Психодиагностика как практическая деятельность. Области практического применения результатов психодиагностики

Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию

Обеспечение тайны личности

Эта проблема возникает потому, что любые психологические методики таят в себе возможность проникновения в тайну личности, поскольку раскрывают некоторые ее особенности. Между тем каждый человек имеет право на тайну, которое определяется как право индивиду самому решать, в какой степени ему следует делиться с другими своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Как подчеркивают американские психологи, право на тайну существенно для обеспечения достоинства индивида и свободы его самоопределения.
Так как применение психологических методик в определенной степени является посягательством на тайну личности, психолог несет ответственность за то, чтобы этого не произошло. Чаще всего, обсуждая эту проблему, имеют в виду личностные методики, позволяющие вскрыть эмоциональные и мотивационные особенности, установки и черты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Однако любая методика таит в себе опасность посягательства на тайну, так как и тесты интеллекта, и тесты специальных способностей, и даже тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навыках и умениях, такие проблемы в знаниях, о которых индивид мог и не знать или предпочитал скрывать от окружающих. Совершенно очевидно, что если это произойдет, то индивиду будет нанесен психологический вред, который проявится в разных формах - в снижении самооценки, в повышении тревожности вплоть до возникновения депрессивного состояния, во фрустрации и др.
Как же предлагается решать проблему обеспечения тайны личности? Так как проблема в действительности не так проста, как может показаться, и не имеет универсальных правил, на основе которых можно было бы оградить тайну личности, психодиагносты в своих профессиональных кодексах предусматривают только общие пути решения. Применение этих общих правил к отдельным конкретным случаям требует большой осторожности, а также сознательности и профессиональной ответственности каждого психолога. Каковы же эти общие правила?
Их два, они формулируются как релевантность и информационное согласие. Правило релевантности означает, что информация, которую индивид раскрывает о себе в ходе диагностирования, должна быть адекватна (должна соответствовать) его цели. Для выполнения этого правила диагност в первую очередь должен выбрать валидную методику, то есть измеряющую именно то, что нужно для достижения поставленной цели.
В зависимости от цели, с которой проводится диагностика, психолог по-разному подходит к вопросу обеспечения тайны личности. Но в любом случае речь идет о получении информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Это правило означает, что личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем, а психолог должен обеспечить ясное понимание испытуемыми целей диагностики и способов применения диагностических результатов. Как правило, в связи с проблемой обеспечения тайны личности рассматриваются три цели, с которыми может проводиться диагностическое обследование. Это индивидуальное консультирование, экспертиза в интересах какого-либо учреждения и научное исследование (например, ради стандартизации или установления надежности методики).
При индивидуальном консультировании клиент ожидает помощи от психолога и ради этого хочет раскрыть о себе все, что для этого необходимо. Поэтому психодиагност в ситуации консультирования не вторгается в тайну личности, так как его в эту тайну добровольно посвящают. Впрочем, даже в этих условиях клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе диагностирования он может получить такую информацию о себе, о которой не подозревал или в которой не отдавал себе отчет.
Когда диагностирование проводится с целью экспертизы (профотбор, отбор в учебное заведение, определение уровня квалификации и т. д.), оно обеспечивает главным образом интересы общества или какого-либо его звена (учреждения, фирмы, промышленного предприятия, учебного заведения и т. д.). Поэтому диагностируемый должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его результаты. При этом желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому диагностируемому: если он не согласится предоставить о себе нужную информацию или постарается исказить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге все равно будет признан непригодным.
Итак, если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.
Это, однако, не означает, что индивиду заранее будет показан образец методики или ее отдельных заданий, а также сообщено, как будут оцениваться его ответы, какие индивидуальные особенности будут вскрыты. Такая информация делает результаты методики недействительными, лишает ее диагностической силы. Например, если испытуемому заранее известно, что будут оценивать его волевые качества, существенные в отношении избранной им работы, он сможет осознанно контролировать свои ответы, стремясь предстать в максимально выигрышном свете.
Если диагностическая методика выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого является анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации сталкивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуемому процедуру, обеспечивающую анонимность. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, некоторые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений сотрудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предоставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании.
Однако любой человек имеет право отказаться от участия в диагностировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами.
Особые вопросы, связанные с сохранением тайны личности, возникают при диагностическом обследовании детей. Эти вопросы обсуждаются на специальных конференциях; разрабатываются своды основных правил, регулирующих диагностирование несовершеннолетних.
Правило получения информированного согласия распространяется и на детей. При этом обсуждается и подчеркивается необходимость получения согласия со стороны родителей и представителей ребенка. Жестких рецептов не предлагается, но считается полезным дифференцировать индивидуальное согласие, данное ребенком, его родителями или ребенком и родителями вместе, и согласие представителей ребенка, в качестве которых могут выступать усыновители и общественные организации, отстаивающие права детей (например, школьные советы). Для использования одних методик (тестов интеллекта и достижений) достаточно согласия представителей ребенка. Использование других (личностных методик) требует индивидуального согласия. Согласие должно быть представлено в письменном виде, поэтому разработаны специальные бланки для его получения.
Правила и процедуры, охраняющие тайну личности и право индивида отказаться от участия в диагностическом обследовании, осложняют работу психолога и повышают требования к его квалификации. Но их соблюдение необходимо для обеспечения прав и свобод личности.

