Как усмиряли чечню красные. Xx

Самая большая трагедия чеченского народа развернулась, когда в Кремле утвердился кавказец Иосиф Сталин. Его жестокая национальная политика привела к тому, что народы Кавказа, прежде поддержавшие власть Советов, стали ее самыми непримиримыми противниками. Одним из самых ярких лидеров чеченского сопротивления сталинскому режиму является писатель и публицист Хасан Исраилов, с кучкой повстанцев бросивший вызов огромной машине террора.

Путь чеченского комсомольца

Хасан Исраилов известен также, как Хасан Терлоев, по псевдониму, взятому им по названию своего тейпа. Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: 1903 год - по характеристике НКГБ СССР, 1907 год - по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе 1943 дневник Исраилова, 1910 год - по сведениям чеченского историка Абдурахмана Авторханова.

Родился он в селении Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев он был самым младшим. Примечательно, что он получил и исламское, и светское образование. В 1929 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. В том же году, уже будучи комсомольцем, вступил в ряды ВКП(б).

Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Писал преимущественно стихи и пьесы. В силу своей профессии и внутренней потребности рассказать внешнему миру правду, насколько это возможно при советских условиях, Исраилов сделался постоянным корреспондентом московской «Крестьянской газеты ».

Как пишет Авторханов, статьи Исраилова в «Крестьянской газете », сильные по аргументации и резкие по духу, имели только одну тему: как местные советские и партийные чиновники притесняют чеченский народ. Под видом защиты общесоветских законов от местных исполнителей Исраилов умело критиковал эти самые законы на конкретных примерах и людях. Конечно, такая «писательская карьера» не могла быть успешной и безнаказанной.

По инициативе местных чекистов весной 1931 года Хасан Исраилов был арестован и «за контрреволюционную клевету», «за связь с бандой» и осужден на 10 лет. Через три года, после энергичного вмешательства «Крестьянской газеты » и после того, когда выяснилось, что некоторые из чиновников, которых Исраилов критиковал как «грабителей и взяточников», оказались ими и на самом деле, Исраилов был освобожден и даже восстановлен в партии.

После своего освобождения Исраилов уехал в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ) - заведение Коминтерна, действовавшее в столице с 1921 по 1938 годы. Этим временем вышли две книги его художественных произведений, написанных в тюрьме.

Переход в оппозицию

Но Исраилов постепенно отходит от поэзии и переходит к активной политической деятельности. Уже, будучи в Москве, совместно с другими чечено-ингушскими работниками Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, Магомедом Мамакаевым, Шамсудином Айсхановым и Хасан-Беком Гелагаевым, он подает заявление Советскому правительству.

В заявлении указывается, что продолжение нынешнего курса советской политики, начавшей наступление на религию и национальное наследие чеченского народа, неминуемо приведет к всеобщему народному восстанию. Поэтому Исраилов и его соратники требовали смены курса и снятия с постов первого секретаря обкома ВКП(б) республики Егорова и народного комиссара внутренних дел Раева.

Советское правительство пересылает заявление для «проверки» на место. Все кончается обычным результатом: арестом Исраилова и его друзей. Когда же в начале 1939 года Раев и Егоров были арестованы как «враги народа», Исраилова вновь освобождают. Его вызвали в обком к новому секретарю обкома Быкову и предложили подать заявление, чтобы восстановиться в партии. Заявление он, действительно, прислал, но совершенно другого содержания:

«Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям - то, как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа».

«Я слишком хорошо понимаю, - продолжает Исраилов, - что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг».

«Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы », - заключил он.

Начало восстания

Вдохновленный примером финнов, сопротивлявшихся СССР, Хасан Исраилов в январе 1940 года начинает восстание против сталинского режима. В первые же дни оно имело успех. К началу февраля 1940 года Хасан Исраилов уже овладел Галанчожем, Саясаном, Чаберлоем и частью Шатоевского района. Повстанцы вооружались за счет разоружения и разгрома карательных отрядов.

После очищения большинства горных районов от большевиков был созван вооруженный народный съезд в Галанчоже и объявлено провозглашение «временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии» во главе с самим Хасаном Исраиловым.

Заключение советско-финского договора было сильным моральным ударом по движению Исраилова. Однако он не терял надежды, что будет поддержан не только другими народами Кавказа, что в начавшейся мировой войне Сталин погибнет под ударом объединенных сил демократических держав.

В своих воззваниях к народу Исраилов пророчил именно такой исход войны. Когда началась советско-германская война, разумеется, размах и масштаб восстания Исраилова разрослись. 28 января 1942 года Исраилов учредил «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ), ставившую себе целью создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа.

А в феврале 1942 года, то есть, когда еще немцы находились у Таганрога - в 500 километрах от Чечено-Ингушетии, чеченский юрист Майрбек Шерипов, брат известного революционера и национального героя Чечни Асланбека Шерипова, поднял восстание в Шатое и Итум-Кале и присоединился к Хасану Исраилову.

Обвинение в связях с немцами

Абдурахман Авторханов в своей книге «Народоубийство в СССР » пишет: «Когда, в связи с войной, усилилось существовавшее беспрерывно уже два десятка лет партизанское движение в горах Чечено-Ингушетии, советская власть решила, что чеченцы и ингуши имеют связь с немцами ». Данный поворот событий оказался роковым не только для чеченцев и ингушей, но и для других народов Кавказа.

Примечательно, что в отличие от прежних кавказских восстаний во главе с имамами и кадиями, это движение возглавлялось чеченской интеллигенцией новой волны - писателем Хасаном Исраиловым и юристом Майрбеком Шериповым. Это обстоятельство, что теперь во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стали люди с большим образованием и политическим кругозором, дало НКВД повод строить свою лживую версию о том, что чечено-ингушским партизанским движением руководят немцы.

Однако достаточно указать на тот общедоступный для проверки факт, что, находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это делалось везде, где проходил фронт.

Но главное - восстание Исраилова началось еще зимой 1940 года, то есть еще тогда, когда Сталин находился в союзе с Гитлером.

Ни большевикам, ни нацистам

Тем не менее, Исраилов пытался воспользоваться военной ситуацией так, как это было логично сделать в ситуации нападения на его противника третьей силы. Он предлагал воспользоваться борьбой гитлеровского режима против большевизма для освобождения всего Кавказа и объявления его полной независимости.

Тогда был создан объединенный военный штаб повстанцев и соответственно реорганизовано повстанческое правительство. Мятежники через своих представителей пытались донести до немцев, что если только «освобождение Кавказа будет заключаться в замене одних колонизаторов другими, то для кавказцев это явится лишь новым этапом продолжающейся национально-освободительной войны».

Таким образом, лидеры восстания предельно четко дали понять, что они не собираются быть ни под властью большевиком, ни под властью нацистской Германии, и что их конечной целью является именно независимость Кавказа от каких бы то ни было мировых держав. Но и этого факта сталинскому режиму хватило не только для обвинения повстанцев в пособничестве немцам, но и в бомбежках горной части Чечни и Ингушетии в 1942 году.

Эти бомбежки в горах Чечено-Ингушской республики привели к огромному количеству жертв среди женщин, детей и стариков. Как пишет Авторханова, в аулах Шатоя, Итум-Кале и Галанчожа жителей, убитых воздушной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами большевиков, числилось больше, чем оставшихся в живых. Найти там не раненого человека было редкостью. И это при том, что немцы ни разу не вступали на чечено-ингушскую территорию.

Трансформация чеченского сопротивления

Стоит отметить, что характерной чертой повстанческо-партизанского движения Чечено-Ингушетии того времени являлось то, что, вместо бывших духовных авторитетов - имамов и шейхов, во главе его постепенно становились люди чисто светские и политически вполне разбирающиеся во всех тонкостях как советской колониальной политики на Кавказе, так и ее империалистическо-экспансивных устремлениях в мировом масштабе.

Это было связано с тем, что мусульманские народы Кавказа, приветствовавшие вначале Октябрьскую революцию, какосвобождение от гнета царизма, получившие равные права с остальными, со временем начали все больше разочаровываться в советской власти. Когда большевики начали наступление на Ислам, принялись за закрытие мечетей, отмену арабского алфавита, все больше кавказцев, веривших большевикам, начали становиться их противниками.

Среди молодой советской интеллигенции на Кавказе находились те, кто, сознательно отказываясь от соблазнительных перспектив иллюзорной личной карьеры, становились во главе общенационального, беспримерно тяжелого, а в глазах многих и безнадежного дела борьбы за свободу своего истерзанного и погибающего народа. К категории таких молодых национальных вождей чечено-ингушского народа и принадлежали Хасан Исраилов и Майрбек Шерипов.

