Механизация производственных процессов. Определение уровня механизации производства Организация механизации и автоматизации производства

Механизация производства, т.е. замена ручного труда машинным, является одним из основных направлений научно-технического прогресса в промышленности. Последовательное внедрение средств механизации представляет собой важнейший источник облегчения труда, повышения его производительности, роста объёма производства и экономии затрат труда.

Уровень механизации основного производства (цеха, предприятия) определяется такими показателями: степень механизации труда См.т, уровень механизации производственных процессов Ум.п.п.

Степень механизации труда (в %)

где Чм - численность рабочих основного производства, занятых механизированным трудом; Ч - общая численность рабочих основного производства.

Уровень механизации производственных процессов (в %)

где Тз - общие затраты труда в основном производстве, выраженные в условных нормах ручного труда, чел.-ч; Тр - затраты оставшегося ручного труда в основном производстве, чел.-ч.

В качестве условных норм ручного труда на единицу продукции основного производства взяты затраты труда производственных рабочих при условии выполнения всех трудовых процессов вручную без каких-либо элементов механизации.

Общие затраты труда по цеху основного производства выраженные в условных нормах ручного труда (в чел.-ч.)

где Т1, Т2,…, Тn - условные нормы ручного труда на 1000 дал продукции по каждой схеме (операции) обработки виноматериалов, чел.-ч.; Р1,Р2,…,Рn - объём обработки виноматериалов по каждой схеме (операции) обработки, тыс. дал; n - число операций.

Общие затраты труда в основном производстве предприятия (объединения), выраженные в условных нормах ручного труда (в чел.-ч.)

где Тзц - общие затраты труда в основном производстве i - го цеха, выраженные в условных нормах ручного труда, чел.-ч.; n - количество цехов предприятия.

Затраты оставшегося ручного труда (в %):

где Тт - фактическая технологическая трудоёмкость продукции цеха (предприятия), чел.-ч.; См.т - степень механизации труда в цехе (предприятии), %.

Фактическая технологическая трудоёмкость продукции (в чел.-ч)

где Ч - численность рабочих цеха (предприятия), занятых в основном производстве; t - годовой фонд рабочего времени одного рабочего, ч.

Определение уровня механизации вспомогательного производства и ПРТС (погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы) работ. При определении уровня механизации вспомогательного производства предприятий вторичного виноделия необходимо исходить из тех же методологических положений, что и при определении уровня механизации основного производства. При этом структурные подразделения вспомогательного производства предприятия следует рассматривать как самостоятельные производственные единицы, выпускающие соответствующую продукцию.

Общие затраты труда во вспомогательном производстве винзавода, выраженные в условных нормах ручного труда, Тз (в чел.-ч) можно рассчитать по формуле:

где Тз р.о - общие затраты труда на ремонт и обслуживание оборудования за год, чел.-ч.; Тз т.х - общие затраты труда на обслуживание тепловых и холодильных установок за год, чел.-ч.; Тз з.с - общие затраты труда на поддержание зданий и сооружений в рабочем состоянии, чел.-ч.; Тз п.р - общие затраты труда на ПРТС работах, чел.-ч.

Общие затраты труда на ремонт оборудования за год, выраженные в условных нормах ручного труда, Тз р.о (в чел.-ч) составит:

где Эр.о - условная норма ручного труда на ремонт и обслуживание оборудования в 1 условную ремонтную единицу (Ремонтная единица - это условно выбранный объём ремонтных работ, производимых при определённом соотношении трудозатрат ремонтных рабочих различных профессий. Значение трудоёмкости одной ремонтной единицы по капитальному ремонту равно 35 нормо-ч.), чел.-ч.; Vр.о - среднегодовой объём ремонтных работ, условных ремонтных единиц.

Формула для определения уровня механизации производства в целом по винзаводу имеет следующий вид:

где Тз О - общие затраты труда в основном производстве в условных нормах ручного труда в расчете на годовой объём производства, чел.-ч.; Тз Э - Общие затраты труда на обслуживание тепловых и холодильных установок, выраженные в условных нормах ручного труда, чел.-ч.; Тз З.С - общие затраты труда на поддержание зданий и сооружений на предприятии в рабочем состоянии, выраженные в условных нормах ручного труда, чел.-ч.; Тз Г - общие затраты труда на грузопотоках предприятия, выраженные в условных нормах ручного труда, чел.-ч.; Тз Р.О - затраты оставшегося ручного труда в основном производстве в расчете на годовой объём производства, чел.-ч.; Тз Р.В - затраты оставшегося ручного труда во вспомогательном производстве, чел.ч.

Расчет показателей механизации производства по подразделениям и по заводу в целом, производится на основании данных о численности рабочих по основному, вспомогательному производству и ПРТС работам.

По вышеуказанной методике рассчитываем показатели уровня механизации производственных процессов по видам производств (таблица 4).

Таблица 4

Показатели уровня механизации по видам производств

Относительно высокий уровень механизации основного производства предприятия объясняется прежде всего тем, что подавляющее большинство технологических процессов связано с перекачиванием виноматериалов, которое, как известно осуществляется механизированным способом, кроме того, в цехах розлива такие трудоемкие операции, как мойка бутылок и розлив вина в бутылки, а также бракераж готовой продукции и наклейка этикеток, полностью механизированы.

Для выявления резервов механизации труда на винзаводе целесообразно провести анализ структуры численности рабочих по видам производств.

В настоящее время в основном производстве ОАО "Ударный" занято 63 человека, что составляет 37,3% общего количества рабочих; во вспомогательном производстве 43 человека, или 25,4%, на ПРТС работах 63 человека, или 37,3% (таблица 5).

Таблица 5

Структура численности рабочих по видам производств

Из таблицы 5 видно, что в целом по обследованному предприятию более половины рабочих (54,2%) занято ручным трудом. Особенно велик удельный вес рабочих, занятых ручным трудом, на ПРТС работах (58,8%). Во вспомогательном производстве этот показатель составил 51,2%.

Результаты анализа структуры численности вспомогательных рабочих и рабочих, занятых на ПРТС работах приведены в таблицах 6-7.

Таблица 6

Структура численности вспомогательных рабочих

Функции вспомогательного производства

Численность рабочих

удельный вес, %

занятых ручным трудом

занятых механизированным трудом

всего человек

удельный вес, %

Всего человек

Удельный вес, %

Ремонт оборудования

Энергоснабжение

Поддержание зданий и сооружений в рабочем состоянии

Таким образом, несмотря на значительную степень механизации труда на предприятии ОАО «Ударный», ручным трудом занято более половины всего количества рабочих, что является большим резервом для дальнейшей механизации труда (см. таблицы 5, 6, 7).

Таблица 7

Структура численности рабочих, занятых на ПРТС работах

Механизация и автоматизация производственных процес­сов - это комплекс мероприятий, предусматривающих широ­кую замену ручных операций машинами и механизмами, вне­дрение автоматических станков, отдельных линий и произ­водств.

