Евгений Адамов: работы по проекту "Прорыв" не засекречены. Экс-глава минатома россии приговорен к пяти с половиной годам колонии Где сейчас бывший министр адамов

Доктор технических наук (1984 г.)

Профессор (1989 г.)

Инженер, старший инженер-оператор, главный инженер отдела, заместитель директора отделения, главный инженер отделения, главный инженер института, заместитель директора ИАЭ им. И.В. Курчатова (1962-1986 гг.)

Директор НИКИЭТ (1986-1998 гг.)

Генеральный конструктор (1988 г.)

Член Правления Ядерного общества СССР, а затем России (1989 г. - по настоящее время)

Член международного экспертного совета по проекту ITER (1993-1998 гг.)

Министр РФ по атомной энергии (1998-2001 гг.)

Научный руководитель НИКИЭТ (1998 г. - по настоящее время)

Советник Председателя Правительства РФ (2002-2004 гг.)

Член Консультативного совета Всемирной ядерной ассоциации WNA (2002 г. - по настоящее время)

Заслуженный деятель науки и техники РФ (1995 г.)

Академик Российской академии инженерных наук (1995 г.)

Награжден Орденом "Знак Почета", медалями "За доблестный труд" и "850 лет Москвы"

Начало трудовой деятельности Евгения Адамова после окончания в 1962 г. Московского авиационного института было связано с ИАЭ им. И.В. Курчатова, с первой экспериментальной ядерной энергетической установкой с прямым преобразованием энергии "Ромашка", с работами по системе тонкой очистки гелия, технологиям использования жидких металлов (Na, Na-K). Работая в Курчатовском институте, Е.О. Адамов самостоятельно провел комплекс исследований по применению в автономных ЯЭУ высокотемпературных теплоносителей и получил оригинальные научные результаты, защищенные авторскими свидетельствами, в том числе по диагностике состояния и работоспособности первого контура ЯЭУ, изучению свойств специальных материалов в экстремальных условиях. Эти результаты были реализованы в ряде объектов новой техники, в частности при создании оригинальных МГД-устройств.

Получают признание и организаторские способности Е.О. Адамова: в 1968 г. он назначается главным инженером отдела, в 1974 г. - заместителем директора отделения, в 1981 г. - главным инженером, заместителем директора ИАЭ им. И.В. Курчатова.

В 1975 г. Е.О. Адамов стал инициатором разработки комплексной системы автоматизации проектных и конструкторских работ "КАПРИ", которая явилась новым прогрессивным направлением развития отечественного машиностроения. За период 1975-1985 гг. им был выполнен большой комплекс разноплановых исследований, позволивший обосновать принципы построения гибкоперестраиваемых систем машиностроительного производства, разработать программные и аппаратные средства интегрированных систем автоматизации. Результаты этой работы внедрены во многих НИИ и КБ страны, на них базируется один из разделов Федеральной программы по машиностроению. В 1977 г. он защищает кандидатскую, а в 1984 г. и докторскую диссертации, в 1989 г. ему присваивается ученое звание профессора.

При самом активном участии Е.О. Адамова в ИАЭ им. И.В. Курчатова проводились работы по масштабному расширению и обновлению экспериментальной базы для проведения фундаментальных и прикладных исследований, по сооружению установок "Токамак-15", "Гамма", многих других физических и теплогидравлических стендов, реконструкции действующих реакторов и петлевых устройств.

Непосредственный участник ликвидации последствий чернобыльской аварии в 1986 г. Е.О. Адамов вместе с другими специалистами исследовал фактическое распределение топлива по зданию энергоблока, что дало возможность резко сократить объем сооружаемого укрытия, снизить материальные затраты и дозовые нагрузки на строителей.

В ноябре 1986 года, после чернобыльской катастрофы, он возглавил НИКИЭТ. Под его руководством в кратчайшие сроки в институте были выполнены важнейшие работы по повышению безопасности АЭС с реакторами РБМК, исключившие возможность повторения аварий типа чернобыльской и позволившие обосновать возможность эксплуатации этих АЭС до исчерпания проектного срока службы. Реализуется разработанная под его руководством концепция реконструкции первых поколений энергоблоков с реакторами РБМК. Были завершены первые этапы реконструкции 1-го и 2-го энергоблоков Ленинградской АЭС и 1-го блока Курской АЭС.

