Раздел 4 русские святые времен татарского нашествия. Урок по православной культуре

Татарское нашествие сыграло значительную роль в том, что в древнерусском сознании значительно укрепилось христианское миросозерцание. Начиная с XIII–XIV вв., православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение собственной веры, по убеждению мудрецов той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная необходимо должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. И недаром именно в этот период понятия "русский" и "православный" становятся синонимами.

В этом отношении крайне важным становится новое осмысление русской святости. Жития русских святых, написанные в смутные XIII–XIV столетия, поначалу представляли собой преимущественно краткие сухие записи, напоминающие в большей степени "памяти" о святом, нежели настоящие жития. Но в литературно-философских памятниках XIII–XIV вв. появляются новые герои, чьи образы стали рассматриваться и как важнейшие общественно-значимые идеалы, и как примеры для подражания в личной жизни. Важнейшее место среди этих героев занимают новые мученики, погибшие за веру. Таковыми, к примеру, вскоре стали почитаться погибшие от руки захватчиков князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.

Под 1239 годом в Лаврентьевской летописи появляется настоящий гимн убиенному в битве на реке Сити великому князю Юрию Всеволодовичу. Эта скорбная песнь, по сути дела, стала прологом к церковной канонизации князя: "...Бог наказывает разными несчастиями, дабы предстали как золото проверенное в горниле, христианам ведь через многие беду предстоит войти в Царствие Небесное; ибо Сам Христос Бог сказал: труден путь в Царство Небесное и преодолевшие трудности обретут его. Юрий, мужеству соименный! Кровью омылись твои страдания; ибо если не напасть, то не венец, если не мука, то не воздаяние; ибо всякий придерживающийся добродетели не может без многих врагов быть..." Позднее великий князь Юрий Всеволодович был канонизирован. День памяти - 4 (17) февраля.

Еще большее внимание летопись уделяет подвигу князя Василько Константиновича Ростовского, который первым из русских людей стал именно новомучеником за веру, отказавшись подчиниться татарским языческим обрядам.

Лаврентьевская летопись сообщает: "А Василька Константиновича вели с постоянным понуждением до Шерньского леса, и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их неволи и воевать за них. Он же никак не покорялся их беззаконию, и много укорял их, говоря: "О глухое царство, оскверненное! Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя и нахожусь я в великой беде; как дадите ответ Богу, многие души погубив без правды? За их муки будет мучить вас Бог, и спасет души тех, кого погубили". Они же скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови. Блаженный же князь Василько помолился... И в последний раз помолился: "Господи Иисусе Христе Вседержитель! Прими дух мой, да и я почию в славе Твоей". И сказал это и тотчас без милости был убит. И был брошен в лесу, и увидела его некая верная женщина и поведала о том богобоязненному мужу поповичу Андриану. И взял он тело Василька и обвил его саваном и положил его в укромном месте. Узнав об этом, боголюбивый епископ Кирилл и княгиня Василькова послали за телом князя и принесли его в Ростов. И когда понесли его в город, множество народа вышло навстречу ему, печальные слезы проливая, лишившись такого утешения. И множество народа правоверного рыдали, видя, что отходит отец сиротам и кормилец... И сего блаженного князя Василька сопричислил Бог смерти, подобно Андреевой, кровью мученической омылся он от прегрешений своих, с братом и отцом Юрием, великим князем. И это было удивительным, ибо и по смерти соединил Бог тела их: Василька принесли и положили в церкви Святой Богородицы в Ростове, где и мать его лежит...

Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, безмерно храбр на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто из бояр ему служил и хлеб его ел и чашу его пил, тот никому другому князю, за любовь его не мог служить; особенно сильно любил Василько слуг своих. Мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили, во всем был искусен, все умел. И сидел он в доброденствии на отцовском столе и на дедовском, и скончался так, как слышали". За свой мученический подвиг князь Василько был прославлен Русской Православной Церковью. День памяти: 4 (17) марта.

А уже вскоре Русь явила еще один подвиг мученичества. В 1246 г. черниговский князь Михаил Всеволодович, тесть князя Василько Ростовского, приехал в Золотую Орду, видимо, для того, чтобы получить ярлык на Черниговское княжество. Однако это посещение закончилось трагически - князь Михаил и его боярин Феодор были убиты по ханскому приказу.

