Реестр банковских гарантий: как найти нужные сведения. Реестры банковских гарантий Порядок и сроки оформления банковской гарантии

Выдача банковских гарантий для участия в закрытых торгах связана с рядом специфических нюансов. Разобраться с ними иногда непросто. Особенно, если вы сталкиваетесь с закрытыми торгами впервые. В онлайн-сервисе TenderHelp можно получить банковские гарантии в том числе и для участия в таких торгах. Поэтому ниже мы рассмотрим, когда проводятся торги в закрытой форме, в чем специфика выдачи банковских гарантий для таких контрактов и т. д.

Что такое закрытые торги

Законодательство в области государственных закупок направлено на формирование прозрачности процедуры и поддержку конкуренции. То есть на то, чтобы информация о торгах была открыта, а круг потенциальных участников не был искусственно ограничен. Но в некоторых случаях заказчик может проводить торги в закрытой форме. Например, если его деятельность связана с государственной тайной.

Возможность проведения закрытых и открытых торгов предусмотрена ст. 448 ГК РФ. В открытых торгах может участвовать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые узнают о проведении аукциона из открытых источников. В закрытых торгах организатор не публикует информацию о проведении аукциона, а сам приглашает к участию в торгах юрлиц и/или ИП. Случаи, когда можно проводить закрытые торги, регламентируют отдельные федеральные законы, в рамках которых проводятся государственные тендеры.

Закрытые торги по 44-ФЗ

В рамках «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводится существенная часть государственных и муниципальных тендеров. Важное отличие торгов по 44-ФЗ — все их детали четко регламентированы. По 44-ФЗ закрытый аукцион проводят только в следующих случаях (ст. 84 п. 2):

  • Если проводится закупка товаров и услуг для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной. У компании-участницы закупки должен быть допуск к гостайне.
  • Если проводится закупка товаров и услуг для федеральных нужд и в самой документации к закупке содержится гостайна. В этом случае также потенциальным участникам требуется допуск к гостайне.
  • При закупке услуг уборки помещений и водительских услуг для нужд судебных приставов и судей.
  • При закупке транспортных, страховых и охранных услуг при перевозке на выставки, во временное пользование и т. д. ценностей Госфонда драгметаллов и драгкамней РФ, музейных предметов, редких рукописей, ценных архивных документов и т. д.
  • Банковская гарантия для участия и в закрытых, и в открытых торгах по 44-ФЗ должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Закрытый реестр банковских гарантий по 44-ФЗ

Информация о гарантиях, выданных для участия в торгах и подписания контрактов по 44-ФЗ, обязательно должна быть внесены в реестр банковских гарантий http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html (ст. 45 44-ФЗ). Но если торги связаны с гостайной, то данные о гарантии вносят в закрытый реестр банковских гарантий (п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ). Ведение закрытого реестра регулирует приказ Минфина РФ № 164н от 22.10.2015 г. В закрытый реестр вносят те же сведения о гарантии, что и в открытый (перечислены в п. 9 ст. 45 44-ФЗ).

Как поясняется в письме Федерального Казначейства № 07-04-05/03-180 от 17.03.2016 г., исполнитель контракта (принципал) должен известить банк о том, что в заявке и/или контракте есть сведения, составляющие гостайну. Без указания этих сведений. Известить банк нужно во время оформления заявки на выдачу банковской гарантии. После выпуска гарантии банк направляет сведения о ней в закрытый реестр. Исполнитель контракта (принципал) вместе с банковской гарантией получает выписку из реестра (п. 8 ст. 45 44-ФЗ).

Закрытые торги по 223-ФЗ

По 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводят закупка товаров и услуг для госкомпаний, МУП, ГУП, компаний-естественных монополистов, их дочерних организаций. Согласно 223-ФЗ, закрытые торги можно организовать:

  1. Если в извещении о закупке, тендерной документации есть сведения, относящиеся к государственной тайне. В таких заказах могут участвовать только лица с доступом к гостайне.
  2. Если по постановлению правительства РФ конкретная закупка не подлежит размещению на сайте ЕИС (zakupki.gov.ru), хотя не имеет отношения к гостайне (п. 1 ст. 16 223-ФЗ).
  3. Если по постановлению правительства РФ информация о закупке данных товаров или услуг не подлежит размещению на сайте ЕИС, при этом к гостайне не относится (п. 2 ст. 16 223-ФЗ).

В 223-ФЗ напрямую не указаны требования к банкам-гарантам и банковским гарантиям для участия в торгах и заключения контрактов. В том числе и для закрытых торгов. Но заказчик (бенефициар) может сам указать определенные требования к банку и гарантии в конкурсной документации. Поэтому при участии в торгах по 223-ФЗ важно внимательно изучать требования к обеспечению, приведенные в тендерной документации.