Механизация производственных процессов означает замену ручного труда машинами, механизмами и другой техникой.

Механизация производства непрерывно развивается, со­вершенствуется, переходя от низших к более высоким фор­мам: от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автома­тизации.

В механизированном производстве значительная часть тру­довых операций выполняется машинами и механизмами, меньшая - вручную. Это частичная (некомплексная) механиза­ция, при которой могут быть отдельные слабомеханизирован­ные звенья.

Комплексная механизация - это способ выполнения всего комплекса работ, входящих в данный производственный цикл, машинами и механизмами.

Высшей степенью механизации является автоматизация производственных процессов, которая позволяет осуществлять весь цикл работ без непосредственного участия в нем человека, лишь под его контролем.

Автоматизация - это новый тип производства, который подготовлен совокупным развитием науки и техники, прежде всего переводом производства на электронную основу, с помо­щью применения электроники и новых совершенных техничес­ких средств. Необходимость автоматизации производства вы­звана неспособностью органов человека с нужной быстротой и точностью управлять сложными технологическими процесса­ми. Огромные энергетические мощности, большие скорости, сверхвысокие и сверхнизкие температурные режимы оказались подвластны только автоматическому контролю и управлению.

В настоящее время при высоком уровне механизации ос­новных производственных процессов (80%) в большинстве отраслей все еще недостаточно механизированы вспомогатель­ные процессы (25-40), многие работы выполняются вручную. Наибольшее количество вспомогательных рабочих использу­ется на транспорте и перемещении грузов, на погрузочно-разгрузочных работах. Если же учесть, что производитель­ность труда одного такого работника почти в 20 раз ниже, чем у занятого на комплексно-механизированных участках, то ста­новится очевидной острота проблемы дальнейшей механиза­ции вспомогательных работ. Кроме того, необходимо учиты­вать то обстоятельство, что механизация вспомогательных работ в промышленности обходится в 3 раза дешевле, чем основных.

Но основной и самой важной формой является автомати­зация производства. В настоящее время счетно-решающие ма­шины все более решительно входят во все области науки и техники. В будущем эти машины станут основой автоматиза­ции производства и будут управлять автоматикой.

Создание новой автоматической техники будет означать широкий переход от трехзвеньевых машин (рабочая маши­на - передача - двигатель) к четырехзвеньевым системам машин. Четвертое звено - кибернетические устройства, при помощи которых обеспечивается управление огромными мощ­ностями.

Основными ступенями автоматизации производства яв­ляются: полуавтоматы, автоматы, автоматические линии, участки- и цехи-автоматы, заводы- и фабрики-автоматы. Пер­вой ступенью, представляющей собой переходную форму от простых машин к автоматическим, являются полуавто­маты. Принципиальная особенность машин этой группы за­ключается в том, что целый ряд функций, осуществляющихся ранее человеком, здесь передан машине, однако за рабочим еще сохраняются определенные операции, обычно трудно поддающиеся автоматизации. Высшей ступенью является со­здание заводов- и фабрик-автоматов, т.е. полностью автома­тизированных предприятий.

Основными показателями, характеризующими уровень ме­ханизации и автоматизации, являются:

Коэффициент механизации производства

где К мп - коэффициент механизации производства;

V М - объем продукции, произведенной с помощью машин и механизмов;

V общ - общий объем выработанной продукции на предприятии;

Коэффициент механизации (автоматизации) труда (К^.т)

где N М - количество рабочих, занятых на механизированных (авто­матизированных) работах, чел.;

Np - количество рабочих, выполняющих ручные операции;

Коэффициент механизации (автоматизации) работ (Кр)

где V М - объем работ, выполненный механизированным (автомати­зированным) способом;

V общ - общий объем работ;

Уровень автоматизации Y а на практике довольно часто определяют из выражения

где K а - количество автоматического оборудования в штуках или его стоимость в рублях;

К - количество или стоимость неавтоматического оборудова­ния.

Необходимо отметить, что этот показатель уровня автома­тизации, определенный на основе сопоставления применяемо­го автоматического и неавтоматического оборудования, не совсем точно характеризует уровень автоматизации на пред­приятии.

В определенной мере уровень механизации производства характеризует и такой показатель, как техническая вооружен­ность труда (Кт.в.) который определяется из выражения

где Фа - среднегодовая стоимость активной части основных произ­водственных фондов;

N - среднесписочная численность работников предприятия или рабочих.

Экономическая и социальная значимость механизации и автоматизации производства заключается в том, что они по­зволяют заменить ручной труд, особенно тяжелый, машинами и автоматами, повысить производительность труда и на этой основе обеспечить реальное или условное высвобождение ра­ботников, улучшить качество производимой продукции, сни­зить трудоемкость и издержки производства, увеличить объем производства и тем самым обеспечить предприятию более высокие финансовые результаты, что дает возможность улуч­шить благосостояние работающих и их семей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава I. Общие основы механизации производственных процессов
  • Глава II. Методика расчёта показателей уровня механизации и автоматизации, механовооруженности и энерговооруженности (на примере дорожного строительства)
  • Глава III. Производительность труда в условиях комплексной механизации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Механизация производства позволяет повысить производительность труда, освобождает человека от выполнения тяжелых, трудоемких и утомительных операций. Особенно актуальна проблема механизации труда на вредных и опасных для здоровья человека производствах.

Механизация производства способствует рациональному и экономному расходованию сырья, материалов и энергии, снижению себестоимости и повышению качества продукции. Наряду с совершенствованием и обновлением технических средств и технологий механизация производства неразрывно связана с повышением уровня квалификации и организации производства, изменением квалификации работников.

В данной работе рассматривается технико-экономическая оценка уровня механизации работ (на примере автодорожного строительства).

Успешное строительство каждой автомобильной дороги во многом зависит от качества организации работ, от того, насколько рационально будут использованы рабочие, машины, транспорт.

В настоящее время еще не разработаны методы объективной комплексной оценки качества организационной работы и нет единого показателя, с помощью которого можно было бы дать исчерпывающую оценку уровня организации работ. Структура специализированных подразделений, выбор средств механизации для их оснащения, порядок взаимодействия, система поставок материалов, обеспечение транспортом и другие организационные факторы комплексно влияют на сроки, качество и стоимость строительства.

Глава I. Общие основы механизации производственных процессов

Механизация производственного труда - замена мускульной человеческой энергии путем использования механических машин и механизмов, которые производятся в движение разнообразными двигателями. C помощью механизации можно исключить тяжелый физический труд.

Механизация комплексная -- высшая ступень механизации. При такой механизации применяются системы машин и механизмов, которые связаны между собой по производительности, обеспечивают выполнение технических и производственных управляющих операций. Механизация комплексная позволяет перейти к автоматизации, как обычной, таки комплексной.

