Значение слова гармония в словаре-справочнике мифы древней греции. Гармония

Понятие музыкальной гармонии находится в тесной связи с дру­гими, общекультурными аспектами значения этого термина. Среди важнейших аспектов значения, в первую очередь, следует выделить общефилософское и общеэстетическое.

Выработке философского понятия гармонии предшествовали не­которые мифологические представления. Главнейшие из них - миф о Хаосе и миф о Гармонии.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в своей поэме «Теогония» описывает происхождение богов и вселенной. Хаос («зияю­щий») - это изначальное, неупорядоченное, бесформенное состояние

паре «мелодия и гармония» под гармонией подразумевается либо «сопровождение», «аккомпанемент» (то есть правильно будет сказать: «мелодия и аккомпанемент»), либо «аккорд», «аккордика», «гармоническая вертикаль» (соответственно, правиль­нее: «мелодия и аккордика»). В специальной научной литературе подобное слово­употребление было бы ошибочным. Аналогичным образом в паре «гармония-поли­фония» под «гармонией» часто понимается гомофония.

* См.: Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1. М., 1958.

мирового вещества, зияющая черная бездна, персонифицированная в мифологическое существо, некое мировое чудовище небытия.* Проти­воположностью хаосу как бескачественности, неопределенности, бес­связности, распыленности был космос. Термин «космос» (столь попу­лярный в наше время как обозначение внеземного пространства) как антоним хаосу имел комплекс значений, близких гармонии: упорядо­ченность, порядок; устройство; мера; строй; правовой порядок; миро­вой порядок, мироздание; небосвод, а также: украшение, наряд и - в переносном смысле - украшение, краса. Разница между хаосом и космосом - в наличии или отсутствии упорядоченности, слаженно­сти, стройности. Иначе говоря, космос - это «гармонизированный» хаос, а Гесиодова теогония - процесс внесения гармонии в мирозда­ние. Многозначительна эстетическая сущность такого перехода от хао­са к космосу, зафиксированная в слове «косметос» (κοσμητός): 1) при­веденный в порядок, 2) красиво устроенный. Упорядочивание высту­пает как внесение красоты, тождественной гармонии.**

Глубокого смысла полны и мифы о Гармонии (у греков известны три цикла сказаний). Беотийский миф рассказывает о богине Гармо­нии - дочери Ареса и Афродиты. Зевс дал ей в мужья Кадма. Сва­дебное ожерелье Гармонии, переходя из рук в руки, всюду приноси­ло несчастья. Главная символика мифа заключена в объяснении природы гармонии как единства противоположностей. Объединение противоположностей является изначальным качеством Гармонии, мать которой - богиня красоты и любви, а отец - бог войны и раздора. В символике мифа можно увидеть ядро будущей диалекти­ки понятия гармонии.

Античный миф о гармонии родствен сказаниям других народов о браке земли и неба, в которых также подчеркивается, что все су­щее - мир - образовалось от соединения противоположных начал.

Гармония Гармония

(Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГАРМОНИЯ

(Άρμονία), в греческой мифологии дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги, которые присутствовали на свадьбе Г., подарили ей пеплос и ожерелье работы Гефеста. Это ожерелье стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; оно было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и др. Миф об ожерелье Г. относится к мифам, в основе которых - сказочный мотив о заклятии, лежащем на сокровище, добытом войной или нечестным путём.
М. Б.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гармония

Прекраснейшая дочь Ареса и Афродиты, супруга Кадма, мать Ино, Агавы, Семелы, Автонои и Полидора, будущего фиванского царя. В своих странствиях Кадм однажды убил змея и вошел в пещеру, где раньше жил змей, и увидел там девушку неописуемой красоты, узницу змея. Когда Кадм и Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел у пасти убитого змея что-то золотое, ярко сверкающее, но не стал подходить ближе. Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли Зевс с Герой, Посейдон с Амфитритой и Арес с Афродитой. Вмиг появились столы с явствами, и Зевс объявил, что в награду за подвиг он дает Кадму в жены Гармонию. Они зажили счастливо, но однажды Кадм вспомнил про золото змея. Гармония тотчас пожелала иметь его и послала мужа за ним. У пещеры сидела Афина под видом нимфы и предупредила, чтобы Кадм не брал золото, но тот испугался гнева жены и нашел под костями змея золотое ожерелье невиданной красоты. (Вариант: ожерелье работы Гефеста было подарено Гармонии в день свадьбы). Когда Кадм принес ожерелье Гармонии, та решила подарить его Семеле. Вскоре Семела погибла, сгорев в пламени своего возлюбленного Зевса. Потом ожерельем владели по очереди Агава и Автоноя, но и те скоро погибли. На старости лет Кадм и Гармония, потерявшие дочерей, покинули Фивы. -Боги карают меня за убийство змея, лучше б и мне стать змеей- - сказал однажды Кадм и превратился в змею. Гармония бросилась к нему, обвила его тело руками и тоже стала змеей. Впоследствии боги перенесли их на острова блаженных.

