Мнение историков правлении ярослава мудрого. Оценка деятельности ярослава мудрого в дореволюционной историографии

978—1054

Почти весь XI в.— время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.
Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». В исследовательской же литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальностям той эпохи: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый*, но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей.
В науке нет особых споров по поводу биографических данных Ярослава. В «Повести временных лет» под 1054 г. записано, что Ярослав Мудрый умер, прожив 76 лет. Если исходить из этой цифры, то Ярослав родился в 978 г. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав еще в детстве охромел, и его потом поддразнивали «хромцом». Здесь, впрочем, в литературе существует любопытная «разноголосица» суждений: Н. И. Костомаров сообщает, что киевляне называли Ярослава не «хромцом», а «хоромцем» за страсть к строительству храмов.
Повествование о Ярославе в летописи начинается с 1014 г. Живя до того в Новгороде, Ярослав ежегодно собирал дань— 3 тысячи гривен, из которых две трети посылал в Киев. Такова была годовая норма.
Но именно в этот год Ярослав решает отказаться от выплаты дани, чем вызывает отцовский гнев. При этом восставший сын начинает готовиться к настоящей войне с отцом и нанимает большие отряды варягов в Швеции. Женатый на дочери короля Олафа, Ярослав имел прямые связи с варягами. Весть о кончине 15 июля 1015 г. Владимира породила новую волну борьбы за престол, но теперь уже между братьями. Поздней осенью 1015 г. в битве под Любечем Ярослав разгромил дружину своего брата Святополка, который бежал в Польшу. Ярослав торжественно вошел в Киев. Однако распри продолжались до 1025 г., когда Ярослав с братом Мстиславом «разделиста по Днепр Русьскую землю».
И только после этого утихла десятилетняя усобица, а после кончины Мстислава в 1036 г. Ярослав остался единственным наследником и «бысть самовластець Русьстей земли».
Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. «Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья... И при семь нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти...».
При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.
Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси, Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви
святой Софии.
Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать; по словам летописца, он весьма часто читал книги не только днем, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый». Самовластен, всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.
Соперничество с Византией сказывалось не только в застройка Киева или титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.
Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе, на стене которого была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».
Годы правления Ярослава — это последняя в XI в. и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по «Повести временных лет», начала возникать при Олеге Вещем, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром. После Ярослава эта Русь начала стремительно распадаться. Поэтому автор «Слова о полку Игореве» имел полное право говорить о «летах Ярослава» как об определенной вехе в истории Руси — это последние времена сильной и единой «старой» Киевской Руси.
Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» — памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.
Помимо светского законодательства существовало и церковное — обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи), а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.

Исследовательская литература о времени княжения Ярослава Мудрого обширна, хотя работ, специально посвященных жизнедеятельности древнерусского князя, нет. Большая группа работ — это источниковедческие исследования ученых, объектом внимания которых были летописные источники, и в особенности «Русская Правда». Начиная с В. Н. Татищева и кончая советскими историками — Б. Д. Грековым, Д. С. Лихачевым, Б. А. Романовым, М. Б. Свердловым, это законодательство пристально изучалось. Однако до настоящего времени спорными и неясными остаются вопросы о содержании, времени и конкретных причинах создания «Русской Правды».

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«В год 6562 (1054 г. по новому летоисчислению.— С.А.). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей ни дал завещание сыновьям своим, сказав им: „Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, (юг будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и.брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск". И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: „Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому". И так завещал он сыновьям своим жить в любви».

«Он (Ярослав.— С. А.), как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории; в скандинавских сагах Ярослава называют скупым, но этот отзыв может служить ему только в похвалу: и.отец его, который вовсе не был скуп, не любил, однако, удовлетворять жадности норманских наемников, которые особенно любили приобретать...
...Подобно отцу — Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремился в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда...
...Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города; от языческого имени его получил название Ярославль на Волге, от христианского — Юрьев (Дерпт) в земле Чудской».

