Кто такие инородцы в 19 веке. Инородцы в российской империи

Когда в состав населения государства входят племена, резко отличающиеся степенью культуры от общей массы подданных, племена эти нередко ставятся в обособленное юридическое положение. Они признаются поданными государства, но не подчиняются общему законодательству и сохраняют особое управление. В такое положение поставлены, например, в Соединенных Штатах Северной Америки индейцы или туземцы-магометане в Алжире. Алжирские туземцы-магометане признаются французскими подданными, но не пользуются политическими правами, освобождены от воинской повинности и подлежат платежу особых, так называемых арабских податей. В их семейных и гражданских отношениях они подчиняются не французскому гражданскому кодексу, а мусульманским законам. По достижении 21 года каждый туземец-мусульманин может стать французским гражданином посредством простого о том заявления, но тогда он уже вполне подчиняется французскому законодательству, даже и в семейных отношениях, так что многоженство для него тогда уже недопустимо. Прежде в таком же положении находились и алжирские евреи, но декретом 24 окт. 1870 г., по инициативе Кремье, им всем предоставлены права французского гражданства.¹*

У нас племена, не подчиняющиеся общему законодательству или пользующиеся особым управлением, именуются инородцами в отличие от природных обывателей. Юридическое положение отдельных разрядов инородцев крайне различно, и единственно, что есть общего им всем, это то, что особенности их юридического положения обусловливаются принадлежностью к определенному племени. Поэтому можно только родиться инородцем, но нельзя им сделаться.

Инородцы подразделяются на несколько разрядов. Ст. 855 т. IX перечисляет их так: 1) сибирские инородцы вообще и в особенности сибирские киргизы, 2) инородцы Командорских островов, 3) самоеды, 4) кочевые инородцы Ставропольской губернии, 5) калмыки, 6) ордынцы Закаспийской области и 7) евреи. Это перечисление однако не вполне соответствует ныне существующей группировке, так как сибирские киргизы вместе с оренбургскими и с инородцами Туркестанского края подчинены одному общему порядку управления.²*

Все эти разряды естественно распадаются на две существенно различных категории: 1) евреи и 2) восточные инородцы, хотя законодательство собственно такой группировки не устанавливает. Самое важное различие евреев и восточных инородцев заключается в том, что принадлежность к еврейству обусловливается не одним племенным происхождением, но также и религией; а потому еврей, принявший христианство, перестает в глазах закона быть евреем и инородцем. Напротив, принадлежность к восточным инородцам обусловлена только определенным племенным происхождением и потому принятие восточным инородцем христианства не влечет еще за собою ipso jure выхода из состояния инородцев. Вместе с тем восточные инородцы, сделавшись оседлыми, могут без всякого ограничения или стеснения вступать в сословия городских и сельских обывателей (т. XI, 841). Евреи же, несмотря на то, что они все оседлые, не могут по своему желанию выйти из состояния инородцев. Все вообще инородцы подразделяются на оседлых, кочевых и бродячих (т. IX, ст. 1)³*. Это же деление применяется в частности и к сибирским инородцам, кроме чукчей, дзюнгарцев и инородцев Командорских островов, составляющих особый разряд (Пол. инор., ст. 2, 14). Оседлыми называются инородцы, “имеющие постоянную оседлость, хлебопашество и живущие деревнями или в городах, занимаясь торговлею и промыслом городских обывателей”, кочевыми инородцами признаются те, кои имеют оседлость, хотя постоянную, но по времени года переменяемую, и не живут деревнями, и, наконец, к бродячим инородцам причисляются те, которые, “не имея никакой оседлости, переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам, для звероловного или рыболовного промысла, отдельными родами или семействами” (ст. 3).

По общему праву оседлые инородцы сравниваются с природными обывателями и в правах (ст. 16)⁴*, и в порядке управления (Учр. упр. инор., ст. 12 и 68)⁵*, а кочевые бродячие образуют “особенное сословие в равной степени с сословием сельских обывателей, но отличное от него в образе управления” (ст. 26, 40). Бродячие инородцы не участвуют в денежных по губерниям земских повинностях. Но из этих общих правил имеются и исключения.

Инородцы Туркестанского края (Пол. упр. Турк.; ст. 9), областей Закаспийской (Пол. Закасп. С. У. 1890, ст. 256), Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской⁶* (Пол. упр. областей, ст. 11 Собр. Узак., 1891, ст. 469), все безразлично, и оседлые, и кочевые, сравнены в правах с сельскими обывателями. Инородцы указанных областей, принявшие православие, могут приписываться к городам и селениям, не испрашивая приемных приговоров, и лично свободны навсегда от воинской повинности (ст. 12). Инородческое население этих областей и туркестанского края разделяется на волости, у оседлых - на сельские, у кочевников - на аульные общества. Органами сельского или аульного управления служат сельский сход или аульный съезд, состоящий из всех домохозяев или кибитковладельцев общества, и избираемый им сельский или аульный старшина; органами волостного управления - волостной съезд выборных, избираемых обществом по одному от каждых 50 домохозяев или кибитковладельцев, и волостной управитель. Волостной съезд избирает также народных судей, действующих или единолично, или в составе съездов не менее как из трех судей. Срок выборов трехлетний. Волостной управитель утверждается губернатором. В случае отказа в утверждении губернатор или предписывает производство новых выборов, или сам назначает управителя. Министр или генерал-губернатор может заменить выборы назначением прямо властью губернатора. Права и обязанности волостного, сельского и аульного управления определяются вообще правилами общего положения о крестьянских учреждениях.

Переходя на летовки или зимовки за пределы своих уездов также при прохождении чужих уездов и областей, кочевники подчиняются в полицейском отношении местным властям, а казенные и земские сборы и повинности отбывают в своих уездах. Должностные лица при перекочевках остаются при своих обязанностях и следуют с наибольшею партией своей волости или общества, получая при откочевании от уезда от уездного начальника свидетельство с обозначением числа откочевавших кибиток, которое предъявляется на кочевках местному начальству (Пол. Турк., ст. 73‑115, Пол. упр. обл., ст. 45‑86, 91. 96).

С другой стороны, и оседлые инородцы Командорских островов пользуются особым юридическим положением, будучи совершенно освобождены от каких бы то ни было повинностей, податей, ясака. Они управляются своими тоэнами (ст. 17‑25).

Сибирские кочевые инородцы для каждого поколения имеют назначенные во владение земли, на которых они имеют полную свободу заниматься земледелием, скотоводством и местными промыслами. На землях, отведенных кочевым инородцам, русским запрещается селиться самовольно, но можно брать, их в оброчное содержание по условиям с инородческими обществами. Торговля с кочевыми инородцами свободна всеми припасами и изделиями, кроме горячих напитков. В своих взаимных отношениях инородцы руководствуются собственными племенными обычаями. Инородцы, пользующиеся почетными званиями, например, князьцы, тойоны, тайши, зайсанги, шуленьги, пользуются преимуществами и отличиями по местным обычаям. Звания эти признаются наследственными или пожизненными, смотря по тому, каковыми они были до 1822 г. Детей своих инородцы имеют право отдавать в казенные учебные заведения и заводить собственные учебные заведения с разрешения губернаторов. Кочевые инородцы участвуют в общих по губернии повинностях, а содержание инородческого управления составляет их внутреннюю повинность (ст. 26‑39).