Преимущества получения банковской гарантии для закрытых торгов с помощью онлайн-сервиса TenderHelp

  1. Далеко не все кредитные организации выпускают гарантии для участия в закрытых в торгах. С онлайн-сервисом TenderHelp сотрудничают банки, которые выдают в том числе и такие гарантии.
  2. Вы можете быстро и просто получить банковские гарантии для участия в торгах и подписания контрактов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ, 207-ПП.
  3. Некоторые банки-партнеры TenderHelp могут выдать банковскую гарантию компаниям без опыта работы по госконтрактам (при стабильном финансовом положении организации).
  4. В системе TenderHelp по экспресс-продукту лимит на заемщика для получения банковской гарантии составляет 33, 5 млн руб. Общий лимит более 250 млн.
  5. По условиям банков-партнеров TenderHelp сроки гарантии могут достигать 5 лет.

Банковская гарантия для участия в закрытых торгах с помощью онлайн-сервисом TenderHelp — надежно, оперативно, выгодно!

15.04.2019

Сейчас реестр банковских гарантий находится по ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/extendedsearch/search.html

До 1 июля 2018 года любой желающий мог проверить подлинность БГ можно было на там, где происходит размещение государственного заказа - на сайте ЕИС, в соответствующем реестре. С 1 июля, согласно части 8.1 статьи 45 44-ФЗ и п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 08.11.13 №1005, информация о выданных банковских гарантиях, которые предоставляют в качестве обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта не размещаются на официальном сайте Единой информационной системы.

Кроме того, информация о банковских гарантиях, содержащаяся в РК (уникальный номер реестровой записи банковской гарантии, информация о возвращении заказчиком банковской гарантии гаранту или об уведомлении, направленном заказчиком гаранту, об освобождении обязательства по банковской гарантии, или иная информация), в Реестре договоров о проведении капитального ремонта (уникальный номер реестровой записи банковской гарантии) и подлежащая включению в РБГ, с 01.07.2018 также не подлежит размещению на портале государственного заказа - официальном сайте ЕИС, в его открытой части.

Теперь информация о банковских гарантиях не публикуется в открытой части ЕИС. Но она есть в закрытом разделе сайта, на котором происходит размещение государственного заказа.

И проверить банковскую гарантию заказчики могут в Личном кабинете на сайте информационной системы, а участники закупок, в соответствии с частью 8.1 статьи 45 44-ФЗ должны получить от банка, выдавшего для них банковскую гарантию, выписку из реестра банковских гарантий. Банк обязан сделать это в течение одного рабочего дня после включения сведений о выданной гарантии в реестр.

С 1 июня 2018 года банковские гарантии могут выдавать лишь те финансовые учреждения, которые соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства России №440 от 12.04.2018. Это следующие требования:

Банк должен иметь собственные средства в размере от 300 миллионов рублей и рейтинг не ниже BB- (RU) по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства АКРА – Аналитическое кредитное рейтинговое агентство, и кредитного рейтинга не ниже RuBB- по национальной рейтинговой шкале агентства “Эксперт РА”.

Эти требования установлены до 1 января 2020 года, и ознакомиться с ними можно на сайте Минфина. На начало августа в этом перечне находится 184 банка.