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гармония" в других словарях:

    - (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведенияхСловарь иностранных слов русского языка

    ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова

    гармония - и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия

    1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь

    Гармония - Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля

    Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов

    Гармония - (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей

    ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия

    - (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь

Древнегреческие богини в искусстве(1)

В давние давние времена, по верованиям древних греков на горе Олимп проживали боги и богини...Как они уж тм все помещались на этом пятачке на вершине остается загадкой... С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и и героев греческих мифов.


Эти олимпийские боги проделали путешествие во времени,через века и расстояния и подарили нам прообраз красоты и совершенства,выраженный в скульптурах,картинах,фресках,мозаиках,ба рельефах


Кто вы Богини красоты и совершенства?



Греческие богини являются носителями вечных женских качеств и сегодня они живут среди нас в виде обычных земных женщин. Поспорите?


Хочу вам напомнить имена некоторых(для более известных созданы отдельные посты)и как их отображали художники и скульпторы,иногда кинематографисты,в меру своей фантазии...

Аглая

Младшая из трёх Харит, дочь Зевса и Евриномы, сестра Евфросины и Талии. Имя в дословном переводе означает «Ясная». В «Теогонии» Гесиода Аглая — жена Гефеста. Родила Гефесту четырёх дочерей. У некоторых авторов Аглая рассматривается второй женой Гефеста, которую он взял в супруги после развода с Афродитой, изменившей ему с Аресом.




Хариты. Скульптор Антонио Канова. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Амфитрита




Коринфское изображение Амфитриты. 575—550 г. до н. э.


В древнегреческой мифологии одна из нереид, по Гесиоду, дочь морского бога Нерея и Дориды (либо дочь Океана и Тефии, согласно Псевдо-Аполлодору). Жена Посейдона, мать Тритона, Роды и Бентесикимы.Узнав о желании Посейдона взять её себе в жены, она убежала к Атланту, где её поймал (или уговорил) посланный Посейдоном дельфин и отвёл к своему владыке




Скульптура Амфитриты в Лувре


Как морская богиня, она часто изображалась восседающей рядом со своим супругом на колеснице, влекомой морскими конями или тритонами, или же верхом на тритоне. Амфитрита многими почиталась наравне с Посейдоном, и ей воздвигались статуи, например в храме на острове Теносе. В искусстве её трудно отличить от других нереид, если возле неё нет царских атрибутов или трезубца.Пиндар называет её «Амфитрита с золотым веретеном». Иногда именуется «матерью Нереид».Подарила Тесею золотой венок.


Арета


Скульптура Ареты в Эфесе

Арета (др.-греч. Ἀρετή «доблесть, мужество») — в древнегреческой мифологии — богиня мужества, дочь Праксидики, сестра Гомонойи (с которой вкупе они назвались Праксидики — «исполнительницы закона»), супруга Эола.


Арета — имя Афины. Было микенское имя a-re-ta-wo (Аретаон), которое содержит элемент Арета.


Астерия


В древнегреческой мифологии звёздное божество, дочь титана Коя и Фебы, сестра Лето. Жена Перса, мать Гекаты.


Зевс пытался её соблазнить, превратился в орла и преследовал её, и она, спасаясь от преследований, приняла образ перепёлки и кинулась в море. Её именем назван город Астерия (позже Делос) Либо, когда она отвергла Зевса, тот превратил её в перепёлку и бросил в море, появился плавучий остров Ортигия («перепёлка»).




По другой версии, стала камнем и долго пробыла под водой, а позднее превратилась в остров. Этот остров затем стал именоваться Ортигией, а позже — Делосом.По Мусею, Зевс овладел ею, и она родила от него Гекату, причём Зевс выдал её замуж за Перса. По другой версии, она спасалась от Посейдона. По Каллимаху, просто упала звездой с небес.


Астрея


Сальватор Роза. Астрея прощается с пастухами. Музей истории искусств, Вена

Астрея — в греческой мифологии богиня справедливости. По преданию, является дочерью Зевса и Фемиды, а также сестрой Стыдливости. Во времена Золотого века она жила на земле, среди людей. Однако, с пришествием железного века люди стали жить грабежом и даже приязнь между братьями стала редкостью.




Видя это, Астрея последней из божеств покинула землю и вознеслась на небо, где с ней связывается созвездие Девы.Часто отождествляется с богиней Дике. Обычно изображается с весами и венцом из звезд.