Каждое стойбище, или улус, имеющее не менее 15 семейств, получает особое родовое управление, состоящее из старосты и одного или двух его помощников из почетных и лучших родовичей . Староста избирается или наследует это звание, смотря по обычаям. Но наследственное звание старосты ни в каком случае не может перейти в женщине (т. IX, ст. 892)⁷*. Между инородцами он может именоваться разными почетными званиями, но в сношениях с правительством называется всегда старостой. Помощники старосты всегда назначаются по избранию на определенное или неопределенное время. Избираемы в должности могут быть только достигшие 21 года, имеющие собственное хозяйство, не опороченные судом и не состоящие под судом или следствием (т. IX, ст. 893)⁸*. Несколько стойбищ подчиняются инородной управе, состоящей из головы, двух выборных и, если возможно завести письмоводство, - из письмоводителя. Головы, подобно старостам, бывают или выборные, или наследственные. Многие роды, соединенные в одну общую зависимость, как у забайкальских бурят, подчиняются особенной степной думе, состоящей из главного родоначальника (тайши и т. п.), голов и избранных заседателей. Старосты, выборные заседатели и головы, наследственные или выборные, все равно, утверждаются в должностях губернатором, а главный родоначальник - генерал-губернатором (т. IX, ст. 894, 895)⁹*. Когда в ведении степной думы состоят крещеные инородцы, от них назначаются особые выборные. Обязанности степной думы состоят: 1) в народосчислении, 2) в раскладке сборов, 3) в учете общественных сумм и имуществ, 4) в распространении земледелия и инородной промышленности, 5) в ходатайстве у высшего начальства о пользах родовичей. Родовые управления и инородные управы ведают местное благочиние и благоустройство, а также раскладку и сбор податей. Кроме того, родовые управления, инородные управы (но не степные думы) суть органы словесной расправы между инородцами по делам судебным. Жалобы на решения инородных управ приносятся местной полиции, а на полицию - окружному суду (Учр. упр. инор., ст. 17‑32, 36‑43, 71‑111, 130, прилож.)¹⁰*.

Бродячие инородцы в общем пользуются теми же правами, что и кочевые; но 1) назначение земель по племенам на них не распространяется, 2) на отведенной им полосе они могут свободно переходить из губернии в губернию и 3) они не участвуют ни в денежных земских повинностях, ни в содержании степного управления (т. IX, ст. 856)¹¹*. Управление их представляет ту особенность, что у них нет ни степных дум, ни инородных управ, а родовое управление состоит из одного старосты (Учр.упр. инор., ст. 33‑35)¹²*.

Относительно самоедов Мезенского уезда в различных томах Свода содержатся друг другу противоречащие определения. Ст. 876 IX тома признает их кочевыми инородцами, а ст. 226 Пол. инор. - бродячими, и обе эти статьи основаны на одном и том же § 1 Устава об управлении самоедами 18 апреля 1835 г. (№ 8071). В подлинном тексте Устава самоеды названы бродячими и сообразно с этим они и поныне действующей ст. 881 т. IX¹³* в земских денежных по губернии повинностях не участвуют, между тем как кочевые инородцы в них участвуют.

Главное управление самоедами принадлежит министерству государственных имуществ, а местное заведование - управлению государственных имуществ Архангельской губернии. Родовое управление в каждой из трех тундр, отведенных самоедам Тиманской, Канинской и Большеземельской, состоит из старшины, избираемого на трехгодичный срок и именуемого в сношениях с правительством старостою. Кроме того избираются помощники старост. По желанию общества срок избрания можете быть сокращен. Старосты и их помощники утверждаются в должностях управляющим государственными имуществами. В случае совершения преступления или просьбы о том родовичей управляющий может и удалить этих лиц от должности ранее срока. Словесная расправа между самоедами определяется теми же правилами, какие установлены для сибирских инородцев (т. IX, ст. 901‑905; Учр. упр. инор., ст. 432‑468)¹⁴*.

Киргизы, кочующие в степях между Каспийским морем, Уральскою областью и губерниею Астраханской под именем киргизов Внутренней или Букеевской Орды, состоят в ведомстве министерства внутренних дел. До 1845 г. Орда эта управлялась ханами из рода султана Букей-Нуралиева. Но по смерти в 1845 г. хана Джангра, сына Букея, ханское достоинство было уничтожено и был утвержден временной совет из родственников покойного хана и одного чиновника министерства государственных имуществ. Затем, в 1858 году совет был преобразован в смысле усиления в нем русского элемента и изъятия из ведения министерства государственных имуществ. В административном отношении Внутренняя Орда подчинена теперь астраханскому губернатору, а в судебном - астраханской соединенной палате уголовного и гражданского суда¹⁵*.

Временный совет состоит из председателя, советника из русских чиновников и советников из ордынцев. Председатель назначается как из гражданских, так и из военных чинов министром внутренних дел по представлению астраханского губернатора. Так же назначаются и советники из русских чиновников. Советники из ордынцев назначаются преимущественно из киргизов, окончивших курс в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, астраханским губернатором по представлению председателя совета. Совет решает все дела, зависевшие прежде от хана, т. е. все гражданские исковые дела между киргизами и из уголовных - дела по маловажным преступлениям и кражам до 30 руб. В случае несогласия большинства членов совета с председателем судебные дела представляются в соединенную палату, а административные - астраханскому губернатору (Учр. упр. инор., ст. 725‑731)¹⁶*. Вся орда разделена на семь частей (первую и вторую Прикаспийскую, Камыш-Самарскую, Нарынскую, Калмыцкую, Таловскую и Торгунскую). Каждой частью заведует особый правитель из ордынцев. Части делятся на старшинства, а старшинства - на аулы. Управители всех этих делений избираются ордынцами.

Главное управление калмыками, кочующими в Астраханской губернии, принадлежит ведению министерства государственных имуществ. Управляющий государственными имуществами Астраханской губернии есть вместе с тем главный попечитель калмыцкого народа; при нем состоит особое управление калмыцким народом, в состав которого, кроме правительственных чиновников, входит и депутат от калмыцкого народа. По своему составу калмыки разделяются на простолюдинов и на привилегированное сословие - нойонов и зайсангов. Прежде у калмыков существовало крепостное право, но законом 16 марта 1892 г. оно уничтожено. В отношении к местному управлению калмыцкий народ разделяется на семь улусов, каждый улус состоит из нескольких родов или аймаков, а каждый аймак делится на хотоны, в составе не менее 15 кибиток.

Во всех улусах и аймаках существуют улусные и аймачные сходы. Улусные сходы собираются раз в три года, чрезвычайные его собрания, в случае надобности, созываются попечителем калмыцкого народа. Улусный сход составляется из нойонов и зайсангов, по одному из каждого семейства, из всех аймачных старшин и хотонных старост и из выборных от хотонов калмыков-простолюдинов, по одному от каждых 20 кибиток. Постоянное заведование улусов принадлежит улусскому попечителю. Улусские попечители избираются главным попечителем из чиновников и с одобрения губернатора утверждаются министром государственных имуществ.

Аймачный сход составляют зайсанги, по одному от семейства, хотонные старосты и выборные от хотонов калмыки, по одному от каждых пяти кибиток. В сходах, как аймачном, так и улусном, могут участвовать только калмыки, имеющие не менее 25 лет, обладающие собственным хозяйством и не опороченные по суду. Участие в сходах и принятие выборных должностей обязательно. За неявку на сход полагается денежное взыскание в размере одного рубля. Аймачный сход собирается в сроки, назначаемые управлением государственных имуществ. Аймачному сходу принадлежит право исключать порочных калмыков и предоставлять их в. распоряжение правительства.

Сходом избираются аймачные старшины и хотонные старосты, сроком на три года. Аймачные старшины избираются из зайсангов безаймачных или простолюдинов, а хотонные старосты - только из простолюдинов.

Для рассмотрения судебных дел между калмыками организуются улусные зарго, состоящие под, председательством улусного попечителя, его помощника и двух заседателей, избираемых на три года улусным сходом из безаймачных зайсангов (т. IX, ст. 919‑943; Учр. упр. инор., ст. 584‑718¹⁷*; М. Г. C. 16 марта 1892 г. Собр. узак., № 46, ст. 453).

