. В. Ломоносова, А. Г. Кузьмина, славяне также рассматриваются в качестве мигрантов, однако родиной их называются земли древних балтов. В более позднее время ученые - лингвисты (например, В.Н. Топоров) выстраивали свои доказательства на основе близости балтских и славянских языков. По мнению этих ученых, по отношению к балтскому языку славянский язык является более поздним или, более того, представляет собой прабалтийский южно-периферийный диалект. Соответственно, делался вывод о том, что славяне, как народность, сформировались на территории, близкой к местам обитания балтских племен, и впоследствии мигрировали на восток.

Наряду с миграционной существует и автохтонная концепция происхождения восточнославянского этноса. Советский историк академик Б.А. Рыбаков, основываясь на данных археологии, доказывал, что славяне как этнос сформировались на территории Восточной Европы и являются еѐ исконным населением. При этом возникновение разногласий в определении праславянской территории (прародины славян) - Дунай или Балтика - он объяснял тем, что праславяне расселились очень широкой полосой в Центральной и Восточной Европе: от Судет, Татра и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга. Ученые-археологи, разделяющие данную точку зрения, считают некоторые археологические культуры, обнаруженные на территории Восточной Европы, в том числе России, и относящиеся ко времени I тыс. до н.э., собственно славянскими, подчеркивая, тем самым, автохтонность славян относительно данной территории. В контексте автохтонной концепция вероятными местами этногенеза восточных славян называется Белоруссия, северная и центральная части Украины, юго-запад России. Однозначно установленным следует считать факт проживания в V - VI в. н.э. славянских племен на территории от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Подобные выводы подтверждаются данными археологии. На территории расселения славянских племен прослеживается преемственность последовательно сменявшихся археологических культур, относящихся к V-VI вв.

В последние десятилетия XX в. в ходе археологических раскопок были обнаружены памятники, позволяющие говорить о более раннем, чем V - VI вв., времени появления славян на территории Восточной Европы. В 80- х гг. XX в. были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники так называемого киевского типа конца II - IV вв., обнаруженные в Среднем Поднепровье и бассейне левых притоков Днепра, Десны и Сейма (Курская область), вплоть до истоков Северского Донца. Многие ученые (например, Р.В. Терпиловский., Н.С. Абашина и др.) указывают на прямую преемственность киевской археологической культуры с вышеперечисленными славянскими культурами V - VI вв. В VI в. н.э. на европейской территории славянские миграции приобрели массовый характер.

Славяне заселили подунайские земли, Мезию, Фракию, Фессалию, до владений древней Спарты и островов Средиземного моря. Из бассейна Балтики славяне двигались в западном направлении, в сторону реки Эльбы (славянской Лабы), и в восточном - по направлению к Ильмень-озеру. Именно в этот период произошло разделение древнеславянских племен на три основные ветви: западных (Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой: словаки, чехи, поляки, лужицкие сербы), южных (Балканы: сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, болгары) и восточных славян (восток и север Восточно-Европейской равнины: русские, украинцы, и белорусы). Помимо определения исторической родины славян и период оформления славянского этноса, важным представляется выявление особенностей формирования самого этноса и его антропологическая история. Данные палеоантропологии и генетики свидетельствуют об этническом единстве славянских племен, проживавших на территории Восточной Европы в V - VI вв. и в более позднее время.

Славянский этнос сформировался на основе слияния двух ветвей европеоидной расы: южной (чехи, словаки, украинцы) и северной (белорусы и русские). Наиболее близкими к славянам народами являются потомки балтов - литовцы и латыши. Кроме того, в этногенезе славян приняли участие представители других этнических общностей - угро-финны (северные территории), кельтские народы (западные славяне), скифы (северное Причерноморье), фракийцы (Балканы) и т.д. Со времени складывания народности и по мере расширения ареала обитания славянские племена вступали в контакты с соседними племенами, оказавшими в разной степени влияние на формирование этноса, его образа жизни, языка, культуры. К племенам и народам, принявшим участие в формировании древнерусской народности, по мнению многих учѐных, можно отнести, помимо балтов и угро-финнов, ещѐ и скифов (VIII в. до н.э. - III в.н.э.), сарматов (III - IV вв н.э.), гуннов (IV в. н.э.), хазар (IV - V вв), болгар (V - VIII вв.), авар (VI - VII вв.), венгров (VII - X вв.), печенегов (VIII - X вв.), половцев (IX - XIII вв.).