В случае Майрбека Шерипова примечательно, что он был братом чеченского революционера Асламбека Шерипова, устанавливавшего советскую власть в горах Кавказа. А уже его брат Майрбек Шерипов разочаровался в этой власти и поднял против нее восстание. Но, как бы то ни было, активно выступал против этой власти все-таки не весь народ, а только его часть.

18.10.2011

Эта статья была напечатана в «Независимой газете» в 2000 г. События, о которых идет речь – это восстание русских в Чечне в 1958 г.

«После XX съезда КПСС началась реабилитация и отдельных граждан, и целых народов, пострадавших в годы беззакония. Девятого января 1957 г. председатель президиума ВС СССР Климент Ворошилов подписал Указ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР». «В целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов» представителям этих народов разрешалось вернуться на прежнее место жительства.

Сложному механизму возвращения ингушей и чеченцев власти с самого начала пытались придать планомерный характер. Однако процесс переселения вскоре вышел из-под контроля. Только за 1957 год в автономную республику прибыло свыше 200 тыс. человек, что существенно превышало цифры, предусмотренные четырехлетним планом переселения. Это создавало серьезные проблемы с трудоустройством и обеспечением жильем. К тому же — массовое приобретение оружия, круговая порука, убийства на почве кровной мести, изнасилования, нападения на жителей республики, представляющих другие национальности.

Прибывшие шейхи, муллы и тейповые авторитеты, воздействуя на молодежь в националистическом и религиозном духе, стремились оживить идеи мюридизма и повиновения законам шариата. Это повлекло за собой резкий рост уголовных преступлений среди молодежи. За 9 месяцев 1957 года в Грозном было совершено 22 убийства. Органами милиции привлечено к уголовной ответственности 285 человек. В первой половине 1958 года по сравнению с аналогичным периодом 1957 года в целом по ЧИ АССР количество убийств увеличилось в 2 раза, а случаев разбоя и хулиганства, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения, в 3 раза. По всей республике стали обыденным явлением ссоры из-за домов и приусадебных участков, скандалы и групповые драки с применением холодного и огнестрельного оружия. Так, например, в конце 1957 года в Грозном распространялись антирусские листовки, были зафиксированы и нападения чеченской молодежи на учащихся ремесленных училищ и офицеров Советской Армии.

«Дела совсем плохие, — писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, — приезжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, убивают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а остальные собираются».

И действительно, в результате запугивания, при полном попустительстве республиканских властей в течение 1957 года за пределы ЧИ АССР выехали 113 тысяч русских, осетин, аварцев, украинцев и граждан других национальностей.

Справедливое возмущение населения бесчинствами хулиганских элементов из числа чеченцев, а также неспособность власти реально защитить некоренных жителей спровоцировали русское население Грозного на массовые беспорядки, произошедшие в городе 26 и 27 августа 1958 г., ставшие классическим примером не раз описанного в исторической литературе «русского бунта», отчаянного и жестокого.

Вечером 23 августа 1958 года в пригороде Грозного поселке Черноречье, где преимущественно проживали рабочие и служащие Грозненского химического завода, чеченец Лулу Мальсагов, находясь в нетрезвом состоянии, устроил драку с русским парнем Владимиром Коротчевым и нанес ему ножевые ранения в живот. Чуть позже Мальсагов вместе с другими чеченцами встретили только что демобилизованного из армии рабочего завода Евгения Степашина и несколько раз ударили его ножом. Ранения Степашина оказались смертельными, а Коротчева удалось спасти.

Слухи об убийстве двадцатидвухлетнего русского парня быстро разнеслись среди рабочих завода и жителей Грозного. Несмотря на то, что убийца и его сообщники были сразу задержаны милицией, реакция общественности была необычайно бурной, особенно среди молодежи. Стали раздаваться требования сурово наказать убийц.

25-26 августа проститься с погибшим в поселок Черноречье прибыло много людей, требовавших публичной казни убийц Степашина. Многие из числа собравшихся у гроба погибшего настаивали на необходимости проведения траурного митинга с участием руководства обкома и горкома КПСС, Совета Министров ЧИ АССР. Однако по указанию того же обкома проведение какого-либо митинга разрешено не было. Тем не менее на территории химического завода и в Черноречье появились объявления о якобы предстоящем траурном митинге, организуемом в связи с убийством рабочего Степашина.

Но и в обкоме, и в горкоме партии не сочли нужным вступать в полемику с горожанами и давать им какие-либо объяснения. Власть отгородилась от возмущенного народа кордоном милиции, которой было дано указание не допустить траурную процессию к зданию обкома КПСС.

Однако толпе вместе с гробом убитого удалось достичь своей цели. Примкнувшие к жителям Черноречья большие группы грозненской молодежи опрокинули несколько автомашин, выставленных в качестве заграждения, и демонстрация хлынула на площадь Ленина, где начался траурный митинг.

Между тем некоторые из митингующих предприняли попытку проникнуть в здание обкома, и в 19 часов 30 минут им это удалось. Группа молодежи ворвалась в обком и попыталась силой вытащить на площадь председателя Совета Министров ЧИ АССР Гайербекова, второго секретаря обкома КПСС Чахкиева и других работников. С большим трудом сотрудникам КГБ и МВД удалось изгнать из обкома прорвавшихся туда демонстрантов и задержать наиболее активных из них.

Для успокоения собравшихся на площадь все же вышли секретари обкома партии Г.Я. Черкевич, Б.Ф. Сайко, секретарь горкома А.И. Шепелев. Однако вместо обстоятельного разговора о волнующих людей проблемах они выступили с призывом прекратить беспорядки. В ответ из толпы послышались возгласы: «Вон чеченцев из Грозного», «Пусть к нам приедет Н.С. Хрущев, мы с ним поговорим», «Да здравствует Грозненская область!» и т.п.

Толпа все прибывала и прибывала. Со столов организованного накануне книжного базара стали свободно выступать все желающие. Митингующие стали нападать на военные и милицейские автомашины и откатывать их вместе с солдатами на прилегающие к площади улицы. Были остановлены и избиты два чеченца, проезжавшие мимо на мотоцикле. В окна обкома полетели первые камни.

К 23 часам к месту митинга прибыло еще несколько машин с солдатами местного гарнизона, которым вместе с милицией удалось рассеять толпу и задержать 41 активного участника беспорядков. К половине второго ночи на площади был полностью восстановлен порядок.

Однако еще вечером 26 августа среди собравшихся распространился слух о том, что в 9 часов утра на том же месте состоится новый митинг, на котором якобы должны выступить срочно прилетевшие из Москвы члены Советского правительства и ЦК КПСС.

На следующий день в 7 часов утра недалеко от здания обкома стали появляться группы горожан, главным образом женщины, которые наперебой обсуждали вчерашние события и выражали явное недовольство задержанием активистов митинга. Появились даже листовки, призывающие к возобновлению акции протеста. В одной из таких листовок говорилось: «Товарищи! Вчера проносили мимо обкома гроб товарища, зарезанного чеченцами. Вместо того чтобы принять соответствующие меры по отношению к убийцам, милиция разогнала демонстрацию рабочих и арестовала 50 человек ни в чем не повинных людей. Так давайте же бросим работу в 11 часов и пойдем в обком партии с требованием освободить товарищей!»

К 10 часам утра около здания обкома собралась толпа — около 2 тысяч человек. Наступил критический момент, когда люди подошли вплотную к зданию обкома, разорвали кольцо оцепления из солдат и милиционеров и стали ломиться в двери центрального входа.

Вскоре навстречу митингующим вышли секретарь Грозненского горкома партии Шепелев и председатель горисполкома Брыскин, которые тут же были схвачены толпой и препровождены к памятнику Ленина, где была сооружена импровизированная трибуна. Но ни Шепелеву, ни Брыскину выступать не дали. Народ хотел, чтобы на этот раз власти предержащие сами выслушали его мнение.

К полудню на площади Ленина скопилось около 10 тысяч человек. Выступающие настойчиво повторяли свои требования — освободить товарищей, арестованных накануне. Над головами людей из динамиков слышались призывы: «Освободите арестованную молодежь!», «Вышлите чечен из Грозного!» К 14 часам часть толпы в количестве более тысячи человек подошла к зданиям КГБ и МВД республики. Несколько человек проникли на балкон здания МВД и потребовали освободить всех задержанных накануне. Под давлением масс власти пошли на уступки и выпустили всех на свободу.