Обновление от 28.03.2019

№ п/п Наименование банка Рег. №
1 АО ЮниКредит Банк 1
2 ПАО "Энергомашбанк" 52
3 Банк "Александровский" 53
4 ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА" 65
5 АКБ "Энергобанк" (ПАО) 67
6 МОРСКОЙ БАНК (АО) 77
7 АО "БКС Банк" 101
8 АО АКБ "ЦентроКредит" 121
9 АО "РН Банк" 170
10 Прио-Внешторгбанк (ПАО) 212
11 ПАО АКБ "Урал ФД" 249
12 АО КБ "Хлынов" 254
13 ООО "ХКФ Банк" 316
14 АО "АБ "РОССИЯ" 328
15 Банк ГПБ (АО) 354
16 ООО Банк "Аверс" 415
17 ПАО "Бест Эффортс Банк" 435
18 ПАО "Банк "Санкт-Петербург" 436
19 АО "Кубаньторгбанк" 478
20 АО "ТАТСОЦБАНК" 480
21 ПАО "ЧЕЛИНДБАНК" 485
22 ПАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК" 493
23 АО Банк "Венец" 524
24 АО "Банк Акцепт" 567
25 АО БАНК "СНГБ" 588
26 АБ "АСПЕКТ" (АО) 608
27 ПАО Банк "Кузнецкий" 609
28 АКБ "Ижкомбанк" (ПАО) 646
29 ПАО "НИКО-БАНК" 702
30 ПАО "СКБ-банк" 705
31 ООО КБЭР "Банк Казани" 708
32 АО КБ "Ассоциация" 732
33 ПАО "Курскпромбанк" 735
34 АО УКБ "Белгородсоцбанк" 760
35 ООО КБ "Кетовский" 842
36 ПАО "Дальневосточный банк" 843
37 Банк Пермь (АО) 875
38 ПАО "Норвик Банк" 902
39 АО "ВЛАДБИЗНЕСБАНК" 903
40 ПАО "Запсибкомбанк" 918
41 ПАО "Совкомбанк" 963
42 АО "ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК" 965
43 ПАО "Евразийский банк" 969
44 Банк ВТБ (ПАО) 1000
45 ООО "Хакасский муниципальный банк" 1049
46 "МТИ-Банк" (АО) 1052
47 АО "БайкалИнвестБанк" 1067
48 "Братский АНКБ" АО 1144
49 ПАО Ставропольпромстройбанк 1288
50 КБ "ЭНЕРГОТРАНСБАНК" (АО) 1307
51 АО "Банк "ТКПБ" 1312
52 АО "АЛЬФА-БАНК" 1326
53 АО "Солид Банк" 1329
54 Банк "Левобережный" (ПАО) 1343
55 РНКБ Банк (ПАО) 1354
56 ООО банк "Элита" 1399
57 БАНК "МНХБ" ПАО 1411
58 Банк "Возрождение" (ПАО) 1439
59 ПАО КБ "Восточный" 1460
60 ПАО АКБ "Связь-Банк" 1470
61 ПАО Сбербанк 1481
62 ПАО "РосДорБанк" 1573
63 "СДМ-Банк" (ПАО) 1637
64 Креди Агриколь КИБ АО 1680
65 ПАО "БыстроБанк" 1745
66 АККСБ "КС БАНК" (ПАО) 1752
67 Азиатско-Тихоокеанский Банк (ПАО) 1810
68 ООО "Русфинанс Банк" 1792
69 ООО "Инбанк" 1829
70 АКБ "ФОРА-БАНК" (АО) 1885
71 АКБ "Ланта-Банк" (АО) 1920
72 АО КБ "Модульбанк" 1927
73 ООО МИБ "ДАЛЕНА" 1948
74 ПАО "НБД-Банк" 1966
75 ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" 1978
76 "СИБСОЦБАНК" ООО 2015
77 ПАО "САРОВБИЗНЕСБАНК" 2048
78 АО КБ "ФорБанк" 2063
79 АКБ "ПЕРЕСВЕТ" (ПАО) 2110
80 АО АКБ "Алеф-Банк" 2119
81 АО "Нефтепромбанк" 2156
82 АКБ "НРБанк" (АО) 2170
83 АКБ "Форштадт" (АО) 2208
84 ПАО Банк "ФК Открытие" 2209
85 АО "Банк Интеза" 2216
86 ПАО КБ "Центр-инвест" 2225
87 КИВИ Банк (АО) 2241
88 АО КБ "КОСМОС" 2245
89 АО "Народный банк" 2249
90 АКБ "ТЕНДЕР-БАНК" (АО) 2252
91 ПАО "МТС-Банк" 2268
92 ПАО РОСБАНК 2272
93 "ПАО БАНК УРАЛСИБ" 2275
94 АКБ "Абсолют Банк" (ПАО) 2306
95 Банк СОЮЗ (АО) 2307
96 АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО) 2309
97 Инвестиционный Банк "ВЕСТА" (ООО) 2368
98 АО "Банк ДОМ.РФ" 2312
99 Банк "ИТУРУП" (ООО) 2390
100 АО АКБ "ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК" 2402
101 АКБ "ПРОМИНВЕСТБАНК" (ПАО) 2433
102 ПАО АКБ "Металлинвестбанк" 2440
103 ПАО "МЕТКОМБАНК" 2443
104 ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО 2495
105 АО "Тольяттихимбанк" 2507