Кочевые инородцы Ставропольской губернии, калмыки, ногайцы, караногайцы, едишкульцы, трухменцы и киргизы состоят также в ведении министерства государственных имуществ. Управление их сосредоточивается в руках главного пристава, подчиненного местному губернатору. В помощь главному приставу по делам полицейским определяются в кочевья частные пристава. Внутреннее управление инородцами составляется из них самих по выборам сроком на три года. В каждом ведомстве или волости избирается голова, два старшины и казначей, а в аулах - аульные старосты, но число этих должностных лиц может быть изменяемо властью министра. Кроме того, для совещания по делам общественным собираются ежегодно к ставке частного пристава должностные лица, с ограниченным числом почетных людей, по назначению начальства. В судебном отношении все кочевые инородцы Ставропольской губернии подчинены ведомству общих судебных установлений. Улусный зарго у калмыков Ставропольской губернии выполняет функции волостного суда (т. IX, ст. 906‑918¹⁸* Учр. упр. инор., ст. 515‑579)¹⁹*.

Существенно особенное сравнительно с другими инородцами положение занимают евреи. Я уже говорил, что принадлежность к еврейству обусловлена не одним только племенным происхождением, но и вероисповеданием, что вместе с тем еврей не может по своему желанию выйти из состояния инородцев. К этому надо присоединить, что евреи не населяют, подобно другим инородцам, особо отведенных им земель, а живут вперемежку с природными обывателями в городах и селах. Этим, конечно, объясняется, что закон требует от всех евреев приписки к одному из установленных в государстве состояний (т. IX, ст. 768). В силу такой приписки к купеческому, цеховому, мещанскому обществу евреи не перестают, однако, быть инородцами.

Требование приписки евреев к одному из сословных обществ природных обывателей как бы предполагает, что сами евреи никаких особых еврейских обществ не составляют. Однако в действительности это не так. Устанавливая обязательную приписку евреев к обществам природных обывателей, законодательство наше и самих евреев соединяет в местные еврейские общества, чем, разумеется, искусственно поддерживается еврейская обособленность и солидарность. Хотя существовавшие кагалы упразднены законом 19 декабря 1844 г.²⁰*, постановлявшим, что “никакое особое еврейское управление существовать не должно, а потому все кагалы уничтожаются, а дела их немедленно передаются, по принадлежности в городские думы и ратуши” (П. С. З. № 18546), однако, цель законодателя на деле не осуществилась, благодаря тому, что были сохранены особые еврейские сборы, коробочный и свечной, которому подлежат еврейские общества. Вот почему и действующее законодательство признает существование повсеместно особых еврейских обществ (напр., в ст. 823 Учр. упр. инор.; ст. 1 Приложения к ст. 281 Уст. подат.)²¹*. Евреи, живущие в городах, избирают особых сборщиков податей, исполняющих обязанности мещанских и цеховых старост (Учр. упр. инор., ст. 821)²²*. Раскладка между евреями сборов на содержание еврейских общественных богоугодных и служебных предметов делается особыми избранными еврейским обществом уполномоченными (Уст. подат., ст. 280, Прилож., ст. 2)²³*.

Хотя евреям не отведено особой местности для исключительного их поселения, как другим инородцам, но евреи все-таки не пользуются свободой передвижения, а могут, по общему правилу, селиться только в так назыв. черте еврейской оседлости, что и составляет самую существенную особенность юридического положения евреев. Они могут селиться только в губерниях бывшего Царства Польского, Бессарабской, Виленской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Ковенской. Минской, Могилевской, Подольской, Полтавской, Таврической, Херсонской, Черниговской и в Киевской, кроме города Киева. В Курляндской губернии дозволено жить только евреям, поселившимся там до 1835 г., а в губерниях Витебской и Могилевской только жить без водворения на постоянную оседлость (Уст. пасп., ст. 12)²⁴*. Вне этих местностей евреям дозволяется находиться только временно: 1) для принятия наследства, 2) для отыскания законных прав собственности в местах судебных и правительственных, 3) для торговых дел и для торгов на подряды и поставки, имеющие совершаться в пределах еврейской оседлости. Кроме того евреям, записанным в первую гильдию, разрешается приезжать: 1) в столицы и другие города два раза в год для покупки товаров с тем, чтобы пребывание их не превышало 6 месяцев в год, и 2) на ярмарки нижегородскую, ирбитскую, харьковскую и сумскую для покупки и оптовой продажи. Евреям, записанным во вторую гильдию, приезд в города вне черты оседлости разрешается только раз в год на 2 месяца, на ярмарки крещенскую и летнюю в Киеве (ст. 157‑166)²⁵*. Впрочем, постановления о черте еврейской оседлости имеют не безусловную силу. Весьма многим евреям дозволяется повсеместное жительство. Таким правом пользуются именно: 1) евреи, не менее пяти лет записанные в первую гильдию; 2) евреи, имеющие ученые степени; 3) окончившие курс высших учебных заведений; 4) дантисты, аптекаря, фельдшера, акушерки, и 5) находящееся в высших учебных заведениях или изучающие фармацию, фельдшерское или повивальное искусство (ст. 12, п. II)²⁶*.

Временными правилами 3 мая 1882 года и в пределах еврейской оседлости евреям воспрещено: 1) вновь селиться вне городов и местечек, за исключением лишь существовавших до 1882 г. еврейских колоний, занимающихся земледелием²⁷*; 2) приобретать в собственность, брать в аренду или в заклад недвижимость вне городов и местечек (т. IX, ст. 778, примеч. 1). Воспрещается, также евреям селиться вновь на 50‑верстном от границы расстоянии (Уст. пасп., ст. 18).

Евреям, не имеющим ученых степеней доктора, магистра или кандидата, запрещено поступать на гражданскую государственную службу (Уст. служ. прав., ст. 9 и 40). Но так как у нас право поступления на гражданскую службу для всех вообще обусловлено или происхождением, или высшим образованием²⁸*, то это правило для евреев не может иметь особенно стеснительного значения. Если бы его не было в своде, то право службы получили бы только дети евреев-купцов первой гильдии и евреи, оканчивающее курс средних учебных заведений с медалями.

К специальным ограничениям, установленным для евреев, относится еще запрещение носить особую одежду и запрещение еврейкам брить головы (т. IX, ст. 775).

Все эти специальные постановления относятся только к евреям-раввинистам. Караимы законом не относятся к евреям и пользуются общими правами наравне с природными обывателями.

Примечания:

¹* Despagnet , Droit international, 1819, р. 218.

²* В IX т. изд. 1899 г. инородцы подразделяются на следующие разряды: 1) сибирские инородцы; 2) самоеды Архангельской губернии; 3) кочевые инородцы Ставропольской губернии; 4) калмыки, кочующие в Астраханской и Ставропольской губерниях; 5) киргизы Внутренней Орды; 6) инородцы областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской; 7) инородческое население Закаспийской области; 8) евреи (762).

³* [В издании т. IX св. зак. 1899 г. подразделение это опущено].

⁴* [Ст. 45 пол. об инородцах изд. 1892 г.]

⁵* [ст. 41 и 135.]

⁶* Бывшие сибирские и оренбургские киргизы, дунгане и таранчи.

⁷* [Ст. 123 пол. об инород. изд. 1892 г.]

⁸* [Ст. 124.]

⁹* [Ст. 119, 118.]

¹⁰* [Пол. об инородцах изд. 1892 г., ст. 46‑63,67‑74,138‑178, 38, прил.]

¹¹* [Ст. 40 пол. об инородцах изд. 1892 г.]

¹²* [Пол. об инородцах. ст. 64‑66.]

¹³* [Ст. 234 пол. об инородцах изд. 1892 г.]

¹⁴* [Положение об инородцах ст. 244‑248, 265‑268.]

¹⁵* Согласно примечанию к ст. 581 положения об инородцах по прод. 1906 г., возникающие в кочевьях киргизов Внутренней Орды уголовные и гражданские дела подчинены ведению Астраханского Окружного суда на тех же основаниях, коими руководствовались до сего в отношении этих дел Астраханская Палата уголовного и гражданского суда.