Другой группе удалось прорваться в здание КГБ и нанести некоторый материальный ущерб: были выбиты стекла, выломаны двери и т.п. Прорыв чекистам удалось быстро ликвидировать, причем без применения оружия.

Разгоряченная толпа моментально обращала свой гнев на любых людей чеченской национальности, появившихся возле площади. Так, во время митинга были захвачены двое чеченцев Матаев и Темиров, которых тут же подвергли избиению. От полученных побоев Матаев вскоре скончался.

Около 15 часов группа демонстрантов, отделившись от основной массы, направилась в сторону Грозненского горкома КПСС. Взломав дверь, люди ворвались в помещение и устроили погром. А спустя два часа митингующие взяли штурмом и здание обкома, где, захватив десяток пишущих машинок, несколько активистов стали печатать листовки и воззвания, которые тут же зачитывались с балкона собравшимся.

Была наспех написана и обращенная к властям резолюция митинга. «Учитывая проявление со стороны чечено-ингушского населения зверского отношения к народам других национальностей, выражающегося в резне, убийствах, насилии и издевательствах, — говорилось в ней, — трудящиеся города Грозного от имени большинства населения республики предлагают:

1. С 27 августа 1958 года переименовать ЧИАССР в Грозненскую область или же в Межнациональную советскую социалистическую республику.

2. Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения.

3. Переселить передовую прогрессивную комсомольскую молодежь различных национальностей из других республик для освоения богатств Грозненской области и для развития сельского хозяйства…»

Один из активистов, шофер автотранспортной конторы, предъявил ультиматум находившемуся в обкоме начальнику местного военного авиационного училища генерал-майору Степанову: либо выйти к толпе и выступить перед ней с заявлением о том, что чеченцы будут выселены из Грозного, либо быть через несколько минут растерзанным.

Взбунтовавшихся в здании обкома попыталась приостановить группа секретарей первичных партийных организаций города и других партийных работников. Однако все они были избиты демонстрантами и выгнаны на улицу.

Захватив в обкоме знамя, часть толпы численностью в 500 человек направилась на штурм главпочтамта. Ворвавшись в здание, демонстранты потребовали связать их с Москвой.

Не сумев дозвониться до Москвы, толпа направилась на междугородную телефонную станцию. При попытке проникнуть внутрь был убит охраной рабочий химзавода Андрианов и еще 2 человека получили ранения. Под угрозой насилия телефонисты все же организовали активистам митинга связь с приемной Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева. В 23 часа группа демонстрантов с красным знаменем направилась на Грозненский вокзал и задержала отправление поезда «Ростов-Баку». Люди ходили по вагонам и просили пассажиров рассказать жителям других городов, что «в Грозном чеченцы убивают русских, а местные власти не принимают никаких мер». На внешней стороне вагонов появились надписи: «Братцы! Чеченцы и ингуши убивают русских. Местная власть поддерживает их. Солдаты стреляют по русским!»

Около полуночи на станции появились войска, но участники митинга забросали их камнями. В ход пошли приклады. Вскоре толпу все же удалось рассеять, а поезд отправить по назначению. Одновременно войсковым подразделениям удалось навести порядок на площади у здания обкома.

На следующий день органами милиции и госбезопасности начались интенсивные розыски активных участников беспорядков. Каждый день происходили все новые и новые аресты, число которых перевалило за сотню. В течение ближайших двух месяцев местный суд едва успевал оглашать приговоры: от года условно до 10 лет лишения свободы. Среди статей обвинения у 91 осужденного фигурировала статья 59-2 (массовые беспорядки). Так расправлялась власть с теми, кто посмел усомниться в правильности ее курса.

Но жестокие репрессии активистов массовых выступлений в Грозном не оказали ожидаемого устрашающего воздействия. Так, спустя несколько дней после беспорядков на организованном парткомом одного из предприятий митинге, где предполагалось заклеймить позором «антисоветские и шовинистические» действия 26 и 27 августа, один из выступающих рабочих заявил: «Рабочий класс города правильно поднялся, контрреволюционеры были не на площади, контрреволюционеры сидели в обкоме КПСС…»

Эти слова еще раз наглядно свидетельствуют о том, в чью именно сторону был обращен народный гнев жителей Грозного в течение двух августовских дней 1958 года.

В силу своей идеологической зашоренности и центральная, и местная власти не смогли объективно оценить причины вспышки народного гнева. С самого начала выступления трудящихся масс трактовались как действия «хулиганствующих и уголовных элементов под шовинистическими и антисоветскими лозунгами». Даже в ходе последующего разбирательства ни один из следователей не поинтересовался у арестованных, что именно толкнуло народ на демонстрацию. Власть волновало только одно: кто писал, кто ударил, кто призывал…

Коммунистические лидеры таким образом заморозили решение проблем межнациональных отношений в Чечено-Ингушетии, что спустя десятилетия обернулось кровавой драмой.

О. МАТВЕЕВ,
«Независимая газета», N162, 2000 г.

1.Кавказский регион в эпоху позднего средневековья стал объектом одновременного воздействия, а трех империй, каждая из которых стремилась насадить здесь свой «универсальный порядок». С одной стороны исламские Турция и Иран, с другой – Россия, которая начала претворять свои интересы на Кавказском перешейке с XVI в., и закончила во второй половине XIX в. полной победой российского самодержавия на Северном Кавказе.

В 1567 г. при впадении Сунжи в Терек построена русская крепость - Терки, в которой расположился артиллерийский наряд и крупный гарнизон.

Строительство крепости на тогдашней границе расселения чеченцев сопровождалось установлением документально фиксируемых политических связей России с одной из чеченских владельческих фамилий, правивших в Окоцкой земле (Аух) в лице Ушармы-мурзы.

В 1588 г. начинается новый этап в политической истории народов Чечни и всего Северного Кавказа, связанный с дальнейшим утверждением России на Тереке.

С этого же времени так называемые «вольные» терские казаки небольшими «городками» сажаются московским правительством в районе впадения Сунжи в Терек.

Оседлость их начинается значительно позже, ближе ко второй четверти XVII в. До этого казаки жили здесь временно, занимаясь охотой, рыболовством, наемной на службой у терских воевод и грабежом торговых караванов.

Османо-иранские войны и русско-чеченские взаимоотношения в первой половине XVII в. Политическое положение чеченцев в начале XVII в. оставалось сложным.

Население некоторых юго-восточных обществ Чечни вовлекалось в военные предприятия дагестанского шамхала и его союзников, стремившихся ликвидировать царские крепости на Тереке и Койсу (Сулак).

Позиция других чеченских обществ, в основном восточной и центральной частей края, была, по-видимому, благоприятной для России.

Надо отметить, что национальные интересы России в тот период не требовали проведения активной политики на Кавказе.

К концу 30-х - началу 40-х гг. XVII в. закончился определенный этап в политической истории народов Северного Кавказа, связанный с подписанием ирано-турецкого мирного договора (Забарский мир 1639 г.), разделявшего сферы влияния великих держав на Кавказе. Завершалась, таким образом, серия ирано-турецких войн, тянувшаяся свыше столетия, с начала XVI в.

К оформлению политических связей с великими державами в середине второй половины XVII в. стремились многие чеченские «вольные» союзы обществ - «землицы».

Одна из них - Мичкизская «землица» в восточной части Чечни, насчитывавшая 36 аулов в 1647 г. принесла так называемую «присягу подданства» России.



Мирные соглашения Москвы с чеченцами в этот момент были тем более важны, что основные наличные силы Терского города - служилые чеченцы-окочане, татары и черкесы, стрельцы и казаки - были привлечены в 1645-1647 гг. к участию в военных действиях на стороне России против Крымского хана на Дону.

Образование Чеченского княжества (1650 г.) .Чечня в международных отношениях на Кавказе во второй половине XVII в. Важным событием политической жизни Чечни середины XVII в., имевшим большое значение для дальнейшей истории народа, было образование на ее территории крупного феодального владения - Чеченского княжества.

В 40-х гг. XVII в. в низовья Аргуна на развалинах старого поселения, возник аул Чечен («Ча-чан»), ставший центром Чеченского владения.

Несколько позже, в 1650 г. из состава Эндирейского княжества выделилась этническая группа брагунцев («бораган») во главе со своими феодалами. Они ушли из Эндирея и поселились в районе слияния Сунжи и Терека, основав аул Брагуны. Так началась история Брагунского владения в Чечне.

В 1658 г. «чеченские» владельцы Турловы заявили себя «вассалами» русского царя.

Но все это носило еще сугубо формальный характер, пока не разразился русско-иранский конфликт по поводу Сунженского острога.