106 КБ "Кубань Кредит" ООО 2518
107 АКБ "АКТИВ БАНК" (ПАО) 2529
108 АО КБ "Пойдем!" 2534
109 АО АКБ "НОВИКОМБАНК" 2546
110 АО Банк "ПСКБ" 2551
111 АО КБ "Ситибанк" 2557
112 "ЗИРААТ БАНК (МОСКВА)" (АО) 2559
113 Банк "КУБ" (АО) 2584
114 ПАО "АКИБАНК" 2587
115 ПАО "АК БАРС" БАНК 2590
116 ООО КБ "Альба Альянс" 2593
117 АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО 2602
118 АО Банк "Объединенный капитал" 2611
119 АО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ" 2618
120 КБ "Дж.П. Морган Банк Интернешнл" (ООО) 2629
121 АО "БАНК РЕАЛИСТ" 2646
122 ООО КБ "Алтайкапиталбанк" 2659
123 АО "Тинькофф Банк" 2673
124 КБ "ЛОКО-Банк" (АО) 2707
125 "Северный Народный Банк" (ПАО) 2721
126 ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" 2733
127 АКБ "Держава" ПАО 2738
128 АО "НК Банк" 2755
129 АО "ТЭМБР-БАНК" 2764
130 АО "ОТП Банк" 2766
131 ООО "АТБ" Банк 2776
132 АО МС Банк Рус 2789
133 АО РОСЭКСИМБАНК 2790-Г
134 АО "Банк ФИНАМ" 2799
135 ПАО "БАНК СГБ" 2816
136 ООО КБ "СИНКО-БАНК" 2838
137 ПАО АКБ "АВАНГАРД" 2879
138 ООО "Земский банк" 2900
139 "Банк Кремлевский" ООО 2905
140 ООО КБ "АРЕСБАНК" 2914
141 ООО КБ "Славянский кредит" 2960
142 АО "ГОРБАНК" 2982
143 КБ "СТРОЙЛЕСБАНК" (ООО) 2995
144 АО "Углеметбанк" 2997
145 ООО "Экспобанк" 2998
146 ПАО АКБ "Приморье" 3001
147 АО Банк "Развитие-Столица" 3013
148 АО "Нордеа Банк" 3016
149 "Республиканский Кредитный Альянс" ООО 3017
150 Джей энд Ти Банк (АО) 3061
151 ПАО "РГС Банк" 3073
152 АО АКБ "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА" 3085
153 АО "РФК-банк" 3099
154 АО "НС Банк" 3124
155 АО "Банк ЖилФинанс" 3138
156 ПАО "Банк "Екатеринбург" 3161
157 АО "МОСКОМБАНК" 3172
158 ООО КБ "ВНЕШФИНБАНК" 3173
159 АО КБ "ИС Банк" 3175
160 Эс-Би-Ай Банк ООО 3185
161 АО "Сити Инвест Банк" 3194
162 АО НОКССБАНК 3202
163 АО "СЭБ Банк" 3235
164 ПАО БАНК "СИАБ" 3245
165 АО БАНК "МОСКВА-СИТИ" 3247
166 ПАО "Промсвязьбанк" 3251
167 ПАО Банк ЗЕНИТ 3255
168 ООО КБ "Мегаполис" 3265
169 АО КБ "ИНТЕРПРОМБАНК" 3266
170 АО "БАНК ОРЕНБУРГ" 3269
171 Банк "ВБРР" (АО) 3287
172 ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" 3290
173 АО "Райффайзенбанк" 3292
174 "Русьуниверсалбанк" (ООО) 3293
175 АО "ПроБанк" 3296
176 АО "КОШЕЛЕВ-БАНК" 3300
177 АО "Данске банк" 3307
178 АО "Кредит Европа Банк" 3311
179 ООО "Дойче Банк" 3328
180 АО "Денизбанк Москва" 3330
181 АО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)" 3333
182 АО "Мидзухо Банк (Москва)" 3337
183 АО "КБ ДельтаКредит" 3338
184 АО "МСП Банк" 3340
185 КБ "МИА" (АО) 3344
186 АО "Россельхозбанк" 3349
187 КБ "Ренессанс Кредит" (ООО) 3354
188 КБ "Москоммерцбанк" (АО) 3365
189 АО "СМП Банк" 3368
190 АО "Банк Финсервис" 3388
191 "Натиксис Банк АО" 3390
192 "Банк "МБА-МОСКВА" ООО 3395
193 АО КБ "РУСНАРБАНК" 3403
194 "БНП ПАРИБА БАНК" АО 3407
195 КБ "РБА" (ООО) 3413
196 ООО "Унифондбанк" 3416
197 КБ "Новый век" (ООО) 3417
198 АО Банк "Национальный стандарт" 3421
199 ООО "Первый Клиентский Банк" 3436
200 Банк НФК (АО) 3437
201 Банк "РЕСО Кредит" (АО) 3450
202 АО "Эм-Ю-Эф-Джи Банк (Евразия)" 3465
203 АО КБ "ЮНИСТРИМ" 3467
204 АО "Тойота Банк" 3470
205 АйСиБиСи Банк (АО) 3475
206 ООО "Фольксваген Банк РУС" 3500
207 ООО "Чайна Констракшн Банк" 3515