Через непродолжительное время было установлено церковное почитание невинно убиенных, и в те же годы (во всяком случае - до 1271 г.) было составлено краткое "Сказание" о Михаиле и его боярине Феодоре. Позднее, уже на основе этого "Сказания", возникли и другие повествования, в том числе и Житие Михаила Черниговского. Сюжет, связанный с гибелью Михаила Всеволодовича, стал крайне популярным в Древней Руси, ведь Михаил Черниговский и его боярин Феодор стали рассматриваться как одни из первых новомучеников за православную веру.

В тексте "Сказания" очень важен тот момент, что Михаил сам проявляет инициативу совершить подвиг во славу Христову и не прельститься "славою света сего". Узнав об обычае хана Батыя заставлять христиан поклоняться языческим идолам, он, вдохновленный Божией благодатью и даром Святого Духа, сам вызывается поехать в Орду, что обличить батыево "прельщение" и доказать ему и всему миру, что вера христианская живет в сердцах русских людей. Получив благословение духовника, Михаил говорит: "По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую". В этом желании князя поддержал и его боярин Феодор.

Оказавшись в Орде, Михаил и Феодор не поддаются ни на уговоры царя, ни на просьбы бояр. Они стойко ждут своей участи, избранной ими самими. И когда посыльный татарского царя говорит князю: "Михаил, знай - ты мертв!", то Михаил твердо отвечает: "Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою". А своим боярам он бросил под ноги свой княжеский плащ, как символ отказа от земной жизни: "Возьмите славу света сего, к которой вы стремитесь!"

Смерть князя Михаила и боярина Феодора была страшна: сначала их долго и жестоко избивали, а затем отрезали головы. "И так, восхваляя Бога, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика" - заключает свой рассказ автор "Сказания".

Таким образом, если летопись в сюжете о князе Василько Константиновиче наметила, то "Сказание" полностью сформулировало новый для русского религиозно-философского сознания идеал - мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. Озабоченные погибелью Руси и ищущие ее спасения, древнерусские книжники видели путь спасения через мученичество во имя веры. Героическая смерть Михаила Черниговского - это своего рода жертва, принесенная русским народом во искупление своих грехов. Идея жертвенности становится крайне важной в XIII–XIV столетиях. Ведь добровольная и мученическая смерть - это не только подражание мученической смерти Христа, но и выражение Руси своей готовности пройти любые испытания, вынести любые тяготы во имя Божие. И, в итоге, заслужить спасение. Интересно, что позднее, в XVI веке, мученическая смерть Михаила Черниговского трактовалась уже с религиозно-мистических позиций. Так, появляются редакции Жития, в которых отрубленная голова князя чудесным образом остается живой после смерти. Голова, уподобленная голове Иоанна Крестителя, становится говорящей и произносит слова: "Я - христианин". Дни церковной памяти Михаила Черниговского - 14 (27) февраля и 20 сентября (3 октября).

В те же годы своей праведной жизнь прославилась дочь князя Михаила Черниговского - преподобная Евфросиния Суздальская. Преподобная Евфросиния Суздальская (в миру - Феодулия Михайловна) (1212–1250) родилась в Чернигове и была старшей дочерью князя Михаила Всеволодовича и княгини Феофании. С детства Феодулия была сведуща в книгах, читала Аристотеля, Платона, Виргилия и Гомера. Особенно интересовалась “врачебной философией” античных медиков Галена и Эскулапа. В 15 лет была просватана за одного из сыновей владимиро-суздальского князя, но накануне свадьбы ее жених неожиданно скончался. После этого Феодулия постриглась в монахини Суздальского Ризоположенского монастыря под именем Евфросинии. В феврале 1237 г., когда на Суздаль обрушились орды Батыя, Евфросиния осталась в монастыре. Вскоре занялась врачеванием в монастырской больнице, спасла от телесных и душевных недугов многих тяжело больных людей. В 1246 г., узнав о поездке отца в Орду, решила поддержать его и в послании убеждала не поддаваться ни на какие уговоры, не изменять истинной вере и не поклоняться идолам. После смерти отца, поддержала намерение своей сестры Марии составить “Сказание” о мученическом подвиге Михаила Черниговского. После смерти преподобная Евфросиния была погребена в Суздале в Ризоположенском монастыре и сразу же началось церковное почитание инокини. В 1570 г. было найдено древнее Житие Евфросинии Суздальской. В 1571 г. преподобная была официально причислена к лику святых, а в 1699 г. были обретены ее нетленные мощи. День памяти: 25 сентября (8 октября).