При автоматизации производства применяются приборы, машины и приспособления, осуществляющие производственные действия без применения физической силы человека, однако работа осуществляется под его контролем. Постоянного присутствия работника система не требует достаточно периодического наблюдения за ходом работы.

Комплексная автоматизация -- это автоматические системы, обеспечивающие контроль и управление процессами без участия человека c помощью заданных параметров работы. Человеку отводиться лишь функция контролера хода процессов, работы оборудования и средств автоматизации.

Автоматизация чаще всего применяется на крупных производствах c массовым характером работы. Широко распространена как в мясной, так и в молочной промышленности. В подобных производствах есть большое количество линий, которые выполняют одну технологическую функцию. Комплексно автоматизируются цехи и заводы.

В результате сведения человечество труда к минимуму количество производственных травм практически равно нулю. Большая часть несчастных случаев приходится на ремонт и наладку оборудования, a также на нерациональную расстановку оборудования и организацию рабочих мест. Таким образом, большое количество автоматизированного и механизированного труда позволяет уменьшить травматизм на производстве. Также автоматизация и механизация позволяют устранить работу человека во вредных и тяжелых для работы условиях труда.

Механизация и автоматизация требуются не только на больших однотипных производствах. Необходима она и на предприятиях c единичным и мелкосерийном производством. В настоящее время существует огромное количество автоматизированных линий, которые позволяют облегчить и обезопасить труд рабочего. Возможность быстрого переоснащения подобных линий позволяет использовать их в самых различных производственных процессах.

В мелкосерийном производстве повысить эффективность и производительность труда можно c помощью широкого применения станков c управлением специальными программами. В мелкосерийном производстве большую часть времени y рабочего занимает чтение и выбор оптимального варианта чертежа. Автоматизированная программная система позволяет освободить рабочего от этих операции, выбор приемлемого режима работы система сделает сама до начала процесса производства. Вся информация o форме, размере детали и прочие сведения передается рабочему c помощью магнитной ленты или карты непосредственно на станок.

Программное управление все чаще используется агрегатными переналаживаемыми станками, универсальными, широкого профиля для их автоматизации. При работе c программным управлением рабочий запускает станок и снимает готовый продукт. Таким образом, исключается нахождение работника в опасной зоне работы станка. Все перечисленные действия выполняются при отключенных рабочих агрегатах.

Машинные комплексы -- это несколько соединенных центров в единую машинную систему c помощью разнообразных устройств, каждое и которых работает на соответствующей программе. Ручной труд сведен к минимуму.

При автоматизации технологических процессов большое внимание уделяют загрузке. Даже использование машинных комплексов не может освободить рабочего от тяжелого погрузочно-разгрузочного труда. Механизированная загрузка почти вдвое снижает объем ручного труда благодаря превращению обычного оборудования в автоматизированное. Такие машины используются как самостоятельно, так и встраиваются в автоматические линии. Загрузка и выгрузка чаще всего сочетается c зажимными приспособлениями машины, поэтому ручной труд происходит е удалении от опасной зоны работы.

При ручном измерении рабочий подвергает риску свои руки, вводя их в потенциально опасную зону. Ручные контрольные операции чаще всего становятся причиной производственных травм. Безопасность работы осуществляет автоматизированный операционный контроль c помощью различных устройств. Для непрерывного измерения используются автоматические и полуавтоматические машины.

Полуавтоматические устройства отслеживают изменения и по достижению необходимых показателей подают световые сигналы. Рабочему при этом необходимо лишь произвести остановку. Автоматические устройства сами включают рабочие передвижения устройства по достижению необходимых показателей.

Таким образом, технологический процесс освобождает рабочего не только от тяжелого физического труда, но и от постоянного нервного напряжения, связанного c потенциальной опасностью его работы. Этого легко достигнуть c помощью перехода на автоматическое и механическое выполнение ручного труда. Использование современных наработок и освобождение человека от ручных операций поможет избежать травматизма в процессе работы, что является улучшением безопасности труда.

Глава II. Методика расчёта показателей уровня механизации и автоматизации, механовооруженности и энерговооруженности (на примере дорожного строительства)

Продолжительность строительства автомобильной дороги и сроки ввода ее в постоянную эксплуатацию одновременно на всем протяжении или раздельно по участкам устанавливают, исходя из общих задач развития народного хозяйства данной области (района, республики) или из потребностей отдельных крупных объектов (рудника, ГЭС и т. п.), для обслуживания которых предназначена дорога.

С целью предупреждения распыления средств и удорожания работ, неизбежных при затяжных сроках производства работ, а также для уменьшения ущерба, наносимого народному хозяйству отсутствием благоустроенных дорог, установлены нормы продолжительности строительства автомобильных дорог общей сети, сооружаемых за счет государственных капитальных вложений.

Для автомобильных дорог, строящихся в особо сложных условиях, продолжительность строительства в каждом частном случае определяется проектом организации строительства.

К таким условиям относят строительство дорог:

Ш в I климатической зоне;

Ш в заболоченной местности с протяжением участков на болотах более 25% от общей протяженности дороги;

Ш в горной местности со средним профильным объемом земляных работ на 1 км свыше 70 тыс. м 3 для дорог II категории, 50 тыс. м 3 --* III категории, 40 тыс. м 3 -- IV категории и 30 тыс. м 3 -- V категории;

Ш I технической категории;

Ш в пределах городов (с учетом застройки прилегающей территории).

Капитальные вложения по годам строительства распределяют таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность дорожно-строительным организациям своевременно произвести все подготовительные работы. Для всех объектов, имеющих нормативный срок строительства 24 месяца и выше, капитальные вложения распределены на период на один год больше срока строительства. Причем на первый год строительства выделяют для выполнения подготовительных работ и разворот основных работ всего 10% от сметной стоимости объекта.

Снижены против средних значений также капиталовложения последнего года строительства. Такое распределение принято для того, чтобы дать возможность строителям без привлечения дополнительных ресурсов закончить все работы и сдать дорогу в постоянную эксплуатацию не позже конца III или в крайнем случае в начале IV квартала. Одновременно должны быть развернуты работы на новом объекте.

Увеличение продолжительности строительства сверх установленных норм недопустимо. Сокращение продолжительности строительства, при отсутствии избыточных ресурсов, свидетельствует о высоком уровне организации работ, хорошем использовании рабочих кадров и средств механизации и положительно характеризует деятельность дорожно-строительной организации.

При наличии в районе будущего строительства территориальной дорожно-строительной организации, которой намечено поручить строительство новой дороги, сроки строительства часто определяют, исходя из ее производственных возможностей. Объемы работ, подлежащие выполнению наличным парком строительных и транспортных машин, а также сроки их окончания рассчитывают, предусматривая выполнение всеми машинами годовых директивных норм.