Конфиденциальность
Как и сохранение тайны личности, проблема конфиденциальности волнует зарубежных психодиагностов, поскольку имеет отношение к соблюдению прав личности в обществе. Проблема конфиденциальности имеет несколько аспектов.
Основной вопрос, относящийся к ней, ставится так: «Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?»
Ответ на него в конкретных ситуациях связан с решением определенного противоречия:
– с одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания методики и опасность неверного понимания ее оценок;
– с другой стороны - объективная необходимость для разных лиц знать диагностические результаты.
Обсуждая проблему конфиденциальности, психологи признают безусловное право индивида иметь доступ к результатам своего обследования. При этом подчеркивается, что индивид должен иметь возможность комментировать содержание своих ответов на задания методики, а также в случае необходимости разъяснять результаты или даже исправлять диагностическую информацию. Для этого диагностические результаты должны быть представлены испытуемому в форме, удобной для понимания, и без использования специальной терминологии. Подробнее о том, как следует сообщать диагностическую информацию, будет сказано позже.
В отношении диагностирования несовершеннолетних рассматривается вопрос о том, имеют ли родители право на получение диагностических результатов своего ребенка. Ответ на него неоднозначен, так как многие признают право не сообщать родителям диагностических
данных ребенка, если он достиг восемнадцатилетнего возраста, перестал посещать среднюю школу или женился. Однако правового регулирования этих рекомендаций нет.
Что касается несовершеннолетних, то чаще обсуждается не вопрос о том, сообщать ли их диагностические результаты родителям, а как это делать. Большинством признается законное право родителей на получение информации о своем ребенке. Кроме того, такая информация иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необходима родителям. Однако сообщать диагностические результаты ребенка родителям нужно очень осторожно, установив с ними контакт, отношения сотрудничества в целях оказания помощи ребенку.
При обсуждении проблемы конфиденциальности главным считается вопрос о доступности диагностической информации третьему лицу, а не диагностируемому индивиду, его родителям и психологу. Основной принцип, которого следует придерживаться при решении этого вопроса, состоит в том, что эта информация не должна передаваться без ведома и согласия испытуемого.
Если диагностика проводится в целях экспертизы в каком-либо учреждении (школе, суде, при оформлении на работу и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использования диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.
Трудности возникают, когда диагностические результаты уже получены кем-либо, а затем запрашиваются посторонними людьми. Например, наниматель или колледж просят предоставить данные диагностического обследования, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится к результатам, полученным в клинике или при индивидуальном консультировании. Западные психологи разрабатывают образцы разрешений и формы передачи диагностической информации с объяснениями причин передачи.
Проблема конфиденциальности связана с вопросом о сохранении диагностических данных в учреждениях. Этот вопрос не решается однозначно, так как, с одной стороны, эти данные, особенно получаемые на протяжении длительного времени, могут быть полезны и для исследовательских целей, и для оценки и консультирования самого индивида. С другой стороны, их ценность предполагает правильное использование и верную интерпретацию. Между тем эти результаты могут устареть, стать непригодными для использования и спровоцировать ошибочные заключения, которые несут вред диагностированному индивиду. Так, например, нелепо опираться на показатели теста интеллекта или теста, измеряющего успешность чтения, которые получены ребенком при обучении в третьем классе, когда речь идет о поступлении в колледж или приеме на работу. Известно, насколько изменчивы психологические характеристики, и это не позволяет считать ценными результаты диагностического обследования, полученные много лет назад. Таким образом, если в учреждении сохранились старые диагностические данные об индивиде, существует опасность, что они могут быть использованы не в его интересах, а вопреки им и в целях, которые он не предполагал и не одобрил бы.
Поэтому в случаях, когда диагностические результаты получены для длительного использования в интересах индивида или для научных целей, для предотвращения неправильного их использования необходимо строго контролировать доступ к ним. Помимо этого, психологи рекомендуют дифференцированно относиться к диагностической информации в зависимости от того, насколько необходимо и полезно ее длительное хранение. Так, критериями для принятия решения о хранении диагностических результатов школьников могут выступать:
– уровень их объективности и проверенное;
– их соответствие целям обучения в школе.
Такой подход считается разумным и для учреждений другого типа, когда перед ними встает проблема уничтожения или сохранения диагностической информации об индивидах.
Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде, и решение этого вопроса усложняется с появлением компьютерных систем. Поэтому разрабатываются специальные меры предосторожности для обеспечения конфиденциальности информации, особенно той, что подлежит длительному хранению. Так, в частности, рекомендуется использовать многоступенчатое кодирование при создании банка диагностических данных.