Атропос

Атропос или Атропа («неотвратимая»), также Айса — старшая из трёх мойр — богинь судьбы (греческая мифология). Атропа перерезает нить жизни, которую прядут её сёстры. Неумолимая, неотвратимая участь (смерть).Платон в диалоге «Государство», где изображены мойры, сделал их богинями, поющими о настоящем (Клото), о прошедшем (Лахесис), о будущем (Атропос).Также в её честь был назван яд атропин.




Атропа, перерезающая нить судьбы (барельеф)


Бендида

Бендида — фракийская богиня-охотница, которая во Фракии отождествлялась с Артемидой. Её культ имел оргиастические черты. В Аттике почиталась под именем Великой богини. В Афинах ежегодно справлялся праздник в ее честь - бендидии, в Пирее находился храм богини.



Artemis Bendis, Thracian goddess of the hunt identified with Artemis by the Greeks, here recognizable by the Phrygian cap and the fawn-skin. Terracotta, ca. 350 BC, may come from Tanagra


Бритомартида


(Диктинна) — критская богиня, покровительница охотников, рыболовов, моряков




В олимпийской мифологииэто критское божество было осмыслено как нимфа, дочь Зевса и Кармы (либо дочь Гекаты), любимая спутница Артемиды.Согласно Каллимаху, убегала от влюбленного в неё Миноса, который преследовал её 9 месяцев, веточка мирта замедлила её бег, и она бросилась в море, где были расставлены сети для ловли рыбы.Либо бросилась со скалы в расщелину.Бритомартида бросилась с утёса в море, но была выловлена рыбачьими сетями и спасена (отсюда её другое имя — Диктина, от греч. δίκτυον «рыбачья сеть»).


Родилась в Кено на Крите, или же гортинская нимфа.Изобретя сети («диктиа»), получила прозвище Диктинны и проводила время с Артемидой.Сервий называет её нимфой Диктой, которую преследовал Минос


Гармония


В древнегреческой мифологии богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты, по другой версии, дочь Зевса и Электры.Жена Кадма, мать Автонои, Агавы, Ино́, Семелы и Полидора, сестра Иасиона.



Статуя Гармонии

Воспитана плеядой Электрой.Афина и Гефест подарили ей «платье, окрашенное преступными составами» (vestis sceleribus tincta), по которому их (sic) потомки должны были быть опознаны как запятнанные преступлением, греховные.


Её свадьбу с Кадмом почтили своим присутствием (впервые) все олимпийцы. Сам Аполлон играл на кифаре, Музы — на авлосах, другие же боги славословили счастливцев речами. Гермес подарил Гармонии лиру, Афродита (или Гефест, или Афина) — ожерелье, пеплос и авлосы, Деметра (которая возлегла с Иасионом в поле) — урожай пшеницы, а Электра — священные обряды Великой Матери богов с причитающимися этим обрядам кимвалами, тимпанами и весёлой свитой. Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (позже известное как Ожерелье Гармонии), принесшее ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) несчастье.



Эвелин де Морган. Кадм и Гармония, 1877


По Нонну, свадьба состоялась либо на Самофракии, либо у озера Тритониды. В Фивах показывали развалины брачного чертога Гармонии и место на площади, где на свадьбе пели Музы, а также три статуи Афродиты, бывшие посвятительным даром Гармонии и сделанные из деревянных украшений на носу корабля Кадма.




Позднее, уже в Иллирии, когда Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено.


В древнеримской мифологии Гармонии соответствует Конкордия.


Гелиады




Блистающий Фаэтон


В древнегреческой мифологии дочери Гелиоса и Климены, сестры Фаэтона (либо их земной отец — Мероп, а небесный — Гелиос). Запрягли для Фаэтона коней, несмотря на запрет отца. После гибели брата были превращены в тополя, а их слезы превратились в янтарь.У Гигина перечислены семь Гелиад: Меропа, Гелия, Эгла, Лампетия, Феба, Этерия, Диоксиппа. У Овидия три: Фаэтуса, Лампетия, третья не названа по имени. У Гераклита-аллегориста три: Феба, Лампето, Эгла.




Санти ди Тито.Сестры Фаэтона превращаются в тополя. XVI в.


Составляли хор в трагедии Эсхила «Гелиады» .. Их упоминает Еврипид. По истолкованию, бросились в Эридан, а пришедшие люди увидели три тополя.По Диодору Гелиады — дети Гелиоса и Роды: семь сыновей — Охим, Керкаф, Тенаг, Актий, Триоп, Макарей и Кандал, и одна дочь — Электриона, жившие на острове Родос.



Гелиады, превращающиеся в тополя. Изображение на колеснице Леды


Когда Гелиады возмужали, Гелиос сообщил им, что богиня Афина будет с теми, кто первым принесет ей жертвоприношение. То же самое было объявлено жителям Аттики. Гелиады принесли жертвы, но забыли в спешке зажечь огонь, а царствовавший тогда в Афинах Кекроп совершил жертвоприношение по всем правилам — при зажженном огне, но позже братьев. Поэтому на Родосе установился особый обряд жертвоприношений, а богиня обосновалась на острове.