Определенная подобным образом продолжительность строительства не должна превышать нормативную. Если же она окажется больше, то строительной организации выделяют дополнительные материально-технические ресурсы, обеспечивающие окончание строительства в нормативные сроки.

Уровень механизации У м (в %) принято определять отношением объемов работ, выполненных машинами, к их общему объему;

где Q M -- объем механизированных работ, в физических единицах измерений (м 3 , пог. м, т и т. д.) или в стоимостном выражении (руб.); Q -- объем всех работ в тех же единицах измерения.

В физических единицах измерения эта формула позволяет определять уровень механизации только по отдельным видам работ, например, по земляным работам, по заготовке камня, укладке асфальтобетонной смеси. Для определения общего уровня механизации всего строительства или какого-либо комплекса различных видов работ численные значения объемов работ, характеризующихся различными единицами измерений, заменяют их стоимостными выражениями. Тогда Q M -- стоимость механизированных работ; Q -- стоимость всех работ.

На дорожном строительстве наиболее высокие (близкие к 100%) показатели уровня механизации достигнуты на земляных работах, приготовлении цементобетонных и битумоминеральных смесей, постройке асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, добыче и переработке камня. В то же время полностью не механизированы работы по устройству покрытий из мелких штучных материалов: булыжника, каменной шашки, брусчатки, клинкера. Недостаточно механизированы укрепительные и отделочные работы, установка бордюров, указательных знаков и ограждений.

В некоторых случаях из-за несовершенства существующих средств механизации необходимо выполнять вручную работы по дополнительному обслуживанию основного механизированного процесса. Так, на строительстве цементобетонных покрытий часто приходится выделять несколько рабочих для дополнительных ручных работ по укладке, рихтовке и разборке рельс-форм, раскладке битумной бумаги, установке арматуры и т. д. В итоге, несмотря на высокий уровень механизации основных видов работ на дорожном строительстве, большое число рабочих все еще занято работами вручную. Выполняемые ими объемы составляют незначительную часть общих объемов всех строительных работ, но занятые на этих работах рабочие занимают еще существенную долю в общей численности рабочих на дорожных объектах. Но данный показатель при формальном расчёте характеризует только количественный уровень механизации и не дает его качественной характеристики и не отражает степень совершенства применяемых машин. На двух строительных объектах, оснащенных в одном случае устарелыми средствами механизации с низкой производительностью, а в другом -- современными, высокопроизводительными, могут иметь место формально одинаковые показатели уровня механизации. Поэтому для полной характеристики уровня и качества механизации работ обычно определяют еще дополнительные показатели:

Ш механовооруженность строительства и механовооруженность труда;

Ш энерговооруженность строительства и энерговооруженность труда;

Ш степень охвата рабочих механизированным трудом.

Механовооруженностью строительства М с называют выраженное в процентах отношение среднегодовой стоимости.всех машин С м, имеющихся на строительстве, к годовому плану строительно-монтажных работ П с _м.р:

Механовооруженность труда (механовооруженность 1-го рабочего) определяют как стоимость всех машин, приходящуюся на одного рабочего:

где N p , -- количество рабочих, занятых в одну смену.

При неравной загруженности рабочих и машин в разные смены принимают данные по смене, в которой работает больше рабочих.

Недостатком показателей механовооруженности является определение их по стоимости машин. Стоимость только весьма приближенно характеризует производительность машин. Более наглядно отражают производственную мощность строительной организации показатели энерговооруженности.

Энерговооруженностью строительства Э называют мощность всех имеющихся на строительстве двигателей, приходящуюся на 1 млн. руб. годового плана строительно-монтажных работ:

где SP M -- мощность всего парка дорожно-строительных машин, кВт.

Энерговооруженностью труда Э тр называют отношение суммарных затрат всех видов энергии, используемой на строительстве, к числу отработанных человеко-дней:

где Э Э -- сумма затрат энергии всех видов, выраженная в одинаковых измерителях, чаще всего в кВт-ч; Ечел.-дн. -- сумма человеко-дней, отработанных на строительстве.

Иногда энерговооруженность рабочего Э р (по аналогии с механовооруженностью) определяют как отношение суммы мощностей всех имеющихся на строительстве двигателей к среднесписочному количеству рабочих, работающих в первой смене (с большим числом рабочих):

механизация производственный автоматизация энерговооруженность

- Степень охвата рабочих механизированным трудом У 0 р характеризуют отношением количества рабочих, занятых на машинах Np M , к общему количеству всех рабочих N p (в,%):

В число рабочих, занятых на машинах, включают не только машинистов, непосредственно управляющих машинами, но и вспомогательный и обслуживающий персонал: дежурных слесарей, электриков и т. д. Не включают в величину N pM рабочих, занятых на различного рода работах, выполняемых вручную и обеспечивающих нормальную работу машин, например, рабочих, занятых на раскладке вручную арматуры.

Развитие современного дорожного машиностроения позволяет уже в настоящее время автоматизировать ряд дорожно-строительных работ. Особенно успешно внедряется автоматизация на производственных предприятиях дорожного строительства (асфальтобетонных и цементобетонных заводах, различных базах и полигонах).

Уровень автоматизации У а определяют выраженным в процентах отношением объемов работ, выполняемых автоматизированным оборудованием Q a , к общему объему работ на объекте;

Автоматизация строительных процессов может быть успешно осуществлена только на базе комплексной механизации работ. "Поэтому показатель уровня автоматизации не может быть выше показателя уровня комплексной механизации работ.

При расчете необходимого количества средств механизации для строительного объекта проверяют возможность рационального использования всех машин, необходимых по требованиям технологии производства работ. При этом должна быть обеспечена выработка каждой списочной машиной годовой директивной нормы. Данные э тих расчетов являются пределами, ограничивающими поставки на строительство средств механизации.

При сравнении различных вариантов обеспечения строительства средствами механизации и строительными кадрами предпочтение обычно отдают варианту, у которого:

Ш наиболее высокие показатели уровня комплексной механизации и автоматизации; если эти показатели низки у всех вариантов принимают во внимание показатель уровня некомплексной механизации;

Ш обеспечено выполнение и перевыполнение годовых директивных норм всем парком машин;

Ш высокие показатели степени охвата рабочих механизированным трудом;

Ш механовооруженность строительства и энерговооруженность на 1 млн. руб. (или на единицу физического объема) выполняемых работ будут наименьшими;

Ш механовооруженность и энерговооруженность труда (одного рабочего) будет наибольшей.

В этом случае на строительстве:

а) будет занято наименьшее количество рабочих, т. е. показатель трудоемкости будет наименьшим;

б) работы, выполняемые вручную, будут сведены к минимуму или даже полностью исключены;

в) затраты на оснащение строительной организации средствами механизации и энергией будут наименьшими, а использование их будет достаточно эффективным.