Сообщение результатов обследования
ПСИХОЛОГИ придают большое значение тому, как передавать результаты диагностирования самому индивиду и третьим лицам, заинтересованным в них. Ясно, что их нельзя передавать в том виде, в каком они получены, - в виде баллов, процентов и других числовых показателей:
– диагностическая информация должна сообщаться в форме содержательной и пригодной для использования;
– ее нужно сопровождать объяснениями, даваемыми психологами-профессионалами.
Более того, многие считают, что сообщение результатов диагностирования должно являться неотъемлемой составной частью процесса консультации. Характер сообщения должен определяться взаимоотношениями клиента и консультанта, а его содержание - служить ответами на специфические вопросы консультируемого.
Когда родителям сообщают диагностические данные их детей, полученные в школе, рекомендуется устроить общее собрание, на котором психолог объясняется цель и характер методик, характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, способы их использования. После этого родителям должны быть переданы письменные сведения об их детях. Можно дать пояснения на конкретном примере для того родителя, который пожелает это сделать. Может быть использована и устная форма сообщения результатов, но только в процессе индивидуальной консультации.
Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические данные, необходимое условие заключается в том, чтобы представить их в описательной форме, а не только в форме числовых данных.
Такие же правила и предосторожности следует соблюдать и при сообщении результатов учителям и другим заинтересованным лицам. Сообщения об уровнях выполнения и качественные описания предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты передаются психологу-профессионалу. Передаваемые диагностические результаты рекомендуется сопровождать разумными пояснениями, касающимися измеренных психологических характеристик. Так, например, неспециалист может считать, что показатель интеллектуального теста отражает устойчивую способность человека («ум»), предопределяющую уровень его достижений на протяжении всей жизни.
При сообщении диагностических результатов желательно принимать во внимание индивидуальные особенности того человека, которому передается информация, такие, как уровень образования, знания психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие. Важно учитывать и характер отношений лица, которому сообщается диагностическая информация, с продиагностированным индивидом. Например, конфликты родителей или учителей с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию данных о ребенке.
Еще одна важная проблема касается сообщения диагностических результатов самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые общие меры предосторожности против неправильной интерпретации, о которых говорилось выше. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоциональная реакция на информацию. Поэтому следует не только предоставить ее правильную интерпретацию, но и создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Так, например, студент колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест школьных достижений; школьник может стать непослушным, ленивым и безынициативным, узнав, что он намного превосходит своих сверстников по уровню интеллектуального развития.
Такие вредные психологические последствия могут возникать независимо от того, насколько правильной является диагностическая оценка. Поэтому так важно предоставить индивиду возможность обсудить ее с профессионалом, проконсультироваться по поводу выводов, которые можно сделать на ее основе, способов саморазвития или коррекции и прочее. Необходимо при этом учитывать отношение индивида к диагностическим результатам. Если он по какой-либо причине отвергает их, не верит психологу, то диагностическое обследование проведено впустую, а его данные не имеют практического значения.
Таковы главные проблемы, затрагиваемые в этических кодексах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения могут быть полезными отечественной психологической диагностике, которая делает первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

Уровень развития психодиагностики не так высок как на Западе. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиагностами и часто нарушаются.

Наши ученые считают, что нельзя подгонять научные данные под требования социального заказа. Например, Эльконин отказался выполнять социальный заказ в начале обучения с шести лет в школе. Так как до 7 лет ребенок все необходимое получает в игре. У детей, учившихся по системе 1-4, психическое развитие ниже, чем у обучавшихся по системе 1-3.

Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии (не переходя на житейский обыденный уровень).

На Западе существует большое количество этических принципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.

Общие этические принципы для психодиагностов:

I. Использование и распространение психодиагностических методик

II. Обеспечение тайны личности

III. Конфиденциальность диагностических результатов

IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту

I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов:

1. Проблема использования психодиагностических методик . Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики. Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами. Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников - минимальная подготовка.

Квалификация психодиагноста проявляется:

  • в умении выбирать психодиагностические методики с учетом:
    1. цели, ради которой проводится обследование
    2. особенностей испытуемого
  • в знании теории психодиагностики, умении оценить психометрические параметры методики
  • при обследовании учитывает множество факторов, которые могут повлиять на результаты обследования и не делает поспешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации).
  • главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследования. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, следовательно, критика в адрес психодиагностики.

В настоящее время возрастает сложность психологических знаний и растет специализация в психологии. Ни один психолог не считается одинаковым специалистом во всех областях. Психолог знает границы своей компетентности. Американцы разделяют психодиагностов, которые работают в системе учреждений (школы, вузы, центры) и которые заняты самостоятельной практической деятельностью (эти специалисты должны соответствовать более высоким требованиям профессиональной квалификации). В США введены законы о предоставлении лицензии и выдаче удостоверений психологов. Лицензии регулируют психологическую и психодиагностическую практику, а удостоверение психолога узаконивает подтвержденное звание психолога. Для этого нужно пройти стажировку в каком-либо учреждении под руководством опытного психодиагноста в течение 1-3 лет. После этого экзамен на знание психодиагностики. Нарушение любого пункта этического кодекса дает основание к тому, что отбирается удостоверение и лицензия. Есть еще удостоверение по специальности, выдаются специальные дипломы и издается специальный справочник со списком всех дипломированных специалистов.

2. Распространение психодиагностические методик - проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели - наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).

Две цели ограничения распространения методик:

    1. неразглашение диагностических материалов
    2. предупреждение неправильного применения

Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).

Требования, касающиеся создателей и распространителей методик.

Создатели :

  • нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу
  • недопустима реклама методики
  • некоторые методики выпускаются только для исследовательских целей, в результате получаются дополнительные данные.
  • некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и анализа результатов. Руководство должно содержать все необходимые сведения.
  • каждый автор методики должен проверять нормы методики так часто как необходимо для предотвращения ее старения.