Вот так, XIII столетие явило миру удивительное чудо русской святости - трое святых оказались связаны узами родства: Михаил Черниговский, его зять Василько Ростовский и его дочь Евфросиния Суздальская.

Но русская святость в XIII столетии не ограничивалась только образами новомучеников за веру. Одновременно в народном и церковном сознании возникают и образы князей-спасителей, способных мудростью своей и силой освободить, спасти Русь от иноземного "плена". И уже в первые годы монголо-татарского завоевания, среди других русских князей оказался князь, который, стал зримым символом будущего возрождения Руси. Это сын великого князя Ярослава Всеволодовича и внук великого князя Всеволода Большое Гнездо - Александр Ярославич Невский (ок. 1220–1263), получивший свое прозвание за победу над шведами на реке Неве. Александр Невский был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политическим руководителем, не раз сумевшим путем дипломатических переговоров спасать Русское государство от разорительных татарских набегов и поборов. Уже при жизни он пользовался огромным уважением своих подданных, а вскоре после смерти было написано первое Житие великого князя, подчеркивающее истинную святость Александра Невского и ставшее начальным звеном в дальнейшей канонизации его, как русского святого.

Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется "житием", "словом" или "повестью о житии". Составление Жития относят к 80-м годам XIII в., а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Первым центром почитания Александра Невского, как святого, в те же годы стал монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен князь и где, видимо, возникла первая редакция Жития. Автор этой редакции неизвестен, но, судя по всему, он был книжником из окружения митрополита Кирилла и современником последних лет жизни великого князя. Всего же, с распространением почитания Александра Невского, сложилось более пятнадцати редакций его Жития.

В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Зато он концентрирует внимание на основных эпизодах из жизни князя, которые позволяют воссоздать, с одной стороны, его образ героического князя-воина, а с другой стороны, образ князя-христианина.

Решению первой задачи служат рассказы о воинских подвигах Александра Невского, из которых особо выделяются победы над шведами и немецкими рыцарями на Чудском озере.

Для решения второй задачи автор прибегает к более выразительным средствам. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона. Сам великий князь предстает перед читателями истинно верующим человеком. Он проявляет полную стойкость перед соблазном принять католичество в обмен на военно-политическую помощь Рима: "А от вас учения не примем", - гордо отвечает князь папским посланникам. Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати.

В Житие приводится рассказ о нескольких чудесах, явленных Господом в помощь великому князю. Так, перед битвой со шведами, старейшине земли Ижорской, некоему Пелугию явились святые братья Борис и Глеб, сказавшие: "Да поможем сроднику своему князю Александру". А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло "воинство Божие", которое видели в воздухе. И недаром сам Александр Невский, не раз проявлявший исключительную решимость, говорил: "Не в силе Бог, но в правде". Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы.

Образ святого князя-воина Александра Невского стал очень популярен в Древней Руси, а сам святой прославлялся как один из заступников за Русскую Землю. Позднее в разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории Руси - во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими "сродниками" святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми. К Александру Невскому обращались с молитвами об исцелении от болезней. В 1547 г. был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского - 23 ноября, а в 1724 г. установили и новый праздник - 30 августа, в честь перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург. Мощи святого князя-воина, заступника за Землю Русскую и по сей день хранятся в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Новогромово

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МКОУ СОШ с.Новогромово

____________/М.Г.Липин/

Приказ от _________№ ____

Программа факультативного курса

«Духовное наследие России. Русские святые»

9 класс

Составила:

Петрова Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от 30.08.2013г. №1

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Духовное наследие России. Русские святые» разработана для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа по курсу «Духовное наследие России. Русские святые» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с требованиями Го­сударственного стандарта основного общего образования.

Программа включает в себя: пояснительную за­писку, тематический план, содержание тем и список литературы.

Данный курс является интегрированным и включает в себя эле­менты знаний из различных областей человеческой культуры: истории, философии, литературы, живописи.

«Духовное наследие России. Русские святые» - это один из разделов программы школы по духовно-нравственному воспитанию, который посвящен изучению про­блем: становления и развития православия в России; взаимоотношений Русской православной церкви и светской власти; влиянию личности на историю церкви и нравственное воспитание народа.