Инициированные Адамовым Е.О. масштабные исследования, выполнявшиеся, в том числе и зарубежными специалистами в рамках ряда международных программ повышения безопасности АЭС с реакторами РБМК, показали соответствие уровней безопасности отечественных и зарубежных АЭС одних и тех же сроков проектирования и постройки и убедительно продемонстрировали отсутствие каких-либо технических или организационных причин, по которым был бы необходим досрочный вывод российских АЭС с реакторами РБМК из эксплуатации. Результаты проведенных исследований и поддержанное международной экспертизой обоснование безопасности АЭС с РБМК обеспечили России экономический эффект от продолжения эксплуатации этих станций, исчисляющийся миллиардами долларов.

В 1988 году Постановлением Совета Министров СССР Е.О. Адамов был назначен Генеральным конструктором. В этот период им были активизированы разработки канальных уран-графитовых энергетических реакторов нового поколения и одновременно начата деятельность по созданию ядерной технологии естественной безопасности с замкнутым топливным циклом, которая позволила бы детерминистически исключить возможность тяжелых аварий на АЭС, решить проблему радиационно-эквивалентного обращения с радиоактивными отходами, укрепить режим нераспространения ядерного оружия и обеспечить конкурентоспособность ядерного способа производства энергии. Е.О. Адамов - один из авторов новой концепции развития перспективной крупномасштабной ядерной энергетики России, в которой важное место занимает положение о постепенном переходе в экспортном балансе страны от экспорта энергоносителей к экспорту электроэнергии от АЭС. Под руководством Е.О. Адамова в НИКИЭТ и ряде других предприятий атомной отрасли была начата разработка проекта подземной АТЭЦ с корпусными кипящими реакторами с естественной циркуляцией теплоносителя (ВК-300).

По инициативе Адамова Е.О. в 1996 г. был создан Международный центр ядерной безопасности и в 1999 г. - Международный центр экологической безопасности Минатома России и Министерства энергетики США. Он был одним из инициаторов создания Ядерного общества СССР, впоследствии Ядерного общества России, и в настоящее время является членом его правления.

Е.О. Адамов пользуется большим и заслуженным авторитетом как в нашей стране, так и за рубежом. Он неоднократно выступал на самых представительных научных и общественных форумах, с честью представляя российскую науку. Он является действительным членом Российской инженерной академии, автором более 300 научных трудов. В период 1987-1991 гг. был главным редактором серии "Ядерная техника и технология" научно-технического сборника "Вопросы атомной науки и техники". Много лет Е.О. Адамов является членом редколлегии журнала "Атомная энергия". При непосредственном участии и под руководством Адамова Е.О. специалистами предприятий и организаций отрасли, РНЦ "Курчатовский институт", Российской академии наук, вузов подготовлен и издан отдельный том энциклопедии "Машиностроение ядерной техники".

Широкое признание научных достижений профессора Е.О. Адамова, а также его заслуга в подготовке научных и инженерных кадров явились основанием для присвоения ему в 1995 г. почетного звания "Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации".

Являясь достойным продолжателем традиций, заложенных первым директором НИКИЭТ академиком Н.А. Доллежалем, Е.О. Адамов в условиях общей экономической стагнации в стране сумел сохранить и приумножить высокий научный и производственный потенциал института.

В 1998-2001 гг. Е.О. Адамов работает в должности Министра Российской Федерации по атомной энергии, где в полной мере проявляет себя как руководитель государственного масштаба. Заложенные в нем выдающиеся качества лидера и организатора, приумноженные почти 40-летним опытом работы в атомной науке и технике, позволили ему в этот очень непростой период эффективно осуществлять руководство одной из наиболее высокотехнологичных отраслей страны и добиться консолидации бюджетных средств на решении наиболее важных проектов и задач. Среди наиболее значимых достижений отрасли, непосредственно связанных с именем и деятельностью Е.О. Адамова в должности Министра, можно назвать превышение советского уровня производства электроэнергии на АЭС (Минатом стал первой отраслью, которая добилась такого результата после распада СССР), ввод в строй 1-го энергоблока Волгодонской (Ростовской) АЭС и возобновление строительства энергоблоков АЭС высокой степени готовности (5-й блок Курской АЭС и 3-й блок Калининской АЭС). Значительно активизировались работы по строительству зарубежных АЭС по российским проектам в Иране ("Бушер-1"), Китае ("Тяньвань-1 и 2"), по подготовке к заключению генерального рамочного соглашения о строительстве АЭС "Куданкулам" в Индии. Были развернуты работы по комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ЯЭУ и экологической реабилитации радиационно опасных объектов Минобороны, переданных Минатому России по постановлению Правительства РФ. Была разработана и одобрена Правительством РФ "Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века" и подготовлена законодательная база для выхода России на международный рынок переработки облученного ядерного топлива. Под руководством Е.О. Адамова были продолжены и значительно расширились научно-технические работы, которые легли в основу Инициативы Президента РФ В.В. Путина, выдвинутой на Саммите тысячелетия в ООН 6 сентября 2000 г., по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты Земля.