Héliades muées en arbres Métamorphose Lyon 1557 Bernard Salomon


Братья превосходили всех прочих людей в различных науках, особенно в астрологии, сделали много открытий в области мореплавания, а также разграничили время на часы. Тенаг был самым одаренным из них, за что был убит четырьмя своими братьями из зависти. После того, как преступление раскрылось, виновные бежали с Родоса: Макарий — на Лесбос, Кандал — на Кос, Триоп — в Карию, а Актий — в Египет, где основал город Гелиополь, который назвал в честь своего отца. Охим и Керкаф не принимали участия в убийстве, поэтому остались на Родосе


В поэме Парменида девы-Гелиады вели его от тьмы к свету, к богине Дике (Правде)


Гемера

Гемера («день») — в греческой мифологии богиня дневного света, олицетворявшая день, дочь Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака), сестра и супруга Эфира. В изложении Гигина, родилась от Хаоса и Мглы.



Hemera


Считалась спутницей Гелиоса. Похитила Кефала и родила от него Фаэтона (версия).В Олимпии её статуя как матери Мемнона(здесь она смешивается с Эос). По Гигину, мать Талассы (от Эфира)..В римском пантеоне Гемере соответствует Диес.


Гестия


В древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.Соответствует римской Весте.



Гестия не любит дел Афродиты.Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она дала обет целомудрия и жила у своего брата Зевса.Её изображение было в афинском Пританее.Названа «владеющей лавром пифийским».Её статуя у дороги в Фессалии. Её жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя). Основала город Кносс.




Sculpture from the east pediment of the Temple of Zeus in Olympia, either Hippodamia or Sterope.


Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, всё равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений.




Statue of Hestia. Margaret Clapp Library, Wellesley College, Wellesley, Massachusetts, USA.


С Гестией связана легенда о Прометее, титане, создавшем людей. Прометей выкрал огонь у Гестии (или же она сама его отдала) и передал людям, благодаря чему те стали не только физической, но и духовной копией Богов (поскольку огонь был только у Богов).




Hestia, Dione and Aphrodite, from Parthenon east pediment.


Ей посвящены XXIV и XXIX гимны Гомера и LXXXIV орфический гимн.


Гигиея


Гигиея — в греческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия и Эпионы либо Афины.





Sculpture of Aesculapius and Hygeia Wellcome Images Keywords: Hygeia; Aesculapius


По орфикам, Гигиея — супруга Асклепия.Они различают две Гигиеи, причём старшая — дочь Эрота и Пейфо.Культ Гигиеи существовал в Оропе, статуя в Мегарах. Ей посвящён LXVIII орфический гимн.





A woman feeding a snake that is wrapped around her left arm


Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигеи).




Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене.


Дорида


В древнегреческой мифологии океанида, дочь титанов Океана и Тефиды. Жена Нерея, мать пятидесяти (или ста) нереид.Сестра трёх тысяч океанид и трёх тысяч речных богов.




Дорида верхом на гиппокампусе освещает двумя факелами свадебную процессию Посейдона и Амфитриты. Скульптурная группа, конец 2 века до н. э. Мюнхен, Глиптотека


Иасо


Евринома, Гимерот, Гипподамия, Эрот, Иасо и Астерия на краснофигурной вазе, около 400 года до н. э.

Иасо («лечение») — древнегреческое божество, входит в группу божеств медицины. Дочь Асклепия и Эпионы.Её жертвенник находится в Оропе.


Илифия


Рождение Афины из головы Зевса. Илифия справа

Илифия — в античной мифологии богиня-родовспомогательница, обычно появляется как спасительная, но иногда и как враждебная сила при родах. Без её помощи роды не могут произойти. Иногда Илифия — простой атрибут Геры или Артемиды, иногда самостоятельное существо.


Согласно Гесиоду, Илифия — дочь Зевса и Геры.По критской версии, дочь Геры и родилась в Амнисе (кносской области). В Амнисе же обнаружена табличка Линейного письма с упоминанием жертвоприношения Илифии.


Гомер указал, что было несколько Илифий, их он называет дочерьми Геры. Однако Гомер и Пиндар упоминают её и в единственном числе.Она упомянута в «Одиссее» (XIX 189). В гимне Олена в честь Илифии сказано, что она старше Крона, её уподобляют богине судьбы и она была матерью Эрота.Согласно Каллимаху, хариты — дочери Илифии.



Рождение Геракла

Богиня Лето мучилась в родовых схватках несколько дней, прежде чем Илифия прибыла с Олимпа тайком от Геры(либо, по делосской версии, она прибыла из страны гипербореев на Делос помочь Лето в родах). Илифия помогла ей родить Артемиду и Аполлона (некоторые версии мифов говорят, что Аполлон родился без помощи Илифии, а новорождённая Артемида принимала роды у матери).