Знание данного курса позволяет обучающимся глубже понять роль религии в культурологи­ческом аспекте, оценить события и факты истории, произведения искусства с иных, чем рационалисти­ческие позиции. В целом содержание курса несет в себе благоприятный нравственный заряд, что поло­жительно скажется на личности обучающихся. Ведущей темой программы является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых» ( X XX вв. )

Целью программы является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

Задачи программы:

    Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.

    На примере житий великих святых в историческом контексте разви­тия христианской культуры, истории Церкви, показа­ть ведущие добродетели и нормы христианской этики, высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.

    Ознакомление учащихся с событиями истории Отечества (X XX вв. ), христианской Церкви в житиях ее свя­тых.

    Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.

    Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.

    Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.

    Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.

    Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.

Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 34 часа в год (1 час в неделю). Программа факультативного курса «Духовное наследие России. Русские святые» преду­сматривает такие виды деятельности обучающихся как: лекционные занятия (27 часов), в том числе с применением ИКТ (11 часов), семинары (3 часа) и экскурсии в местные церкви (4 часа – 1 раз в четверть).
Запланирована экскурсия в краеведческий музей в 4 четверти.
Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.
Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, работа с историческими документами, исследовательские проекты и творческие работы, игры на тему нравственного выбора, доклады и другое.

Содержание программы ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории нашей страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации старших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся:



Введение. (1 час)

Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Славяне - наши предки. Что такое канонизация.

Первые святые Руси. (5 часов)

Сыновья князя Владимира - святые бра­тья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики - страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.
Как почтили память святых Бориса и Глеба. Архитектурные памятники в честь свя­тых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский мона­стырь.
Роль монасты­рей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монаше­ства на Руси. Святой Феодосии Печерский.
Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

Кирилл и Мефодий.

Экскурсия в Свято-Никольский храм г.Черемхово. (1 час)

Русские святые времен татарского нашествия. (4 часа)

Междоусоб­ная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-му­ченики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, свя­той благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, жи­тийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная кня­зем-воином. В чем заключался подвиг князя?
Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в собы­тиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.
Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское го­сударство. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия. Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.
История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чу­дова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». Исто­рия ее написания митрополитом Петром.
Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой бла­говерный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского кня­зя Василька Ростовского.
Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподоб­ный Сергий русских князей.
Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монас­тырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

Семинар. (1 час)

Святые XVI -XVII веков (8 часов)

Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают мо­настыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савва­тий. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустын­ном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбская» с житием преподобных Зосимы и Савватия.
Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.
Святые Нил Сорокин и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как от­ражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.
Русские святые, Христа ради юродивые.Василий Блаженный. Заповеди Блаженства - законы счастливой жиз­ни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».
История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ». Святой Филипп, митрополит Московс­кий. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление цар­ской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.
Падение Ви­зантийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Гермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. За­щитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память мо­нахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.
Исправление церковных книг. Патриарх Никон. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайло­вич Романов и Патриарх Никон. Исправле­ние богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриар­хом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.

Экскурсия в Свято-Никольский храм с.Голуметь. (1 час)

Семинар. (1 час)

Русские святые и государство. Власть и церковь. (9 часов)

Митрофан Воронежский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Ростовский. Митрополит Московский и Коломенский Платон. Отношения с властью. Жития святых XVIII века.

Тихон Задонский. Святитель Филарет. Власть и церковь во времена Петра Великого. Отмена патриаршества. Святейший Синод.

Святитель Филарет. Серафим Саровский. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Преподобный Амвросий Оптинский. Преподобный Иоанн Кронштадтский. Жития святых XIX века. Русская православная церковь в XIX веке.

Патриарх Тихон. Елизавета Федоровна Романова. Последний русский царь Николай II с семьей. Канонизация царской семьи. Перезахоронение останков последней царской семьи.

Экскурсия в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери п.Тельма. (1 час)

Семинар. (1 час)

Экскурсия в краеведческий музей и храм во имя Василия Великого п.Михайловка. (1 час)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

Дата

Введение.

Что такое канонизация.

Лекция

Первые святые Руси

Первые русские святые – князья Борис и Глеб.

Лекция

Святая княгиня Ольга.

Лекция, CD

Князь Владимир Святой.