С целью анализа, выбора и разработки перспективной ядерной технологии Е.О. Адамов инициировал в МАГАТЭ международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (INPRO), к которому впоследствии присоединились 22 страны.

В 2002-2004 гг. Е.О. Адамов, продолжая оставаться научным руководителем НИКИЭТ, работал в качестве советника Председателя Правительства РФ и принял активное участие в разработке "Энергетической стратегии России на период до 2020 г.", которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г.

Когда Евгений Адамов занял пост министра РФ по атомной энергии в марте 1998 года, журналисты сразу заговорили о его причастности к неблаговидным делам. Например, газета «Совершенно секретно» сообщила, что предприятия, учрежденные им в бытность директором НИКИЭТа, аффилированы с «криминальными» фирмами солнцевской ОПГ. А американское издание «Энерджи Дэйли» сообщило, что Адамов - единственный член иностранного правительства, имеющий карту социального страхования в США и являющийся полноценным руководителем американской компании.

Оказалось, что еще в 1993 году Адамов с бывшим советским гражданином Марком Каушанским создали в США фирму «Омека». Информация о злоупотреблениях главы Минатома России не осталась без внимания. От должности министра по атомной энергии Евгений Адамов был освобожден 28 марта 2001 года, вскоре после оглашения результатов проверки его финансовой деятельности комиссией Госдумы по борьбе с коррупцией. Скорей всего лишением министерского портфеля дело бы и ограничилось, не прояви принципиальность и решительность американские правоохранительные органы.

Экс-глава Минатома РФ был задержан 2 мая 2005 года в Берне, куда он прилетел к своей дочери Ирине, имеющей швейцарское гражданство. Ордер на его арест был выдан судом штата Пенсильвания США. Там в отношении господина Адамова велось расследование. Его и Каушанского подозревали в присвоении 9 млн. долларов, предоставленных России на проекты обеспечения ядерной безопасности, а также в незаконных банковских операциях, "отмывании денег" и уходе от налогов.

И тут заговорили, что если Адамова будут судить в Америке, то он может выдать известные ему российские ядерные секреты. А кому, как не министру, лучше всех знать эти секреты. После этого в России срочно занялись расследованием грехов Адамова и потребовали его экстрадиции на родину. Швейцарцы не стали выдавать Адамова американским судебным органам, а экстрадировали его в Россию.

Оказалось, что похищенные американские 9 млн. долларов - семечки по сравнению с тем, что Адамов с сотоварищами похитил в России. По мнению следствия, он вместе с бывшим директором Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Вячеславом Письменным и экс-гендиректором “Техснабэскпорта” (эта госкомпания занимается экспортом и импортом ядерных материалов) Ревмиром Фрайштутом путем мошенничества содействовал в конце 90-х переходу контроля над 62% акций зарегистрированной в Швейцарии компании GNSS от “Техснабэкспорта” к Письменному. Им вменялась сумма хищения в размере 31 млн. долларов, а Адамов обвинялся еще и в незаконном прощении долга GNSS за поставленный, но неоплаченный уран на 113 млн. долларов.

19 февраля 2008 годаЗамоскворецкий суд Москвы признал Адамова и его помощников: Вячеслава Письменного и Ревмира Фрайштута, виновными в хищении путем мошенничества бюджетных средств в размере 31 млн. долларов. Защита заявляла о их невиновности и упирала на возраст и болезни подсудимых. Но гособвинитель заявил: «Как что-то брать - у нас все молодые и здоровые, а как отвечать - все больные. Но существует понятие равенства прав и обязанностей и это должно быть соблюдено». И потребовал для Адамова 9 лет лишения свободы. Но суд избрал «золотую середину».

Евгений Адамов приговорен к 5,5 годам в колонии общего режима, а Вячеслав Письменный и Ревмир Фрайштут - к 4 годам условно каждый.


Проект «Прорыв» - тема животрепещущая и немного скандальная. И в профессиональном атомном сообществе вокруг него крутится огромное количество споров и рассуждений. А официальный атом частенько обвиняют в нежелании этот проект серьезно обсуждать и как-то предметно комментировать. В качестве опровержения – представляем вам выступление Евгения Олеговича Адамова, которое было опубликовано на портале «proatom.ru» в ответ на открытое письмо читателей этого сообщества. Мы уверены, что тема на этом не закрыта, и будем рады продолжить обсуждение проблемы в рамках нашего блога.