Распространители :

  • нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценивания индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики
  • бесконтрольное распространение делает методику бесполезной для применения специалистами.

II. Обеспечение тайны личности

Использование методик касается посягательства на тайну личности - общественное мнение. Недостаточно получить только согласия испытуемого, так как он может проявить некоторые особенности, которые он не осознает, осознавая их, мог бы не согласиться. Личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем. Обязательно ясное понимание клиентом способов и целей использования результатов диагностики. Психологу нужно знать, что такое право на тайну - индивид сам решает в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Универсальные правила решения этой проблемы нет, надо опираться на совесть психодиагноста.

Цель диагностирования:

    1. индивидуальное консультирование
    2. экспертиза ради задач какого-то учреждения (например, для профотбора)
    3. научное исследование

Психодиагност не вторгается в тайну личности, в нее добровольно посвящают. Но клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе исследования может быть получена та или иная информация (в чем сам клиент, может быть, себе отчета не отдает)

Испытуемый должен быть полностью проинформирован о способах использования результатов его диагностирования. Реальная оценка особенностей испытуемого выгодна самому испытуемому. Клиентов предупреждают, что результаты его обследования не будут использоваться в целях учреждения без его согласия.

Исследования проводятся анонимно, что обеспечивает сохранение тайны личности. Психолог должен установить доверительные отношения, контакт с испытуемым.

Два основных понятия обеспечения тайны личности:

    1. Релевантность обследования цели - обследование должно давать только ту информацию, которая необходима для цели обследования
    2. Информированное согласие - любой испытуемый должен быть уведомлен о цели, способе использования полученной информации, согласие абсолютно осознанное при полной информированности. Но нельзя раскрывать сути самой методики, знакомить с заданиями.

Особая проблема - диагностирование детей.

Безусловно, нужно получить согласие со стороны родителей ребенка или его представителей: усыновителей, попечителей... Одни методы требуют согласия только представителей (тесты достижения и способностей), другие (личностные методы) - согласие самого ребенка или его родителей. Любой индивид вправе отказаться от диагностирования.

III. Конфиденциальность результатов .

Кто будет иметь доступ к результатам диагностики? Каждый индивид имеет право доступа к собственным результатам и право комментировать их для психолога. Родители несовершеннолетнего ребенка:

  • имеют право знать результаты
  • не имеют (есть противоречие с правом ребенка на тайну личности).

Если ребенок достиг 18 лет, родители не имеют право требовать результаты.

Сообщение результатов диагностики ребенка родителям - индивидуальное консультирование (подробно объяснены особенности методики родителям).

Без ведома и согласия испытуемого, нельзя передавать результаты обследования третьим лицам.

Сохранение результатов:

  • хорошо было бы сохранять в течение длительного времени в учреждении
  • иногда некоторые лица могут делать свои выводы об индивиде на основе устаревших данных о нем (возможны ошибочные выводы).

Данные, полученные много лет назад, могут использоваться с согласия самого испытуемого. Данные должны сохраняться под строжайшим контролем, что усложняется с использованием компьютерных сетей (результаты должны быть закодированы)

IV. Сообщение результатов диагностирования

Сообщение результатов диагностирования - должны быть произведены в содержательной форме, не должны передаваться в виде цифр, чисел, специфических психологических описаний. В виде психологической характеристики без использования специальной психологической терминологии, понятным языком для любого нормального человека. Информация должна передаваться индивидуально в руки испытуемого и должна сопровождаться объяснениями, интерпретациями полученной информации. При передаче нужно принимать специфические характеристики (эмоциональные проявления родителей, не ущемлять достоинства испытуемого) Если передать информацию без дополнительного разъяснения, то информация может принести вред испытуемому.

с обеспечением прав индивидов, подвергаемых

диагностированию

Обеспечение тайны личности

Эта проблема возникает потому, что лю­бые психологические методики таят в себе возможность проникновения в тайну лич­ности, поскольку раскрывают некоторые

ее особенности. Между тем каждый человек имеет право на тайну, ко­торое определяется как право индивиду самому решать, в какой степе­ни ему следует делиться с другими своими мыслями, чувствами и со­бытиями личной жизни. Как подчеркивают американские психологи, право на тайну существенно для обеспечения достоинства индивида и свободы его самоопределения.

Так как применение психологических методик в определенной сте­пени является посягательством на тайну личности, психолог несет ответственность за то, чтобы этого не произошло. Чаще всего, обсуж­дая эту проблему, имеют в виду личностные методики, позволяющие вскрыть эмоциональные и мотивационные особенности, установки и черты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Однако любая методика таит в себе опасность посягательства на тай­ну, так как и тесты интеллекта, и тесты специальных способностей, и даже тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навы­ках и умениях, такие проблемы в знаниях, о которых индивид мог и не знать или предпочитал скрывать от окружающих. Совершенно оче­видно, что если это произойдет, то индивиду будет нанесен психоло­гический вред, который проявится в разных формах - в снижении самооценки, в повышении тревожности вплоть до возникновения де­прессивного состояния, во фрустрации и др.

Как же предлагается решать проблему обеспечения тайны лич­ности?