«Об обширных культурных связях Руси XI—XIII вв. мы можем судить по многим косвенным данным. Французский средневековый эпос часто упоминает „прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и чудесные кольчуги. О Руси как о сказочной и могучей стране говорят и скандинавские саги...
О многом говорят нам и династические связи русских князей. Сестра Ярослава Мудрого Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава — Изяслава. Другой сын Ярослава был женат на сестре трирского епископа Бухардта. Два остальных сына Ярослава были женаты — один на дочери Леопольда, графа Штаденского, а другой на дочери саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за королем Франции Генрихом I. После смерти короля она вышла замуж за графа де Кресси, а после смерти графа до Кресси жила у своего сына — французского короля Филиппа -и одно время управляла Францией... Другая дочь Ярослава — Елизавета была замужем за знаменитым викингом Гаральдом Смелым — впоследствии королем Норвегии».

Как писать историческое сочинение.

В 2015 году Федеральным институтом педагогических измерений была обновлена структура контрольно-измерительных материалов по истории по ЕГЭ. Ряд заданий были исключены, некоторые были изменены, в том числе, задание, которое касалось написания исторического сочинения.

Если раньше выпускникам необходимо было написать сочинение об одном из исторических деятелей, то теперь – об историческом периоде.

Согласно критериям, предложенным ФИПИ, выпускникам надо писать именно историческое сочинение, а не фиксировать отдельные положения (явления, факты) по данному периоду. Предлагается следующий алгоритм написания сочинения:

    указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к этому периоду;

    назвать две исторические личности, чья деятельность связана с этим периодом, охарактеризовать их роль в событиях данного периода;

    указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями этого периода;

    используя знание исторических фактов и/или мнение историков, дать историческую оценку значимости этого периода для истории России.

В сочинении использовать термины, понятия, даты, относящиеся к данному периоду. Но необходимо обратить внимание, что фактические ошибки (неправильное написание термина, неуместное употребление понятия, ошибочная дата) приводят к снижению баллов.

Данный период российской истории характеризуется…..

Ключевыми событиями данного периода…..

Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)

Яркой исторической личностью этого периода…..

Историки по-разному оценивают….

Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….

Первое, что необходимо сделать – определить исторический период. Далее набросать на черновике то, что о нем известно. Это позволит легче систематизировать материал. из всего многообразия событий (явлений, процессов) надо выбрать те, которые лучше всего сможете охарактеризовать.

Для того, чтобы соблюдалась логическая последовательность, необходимо характеризовать деятельность исторических деятелей, связывая ее с теми событиями, которые рассматривались ранее.

Определение причинно-следственных связей часто представляется сложным для выпускников. Рекомендуется на черновике нарисовать таблицу, состоящую из двух колонок. Первую надо озаглавить «Причины», вторую – «Последствия». Таким образом, описывая исторический период, деля события на причины и последствия.

Сложным является критерий, согласно которому необходимо давать историческую оценку, опираясь на факты и/или мнение историков. Это предполагает большую предварительную работу задолго до самого экзамена. Можно завести специальную тетрадь. Разделить страницы на 2 части. В первой писать исторический период, во второй – найденную цитату историка, которую надо будет учить наизусть. Хотя при написании сочинения, чтобы исключить ошибку, можно воспользоваться косвенной речью. Например: О. В. Ключевский считал, что…. Свое мнение об историческом периоде высказывать не надо, надо давать историческую оценку .

Например.

1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого. Этот период сыграл важную роль в развитии Древнерусского государства. Он характеризуется большим подъемом Руси, ставшей одним из сильнейших мировых государств. Экономика, дипломатические отношения, культурная жизнь вышли на новый, более высокий уровень развития. в этот период окончательно укрепилось христианство на Руси.

Одним из важнейших событий этого времени по праву можно считать создание первого письменного свода законов – «Русской правды». Ключевым событием стало назначение первого русского митрополита Илариона, согласно записи из «Повести временных лет» состоявшееся в 1051 году. Назначение Илариона митрополитом было связано попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. В этот период начинается каменное гражданское и церковное строительство. Государство укрепляется за счет присоединения новых земель, укрепления авторитета Руси на международной арене, побед над кочевниками-печенегами.