Открытое письмо Е.О.Адамову


Уважаемый Евгений Олегович, как бывшему министру, а сегодня - идеологу и вдохновителю проекта «Прорыв», адресуем Вам вопросы читатели сайта www.proatom.ru. Вместе с ними надеемся получить прямые и исчерпывающие ответы. Также надеемся, что в отрасли еще возможен честный и конструктивный диалог тех, кто принимает решения, с коллегами-атомщиками.


1. Уже более полувека, еще с середины-конца 60-х г.г., говорят и пишут о необходимости создания мощностей для переработки накапливающегося ОЯТ для уже существующей ядерной энергетики и постепенного перехода к ЗЯТЦ. Во времена Минсредмаша даже начали строить завод РТ-2 (Красноярск-26, ныне Железногорск), который должен был обеспечить переработку ОЯТ реакторов типа ВВЭР. Начали и бросили… Говорили, что денег не стало… На РБМК просто жгут топливо, а их ОЯТ никто пока не собирается перерабатывать. ОЯТ от ВВЭР пока лишь складируется. Появление еще одного реактора типа «Прорыв» даже со своим «пристанционным» топливным циклом проблем создания ЗЯТЦ ядерной энергетики России не решит. Потребности страны в переработке ОЯТ могут быть решены лишь созданием мощностей, соизмеримых с проектной мощностью РТ-2. Почему вместо выдумывания «прорывных» технологий не достроить РТ-2, если есть уверенность в том, что технология переработки ОЯТ различных реакторов уже существует, и уже есть знание того, что без ЗЯТЦ доступных запасов урана хватит лишь на 30-40 лет? Однако объем инвестиций в такой ЗЯТЦ с достройкой РТ-2, системы могильников РАО и производств ТВС из рециклированного урана и МОКС-топлива, сегодня может быть оценен в диапазоне 20-50 млрд.долл. США с длительностью реализации 10-15 лет. Без решения проблемы переработки и рециклирования уже существующего ОЯТ все «прорывные» реакторные технологии не стоят даже той бумаги, на которой их рисуют. Как не вспомнить завет сподвижников Остапа Бендера: «Утром - деньги, вечером - стулья». Уж если есть уверенность в том, что без ЗЯТЦ ядерной энергетике конец, то вкладывать их нужно в ЗЯТЦ, но не в «инновационные прорывные погремушки». Вложив деньги в ЗЯТЦ, можно надеяться на то, что «вечером будут стулья».

2. Известно, что на РТ-1 накоплено свыше 30 тонн энергетического плутония, вполне пригодного для «всеядных» быстрых реакторов. До сих пор никто его в быстрые реакторы не закладывал. БН-600 «жует» лишь уран. Почему до сих пор не отважились перевести его на плутоний? Нет мощностей для производства плутониевых ТВС? Есть проблемы с управляемостью реактора? Не известно, куда девать плутониевые ОТВС? Куда делись результаты НИОКР ФЭИ, нарабатывавшиеся более полувека? В чем истинные причины сложившегося положения с быстрыми реакторами и ЗЯТЦ? Почему тот же «Прорыв» предполагает пуск и работу на уране? К сожалению, ответов на эти «простые» вопросы пока нет. Разделяю точку зрения основоположников ядерной энергетики - без ЗЯТЦ ядерная энергетика обречена...

3. Атомный проект - это ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ, на карту была поставлена независимость государства. Поэтому в Атомном проекте были привлечены все имеющиеся силы государства. Для программы «Прорыв» не существует подобной необходимости. Команда Кириенко, не имея возможности создавать что-то действительно новое, постоянно достает какое-нибудь старье и делает это флагом Росатома. Для чего нужно «прорывать» то, что в течение многих десятилетий исследовалось? Что, появились какие-то новые идеи или новые материалы, позволяющие решить выявленные ранее проблемы?

4. Как в проекте («Прорыв» - ред) решаются те проблемы, о которые сломались американцы и французы?

Ваше мнение, Евгений Олегович?