Для обеспечения условий комплексно-механизированного производства земляных работ на нескольких объектах в течение года требуется заранее подобрать необходимые комплекты машин. Если состав и структура машинного парка подрядной строительной организации, ведущей данные работы, не позволяют сформировать необходимое числа комплектов машин, то при расчете потребности в машинах определяют номенклатуру и количество недостающих типов машин, намечаемых к поставке. Принципиальная схема подбора комплектов машин для объектов строительства, включенных в годовой план подрядной организации, выглядит следующим образом. Все объекты группируют по объемно-планировочным характеристикам и намечаемой технологии производства работ. Объемы работ распределяют по группам объектов, имеющих одинаковые характеристики. Номенклатуру строительных процессов составляют по каждому виду работ. Из исходной номенклатуры машин подбирают состав и структуру технологических комплектов машин.

Для сложных объектов и при наличии малообъемных рассредоточенных работ в состав комплектов включаются универсальные строительные машины на базе мобильных тракторов, оснащенных комплектами съемного навесного оборудования.

Основные условия правильного комплектования машин для производства земляных работ комплексно-механизированным способом следующие: - число машин, участвующих в технологическом процессе должно быть минимальным, а конструкция и параметры их полностью соответствующими условиям работы, характеру и габаритам возводимого сооружения; - в составе каждого комплекта машин выделяется одна или несколько ведущих, которые в основном определяют организацию работ всего комплекта машин, его производительность и темпы производства работ; - состав комплекта машин должен обеспечивать непрерывность потока грунта от места его разработки до места отсыпки в насыпь или отвал; производительность каждой входящей в комплект машины должна обеспечивать наиболее эффективную работу ведущей (или ведущих) машины.

Несоблюдение последнего условия влечет за собой снижение производительности всего комплекта машин до уровня наименее производительной машины. В этом случае основной показатель эффективности комплексной механизации -- стоимость разработки грунта -- может оказаться выше, чем при механизации только некоторых процессов.

Одновременно с комплексной механизацией работ в некоторых отраслях интенсивно развивается комплексная механизация видов строительства, особенно линейных сооружений, таких, как автомобильные и железные дороги, линии электропередач, магистральные трубопроводы. При этом предусматривается выполнение комплекса работ комплектами машин, взаимоувязанных по производительности и другим показателям.

Комплексная механизация работ и видов строительства обеспечивается комплектным подбором машин при подготовке к строительству и поддержанием их комплектности в процессе эксплуатации. Взаимосвязь групп машин, обеспечивающих комплексную механизацию строительства, характеризует ее структуру, которая может быть простой (последовательной) и комбинированной).

В состав комплектов машин, кроме ведущих и вспомогательных, входят резервные машины. Резервные машины используют при выходе из строя ведущих и вспомогательных машин.

Глава III. Производительность труда в условиях комплексной механизации

Под производительностью труда понимают количество продукции, изготовленное рабочим в единицу времени. Количество продукции, изготовленное в единицу времени бригадой или всей строительной организацией, характеризует коллективную производительность труда бригады или всей строительной организации. В механизированных подразделениях определяют также производительность отдельных машин или целого их комплекса. Повышение производительности труда выражается в увеличении продукции, изготовленной в единицу времени, при неизменном количестве рабочих.

Показатели производительности труда являются важной оценкой качества проектов организации строительства и производства работ, а также качества оперативного руководства строительством и всей деятельности строительных организаций.

На дорожном строительстве применяют два основных показателя производительности труда: а) трудоемкость; б) выработку на одного работающего.

Трудоемкостью называют затраты рабочего времени в чел.-дн. (или чел.-ч) на изготовление единицы строительной продукции. При определении трудоемкости одного вида работ строительную продукцию измеряют в физических показателях (1 м 3 земляных работ, 1 м 2 покрытия и т. д.),. Показатель трудоемкости Т р -одного вида" работ определяют по формуле

где Е чел.-дн -- общее количество человеко-дней, затраченное на выполнение определенного вида работ; Q -- объем строительной продукции, полученной в.результате затрат данного количества человеко-дней.

Для оценки трудоемкости конечной продукции дорожного строительства определяют затраты рабочего времени (в чел.-дн.), необходимого для сооружения всей дороги или в среднем на 1 км. В последнем случае количество строительной продукции будет равно протяженности готовой дороги (в км). Для сравнения трудоемкости строительства объектов различных технических категорий, а также для определения трудоемкости комплекса различных работ, не имеющих общего измерителя или не представляющих собой законченного сооружения, находят количества человеко-дней, необходимых в среднем для выполнения работ на 1 млн. руб. В этом случае значение количества продукции заменяют ее стоимостью (млн. руб.). Чем ниже показатель трудоемкости, тем выше уровень организации работ.

Выработкой на одного работающего называют количество строительной продукции (в физических единицах или стоимостном выражении), приходящееся в среднем на одного работающего за единицу времени. Различают показатели выработки" за смену, месяц, квартал и год. Показатель выработки отражает условия работ в течение периода, за который его определяют. Поэтому для оценки общего уровня организации работ крупных коллективов целесообразно определять выработку за длительные периоды -- квартал и год. Показатель выработки В на одного работающего определяют по формуле

где Q -- объем работ, выполняемый за период времени, для которого определяют выработку (за год, квартал и т. п.). Для комплекса различных видов работ значения объемов заменяют их суммарной стоимостью в рублях; N рс -- среднесписочное годовое (квартальное) количество работающих.

В среднесписочное годовое (квартальное) количество работающих входят все рабочие, занятые на данных строительно-монтажных работах, на производственных предприятиях, обслуживающих эти работы, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, охрана и ученики.

В большинстве случаев чем выше выработка на 1-го работающего, тем выше уровень организации работ. Но следует учитывать, *что численное выражение выработки повышается при использовании дорогостоящих материалов, а также при отсутствии своих.производственных предприятий и получении всех необходимых строительству материалов, полуфабрикатов и изделий от других организаций. В таких условиях высокий показатель выработки еще «едостаточен для положительной оценки организации работ.

Уровень производительности труда и его повышение зависят от материально-технических и социально-экономических факторов. Основными материально-техническими факторами считают:

Ш внедрение в производство новых достижений науки и техники;

Ш повышение уровня механизации и автоматизации производства;

Ш совершенствование технологии производства работ;

Ш применение более совершенных и более производительных машин;

Ш совершенствование оперативного управления производством, внедрение диспетчеризации, переход к автоматизированным системам управления;

Ш своевременное снабжение строительными и вспомогательными материалами высокого качества;

Ш высокое качество и детальная разработка проектов организации строительства и производства работ.

К основным социально-экономическим факторам относят:

Ш использование рабочего времени;

Ш уровень квалификации рабочих;

Ш обеспечение правильного нормирования работ и материального поощрения за перевыполнение норм;

Ш обеспечение высокого уровня охраны труда и техники безопасности;

Ш стабильность рабочих кадров.