Безусловно, самой значимой исторической личностью этого периода можно считать Ярослава Мудрого. В годы его правления Древнерусское государство достигло своего расцвета. Для укрепления своих владений великий князь построил несколько городов – Юрьев, Новгород-Северский, Ярославль. Киев был огорожен каменной стеной. При Ярославе Мудром возникли первые монастыри: Юрьев монастырь, Киево-Печерский монастырь. Для предотвращения споров и войн за великокняжеский престол Ярослав Мудрый попытался ввести определенный порядок княжения: вся семья Рюриковичей княжит сообща.

Внешняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для Отечества. С 1036 года печенеги не нападали на территорию Руси. При Ярославе Мудром было построено множество храмов, церквей, монастырей. Именно в правление Ярослава Мудрого был построен первый каменный собор – св. Софии в Киеве. Для того, чтобы избежать столкновения между Русью и Византией, великий князь способствовал заключению династического брака между его сыном Всеволодом и дочерью византийского императора Анной. Троих сыновей Ярослав Мудрый женил на германских принцессах, три его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

Яркой исторической личностью этого периода был митрополит Иларион, первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Иларион также был писателем, который создал блестящее ораторское произведение «Слово о законе и благодати».

Назначение митрополитом Илариона способствовало тому, что русская православная церковь стала более независимой от константинопольского патриарха, в искусстве все больше стали проявляться самобытные черты. Победа Ярослава Мудрого над печенегами, заключение династических браков укрепили авторитет Древнерусского государства на международной арене.

Мнение историков об этом периоде неоднозначно. Хотя большинство из них пишут, что в правление Ярослава Мудрого Древнерусское государство достигло своего расцвета. Н.М. Карамзин писал о великом князе: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого: не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любимый народ свой».

Правление Ярослава Мудрого в Киевской Руси пришлось на конец первого и начало второго тысячелетий (около 978-1054 гг.). Он по праву считается одним из величайших правителей не только Руси, но и Европы. за годы своего правления вывел Киевское княжество на новый виток мирового развития, его государство достигло высокого уровня политического и военного могущества.

В статье описано правление Ярослава Мудрого. Кратко упоминаются основные факты его биографии и итоги правления.

Происхождение великого князя

О точной дате его рождения ученые-историки продолжают спорить, многие источники указывают годом рождения 978-й. Отцом его является креститель Руси Владимир Святославович, а матерью - полонская княжна Рогнеда Рогволдовна, которую князь Владимир взял силой. От этого брака он имел еще трех сыновей.

Согласно летописям Ярослав прожил долгую жизнь и умер в 75 лет. Он стал предком многих правителей в Европе. Впервые правление Ярослава Мудрого кратко упоминается в "Повести временных лет", написанной монахом Нестором.

Ростовский князь

Началом самостоятельного правления Ярослава считается 988 год, когда отец посадил его еще ребенком на княжество в Ростов. Реально власть принадлежала его наставнику, который принимал все решения, учитывая очень юный возраст князя.

Исторических подтверждений ростовского правления князя Ярослава Мудрого почти не существует. Во всяком случае в летописях того времени нет никаких упоминаний о важных исторических фактах, связанных с ростовским княжением. Многие историки считают, что правление князя Ярослава Мудрого в Ростове отмечено возникновением города, названного в его честь Ярославлем. 1010 год официально считается годом его основания.

Начало правления

В 1010 (1011) году, после кончины одного из старших сыновей великого князя Владимира Вышеслава и вопреки ожиданиям старшего брата Ярослава Святополка, Владимир именно Ярослава поставил править Новгородом. По сравнению с ростовским княжением новгородское считалось более высоким, но и новгородский князь был подчинен киевскому и обязан был ему платить дань.

Бунт против отца

В 1014 году Ярослав отказывается выплачивать Киеву дань и восстает против отца. Причиной такого бунта является приближение Владимиром к себе младшего сына Бориса и намерением передать ему киевский престол. По этой же причине взбунтовался против Владимира старший из сыновей - Святополк. За это он попал в заточение и пребывал в неволе до момента кончины отца.