Так как проблема в действительности не так проста, как может по­казаться, и не имеет универсальных правил, на основе которых можно было бы оградить тайну личности, психодиагносты в своих профес­сиональных кодексах предусматривают только общие пути решения. Применение этих общих правил к отдельным конкретным случаям требует большой осторожности, а также сознательности и профессио­нальной ответственности каждого психолога. Каковы же эти общие правила?

Их два, они формулируются как релевантность и информационное согласие. Правило релевантности означает, что информация, которую индивид раскрывает о себе в ходе диагностирования, должна быть адекватна (должна соответствовать) его цели. Для выполнения этого правила диагност в первую очередь должен выбрать валидную мето­дику, то есть измеряющую именно то, что нужно для достижения по­ставленной цели.

В зависимости от цели, с которой проводится диагностика, психо­лог по-разному подходит к вопросу обеспечения тайны личности. Но в любом случае речь идет о получении информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Это прави­ло означает, что личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем, а психолог должен обеспечить ясное понимание ис­пытуемыми целей диагностики и способов применения диагностиче­ских результатов.

Как правило, в связи с проблемой обеспечения тайны личности рас­сматриваются три цели, с которыми может проводиться диагностиче­ское обследование. Это индивидуальное консультирование, эксперти­за в интересах какого-либо учреждения и научное исследование (на­пример, ради стандартизации или установления надежности методики).

При индивидуальном консультировании клиент ожидает помощи от психолога и ради этого хочет раскрыть о себе все, что для этого не­обходимо. Поэтому психодиагност в ситуации консультирования не вторгается в тайну личности, так как его в эту тайну добровольно по­свящают. Впрочем, даже в этих условиях клиент должен быть предуп­режден о том, что в ходе диагностирования он может получить такую информацию о себе, о которой не подозревал или в которой не отдавал себе отчет.

Когда диагностирование проводится с целью экспертизы (профот­бор, отбор в учебное заведение, определение уровня квалификации и т. д.), оно обеспечивает главным образом интересы общества или ка­кого-либо его звена (учреждения, фирмы, промышленного предприя­тия, учебного заведения и т. д.). Поэтому диагностируемый должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его результаты. При этом желательно также объяснить ему, что правиль­ная оценка будет выгодна самому диагностируемому: если он не со­гласится предоставить о себе нужную информацию или постарается исказить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге все равно будет признан не­пригодным.

Итак, если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагности­руемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.

Это, однако, не означает, что индивиду заранее будет показан обра­зец методики или ее отдельных заданий, а также сообщено, как будут оцениваться его ответы, какие индивидуальные особенности будут вскрыты. Такая информация делает результаты методики недействи­тельными, лишает ее диагностической силы. Например, если испыту­емому заранее известно, что будут оценивать его волевые качества, существенные в отношении избранной им работы, он сможет осознан­но контролировать свои ответы, стремясь предстать в максимально выигрышном свете.

Если диагностическая методика выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого явля­ется анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации стал­кивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуе­мому процедуру, обеспечивающую анонимность. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, неко­торые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений со­трудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предо­ставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согла­сию большинства на участие в диагностическом обследовании.

Однако любой человек имеет право отказаться от участия в диагно­стировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами.

Особые вопросы, связанные с сохранением тайны личности, возни­кают при диагностическом обследовании детей. Эти вопросы обсуж­даются на специальных конференциях; разрабатываются своды основ­ных правил, регулирующих диагностирование несовершеннолетних.

Правило получения информированного согласия распространяет­ся и на детей. При этом обсуждается и подчеркивается необходимость получения согласия со стороны родителей и представителей ребенка. Жестких рецептов не предлагается, но считается полезным дифферен­цировать индивидуальное согласие, данное ребенком, его родителями

или ребенком и родителями вместе, и согласие представителей ребен­ка, в качестве которых могут выступать усыновители и общественные организации, отстаивающие права детей (например, школьные со­веты). Для использования одних методик (тестов интеллекта и до­стижений) достаточно согласия представителей ребенка. Использова­ние других (личностных методик) требует индивидуального согласия. Согласие должно быть представлено в письменном виде, поэтому раз­работаны специальные бланки для его получения.

Правила и процедуры, охраняющие тайну личности и право индиви­да отказаться от участия в диагностическом обследовании, осложня­ют работу психолога и повышают требования к его квалификации. Но их соблюдение необходимо для обеспечения прав и свобод личности.

Конфиденциальность Как и сохранение тайны личности, пробле­ма конфиденциальности волнует зарубеж­ных психодиагностов, поскольку имеет от­ношение к соблюдению прав личности в обществе. Проблема конфи­денциальности имеет несколько аспектов.

Основной вопрос, относящийся к ней, ставится так: «Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?»

Ответ на него в конкретных ситуациях связан с решением опреде­ленного противоречия:

♦ с одной стороны, существует необходимость неразглашения со­держания методики и опасность неверного понимания ее оценок;

♦ с другой стороны - объективная необходимость для разных лиц знать диагностические результаты.

Обсуждая проблему конфиденциальности, психологи признают без­условное право индивида иметь доступ к результатам своего обследова­ ния. При этом подчеркивается, что индивид должен иметь возмож­ность комментировать содержание своих ответов на задания методики, а также в случае необходимости разъяснять результаты или даже ис­правлять диагностическую информацию. Для этого диагностические результаты должны быть представлены испытуемому в форме, удоб­ной для понимания, и без использования специальной терминологии. Подробнее о том, как следует сообщать диагностическую информа­цию, будет сказано позже.