¹⁶* [Пол. об инородцах, ст. 581‑588 (см. прод. 1906 г.).]

¹⁷* [Пол. об инород. изд. 1892 г., ст. 441‑464. Ст. 584‑718 учр. упр. инородц. соответствуют различным ст. пол. об инородц. изд. 1892 г. См. сравнит, указ. статей пол. об инородц., изд. 1857 и 1892 гг., а также прод. 1906 г.]

¹⁸* [Ст. 374‑386 пол. об инород. изд. 1892 г.]

¹⁹* [См. сравн. указ. статей пол. об инородцах изд. 1857 и 1892 гг., а также прод. 1906 г.]

²⁰* В городе Риге и в городах курляндской губернии они уничтожены только в 1893 г.

²¹* [См. Город. Пол. изд. 1892 г. ст. 6 и 95 (прим.); зак. о сост., т. IX изд. 1899 г. ст. 792, 816 и прилож. к последней.]

²²* [Ст. 821 учр. упр. инор., соответствующая ст. 280 уст. о податях отменена.]

²³* [Прилож. к ст. 280 уст. о податях исключено.]

²⁴* [Устав о паспортах изд. 1903 г., прилож. к ст. 68.]

²⁵* [Прилож. к ст. 68 уст. о пасп. изд. 1903 г., уст. о нак. ст. 63; зак. сост. изд. 1899 г., ст. 785 и 2 прим. к ст. 828.]

²⁶*

²⁷* [Высочайшее утвержд. 16 июня 1905 г. мнением Государств. Совета постановлено: “действие примечания 1 к ст. 779 законов о состояниях (св. зак., т. IX, изд. 1899 г.) о воспрещении евреям в черте постоянной их оседлости впредь селиться вне городов и местечек не распространяется: а) на аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров и повивальных бабок, и б) на каменщиков, каменотесов, плотников, штукатуров, садовников, мостовщиков и землекопов”. 10‑го мая и 6 декабря 1903 г., а также 24 ноября 1905 г. Высочайше утверждены списки поселений, расположенных в черте еврейской оседлости, в которых евреям разрешено жительство.]

²⁸* [Высочайшим указом 5 октября 1906 года доведено: “предоставить всем российским подданным, безразлично от их происхождения, за исключением инородцев (св. зак., т. IX, изд. 1899 г. зак. сост., ст. 762), одинаковые в отношении государственной службы права, применительно к таковым правам лиц дворянского сословия, с упразднением всех особых преимуществ на занятие по определению от правительства некоторых должностей в зависимости от сословного происхождения”.]

Издание общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. На средства фонда имени графа П.С. Строганова и И.П. Хрущова.
А.Е. Алекторов.

Инородцы в России.

Современные вопросы. Финляндцы. Поляки. Латыши. Евреи. Немцы. Армяне. Татары. С предисловием и добавлением А.С. Будиловича.

134 страницы

С-Петербург. Типография И.В.Леонтьева, Басков переулок, дом 4. 1906 год

Предисловие. Инородцы в России

Во время моей поездки в западно-Сибирский учебный округ осенью 1904 года, для ознакомления с учебными заведениями этого края, мне пришлось встретиться в городе Омске с директором народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, Александром Ефимовичем Алекторовым. Имя его мне уже раньше было известно, как одного из энергичных труженников русско-инородческого образования между...

Главы 1-4. Инородцы в России

Глава 1 Россия – страна в значительной доле своей инородческая. Если взглянуть на этнографическую карту Российской Империи, всюду можно видеть инородцев: и на севере, и на востоке, и на юге, и на западе, и даже в самом центре России; живут они группами и сплошными массами; ими заняты обширные области, как Кавказ, ...

Глава 5. Инородцы в России

Еще пятьдесят лет тому назад шведский поэт Квантень развивал идею о Северо-Европейских Штатах, в состав которых включал Швецию, Норвегию, Данию и Финляндию. Шведская газета, теперь уже не существующая, «Helsingfors Dagblad» доказывала, что Финляндия есть отдельное от России государство, соединенное с нею только «личною униею» и что в случае, например, войны...

Главы 6-8. Инородцы в России

Описывать все неистовства и безобразия, направленные против России, которые происходили и происходят в Финляндии, в особенности за последнее время, нет никакой возможности, ибо такое описание составило бы несколько томов. Мы познакомим здесь читателей только с финляндским судом и ввозом в Финляндию оружия и боевых припасов, необходимых для восстания народа. Относительно суда...

Главы 9-13. Инородцы в России

Все, что встретили мы в Финляндии, встречаем и здесь, только в несравненно большей степени. В Польше русские люди буквально находятся в осаде и правительственные агенты расстреливаются. Кровь леденеет в жилах от тех ужасов, которые приходится переживать жителям Варшавы, Лодзи и других городов Привислинского края. Жестокая, непримиримая война объявлена поляками русскому...

Главы 14-17. Инородцы в России

Евреи… Это – самое больное место нашего отечества. Евреи находятся во всех государствах Европы, за исключением Норвегии. В средние века они повсюду были угнетаемы и преследуемы. Преследования особенно участились во время крестовых походов и чумы (1348 – 1350 годов). В новейшее время эмансипация или гражданская равноправность евреев возникла, однако же, в...

Главы 18-21. Инородцы в России

В виду обрисованного направления еврейской деятельности вообще, пришлось ограничить некоторые права евреев. В Финляндии, читаем в известиях Alliance Israelite Universelle за 1904 год, евреи пользуются правом жительства в Гельсингфорсе, Выборге и Або; даже временное пребывание в остальных местностях края воспрещено им. Проживающим в Финляндии евреям воспрещается заключать браки с иностранными и...

Главы 22-24. Инородцы в России

Теперь на очереди армяне. И по характеру своему и по направлению практической своей деятельности армяне напоминают евреев. До конца IX столетия они составляли сильное государство, богатое всеми дарами природы, но затем не устояли против более сильных соседей и подпали под иноплеменное владычество; одни из них остались на родине, другие разбрелись в...

Главы 25-28. Инородцы в России

Казалось бы, что при таком положении вещей, инородцы должны были бы питать к нам самые добрые, даже нежные чувства, но этого не приходилось нам видеть. С того времени, как Крымский полуостров должен был принять чуждый властителей (1783), население его начало уменьшаться, - многие местности обратились в пустыню. В 1736 году...

Главы 29-34. Инородцы в России

Кому не известен общий взгляд магометан на русскую веру, как на самое грубое идолопоклонничество? Более трехсот лет прожили они между нами и, к стыду своему, доселе не знают, какие понятия имеют русские о Боге, какая вера у нас. Чуваш, черемис м других инородцев, которые держатся верований предков своих, татарские ученые...

Финляндия. Инородцы в России

Ввиду того, что собранные господином Алекторовым данные о событиях нашей окраинной жизни прерываются на сентябре 1905 года, мы позволяем себе дополнить эту хронику схематическим перечнем важнейших событий в наших окраинах за последние восемь месяцев Финляндия Наша октябрьская забастовка железных дорог, почт, телеграфов и промышленных заведений распространилась и на Финляндию. Отразились там и...

Эсты и латыши. Инородцы в России

Начавшееся еще летом 1905 года социалистическое и аграрное движение в областях латышских продолжалось и осенью. Особенно же оно разыгралось после 17 октября, вплоть до начала декабря. Латышско-еврейские банды до того усилились в это время, что овладели несколькими значительными городами, например, Виндавой, Гольдингеном, Туккумом, Валком. Одна банда направлялась даже в город...

Жмудь и литва. Инородцы в России

В среде жмудяков и литвинов революционное движение проявилось осенью 1905 года главным образом в Ковенской губернии, особенно в смежных с Курляндией уездах Новоалександровском, Поневежском и Шавельском, а затем в Вилькомирском и многих других. Главным притоном революционеров был город Поневеж. Еще в сентябре 1905 года две волости Поневежского уезда прекратили жалование русским...