Лекция, CD

Феодосий Печерский

Лекция

Кирилл и Мефодий

Доклады

Экскурсия в Свято-Никольский храм г.Черемхово

Русские святые времен татарского нашествия

Александр Невский

Лекция, CD

Сергий Радонежский

Лекция

Князь Дмитрий Донской

Лекция, CD

Митрополит Петр и митрополит Алексий

Лекция, CD

Семинар

Святые XVI – XVII веков

Великий князь Иван III

Лекция, CD

Святые Савватий и Герман. Святой Зосима

Лекция

Василий Блаженный. История Московского храма

Лекция, CD

Экскурсия в Свято-Никольский с.Голуметь

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

Лекция

Митрополиты Макарий, Филипп

Лекция

Святой Димитрий, Угличский страстотерпец

Лекция, CD

Патриархи Иов и Гермоген, Филарет

Лекция

Патриарх Никон. Царская и церковная власть

Лекция, CD

Семинар

Работа с источниками, документами

Русские святые и государство. Власть и церковь.

Митрофан Воронежский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Ростовский

Лекция

Митрополит Московский и Коломенский Платон

Лекция

Тихон Задонский. Святитель Филарет

Лекция

Экскурсия в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери п.Тельма

Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов

Доклады

Преподобный Амвросий Оптинский. Серафим Саровский

Доклады

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Лекция

Патриарх Тихон

Лекция, CD

Елизавета Федоровна Романова

Лекция, CD

Последний русский царь Николай II с семьей.

Лекция, CD

Семинар

Работа с источниками, документами

Экскурсия в краеведческий музей и храм во имя Василия Великого п.Михайловка

Итого

34

Учебно-методический комплект

Для учителя

    Перевезенцев Сергей, Россия. Великая судьба. Москва, Белый город, 2006.

    Дейниченко П.Г., Эпоха Рюриковичей от древних князей до Ивана Грозного, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2008.

    Божерянов И.Н., Романовы. 300 лет служения России, Москва, белый город, 2006.

    Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 136 с.

    Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

    Иванова С.Ф. Как вести себя в храме слова._М.: «Отчий дом», 2004

    Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-336с.

    Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-183с.

    Православная культура. (по месяцам года)УМП.-М.: Издательский дом «Покров», 2004.

    Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. - М., 1998.

    Шмелев И.С. Душа России. - СПб., 1998.

    Шмелев И.С. Лето Господне. - СПб., 1996.


Для учащихся

1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. - М., 1997.
2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. - М., 1999.
3. Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997.

Электронные пособия

    Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

    Курс ОРКСЭ в дисках. (2 шт.). (400 Мб). – Москва. 2012.

    Церковная музыка.

    Видеофильм «Дмитрий Донской и святая Русь». (650 Мб). С-Петербург, 2009.

    Хроника царской семьи (Николай II ). Фото и видео материалы. Москва. 2009.

Сергий Радонежский;

Елизавета Федоровна Романова;

Патриарх Тихон;

Василий Блаженный. История Московского храма.

Тема урока: Русские святые времен татарского нашествия

Цель урока: - достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать смысл христианского подвига и подвига ратного во времена татарского нашествия, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности.

Метапредметный результат – уметь формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту, знать имена русских святых и их подвиги во имя утверждения христианской веры.

Воспитывать желание подражать русским святым в защите Родины и ее Веры.

Формировать УУД:

Личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка, рефлексия;

Регулятивные УУД – индивидуальная работа с определениями, объяснение смысла понятий;

Коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;

Тип урока: Комбинированный

Структура урока:

1 ) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Общие методы:

- словесный,

Наглядный,

Практический.

Приемы работы учеников:

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»,

Составление кластера,

Тестирование;

Самооценивание.

Предварительное задание :

Подготовить индивидуальные сообщения и презентации:

- «Великий князь Юрий Всеволодович»;

- «Новомученик Василько Ростовском»;

- «Черниговский князь Михаил и боярин его Федор»;

- « Преподобная Ефросиния Суздальская»;

- «Князь Михаила Тверского» ;

- «Святой Александр Невский»

Средства наглядности : проектор, презентация, компьютер. Карта « Граница русских княжеств до монголо татарского нашествия», рабочий лист ученика.

Ход урока:

I . Орг. момент

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

II Повторение опорных знаний.

Вопросы к учащимся.

    Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

    Почему Русь - Россию «святой именовали»?

Индивидуальное задание – дописать предложения.

1) Первые христиане на Руси – это…. /.княгиня Ольга и ее внук Владимир

2) Борис и Глеб - … /первые святые на Руси

3) Величайшая святыня Киево- Печерской лавры- мощи святых.