В отношении диагностирования несовершеннолетних рассматрива­ется вопрос о том, имеют ли родители право на получение диагности­ческих результатов своего ребенка. Ответ на него неоднозначен, так как многие признают право не сообщать родителям диагностических

данных ребенка, если он достиг восемнадцатилетнего возраста, пере­стал посещать среднюю школу или женился. Однако правового регу­лирования этих рекомендаций нет.

Что касается несовершеннолетних, то чаще обсуждается не вопрос о том, сообщать ли их диагностические результаты родителям, а как это делать. Большинством признается законное право родителей на получение информации о своем ребенке. Кроме того, такая информа­ция иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необ­ходима родителям. Однако сообщать диагностические результаты ре­бенка родителям нужно очень осторожно, установив с ними контакт, отношения сотрудничества в целях оказания помощи ребенку.

При обсуждении проблемы конфиденциальности главным считает­ся вопрос о доступности диагностической информации третьему лицу, а не диагностируемому индивиду, его родителям и психологу. Основ­ной принцип, которого следует придерживаться при решении этого вопроса, состоит в том, что эта информация не должна передаваться без ведома и согласия испытуемого.

Если диагностика проводится в целях экспертизы в каком-либо уч­реждении (школе, суде, при оформлении на работу и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использо­вания диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.

Трудности возникают, когда диагностические результаты уже по­лучены кем-либо, а затем запрашиваются посторонними людьми. На­пример, наниматель или колледж просят предоставить данные диаг­ностического обследования, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится к результатам, полученным в клинике или при индиви­дуальном консультировании. Западные психологи разрабатывают об­разцы разрешений и формы передачи диагностической информации с объяснениями причин передачи.

Проблема конфиденциальности связана с вопросом о сохранении диагностических данных в учреждениях. Этот вопрос не решается од­нозначно, так как, с одной стороны, эти данные, особенно получаемые на протяжении длительного времени, могут быть полезны и для ис­следовательских целей, и для оценки и консультирования самого ин­дивида. С другой стороны, их ценность предполагает правильное ис­пользование и верную интерпретацию. Между тем эти результаты

могут устареть, стать непригодными для использования и спровоци­ровать ошибочные заключения, которые несут вред диагностирован­ному индивиду. Так, например, нелепо опираться на показатели теста интеллекта или теста, измеряющего успешность чтения, которые по­лучены ребенком при обучении в третьем классе, когда речь идет о по­ступлении в колледж или приеме на работу. Известно, насколько из­менчивы психологические характеристики, и это не позволяет считать ценными результаты диагностического обследования, полученные много лет назад. Таким образом, если в учреждении сохранились ста­рые диагностические данные об индивиде, существует опасность, что они могут быть использованы не в его интересах, а вопреки им и в це­лях, которые он не предполагал и не одобрил бы.

Поэтому в случаях, когда диагностические результаты получены для длительного использования в интересах индивида или для науч­ных целей, для предотвращения неправильного их использования не­обходимо строго контролировать доступ к ним. Помимо этого, психо­логи рекомендуют дифференцированно относиться к диагностической информации в зависимости от того, насколько необходимо и полезно ее длительное хранение. Так, критериями для принятия решения о хранении диагностических результатов школьников могут выступать:

♦ уровень их объективности и проверенное™;

♦ их соответствие целям обучения в школе.

Такой подход считается разумным и для учреждений другого типа, когда перед ними встает проблема уничтожения или сохранения диаг­ностической информации об индивидах.

Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде, и ре­шение этого вопроса усложняется с появлением компьютерных сис­тем. Поэтому разрабатываются специальные меры предосторожности для обеспечения конфиденциальности информации, особенно той, что подлежит длительному хранению. Так, в частности, рекомендуется использовать многоступенчатое кодирование при создании банка ди­агностических данных.

Сообщение результатов обследования

Психологи придают большое значение то­му, как передавать результаты диагности­рования самому индивиду и третьим ли­цам, заинтересованным в них. Ясно, что их нельзя передавать в том виде, в каком они получены, - в виде баллов, процентов и других числовых показателей:

♦ диагностическая информация должна сообщаться в форме содер­жательной и пригодной для использования;

♦ ее нужно сопровождать объяснениями, даваемыми психологами-профессионалами.

Более того, многие считают, что сообщение результатов диагности­рования должно являться неотъемлемой составной частью процесса консультации. Характер сообщения должен определяться взаимоот­ношениями клиента и консультанта, а его содержание - служить от­ветами на специфические вопросы консультируемого.

Когда родителям сообщают диагностические данные их детей, по­лученные в школе, рекомендуется устроить общее собрание, на кото­ром психолог объясняется цель и характер методик, характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, способы их использования. После этого родителям должны быть пе­реданы письменные сведения об их детях. Можно дать пояснения на конкретном примере для того родителя, который пожелает это сделать. Может быть использована и устная форма сообщения результатов, но только в процессе индивидуальной консультации.

Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические дан­ные, необходимое условие заключается в том, чтобы представить их в описательной форме, а не только в форме числовых данных.