Польша. Инородцы в России

Нигде, быть может, волны нашего «освободительного движения» не расходились так высоко, как в Польше. Они выражались не только в фабричных, железнодорожных и почтовых забастовках, но и в уличных демонстрациях, между которыми особенно памятны варшавские от 18 до 20 октября 1905 года. Сотни тысяч народа ходили по улицам со знаменами церковными...

Холмщина. Инородцы в России

На польскую автономию и свободу очень своеобразный свет бросают события, вызванные в Холмщине сначала актом о свободе веры, изданных 17 апреля, а затем освободительным манифестом 17 октября. Под влиянием этих актов, польские помещики и ксендзы воздвигли гонение на всех православных людей Холмщины и Подляшья, с требованием немедленного перехода в католицизм. ...

Белая Русь. Инородцы в России

Хотя Белая Русь не входит в состав Польши и находится в непосредственном соприкосновении с великорусскими центрами Империи, однако в последнее время и там обнаружились явления, указывающие на сильный рост польщины. Во многих православных приходах, особенно в Виленской губернии под влиянием польской агитации, совершены были нафанатизированные польскими крестьянами нападения на православные...

Украйна. Инородцы в России

Для характеристики украинского народного движения в период смут крайне интересными представляются события, разыгравшиеся в городе Нежин, по поводу обнародования Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 года. 18 октября толпа демонстрантов из гимназистов, лицеистов и евреев устроила шествие по городу с красными флагами, причем, произносились речи, призывавшие к борьбе с правительством. ...

Евреи. Инородцы в России

Обширная роль евреев в смутах нашего «освободительного движения» с особой силой выразилось осенью 1905 года, притом не в черте еврейской оседлости, то есть в западных окраинах России, но и по всей Империи. Они были главными деятелями сентябрьских и октябрьских митингов; они же устраивали по всем городам уличные демонстрации, с красными...

Кавказ. Инородцы в России

Главными деятелями смуты на Кавказе, с особой силой разыгравшейся в октябре и ноябре 1905 года, а закончившейся – и то условно только – в январе 1906 года были армяне, а за ними мелкие народы картвельского племени – грузины, имеретины, мингрельцы, гурийцы. Хотя общее число всех этих народов не превышает 2.5 ...

Мусульмане. Инородцы в России

В пылу полемики армян с татарами, вызванной их кровавыми столкновениями в Баку, Шуши, Елисаветполе, Тифлисе и других городах, первые упрекали последних в политическом сепаратизме, направленном де к присоединению русских мусульман, либо к Персии (шиитов), либо к Турции (суннитов). Очень возможно, что подобные стремления и выражались более или менее замаскированно в...

Монголы. Инородцы в России

В состав Русской Империи к монгольскому племени в тесном смысле принадлежат только калмыки, обитающие в степях Донско-Волжских, и буряты в Подбайкалье. Насколько задели их смуты последнего времени, точных сведений не имеется. Но известно, что т тех и других приезжали в Санкт-Петербург зимою особые депутации, составленные отчасти из лам, отчасти из...

Вазген Авагян

В КОГО ПРЕВРАЩАЮТ РУССКИХ: ВЗГЛЯД ИНОРОДЦА

В океане несправедливости и унижения, в который окунули русских, эксцессы неизбежны, и любой нормальный инородец это отчетливо осознает.

Если покойный «гений», увенчанный венком из лаврового листа всем либералистским сообществом, Егор Гайдар публично говорил: «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы» , - это симптом.

Если героиня новой элиты Ксения Собчак мило щебечет: «Такие вот люди называются быдлом - которые завидуют, ненавидят меня… И эта черта, кстати, свойственна именно русским, поэтому я люблю евреев» , - это дважды симптом.

Или вот знаменитое настроение А. Чубайса (из его интервью прессе):

«Я перечитал всего Достоевского и теперь к этому человеку не чувствую ничего, кроме физической ненависти. Когда я вижу в его книгах мысли, что русский народ - народ особый, богоизбранный, мне хочется порвать его на куски».

Называемая великим писателем и наследницей Толстых Татьяна Толстая вещает:

«Страна не такова, чтобы ей соответствовать!.. Ее надо тащить за собой, дуру толстожопую, косную! Вот сейчас, может, руководство пытается соответствовать, быть таким же… тупым, как народ, таким же отсталым, как народ».

Альфред Кох, один из лидеров ельцинских реформ, весьма обстоятельно описал свое кредо:

«Сейчас Россия появилась, а она никому не нужна. В мировом хозяйстве нет для нее места… Русские ничего заработать не могут… Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой 19 века, что они уже не в состоянии ничего сделать. Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут думать… Далее - развал, превращение в десяток маленьких государств… Я, откровенно говоря, не понимаю, почему хаос в России может стать угрозой всему миру. Только лишь потому, что у нее есть атомное оружие?.. Чтобы отобрать у нее атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Однажды высадиться и забрать все эти ракеты к чертовой матери… армия не в состоянии оказать никакого сопротивления».

Ну а любимица публики Новодворская открыто выбалтывает то, что у «элиты» на уме:

«Гражданские права существуют для людей просвещенных… В зоне все откровеннее. Там есть права для всех, кроме как для „опущенных“, „для петухов“. И дело здесь не в физиологии, а в силе духа. Жалкие, несостоятельные в духовном плане, трусливые спят у параши и никаких прав не имеют. Если таким давать права, понизится общий уровень человечества… Русские в Эстонии и Латвии доказали своим нытьем, своей лингвистической бездарностью, своей тягой назад в СССР, своим пристрастием к красным флагам, что их нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию. Их положили у параши и правильно сделали. А когда Нарва требует себе автономии, для меня это равносильно требованию лагерных „петухов“ дать им самоуправление».

Известнейшие психологи Медведева и Шишова вспоминают, как услышали от г-на Юргенса, души ИНСОРа:

«Какие там инновации, какая индустрия! Судьба России - вывозить нефть и другое сырьё! Забудьте об остальном!»

Или вот мнение героя ЭрЭфии Ахмада Кадырова, именем которого улицы называют и которому памятники в ЭрЭфии ставят:

«Я не говорил, что каждый чеченец должен убить 150 русских. Я говорил: сколько можно, столько убивайте. Без ограничений».

Не знаю, доводилось ли неграм выслушивать от своих «белых сахибов» столько грязи, сколько выслушивают молчаливые русские от обнаглевшей, причисляющей себя к элите неруси. А ведь когда ещё мудрый И. Губерман предупреждал:

О, как бы нам за наши штуки

Платить по счету не пришлось…

Еврей! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Речь, конечно, о всех, презревших закон гостеприимства и усевшихся на шею к хозяину дома. По закону больших чисел попадет, конечно, под горячую руку и невиновным, такова жизнь. Тем моим соотечественникам, которые опасаются попасть под каток в целом справедливого русского гнева, могу посоветовать: лучшее лекарство от ксенофобии в России - это скорейшее и максимально полное возвращение гражданского и социального равноправия хозяину земли русской - русскому народу. Тот из инородцев, кто борется ЗА это - встанет в один ряд с победителями и получит заслуженную награду. Ну а тот, кто ПРОТИВ этого - пусть помнит, что историческое возмездие не всегда пропорционально деяниям…

Так ли это? Неизбежна ли русская победа, которую я считаю и своей победой тоже? Позвольте предъявить сомневающимся такое доказательство, как победу русских националистов в ЛОГОМАХИИ - войне языков и смыслов. Противники русских националистов на этом поле УЖЕ сдались и УЖЕ прекратили всякие дискуссии. Они ещё держатся физически, они ещё спорят дубинками, водометами, террором - но они уже сами утратили веру в справедливость своего дела, перешли на язык своего врага, стали видеть мир глазами своего врага.