В начале 50-х гг. XVII в. политическая обстановка на Северном Кавказе и в Чечне была серьезно осложнена русско-иранским конфликтом. Основные военные события проходили на Сунже и Тереке, в современных границах Чечни.

В начале 1651г. русское правительство возобновило Сунженский острог в районе слияния Сунжи и Терека и расставило в междуречье казачьи городки таким образом, чтобы поставить под контроль терских воевод торговые пути, броды и переправы, по которым осуществлялись экономические и политические связи Ирана, Дагестана, Чечни с Кабардой, Черкесией, Крымом и турецкими крепостями на черноморском побережье.



Относительные успехи иранских шахов и его сторонников на Северном Кавказе не изменили коренным образом политическую ситуацию здесь в их пользу.

Иранское влияние в Дагестане и частично в Чечне имело место, но и российская внешнеполитическая ориентация сохраняла свою силу.

2.В рассматриваемое время чеченцы, жившие на равнине и в горах, в большинстве своем вели интенсивное земледельческое хозяйство, часто меняли свои пахотные земельные участки, чего, как правило, требовала переложно − залежная система земледелия. В Чечне широко применялось орошение не только в горах, но и на равнине. В горах террасы орошались с помощью подводимых к ним арыков. В равнинной же части Чечни горцами проводились от речек водопроводные каналы, по которым во время засухи они пускали воду на засеянные разными зерновыми культурами участки земли.

Часть населения его из-за малоземелья переселилась на равнину. Однако были и такие горные общества в Чечне, в которых довольно хорошо было развито хлебопашество.

XVIII век в развитии земледелия для равнинной Чечни был переломным пе­риодом. К этому времени заселение чеченцами плодородных равнинных земель в основном завершилось, в результате чего изменился и характер ведения хозяй­ства. Выросли производительные силы, развивались во всех обществах Чечни торговля и обмен. Поселившись на равнинных землях, чеченцы стали все более уверенно втягиваться в торгово-экономические связи с Россией и соседними северокавказскими народами. В этих условиях, естественно, основной отраслью хозяйства для большинства населения становится земледелие (хлебопашество).

Известно, что равнинная Чечня в XVIII в. была поставщиком хлеба не только для горных райо­нов Северо-Восточного Кавказа, но и вывозила его за границу.

У равнинных чеченцев земледелие велось с применением основных систем полеводства: залежной, подсечной и плодосеменной. Горцы осуществляли полив полей, для чего строили специальные оросительные каналы. Система земледелия у чеченцев была разнообразной: в горных и предгорных районах существовала трехпольная система, в то время как для равнинной зоны основной системой оставалась двухпольная.

В способах обработки земли у чеченцев преобладали некоторые особенности: вносили удобрения (золу, перепревший навоз, птичий помет и др.)

Наибольшее разнообразие используемых орудий земледелия наблюдается в равнинной части Чечни.

После земледелия, скотоводство также являлось у чеченцев основным занятием. В рассматриваемое время в Чечне преобладало разведение крупного рогатого скота. Это было связано с оседлым типом земледельческо-скотоводческого ведения хозяйства. Скот являлся рабочей силой для обработки пахотной земли, перевозки грузов и людей и давал удобрение для полей. Наибольшее значение в хозяйственном отношении имели волы, являвшиеся у горцев основным видом рабочего скота.

Скотоводство обеспечивало сырьем большую часть обрабатывающей промышленности, изготовлявшей необходимую одежду, обувь, постельные принадлежности и т.д. К тому же продукты скотоводства имели хороший сбыт на рынке.

Большое значение имела кожа крупного рогатого скота, из которой изготовлялась обувь, конская сбруя. Изделия из кожи крупного рогатого скота, а также сыромятную кожу чеченцы продавали за пределы своего района, рога домашних животных использовали для изготовления рукояток ножей, кинжалов, шашек и других костяных поделок.

Скот служил также мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, уплате калыма, штрафе за кровь, увечье, бесчестье и т.д. По чеченским адатам, как и по адатам соседних горских народов, при торговых сделках или за преступление расплачивались скотом. Герои исторических легенд и преданий или сами пасли стада или, так или иначе, были связаны со скотоводством.

В разных географических зонах − горной (высокогорной) и равнинной (предгорной) − развитие скотоводства в чеченских обществах шло неравномерно. Так, например, крупный рогатый скот местные жители разводили в горах меньше, чем мелкий рогатый скот. Быков содержали столько, сколько требовалось для полевых работ, и оценивались они высоко. С переселением на равнины горцы стали широко пользоваться пастбищами по рекам Сунжа и Терек вплоть до самого Кизляра. Наряду с земледелием для развития скотоводства равнинные пастбища использо­вали и живущие в горах чеченцы. Только в летние месяцы скот пасли в горах, а на все остальное время его перегоняли на равнины. Эти пастбища служили основной кормовой базой для развития скотоводства.

В горных обществах условия хозяйственной жизни чеченцев существенно отличались от равнинных. Как известно, с переселением горцев на равнину создаются возможности для освоения свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счет расширения кормовой базы. Скотоводство на равнине тоже приносило излишки мяса, молока, масла, сыра и т.д., а также кожу и шерсть для одежды. Развитие скотоводства явилось важным условием развития земледелия, поскольку для последнего крайне необходимо была тягловая сила, особенно ввиду применения в земледелии громоздкого деревянного плуга.

В основе развития скотоводства у чеченцев лежала отгонная система хозяйства. Годовой цикл отгонной системы начинался, как правило, весной, ког­да скот выгоняли из зимних стоянок на пастбища. Степи Предкавказья представ­ляли ценные пастбища в весенние, осенние и даже в зимние времена, так как в малоснежные теплые зимы скот мог добывать себе подножный корм до самого декабря месяца включительно.

Наличие в Чечне зимних и летних пастбищ давало горцам возможность расши­рять отгонное животноводство.

Одной из самых древних, продуктивных и наиболее развитых отраслей хозяй­ства чеченцев является, наряду со скотоводством (крупный рогатый скот), − овцеводство. Овцеводство носило у че­ченцев массовый характер. Овцы требовали меньше ухода, чем крупный рогатый скот, были менее прихотливы к корму, их можно было пасти круглый год на скло­нах гор.

На протяжении столетий мелкий рогатый скот давал горцам все необходимые мясомолочные продукты, а также сырье для изготовления одежды и обу­ви и других предметов быта. Из овечьего молока горцы делали сыр. Горский сыр был хорошего качества, хотя и несколько солоноват. Овцы являлись у чеченцев главным их богатством. Они обменивали их у равнинных горцев и даже у соседних народов на различные хлопчатобумажные ткани, полотно, ситец, медную и железную посуду, хозяйствен­ные инструменты, соль, зерно и т.д.

Немаловажное место у чеченцев в хозяйстве имело коневодство. Коневодство было развито у чеченцев как в горах, так и на равнине. К XVIII веку уже была выведена чеченская порода лошади, которая была незаменима для горной езды.

В рассматриваемое время жители Чечни разводили также и домашнюю пти­цу: на равнине и в предгорье − кур, гусей, уток и индеек, а в горах − кур.

Таким образом, наряду с земледелием у чеченцев в указанное время относитель­но быстрыми темпами развивалось скотоводство и особенно − овцеводство. Это стало возможным благодаря широкому освоению равнинных земель. Наличие зимних и летних пастбищ, а также заготовка фуража в летне-осеннее время, − все это создавало условия для относительно высокого уровня развития скотоводства.

Наряду с основными отраслями хозяйства - земледелием и скотоводством - большим подспорьем в экономике чеченцев в XVIII веке являлись такие вспомога­тельные отрасли, как садоводство, пчеловодство, рыболовство, табаководство, охота, горный промысел и т.д.

В XVIII веке чеченцы достигли определенных успехов в развитии садоводства. Русские офицеры, побывавшие в Чечне, отмечали хорошее состоя­ние садоводства в крае, наличие больших площадей фруктовых садов, хорошие урожаи фруктовых деревьев: яблонь, груш, вишен, слив, айвы, черешен, винограда и т.д. Так, например, барон РФ. Розен, который, будучи в Чечне, вел специальные записи в своем дневнике, сообщал, что у местных жителей в фруктовых садах растут яблоки, груши, которых чеченцы «часть сухими запасают впрок». С каждым годом все большее количество разнообразных фруктов шло на обмен как внутри Чечни (горной и равнинной), так и за пределы края − на продажу в Кизляр или на соседние меновые дворы. Так, кизлярские купцы закупали у местных жителей сотни пудов сушеных и свежих фруктов и отправляли их в центральные районы России.