Чтобы противостоять своему отцу, князю Владимиру, Ярослав нанимает варягов, но войско пребывает в бездействии и промышляет разбоями в самом Новгороде, чем вызывает праведный гнев новгородцев. Сам же князь Владимир не может вступить в единоборство с сыном, так как Киевскому княжеству угрожает нападение печенегов. И армия, собранная против Новгорода, отправляется на битву со степными кочевниками. Возглавляет армию Борис, так как Владимир к этому времени становится немощен и стар.

Брат на брата

Противостояние сына и отца прекращается со смертью Владимира Святославовича 15 июля 1015 года. Но начинается сражение двух братьев, Святополка и Ярослава, за киевский престол. Святополк, прозванный в народе Окаянным, на пути к престолу убил трех своих братьев.

Несколько раз Ярослав и Святополк Окаянный встречались в смертельном противостоянии. В 1018 году состоялась решающая битва. Святополк и его тесть, польский король Болеслав Храбрый, снова вторглись в Киевскую Русь. На этот раз они разбили Ярослава, который вернулся в Новгород и хотел бежать в Скандинавию. Однако новгородцы вынудили своего князя продолжить борьбу. Весной 1019 года на реке Альт Святополк был окончательно разбит и бежал. По данным некоторых исторических источников по дороге в Польшу его настигли воины Ярослава и убили. Но занимать киевский престол Ярослав не спешит, так как права на него предъявляют племянник Брячислав и брат Мстислав.

Борьба за Киев

В 1019 году Ярослав женится во второй раз. Его избранница - шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина). Полагают, что первой женой Ярослава была норвежка, звали ее Анна, она вместе с сестрами князя была захвачена поляками и навсегда пленена в Польшу. Союз с Ингигердой многие исследователи считают политическим шагом Ярослава с целью устранения нестабильных отношений со шведами.

Борьбу за киевский престол братья продолжают вести с переменным успехом вплоть до 1026 года, пока Мстислав не одержал победу над войсками Ярослава и не перенес столицу в Чернигов. Князю же он предложил сесть в Киеве и разделить управление земель по Днепру, оставив за Ярославом все правое побережье. Был заключен мирный договор. Но даже будучи хозяином киевского престола, Ярослав не покидал Новгород вплоть до гибели Мстислава, то есть до 1035 года, уверенный в том, что новгородцы поддержат его при любых обстоятельствах. Только после кончины Мстислава в 1035 году становится самодержцем Киевской Руси Ярослав Мудрый. Годы правления его стали периодом расцвета Руси.

Чтобы избежать претензий на киевский престол со стороны младшего брата, княжившего в Пскове, Ярослав Судислава заточает в темницу.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них:

  • 1029 год - поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край);
  • 1031 год - поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен;
  • 1036 год - победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси;
  • 1040 и 1044 годы - военные действия против Литвы.

Итоги правления Ярослава Мудрого. Политика и государство

Период нахождения у власти насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Известно, что он платил символическую ежегодную дань варягам - 300 гривен серебра, что было очень мало, но сохраняло мир на северных границах.

Очень многое для державы сделал Ярослав Мудрый. Годы правления он потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. При нем был приняты Церковный устав и свод законов «Правда Ярослава», который считается наиболее древней частью сборника норм древнего права «Русская правда».

Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных: он открывает и библиотеки. была открыта им в Софийском соборе.

В его планы входило решение еще одной важной проблемы - передачи власти. которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Часто претенденты на главный престол в своих корыстных интересах нанимали заграничное войско, которое бесчинствовало и грабило население. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена.

Религиозные последствия

Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства.

Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Любопытные факты о Ярославе Мудром

В феврале 1054 года умер великий князь Ярослав I, чье правление стало "золотым веком" для Руси. Но за образом мудрого государя скрывается свирепый воин, предводитель варягов конунг Ярицлейв, который и сегодня не перестает удивлять потомков…

«На коне»

Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным.

Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать бразды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.

Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».