Как говорят во Франции, сидеть на одних штыках - колко. Именно от этой колкости поёживаются русофобы. Да, крепки и мускулисты волосатые коррумпированные руки, но мысль мертва, мозг угасает. Но УБЕДИТЬ уже не в силах.

Я, старый армянин, многое повидавший, отдавший свою жизнь индустрии Армянской ССР, и на правах старого, бывалого человека, сменившего немало руководящих постов, скажу: победа ВСЕГДА свершается сначала в ДУХЕ и лишь затем - часто с немалым опозданием - её догоняет материя. Нечто, умерев, потеряв двигатель, может чисто по инерции катиться ещё многие годы по накатанной колее. Но то, что это мертвое ещё движется, вовсе не отменяет того факта, что оно уже мертво.

Так умирал СССР и советская идеология - я это помню. Ещё работала на полных оборотах советская могучая индустрия; ещё громоздились армады советских танков и маршировали советские войска, казавшиеся неисчислимыми; ещё корпели в кабинетах вооруженные лучшей техникой спецслужбы; ещё пульсировала имперская власть на всех континентах планеты… Всё ещё было, умерла только вера людская, доверие к тому, что провозглашается истиной. И с тех самых пор крушение СССР стало только вопросом времени.

Сегодня я холодно констатирую: ЭрЭфия духовно мертва. Идеалов у нее нет никаких, её доводы никого не убеждают, в её легитимность и благость никто не верит. ЭрЭфия судорожно агонизирует - то ворует у оппозиции патриотические лозунги и пытается свести в строй молодёжь (Пусть!). То пытается жалобно обосновать свою природную, либеральную природу: нельзя цены заморозить, все товары из страны утекут… То есть и хотелось бы заморозить, да неумеха я, страна моя - дырявое решето, из которого все без моей воли утекает…

Но самое главное: нет дискуссии. Власть не выставляет более против оппозиции спорщиков-поединщиков. Это - диагноз. Максим Калашников, милитарист-футуролог, удовлетворенно подмечает: мы завоевали интернет-пространство, любой либерал, который рискнет выйти в интернет-форум с «комментами», будет тут же заклеван, как белая ворона. Хасид С. Белковский убежден: дай народу возможность по настоящему выбирать - он непременно выберет националистов и отменит итоги приватизации 1990-х годов.

Дело не в том, что это так, дело в том, что власть сама - СУБЪЕКТИВНО, ВНУТРЕННЕ - в это верит. Значит, верит и в то, что служит неправому делу, что цинична и антинародна по сути своей. Тот, кто сам поверил в свою неправоту - обречен погибнуть, таков закон жизни.

Один из видных членов правящей партии «Единая Россия», основатель телеканала Russia.ru Юрий Гусаков пишет:

«Страну населяет звероподобный сброд, которому просто нельзя давать возможность свободно выбирать. Этот сброд должен мычать в стойле, а не ломиться грязными копытами в мой уютный кондиционированный офис. Для этого и придуманы „Наши“, „Молодогвардейцы“ и прочий быдлоюгенд. Разве не понятно, что при свободных выборах и равном доступе к СМИ победят как минимум ДПНИ и прочие коричневые? (…)

Валить из страны надо не сейчас, когда „Наши“ и прочие суверенные (…) строем ходят. Валить отсюда надо именно, когда всезвероподобной массе, когда этим животным позволят избрать себе достойную их власть. Вот тогда я первый в американское посольство ломанусь. А сейчас всё прекрасно - бабки зарабатывать можно, в ЖЖ лаять на Кремль можно, летать куда угодно можно. И не надо ребенку еврейскую фамилию на русскую менять, чтоб он в МГУ поступил. Сейчас полная свобода. Просто не надо принимать пропаганду на свой счёт. Ей не нас дурят, ей нас защищают от агрессивной-тупой-нищей массы, которая всё пожрёт, только дай ей волю!»

Дело не в том, что этот Гусаков - русофоб. Это уже совершенно маловажно. Дело в том, что этот Гусаков говорит, как человек, отрекшийся от добра и правды, как человек, не только внешне, но и внутренне признавший себя верным паладином зла и несправедливости. Если бы он верил в свою правоту, то требовал бы себе трибуну - митинга, газеты, телеканала - с тем, чтобы разоблачить, опровергнуть, высмеять лидеров ДПНИ и прочих. Именно так поступает любой человек, верящий в справедливость своего дела.

А Гусаков признал, что ему КРЫТЬ НЕЧЕМ. И даже обладая монополией на телеэфир, даже владея подавляющим большинством всех видов СМИ, которых так нам, патриотам России, не хватает, - даже в этих льготных условиях колоссальной форы Гусаковы выиграть на поле битвы людских сердец не могут! Насколько убога, стало быть, их идея и идеология, насколько корява и лжива, что даже при безмерном подсуживании со стороны арбитров власти раз за разом проваливаются в умах и сердцах людей!

Но человек, потерявший веру в свою правоту, в свою способность переубедить оппонентов, человек, боящийся спора и дискуссии даже в выгодных для себя условиях, закрывшийся наглухо щитами ОМОНа - уже надломленный противник, духовно он уже убит. И пусть это не слишком видно с позиции материализма - ведь внешне власть его ЕЩЁ крепка - поверьте, в позднем СССР материализм тоже не видел причин и симптомов приближающегося конца системы.

Если тебе нечего сказать людям, то ты им не нужен и не интересен. А, значит, они отвернутся от тебя. Сгонишь насильно - будут зевать и украдкой читать чужие газетки, мечтая поскорее выбраться с твоего сборища.

Если южноафриканский апартеид мог взывать хотя бы к теории расовой неполноценности негров, то угнетателям русских и этот сомнительный довод недоступен: русские - элита белой расы, владельцы около 50% основных патентов мировой техносферы. Между тем ЭрЭфия упорно оставляет русским только труд без вознаграждения, обеспечивая правящему слою огромное вознаграждение без труда. Я сочувствую пропагандистам ЭрЭфии и не хотел бы оказаться на их месте ни за какие деньги: идеологически защитить ТАКУЮ систему невозможно…

Из книги Мегабитовая бомба автора Лем Станислав

Мой взгляд на мир Статья написана в мае 1996 г.1Что общего имеет мой взгляд на мир с информатикой? Думаю, что почти всё, и постараюсь это обосновать. «Мир», или «все существующее», складывается из «вещей», о которых можно узнать благодаря «информации». Эту «информацию» вещи

Из книги Молох автора Лем Станислав

Из книги Казаки в Абиссинии автора Краснов Петр Николаевич

XII Взгляд назад Состав каравана. - Абаны. - Распределение вьюков. - Время потребное на прохождение пути от Джибути до Харара. - Стоимость верблюда. - Мулы. - Обмундирование путешественников. - Чорная прислуга. - Правила обращения с абаном и

Из книги Заложники на Дубровке, или Секретные операции западных спецслужб автора Дюков Александр Решидеович

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ Анализируя причины, по которым наша страна в последнее десятилетие XX века столкнулась с невиданной дотоле волной терроризма, большинство специалистов сходятся во мнении, что главной из этих причин стал структурный кризис, который страна и общество

Из книги Газета Завтра 356 (39 2000) автора Завтра Газета

РУССКИЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛЫЙ ЧЕТВЕРГ в Фотоцентре Союза Журналистов России состоялось торжественное открытие выставки "Кувейт, жемчужина Залива". На выставки присутствовали чрезвычайные полномочные послы государств Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Марокко а

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Подсунуть инородца В Кондопоге наша власть в очередной раз продемонстрировала все, за что мы ее так любим. Сначала - коррупцию и бессилие, потом - вранье. Это касается и местных властей, и тех московских руководителей, которые попытались придать конфликту «сугубо

Из книги Газета Завтра 989 (46 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 992 (49 2012) автора Завтра Газета