К концу VI в., ко времени закрепления древних славян на вновь занятых территориях, относится формирование основных союзов славянских племен. Согласно Повести временных лет таких союзов насчитывалось свыше десяти. Большинство самоназваний племен связаны с местами и условиями их обитания. Так, на обширных равнинах Приднепровья проживали поляне; в лесах - древляне; осевшие по Двине и ее притоку Полоте - полочане; проживавшие в болотистой местности между Припятью и Двиной славяне получили название дреговичи (возможно, от дрега - болото), от реки Буг произошло название племени бужан.

Среди восточнославянских племен известны также словене, основавшие Новгород на озере Ильмень; северяне, проживавшие по Десне; вятичи, расселившиеся вдоль течения Оки; тиверцы (нижнее течение Днестра), радимичи (бассейн р. Сож), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги) и др. У различных славянских племен складывались свой диалект, особенности организации общественной жизни, хозяйственной деятельности, бытовой и духовной культуры. Большое влияние, прежде всего, на хозяйственную деятельность, оказывали условия проживания: на открытых равнинах и степных пространствах получило развитие скотоводство, в лесных районах - охота, бортничество (сбор дикого меда), вблизи рек - рыболовство. Широкое развитие получили ремесла - гончарное, кузнечное, а также домашняя промышленность - ковроткачество, изготовление холста и пошив одежды, шорное и скорняжное дело. Однако основным видом хозяйственной деятельности являлось всѐ же земледелие.

Наиболее распространѐнными возделываемыми культурами были зерновые (рожь, овес, ячмень, гречиха), бобовые (горох, бобы). Выращивали также коноплю и лен. Славянам были известны и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Славяне имели достаточно развитую земледельческую культуру, собственные приемы и методы ведения земледельческих работ. На степных пространствах получило развитие переложное земледелие: участок использовался в течение 2-3 лет, затем оставлялся.

В лесных и лесостепных районах господствовало подсечно-огневое земледелие: участок предварительно освобождался от деревьев путем вырубки, выкорчевывания и выжигания леса. Зола от сгоревших деревьев способствовала усилению плодородия почв. После 2-3 летнего использования участок также оставлялся и для посевов освобождался новый. В VII в. н. э. у восточных славян складывается двухпольная система севооборота, предусматривающая разделение земельного участка на две половины и их поочередное использование. К концу VIII в. двухполье практически повсеместно было вытеснено трехпольной системой севооборота, при которой имело место чередование пара, озимых и яровых культур, что способствовало более медленному истощению почвы.

По некоторым данным, с VIII в. славяне практиковали унавоживание почвы, что способствовало увеличению продуктивности земледелия. Славяне использовали довольно широкий арсенал земледельческих орудий различного назначения: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, жернова. В VIII - IX вв. появился плуг с железным лемехом, а в лесных зонах - соха. И плуг и соха с незначительными изменениями просуществовали в русской земледельческой культуре вплоть до ХХ в. В качестве тягловой силы использовался скот.

Переход к более передовым системам земледелия, использование плуга и сохи позволили увеличить производительность сельскохозяйственного производства, способствовали интенсификации труда и появлению излишков, что, в свою очередь, напрямую отразилось на уровне экономического развития земледельческого хозяйства восточных славян. Основу социальной организации составляла община (вервь) - объединение людей, основанное на совместном ведении хозяйственной деятельности. Общинные традиции, сохранившиеся вплоть до ХХ в., стали одной из фундаментальных основ русской культуры и цивилизации, что объяснялось не только менталитетом и особенностями религиозных воззрений, но и вполне объективными причинами: тяжестью и большим объѐмом земледельческих работ, требовавших приложения усилий большого коллектива, необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли.