Конунг Ярицлейв

Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем граде. «Ударной силой» нашего героя были норманнские наемники и варяжские конунги. В Новгороде Ярослав специально для них учредил «Поморонь двор», то есть «двор для приезжающих» - место постоянного пребывания скандинавских воинов.

Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».


Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.

Историю пишут победители

Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся.

В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе».


Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте.

К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.

Сбежавшая невеста

Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга».

Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии.

Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.

Библиотека Ярослава Мудрого

Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам».


Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.

Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.

Анна Ярославна – королева Франции

Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.


Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком.

Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

«Был, да сплыл»

Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах.

Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.


Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.

Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.

Татьяна Шингурова

Портреты российских самодержцев в творчестве В.О. Ключевского

Введение

1. Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским

2. Самодержцы Петр I и Екатерина II в произведениях Ключевского

Заключение

Библиографический список

Введение

Творческое наследие крупнейшего русского историка - Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.) - имеет непреходящее значение для отечественной науки и культуры. Одаренный историограф, источниковед, краевед и оратор, талантливейший организатор исторической науки, он по праву является гордостью нашего Отечества и многими гранями своего удивительного таланта по-прежнему привлекает пристальное внимание современных научных и читательских кругов.

Русский писатель, князь Сергей Михайлович Волконский писал о Ключевском: "В 1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из корифеев русской историографии, человек, одаренный исключительным даром проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его критического резца с исторических личностей спадают условные очертания, наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей беспримерного злодейства вы не встретите на страницах его книг, там пред вами проходят живые люди - сочетание эгоизма и доброты, государственной мудрости и безрассудных личных вожделений".

Целью данной работы является выявление особенностей характеристик, данных О.В. Ключевским шести российским самодержцам разных эпох: Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху, Ивану III, Ивану Грозному, Петру I и Екатерине II.

При этом в исследовании мы придерживались по возможности следующих пунктов:

происхождение,

образование,

воспитание,

деятельность,

оценка деятельности,

итоги деятельности для России.

1. Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским

Рассмотрим в данной главе взгляды выдающегося историка В.О. Ключевского на четырех российских самодержцев. Нами сделана попытка характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного с позиции Ключевского.

Великий князь Ярослав (Мудрый) (1019 - 1054).

Ко времени княжения Ярослава только начали складываться довольно разрозненные и во многом противоречивые порядки, определяющие существование гражданского уклада, по которому могло жить и существовать население русских земель. При Ярославе появляется первый и наиболее полный памятник русского права - Русская Правда. Ключевский считает, что только на первый взгляд можно сделать вывод о том, что "Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей XI в. И в нашей древней письменности сохранилась память об Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда" 1 . Ключевский делает вывод, что Русская Правда создавалась не только Ярославом, но и его детьми и даже его внуком Мономахом. В Русской Правде не было смертной казни, но другие источники того и более позднего периода, свидетельствуют, что княжеский суд мог решать и по-своему, без учета прописанного в Правде закона и, как убийство слуги могли оставить без наказания, так и в случае неуплаты, назначенной за преступление суммы, - могли повесить.

Во вступлении к 10-й главе "Курса русской истории" В.О. Ключевского обнаруживаем вывод автора о положении русских земель во времена Ярослава Мудрого: "Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и её внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства".

В названной главе Ключевский анализирует дошедшие предания о князьях киевских IX и Х вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Упоминаний о Ярославе Мудром в данном контексте не обнаружено.

Великий князь Владимир Мономах (1113 - 1125)

В главе 26 "Курса русской истории" В.О. Ключевского находим "Сказание о Владимире Мономахе" 2 . Из него мы узнаем, что Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол.

Иных упоминаний о происхождении, образовании и воспитании Владимира Мономаха в произведениях В.О. Ключевского не найдено.

Деятельность.

В том же "Сказании" Ключевский передает: В московской летописи, составленной при Грозном, повествуется, что Владимир Мономах, вокняжившись в Киеве, послал воевод своих на Царьград воевать этого самого царя греческого Константина Мономаха, который с целью прекратить войну отправил в Киев с греческим митрополитом крест из животворящего древа и царский венец со своей головы, т.е. мономахову шапку, с сердоликовой чашей, из которой Август, царь римский, веселился, и с золотою цепью. Митрополит именем своего царя просил у князя киевского мира и любви, чтобы все православие в покое пребывало "под общею властью нашего царства и твоего великого самодержавства Великие Руси".