Из книги Литературная Газета 6420 (№ 25-26 2013) автора Литературная Газета

Взгляд в небо Игорь Гамаюнов. Лунный чёлн: Стихи, рассказы, эссе. - М.:ИД "Золотое перо", 2013. – 100 с. – 700 экз. Литгазетовец Игорь Гамаюнов давно известен в отечественной журналистике: сфера его интересов – острые проблемы общества, специализация – судебный очерк. И вдруг

Из книги Молох (сборник) автора Лем Станислав

Мой взгляд на мир 1 Что общего имеет мой взгляд на мир с информатикой? Думаю, что почти всё, и постараюсь это обосновать. «Мир», или «всё существующее», складывается из «вещей», о которых можно узнать благодаря «информации». Эту «информацию» вещи могут «пересылать»

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Из книги Последнее прибежище [Зачем Коломойскому Украина] автора Аксёненко Сергей Иванович

Глава 6. Как националисты превращают победы в поражения С другой стороны, в той «истории», которую жителям Украины навязывают националисты, вообще нечего праздновать - там почти нет побед - одни поражения, а если и есть какие победы, то только украинцев над

Из книги Евразийский реванш России автора Дугин Александр Гельевич

1. Объективный взгляд Для того чтобы сформулировать евразийскую внешнеполитическую позицию, необходимо посмотреть на нынешнее положение России по-новому, здраво и объективно. Без обид, эмоций, ностальгии, озлобления. В каком мире мы оказались? Какие угрозы над нами

Из книги Дети-404 автора Климова Елена

Мне хочется просить прощения у всех, кого я обидел, и у всех, кого обидели другие Если вы не любите геев, спросите себя: за что? Когда вы ответите, вам будет стыдно.Когда-то я был гомофобом, и еще каким. Конечно, здесь, в Израиле, не очень-то принято в открытую об этом

Из книги Защитники прав человека или «агенты глобализма»? автора Попов Олег Алексеевич

Попов Олег Алексеевич Защитники прав человека или «агенты глобализма»? Кого защищают, а кого нет российские правозащитники? Памяти Александра Сергеевича Панарина Журнал «Москва», № 1, 2004 г.Эти строки пишутся в те дни, когда в Лондоне проходит процесс над бывшим

Из книги Спонтанность сознания автора Налимов Василий Васильевич

§ 10. Взгляд сверху Перед нами паттерн: узор на гигантском ковре, сотканном за тысячелетия человеческой мыслью. Узор многообразен, многокрасочен, хотя местами на нём остались непроявившиеся участки. Спокойно скользит по нему взор. И как бы разнообразны ни были различные

ИНОРОДЦЫ, в Российской империи в 19 - начале 20 века коренные народы Сибири и Средней Азии, юго-восточной и северо-восточной части Европейской России («восточные» инородцы), а также евреи иудейского вероисповедания («западные» инородцы). Последние были включены в состав инородцев как иноверцы; евреи, принимавшие христианство, переставали рассматриваться как инородцы. Термин «инородцы» введён в официальное употребление Уставом об управлении инородцев 1822 года (до этого коренные народы Сибири именовались ясачными людьми), который разделил коренное население Сибири (аналогичное разделение применялось впоследствии по отношению и к некоторым группам инородцев за пределами Сибири) на оседлых инородцев (имели постоянное место проживания, но были язычниками или мусульманами); кочевых инородцев (менявших несколько раз в год своё место жительства); бродячих инородцев, или «ловцов» (переходивших «с одного места на другое по рекам и урочищам»). Евреи иудейского вероисповедания отнесены к инородцам в 1835 году.

К концу 19 века «восточные» инородцы проживали главным образом в Сибири (буряты, коряки, ненцы, эвенки, юкагиры, якуты и др.) и в среднеазиатских владениях России (таджики, туркмены, узбеки и др.), а также в Мезенском и Печорском уездах Архангельской губернии (ненцы), Астраханской и Ставропольской губерниях (калмыки); инородцами считались также казахи Букеевской Орды, горские народы Кавказа. «Восточные» инородцы освобождались от рекрутской (с 1874 воинской) повинности (в 1-ю мировую войну было мобилизовано около 10 тысяч сибирских инородцев, однако к ТВД они отправлены не были и их вскоре демобилизовали). Оседлые инородцы управлялись и судились по общероссийским законам, записывались в сословия купцов, мещан или государственных крестьян. Кочевые инородцы, перейдя к оседлому образу жизни, имели право записаться в сословия купцов, мещан или государственных крестьян (с сохранением свободы от рекрутской повинности). Кочевые и бродячие инородцы имели особые органы самоуправления. В конце 1890-х - начале 1900-х годов для надзора за самоуправлением сибирских инородцев введены должности крестьянских и инородческих начальников, аналогичные должностям земских начальников в Европейской России. По гражданским делам и за мелкие проступки кочевые и бродячие инородцы судились по нормам обычного права, по уголовным делам и преступлениям, совершённым в русских городах и селениях, - по общероссийским законам. До 1915 года территория проживания «западных» инородцев была ограничена чертой оседлости (во 2-й половине 19 - начале 20 века за её пределами могли селиться иудеи - представители определённых социально-профессиональных групп). Они принадлежали в основном к сословиям мещан, ремесленников, купцов и почётных граждан, подчинялись общей администрации. В городах «западные» инородцы жили вместе с остальным населением (однако до 1844 образовывали свою собственную общину во главе с кагалами); в сельской местности они составляли отдельные сельские общества. «Западные» инородцы были освобождены от рекрутской повинности до 1827 (вместо выполнения повинности они платили особый сбор). Иудеи подлежали суду главным образом по общероссийским законам. В разное время существовали различные ограничения на занятие государственных должностей для «западных» инородцев. С 1880-х годов правительство ограничивало их долю в средних и высших учебных заведениях. Кочевые и бродячие инородцы Сибири платили ясак, калмыки, кочевые народы Закаспийской области и Туркестана - кибиточную подать. Сборы с «восточных» инородцев были менее обременительны, чем налоги, взимавшиеся с других категорий населения. «Западные» инородцы платили общегосударственные налоги, а также коробочный и (с 1844) свечной сборы на уплату недоимок по государственным налогам, на содержание еврейских училищ, благотворительные цели, городское благоустройство и др.

Законодательство об инородцах было обширным. Положение «восточных» инородцев наряду с Уставом об управлении инородцев 1822 регламентировалось положениями об управлении калмыцким народом от 23.4(5.5).1847, об управлении Туркестанским краем от 12(24).6.1886, об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской от 25.3(6.4).1891 и др. Законодательство о «западных» инородцах разрабатывалось в 19 веке главным образом еврейскими комитетами.

Российское правительство вело попечительскую политику по отношению к «восточным» инородцам, оказывало им продовольственную и медицинскую помощь, принимало меры к урегулированию взаимоотношений между родоплеменной знатью и основным населением, стремилось к ограждению инородцев от неэквивалентной торговли с пришлым населением, а также от распространения пьянства. Однако этим мерам зачастую препятствовали злоупотребления местной администрации. С конца 19 века для создания фонда земель, предназначенных для переселенцев из Европейской России, правительство сокращало земельный фонд, закреплённый ранее для проживания «восточных» инородцев. Политика российского правительства по отношению к «западным» инородцам была направлена на их христианизацию. Российское правительство различными льготами поощряло переход «западных» инородцев к занятию сельским хозяйством. Все инородцы, как «восточные» (за исключением бродячих), так и «западные», с 1906 года пользовались правом участия в выборах в Государственную думу.

В широком смысле инородцами назывались (особенно в конце 19 - начале 20 века) все подданные российского императора, не относившиеся к славянским народам, например, татары, башкиры.