Община выступала в качестве основной административной единицы: на общинных сходах решались наиболее важные правовые, военно-политические и хозяйственные вопросы. Первоначально повсеместно господствовала родовая община, представлявшая собой объединение больших патриархальных семей на основе кровнородственного признака, для которого характерно было равенство всех его членов, наличие общинной собственности, совместное ведение хозяйственной деятельности и равное распределение продуктов труда. По мере расширения ареала обитания, увеличения численности членов общины, и, главное, интенсификации земледельческого труда, родовая община приходит в упадок: всѐ большую самостоятельность получают малые семьи. К концу VIII в. на смену родовой приходит соседская община, объединявшая хозяйства малых семей. Члены соседской общины совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Малые семьи вели самостоятельную хозяйственную деятельность и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда. В дальнейшем, семейная собственность стала основой для формирования частной собственности. Неравномерность развития отдельных малых хозяйств, так или иначе, способствовала расслоению общинников и появлению групп наиболее зажиточных и беднейших членов общества. В результате формируется господствующий слой, пополнявшийся первоначально за счет представителей родовой знати, занятой в управлении отдельными племенами. Политический строй догосударственного периода славянской истории эволюционировал от общинных (вечевых) традиций до режима военной демократии.

Если на начальном этапе управление делами племени осуществлялось общим собранием его членов - вече, - то впоследствии руководящая роль стали сосредотачиваться в руках отдельных личностей - старейшин, вождей. Военная демократия подразумевала наличие по главе восточнославянских племен военачальников, т. е. князей, главной задачей которых была организация защиты земель общины и ее жителей от внешних врагов. Князья руководили дружиной, т.е. военными отрядами, состоявшими из свободных общинников. Власть князя первоначально была номинальной и не выходила за рамки функций военного вождя.

При этом вожди избирались или заменялись всем обществом. Частые конфликты между племенами за земельные угодья, постоянные нападения соседних племен на славянские земли способствовали возрастанию роли и значения князя и его дружины. Необходимость отвлечения от сельскохозяйственных работ для ведения боевых действий негативно сказывалось на эффективности труда, поэтому дружинники постепенно порывали с земледельческим производством и становились как бы профессиональными военными. Со временем дружина превратилась в специализированный военный отряд, подчинявшийся непосредственно князю. Пользуясь главенствующим политическим положением, вожди занимали обширные, наиболее плодородные земли, также обогащаясь за счет захватнических походов на соседние племена.

Князья и дружинники образовывали военно-служилую знать, превратившуюся постепенно в политически и экономически господствующий социальный слой (позже класс, сословие). С течением времени князья стали выполнять не только военные, но и управленческие, судебные функции в том или ином племени и его поселениях. Славяне образовывали как постоянные, так и временные поселения на свободных землях. Основной вид жилища - полуземлянка с бревенчатыми или нередко камышовыми крышами. Как правило, в целях безопасности славяне устраивали свои жилища на островах, по высоким берегам рек. С VIII в. у восточных славян получили развитие укрепленные поселения - «грады» (от «городить», «огораживать»), ставшие основой для возникновения первых городов. Среди наиболее древних славянских городов, упоминаемых в Повести временных лет, можно назвать Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Полоцк и др. Наличие большого числа городов объясняет одно из названий восточнославянских земель - Гардарика (страна городов), бытовавшее среди скандинавских племен IX - XII вв. Первые города являлись не только укрепленными крепостями, за стенами которых население укрывалось во время набегов, но также и центрами ремесленного производства, культурной жизни.