Местные жители Чечни достаточно успешно занимались огородничеством. Они разводили такие огородные культуры, как лук, чес­нок, репу, редьку, морковь, тыкву, свеклу, капусту, арбузы и т.д. В XVIII веке чеченцы занимались также табаководством.

Немаловажным занятием чеченцев в рассматриваемое время являлась и охота, которая оставалось существенным подспорьем земледелию и скотоводству.

В XVIII веке часть населения Чечни занималась горным промыслом, в частности, нефтедобычей. Наиболее ранние сведения о наличии нефти на территории Чечни относятся к XVII веку. Известно, что в 1653 г., во время осады Сунженского острога персидскими войсками, в качестве горючего материала была использо­вана нефть, добытая, по-видимому, из источников близ аула Мамакай-Юрт. Впос­ледствии недалеко от него были заложены крепость Грозная, сел. Брагуны и др. В 1718 г. по заданию Петра 1 доктор Готлиб Шобер обследовал на территории ны­нешней Чечни нефтяные и целебные минеральные горячие источники. После него Чечню посетили географ-экономист Иван Кириллов, академики И.Г. Гмелин, И.А. Гюльденштедт и др. Все они единодушно отмечали, что выступающая на поверх­ность нефть используется местными жителями − чеченцами и гребенскими казаками − прежде всего для хозяйственных нужд: в качестве осветительного, ле­чебного, горючего и смазочного материала. Как правило, нефтью гор­цы и казаки смазывали оси телег, сбруи, использовали ее для освещения и в качестве лечеб­ного средства для домашнего скота.

В середине XVIII века из брагунских и червленских нефтяных колодцев чечен­цы и гребенские казаки добывали нефть, как для собственного использования, так и на продажу. В рассматриваемое время в Чечне были обнаружены некоторые полезные ископаемые.

Целебные источники находились недалеко от деревни Девлетгирея (Старый-Юрт) − Исти-Су. Большой известностью пользовались минеральные воды Горячеводского источ­ника вблизи нынешнего селения Толстой-Юрт.

Среди разнообразных домашних промыслов и ремесел чеченцев наибольшего развития достигли в этот период такие виды, как обработка шерсти, кожи, а также металла, камня, глины, дерева, кости, шелка и других материалов. Из этих материалов изготовлялись необходимые для жизни горцев разнообразные предметы, кроме того, местные мастера в подавляющей части удовлетворяли потребности населения в одежде, обуви, орудиях труда, средствах передвижения, домашней утвари, мебели, конской сбруе и т.д.

Из шерсти кустарным способом горцы изготовляли различные домашние сукна, платки, бурки, войлоки, хурджины и т.д. Жилища убирались шерстяными коврами, паласами, войлоками.

Чеченцы издавна занимались изготовлением домашних сукон и тканей, которые пользовались большим спросом в крае.

Широкое распространение получило на местном рынке так называемое «чеченское сукно». Наряду с производством войлочных изделий ткачество у чеченцев являлось одним из основных видов женского труда. Поэтому в производственной деятельности обрабатывающей домашней промышленности наравне с мужчинами были заняты и женщины.

Было развито у чеченцев кузнечное ремесло. Чеченские кузнецы со вкусом изготовляли медную посуду и кувшины; из железа − орудия труда: плуги, косы, серпы, топоры, подковы, ножницы для стрижки овец, гвозди, щипцы, ножи, цепи для очага, таганы, совки и др.

Распространенным видом ремесла у чеченцев в XVIII веке было и гончарное дело. Местные гончары из хорошо отмученной глины изготовляли большое количество керамической посуды отличного обжига в виде различных кувшинов, горшков, кружек и чаш, которые украшались своеобразным орнаментом.

Гончарным производством занимались жители отдельных сел Чечни, удовлетворявшие в основном хозяйственные и бытовые потребности населения, и изделия эти не выходили за пределы местного рынка.

Чеченцам издавна было известно и такое искусство ремесла, как строительство жилых, особенно боевых башен, замков, а также многочисленных склепов и святилищ. В средневековье в Чечне строительство башен велось в широких масштабах. Большим искусством обладали майстинцы, которые строили боевые и жилые башни не только в Чечне, но и за ее пределами.

Боевая башня имела 4-5, а иногда даже 6 этажей, высота ее достигала 25 м. Эти памятники до сих пор поражают людей своей своеобразной конструкцией и искусством тех, кто их строил.

Сложное строительство боевых башен требовало высокого мастерства, многолетнего опыта, знаний и технических навыков. При сооружении верха боевой башни использовали особые машины (вороты и другие технические изобретения).

Мастера строили широкие 2-3 этажные «г\алы», т.е. башни-дома. Они же сооружали высокие, десятиэтажные 4-5 ярусные боевые башни (б\ов), служившие убежищем при нападении врагов, строили маленькие «солнечные могильники-склепы» - «каши».

Чеченцам было известно и такое ремесло, как производство и обработка шелка.

Чеченцы занимались производством тростникового и арбузного меда для внутренних потребностей и для внешнего рынка. Этим занимались в основ­ном притеречные чеченцы.

Таким образом, в XVIII веке в Чечне (в широком смысле понимания) отсутствует узкая специализация производства и разделение труда в массе чеченских производственников. Подавляющее большинство изделий производится членами семей, преимущественно женщинами, и, как правило, для внутреннего потребления. Производство тех или иных предметов и изделий кустарной промышленности носит еще сезонный характер и обусловлено потребностями близлежащих сел. В то же время следует заметить, что отдельные изделия чеченской крестьянской, кустарной промышленности, наряду с внутренним, поступали и на внешний рынок - к соседним народам. Чеченские бурки, холодное оружие, обручи, бочарные доски и другие изделия местных ремесленников, отличавшиеся высоким качеством, тонким вкусом и прекрасной отделкой, являлись уделом отдельных мастеров-профессионалов и пользовались спросом за пределами Чечни. Отдельные отрасли ремесла и домашних крестьянских промыслов превращались (отчасти) в мелкотоварное производство.

Торговля и торговые связи чеченцев в XVIII веке. В XVIII веке Чечня осуществляла внешние и внутренние торго­во-экономические связи преимущественно в форме обмена товаров или изделий между различными горными и равнинными обществами, а также обмена и торгов­ли с русским населением в гребенских городках по Тереку и Сунже. Кроме того, чеченцы поддерживали торговые связи с западными и восточными рынками.

Торговые связи Чечни с Россией, налаженные еще в XVII веке, приобре­тают в XVIII веке постоянный характер. В этот период в хозяйственном быту чеченцев товары восточных стран имели еще значительно более широкое распространение, нежели товары западные. В то же время торговля чеченцев с Россией, народами Северного Кавказа и Закавказья, в частности, в городах Астрахань, Кизляр, Моздок, Терки, Святой Крест, Владикав­каз и др., имела несравненно большее значение для экономического развития Чеч­ни, нежели торговля с восточными и западными странами.

Определенную роль играли торговые связи чеченцев в XVIII в. с соседними народами − Дагестана, Кабарды, Осетии, Балкарии и т.д.

В первой половине XVIII века промышленные товары отечественного произ­водства преобладали в русском экспорте в Иран и Закавказье.

Индийские купцы привозили через Астрахань хлопчатую бумагу, меха (овчины и мерлушки), медь-лом, медные изделия (подно­сы, рукомойники, чаши и др.), сафьян, чернильные орешки и другие. Наряду с Астраханью, в начале XVIII в., одним из главных связующих пунктов торгово-экономических связей России с народами Северного Кавказа и Закавказья становится гор. Терки (Терский город).

В 1588 г. город на Тереке, как имеющий большое стратегическое значение, был правительством еще раз восстановлен, но уже на другом месте, в устье Терека «близ Тюменки» − протока Терека, вследствие чего он назывался и «Теркою» и «Тюменью».

Постройка нового города на Тереке имела большое значение: укреплялось поло­жение Московского государства, взявшего под свою защиту северокавказские наро­ды от турок. Московское правительство в это время помогает традиционному сопер­нику Турции − Персии. Теперь туркам путь в Среднюю Азию через Северный Кав­каз был наглухо закрыт, так как с постройкой этого города открывалась возмож­ность контролировать северокавказский путь.

Петр I считал, что Северный Кавказ сыграет большую роль не только в усиле­нии военного могущества России, но и в развитии торговли на Ближнем Востоке.

Экономические, политические и культурные связи народов Северного Кавказа с Россией расширяются после того, как Петр I побывал здесь во время Персидс­кого похода в 1722 году. Он установил личные контакты со многими местными владетелями и князьями.