Комментарии Евгения Олеговича Адамова в ответ на вопросы читателей PRoAtom.ru

1. Проблема ОЯТ сама по себе недостаточный повод, чтобы активизировать работы по БР и ЗЯТЦ, а лишь одна из задач, решение которой входит в круг проблем ядерной энергетики. Современные способы хранения (в бассейнах, затем в контейнерах) не вызывают в краткосрочной перспективе особого беспокойства. Однако и бесконечное отнесение этой задачи к числу «отложенных решений» невозможно. Очевидно, следует ещё раз перечислить весь набор задач, решение которых стоит перед ядерной энергетикой вообще и входит, в частности, в цели проекта «Прорыв»:

· исключение аварий, требующих эвакуации, а тем более отселения населения, а также выводящих из хозяйственного использования значительные территории;

· полное использование энергетического потенциала добываемого сырья;

· радиационно-эквивалентное обращение ядерных материалов в топливном цикле, с сохранением природного радиационного баланса;

· технологическое усиление режима нераспространения технологий ядерного оружия;

· обеспечение конкурентоспособности ядерной энергетики.

Комплексное решение этих задач составляет содержание выдвинутой в начале 90-х гг. концепции «ядерной энергетики естественной безопасности».

2. Относительно заводов по переработке ОЯТ:

· мощности заводов по переработке ОЯТ были ориентированы на парк реакторов на быстрых нейтронах и решения об их строительстве принимались именно в ориентации на развитие ядерной энергетики с использованием таких реакторов. В реальности у нас работает только одна АЭС с БР, для которой, даже в перспективе ввода БР-800, полномасштабные заводы явно не требуются.

· после развала СССР не только АЭС с реакторами на быстрых нейтронах не строились, но и вообще стройки АЭС были заморожены, потому и дело с использованием ОЯТ сместилось в сторону его хранения и частичного использования продуктов переработки зон АПЛ и ВВЭР-440 в РБМК;

· возвращаясь к постановке вопроса о развитии ядерной энергетики в 2000 г., мы ясно обозначили приоритеты: достройка задельных АЭС, сооружение новых АЭС с ВВЭР по конкурентоспособному проекту, а также последовательный переход к технологиям ядерной энергетики естественной безопасности с замыканием ЯТЦ на базе реакторов на быстрых нейтронах.

· для тщательной отработки технологий переработки и рефабрикации топлива крупные заводы не нужны. Работы исследовательского плана лучше проводить в НИИ: именно с этой целью предусмотрено сооружение ПРК в НИИАРе. Комплексная проверка технологий будет реализована в опытно-демонстрационном блоке БР мощностью 300 МВт с пристанционным ядерным топливным циклом (ПЯТЦ). Затем настанет очередь промышленной реализации в головном комплексе БР+ПЯТЦ при мощности реактора 1000-1200 МВт, очевидно, на площадке БАЭС.

· по мере реализации программы с преимущественным использованием БР, надо будет принять и решения по соотношению объемов переработки на централизованных заводах и ПЯТЦ, очевидно, обоснованных только для куста АЭС с БР, как например, на БАЭС.

3. По поводу использования урана и плутония в БР:

· начиная с EBR-1, при создании всех реакторов на быстрых нейтронах решали первоочередные задачи по физике активной зоны, технологии теплоносителей, специфике оборудования, обучению эксплуатационного персонала, а поскольку урановое топливо уже было освоено - его и использовали.

· французы, в отличие от СССР, предполагая массовое строительство БР, не останавливали своих планов по строительству заводов по переработке ОЯТ. А когда заводы построили, а предполагавшегося парка БР не было, вынуждены были искать для существующих производств применение: так и появился МОХ для PWR.

· Очевидно, что для БР нужно плотное топливо, однако, работы по его отработки, производству и внедрению организованы не были, а, например, достройка БН-800 заканчивается. А потому и зона будет «пёстрой».

· При пуске на уране его затраты за весь срок существования АЭС с БР определяются первой загрузкой и несколькими первичными подпитками до выхода на самообеспечение. Это в 5 раз меньше, чем требуется в течение всего жизненного цикла ТР одинаковой мощности.

· Уже с первой активной зоны в опытно-демонстрационном комплексе БР+ПЯТЦ предусматривается работа на смешанном нитридном уран-плутониевом топливе. Не потому, что сейчас урана уже не хватает, а с тем, чтобы активнее решать именно задачи ЗЯТЦ - полностью согласен с теми, кто считает, что здесь наибольшее число, пусть и не академических, но вполне реальных инженерных проблем. Реакторы делать научились, а в комплексе ЗЯТЦ есть только более или менее продвинутые результаты НИР или НИОКР. Приоритет ПЯТЦ в проекте «Прорыв» очевиден. Это было и одной из основных причин переноса опытно-демонстрационного комплекса на площадку СХК: здесь сложился хороший коллектив специалистов, как по реакторам (исторически вторая площадка промышленных реакторов), так и по радиохимии.