По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла Алкменой (также в некоторых мифах уточняется, что служанка Алкмены, присутствующая при родах, сумела обмануть Илифию, издав громкий крик радости, после чего обманутая богиня ушла, позволив герою появиться на свет




Birth of Adonis. Engraving by Bernard Picart et al. for Ovid"s Metamorphoses Book X, 476-519.


Когда беременная царевна Мирра превратилась в мирровое дерево, чтобы скрыться от своего отца после совершения с ним инцеста, Илифия из щели в коре вытащила младенца Адониса.


В сюжетах проявляется связь Илифии с Герой и Артемидой.


Продолжение следует...


скачать

Реферат на тему:

Гармония (мифология)



Эвелин де Морган. Кадм и Гармония, 1877

Статуя Гармонии

Гармония (Ἁρμονία ) - в древнегреческой мифологии богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты , по другой версии, дочь Зевса и Электры . Жена Кадма, мать Автонои, Агавы, Ино́, Семелы и Полидора, сестра Иасиона.

Воспитана плеядой Электрой . Афина и Гефест подарили ей «платье, окрашенное преступными составами» (vestis sceleribus tincta), по которому их (sic) потомки должны были быть опознаны как запятнанные преступлением, греховные .

Её свадьбу с Кадмом почтили своим присутствием (впервые) все олимпийцы. Сам Аполлон играл на кифаре, Музы - на авлосах, другие же боги славословили счастливцев речами. Гермес подарил Гармонии лиру, Афродита (или Гефест, или Афина) - ожерелье, пеплос и авлосы, Деметра (которая возлегла с Иасионом в поле) - урожай пшеницы, а Электра - священные обряды Великой Матери богов с причитающимися этим обрядам кимвалами, тимпанами и весёлой свитой. . Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (позже известное как Ожерелье Гармонии), принесшее ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) несчастье.

По Нонну, свадьба состоялась либо на Самофракии , либо у озера Тритониды . В Фивах показывали развалины брачного чертога Гармонии и место на площади, где на свадьбе пели Музы , а также три статуи Афродиты, бывшие посвятительным даром Гармонии и сделанные из деревянных украшений на носу корабля Кадма .

Позднее, уже в Иллирии, когда Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено .

В древнеримской мифологии Гармонии соответствует Конкордия.


Примечания
  1. Гесиод. Теогония 937
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V, 48-49.
  3. Нонн. Деяния Диониса III 381.
  4. С намёком на супружескую измену Афродиты Гефесту. Гигин. Мифы, 148.
  5. Подробней других знаменитую свадьбу Кадма и Гармонии описывает Диодор Сицилийский (V, 49).
  6. Нонн. Деяния Диониса III 48.
  7. Нонн. Деяния Диониса XIII 347.
  8. Павсаний. Описание Эллады IX 12, 3
  9. Павсаний. Описание Эллады IX 16, 3.
  10. Apollod. III, 5; Ovid. Met. IV, 563-602.

Литература

  • Мифы народов мира. Москва, 1991-92, том 1, с.266.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 21:02:39
Похожие рефераты:
  1. Гармония как единство противоположных начал.
  2. Миф о Гармонии.
  3. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов).
  4. Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке.
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта).
  4. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

«Моё убеждение таково,
мажорный лад побуждает к деятельности,
отправляет в широкий мир...
Минорный выражает всё невыразимое и томительное…»

И. В. Гёте

В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось бы полностью безмятежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного.

Такое понимание гармонии как единства противоположных начал заложено ещё в мифологии.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса - бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты.

В своих странствиях Кадм однажды убил змея и вошёл в пещеру, где раньше жил змей, и увидел там девушку неописуемой красоты, узницу змея. Когда Кадм и Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел в пасти убитого змея что-то золотое, ярко сверкающее, но не стал подходить ближе.
Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли Зевс с Герой, Посейдон с Амфитритой и Арес с Афродитой. Вмиг появились столы с яствами, и Зевс объявил, что в награду за подвиг он даёт Кадму в жёны Гармонию. Они зажили счастливо, но однажды, вспомнив прошлое, Кадм рассказал Гармонии о золоте, лежащем у пасти змея. Жена тотчас же пожелала его иметь и послала Кадма к пещере.
У пещеры сидела Афина под видом нимфы и предупредила, чтобы Кадм не брал золото, но тот испугался гнева жены и нашёл под костями змея золотое ожерелье невиданной красоты. (Вариант: ожерелье работы Гефеста было подарено Гармонии в день свадьбы). Когда Кадм принёс ожерелье Гармонии, та решила подарить его Семеле. Вскоре Семела погибла, сгорев в пламени своего возлюбленного Зевса. Потом ожерельем владели по очереди Агава и Автоноя, но и те скоро погибли. На старости лет Кадм и Гармония, потерявшие дочерей, покинули Фивы. «Боги карают меня за убийство змея, лучше б и мне стать змеёй» - сказал однажды Кадм и превратился в змею. Гармония бросилась к нему, обвила его тело руками и тоже стала змеёй. Впоследствии боги перенесли их на острова блаженных.

Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви - такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке - искусстве временном, движущемся - почти никогда не предстаёт в своём законченном виде. Наоборот, она достигается в развитии, борьбе, становлении.

Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый.

Слово консонанс в переводе с латинского означает согласное звучание, а диссонанс - нестройное, несогласное звучание.

Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на благозвучных сочетаниях. Диссонанс является важнейшим стимулятором развития в музыке. Одна из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что, будучи несогласованными, они как бы лишают музыку ощущения покоя, требуют движения, которое обычно связывается с необходимостью перехода диссонанса в консонанс, его разрешения.

Слушание: И. Бах. Прелюдия До мажор. ХТК, том 1, BWV 846 (два варианта исполнения)

Поэтому, не таким удивительным кажется то, что произведений, подобных Прелюдии До мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья - всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.

Слушание: Ф. Шуберт. «Серенада» (два варианта исполнения)

Вспомните «Серенаду» Ф. Шуберта, которую вы слушали недавно. В ней для передачи различных настроений композитор использовал ладовый контраст – контраст мажора и минора, передающий различные оттенки чувств героя.

В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, состоит одно из коренных свойств музыкальной гармонии.

Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о характере воздействия музыкальных ладов. Они признавали, что изменение даже одного звука лада придаёт ему совершенно иную выразительность.

Вспомним хорошо известные нам мажор и минор, основные аккорды которых отличаются друг от друга одним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания!

«Моё убеждение таково, - писал великий немецкий писатель и мыслитель И. В. Гёте, - мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает всё невыразимое и томительное».

Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта - одного из самых гармоничных композиторов. Как естественно в ней гармоническое дыхание, соотношение «света» и «тени», как органично переплетение мажора и минора в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!

Соль-минорная симфония встаёт как предвестница скорбных и страстных образов зрелого Моцарта. Резко выделяясь в кругу жизнерадостных симфоний XVIII века, она даже среди произведений Моцарта кажется необычной гостьей. Но именно потому она открывает доступ к затаённым мыслям композитора.
С самого же начала первой части вы, вероятно, ощутите в музыке чуть взволнованную, затуманенную дымкой лирики печаль. Но сразу же контраст - острая драматическая вспышка. А потом опять лёгкая грусть и опять такая же вспышка. Так на протяжении всех четырёх частей симфонии будет то восстанавливаться, то вновь разрушаться душевное равновесие, и мы почувствуем, какой огромной силы эмоциональный заряд был заложен в первой мелодии, открывавшей симфонию.
Во второй части контраст обостряется: сперва словно бы полное спокойствие, а в среднем эпизоде - почти трагическое звучание.
Далее менуэт - традиционный менуэт. Но здесь этот благонамеренный танец аристократических балов наполнен такой взволнованностью и таким драматизмом, какого никогда ещё не знала танцевальная музыка той эпохи.
И наконец финал. Он проносится как стремительный вихрь, полный контрастов - одновременно и лёгкий, словно не знающий никаких препятствий, и ещё более взволнованный, и драматичный, чем менуэт. Вся симфония - словно образ самого Моцарта, вырывающегося из тисков своего времени, устремлённого в будущее...
О красоте этой музыки говорить невозможно - вслушайтесь в неё, и вы все почувствуете сами. Моцарт изложил её так ясно и прозрачно, что не услышать её невозможно!
Моцарт неожиданно раскрыл здесь всю меру своей душевной зрелости, высказал давно накопившийся протест против всего, что сковывало его творческую волю, его ум и воображение, надежды, и сделал это с такой смелостью и прямотой, на какую не решался ни один из современных ему музыкантов. Эта драматическая исповедь вводит нас в мир глубоких душевных противоречий - поэтических взлётов и скорбных выводов, идеалистических мечтаний и бурной жажды деятельности.
Шуман сказал про эту симфонию: «Каждая нота в ней - чистое золото, каждая часть её - это клад» ...