К концу 20-х годов XVIII века торговые связи чеченцев с Россией и народами Северного Кавказа и Закавказья принимают систематический характер. Благода­ря этому укрепляются, прежде всего, культурные и политические связи чеченцев с соседними народами и с Россией.

Торговля Чечни с соседними народами и с гребенскими казаками, в частности, во второй половине XVIII в. принимает большие масштабы.

Царская администрация, полагая, что нельзя укреплять позиции России на Кав­казе одними военными мероприятиями, в 1760 г. начинает обращать основное вни­мание и на развитие экономических связей с Кавказом. С этой целью 23 декабря 1760 г. указом императрицы Елизаветы Петровны был разрешен ввоз на Кавказ различных мануфактурных товаров.

С сооружением царскими властями вблизи Кавказских гор крепких форпостов, в частности, вблизи проживания чеченцев, последние оказались лишенными возможности торговать с Россией и соседними народами без разрешения царской администрации.

Чечня была богата строевым лесом. Торговлей лесом в основном занимались жители Брагунов, а также жители чечен­ских сел, прилегающих к Тереку, Аргуну и Сунже. Строевой лес для сбыта доставлялся в Кизляр.

Горные жители Чечни самым тесным образом были связаны своими нуждами с равнинными чеченцами. Чеченцы, жившие в верховьях Аргуна, получали пшеницу, ячмень, просо, кукурузу и соль от жителей равнинных деревень в обмен на мед, воск, шерсть, сукна, ковры, звериные шкуры, бурки, сафьяны из козлиных шкур и т.д.

Со второй половины XVIII в. большое значение для сближения горских народов с русским населением начинает играть крепость Моздок.

Основанный в 1763 г. в качестве форпоста Моздок стал играть важную роль в укреплении русской пограничной линии, в развитии связей Кавказа с Россией. В 1765 г. он был преобразован в крепость. С основанием крепости Моздок торгово-экономические связи чеченцев, естест­венно, еще более расширились. Несмотря на всевозможные препоны, чеченцы вели торговлю с осетинами и кабардинцами в Моздоке.

Отдельные жители чеченских деревень, главным образом из имущей части населения, постоянно занимались добычей нефти и ее продажей своим соседям, в том числе и казакам.

Видя большой спрос на нефть со стороны соседей, и предвкушая большие вы­годы от нее, имущие слои чеченцев и казачества начали монополизировать нефтя­ные источники-колодцы. Из сказанного можно сделать следующие выводы. В рассматриваемый период в Чечне происходит дальнейшее укрепление и расширение торгово-экономических связей с Россией и соседними северокавказскими народами.

Главными предметами торговли чеченцев с Россией и народами Северного Кавказа были традиционные товары и изделия: чекмени, бурки, башлыки, арбы, колеса, продукты земледелия, животноводства и охоты.

Через Астрахань, Терский город и Дагестан в Чечню поступали российские, восточные и отчасти западноевропейские товары. С появлением новых городов на Северном Кавказе, таких как крепость Терки, Святой Крест, Кизляр, а позже Моздок − экономические связи чеченцев в данном регионе с Россией и Закавказьем уси­ливаются.

Определенную роль в укреплении торгово-экономических связей Чечни с сосед­ними народами Кавказа продолжали играть торговые центры Дагестана: Эндирей, Аксай, Костек и т.д.

Со второй половины XVIII в. в торговых связях Чечни с Россией наблюдается тенденция развития денежных отношений. Зарождение и развитие элементов денеж­ных отношений было свойственно в основном для равнинной части края. Развитие внутренней торговли можно объяс­нить образованием в Чечне торгово-ремесленных селений − Гудермес, Шали, Герменчук, Старые Атаги, Чечен-аул, Алды и т.д.

Горные районы Чечни, оторванные в зимнее время от равнинной части, а также из-за отсутствия удобных дорог, были менее втянуты в торгово-экономические связи с соседними народами.

Развитию торговли и товарно-денежных отношений в Чечне в данное время мешали всевозможные ограничения и запреты царской администрации. Однако, несмотря на все препятствия, чинимые царизмом, социально-экономичес­кое развитие Чечни шло по восходящей линии, а тенденция развития торгово-эко­номических связей чеченцев с Россией и кавказскими народами в XVIII в. все более возрастала и расширялась.

Общественно-политический строй Чечни в XVIII веке.Социальные отношения и структура чеченского общества в XVIII в. В XVIII веке у чеченцев существовала частная собственность на пахотные, пастбищные, сенокосные земли, а также на дома, скот и т.д. В горных районах было налицо имущественное неравенство не только между отдельными семьями, но и родами, тайпами. Богатые, имущие семьи и сильные тайпы эксплуатировали труд беднейших крестьян и слабые тайпы. Чеченские тайпы в XVIII веке состояли из богатых и бедных фамилий. Среди семей встречались также тайпы, которые имели в своем владении много земли и эксплуатировали труд соплеменников и рабов. В то же время были семьи, совершенно не располагавшие средствами производства. С переселением чеченцев с гор на более обширные и плодород­ные равнинные земли патриархальные отношения окончательно разрушаются. На смену семейной общине приходит территориальная община, которая способствует ста­новлению частной собственности, а термины «старейшие в роде», «знатные в роде», «влиятельные в роде», «старшины», «уздени» и другие приобретают со­циальное значение.

Чеченские князья, феодалы, владельцы, почетные и влиятельные старшины, знатные уздени и другие богатые люди, составлявшие социально-имущую катего­рию населения, представляли феодализирующую горскую знать. Во главе села или общества или нескольких сел стояли князья (эли) и феодальные владетели, осуществ­лявшие верховную власть во владении. После них по своей социальной значимости стояли старшины (старейшины) − наиболее многочисленное сословие. За ними шли знатные уздени, чанки, торговцы (купечество), мусульманское духовенство, жрецы, баьччи (военные вожди) и т.д.

Княжеская верхушка в Чечне была в значительной мере уничто­жена еще в течение предыдущего столетия широкими антифеодальными движениями.

Бурное развитие производительных сил чеченцев было связано с процессом возвращения их в XVI-XVII вв. на плоскость и освоением здесь плодородных земель.

Однако слабость позиции пришлых князей и феодалов в Чечне вовсе не означа­ла их полного отсутствия здесь. Документальные источники на протяжении XVI-XVII вв. фиксируют в Чечне довольно значительное количество крупных феода­лов, которые фигурировали здесь под наименованием мурз, беков, князей и вла­дельцев. Некоторые из этих феодалов были кабардинского или кумыкского проис­хождения.

Как известно, со второй половины XVIII в. и, в частности, после начала антифео­дального и антиколониального движения горцев в Чечне и на Северном Кавказе во главе с Мансуром в 1785-1791 гг. число иноплеменных князей и феодалов в крае резко уменьшается, а в некоторых чеченских селах и вовсе исчезает. Зато быстро растет в Чечне число местных владельцев, особенно старшин и богатых узденей.

В обязанности чеченских старшин входило, при первой же необходимости оказывать помощь князю или владетелю и выступить на его стороне со своими вооруженными людьми (дружиной).

В XVIII в. термин «уздень» у чеченцев также выражал неоднозначное социальное понятие. Так, наряду с вышеперечисленной сословно-имущей верхушкой (кня­зья, владельцы, старшины) у чеченцев существовала и такая социально-имущая категория, как уздень − оьзда стаг (нах). По своему имущественному положению она стояла, по-видимому, после князей, владельцев (феодалов) и старшин.

В 70-80 г. XVIII в. во многих чеченских обществах возрастает роль знатных узденей, приобретающих такие же сословные права и имущества, что и владель­цы и князья.

В XVIII в. в чеченском обществе была зафиксирована также сословно-имущая, социальная категория «чанка». Так называли на Северном Кавказе и, в част­ности, в Дагестане, детей шамхалов, ханов, уцмиев и других владетелей-беков, рожденных от брака с незнатной женщиной. По своему социально-имущественно­му положению «чанка» стоял ближе к чеченским владельцам и старшинам.

Другую сословно-привилегированную категорию чеченского общества составля­ло мусульманское духовенство в лице мулл, кадиев и шейхов.

Мусульманское духовенство в этот период было далеко неоднородным. Отдельные сельские муллы или кадии обладали земельными и други­ми угодьями.

В конце XVIII в. во всех крупных селах и обществах имелись муллы и кадии. Духовные лица в селах обучали детей в начальных школах (хьуьжар) за плату. Кадии производили суд по шариату, в противовес суду по адатам, совершаемому сельскими старшинами и владельцами.