Обе группы факторов взаимно связаны между собой. Так, совершенствование технологии производства работ обычно предусматривает и лучшее использование рабочего времени; применение более сложных машин (или автоматизации производственных процессов) требуют для их обслуживания рабочих высшей квалификации и т. д. Поэтому мероприятия, направленные на повышение производительности труда, как правило, охватывают одновременно несколько факторов из обеих групп.

Основным конечным результатом повышения производительности труда является сокращение сроков строительства и снижение себестоимости строительных работ.

В том случае, когда мероприятия по повышению производительности труда требуют дополнительных специальных капитальных вложений, их экономическую эффективность определяют путем сопоставления приведенных затрат применения новых и старых (заменяемых) способов производства работ.

Наибольший рост производительности труда в строительстве обычно обеспечивается за счет повышения уровня механизации, перехода от выборочного применения машин к комплексной механизации и автоматизации работ, внедрения в производство новых более совершенных машин и модернизации существующих машин.

Прирост производительности труда за счет повышения уровня механизации работ (П м.т) можно определить по формуле

где Э т; 3 -- экономия трудовых затрат в % к общей трудоемкости выполняемых работ;

где п -- количество видов работ; Г р и Г м -- трудоемкость единицы, Работ, выполняемых вручную и механизированным способом; Q p и Qp--объемы работ, выполняемые вручную до и после повышения уровня механизации; Q M и qm -- объемы механизированных Работ, выполняемые до и после повышения уровня механизации.

Заключение

В качестве вывода по работе можно указать, что для оценки уровня организации работ в строительстве автомобильных дорог используют ряд технических и экономических показателей, характеризующих отдельные стороны общей организации строительства. Основные из этих показателей следующие:

продолжительность, стоимость и ритмичность;

уровень механизации и автоматизации работ; механовооруженность и энерговооруженность;

производительность труда;

использование основных фондов.

Перечисленные показатели используют как для оценки фактического уровня организации работ на строительстве, так и для выбора лучшего варианта при составлении проектов организации строительства.

При нечетко выраженном преимуществе (в системе большого количества показателей) какого-либо варианта, принимают решения по двум-трем показателям, являющимся для данного объекта наиболее важными. В большинстве случаев такими определяющими показателями являются продолжительность и сметная стоимость строительства. Зачастую учитывают также количество потребных ресурсов и уровень использования основных фондов строительства. В частности, планирование объемов строительно-монтажных работ обычно производят, ориентируясь на существующие дорожно-строительные организации, оснащенные определенным парком машин, транспорта и др.

Сокращение ручного труда - процесс сложный и многогранный, требующий осуществления комплексных организационных, технических, экономических и социальных мер. Преобразование ручного труда можно проследить, выделив ступени его механизации и автоматизации.

На первой ступени осуществляется частичная механизация, охватывающая отдельные производственные операции или виды работ, главным образом связанных с тяжелым физическим трудом. Примерами механизации являются: использование резьбозавертывающих машин вместо отвертки, использование патронов с пневматическим или гидравлическим приводом вместо обычного винтового перемещения кулачков вручную с помощью ключа и т.д.

Развитие техники, появление новых машин и оборудования позволило решать проблему сокращения ручного труда на другом уровни. Так, например, в металлообработке появление многопозиционных станков с числовым программным управлением позволило совершать большое количество разнообразных операций, но чтобы перенести деталь на другой станок, необходимо вмешательство человека. Появление робототехнических комплексов позволило организовать единый автоматически действующий комплекс, где роль человека свелась к его обслуживанию.

Список использованной литературы

1. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения М.: Транспорт, 2009 - 183 с.

2. Могилевич В.М. Основы организации дорожно-строительных работ М.: Высшая школа, 2009 - 288 с.

3. Полосин-Никитин С. М. Основы строительства и эксплуатации автомобильных дорог М.: Транспорт, 2008 - 248 с.

4. Симонин С. Ю., Котов Ю.В. Наглядные изображения при проектировании автомобильных дорог М.: Транспорт, 2010 - 159 с.

5. Эксплуатация дорожных машин /под ред. А. М. Шейнина М.: Транспорт, 2010 - 328 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Поточное производство: его сущность и характеристики. Транспортные средства, планировка поточных линий, организация рабочих мест на поточных линиях. Рациональная система управления на основе использования средств механизации и автоматизации труда.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2013

    дипломная работа , добавлен 08.10.2004

    Сущность и этапы социального планирования и развития на предприятии. Профессионально–квалификационный состав и структура работников цеха по производству термотехники. Анализ уровня механизации и автоматизации подразделения и условий труда работников.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Факторы, обуславливающие проведение реинжиниринга бизнес-процессов и его основы. Понятие коренного перепроектирования производственных систем организаций. Разработка реинжиниринга производственных процессов в ООО "Нерудные строительные материалы".

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Производственная деятельность промышленных предприятий. Виды производственных процессов. Организация и внутренняя планировка рабочего места. Заготовительная, обрабатывающая, сборочная стадии и стадия испытаний. Функции обслуживания рабочих мест.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2015

    отчет по практике , добавлен 25.09.2012

    Организация процесса стратегического планирования на предприятии: выбор цели организации, анализ внутренней и внешней среды предприятия. Организация маркетинга на базе автотранспорта и механизации № 964 и программа его стратегического развития.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2010

    Изучение сути и ключевых задач логистики производственных процессов, целью которой является планирование, организация, управление, контроль и регулирование движения материальных и информационных потоков от их первичного источника до конечного потребителя.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2012

    Анализ существующей технологии, механизации и организации производства на участке. Классификация запасов месторождения Ляскеля. Организационно-технические мероприятия по улучшению работы в добычном блоке с обоснованием их экономической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Сущность, особенности, цели применения и приемы социально-психологических методов управления. Системы механизации и автоматизации управленческого труда, их понятие, направления, группы и необходимость. Мотивация и контроль как основные функции управления.

Представляет собой процедуру, в рамках которой функции контроля и управления, выполнявшиеся человеком, передаются приборам и устройствам. За счет этого существенно повышается результативность труда и качество продукции. Кроме этого, обеспечивается сокращение доли рабочих, привлеченных к разным промышленным сферам. Рассмотрим далее, что собой представляют автоматика и автоматизация производственных процессов.

Историческая справка

Самостоятельно функционирующие приборы - прообразы современных автоматических системы - стали появляться еще в древности. Однако до самого 18 столетия была широко распространена кустарная и полукустарная деятельность. В этой связи такие "самодействующие" устройства не получили практического применения. В конце 18-го - начале 19-го вв. произошел резкий скачок объемов и уровня производства. Промышленная революция создала предпосылки для усовершенствования приемов и орудий труда, приспособления оборудования для замены человека.