Владимир был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. "Оттоле, - так заканчивается рассказ, - тем царским венцом венчаются все великие князи владимирские".

Как пишет В.О. Ключевской, основная мысль сказания: значение московских государей как церковно-политических преемников византийских царей основано на установленном при Владимире Мономахе совместном властительстве греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром. 3

В "Курсе" Ключевского находим, что первым делом было, вступив в княжество соперника-родича, пожечь его села и забрать или истребить его "жизнь", т.е. его хозяйственные запасы, хлеб, скот, челядь. Владимир Мономах был самый добрый и умный из Ярославичей XI--XII вв., но и он не чужд был этого хищничества. В своём Поучении детям он рассказывает, как, напавши раз врасплох на Минск, он не оставил там "ничелядина, ни скотины" 4 .

С половины XII столетия становится заметно действие условий, разрушавших общественный порядок и экономическое благосостояние Киевской Руси. Если судить об этой Руси по быту высших классов, можно предполагать в ней значительные успехи материального довольства, гражданственности и просвещения. Руководящая сила народного хозяйства, внешняя торговля, сообщала жизни много движения, приносила на Русь большие богатства. Денежные знаки обращались в изобилии. Владимир Мономах однажды поднёс отцу обеденный подарок в 300 гривен золота.

Очередь, устанавливаемая отношением старшинства князей и выражавшая мысль о нераздельности княжеского владения, остается, по понятиям князей, основанием владельческого их порядка в XI и до конца XII в. В продолжение всего этого времени князья не переставали выражать мысль, что вся совокупность их, весь род Ярослава должен владеть наследием отцов и дедов нераздельно - поочерёдно. Это была целая теория, постепенно сложившаяся в политическом сознании Ярославичей, с помощью которой они старались ориентироваться в путанице своих перекрещивавшихся интересов и пытались исправить практику своих отношений, когда они чересчур осложнялись. Владимир Мономах, похоронив отца в 1093 г., начал размышлять, вероятно, по поводу советов занять киевский стол помимо старшего двоюродного брата Святополка Изяславича: "Сяду я на этот стол - будет у меня рать со Святополком, потому что его отец сидел на том столе прежде моего отца". И, размыслив так, послал он звать Святополка в Киев.

Оценка деятельности.

В работах Ключевского находим следующую оценку деятельности Владимира Мономаха: "Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т.е. долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40%. Но едва ли эти ограничительные постановления исполнялись". 5 Иных оценок в работах ученого не обнаружено.

Великий князь Иоанн III (1462 - 1505)

Происхождение. Образование. Воспитание.

Как описывает В.О. Ключевский в лекции 25 своего "Курса русской истории" 6 , еще до Ивана фактическим, не юридическим путем устанавливался в московском княжеском доме порядок преемства великокняжеской власти в прямой нисходящей линии. Все зависело от обстоятельств и хана. Но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка, и образовали обычай, в силу которого великое княжение уже с Димитрия Донского стало не только московской отчиной, но именно отчиной старшего сына московского великого князя. Василий Темный, столько потерпевший в борьбе за этот порядок, придумал средство упрочить его, еще при своей жизни назначив старшего своего сына Ивана великим князем-соправителем.

Из этих строк мы узнаем, что отец Ивана III - Василий Темный. Иных упоминаний о происхождении, образовании и воспитании Ивана III в произведениях В.О. Ключевского обнаружить не удалось.

Деятельность.

В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство. Как пишет В.О. Ключевский, Иван III продолжал старое дело территориального собирания Руси, но уже не по-старому. В удельное время территориальные приобретения московских князей носили характер или захватов, или частных хозяйственных сделок с соседними князьями. Местные общества еще не принимали заметного деятельного участия в этом территориальном объединении Руси, хотя по временам и проявлялось их нравственное тяготение к Москве. С половины XV в. становится заметно прямое вмешательство самих местных обществ в дело. 7 .