В них, как правило, концентрировалась племенная знать, воинские дружины, ремесленники, торговцы, что способствовало дальнейшему расслоению общества. Жилища в городах - деревянные дома, более прочные и добротные, чем сельские избы. Немногочисленные улицы благоустраивались: на землю укладывались деревянные настилы, позволявшие свободно передвигаться в сырую погоду. Города стали центрами международной торговли. В силу своего географического положения восточнославянские земли являлись местом пересечения важнейших торговых путей.

Наиболее важным из них был широко известный еще с VI в. великий водный торговый путь из «варяг в греки» - путь из Скандинавии в Византию, который проходил почти через всю территорию расселения восточнославянских племен и устанавливал связь восточных славян с греческими причерноморскими колониями, а через них - с Византией. Путь шел с севера на юг, от Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов и озеру Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра и далее по Днепру к Черному морю. Товарооборот на этом пути был огромным: из скандинавских стран вывозили железную руду, моржовую кость, изделия из китовой кожи, оружие; из стран Западной Европы - предметы роскоши и вино; из Прибалтики - янтарь; из Византии - вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги, предметы искусства. Другой международный речной путь «из варяг в персы», проходивший по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских булгар и через Хазарский каганат в Каспийское море, устанавливал связь со Средней Азией и арабским миром. Славянские племена являлись поставщиками разнообразных мехов («мягкого золота»), льна, меда, воска, кож, смолы, хлеба, предметов ремесленного производства, оружия.

Необходимо подчеркнуть, что торговые пути играли важную роль не только в процессе укрепления международных торговых отношений, но и способствовали культурному обмену между двумя цивилизационными центрами - Востоком и Западом, - обогащая русскую культуру элементами этих двух разных архетипических комплексов, что в последствии во многом определило своеобразие и уникальность собственно русской цивилизации. Особенности материальной и духовной культуры восточнославянских племѐн во многом объяснялись условиями их обитания. Кроме собственно этнической специфики в одежде, головных уборах, во внешнем виде жилища, можно проследить влияния народов, с которыми контактировали славяне. Сходная ситуация сложилась и в лингвистической культуре, в которой присутствуют элементы различных языковых групп.

Характерные особенности организации общественной жизни в условиях общины (патриархальный уклад, традиционные формы судопроизводства и права и т.д.) сближают славян с другими народами, находившимися на уровне родового строя. Вместе с тем, восточнославянские племена имели духовную культуру, отличавшуюся уникальной мифологией, религиозными воззрениями, фольклором. Религией восточных славян было язычество, подразумевавшее политеизм и наличие множества культов.

Наиболее ярко проявился природный культ, выражавшийся в обожествлении сил природы. Среди множества божеств наиболее почитаемыми были бог огня и неба - Сварог, бог грозы - Перун, бог солнца - Ярило, бог ветра - Стрибог. Особенности хозяйственной деятельности объясняют широкое развитие культа Рода и рожениц - бога и богинь плодородия, Велеса - бога скотоводства, Мокоши - богини плодородия и ткачества. В честь наиболее почитаемых богов совершались различные обряды, в том числе жертвоприношения. Каждое из восточнославянских племен имело своего бога - покровителя, наиболее почитаемого из всего пантеона.

Помимо природного культа в славянской культуре сложился особый культ предков, погребальный культ. В славянской религиозной культуре нашел отражение анимизм (вера в духов), который, в соединении в природным культом, способствовал появлению целого ряда мелких духов и божеств, населявших определенную природную среду: водяные, лешие, русалки. Некоторые духи выполняли охранительные функции (домовой), другие - представляли собой нечистую силу (упыри). Получил распространение тотемизм - вера в животных-первопредков. Особенно почитались такие животные и птицы, как медведь, конь, лебедь, орѐл, сокол.