Такие же правила и предосторожности следует соблюдать и при со­общении результатов учителям и другим заинтересованным лицам. Сообщения об уровнях выполнения и качественные описания пред­почтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты передаются психологу-профессионалу. Пе­редаваемые диагностические результаты рекомендуется сопровож­дать разумными пояснениями, касающимися измеренных психологи­ческих характеристик. Так, например, неспециалист может считать, что показатель интеллектуального теста отражает устойчивую способ­ность человека («ум»), предопределяющую уровень его достижений на протяжении всей жизни.

При сообщении диагностических результатов желательно прини­мать во внимание индивидуальные особенности того человека, ко­торому передается информация, такие, как уровень образования, зна­ния психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие. Важно учитывать и характер отношений лица, которому сообщается диагностическая информация, с продиагностированным индивидом. Например, конфликты родителей или учителей с ребенком могут пре-

пятствовать спокойному и рассудительному восприятию данных о ре­бенке.

Еще одна важная проблема касается сообщения диагностических результатов самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые общие меры предосторожности против неправильной интерпре­тации, о которых говорилось выше. Однако здесь особенно важна инди­видуальная эмоциональная реакция на информацию. Поэтому следу­ет не только предоставить ее правильную интерпретацию, но и создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каж­дого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Так, например, студент колледжа может быть серьезно озадачен, уз­нав о том, что он плохо выполнил тест школьных достижений; школь­ник может стать непослушным, ленивым и безынициативным, узнав, что он намного превосходит своих сверстников по уровню интеллек­туального развития.

Такие вредные психологические последствия могут возникать не­зависимо от того, насколько правильной является диагностическая оценка. Поэтому так важно предоставить индивиду возможность об­судить ее с профессионалом, проконсультироваться по поводу вы­водов, которые можно сделать на ее основе, способов саморазвития или коррекции и прочее. Необходимо при этом учитывать отношение индивида к диагностическим результатам. Если он по какой-либо при­чине отвергает их, не верит психологу, то диагностическое обследо­вание проведено впустую, а его данные не имеют практического зна­чения.

Таковы главные проблемы, затрагиваемые в этических кодексах за­рубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения могут быть полезными отечественной психологической диагностике, кото­рая делает первые шаги в направлении создания норм профессиональ­ной этики.

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Термин «диагностика» активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». В настоящее время, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностичес­кий инструмент, в других – требуют особой работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

Практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый опыт, свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое. Области практики, требующие применения психодиагностики: 1) расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания; 2) прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); 3) судебно-психологическая экспертиза; 4) консультативная, психотерапевтическая помощь и др. Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам: 1) ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.); 2) ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д. Эти ситуации различают по мотивации клиента, готовности к сотрудничеству. В первой ситуации клиент сам обращается за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации экспертизы человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен; заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента. Психодиагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития или в др. целях; психодиагностом (например, для психокоррекционной работы); администрацией для принятия решения и пр.

На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик. Важно, не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика). Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям: 1) должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации; 2) содержание заключения должно вытекать из целей диагностики и содержать конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком; 3) заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы; необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования (состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования и др.).

Этапы психодиагностического процесса (по Й. Шванцаре):

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

5. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Классификация средств психологической диагностики

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла).

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждении в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты – это те методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый – холодный», «сильный – слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семизначные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

В проективных техниках недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Например, при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и других случаях, когда диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования. Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники. В этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патопсихологический эксперимент. Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками. Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля в целом и интерпретацию отдельных шкал, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичес­кого заключения не свободны от влияния личности диагноста.

Классификация диагностических методик служит целям упорядочения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству могут быть разделены на две группы: 1) формализованные методики (тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики); 2) методики малоформализованные (наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности).

Формализованным методикам характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов); надежность; валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Малоформализованные методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны па профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Оба типа диагностических методик не следует противопоставлять друг другу. Как правило, они вза­имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан­ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Тест как основной психодиагностический метод так же имеет различные классификации: 1) по форме (индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные); 2) по содержанию (тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты).

    Психодиагностика как научная дисциплина

Психодиагностика это и теоретическая и практическая дисциплина, при этом различают общую и дифференциальную психодиагностику. Общая психодиагностика как наука рассматривает закономерности, и правила вынесения диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического процесса, состояния или свойства к суждению о наличии или выраженности этих психических явлений.

Общая психодиагностика как наука опирается на следующие три сферы:

1. На сферу общих психологических знаний, которые включают в себя общую, социальную, дифференциальную психологию, а частная психодиагностика опирается на медицинскую, возрастную, юридическую, военную психологию. Это связано с тем, что диагностические переменные должны иметь теоретический смысл в соответствующей области наук. Психологические переменные, которые измеряются в процессе психодиагностики, выступают как некоторые теоретические конструкты.

2. Сфера – психометрика – это наука, обосновывающая и разрабатывающая диагностические и измерительные методы в психологии.

3. Сферы практического применения психологических знаний.