Механизация и автоматизация производственных процессов

Изменения, которые вызвала коснулись в первую очередь дерево- и металлообработки, прядильных, ткацких заводов и фабрик. Механизация и автоматизация активно изучались К. Марксом. Он видел в них принципиально новые направления прогресса. Он указывал на переход от использования отдельных станков к автоматизации их комплекса. Маркс говорил о том, что за человеком должны закрепляться сознательные функции контроля и управления. Работник становится рядом с производственным процессом и регулирует его. Главными достижениями того времени стали изобретения русского ученого Ползунова и английского новатора Уатта. Первый создал автоматический регулятор для питания парового котла, а второй - центробежный контроллер скорости паровой машины. Достаточно продолжительное время оставалась ручной. До внедрения автоматизации замена физического труда осуществлялась посредством механизации вспомогательных и основных процессов.

Ситуация сегодня

На современном этапе развития человечества системы автоматизации производственных процессов основываются на использовании компьютеров и различного программного обеспечения. Они способствуют сокращению степени участия людей в деятельности или полностью исключают его. В задачи автоматизации производственных процессов входит повышение качества выполнения операций, сокращение времени, которое на них требуется, снижение стоимости, увеличение точности и стабильности действий.

Основные принципы

Сегодня средства автоматизации производственных процессов внедрены во многие сферы промышленности. Независимо от сферы и объема деятельности компаний, практически в каждой из них используются программные устройства. Существуют различные уровни автоматизации производственных процессов. Однако для любого из них действуют единые принципы. Они обеспечивают условия для эффективного выполнения операций и формулируют общие правила управления ими. К принципам, в соответствии с которыми осуществляется автоматизация производственных процессов, относят:

  1. Согласованность. Все действия в рамках операции должны сочетаться друг с другом, идти в определенной последовательности. В случае рассогласованности вероятно нарушение хода процесса.
  2. Интеграция. Автоматизируемая операция должна вписываться в общую среду предприятия. На той или иной стадии интеграция осуществляется по-разному, однако суть этого принципа неизменна. Автоматизация производственных процессов на предприятиях должна обеспечивать взаимодействие операции с внешней средой.
  3. Независимость исполнения. Автоматизируемая операция должна осуществляться самостоятельно. Участие человека в ней не предусматривается, или оно должно быть минимально (только контроль). Работник не должен вмешиваться в операцию, если она осуществляется согласно установленным требованиям.

Указанные принципы конкретизируются в соответствии с уровнем автоматизации того или иного процесса. Для операций устанавливаются дополнительные пропорциональности, специализации и так далее.

Уровни автоматизации

Их принято классифицировать в соответствии с характером управления компании. Оно, в свою очередь, может быть:

  1. Стратегическим.
  2. Тактическим.
  3. Оперативным.

Соответственно, существует:

  1. Нижний уровень автоматизации (исполнительский). Здесь управление касается регулярно совершаемых операций. Автоматизация производственных процессов ориентирована на исполнение оперативных функций, поддержание установленных параметров, сохранение заданных режимов работы.
  2. Тактический уровень. Здесь обеспечивается распределение функций между операциями. В качестве примеров можно привести планирование производства или обслуживания, управление документами или ресурсами и так далее.
  3. Стратегический уровень. На нем осуществляется управление всей компанией. Автоматизация производственных процессов стратегического назначения обеспечивает решение прогнозных и аналитических вопросов. Она необходима для поддержания деятельности высшего административного звена. Этот уровень автоматизации обеспечивает стратегическое и финансово-хозяйственное управление.

Классификация

Автоматизация обеспечивается за счет использования разнообразных систем (OLAP, CRM, ERP и пр.). Все они разделяются на три основных типа:

  1. Неизменяемые. В этих системах последовательность действий устанавливается в соответствии с конфигурацией оборудования либо условиями процесса. Она не может изменяться в ходе операции.
  2. Программируемые. В них возможно изменение последовательности в зависимости от конфигурации процесса и заданной программы. Выбор той или иной цепочки действий осуществляется посредством специального набора инструментов. Они читаются и интерпретируются системой.
  3. Самонастраиваемые (гибкие). Такие системы могут осуществлять выбор нужных действий по ходу работы. Изменения конфигурации операции происходит в соответствии с информацией о течении операции.

Все эти типы могут использоваться на всех уровнях отдельно либо в комплексе.

Виды операций

В каждой экономической отрасли присутствуют организации, выпускающие продукцию или предоставляющие услуги. Их можно разделить на три категории в соответствии с "удаленностью" в цепи переработки ресурсов:

  1. Добывающие или производящие - сельскохозяйственные, нефтегазодобывающие предприятия, например.
  2. Перерабатывающие природное сырье организации. При изготовлении продукции они используют материалы добытые или созданные компаниями из первой категории. К ним, например, относятся предприятия электронной, автомобильной промышленности, электростанции и так далее.
  3. Обслуживающие компании. Среди них - банки, медицинские, образовательные учреждения, предприятия общепита и пр.

Для каждой группы можно выделить операции, связанные с предоставлением услуг или выпуском продукции. К ним относят процессы:

  1. Управления. Эти процессы обеспечивают взаимодействие внутри предприятия и способствуют формированию отношений компании с заинтересованными участниками оборота. К последним, в частности, относят надзорные органы, поставщиков, потребителей. В группу бизнес-процессов входят, например, маркетинг и продажи, взаимодействие с покупателями, финансовое, кадровое, материальное планирование и так далее.
  2. Анализа и контроля. Эта категория связана со сбором и обобщением сведений о выполнении операций. В частности, к таким процессам относят операционное управление, контроль качества, оценку запасов и пр.
  3. Проектирования и разработки. Эти операции связаны со сбором и подготовкой исходных сведений, реализацией проекта, контролем и анализом результатов.
  4. Производства. Эта группа включает в себя операции, связанные с непосредственным выпуском продукции. К ним относят, в том числе, планирование потребности и мощности, логистику, обслуживание.

Большая часть этих процессов сегодня автоматизирована.

Стратегия

Необходимо отметить, что автоматизация производственных процессов отличается сложностью и трудоемкостью. Для достижения поставленных целей необходимо руководствоваться определенной стратегией. Она способствует улучшению качества выполняемых операций и получению от деятельности желаемые результаты. Особое значение сегодня имеет грамотная автоматизация производственных процессов в машиностроении. Стратегический план можно коротко представить следующим образом:


Преимущества

Механизация и автоматизация различных процессов позволяет значительно повысить качество товаров и управления производством. Среди прочих преимуществ следует назвать:

  1. Увеличение скорости выполнения повторяющихся операций. За счет снижения степени участия человека одни и те же действия могут осуществляться быстрее. Автоматизированные системы обеспечивают большую точность и сохраняют работоспособность вне зависимости от продолжительности смены.
  2. Повышение качества работы. При снижении степени участия людей уменьшается или исключается влияние человеческого фактора. Это существенно ограничивает вариации выполнения операций, что, в свою очередь, предотвращает множество ошибок и повышает качество и стабильность работы.
  3. Увеличение точности управления. Использование информационных технологий позволяет сохранять и учитывать в дальнейшем больший объем сведений об операции, чем при ручном контроле.
  4. Ускоренное принятие решений при типовых ситуациях. Это способствует улучшению характеристик операции и предотвращает несоответствия на следующих этапах.
  5. Параллельность выполнения действий. дают возможность осуществлять несколько операций в одно время без ущерба для точности и качества работы. Это ускоряет деятельность и улучшает качество результатов.