4. Относительно новых (или хорошо забытых) идей в проекте «Прорыв»:

· для реакторов:
- равновесный режим работы активной зоны, исключающий необходимость держать запас по реактивности, потенциально достаточный для разгона его на мгновенных нейтронах;
- интегральная конструкция реактора, когда теплоноситель нельзя потерять ввиду отсутствия внешних петель первого контура, а охлаждение зоны может быть обеспечено естественным теплоотводом в окружающую среду, без активных систем (идея ещё Доллежаля по моноблоку для АПЛ, мигрирующая по разным проектным проработкам, но в базовой ЯЭ не реализованная);
- использование высококипящего жидкометаллического теплоносителя (идея не новая, но реализованная только в реакторах АПЛ);

· для ЗЯТЦ - радиационно-эквивалентный подход к обращению ядерных материалов в ТЦ, при котором не нарушается природное радиационное равновесие Земли и окончательно решается проблема ОЯТ;

· для нераспространения ЯО - отказ от использования в ЯЭ ключевых оружейных технологий: разделения изотопов (обогащения урана) и выделения чистых урана и плутония при переработке ОЯТ. Тем самым политическая (NPT) и контрольная (инспекции МАГАТЭ) составляющие дополняются технологическими мерами усиления режима нераспространения.

5. По поводу значимости проекта «Прорыв» и соотнесения его Атомным проектом 1:

· первый проект решал проблему не только «независимости», а самого существования СССР. Тем, кто не помнит или по возрасту не знает этого, следует вернуться к американскому плану «Dropshot»

· энергетика - основа развития любой экономики. Страны, зависимые от энергетического сырья других государств, или вынужденные закупать электроэнергию, зависимы настолько, что либо держат свой военный флот в регионах добычи органики (как, например, США, в Средиземном море), либо ищут политические компромиссы с поставщиками (как, например, Украина).

· устойчивое развитие страны (как, впрочем, и экономики мира) базируется только на стабильности энергетики и Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренная Правительством РФ в 2000 г. показала, как можно решить эти задачи преимущественно на базе ядерной энергетики.

· решив в крайне ограниченные сроки и в условиях нищей экономики страны после разрушительной войны задачу «Атомного проекта 1», мы имеем все основания полагать, что можем обеспечить независимость страны и устойчивое развитие её экономики на основе потенциала ядерной энергетики, пусть и в удвоенные сроки, но и без необходимости собрать для этого все ресурсы страны, пренебречь её социальными задачами. Мне представляется, что в долговременном плане это даже более важная задача, чем создание ядерного оружия. Основоположники (Ферми, Курчатов), очевидно, придерживались такой же точки зрения, иначе не инициировали бы начальные работы по энергетическим реакторам уже в конце 40-х годов прошлого века.

6. Относительно того, на чём «сломались американцы и французы»:

· для американских специалистов очевидна необходимость замыкания топливного цикла и решения перечисленных в п. 1 моего ответа задач. И для неспециалистов тоже: постановка задач Биллом Гейтсом в проекте «TerraPower» исходит из части тех же предпосылок. Однако, работы по ЗЯТЦ были ввиду политического приоритета нераспространения запрещены ещё президентом Фордом, а затем запрет был поддержан и Дж. Картером. Тем не менее НИР по ЗЯТЦ американцы ведут и неплохо продвинулись и в части плотного топлива (металлического) и по разработке БР.

· французы вообще только притормозились, а саму концепцию ЗЯТЦ никогда не бросали. Сейчас рассматривается содержательная часть планов совместных с РФ работ по следующему поколению БР.

· Основное отличие: комплексная постановка задач, с возможностью их практического решения в опытно-демонстрационном объекте БР с ПЯТЦ уже к 2020 г. у тех и других отсутствует, что и создаёт реальные основы для восстановления лидерства в этой области, ранее, безусловно, принадлежавшего СССР, а за последние годы утраченного.