Лит.: Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава, 1876; Оршанский И. Г. Русское законодательство о евреях. СПб., 1877; Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. Т. 1: 1649-1825; Ельницкий К. В. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. 2-е изд. СПб., 1908; Штернберг Л. Инородцы: Общий обзор // Формы национального движения в современных государствах. СПб., 1910; Познер С. В. Евреи в общей школе. СПб., 1914; Гимпельсон Я. И. Законы о евреях: Систематический обзор действующих законоположений о евреях: В 2 часть П., 1914-1915; Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. М.; Иерусалим, 1993; Конев А. Ю. Коренные народы северо-западной Сибири в административной системе Российской империи (XVII - начало XX в.). М., 1995; Евреи в России. XIX в.: [Воспоминания]. М., 2000; Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000; Ядринцев Н. М. Сочинения. Тюмень, 2000. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение; Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX - начале XX в. М., 2004; Слокум Дж. У. Кто и когда были «инородцами»? Эволюция категории «чужие» в Российской империи // Российская империя в зарубежной историографии. М., 2005; Иванов А. Е. Еврейское студенчество в высшей школе Российской империи начала XX в. М., 2007.

Инородцы

название это в обширном смысле слова дается всем русским подданным неславянского племени. В более тесном, техническом смысле действующее законодательство (Положение об И., Св. Зак. т. II, изд. 1892 г.; т. IX, ст. 835-989; Устав о податях, т. V, изд. 1893 г., ст. 504-507, 552-640; Законы о судопр. по делам уголовным, т. XVI ч. II, изд. 1892 г., ст. 777-826) под именем инородцев разумеет некоторые племена, преимущественно монгольские, тюркские и финские, которые по правам состояния и по управлению поставлены в особое положение. С этой юридической точки зрения могут быть установлены следующие группы: 1) сибирские И ., к которым причисляются все туземные племена Сибири, кроме 2) чукчей Приморской области, 3) дзюнгорцев ю.-вост. части Томской губ. и 4) И. Командорских о-вов; эти последние три группы составляют особенные разряды; 5) самоеды Архангельской губ.; 6) И., кочующие в пределах Ставропольской губ.; 7) калмыки, кочующие в губ. Ставропольской и Астраханской; 8) киргизы Внутренней Орды, кочующие в степях между Каспийским морем, Уральской обл. и губ. Астраханской; 9) И., кочующие в обл. Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской; 10) И. Туркестанского края; 11) ордынцы Закаспийской обл.; 12) горские племена Кавказа, 13) евреи (см.). За исключением евреев, обособленное административно-юридическое положение И. обусловливается низким уровнем их гражданственности, вследствие которого государственные тягости могут быть на них налагаемы лишь с величайшей постепенностью, а также своеобразным строем их быта. Соответственно всем этим условиям в положении И. замечается значительная градация: одни из И. пользуются лишь некоторыми привилегиями по отбыванию податей и воинской повинности, по отношению же к другим русское правительство ограничивается лишь взиманием некоторых сборов и надзором за их самоуправлением. Наконец, русское законодательство, знает и особый разряд И., не совершенно зависящих от России. Сюда относятся племена, кочующие на границе России с Китаем, подданство которых не установлено и о которых вообще нет никаких почти сведений. Они кочуют то на землях китайских, то на русских, имеют право свободной беспошлинной торговли с соседними русскими и инородцами, подлежат русскому суду только в случае убийства или насилия, на русской земле совершенных, и пользуются защитой русского правительства только тогда, когда обращаются об этом с просьбами. Русское законодательство возлагает на них лишь обязанность пропускать в свои земли и защищать от всяких покушений лиц, снабженных охранительными листами от ген.-губернатора. При составлении положения 1822 г. к таким И., не совершенно зависящим от России, были отнесены также чукчи и дзюнгорцы (зюнгорские двоеданцы), которые поныне свою дань звериными шкурами платят по собственному произволу, как в количестве, так и в качестве. Для И., которые считаются в полном подданстве России, государственные налоги заменены особыми сборами: для сибирских кочевых и бродячих И. - ясаком (см.), для кочевников Закаспийской области, Туркестанского края и степных областей, а также для калмыков Астраханской и Ставропольской губ. - кибиточной податью (см.); киргизы Внутренней Орды обложены особой податью со скота. Важнейшие привилегии И. относятся к воинской повинности. До введения всеобщей воинской повинности лопари, корелы Кемского у. Архангельской губ., самоеды Мезенской губ. и все вообще сибирские И. разных наименований не подлежали рекрутской повинности. Воинская повинность первоначально также не была распространена на всех этих И., но затем, начиная со второй половины 1880-х гг., стали привлекать на основании особых положений к отбыванию всеобщей воинской повинности инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губ., Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской обл. и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, равно как и самоедов Мезенского уезда. Для мусульманского населения Терской и Кубанской обл. и Закавказья, а также для абхазцев-христиан Сухумского окр., Кутаисской губ., поставка новобранцев временно заменена взиманием особого денежного сбора; тем же налогом облагаются и И. Ставропольской губ.: трухмены, ногайцы, калмыки и пр., а равно караногайцы, поселенные в Терской обл., и жители Закавказского края: ингилойцы-христиане и мусульмане, курды и езиды. Осетинам-мусульманам даровано право отбывать воинскую повинность лично, наравне с осетинами-христианами, на льготных основаниях, предоставленных туземному населению Закавказского края, с тем чтобы новобранцы были назначаемы на службу в полки Терского казачьего войска. Воздействие государственной власти на быт И. исчерпывается надзором за их самоуправлением, подчинением их русскому уголовному суду за более тяжкие преступления (к которым кража по отношению к сибирск. И. не отнесена), ограждением их от некоторых зловредных влияний (от спаивания виноторговцами, закабаливания под видом найма, захвата их земель), некоторым содействием их промыслам (казенная продажа пороха и др. припасов), но все эти меры крайне недостаточны для борьбы с экономической беспомощностью И. Вымирание И., по крайней мере сибирских и самоедов - факт, не подлежащий сомнению, особенно выдвинутый в последние годы исследованиями H. M. Ядринцева и А. М. Якоби. См. Фирсов, "Положение инородческого населения сев.-вост. России в Моск. государстве" (Каз., 1866); Кеппен, "Хронологический указатель материалов для истории И. Европейской России" (СПб., 1861); Градовский, "Начала русск. государственного права" (т. I). Об этнографической классификации И. см. в ст. Россия (население).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Инородцы" в других словарях:

    Юридический словарь

    1) в России до 1917 название всех неславянских народов.2) В России 19 нач. 20 вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Вост.… … Большой Энциклопедический словарь

    ИНОРОДЦЫ, в 19 начале 20 вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. По Уставу об управлении инородцев (1822) делами И. в Восточной… … Русская история

    Инородцы особая категория подданных в рамках права Российской империи, отличавшиеся по правам и методам управления от остального населения империи. В обиходном словоупотреблении термин применялся ко всем русским подданным неславянского… … Википедия

    В России в XIX начале XX вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири управлялись на основе Устава об управлении… … Энциклопедический словарь

    ИНОРОДЦЫ - люди родом не из Одессы, а из иных мест. Одни И. не без успеха становятся настоящими одесситами, иные любят свои малые родины до такой степени, что опять таки не без успеха превращают Одессу в их подобия. Нынешний, овеянный давно заслуженной… … Большой полутолковый словарь одесского языка

    инородцы - ИНОРОДЦЫ, ев, мн (ед инородец, дца, м). Люди, представители нерусской народности, принадлежащие к одному из национальных меньшинств в дореволюционной России, обычно уроженцы восточной окраины Российской империи. Сложно складывалась жизнь Мустафы… … Толковый словарь русских существительных

    Мн. Наименование, которое давалось царскими чиновниками уроженцам восточной и южной России в XIX начале XX вв. (обычно кочевым народам: бурятам, калмыкам, киргизам, якутам и некоторым другим, обитавшим на территории Сибири и Казахстана). Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    инородцы - 1) в России до 1917 г. все неславянские народы; 2) в России XIX начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири … Большой юридический словарь

    Инородцы - с 1822 г. официальное наименование нерусского населения страны. И. подразделялись на оседлое, кочевое и бродячее население … Краткий словарь историко-правовых терминов