Горские военные вожди (баьччи) в чеченском обществе этого периода − это не что иное, как соци­ально-имущая категория людей. Социально зависимые люди, напротив, состояли из различных категорий.

В то время в Чечне, в случае, когда пленник («йийсар»), принадлежавший к другому племени, не мог быть выкуплен его близкими, он оставался у того, кто взял его в плен, и превращался в раба. Пленник «йийсар», превращенный в раба, здесь именовался «лаем». Лай был лишен элементарных человеческих прав. Он не имел своего дома; ему разрешалось, согласно преданиям, возводить лишь пристройку к дому своего хозяина. Он также не имел права жениться, не имел земли, не имел своего сельскохозяйственного инвентаря, не имел права решающе­го голоса в соответствующих общественных органах управления и т.д.

В XVIII в. у чеченцев была и такая категория зависимых людей, как «йийсар» − (чеч.) − пленник, невольник. Ясырями, как правило, становились пленные люди-иноплеменники. Ясырь мог быть выкуплен и возвратиться на родину, тогда как лай, забывший свое происхождение, без связей с отечеством своих предков, составлял неотъемлемую собственность своего господина.

Местные князья и владельцы, покупали ясырей и на невольничьем рынке, затем они использовали их в своих хозяйствах в качестве холопов.

В XVIII в. в чеченском обществе была и такая категория зависимых людей, как холопы. По своему социальному положению они стояли на одном уровне с лаями. В большинстве случаев холопы, кото­рыми становились захваченные в плен люди (ясыри), были людьми нечеченского происхождения. Можно с полным основанием утверждать, что чеченский термин «лай» и русский термин «холоп» равнозначны по своему социальному содержанию.

Таким образом, в этот период в чеченс­ком обществе сформировались и четко обозначились два антагонистических социальных класса: с одной стороны, социально-имущие сословные верхи (эксплу­ататоры) в лице князей, феодалов (владельцев), старшин, богатых узденей, чанков, торговцев (купечества), духовенства и т.д., а с другой − социально зависимые сословные низы (эксплуатируемые) в лице лаев (рабов), ясырей, холопов, работных людей, бедных узденей и т.д. В то же время в обществе сохранялась зажиточная часть узденей, которая продолжала еще находиться в вассальной за­висимости от крупных и влиятельных князей и феодалов. Значительная часть че­ченских крестьян-общинников оставалась еще свободной. Сословные верхи в за­висимости от своего происхождения, размеров владений и положения занимали различные места на феодальной иерархической лестнице.

Как в горах, так и на равнине, все зависимые крестьяне отбывали различные феодальные повинности и подати. Во всех феодальных владениях и союзах сельс­ких обществ Чечни существовала отработочная повинность. От излишков своей продукции зависимые крестьяне отдавали владельцам и феодалам повинности в виде тайповой помощи, дарения и различных приношений. При всем этом господст­вующей формой феодальной ренты XVIII в. в Чечне оставалась продуктовая, ко­торая базировалась на феодальной собственности на землю и зависимости крес­тьян от владельцев и князей.

Общественно-политические устройство Чечни в XVIII в. В XVIII веке Чечня не имела единого государственного устройства. Вся территория чеченцев состояла из целого ряда более или менее крупных феодальных владений (княжеств) и «воль­ных» обществ (союзов сельских обществ).

Каждое феодальное или княжеское владение, как правило, расположенное на равнине края, а также различные «вольные» общества (в большинстве своем расположенные в горах) представляли собой в какой-то степени самостоятельные и обособленные друг от друга территориально-административные единицы. Локаль­ные политические центры существовали, по-видимому, во всех владениях, а также в обществах и союзах сельских обществ в горах. Князья, феодалы и старшины вели независимую друг от друга как внутреннюю, так и внешнюю политику с сосед­ними народами. Более того, отдельные чеченские князья и владельцы подчас кон­курировали между собой. Из-за отсутствия единого политического центра взаимо­отношения между феодальными владениями и сельскими обществами в горах, а также внутри самих обществ строились на основе договоров и соглашений, регу­лировавшихся обычным правом − адатами, а с конца XVIII в. − шариатом.

В то же время в отдельных районах Чечни со второй половины XVIII в. шел интенсивный процесс слияния некоторых, так называемых вольных обществ в сою­зы сельских обществ.

Как известно, в это время в обществах Эндери и Аксай правили кумыкские князья. Здесь находилась их ставка. И Эндирей, и Аксай одно­временно являлись политическими и духовными центрами этих обществ.

В XVIII в. Восточную Чечню (Горная Чечня) составляли три крупных общества: горная Ичкерия, называемая чеченцами Нохч-Мохк; общество Мичик и Качкалыковское общество. Источники сообщают также, что в первой половине XVIII веке в обществе Ми-чик, т.е. в горах по р. Мичик, существовал еще ряд чеченских селений.

В конце XVIII -начале XIX вв. исследователь А.М. Буцковский называет круп­ное общество Аух и перечисляет в нем чеченские села, образовавшиеся в резуль­тате переселения чеченцев на берега рр.Акташ и Ярык-су.

Общество Аух состоит из 14 сел. Названия отдельных сел обще­ства Аух совпадают с названиями чеченских тайпов (родов).

Другое крупное общество Восточной Чечни - Качкалыковское − источники лока­лизуют на территории между устьем рр. Сунжи и Аксай. По свидетельству И.А. Гюльденштедта, в общество Качкалыковское, или Качкалык, входило всего 21 селен

Может баян, но думаю интересно будет освежить в памяти.

Ю.Веремеев Чечня 1920-41
"Успех операции и утрата большей части оружия мюридами обеспечили относительное спокойствие в Чечне, Дагестане и Ингушетии вплоть до 1929 года. Однако все это время родо-племенная знать при поддержке из Турции вела антисоветскую пропаганду, накапливала оружие, обучала боевиков в Турции и Англии. Не менее 20 чеченцев и дагестанцев прошли обучение в офицерских школах Англии и Франции.

В 1929 году, воспользовавшись грубыми ошибками советской власти, пытавшейся провести хлебозаготовки в равнинных частях Дагестана и Ингушетии, главы ряда чеченских и ингушских тейпов открыто призвали к срыву хлебозаготовок, разгромили ряд ссыпных пунктов, вывезли из них собранное зерно и выставили ультиматум центральным властям, требуя убрать из Горской АССР вооруженные отряды хлебозаготовителей, отменить продналог, заменить выборные органы советской власти старейшинами чеченских тейпов.

Приказом командующего Северо-Кавказским военным округом оперативная группа войск и подразделения ОГПУ в период 8-28 декабря 1929 года провели войсковую операцию, в ходе которой были уничтожены вооруженные банды в Гойты, Шали, Самби, Беной, Цонторой и ряде других. При этом было убито 26 мюридов, 296 арестовано. Войсковая группировка потеряла 11 убитыми, 7 умершими от ран, ранеными 29 чел.

Однако руководители вооруженного сопротивления горцев учли свои ошибки 1925 года. Красноармейцам удалось изъять лишь 25 винтовок, и то, в основном у убитых. Все главари чеченских и ингушских группировок сумели скрыться и более того, сохранить свою структуру управления и влияния на местное население.

Поэтому, в марте 1930 года Северо-кавказский краевой комитет ВКП(б) решил провести чекистско-войсковую операцию по пресечению горского политического бандитизма. Распоряжением Народного комиссариата по военным и морским делам создается войсковая добровольческая группировка в составе 4 пехотных, 3 кавалерийских, 2 партизанских (читай-спецназовских, говоря современным языком) отрядов из числа представителей народностей Кавказа (в основном осетины, грузины, армяне, частично азербайджанцы, частично дагестанцы) сильно страдавших от разбоев и грабежей, террора со стороны чеченцев и ингушей. Эти отряды были усилены двумя кадровыми стрелковыми батальонами РККА и авиазвеном (3 самолета), саперной ротой и ротой связи. Всего группировка насчитывала 3700 чел., 19 оруждий и 28 пулеметов..


Хорошее знание местности и горных условий, стремление лояльных советской власти осетин, грузин, армян и пр. избавиться от горского террора предопределили успех операции, которая длилась с 14 марта по 12 апреля. Было убито 19 бандитов, арестовано 122 активных участника бандитских налетов на мирные селения сопредельных республик, включая 9 старших руководителей мятежа. Было изъято 1500 единиц огнестрельного оружия (из них 127 английских винтовок Ли-Энфильд с оптическими прицелами изготовления 1926-28 гг.), 280 единиц холодного оружия. Рядовых членов банд после клятвы на Коране и разоружения отпускали по домам. Войсковая группировка потеряла убитыми 14 чел. и ранеными 29 человек.

