Пример заключения по результатам психологического тестирования. Пример психологического заключения Как написать психологическое заключение

В работе практического психолога очень важно уметь грамотно, точно и содержательно составить заключение по результату психологической диагностики. Заключение - своего рода мостик между сугубо профессиональными, научными представлениями и получателем этого заключения, который, скорее всего, окажется в вопросах психодиагностики и психологии вообще значительно менее компетентным, нежели психодиагност. Заключение должно быть совершенно понятным хотя бы девяти людям из десяти, которые могут его прочитать (получив доступ). Оно должно быть честным и корректным, давать пищу для размышления, исключать двоякое толкование.

Известный специалист по профессиональной диагностике А. Анастази сформулировала ряд важных принципов по отношению к заключению.

Если психодиагност работает по заказу учителя, то последний, скорее всего, предпочтет заключение с конкретными рекомендациями, что делать. Психиатрам больше нравятся заключения с объяснением основных данных, с констатацией фактов, но без рекомендаций.

Если заключение рассчитано и на специалистов, и на неспециалистов, то в начале должна даваться краткая аннотация содержательного характера, а вслед за этим приводиться более подробное описание конкретных данных.

2. В заключении обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: каков дословно был запрос, требуются ли констатации, рекомендации или и то, и другое.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно того или иного вида психологического вмешательства, программ обучения, типа лечения, выбора профессии или иного рода занятий и т.п.

4. Заключение не должно быть банальным. Оно будет эффективным, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей.

Психодиагносту важно понимать, что он получает не список черт, а своего рода мозаику (или паззл) из этих черт. Заключение должно относиться исключительно к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально - экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими, грамотными. Здесь важно не забывать про отличия . Профессионально будет указать, с какой именно нормой сравнивается испытуемый.

Составление психодиагностического заключения завершает весь процесс диагностического обследования, и на этом этапе психодиагностом анализируются и систематизируются все полученные сведения об обследуемом. Согласно Л. Ф. Бурлачуку и С. М. Морозову, заключение - это «документ о результатах тестирования, подготовленный психологом» . При написании заключения важно учитывать всю доступную информацию, включая сведения социально-демографического характера, данные психологического анамнеза, особенности поведения обследуемого в ходе выполнения заданий. Привлечение множества источников информации помогает психодиагносту составить целостный портрет обследуемого и поставить точный психологический диагноз. Следует помнить, что недооценка или игнорирование какого-либо одного источника информации может привести к постановке неверного диагноза.

Важно запомнить!

Психодиагностическое заключение - это проблемно ориентированный и логически обоснованный вывод (или выводы) об индивидуально-психологических особенностях обследуемого.

Содержательная часть психодиагностического заключения опосредована преимущественно целью обследования. Стилистические особенности текста подбираются с учетом того, кому адресовано заключение, а также с учетом ситуации, в которой обследуемый будет знакомиться с результатами обследования. Заключение может быть выполнено по запросу одной из трех групп заказчиков: 1) сам обследуемый или его родители (в случае, если проводилось обследование ребенка); 2) руководитель организации, школьный психолог или социальный педагог; 3) специалист-психолог или специалист смежной профессиональной области (психолого-педагогическая комиссия, психиатр и др.). В первой ситуации - когда заказчиком является сам обследуемый или его родители - целесообразно включить в текст заключения более развернутые сведения об обследуемом. Описание можно начать с характеристик наиболее развитых показателей психической организации, при этом раскрывать скрытые, потенциальные возможности. Информацию, полученную в ходе диагностических процедур, необходимо в доступной форме донести до заказчика. Во второй ситуации - когда запрос идет от руководителей или администрации - диагност опирается на четко обозначенный запрос и в заключении дает описание полученных данных, не выходя за рамки цели обследования, а также не забывая о потенциальных возможностях обследуемого человека или группы. В случае, если запрос на проведение диагностического обследования поступил от школьного педагога, то целесообразнее в рекомендациях подробно изложить конкретные мероприятия, понятные и доступные для учителя. В ситуации, когда заключение адресовано специалистам смежных областей или коллегам, оправданным будет использование профессиональной терминологии и оперирование количественными показателями, иллюстрирующими содержательные интерпретации. При написании заключения представителям других профессиональных групп, например, психиатрам, клиническим психологам, предпочтительнее делать акцент на выявленные факты и объяснение результатов, но без рекомендаций.