7. Теперь относительно дискуссии на площадке «PRoAtom»:

· многие годы наблюдая, а иногда и сотрудничая с этим изданием, считал его полезной площадкой общественных обсуждений, в дополнение к профессиональным кворумам НТС, семинаров, конференций или журналов типа «Атомной энергии»;

· даже эмоциональные, но выдержанные в рамках элементарного приличия, всплески-реакции на многие весьма интересные и затрагивающие существенные вопросы ядерного цеха, публикации известных специалистов, которых постоянно привлекала редакция, мне представляются нормальным и не осуждаемым явлением;

· неразборчивость редакции в последнее время и нежелание модерировать дискуссию, сохраняя её в общепринятых в цивилизованном обществе рамках, не может не вызвать чувства брезгливости и желания обходить дурно пахнущие сборища;

· в том случае, если редакция найдет в себе силы преодолеть явно обозначившуюся тенденцию - готов к продолжению научно-технической дискуссии: кстати, работы по проекту не засекречены.

Окончил МАИ по специальности «инженер-механик» в 1968. Получил степень кандидата технических наук в 1977 г., и степень доктора технических наук в 1984 г. Долгие годы проработал в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова.

Карьера

В мае-августе 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Стал одним из создателей «Укрытия» (так официально назывался «саркофаг» над разрушенным реактором). Вместе с другими специалистами он проводил исследования фактического распределения ядерного топлива по зданию 4-го энергоблока.

Директор НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля в 1986-1998 гг. Научный руководитель НИКИЭТ с 1998 г.

В 1989 года баллотировался в народные депутаты СССР. Проиграл выборы А. Н. Крайко, избранному с явным преимуществом .

1993-1998 гг. - Член международного экспертного совета по проекту ITER.

Член Совета Безопасности Российской Федерации с 1998 по 2000 гг.

Советник Председателя Правительства Российской Федерации в 2002-2004 годах.

После ухода с госслужбы Адамов вернулся в марте 2001 года в Научно‑исследовательский и конструкторский институт энерготехники в качестве научного руководителя.

Компромат

7 ноября 1998 года газета "Совершенно секретно" сообщила, что предприятия, учрежденные Евгением Адамовым в бытность директором НИКИЭТа, аффилированы с "криминальными" фирмами солнцевской ОПГ. Позднее СМИ обвиняли министра в незаконных связях с Конверсбанком и МДМ-банком.

Как министр Адамов крал деньги. И убивал?


По версии американских прокуроров, основой благосостояния экс-министра Евгения Адамова стали средства, выделяемые министерством энергетики США для модернизации российских атомных реакторов. С 1993 по 2001 год на эти цели “ушло” 15,1 млн. долларов.

Пояснения к схеме

Компания Energo Pool

Компания Omeka,Ltd , штат Пенсильвания, зарегестрированная Адамовым и Каушански в январе 1993 года.

Компания Energo Pool , штат Делавэр, зарегестрированная Адамовым и Каушански в ноябре 1997 года.

Как работала схема

Заказ был расписан на НИКИЭТ (Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники) - вотчину Адамова. Из этого НИИ он ушел в министры, а потеряв кресло, туда же вернулся. Как утверждают американские прокуроры, из 15,1 млн. "зеленых" "Адамов и Кo" присвоили только 9,5 млн. А 5,6 млн. долларов до НИКИЭТ, получается, все же дошли.

Назвать то, что делали компаньоны, отмыванием денег язык не поворачивается. Слишком уж все просто и примитивно. Видимо, "соучастники" не сильно грузили себя возможными последствиями. Для Запада такая смесь наглости и наивности в диковинку, зато для россиян привычна. Сам получал, сам расходовал, сам контролировал. В полном соответствии с российской поговоркой: "Что охраняю - то и имею".

Странная наивность схемы

Вот только одно смущает - поразительная "наивность" американских чиновников. Деньги, предназначенные для России, они почему-то переводили на счета американских же компаний и офшоров. И не испытывали при этом никаких сомнений.

Можно предположить, будто что-то перепало и чинушам из США. Тем более что еще двух учредителей адамовской американской конторы прокуроры из Штатов почему-то не называют. Однако вряд ли вашингтонские бюрократы по собственной инициативе пойдут на такую рискованную и не слишком доходную сделку.

А значит, не столь уж фантастической кажется мысль о том, что все ныне происходящее является всего лишь спецоперацией американских же спецслужб. А сам Адамов - всего лишь жертва. Пусть и корыстная, и недалекая пешка, которая слишком много знает. И пусть никого не смущает, что операция началась задолго до получения Евгением Олеговичем министерского портфеля с российскими ядерными секретами. Он представлял интерес и в качестве директора института. В бытность министром, демонстрируя лояльность США, он принимал решения, одобряемые за океаном. Ну а когда стал менее значимой фигурой, его просто решили вытрясти до конца.

Экс-министр причастен к убийству генерала Рохлина?