Однако негибкая, грубая политика советского правительства по коллективизации сельского хозяйства Чечни, Ингушетии, что в силу местных условий крайне затруднительно, если вообще возможно, привели к крайнему озлоблению населения. В начале 1932 года вспыхнуло масштабное восстание, в котором приняли участие не только чеченцы, ингуши и дагестанцы горных районов, но и значительная часть руского населения надтеречных казачьих станиц.

Вся маскировка была отброшена. В аулах громили кооперативы, аулсоветы, уничтожали советские деньги. Бандформирования численностью по 500-800 человек атаковали и осадили большинство военных гарнизонов. Бои отличались небывалой ожесточенностью, религиозным фанатизмом, участием в атаках безоружных женщин и детей. Следует отметить высокую организованность и управляемость мятежом.

Однако органы НКВД и войсковые части оказались в полной готовности к отражению вооруженных выступлений. Несмотря на огромные потери. повстанцам не удалось разгромить ни один гарнизон, а сотрудники райотделов НКВД своевременно с семьями успевали укрыться в гарнизонах. Войска оперативно в период 15-20 марта 1932г. сумели разделить и изолировать бандитские группировки, блокировать в труднодоступных горных районах, которые из мест надежного укрытия превратились в ловушки для мюридов и последовательно уничтожить их. Мятежники потеряли убитыми 333 человека, 150 ранеными. Красная Армия и органы НКВД потеряли 27 убитыми и 30 раненными.

Последовавшие затем аресты руководителей мятежа, участников прошлых вооруженных выступлений, суровые судебные приговоры, депортация целых аулов за пределы Северного Кавказа, усталось населения от многолетней войны, разочарование горцев в возможности вооруженным путем устранить советскую власть привели к резкому снижению активности вооруженного противостояния.

Однако весьма активные и кровавые, хотя и локальные (в пределах одного-трех районов) мятежи продолжались вплоть до 1936 года, а в горных районах до 1938 года. Отдельные банды численностью до 100 человек продолжали тревожить Чечню до самого начала Великой Отечественной войны.

Всего с 1920 по 1941 года только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5 тыс. боевиков) и более 50 менее значительных. Воинские части РККА и НКВД с 1920 по 1939 годы потеряли убитыми 3564 и ранеными 1589 чел.

В 1941 году с 1 января по 22 июня зарегистрировано 31 бандповстанческих проявления, а с 22 июня по 3 сентября свыше 40."

62 Восстания Чечни.

Мой ответ невеждам.

— Чеченцы поднимались против оккупации России, сразу же после сдачи Имама Шамиля в 1859 году под предводительством Байсангура, Умы Дуева, Атаби Атаева и многих других бывших соратников Шамиля. В 1861 году Чечня пала в очередной раз, — царскими войсками было сожжено 43 селения Чечни.

— В 1877году, вся Чечня снова восстала против русских колонизаторов, новое восстание возглавил Алибек-Хаджи из Зандака, но русские снова подавили восстание — все села горной Чечни были уничтожены, Алибек-Хаджи казнен!

— В 1905 году, -Чечня восстала против царизма, — восстание было подавлено в 1906 году, селения сожжены, некоторые чеченцы ушли за границу, другие ушли в партизаны -(обреки) и продолжали борьбу против оккупации русских!

— В феврале 1919 г. в Грозный вошли войска Кавказской добровольческой армии генерала П.Врангеля, к которым примкнул эшелон британских войск из Порт-Петровска. В сентябре 1919 г. Грозный атаковал отряд чеченских повстанцев под командованием Асланбека Шерипова. В бою у села Алды А.Шерипов был убит, но в октябре 1919 г. повстанческая «Армия Свободы» все же освобобила Грозный.

— 1920 год. Большевики закрывают мечети, расстреливают духовенство.-

— Зима 1920 года. Новое восстание в Чечне длившееся до 1925 года, возглавляет Али Митаев. «Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930-е годы». Итоги карательной операции выглядели следующим образом: воздушная бомбардировка пришлась на 28 аулов, ружейно-пулемётному и артобстрелу подвергся 101 населенный пункт в Чечне, многие из них сожжены, чеченцы семьями уходят в горы, идет партизанская война!

— В сентябре 1929 году, равнинные чеченцы примыкают к восставшим партизанам и вспыхивает новое антисоветское восстание.

— 10 декабря 1929 года, сформированный СКВО отряд приступил к ликвидации восстания. Чеченцы ведут ожесточённые бои в районе крупных населенных пуктов – Гойты, Шали, Беной, Цонторой, Самби,. После артобстрела и бомбардировки удалось овладеть этими населёнными пунктами, но большинство чеченцев ушли в горы.

— В начале 1932 году, в Чечне снова вспыхнуло масштабное восстание, в котором так же приняли участие абреки и значительная часть русского населения надтеречных казачьих станиц. Грубая политика советского правительства по коллективизации сельского хозяйства Чечни, что в силу местных условий крайне затруднительно, если вообще возможно, привела к крайнему озлоблению населения.

—Чеченцы разделившись по 500-800 человек атаковали и осадили большинство военных гарнизонов на территории Чечни. Бои отличались небывалой ожесточенностью, участием в атаках женщин и детей. Были уничтожены кооперативы, сельсоветы и советские деньги.

—В марте 1932 года, снова была проведена войсковая операция, целые селения были сожжены и депортированы за пределы Северного Кавказа.

— Чечня истощенная войнами затихла на 5 лет. —

— В 1937 году, в связи со сталинскими репрессиями и расстрелами проповедников, размах антисоветских выступлений снова стал нарастать, вспыхнула война. В Чечню были введены дополнительные внутренние войска НКВД и армейские части, война закончилась как всегда в пользу советской власти. Арестовано и расстреляно 2746 активистов, пропали без вести 230 человек, 2340 семей депортировано в Сибирь, многие ушли в горы!

Начатые в конце 1930-х массовые репрессии и, особенно, «генеральная операция по уничтожению антисоветских элементов», проведенная органами НКВД в 1937 году, во время которой в Чечне были арестованы более 10 тысяч человек, и расстреляны почти все религиозные деятели, и руководители от районного до республиканского уровня привела к новым восстаниям.

Воинские части РККА и внутренних войск с 1920 по 1939

годы потеряли убитыми в боях с повстанцами 13 564

— В 1940 году началось масштабное антисоветское восстание, организованное выпускником Коммунистического университета работников Востока Хасана Исраилова, начатое зимой.

— В феврале 1940 года, чеченская армия Исраилова, взяла боями Галанчож, Саясан, Чаберлой и большую часть Шатойского района. Новое чеченское правительство было установлено в селении Галанчож. Хасан написал «Временную программу организации Чечено-Ингушетии». К ноябрю 1941 им упразднены законы СССР в 41 населенном пункте.

— В 1941 году, Маирбек Шерипов член ВКП бывший прокурор (младший брат покойного Асланбека Шерипова, командира «Армии Свободы») –, объявил войну СССР. В феврале 1942 года, его отряд атаковал Шатой, Химох, Итум-Кале, и другие населенные пункты, пока они не воссоединились с армией Исраилова.

— Весной 1942 года, Чечня дважды подверглась бомбардировке, были стянуты крупные соединения Красной армии и войск НКВД. В Ходе боев уничтожены 42 селения Чечни, убитых было больше чем живых! -В бою погиб Майрбек Шерипов.
— Хасан Исраилов вел борьбу до 1944 года, погиб в бою.
-Абречество обрело массовый характер.

— После развала СССР, в 1991 году была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия.

— В 1994 году, первого декабря, Российские самолеты нарушив воздушную границу Чечни подвергли бомбардировке столицу и несколько населенных пунктов.

— 11 декабря 1994 в Чечню с трех сторон вошли три группировки Российских Войск, - с запада (из Северной Осетии через Ингушетию), северо-запада (из Моздокского района Северной Осетии, непосредственно граничащего с Чечнёй) и востока (с территории Дагестана).

— В ходе двух войн только мирных жителей погибло, 320 000, из которых 40 000 это дети, и 8 000 русскоговорящих жителей Чечни.
Разрушено 70% жилых и хозяйственных объектов Чечни.
Более 200 000 граждан Чечни ушли за границу, около 25 000 находятся в местах заключения, несколько сот пропавших без вести, и несколько тысяч ведут партизанскую войну.
«С УМА СХОДЯТ ПО ОДИНОЧКЕ… «