С 2018 года реестр банковских гарантий находится в закрытой части ЕИС. Его видят только организации с полномочиями «банк», «уполномоченная организация» и «заказчик». Подробнее о реестре банковских гарантий в 2019 году расскажем далее.

Единый реестр банковских гарантий

Все выданные банковские гарантии содержатся в реестре. До 2018 года список был открытым и находился в свободном доступе. Однако сейчас работать с ним в ЕИС могут только пользователи с полномочиями «банк», «уполномоченная организация» и «заказчик».

После недавних обновлений в ЕИС произошли изменения, касающиеся банковских гарантий. В реестре организаций открытой части ЕИС появилась информация о принадлежности банка к перечню тех, кто может выдавать гарантии. А в закрытой части ЕИС стала отображаться информация об исключении банка из перечней в реестре банковских гарантий.

Какие сведения вносят в единый реестр банковских гарантий:

  • наименование, адрес и ИНН заказчика (бенефициара);
  • копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии;
  • данные об отказе заказчика в принятии банковской гарантии.

Документы должны быть подписаны электронной подписью.

Как найти закрытый реестр банковских гарантий в ЕИС

В личном кабинете зайдите в раздел «Реестры» и в главном меню выберите «Реестр банковских гарантий».


Документы можно искать по статусу. Также доступна выгрузка сведений из реестра банковских гарантий по 44-ФЗ в Excel.



Как заказчику проверить гарантию в закрытом реестре банковских гарантий,

В карточке банковской гарантии есть следующие разделы:

  • общая информация о гарантии;
  • сведения об отказе в принятии;
  • данные о прекращении обязательств;
  • документы;
  • журнал событий.

Как поставщику проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий

До 2018 года поставщики могли зайти в реестр и найти выданную гарантию по номеру. Это избавляло участников от риска того, что в последний момент заявка будет отклонена или победителя признают уклонившимся от заключения контракта. Сейчас участники в некотором роде пребывают в неведении. Однако закон защитил их и обязал банки отчитываться перед клиентами о внесении данных в реестр банковский гарантий по 44-ФЗ.

У кредитной организации есть 1 рабочий день на внесение информации в реестр и 1 рабочий день после этого на направление участнику выписки из реестра банковских гарантий.

Административная практика

В качестве примера административной практики рассмотрим решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 42/З-2019 от 07.02.2019. Победитель закупки пожаловался в ЕИС на то, что заказчик неправомерно принял решение об отказе от заключения с ним контракта.

Комиссия УФАС выяснила следующее. В качестве документов в обеспечение исполнения контракта победитель прикрепил скан-копию банковской гарантии «Акционерный коммерческий банк «Держава» и подписал контракт со своей стороны. Это было 25.12.2018. По закону, банк обязан включить информацию о гарантии в реестр в течение 1 рабочего дня или в тот же срок направить сведения для включения в закрытый реестр банковских гарантий. То есть гарантия должна была появиться в реестре не позднее 26.12.2018. Однако 27.12.2018 заказчик не нашел документ в реестре и направил в «Акционерный коммерческий банк «Держава» запрос о действительности и статусе банковской гарантии. В своем ответе банк указал, что документ под таким номером не выдавался.

В результате заказчик оформил протокол отказа от принятия банковской гарантии . Сделать это он имел право по закону. Поэтому УФАС отказало в удовлетворении жалобы.

Из этого примера можно сделать два вывода. Заказчикам рекомендуется направлять запросы в банки в случае, если гарантии нет в реестре (хоть они и не обязаны это делать). Поскольку причиной отсутствия документа в реестре может быть технический сбой или ошибка банка. Участники же должны понимать, что в подобной ситуации не только лишатся выгодного контракта, но и попадут в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому предоставлять ложную информацию заказчику не стоит. А получать саму гарантию лучше не впритык, как в нашем случае, а заблаговременно, чтобы исключить сбои.

Вложенные файлы

  • Запрос о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий..docx
  • Руководство пользователя по ведению реестра банковских гарантий.pdf

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

О порядке ведения закрытого реестра банковских гарантий


Федеральное казначейство в целях проведения разъяснительных работ по формированию и ведению закрытого реестра банковских гарантий направляет разъяснения по вопросам применения положений (далее - Приказ N 164н), подготовленные на основании вопросов кредитных организаций, озвученных в рамках совещания с представителями Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и банковского сообщества, состоявшегося 10 марта 2016 года.

1. Каким образом кредитная организация может получить информацию о том, что заявка и (или) контракт содержат сведения, составляющие государственную тайну, являющуюся основанием для формирования информации о выданной банковской гарантии для включения в закрытый реестр банковских гарантий?

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий.

Учитывая изложенное, вышеуказанной информацией располагает исключительно принципал.

Соответственно, при выдаче банковской гарантии кредитной организации, помимо основных реквизитов, требуемых непосредственно для формирования банковской гарантии, необходимо получить от принципала информацию о факте (без детализаций и расшифровок) наличия в заявке и (или) контракте сведений, составляющих государственную тайну.

2. Какой гриф секретности присваивается информации о выданной банковской гарантии?

В соответствии со -12 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1) засекречивание информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

В соответствии со статьей 11 Закона N 5485-1 основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

В соответствии со статьей 12 Закона N 5485-1 на носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, в том числе о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Таким образом, в соответствии со -12 Закона N 5485-1 гриф секретности присваивается банком в соответствии с теми грифами секретности, которые:

присвоены собственником информации в соответствии с перечнем, представленным принципалом и используемым для формирования информации о выданной банковской гарантии;

присвоены информации в соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в самой кредитной организации. Соответственно, ответственность за указание грифа секретности лежит на кредитной организации.

3. Обязательно ли в информации о выданной банковской гарантии должен указываться гриф секретности?

Территориальные органы Федерального казначейства не вправе отказывать во включении в закрытый реестр банковских гарантий Информации о выданной банковской гарантии, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

4. Возможно ли присвоение информации о выданной банковской гарантии, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, ограничительной пометки "Для служебного пользования"?