Недостатки

Несмотря на очевидные преимущества, автоматизация может быть далеко не всегда целесообразной. Именно поэтому перед ее осуществлением необходим всесторонний анализ и оптимизация. После этого может сложиться так, что автоматизация не потребуется или будет невыгодна в экономическом смысле. Ручное управление и выполнение процессов может стать более предпочтительным в следующих случаях:

Заключение

Механизация и автоматизация, несомненно, имеют огромное значение для производственной сферы. В современном мире все меньше операций выполняется вручную. Однако и сегодня в ряде отраслей не обойтись без такого труда. Автоматизация особенно эффективна на крупных предприятиях, где выпускается продукция для массового потребителя. Так, например, на автомобильных заводах в операциях участвует минимальное количество людей. При этом они, как правило, осуществляют контроль за ходом процесса, не участвую в нем непосредственно. Модернизация промышленности в настоящее время идет очень активно. Автоматизация производственных процессов и производств считается сегодня наиболее эффективным способом повышения качества продукции и увеличения объема ее выпуска.

К середине XVIII в. хлопчатобумажная промышленность начала испытывать настоящий «прядильный голод». Ручное прядение стало отставать от ткачества, где применялся «летающий челнок».

Понадобилось резко увеличить выпуск пряжи, и в 1733 г. ткачом Дж. Харгривсом была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать сразу 16-18 веретенами. В 1772 г. механик К. Вуд значительно улучшил прялку «Дженни», а в 1783 г. С. Кромптон создал «мюль-машину », которая давала пряжу достаточно тонкую и прочную и получила поэтому широкое распространение в промышленности.

Эта машина стала технической основой механизированного хлопкопрядения. Однако в начале 80-х годов XVIII в. обнаружилась новая диспропорция: стало отставать ткачество. Теперь уже срочно требовалась ткацкая машина: «ткацкий голод» тормозил рост прибылей английских фабрикантов.

В 1785 г. Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок, заменявший до сорока ткачей. Этот станок, потребовавший значительных усовершенствований, нашел широкое применение в 20-х годах XIX в. Так в английской (и мировой) промышленности появились первые машины и первые фабрики.

Вслед за хлопчатобумажной промышленностью в 60- 80-х годах XV11I в. появились машины и в шерстяном, сукноделательном, бумажном, полиграфическом производствах. Но энергетическая база первых фабрик оставалась прежней - водяные мельницы. Помимо всего прочего это обстоятельство жестко привязывало фабричную промышленность к рекам, что не всччда совпадало с рыночными и транспортными интересами.

Промышленности потребовался универсальный, не зависящий от воды двигатель. Такой двигатель был создан Джеймсом Уаттом (паровая машина «двойного действия», патент 1782 г.). Вскоре была построена первая паровая прядильная фабрика, а затем паровая машина получила широкое применение в различных отраслях промышленного производства и на транспорте.

С применением машин промышленность немедленно предъявила повышенный спрос на металл, но мощности тогдашних плавильных печей сдерживались недостатком древесного угля, при помощи которого производилась выплавка металла. Для нужд металлургии уже в XVII в. в Англии были сведены целые лесные массивы, что угрожало английскому судостроению, а импортный лес был дорогим.

Производство чугуна сокращалось, в то время как огромные запасы каменного угля почти не использовались: применение минерального топлива при выплавке чугуна снижало качество металла ввиду появления различных серных соединений.

Между тем еще в 1735 г. А. Дерби, примешивая к руде негашеную известь и резко увеличив мощность воздуходувок, освоил доменную плавку на коксе без использования древесного угля. Через 50 лет этот метод позволил английской металлургии переключиться на минеральное топливо и обеспечил расширение производства черных металлов до пределов, определяемых добычей железной руды. В 1784 г. Г. Корт изобрел пудлинговую печь для получения железа из чугуна с применением минерального топлива.

Тогда же были освоены специальные прокатные вальцы, позволившие увеличить производительность труда в металлургии в 15 раз. С применением угля в металлургическом производстве повысился спрос на минеральное топливо, это дало сильный толчок развитию английской каменноугольной промышленности. В результате применения новой техники производительность английской металлургии повысилась и «металлический голод» начал постепенно устраняться.

Увеличение промышленного производства вызвало резкий рост перевозки грузов, с чем не могла справиться старая система транспорта. Однако наличие паровой машины сделало принципиально возможным применение ее на железнодорожном и водном транспорте.

Паровой железнодорожный транспорт появился в Англии уже в первой четверти XIX в. Еще с XVII в. для перевозки угля применялись рельсовые дороги с конной тягой. В начале XIX в. деревянные рельсы («трам», отсюда - трамвай) были заменены железными. Таким образом, рельсовый путь был готов, оставалось заменить конную тягу машинной. В конце XVIII-начале XIX в. Р, Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжая его изыскания, Дж. Стефенсон создал паровоз - самоходную паросиловую установку на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона («Ракета» - мощность 12 л. е., скорость -22 км/ч) показал удовлетворительные результаты в 1829 г. Стефенсон усовершенствовал также рельсовый путь. В 1830 г. была построена первая железная дорога, которая имела большое хозяйственное значение. Она связала Манчестер и Ливерпуль.

Появление железных дорог вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни: были созданы стабильные коммуникации между различными экономическими районами и отраслями промышленности. Железные дороги К. Маркс назвал «увенчанием здании» промышленного переворота.

После строительства в США в 1807 г. первого парохода паровой двигатель на водном транспорте получил распространение и в Англии.

Механизация производства , естественно, выдвинула проблему сооружения самих машин. Вначале машины изготовлялись ручным способом на мануфактурах. Но мануфактурное производство машин не удовлетворяло растущего спроса промышленности. Машины были очень дорогие и далеко не высокого качества. Это противоречие было разрешено переходом к машинному производству машин. Возникло машиностроение.

Машиностроительная промышленность основывалась на новых типах металлорежущих станков - токарного, строгального, фрезерного. Построенный механиком Г. Модели токарно-винторезный станок, снабженный механическим суппортом (1797 г.), стал основой металлообрабатывающего производства.

Становление в первой половине XIX в. машиностроительной индустрии означало завершение промышленного переворота в Англии.