Ключевые принципы, которыми необходимо руководствоваться при написании заключения, - это, прежде всего, безоценочность и объективность при описании и анализе диагностических данных. Психодиагност, приступая к написанию психологического заключения, должен честно и беспристрастно оценить выявленные психологические особенности и соотнести их с характеристиками жизненной ситуации обследуемого.

Известный американский психолог и психодиагност А. Анастази обозначила ряд существенных принципов написания психодиагностического заключения .

  • 1. Содержательные и стилистические особенности текста заключения во многом зависят от теоретических взглядов, которых придерживается психодиагност. Общепризнанной формы психодиагностического заключения не существует. Основное требование - это соответствие диагностического заключения потребностям, запросу и подготовленности клиента.
  • 2. Психодиагностическое заключение обязательно должно включать цель обследования и информацию о том, от кого поступил запрос на проведение обследования.
  • 3. Психодиагностическое заключение должно быть продуманным. Заключение становится полезным и действенным, если диагност сумеет отразить индивидуальные характеристики обследуемого лица. «Психодиагносту важно понимать, что он получает не список черт, а своего рода мозаику (или пазл) из этих черт. Заключение должно относиться исключительно к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого» .
  • 4. Содержательная часть заключения включает в себя анализ, интерпретацию полученных результатов.
  • 5. «Описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими, грамотными. Здесь важно не забывать про отличия критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования. Профессионально будет указать, с какой именно нормой сравнивается испытуемый».
  • 6. Как правило, рекомендации по результатам обследования ориентируются на конкретные действия, это могут быть прохождение тренинга, организация режима дня, указание на определенный вид психологической помощи, предложения по выбору профессионального и образовательного маршрута.

Вопрос для размышления

Какими этическими принципами вы будете руководствоваться, составляя психологическое заключение?

Как уже было сказано ранее, единой, стандартной схемы психодиагностического заключения не существует. Условно в структуре заключения можно выделить несколько основных блоков. Некоторые из приведенных ниже информационных блоков в зависимости от особенностей диагностической ситуации, характера запроса или специфики проведенной работы могут отсутствовать в итоговом, представляемом клиенту варианте психодиагностического заключения.

Примерная структура психодиагностического заключения

Психодиагностическое заключение..............................................................................................

Цель............................................................................................................................................................

Краткие анамнестические сведения.............................................................................................

Описание условий проведения обследования..........................................................................

Комплекс использованных методик

Для диагностики были использованы следующие методики:

  • 1.......................................................
  • 2.......................................................
  • 3.......................................................

Интерпретация результатов

Дата и подпись психолога

Итак, первый блок представляет собой заголовок и содержит обозначение того вида работ, по результатам которых составляется данный отчет, а также информацию о клиенте: фамилию, имя и отчество клиента, его пол, возраст на момент обследования, образование. Персональные данные при-

водятся с соблюдением основных этических принципов и норм, регламентирующих работу психолога, т.е. либо в закодированном виде, либо полностью (но при этом оговаривается круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в заключении).

Второй блок может содержать информацию о мотивах обращения к психологу, жалобах клиента или представляющих его лиц, а также формулировку цели диагностического обследования. Формулирование цели диагностического обследования помогает систематизировать, логически выстроить информацию, полученную в ходе работы.

Важно запомнить!

Цель диагностического обследования формулируется на основе запроса обследуемого.

комплекса, позволяют выити на уровень постановки этиологического диагноза, дать более глубокую интерпретацию полученных в ходе диагностического обследования данных.

Важно запомнить!

Сведения психологического анамнеза могут быть включены в заключение но психодиагностическому обследованию как абсолютно равноценные данным, полученным по диагностическим методикам.

Информация об условиях, в которых проводилось диагностическое обследование, психическое и физическое состояние обследуемого могут оказаться важными факторами, влияющими на качество полученных данных. Условно мы можем разделить условия проведения диагностического обследования на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся: дата проведения обследования; время суток; освещенность и температура помещения; звуковой фон; другие особенности экспериментальной среды. Также следует учитывать характер обследования: он может быть групповой или индивидуальный. В описании внутренних условий отражаются данные о соматическом состоянии, поведении обследуемого в процессе тестирования, его отношение к процессу и результатам обследования: готовность к сотрудничеству; заинтересованность; активность; спокойствие, или напротив: замкнутость; молчаливость; вялость; пассивность. Описание этих условий помогает диагносту оценить мотивационную включенность обследуемого лица, а также позволяет проверить достоверность полученных в диагностическом обследовании данных.

Согласно П. В. Яньшину, квалификация отношения к обследованию может реализовываться при помощи следующих терминов: «адекватное», «неадекватное» и «формальное» отношение .

К признакам адекватного отношения к обследованию П. В. Янынин относит: сформированность мотива экспертизы; отсутствие признаков установочного поведения; отсутствие признаков психической патологии; мешающих формированию мотива экспертизы .

Признаками неадекватного отношения к обследованию являются: несформированность мотива экспертизы; наличие симуляции; аггравации или диссимуляции в поведении обследуемого лица, а также признаки психопатологии, препятствующие формированию мотива экспертизы.

Формальное отношение к обследованию наблюдается в ситуации внешнего принуждения к обследованию.

Контакт с обследуемым может носить «свободный», «затрудненный», «нарушенный» или «формальный» характер (П. В. Янынин) . Характер контакта с обследуемым также позволяет определить надежность и валидность психологического диагноза.

«Свободный» контакт отличает легкость установления и поддержания контакта на протяжении всего обследования, адекватность реакций обследуемого.

Формулировка «затрудненный контакт» используется в том случае, если сложности в процессе установления и поддержания контакта обусловлены рядом непсихологических причин (например, нарушением слуха).

«Формальный» контакт чаще всего наблюдается в ситуации вынужденного диагностического обследования. В этом случае инициатива клиента по установлению и поддержанию контакта минимальна, так же, как и самораскрытие в процессе коммуникации.

«Контакт нарушен»: такая формулировка используется, если клиент демонстрирует отсутствие желания устанавливать контакт. Усилия со стороны психолога по установлению и поддержанию продуктивного контакта не приносят успеха.

Достоверные и пригодные к интерпретации результаты можно получить только в оптимально подходящих условиях, которые настраивают на продуктивную и вдумчивую работу.

Четвертый блок психологического заключения содержит информацию о методиках, используемых в ходе диагностического обследования. В зависимости от особенностей целевой аудитории блок с описанием диагностических методик может быть представлен сжато (название методик, используемая в работе форма методики) или более подробно (с приведением количественных результатов по основным показателям). Подробное описание методик необходимо, прежде всего, для обеспечения возможности перепроверки данных обследования, например, в ситуации дополнительной экспертизы или оценки динамики развития. При сообщении результатов обследования специалисту возможно указание конкретных цифровых показателей, а также средних оценок с приведением краткой интерпретации. В этом случае подробная информация о диагностических методиках и их значениях логически оправдана. Однако следует помнить, что описание процедуры сбора данных и подробности обработки результатов излишне перегружают диагностическое заключение. Заполненные бланки обследования и протоколы с обработкой могут быть прикреплены к заключению отдельным листом или приложением. Методики, использованные в работе, могут также упоминаться и в тексте психодиагностического заключения.

Важно запомнить!

Бланк обследования - специальная форма фиксации результатов психодиагностического обследования, предназначенная как для учета результатов по отдельным методикам, гак и для фиксации данных тематических обследований с помощью комплекса методов .

Содержательный аспект выявленных психических особенностей и его объяснение с психологической точки зрения, представлены в пятом блоке, самом объемном и значимом с точки зрения приведенной в нем информации. Интерпретация результатов диагностического обследования представляет собой сложный познавательный процесс, с помощью которого психодиагност делает заключение об индивидуально-психологических особенностях обследуемого лица на основании качественных и количественных данных, полученных в ходе обследования (Й. Шванцара). При интерпретации полученных данных следует учесть все психологические знания о факторах личности и способах их взаимодействия при формировании реального поведения. В заключении, на основании порой формальных показателей необходимо отразить индивидуальное своеобразие обследуемого. А. Анастази рекомендует для решения данной задачи обращать внимание прежде всего на наиболее и наименее развитые психические функции. Для этого нужно учитывать возрастную динамику изменения отдельных психических свойств, а также свойств личности, возрастные и внутригрупповые нормы, особенности ситуации обследования и влияние личности психодиагноста. В случае выявления различного рода отклонений (дефицита, отставаний) в заключении указываются сохранные функции или возможные компенсаторные механизмы личности. Кроме этого, использование качественных данных, например, результатов наблюдения за поведением обследуемого лица (особенно если обследование носило индивидуальный характер), стилем выполнения отдельных заданий и т.п., обогатит содержательную интерпретацию.

Интерпретация результатов психодиагностического обследования проводится с учетом теоретических положений, лежащих в основе используемых методик, основных теоретических и методологических положений психологической науки и психодиагностики, а также этических принципов, регламентирующих деятельность психолога. Термины, которые диагност использует в заключении, должны быть объяснены с позиции психологических теорий. Подобное уточнение позволяет понять, с какой методологической позиции ведется интерпретация.

Важно запомнить!

Интерпретация результатов, представляемая в психодиагностическом заключении, должна быть целостной, комплексной, логически последовательной и стилистически грамотной.

При интерпретации данных психодиагностического обследования психолог опирается на представления о множественной детерминации психических явлений и вариативности каждого полученного результата. Точность и адекватность интерпретации зависят от способности психолога учитывать возможные связи между диагностическими данными, их ситуационной обусловленностью и возможным их личностным значением. Другой важный аспект, который необходимо учитывать при интерпретации данных и отразить в психодиагностическом заключении, состоит в том, имеют ли выявленные психологические особенности (нарушения) ситуа-

тивный, актуальный характер или относятся к относительно стабильным особенностям личности, поведения, интеллекта обследуемого.

В процессе изложения материала необходимо «держать в фокусе внимания» цель диагностического обследования, что, по нашему мнению, помогает выполнить задачу целостного описания индивидуально-психологических особенностей личности. Сведения, получаемые с помощью разных методик, могут либо иметь зону пересечения (например, некоторые шкалы опросника МИС («Методика исследования самоотношения») С. Р. Пантелеева и уровень эгоцентризма, оцениваемый с помощью методики ТЭА («Тест эгоцентрических ассоциаций») Т. И. Пашуковой), либо дополнять друг друга. Таким образом, соединяя, сопоставляя, интегрируя данные, полученные с помощью разных методик, необходимо стремиться создать целостное представление о личности обследуемого лица. Лучше избегать дилетантского подхода к выполнению данной работы, заключающегося в последовательном описании результатов, полученных отдельно по каждой шкале методики, используемой в психодиагностическом обследовании. Так, например, при составлении личностного профиля по результатам методики 16PF Р. Б. Кеттелла следует как можно более комплексно и логично описывать личность испытуемого; отдельные личностные качества объединять в смысловые блоки (например, коммуникативные или эмоциональные свойства); использовать выражения типа: «Для испытуемого характерно...»; «Скорее всего, испытуемый эмоционально устойчив...». Для облегчения проверки правильности заключения на черновике, с правой стороны текста на полях, можно указывать фактор и его количественное значение, которые послужили основанием для тех или иных выводов.

Если в полученных данных есть расхождения и противоречия, нужно внимательно проанализировать эти факты и предложить их объяснение. Подобного рода расхождения могут быть вызваны особенностями применяемых методик и подходами к измерению тех или иных психических явлений. Так, например, но названию шкалы разных методик могут быть похожи, однако теоретические основы разработки этих методик могут быть различны. Внешние и внутренние условия проведения методик, возможные неточности измерения, ограничения отдельных методов получения информации также следует рассмотреть в качестве возможных гипотез, объясняющих расхождения в результатах.

Вопрос для размышления

Как вы считаете, каким образом должны сообщаться результаты диагностического обследования с потенциально травматичной информацией (например, низкий уровень интеллекта или неблагополучие в семейных взаимоотношениях)? мулируется с учетом цели диагностического обследования. Кроме этого, в нем не должна содержаться новая, отсутствующая в основной части диагностического заключения информация.

Прогноз намечает возможный путь развития интересующей психолога характеристики. По мнению ряда специалистов, например, Н. Семаго и М. Семаго, решая задачу прогноза, необходимо учитывать социальные условия жизни клиента, а также его ресурсные, компенсаторные возможности. При этом чем меньше возраст обследуемого лица, тем благоприятнее прогноз его развития .

Итогом психодиагностического заключения являются рекомендации. По сути рекомендации представляют собой выход на необходимые действия, которые будут способствовать оптимизации жизни и деятельности обследуемого лица. Обычно рекомендации состоят из краткого описания мероприятий, находящихся в компетенции практического психолога. В случае необходимости психолог может рекомендовать пройти обследование у другого специалиста (например, психиатра, дефектолога). В ситуации диагностики школьной готовности рекомендации могут содержать направления развивающих и коррекционных занятий для школьного психолога, программу индивидуальных занятий с ребенком для родителей. Рекомендации для учителя могут отражать содержание индивидуального подхода к конкретному ученику.

Общие направления рекомендаций, которые могут быть даны обследуемому лицу психодиагностом, определяются многими факторами. Важнейшие из них - это запрос и жалобы обследуемого, а также психологическая проблема и общие психологические особенности, выявившиеся в результате психодиагностического обследования. Рекомендации должны носить профессиональный характер. Уместность рекомендации зависит от мотивации человека, от его заинтересованности в результатах обследования и стремления к самоизменению.

Благодаря рекомендациям, писал Л. С. Выготский, вносится элемент практики в диагностическую деятельность, сам психодиагностический процесс приобретает смысл, что позволяет сделать вывод о том, что поставленная психодиагностическая задача решена.

После того, как будут приведены рекомендации, психодиагност ставит на документе свою личную подпись с расшифровкой фамилии. Также необходимо указать дату составления заключения. Личная подпись психолога - непосредственное выражение ответственности за правильность диагноза и рекомендаций.

Подводя итог, отметим, что уровень и качество диагностической работы существенным образом зависит от опыта работы психолога. Это касается и технологии проведения обследования в целом, и установления контакта с испытуемым, и подбора психодиагностических методик, но особенно опыт работы проявляется при интерпретации полученных данных и написания психодиагностического заключения. Заключение - это итог психодиагностического обследования. Составление заключения требует от психолога профессиональной компетентности, психологической культуры, соблюдения этических норм и правил. В настоящем разделе представлена лишь общая схема, реализуя которую психодиагност со временем приобретает то бесценное качество, которое называется профессионализмом.

  • БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер,2007. С. 155. См.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.,1999.
  • Семаго II. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.Дошкольный и младший школьный возраст. С. 353.

Отчет о результатах психологического обследования Ивановой И. А. (25 лет)

Особенности мышления. Уровень развития логического мышления выше среднего по попу-ляционной выборке. Мышление интуитивное, творческое. Живость мышления, быстрота переключения с одного объекта на другой.

Личностные особенности. Идеализм и перфекционизм (стремление делать все, за что берется, максимально хорошо, работать над собой, развиваться). Высокая активность, мужественность в поступках, стремление во всем полагаться на себя, брать на себя ответственность. Некоторая неуверенность успешно компенсируется принятием на себя типично мужской роли (защитника, напористого, сильного человека и т. д.). Испытуемой свойственны совестливость, повышенная требовательность к себе. Важной личностной чертой испытуемой является направленность на людей - стремление быть принятой, ценимой коллективом. Большое значение она придает неформальным отношениям в группе.

Эмоциональный фон. Оптимистичный настрой. Яркость и сила эмоциональных проявлений полярно меняются. Артистичность. Яркость проявления чувств. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий.

Мотивационная направленность. мотивация профессиональных достижений превалирует над мотивацией избегания неуспеха. Испытуемая стремится максимально реализовать все то, на что способна, проявить свои способности в деле, значимо влиять на происходящие события. Велико стремление к сопричастности коллективу, желание признания, расположения к себе других, потребность в гармоничных межличностных отношениях при сохранении собственной индивидуальности. мотивация направлена в большей степени на реализацию сиюминутных потребностей, не выражена склонность заглядывать далеко вперед.

Стиль общения. Общительность, непосредственность и раскрепощенность, стремление расширить круг знакомств. Независима в отстаивании своего мнения, но в случае необходимости проявляет гибкость в построении отношений с людьми. Стремится подчеркнуть свое миролюбие, старается найти со всеми общий язык, разрешить возникающие конфликты. Неприязнь со стороны окружающих в глубине души тяжело переживает, однако внешне этого стремится не проявлять.

Реакция на стресс. Некоторая беспечность. Активное отстаивание своей позиции. Возможны вегетативные реакции (головные, желудочные боли, сердцебиение и т. д.).

Деловые качества. Высокая активность, инициативность в деловой сфере. Способна работать в быстром темпе, при повышенных нагрузках. Не терпит рутинную работу, стремится к разнообразию, динамике, новым задачам в работе, хорошо ориентируется в неожиданных и внештатных ситуациях, с готовностью берется за решение новых, нестандартных задач.

У испытуемой достаточно развит навык планирования текущей деятельности, понимание того, какие шаги нужно предпринять для решения конкретной задачи. Однако навык стратегического планирования, постановки дальних целей развит недостаточно, дальние цели неконкретны. При принятии решений испытуемая во многом полагается на интуицию, удачу. Она не склонна анализировать причины, по которым «повезло», принимает это как должное. Не боится принимать решения в рамках своей компетенции, даже сложные и ответственные, однако в ряде случаев склонна действовать методом «проб и ошибок».

Испытуемой свойственна повышенная ответственность, стремление выполнить работу во что бы то ни стало. Остро чувствует свою вину, если что-либо не удается.

Высокая социальная компетентность. Испытуемая нацелена на конструктивное сотрудничество, старается найти общий язык с коллегами и окружающими, поддерживать ровные, доброжелательные отношения. Успешна в разрешении конфликтов.

Управленческий потенциал. Средний. Испытуемая больше направлена на самореализацию, движение вперед в команде, чем на собственно доминирование, руководящий пост. Недостаточно развит навык делегирования полномочий, старается делать весь необходимый объем работ самостоятельно, а не распределять его среди своих подчиненных.

Обучаемость, потенциал развития. Выше среднего.

Сильные стороны. Уровень развитости логического мышления выше среднего, живость мышления. Высокая активность, инициативность, умение работать в высоком темпе. Стремление к самореализации. Повышенная требовательность к себе. Оптимизм. Высокая мотивация профессиональных достижений. Ориентация на работу в команде, гибкость при построении отношений с людьми. Ответственность.

Относительно формы диагностического заключения, представляющего в прагма­тическом отношении обзорную запись о проведенном обследовании для включения ее в дело нуждающегося в психологической помощи человека, высказываются два противоположных мнения. Некото­рые исследователи полагают, что она не может быть единой, как не может быть стандартным и само обследование. Другие авторы считают целесообразным для регулярно требуемых заключе­ний использовать стандартные бланки для записи основных резуль­татов обследования и резюмирования данных в доступном для адресата виде, а также предлагают разработать список основных понятий, применяемых в заключение.

Диагностическое заключение, не повторяя (даже сжато) прото­кол обследования, является чаще всего ответом на вопрос, постав­ленный перед практическим психологом другим специалистом (пе­дагогом, дефектологом, врачом и т. п.) или обследуемым. По мнению психологов-практиков, заключение должно отражать ос­новные качественные характеристики психики обследуемого, по­лученные на базе обобщения полученных данных, строиться по принципу от внешнего к внутреннему, иметь причинный характер.

Опираясь на результаты проведенного анализа, в структуре диагностического заключения целесообразно выделять три блока:

1) соответствующий феноменологическому уровню объ­екта психодиагностики;

2) отражающий его уровень причинных оснований;

Первый блок включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования. Доста­точно полная характеристика этого блока дана в образце диагности­ческой карты в коллективной монографии «Семья в психологиче­ской консультации», в которой, в частности, указываются для заполнения следующие пункты: краткое содержание жалобы (что и когда случилось, с кем), общее впечатление о клиенте, субъектив­ный локус жалобы (на кого жалуется клиент), объективный локус жалобы (на что жалуется), проблема (суть затруднения: «хочу то-то, но не могу» и т. п.), самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений), запрос (какой помощи ждет), эмоционально-ценно­стное отношение к лицу, фиксируемому в субъективном локусе жалобы, отношение к консультации и консультанту.

Во втором блоке фиксируются данные об отдельных сферах личности (например, интеллектуальной) или дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения (гипотезы). Помимо результатов обследования в заключение предлагается указывать его причины и применяемые методики .

Третий блок содержит мероприятия, которые находятся в компетенции практического психолога. Как справедливо отмечается в одной из работ, «...психолог, какими бы данными он не располагал, не вправе ставить медицинский диагноз или делать вывод вместо дефектолога».

Считается целе­сообразным различать психодиагностическое заключение как компетентное резюме, составленное на языке современной психо­логической науки для специалистов в области психодиагностики, и сообщение об обследуемом как документ, предназначенный для заявителя, не имеющего, как правило, психологического образова­ния, и включающий, наряду с психологической, другие части, например, медицинскую, биологическую, социальную.

Цель: ознакомиться с понятием диагностического заключения, рассмотреть различные формы заключения, сформулировать общие правила его написания.

Основные понятия: психологический диагноз, заключение психодиагностическое, этические нормы диагностики.

Задание для самоподготовки

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме, раскрыть следующие вопросы:

Психодиагностическое заключение: форма и содержание;

1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста-клинициста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например, учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключениях, рассчитанных как на специалистов, так и на людей несведущих, должна даваться краткая аннотация содержательного характера, а вслед за этим приводиться более подробное описание конкретных данных.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.

4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. То есть заключение должно относиться только к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. В заключении необходимо отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной оценке или на нормативно- ориентированной, обязательно указав, с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Факторы, которые необходимо учитывать при написании психодиагностического заключения:

При проведении тестирования психологу необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов: напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых. Поэтому необходимо использовать коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с тестируемым. Проводящий обследование, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как "свой парень", а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя "над обследуемым" или проявлять излишнюю настойчивость.

2. Ознакомиться с образцами различных форм психодиагностического заключения:

карта индивидуального психологического развития ребенка (5, с. 149, таблица 4);

карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу и младших школьников (5, с. 262, таблица 13);

карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника (5, с. 402, таблица 24);

индивидуальная карта уровня развития ребенка (см. приложение);

заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования: форма 2 (см. приложение);

3. Сформулировать (письменно) общие правила написания психодиагностического заключения:

Главное правило - заключение должно соответствовать интересам заказчика и уровню его подготовки. Различия относятся к представителям разных профессий. Если заключение пишется для учителя - они любят конкретные рекомендации. Врачи - конкретные данные не приемлют, требуют описания и объяснения данных.

В заключении должно содержаться: краткая аннотация содержательного характера. Что именно диагностировалось? Заключение начать с описания тех характеристик, которые являются отличительными и наиболее выраженными для данного индивида (черты заметно выше или заметно ниже по сравнению с типичными). Заключение эффективно, если оно применимо к конкретному индии виду, который диагностируется. Не надо составлять заключение, которое можно отнести к большинству, состоящее из общих стереотипных утверждений.

Основное - интерпретация и выводы. В заключение результатов в виде цифр или количества баллов не должно быть. Они могут прилагаться отдельно. Заключение нужно спланировать. Если данные содержат противоречия, их нужно отметить и по-возможности объяснить в заключении. Описание должно быть четким, понятным, рассчитанным на уровень того, для кого составляется.

А. Анастази - заключение должно сообщать, а не сбивать с толку, нельзя поучать того, кому предназначено, подавлять своими знаниями.

Не существует стандартной формы написания заключения. Оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога.

При составлении заключения следует избегать специальной терминологии и необходимо помнить о том, что оно должно

Соответствовать потребностям, интересам, уровням квалификации заказчика;

Отражать отличительные свойства обследуемого, то есть показатели, заметно "высокие" или "низкие", а не близкие к средним;

Быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (должно содержать рекомендации);

Быть составлено в соответствии с этическими нормами диагностики.