Порядок использования и применения ограничительной пометки "Для служебного пользования" установлен Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1233 .

При этом возможность включения в закрытый реестр банковских гарантий информации о выданной банковской гарантии с ограничительной пометкой "Для служебного пользования" действующим в Российской Федерации законодательством в сфере закупок не предусмотрено.

Таким образом, в случае представления кредитной организацией в территориальный орган Федерального казначейства информации о выданной банковской гарантии с ограничительной пометкой "Для служебного пользования" такая информация подлежит возврату в установленном порядке без исполнения с приложением протокола с указанием причины отказа - "несоответствие требованиям Приказа N 164н" .

5. В какой территориальный орган Федерального казначейства филиалы кредитных организаций предоставляют информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий?

Информация о выданной банковской гарантии предоставляется кредитной организацией по месту своего фактического нахождения. Соответственно, филиалы кредитных организаций предоставляют информацию о выданной банковской гарантии в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения филиала, кредитные организации, у которых фактический адрес отличается от юридического, представляют информацию о выданной банковской гарантии в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения фактического адреса.

6. Каким образом информация, подлежащая включению в закрытый реестр банковских гарантий, представляется в территориальные органы Федерального казначейства?

Информация для включения в закрытый реестр банковских гарантий принимается территориальными органами Федерального казначейства на бумажном носителе с приложением (при наличии такой возможности) машинного носителя. Возможность направления информации о выданной банковской гарантии в электронном виде с применением электронной подписи посредством личного кабинета в единой информационной системе в сфере закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Приказом N 164н не предусмотрена.

Учитывая изложенное, информация, подлежащая включению в закрытый реестр банковских гарантий, представляется в территориальные органы Федерального казначейства следующими способами:

посредством почтовой связи - для информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

посредством фельдъегерской связи - как для информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, так и для информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

лично, путем предоставлений необходимого пакета документов нарочно непосредственно в территориально удаленный отдел или Административный отдел территориального органа Федерального казначейства - для информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, или в Отдел режима секретности и безопасности информации территориального органа Федерального казначейства - для информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Вместе с тем, информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, может быть представлена как в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, так и в территориально удаленные отделы управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации; информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, - только в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (территориально удаленные отделы управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации не уполномочены на прием информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну).

7. Допускается ли представление в территориальный орган Федерального казначейства нотариально заверенной копии доверенности? Возвращает ли орган Федерального казначейства представленную доверенность после включения информации в реестр?

В случае подписания информации о выданной банковской гарантии уполномоченным лицом представляется или оригинал, или нотариально заверенная копия доверенности на уполномоченное лицо. Возврат доверенности (нотариально заверенной копии доверенности) в случае положительного результата проверки территориальными органами Федерального казначейства информации о выданной банковской гарантии Приказом N 164н не предусмотрен.

Вместе с тем, территориальные органы Федерального казначейства, исходя из принципа однократности представления информации, не вправе требовать повторного представления доверенности (нотариально заверенной копии доверенности), представленной ранее в составе верно оформленного пакета документов.

8. Каким образом территориальный орган Федерального казначейства возвращает второй экземпляр информации на бумажном носителе?

В соответствии с Приказом N 164н в территориальных органах Федерального казначейства приказами назначаются ответственные лица за прием, регистрацию пакета документов, представляемого для включении информации о выданной банковской гарантии в закрытый реестр банковских гарантий и заполнение раздела "Отметка территориального органа Федерального казначейства о присвоении регистрационного номера информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий" (далее - Отметка) информации о выданной банковской гарантии (ее изменении).

При приеме информации о выданной банковской гарантии (для открытых сведений) от представителя кредитной организации (курьера) работник территориального органа Федерального казначейства:

принимает пакет документов;

в присутствии представителя кредитной организации (курьера) обеспечивает проставление (без проверки пакета документов на соответствие требованиям Приказа N 164н) на двух экземплярах соответствующей Отметки, предусмотренной формой, установленной Приказом N 164н ;

возвращает один экземпляр информации с Отметкой представителю кредитной организации (курьеру) под роспись на втором экземпляре информации.

В иных случаях один экземпляр информации о выданной банковской гарантии с отметкой направляется кредитной организации вместе с результатами проверки пакета документов официальным письмом территориального органа Федерального казначейства посредством почтовой либо фельдъегерской связи.

9. Каким способом территориальный орган Федерального казначейства осуществляет направление выписки и протокола?

В соответствии с п.40 Приказа N 164н информация из закрытого реестра банковских гарантий, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, направляется Федеральным казначейством соответственно гаранту, принципалу, бенефициару, государственному органу (органу местного самоуправления) с использованием федеральной фельдъегерской связи.