Ключевский отмечает, что не везде одни и те же классы местных обществ обнаруживают открытое влечение к Москве. В Новгороде московская партия состояла преимущественно из простонародья с несколькими боярами, стоявшими во главе его; эта сторона ищет управы на своевольную новгородскую знать у московского великого князя. В княжеской Руси, напротив, высшие служилые классы общества тяготеют к Москве, соблазняясь выгодами службы у богатого и сильного князя.

Когда Иван III только еще собирался в поход на Тверь за ее союз с Литвой, многие тверские бояре и дети боярские стали покидать своего князя и толпами переходить в Москву; даже два тверских удельных князя перешли тогда на московскую службу. Когда Иван III подступил к Твери (1485), новая толпа тверских князей и бояр переехала в московский лагерь и била челом Ивану на службу. То же самое явление повторилось и в другом великом княжестве - Рязанском.

Ключевский выделяет еще одну причину тяготения к Москве. Во времена Ивана III православное русское общество оказывало стойкое противодействие католическим миссионерам. В Западной Руси начиналось сильное брожение, "замятия великая" между католиками и православными. Увлекаемые этим религиозным движением, и православные князья Западной Руси, еще не утратившие прежней самостоятельности в своих владениях под легкою властью великого князя Литовского, начали один за другим приставать к Москве как к своему религиозному центру. Сами местные общества начинают открыто обращаться к Москве, увлекая за собой и свои правительства или увлекаемые ими. Благодаря этому тяготению московское собирание Руси получило иной характер и ускоренный ход. Теперь оно перестало быть делом захвата или частного соглашения, а сделалось национально-религиозным движением. 8 .

С половины XV в. и вольные города со своими областями, и княжества быстро входят в состав московской территории. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в Северной Руси. В 1472 г. приведена была под руку московского государя Пермская земля, в части которой (по р. Вычегде) начало русской колонизации положено было еще в XIV в., во времена св. Стефана Пермского. В 1474 г. князья Ростовские продали Москве остававшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была приобретена Москвой. Эта сделка сопровождалась вступлением князей Ростовских в состав московского боярства. В 1485 г. без боя присягнула Ивану III осажденная им Тверь. В 1489 г. окончательно покорена Вятка. В 1490-х годах князья Вяземские и целый ряд мелких князей Черниговской линии - Одоевские, Новосильские, Воротынские, Мезецкие, а также упомянутые сыновья московских беглецов, князья Черниговский и Северский, все со своими владениями, захватывавшими восточную полосу Смоленской и большую часть Черниговской и Северской земель, признали над собой верховную власть московского государя.

Ключевский делает вывод, что объединявшаяся Великороссия рождала идею народного государства, но не ставила ему пределов, которые в каждый данный момент были случайностью, раздвигаясь с успехами московского оружия и с колонизационным движением великорусского народа.

В главе 26 "Курса" Ключевский характеризует отношения между боярами и властью при Иване III: вследствие политического объединения Великороссии, изменились и состав и настроение московского боярства. Эта перемена неизбежно должна была изменить и добрые отношения, существовавшие между московским государем и его боярством в удельные века. Почувствовав себя в сборе вокруг московского Кремля, титулованные бояре стали смотреть на себя, как не смели смотреть московские бояре удельного времени. Почувствовав себя государем объединенной Великой Руси, великий князь Московский с трудом переносил и прежние свои отношения к боярам как вольным слугам по договору, и совсем не мог ужиться с новыми их притязаниями на раздел власти. Одна и та же причина - объединение Великороссии - сделала московскую верховную власть менее терпеливой и уступчивой, а московское боярство - более притязательным и заносчивым. 9

ТворчествеРеферат >> История

Которой давал психологические портреты рус­ских самодержцев . В литературе XVII ... русский историк В.О. Ключевский : «Самовластие само... . Русская живопись во второй- половине XVIII ... Российский театр. Значительное место в театральном искусстве занимало творче­ство ...