Гармония всегда возникает из противоположностей и противоречий там, где есть любовь. Ведь гармония - подлинная душа искусства, его красота и правда.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключается смысл древнегреческого мифа о Гармонии?
  2. Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии?
  3. Подумайте, гармонично ли музыкальное произведение, звучащее исключительно в мажоре, содержащее только благозвучные аккорды. Чего в нём не хватает?
  4. В чём выражает себя гармония в Симфонии № 40 В. А. Моцарта?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Прелюдия До мажор. ХТК, т. 1, BWV 846 (2 варианта исполнения - клавесин и фортепиано), mp3;
Моцарт. Симфония № 40:
I. Allegro molto (фрагменты) :
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
I. Allegro molto (полностью), mp3;
II. Andante, mp3;
III. Menuetto Allegretto, mp3;
IV. Allegro assai, mp3;
Шуберт. Серенада (2 варианта - в исп. Дж. Ширли-Квёрка и симфонического оркестра), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Скриншот:

Мифы Древней Греции. Кадм

Когда Зевс под видом быка похитил Европу, опечалился её отец, царь Сидона, Агенор. Ничто не могло его утешить. Он призвал трёх сыновей своих – Фойникса, Киликса и Кадма – и послал их отыскивать Европу. Он запретил своим сыновьям под страхом смерти возвращаться домой без сестры. Отправились сыновья Агенора на поиски. Фойникс и Киликс скоро покинули Кадма.

Кадм один отправился дальше искать сестру. Долго странствовал он по свету, всюду расспрашивал о Европе. Разве мог он найти сестру, раз сам Зевс скрыл её от всех! Наконец, потеряв надежду найти сестру и опасаясь вернуться домой, решил Кадм навсегда остаться на чужбине. Он пошёл в священные Дельфы и вопросил там оракула стреловержца Аполлона, в какой стране поселиться ему и основать город. Так ответил Кадму оракул Аполлона:

– На уединённой поляне увидишь ты корову, которая никогда не знала ярма. Следуй за ней, и там, где ляжет она на траву, воздвигни стены города, а страну назови Беотия.

Получив такой ответ, покинул Кадм священные Дельфы. Лишь только вышел он за ворота, как увидел белоснежную корову, которая паслась, никем не охраняемая, на поляне. Кадм пошёл за ней со своими верными сидонскими слугами, славя великого Аполлона. Уже миновал он долину Кефиса, как вдруг остановилась корова, подняла голову к небу, громко замычала, посмотрела на следовавших за ней воинов и спокойно легла на зелёную траву. Полный благодарности Аполлону, опустился Кадм на колени, поцеловал землю своей новой родины и призывал благословение богов на незнакомые горы и долины. Кадм тотчас сложил из камней жертвенник, чтобы принести жертву Зевсу, но так как не было у него воды для жертвоприношения, то послал он своих верных сидонцев за водой.

Невдалеке была вековая роща, которой ещё никогда не касался топор дровосека. Среди этой рощи находился глубокий грот, весь заросший кустарником, кругом него лежали нагромождённые в беспорядке громадные камни. Из этого грота вытекал, журча меж камнями, источник с хрустально-прозрачной водой. В гроте же жил громадный змей, посвящённый богу войны Аресу. Его глаза сверкали огнём, из пасти, усаженной тройным рядом ядовитых зубов, высовывалось тройное жало, золотой гребень грозно колыхался на голове змея. Когда слуги Кадма подошли к источнику и погрузили уже сосуды в его студёную воду, выполз из грота с грозным шипением змей, извиваясь между камнями своим громадным телом. Побледнели от страха слуги Кадма, выпали у них из рук сосуды, леденящий ужас сковал их. Поднялся на хвосте змей; выше вековых деревьев леса его голова с разинутой пастью. Прежде чем кто-нибудь из сидонян мог подумать о бегстве или защите, бросился на них ужасный змей. Погибли слуги Кадма.

Кадм долго ждал возвращения слуг. Уже солнце стало склоняться к западу, длиннее стали тени на земле, а слуг всё нет. Дивится сын Агенора, куда же пропали его сидоняне, чего они медлят. Наконец, пошёл он по их следам в рощу, прикрывшись, как панцирем, львиной шкурой, опоясанный острым мечом и с копьём в руках, а ещё более надёжной защитой служило герою его мужество. Кадм вошёл в рощу и увидел там растерзанные тела своих верных слуг, на телах их лежал громадный змей. В горе и гневе воскликнул Кадм:

– О верные слуги, я буду вашим мстителем! Или я отомщу за вас, или сойду вместе с вами в мрачное царство теней!

Схватил Кадм камень величиной со скалу, и, размахнувшись, бросил его в змея. От удара этого камня опрокинулась бы крепостная башня, но невредимым остался змей – защитила его твёрдая, как сталь, чешуя, покрывавшая всё его тело. Потряс тогда своим копьём сын Агенора и, собрав всю свою силу, вонзил его в спину чудовища. От копья Кадма не защитила змея его стальная чешуя. По самое древко вонзилось копьё в тело змея. Извиваясь, схватил змей зубами копье и хотел его вырвать из раны. Напрасны были его усилия; острие копья осталось глубоко в ране, лишь древко обломил змей Ареса. От чёрного яда и ярости вздулась шея змея, пена хлынула у него из пасти, свирепое шипение разнеслось далеко по всей стране, весь воздух наполнился смрадом его дыхания. То извивается змей громадными кольцами по земле, то, бешено крутясь, высоко вздымается вверх. Он валит деревья, вырывая их с корнем, и во все стороны разбрасывает хвостом своим громадные камни. Он хочет схватить своей ядовитой пастью Кадма, но, прикрывшись, как щитом, львиной шкурой, герой отражает змея своим мечом. Грызёт змей зубами острый меч, но только тупит зубы о его сталь.