Изображения животных использовались для отпугивания нечистой силы и сохранились до наших дней на гербах. Широкое распространение получил фетишизм, основанный на наделении сверхъестественными силами неодушевленных предметов, выразившийся, прежде всего, в традициях идолопоклонничества. На местах совершения религиозных культов - капищах - устанавливались деревянные или каменные идолы (кумиры) - изображения божеств, к которым обращались во время проведения религиозных обрядов. Магия и связанные с ней ритуалы также получили широкое развитие в славянской среде, в том числе лечебная, охранительная, любовная и т.д. Годовой цикл языческих праздников был построен по солнечно- хозяйственному принципу: главные праздники были приурочены к основным положениям солнца - зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию, которым отвечали основные циклы сельскохозяйственных работ.

Жречество как особый закрытый социальный слой в славянской культуре не сложилось: в организации и проведении культа значительную роль играли «ведуны», т.е. знающие люди - волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Восточные славяне на ранних этапах существования не имели сложившейся письменной системы, поэтому основной формой передачи культурной информации оставалась устная традиция. Славяне развивали собственную мифологию, раскрывавшую особенности миросозерцания и мировосприятия народа. Широко развиты были песенный и повествовательный жанры. Итак, восточнославянские племена во второй половине I тыс. н.э. представляли собой сложившуюся этническую общность, отличавшуюся уникальной хозяйственной, материальной и духовной культурой.

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.

Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.

До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.

Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.


Норманская теория . По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

На вопрос Проблема этногенеза восточных славян заданный автором Полина Александровна лучший ответ это В любом учебнике по истории России с древнейших времен.. . разбирается эта проблема.. .
Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, ка-заки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера - Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга - Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, ко-торая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных ле-сов) . Климат умеренный.
Предыстория восточных славян начинается с III тыс. до н. э. Племена про-тославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балка-но-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.
Следующим этапом было расселение "трипольских" племен - III тыс. до н. э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.
Историческим центром восточного славянства издавна было Среднее Поднепровье, где проживали поляне. Их восточными соседями были северяне, далее находились земли радимичей, вятичей. К западу от полян проживали древляне и дреговичи. Западные пределы расселения восточнославянских племён достигали Прикарпатья, где проживали белые хорваты, и р. Западный Буг, вдоль течения которой простирались земли волынян. Северную группу восточнославянских племён составляли кривичи, полочане и новгородские сяовене. Пределы их расселения охватывали Верхнее Поволжье, просторы Валдая, побережье Западной Двины, бассейн Ильменя и Чудского озера. В междуречье Днестра и Дуная, на юго-западе Причерноморья, проживали тиверцы, соседями которых к востоку от Днестра были уличи.
Хозяйство восточных славян основывалось на земледелии. Славяне выращивали просо, ячмень, пшеницу, рожь. Знали они также бобы, горох, лён и прочие культуры, в частности гречиху. Наряду с земледелием важное место в хозяйстве занимало животноводство. Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Высокого уровня и восточных славян достигли различные ремёсла. В отдельные отрасли довольно рано выделились добыча железной руды и обработка железа. Выплавляли его в специальных горнах, сооружённых из глины. Переработка железа в готовые изделия осуществлялась в кузницах. С помощью кузнечных инструментов здесь изготавливались разнообразные сельскохозяйственные орудия труда, деревообрабатывающие инструменты, бытовые изделия, оружие. В быту славяне широко использовали глиняную посуду. В XVI-XVII вв. основные виды посуды - горшки, миски, сковородки - изготавливались вручную в домашних условиях и обжигались на открытом огне. Развитие земледелия, специализа­ция ремесленного производства способствовали формированию в славянском обществе обмена и торговли.
Но протяжении VIII-IX вв. у восточных славян образовались первые территориально-политические объединения - союзы племён, бывшие своеобразными зародышами государств. Верховным органом плененного самоуправления у славян было вече. Дальнейшее развитие родоплеменной организации предопределяло появление сперва выборной, а затем наследственной княжеской власти. Так возникли племенные княжения.
На рубеже VIII-IX вв. у восточных славян формировались основы государственности. На страницах византийских и европейских хроник начали появляться упоминания о русах, стране русов, которую возглавляет каган, или царь.