Аналогично, посредством почтовой связи или фельдъегерской связи (в зависимости от наличия в информации о выданной банковской гарантии сведений, составляющих государственную тайну), территориальный орган Федерального казначейства направляет официальным сопроводительным письмом на бланке территориального органа Федерального казначейства за подписью уполномоченного лица:

выписку из закрытого реестра банковских гарантий при положительном результате проверки пакета документов;

протокол с указанием причин возврата с приложением представленного кредитной организацией пакета документов - при отрицательном результате проверки пакета документов.

Копии письма с результатами обработки представленного банком пакета документов хранятся в органе Федерального казначейства.

В случае если выписка или протокол не содержат сведения, составляющие государственную тайну, территориальный орган Федерального казначейства обеспечивает уведомление посредством телефонной связи о подготовке выписки или протокола из закрытого реестра банковских гарантий ответственного работника кредитной организации, указанного в запросе, с обязательной фиксацией ФИО указанного работника и даты оповещения во внутреннем журнале территориального органа Федерального казначейства.

10. Каков порядок обработки запросов о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий в территориальных органах Федерального казначейства?

Обработка запросов о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий осуществляется в порядке, аналогичном порядку обработки информации о выданной банковской гарантии.

Вместе с тем, предоставление выписки на основании запроса осуществляется территориальными органами с учетом следующих особенностей:

в случае указания в запросе способа получения документа "Лично в территориальном органе Федерального казначейства, указанном в запросе" выписка выдаётся руководителю, указанному в ЕГРЮЛ, или уполномоченному руководителем кредитной организации, имеющего право на получение такой информации, лицу, подавшему соответствующий запрос на бумажном носителе только при отсутствии в ней сведений, составляющих государственную тайну;

территориальный орган Федерального казначейства обеспечивает уведомление посредством телефонной связи о подготовке выписки из закрытого реестра банковских гарантий ответственного работника кредитной организации, указанного в запросе, с обязательной фиксацией ФИО указанного работника и даты оповещения во внутреннем журнале территориального органа Федерального казначейства;

выписка, в случае указания в запросе способа получения документа "Лично в территориальном органе Федерального казначейства, указанном в запросе", посредством почтовой или фельдъегерской связи в кредитную организацию не направляется;

в соответствии со статьей 10 Закона N 5485-1 полная выписка из закрытого реестра банковских гарантий предоставляется территориальным органом Федерального казначейства с указанием грифа секретности, аналогичного грифу секретности представленной информации о выданной банковской гарантии (ее изменении), а сокращенная выписка из закрытого реестра банковских гарантий - нарочно или посредством почтовой и фельдъегерской связи в порядке, предусмотренном для обработки сведений, не составляющих государственную тайну.

11. На основании каких документов и каким образом подтверждаются полномочия лица, действующего от имени территориального органа Федерального казначейства при подписании выписки, протокола, проставлении отметки о регистрации и отметки о включении в закрытый реестр банковских гарантий в информации о выданной банковской гарантии?

Лица, действующие от имени территориального органа Федерального казначейства, назначаются приказом территориального органа Федерального казначейства (не размещается в открытых источниках и не предоставляется по требованию кредитной организации).

Вместе с тем, вышеуказанным приказом устанавливается порядок заполнения раздела Отметка и раздела "Отметка территориального органа Федерального казначейства о получении запроса о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий" в Приложении N 4 к Приказу N 164н .

При этом, в соответствии с нормами внутреннего документооборота территориальных органов Федерального казначейства, право подписания документа, подготовленного на бланке документа территориального органа Федерального казначейства, имеют руководитель территориального органа Федерального казначейства и/или заместители руководителя территориального органа Федерального (в случае наделения указанными полномочиями приказом о распределении обязанностей между руководителем и заместителями руководителя территориальных органов Федерального казначейства), а в территориально удаленных отделах Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации - начальники отделов.

12. На какой адрес кредитной организации направляются выписки и протоколы?

В случае представления информации о выданной банковской гарантии без сопроводительного письма выписки и протоколы направляются по адресу, указанному в адресных данных кредитной организации в Приложении N 1 к Приказу N 164н (если иное не указано в сопроводительном письме, представленном в территориальный орган Федерального казначейства).

Вместе с тем, территориальные органы Федерального казначейства не вправе требовать представления сопроводительного письма в составе комплекта документов, представленных для включения в закрытый реестр банковских гарантий, поскольку в Приказе N 164н сопроводительное письмо не входит в список документов, представляемых для включения информации в закрытый реестр банковских гарантий.

13. Где и как можно получить информацию о доставке/недоставке пакета документов в территориальный орган Федерального казначейства, информацию о ходе исполнения документов?

Информацию о доставке/недоставке пакета документов, а также информацию о регистрационном номере документа, ответственном исполнителе территориального органа Федерального казначейства можно получить у работника Административного отдела, Отдела режима секретности и безопасности информации (в зависимости от наличия/отсутствия сведений, составляющих государственную тайну, в представленной информации), по телефонам указанным на официальных сайтах территориальных органов Федерального казначейства в сети Интернет.

Информацию о ходе исполнения можно получить у ответственного работника территориального органа Федерального казначейства.

14. Где оперативно получить консультацию по вопросам оформления документов, подлежащих включению в закрытый реестр банковских гарантий, представления документов, организационным вопросам ведения закрытого реестра банковских гарантий?

На форуме Федерального казначейства по адресу forum.roskazna.ru в разделе Методический кабинет/Реестр банковских гарантий работниками центрального аппарата Федерального казначейства осуществляется оперативное взаимодействие по вопросам ведения закрытого реестра банковских гарантий.

15. Какая отметка проставляется территориальным органом Федерального казначейства при получении Информации о выданной банковской гарантии?

При получении Информации о выданной банковской гарантии ответственный работник территориального органа Федерального казначейства заполняет раздел Отметка и проставляет оттиск печати территориального органа Федерального казначейства:

"Для пакетов" с соответствующим номером экземпляра печати (в случае представления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну);

"Для пакетов" с соответствующим номером экземпляра печати (в случае представления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, содержащей сведения, составляющие государственную тайну).

16. Размещено ли на текущий момент специальное программное обеспечение, предполагающее формирование в электронном виде информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий?

Специальное программное обеспечение в ближайшее время будет размещено на официальных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учитывая проводимые в настоящее время мероприятия по разработке схемы интеграции специального программного обеспечения с прикладным программным обеспечением "Автоматизированная система Федерального казначейства", территориальные органы Федерального казначейства не должны отказывать в принятии информации, не сформированной в специальном программном обеспечении, при условии наличия бумажной копии. Информация об окончании доработки специального программного обеспечения будет направлена Федеральным казначейством дополнительно.

Одновременно Федеральное казначейство сообщает, что видеозапись трансляции совещания с представителями Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и банковского сообщества по вопросам ведения закрытого реестра банковских гарантий, состоявшегося 10 марта 2016 года, размещена на форуме Федерального казначейства в разделе "Реестр банковских гарантий", открытом на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.ru.

Р.Е.Артюхин



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
по состоянию на 29.03.2016

Ч.8 ст. 45 44-ФЗ предусматривает, что БГ, предоставляемая участником, должна быть включена в перечень, размещенный в Единой информационной системе (далее — ЕИС). Отсутствие этой информации в базе ЕИС является основанием отказа в принятии заказчиком данного документа, а следовательно, ведет к отклонению заявки или же к отказу заключить контракт. В последнем случае информацию могут направить в антимонопольную службу для включения участника в списки недобросовестных поставщиков.

Различают два списка БГ по 44-ФЗ, правила формирования и ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005:

  1. Открытый перечень.
  2. Закрытый перечень.

В открытый включаются БГ, которые выданы кредитными организациями, включенными в реестр банков выдающих банковские гарантии. Банк при этом должен отвечать требованиям налогообложения, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Минфин реестр банков по выдаче банковских гарантий ведет на своем официальном сайте . Обратите внимание, что Реестр Минфина банковских гарантий 44-ФЗ не содержит, а отображает только организации, которые имеют право выдавать данные документы.

Сам список размещается в ЕИС, в контекстном меню системы раздел «Осуществление закупок». Ведение перечня возложено на Федеральное казначейство.

В открытом списке прикрепляется копия БГ и отображаются следующие данные:

  • наименование, место нахождения ИНН банка, поставщика и заказчика;
  • идентификационный код закупки;
  • денежная сумма, подлежащая уплате;
  • срок действия БГ;
  • сведения об отказе заказчика в принятии документа (при наличии).

Для проверки документа необходимо указать его параметры в ЕИС, он должен быть доступен для ознакомления в статусе «Размещено» с вышеуказанными сведениями, а отсутствие данных или их некорректность является поводом обратиться в банк для выяснения причин.

Сведения о выданном документе доступны в открытой базе уже в течение одного рабочего дня за датой выдачи (ч.11 ст.45). После включения в список банк направляет участнику выписку в аналогичный срок.

В случае, если заявки или контракты, по которым выдана БГ, содержат данные, составляющие государственную тайну, то информация о них не размещается в ЕИС. Приказ Минфина России от 22 октября 2015 г. N 164н содержит правила создания и размещения информации закрытого списка. Кредитная организация направляет информацию, аналогичную отражаемой в открытом списке, электронно или на бумажном носителе в территориальный орган Федерального казначейства, которое в свою очередь, включает БГ в закрытый перечень и присваивает ей уникальный номер. По запросу банка, поставщика или участника казначейство предоставляет выписку из закрытого перечня о содержащейся в нем информации.

Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ

В силу того, что 223-ФЗ не устанавливает четких условий получения данных документов, поставщику необходимо внимательно ознакомиться с положением о закупке заказчика , в торгах которого планируется участие. Нередки случаи существенного ограничения, связанные как с требованиями к кредитным организациям (списки удовлетворяющих банков, наличие соответствующих рейтингов и др.), так к тексту документа.

Списка банков, предоставляющих БГ, и ведение перечня по 223-ФЗ не предусмотрено.