Наконец могучим ударом пронзил сын Агенора шею змея и пригвоздил его к дубу, так силен был удар могучего героя.

Согнулся столетний дуб под тяжестью тела чудовища. С изумлением глядит Кадм на сражённого им змея, дивясь его величине. Вдруг раздался неведомый голос:

– Что стоишь ты, сын Агенора, и дивишься на убитого тобой змея? Скоро и на тебя, обращённого в змея, будут дивиться люди.

Смотрит по сторонам Кадм, не знает он, откуда раздался таинственный голос. Содрогнулся герой от ужаса, услыхав такое предсказание; волосы поднялись дыбом на его голове. Чуть не лишившись сознания, стоит он перед убитым змеем. Тогда явилась Кадму любимая дочь Зевса Афина-Паллада. Она велела ему вырвать зубы змея и посеять их, как семена на вспаханном поле.

Кадм сделал, что повелела ему богиня-воительница. Едва он посеял зубы змея, как – о чудо! – из земли показались сначала острия копий; вот поднялись над пашней гребни шлемов, затем головы воинов, их плечи, закованные в панцири груди, руки со щитами, наконец вырос из зубов дракона целый отряд вооружённых воинов. Увидев нового неведомого врага, схватился за меч Кадм, но один из воинов, рождённых землёй, воскликнул:

– Не хватайся за меч! Берегись вмешиваться в междоусобный бой!

Страшная, кровавая битва началась между воинами. Они разили друг друга мечами и копьями и падали один за другим на только что породившую их землю. Их оставалось уже только пятеро. Тогда один из них по повелению Афины-Паллады бросил на землю своё оружие в знак мира. Заключили воины тесную братскую дружбу. Эти воины, рождённые землёй из зубов дракона, и были помощниками Кадма, когда он строил Кадмею – крепость семивратных Фив.

Кадм основал великий город Фивы, дал гражданам законы и устроил все государство. Боги Олимпа дали в жёны Кадму прекрасную дочь Ареса и Афродиты, Гармонию. Великолепен был свадебный пир великого основателя Фив. Все олимпийцы собрались на эту свадьбу и богато одарили новобрачных.

С тех пор Кадм стал одним из могущественнейших царей Греции. Неисчислимы были его богатства. Многочисленно и непобедимо было его войско, во главе которого стояли воины, рождённые землёй из зубов змея. Казалось бы, вечная радость и счастье должны были царить в доме сына Агенора, но не одно счастье послали ему олимпийцы. Много горя пришлось испытать ему. Его дочери, Семела и Ино, погибли на глазах у отца. Правда, после смерти они были приняты в сонм олимпийских богов, но все же потерял Кадм своих нежно любимых дочерей. Актеон, внук Кадма, сын его дочери Автонои, пал жертвой гнева Артемиды. Пришлось Кадму оплакивать и внуков своих.

На старости лет, удручённый тяжким горем, Кадм покинул семивратные Фивы. Со своей женой Гармонией долго скитался он на чужбине и пришёл, наконец, в далёкую Иллирию. С болью в сердце Кадм вспоминал все несчастия, постигшие его дом, вспомнил он свою борьбу со змеем и те слова, которые произнёс неведомый голос.

– Не был ли тот змей, – сказал Кадм, – которого поразил я своим мечом, посвящён богам? Если за его гибель карают меня так тяжко боги, лучше бы мне самому обратиться в змея.

Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуёй, ноги его срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе он простирает со слезами на глазах к Гармонии ещё сохранившиеся руки и зовёт её:

– О, приди ко мне, Гармония! Коснись меня, коснись моей руки, пока не обратился я весь в змея!

Он зовёт Гармонию, много ещё хочет сказать ей, но язык его раздваивается, и уже колеблется у него во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение. Бежит к нему Гармония:

– О, Кадм! – восклицает она. – Освободись же скорее от этого образа! О, боги, зачем не обратили вы и меня в змею!

Обвился вокруг своей верной жены обращённый в громадного змея Кадм, он лижет ей лицо своим раздвоенным жалом. С печалью гладит Гармония покрытую чешуёй спину змея. И Гармонию боги обратили в змею, и вот уже две змеи – Гармония и Кадм.

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще... Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал: