Фортепианное творчество. С.В

Приветствую участников содружества "Искусство звука"!

С.В. Рахманинов - мой самый любимый композитор. Объяснить, почему это так, непросто. Вышло так, что с детства его музыка вызывает в душе что-то такое, необъяснимое, что-то такое, что заставляет сердце биться в унисон с его музыкой. И еще… музыка С.В. Рахманинова для меня ассоциируется с Россией, с ее природой, с русским народом. Мне кажется, что нет другого композитора, музыка которого так связана с Россией. Да, все мы знаем, что композитор часть жизни провел не в России, это так. Но, его музыка, его сочинения, написанные в то время, когда он жил в России, и тогда когда он ее покинул, остаются привязанными к России, в них тот же лейтмотив.
В своем блоге я уже написал немало постов о музыке, но так вышло, что ни разу не обращался к творчеству моего самого любимого композитора. Сейчас, когда организовалось сообщество людей, преданных музыке, постараюсь восполнить этот пробел, и свой первый пост посвящаю С.В. Рахманинову.
Намеренно в заголовке поста не указал, о каких именно прелюдиях С.В. Рахманинова идет речь, ведь их у него намного больше. Уверен, что большинство из вас догадалось о каких именно прелюдиях идет речь. Одна из них, вообще, как говорят, находится вне конкуренции, это прелюдия До диез минор соч. 3 №2.


Вторая прелюдия, о которой хочу написать - Прелюдия соль минор соч.23 №5.


На каждой парте лежат карточки с заданиями и оценочный лист.

Выберете карточку под номером 1.

ЗАДАНИЕ:

1Внимательно посмотреть презентацию «Угадай оркестр».

2Определить по инструментам названия оркестра.

3Записать в карточку названия оркестров.

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

«Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное.Однажды прелюдия просто пришла и я занисал ее.Она подступила с такой силой,что я не смог бы отделаться от нее.если бы даже попытался.Она должна была быть-и она стала.»-так писал Сергей Рахманинов о своем сочинении,которое звестно во асем мире,как «Прелюдия до диез минор»юОна стала любима и популярна в разных странах.

Это удивительная пьеса1Эвучит она меньше трех минут,а сыграть ее может только очень хороший пианист.Однако главная интонация запоминается каждым.В ней всего три звука:ля,соль диез,до диез.Сейчас я спою вам эти звуки,вы послушаете и повторите вместе со мной.

А теперь вслушайтесь в них.О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?(игра на инструменте.)

Ему противостоит другая интонация(исполнение на инструменте.

А тетеперь давайте послушаем это произведениеи узнаем,как звучит эта музыка.(Слушание)

ІІ. Выполните следующие задания:

Задание 2

На каждой парте лежит карточка с заданиямиюВыполните их вместе с товарищем по парте.

Находим карточку под номером 2

1Сколько действующих лиц в этой пьесе?

2Это размышление одного человека или диалог двух людейю

3Выбери.как звучит музыка (угрожающе,трепетно,торжествующе)

4Какие чувства охватывают тебя при прослушивании этой музыки(радость,гнев,боль,надежда,порыв,отчаяние

«Сочинил эту пьесу композитор в!9 лет.Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С.Рахманинова.Эту музыку называют «маленькой трагедией», Схваткой человека с судьбой».

ПРЕЛЮДИЯ-это музыкальная пьеса,предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие.

«Слушатель был взволнован.возбужден и успокоен Теперь он готов к восприятию следующего произведения»-в этос Рахманинов видел назначение своей Прелюдии.

Давайте послушаем Прелюдию еще раз и определим.сколько в ней частей(поднятие руки при смене мелодии)

Задание 3

А теперь возьмите карточку с номером У3 и заполните ее вместе с товарищем.

1Сколько частей в Прелюдии.

2Выбери название инструмента звучание которого напоминают мерные аккорды звучащие в разных регистрах(скрипка,барабан,труба.колокола)

3Каким бы инструментам симфонического оркестра ты доверил исполнить

1часть,

2часть

(Максимальное количество баллов 14)

Цель: Приобретение вокально-хоровых навыков.

ІІ. Обсудите результаты работы.

(Максимальное количество баллов 19 баллов).

І. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

ІІ. Домашнее задание.

  1. В рабочей тетради по Музыке выполнить заданииие на 21 страничке.

Надеюсь, что за время моего пребывания в Соединённых Штатах Америки окончательно прояснится следующее обстоятельство: помимо сочинённой мною Прелюдии cis-moll, у меня есть и другие веские причины претендовать на моё положение в музыкальном мире.

На родине для меня это сочинение стало уже пройденным этапом, оно было для меня в действительности далёким воспоминанием о юности, пока несколько лет тому назад я не поехал в Англию. К своему удивлению, я узнал там, что все молодые пианисты играют её.

Получив же после этого приглашение посетить Соединённые Штаты, я послал запрос, достаточно ли хорошо меня знают в этой стране, чтобы можно было рассчитывать на интерес публики к моим выступлениям. Вскоре меня известили, что в США каждый музыкант знает меня как автора Прелюдии cis-moll.

При данных обстоятельствах, как мне кажется, я должен быть благодарен тому, что мною создана эта Прелюдия. Однако я не уверен, не обернулась ли для меня удачей моя оплошность, которая заключается в том, что я не сохранил за собой международного авторского права на это сочинение.

Если бы я его сохранил, то приобрёл бы от этого богатство, а также известность. Но, с другой стороны, я мог бы не достичь ни того, ни другого. Ведь, узнав о большом успехе этого маленького произведения, я написал цикл из десяти прелюдий op. 23 и принял меры предосторожности, чтобы обеспечить авторское право у одного издателя в Германии.

Нахожу, что музыка этих прелюдий значительно лучше моей первой Прелюдии, но публика не склонна разделять моё мнение. Не берусь утверждать, моё ли мнение ошибочно, или наличие этого авторского права губительно повлияло на их популярность. Поэтому для меня навсегда останется открытым вопрос о том, что является причиной популярности моего раннего сочинения: то ли присущие ему достоинства, то ли отсутствие на него авторского права.

Попросив меня обсудить моё собственное произведение в связи с его различными толкованиями, журнал «The Delineator» поставил меня в положение иконоборца.

С момента моего пребывания в США я обнаружил немало ходячих представлений относительно этой Прелюдии и её создания. Пользуюсь случаем также для того, чтобы рассказать о ней истинную правду.

Мне было 18 лет, когда я окончил Московскую консерваторию. Музыка не доходная профессия, даже для тех, кто достиг известности, а для начинающего обычно безнадёжная. Через год я оказался без денег. Мне нужны были деньги, я написал эту Прелюдию и продал её издателю за предложенную им сумму.

Одним словом, я получил за неё сорок рублей - это около двадцати долларов на ваши деньги. Согласитесь - вознаграждение весьма скудное, если принять во внимание сумму, вырученную за неё издателями. Но в этом случае закон компенсации сработал хорошо, и у меня нет причин быть недовольным.

По моём приезде сюда меня часто спрашивали, что я представлял себе, сочиняя эту музыку; другими словами, что было источником моего вдохновения. Помимо настоятельной необходимости заработать деньги, меня вдохновляло только желание создать что-то прекрасное и художественное.


Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и её нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки. Комментаторы приписывали прелюдиям Шопена всевозможные фантастические значения. Одну из них даже назвали «Дождевые капли». Можно напомнить рассказ Жорж Санд, как рассердился Шопен, когда она обратила его внимание на приписываемую его гармонии звукоподражательность.

Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но её первичная функция - доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы.

Это и было целью, к которой стремился Бах в своём удивительном цикле прелюдий, являющихся источником бесконечного наслаждения для музыкально развитого слушателя. Их несравненная красота будет утрачена, если мы попытаемся искать в них отражения настроений композитора.

Если мы нуждаемся в психологизации прелюдии, то следует понять, что функция прелюдии не в изображении настроения, а в подготовке его. Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, или выполняющей функцию введения в какое-либо действие, что и отражено в её названии. Форма зародилась и может быть использована для музыки, имеющей независимое значение. Но поскольку музыкальной пьесе дано название, надо чтобы произведение до некоторой степени оправдывало его значение.

В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе. Мотив из трёх звуков затем проходит на протяжении 12 тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей.

Сущность главной темы - это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизованная мелодия; её функция - рассеять мрак. Но если разработку её продолжить, то возникнет монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть.

Смена настроения резкая, и на протяжении 29 тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение.

Слушатель был взволнован, возбуждён и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила своё назначение.

Если ученик должен сосредоточиться для работы над этой пьесой, пусть он запомнит всё, что я только что сказал. Затем заставьте его тщательно изучить структуру сочинения. Разделы его очень просты […]

Первое техническое указание: надо определить правильный темп первой темы и затем строго придерживаться его на протяжении всей первой части. Общая ошибка - это играть её слишком громко. Допускаю, что есть большое искушение - прогреметь её. Но кульминация не должна звучать вначале. Я отметил три первых звука FF. В дальнейшем вы найдёте несколько отметок FFF. Поэтому берегите ваши силы.


Аккорды с мелодией в верхнем голосе нужно брать легко, лаская клавиши, и пианисту необходимо стараться, чтобы верхний голос в аккордах правой руки пел. Следует избегать тенденции брать аккорды неравномерно или арпеджированно, теряя ровность движения.

Трудность первой части состоит в том, чтобы сохранить равномерность движения. Три ноты первой темы надо ударять не слишком громко, но с достаточной силой, чтобы все они были слышны. В части Agitato в правой руке важно выделять верхний звук триолей. Вот почему это движение я пометил бы Allegro con fuoco. Пианист должен согласовать темп со своими техническими возможностями. Чтобы выделить мелодию, не надо играть быстрее, чем исполнитель в состоянии это сделать.

Повторение первой части в удвоенных октавах требует от пианиста напряжения всех сил. Ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость. Будет безопаснее исполнять это место втрое медленнее, чем в начале, и прежде всего следите за равномерностью decrescendo. Я к нему прибегаю, начиная с 6-го такта этой части. Особенно заметьте, что мелодия в коде сосредоточена в средних голосах аккордов правой и левой рук. Эти звуки необходимо слегка акцентировать. Остерегайтесь соблазна арпеджировать заключительные аккорды.

Жанр: фортепианная миниатюра, ор. 32, № 12 (в полном цикле прелюдий - № 23).

Время создания: лето 1910 года.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия. В сохранившемся автографеимеется дата: «23 августа 1910 г. Ивановка».

Относительно именно этой пьесы известно любопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим егопроизведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G - dur ( ) и gis - moll (данная пьеса – А. М .), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2

Не сохранилось (до нас не дошло или вовсе не было) никакого авторского комментария по поводу содержания этой пьесы – высказываний, аналогичных тем, что широко известны относительно другой, самой популярной, прелюдии - № 1 до диез минор (см. в Коллекции). Тем не менее, едва ли можно ошибиться в том, что именно выразил в этой пьесе композитор: это, несомненно, зимние русские просторы, по которым мчатся сани со звенящими бубенцами. Образ пьесы столь очевиден, что эту музыку можно было бы назвать буквально «кинематографической»: мы словно видим, как вдалеке на фоне белого заснеженного пейзажа появилась темная точку, она приближается… И вот, уже различим в санях ездока, угадываем его настроение, взволнованное состояние (мелодия в альтовом регистре поручена левой руке; над нею, переливаясь, непрерывно звенит колокольчик) Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то - успокаиваясь (все это отражено в исполнительских ремарках композитора в нотах). Это не праздничный кортеж – это какая-то одинокая душа – страстная, мятежная, романтичная – затерявшаяся в заснеженных русских просторах. Куда она стремится? К кому?.. Музыка вызывает массу чувств, передает множество оттенков. В кульминации мы слышим и восторг, и отчаяние. Этот порыв сменяется страстной мольбой. Героя не оставляет надежда. Средняя – бурная - часть рисует скорее драму, нежели триумф. Постепенно волнение утихает, фразе, состоящей из двузвучных нисходящих «мотивов вздоха» (чувство горечи, тоски), отвечает фраза, в основе которой восходящий «мотив надежды». Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе, но в средней части уступившее место выражению личной драмы героя, возвращается в заключительных тактах как образ зимнего пейзажа. Стихающая и растворяющаяся звучность в очень высоком регистре фортепиано, на сей раз, создает образ прощания и расставания. Колокольчик смолкает…

PS . Колокольные звучания – во всем их разнообразии – от веселого перезвона до набата - одна из характерных и впечатляющих особенностей стиля музыки С. Рахманинова. Можно привести много примеров, начиная с самых ранних опусов (Прелюдия № 1 до –диез минор, ор. 3, № 2), Концерта № 2 до минор и до «Колоколов», поэмы для оркестра, хора и голосов соло, ор. 35 (в поэме нашли отражения колокольныезвоны новгородских храмов и монастырей, которые Рахманинов слышал в детстве). Не случайно в воспоминаниях о С. Рахманинове его друг и глубокий почитатель, другой великий композитор Н. К. Метнер размышлял о нем, апеллируя к образу колокола: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия. <…> В наши дни, когда колокол стал помехой нашей цивилизации и постепенно вытеснен из жизни больших городов, мы, музыканты, особенно должны ценить каждый удар его, глубокий, властный звук, покрывающий собою всю уличную какофонию». 3

Примечания:

1 Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1980. С. 99.

2 Гольденвейзер А . Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. – В кн. Гольденвейзер А . О музыкальном искусстве. М. 1975. С.

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: лето 1910 года.

Автограф: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 18, № 98.

Первое издание: Фирма А. Гутхейль, 1910 год.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия.

В это лето С. Рахманинов писал большое хоровое сочинение - «Литургию святого Иоанна Златоуста». Закончив ее, композитор принялся за цикл прелюдий для фортепиано. Каждая из прелюдий в автографе датирована особо: данная прелюдия – «23 августа 1910 года».

По поводу именно этой пьесы известнолюбопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим его произведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G - dur (данная пьеса – А. М .) и gis - moll ( ), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2 В дальнейшие свои концертные программы С. Рахманинов включал обе эти прелюдии, явно отдавая им предпочтение. Так было, например, на петербургском концерте пианиста, состоявшемся 5 декабря 1911 года (его программа сохранилась). И позже – в эмиграции (что, вероятно, отнюдь не случайно: уж очень эти пьесы выражают ностальгическое чувство композитора) – на концертах в Осло (9 октября 1928), Стокгольме (16 октября 1928 года), в Париже (2 декабря 1928 года) и много позже: С. Рахманинов исполнял ее в своих концертах последнего сезона – 1942/43 годов.

Многие произведения музыкального искусства можно отнести к тому или иному роду музыки в соответствии с господствующими в произведении музыкальными образами. Мы знаем музыку героическую, патетическую, драматичную, траурную, радостную и т. далее. В крупных музыкальных произведениях эти и другие настроения могут меняться, преобразовываться, контрастировать и т. д. В таких случаях бывает затруднительно однозначно определить характерпроизведения. Если с этой точки зрения взглянуть на Прелюдию соль мажор, то без всяких колебаний ее можно отнести сфере музыки лирической, причем признать ее примером изумительной чистоты этого жанра.

В сущности, эта фортепианная пьеса представляет собой романс с господствующей мелодией и бережно сопровождающим ее аккомпанементом. Умеренный тем (Moderato ), преобладающая тихая звучность (до ppp то есть еще тише, чем pianissimo ), нежный ( dolce ) характер звучания, характерные авторские ремарки исполнителю, как это играть: perdendo (замирая, теряясь) leggiero (легко) - все вместе создают очень трогательный нежный и хрупкий музыкальный образ. Ощущение зыбкости и эфемерности создается буквально с первых вступительных звуков аккомпанемента – он строится на мерном чередовании двух гармоний (аккордов), звуки которых берутся не одновременно, а поочередно, причем фигурация состоит не из четырех звуков, как гораздо чаще встречается, а из пяти, что позволяет избежать «квадратности» и создает впечатление той самой зыбкости. Эти две гармонии и неизменная фигурация заполняют первые шесть тактов прелюдии. Во втором такте над этим аккомпанементом вступает в сопрановом регистре вступает мелодия необычайной красоты. И вероятно, самый близкий образ, чтобы ее описать – еще не раскрывшийся бутон цветка.

Прелюдия построена наподобие романса: строки с воображаемым литературным текстом чередуются с фортепианными «проигрышами». В какой-то момент (в середине прелюдии) нижний голос приобретает б о льшую самостоятельность, выходит на первый план, и мы ощущаем, что монолог превратился в диалог. Так происходит очень тонкое и пленяющее своей естественностью развитие образа. В этом развитии материал интерлюдий между поэтическими (условными) строками тоже более индивидуализируется и выливается в звуковой поток, приводящий к кульминации (forte на одном звуке – ре – украшенном трелью). В этот момент общее настроение из мажорного окрашивается в минорное, грустно мерцает затухающая трель на ре – возвращается первоначальное состояние, вновь устанавливается светлая мажорная тональность. Как прощание звучит основная мелодия прелюдии. Завершается пьеса кодой – словно прощальные взмахи руки…

Примечания:

1 Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1980. С. 99.

2 Гольденвейзер А . Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. – В кн. Гольденвейзер А . О музыкальном искусстве. М. 1975. С. 217.

© Александр МАЙКАПАР