Атомное прошлое экс-министра Адамова обрастает все новыми сенсационными подробностями, которые прежде кем-то упорно замалчивались.

Его бурная коммерческая деятельность сопровождалась загадочной гибелью людей, работавших “под крышей” Минатома. Мартиролог выглядит примерно так: Рувим Нуреев, Александр Белосохов, Лев Рохлин, Сергей Моисеев. Все они погибли при весьма странных обстоятельствах. Выжил - после двух покушений! - лишь известный физик-ядерщик, в прошлом директор Института атомных технологий Лев Максимов.

Ученый Максимов открыл и запатентовал ториевый цикл, который мог бы произвести революцию в атомной энергетике, если бы институт Максимова не уничтожили, а самого не стали бы преследовать. Кому-то были совсем не нужны модернизированные атомные станции, способные работать с использованием тория вместо урана. Лев Николаевич так сказал о своем открытии: “Я как будто бы включил яркий свет в той темной комнате, где вор с вором делился добычей...”

По рассказам Максимова, генерал Рохлин сам нашел его. Принес секретные документы по печально известной "урановой сделке" (ему стоило больших трудов заполучить эти бумаги) и признался, что ведет собственное расследование.

Вот что говорит Лев Максимов сегодня:

Незадолго до своей гибели генерал Рохлин позвонил мне и сказал, что за ним следят и угрожают физической расправой. У генерала были серьезные основания подозревать в угрозах главу Минатома Евгения Адамова, ибо все урановые аферы в то время шли через этого "американского шпиона". Насколько я знаю, Рохлин пытался выйти на Татьяну Дьяченко - очень просил ее поспособствовать встрече с Ельциным... Позже, поняв, что Борис Николаевич уклоняется от встречи, Рохлин переслал пачку с документами, компрометирующими Адамова, в ФБР.

До генерала Рохлина собственными расследованиями "урановой сделки" занимался Рувим Нуреев, главный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Минатома России.

В июне 1996 г. тело главного инспектора Нуреева нашли на железнодорожных путях, - вспоминает доктор технических наук, депутат Госдумы (1995-2003 гг.) Иван Никитчук. - Смерть представили как самоубийство, но родственники Нуреева отказались в это поверить: у инспектора не было причин, чтобы бросаться под поезд.

Следом за Нуреевым и Рохлиным уходит из жизни первый замминистра Министерства РФ по атомной энергии Александр Белосохов (январь 2000 г.). Белосохов якобы погиб в результате несчастного случая: катался на снегоходе. Уголовное дело по факту покушения на убийство (первоначально присутствовала и такая версия) возбуждать не стали.

Лев Максимов утверждает, что Белосохов был одним из главных ответчиков перед думскими комиссиями по “урановой сделке”. Он был в достаточно близких отношениях с Евгением Адамовым, который сидел тогда в кресле директора НИИ им. Доллежаля, но плотно занимался урановой проблемой. Потом взялись за Максимова. На него напали в июле 1999 г.

Был поздний час, я вошел в метро, - вспоминает Лев Максимов. - У меня за спиной на эскалаторе оказались несколько крепких молодых парней. Меня ударили по голове и с помощью электрошока попытались “отключить” сердце. Я потерял сознание.

Максимов не погиб чудом: преступники приставили к его телу электроды “неграмотно” с медицинской точки зрения. Однако долгое время потом Лев Николаевич вынужден был скрываться.

Рохлин собрал немало документов, в том числе и на Адамова. Но ни в доме, ни в рабочем кабинете генерала их не нашли. Не исключено, что папку с документами Рохлин отдал на хранение проверенному человеку. Таким человеком мог быть его боевой товарищ генерал-майор Сергей Моисеев (они вместе воевали в Чечне). В сентябре 2003 г. генерал Моисеев погиб - убит женой Ириной Моисеевой во время семейной ссоры. Нечто очень похожее, как мы помним, есть и в деле Тамары Рохлиной, которое все никак не закончится.

Из досье "МК"

В 1993 г. в рамках комиссии Черномырдин-Гор было подписано российско-американское соглашение об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия. Американская сторона собиралась использовать его как топливо для электростанций. Уже тогда многие депутаты Госдумы задавались вопросом: а не продешевили ли мы? В ГД была создана специальная комиссия, вывод которой был таким: "Соглашение о поставке урана в Америку составлено в интересах США и наносит урон национальной безопасности России". Потери для экономики страны были оценены в 8 трлн. долл.

Source:



Other articles in Other News :


20 Oct 2016

20 Aug 2016

8 Aug 2016