Практическая психодиагностика – это область применения психодиагностических процедур на практике, она предполагает определенный уровень профессиональной подготовки психодиагноста, интуицию, жизненный и профессиональный опыт работы. Психодиагност должен знать не только психодиагностический инструментарий и правила их применения, он должен владеть также общепсихологическими знаниями и специфическими знаниями, которые относятся к узкой сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого психодиагност должен соблюдать этические и профессиональные нормы психодиагностики. Психодиагност должен владеть навыком различения двух ситуаций: ситуация клиента, ситуация экспертизы. В первом случае клиент добровольно участвует в диагностической процедуре, он заинтересован в получении объективных результатов, так как желает получить определенную помощь. В ситуации экспертизы человек вынужденно подвергается обследованию, он заинтересован в получении выгодного для себя результата и может прибегнуть для этого к симуляции симптомов.

При проведении обследования психодиагност должен уметь определять как воспринимает ситуацию испытуемый, так как даже в ситуации клиента его может что-либо насторожить и он начнет воспринимать ситуацию как ситуацию экспертизы, соответственно в данном случае нельзя будет использовать те нормативы, которые будут получены в ситуации клиента.

Практическая психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи психодиагностика часто сталкивается с проблемами этического характера.

Рассмотрим основные этические проблемы, возникающие в рамках психодиагностики:

1. Недостаточный уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики, может обусловить ошибочные результаты обследования. Это может психологически травмировать обследуемого человека, негативно воздействовать на его жизнь. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно длительный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка .

Психодиагност должен выбирать такие методики, которые не только соответствуют поставленной цели обследования, но и подходят для обследуемого человека. Он также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, желательно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок .



2. Обеспечение тайны результатов обследования. Любое наблюдение за поведением индивида во время интервью, беседы и других исследований личности может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать. Вопрос, возникающий в связи с этим, касается посягательства на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. В этой связи первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым способов и целей использования его диагностических результатов. Такова принципиальная позиция большинства зарубежных психодиагностов.

Таким образом, любые методы психологического исследования таят в себе возможность проникновения в тайну личности. Конечно, возникающие конфликты ценности психологического исследования и посягательства на тайну личности могут быть разрешены в каждом конкретном случае, однако в действительности эта проблема не так проста, и ее решение требует большой осторожности со стороны психологов и других профессионалов. Чтобы оградить тайну личности, нельзя сформулировать универсальные правила, можно предусмотреть только общие пути. При применении этих общих способов к специфическим случаям необходимы этическая сознательность и профессиональная ответственность каждого психолога. Решения нужно вырабатывать в зависимости от конкретных обстоятельств.

Когда обследование проводится в интересах общества или какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в клинике или консультации, не могут быть применены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это.

По мнению А. Анастази , сохранение тайны личности предполагает соблюдение двух основных условий: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна быть релевантной (т. е. соответствующей) цели диагностирования. Важность этого условия состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валидности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой она применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию. Под информированным согласием понимается то, что обследуемый должен быть осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. При этом ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы .

Диагностические процедуры и экспериментальные планы, которые охраняют право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищают тайну его личности, осложняют работу психолога и повышают требования к его квалификации.

3. Конфиденциальность. Она имеет много сторон. Основной вопрос ставится так: "Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?" С одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания теста и опасность неверного понимания тестовых оценок, с другой – объективная необходимость для разных лиц знать результаты тестирования.

В настоящее время усилилось осознавание индивидом собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.

Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика результаты тестирования? Обычно родители имеют законное право на получение информации о своем ребенке. Чаще всего они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений ребенка и родителей. В таких условиях контакт консультанта, психолога-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.

Если обследование проводится в учреждении, например в школе, суде или при оформлении на работу, индивид должен быть заранее проинформирован о его целях, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован. Разные ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются людьми, например в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенные в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями .

4. Сообщение результатов обследования может травмировать обследуемого, сформировать у него неправильное представление о себе. Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования. Ясно, что информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Ее нужно сопровождать объяснениями психологов-профессионалов.

Независимо от того, в каком виде сообщаются тестовые данные, важное условие заключается в том, чтобы предоставить их с помощью описания уровней выполнения, а не только в числовой форме. Особенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые интерпретируются неверно чаще, чем тесты достижений.

Сообщения об уровне выполнения и качественные описания, сделанные простым языком, предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты теста сообщаются опытному, хорошо подготовленному психологу-профессионалу.

При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию. Если речь идет о родителях или учителях, например, то их эмоциональные конфликты с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию фактической информации о ребенке.

Последняя, но не менее важная проблема касается сообщения результатов обследования самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые меры предосторожности против неправильной интерпретации. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоциональная реакция на информацию, если индивид занят изучением своих собственных достоинств и недостатков. Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует не только сопровождать их интерпретацией, проводимой компетентными психологами, но нужно создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Например, студент колледжа может быть серьезно обеспокоен, озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест школьных возможностей. Способный школьник может приучиться к лености и безынициативности или может стать непослушным и перестать действовать сообща с товарищами, если он обнаружит, что по своим способностям он намного превосходит своих сверстников. Развитие серьезных личностных нарушений может быть ускорено, если больному индивиду сообщить его оценку по личностному тесту. Такие вредные воздействия могут возникать, конечно, независимо от того, правильной или неправильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпретированы, их знание без возможности обсудить их в дальнейшем может быть вредным для индивида .

Из рассмотренных нами проблем можно сделать следующие выводы. Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на основаниях компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и внимания к социальным запросам и интересам своих коллег и общества.