Каких (напиши)……./ Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

Вывод делает учитель вместе с учениками – / Христианская Вера завещана предками как святыня.

Как почтили память князя Владимира и его сыновей- святых Бориса и Глеба?

/Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.

Учитель. - Когда мы говорим о князьях, то употребляем красивое обращение к князю - Благоверный

Задание в парах

Учитель предлагает поразмышлять над словом «БЛАГОВЕРНЫЙ»

Благо – добро, значит - благая вера.

А где еще встречается такое словосочетание?

(Евангелие, благая весть)

Благоверный - прославленный за доброе (синонимы подбираются вместе с учениками) исповедание христианской веры.

Мотивация:

Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Это высказывание характеризуют Русь в ХIII веке. Что же случилось на Руси? Задумаемся о смысле христианского подвига и подига ратного во времена татарского нашествия . Об этом пойдет речь на нашем уроке, тема которого « Русские святые времен татарского нашествия»

Постановка проблемного вопроса:

Христианский подвиг и подвиг ратный – это одно и то же?

III Усвоение новых знаний

1 . Выступление учащиеся., подготовивших сообщения о

великом князе Юрии Всеволодовиче; новомученике Василько Ростовском; черниговском князе Михаиле и боярине его Федоре; преподобной Ефросинии Суздальской; князе Михаиле Тверском;святом Александре Невском.

2. Составление кластера

Задание: нарисовать стратегию «Солнце» и заполни ее, ответив на вопрос: «Какие христианские добродетели ты знаешь?.

Сделайть вывод.

Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие.

Задание – На рабочем листе найдите «Облако», обвести его капельки, ответом на вопрос, «как почитается память святых?»

Выступление учащиеся ., подготовивших сообщения о святом Александре Невском.

Свои главные битвы он выиграл не на ратном поле, а за столом переговоров в Орде. Александр сумел остановить истребление русского народа и сохранить православную веру. Именно в этом и состоит его высокий христианский подвиг, как Святого Всея Руси.

Делают вывод, что подвиг ратный (на поле брани) и подвиг христианский (не предать Веру) одного корня.

Закрепление.

IV . Тестирование.

Никитина С.С. учитель начальных классов МОУ «Новомичуринская СОШ№2» Пронского района Рязанской области Новомичуринск2016г.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении -Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Они любили читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромской и Рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив». В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках

Родился старец Софроний в деревне Канино Сапожковского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье Лисиных 9 марта 1825 года, в день празднования Собору Киево-Печерских святых. Когда его крестили в церкви, то местный священник отец Василий дал младенцу имя Софроний, в честь преподобного Софрония, Печерского чудотворца.

Рядом с монастырем отец Софроний вырыл колодец. Старец благословил купаться в нем всех страждущих и пить воду, чтобы исцеляться от всяких болезней.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Любушка обладала даром провидения. Были люди, боявшиеся прозорливости Любы. Были и такие, которые не верили и смеялись над ней. Она переносила все терпеливо - улыбка почти не сходила с ее лица, которое, кроме обычной приветливости, выражало и большую силу воли.
Любушка Рязанская Любовь Семеновна Сухановская родилась 10 сентября 1852 года, в семье небогатого пронского мещанина Семена Ивановича Сухановского и его супруги Марии Ивановны.

Петр и Феврония
Православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю (8 июля по новому стилю.

Олег Красный Пронский - великий князь рязанский. Во время монголо-татарского нашествия был ранен и захвачен в плен.В плену прожил 14 лет, но не уступил требованиям татар отказаться от христианской веры. Рязанский князь протерпел множества лишений и скорбей. После возвратился на родину княжил еще шесть лет. на Рязанской земле почитается как местночтимый святой, его икона находится в Свято-Преображенском Пронском монастыре

Феофан Затворник - один из самых почитаемых святых и влиятельных богословов в России. Прожил 28 лет в Вышенском монастыре,из них 22 года взатворе.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (ВЫШЕНСКИЙ) (1815-1894)

Цель: развитие творческого мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Развивающая задача: формировать навыки коммуникативной культуры, демонстрация межпредметных связей.

Воспитательная задача – формировать:

  • чувство глубокого патриотизма, любви к Родине;
  • межэтническую толерантность.

Образовательная и дидактическая задача: дать знания о русских святых князьях - защитниках Отечества, углубить понимание смысла христианского подвига, раскрыть понятие подвига ратного.

Основные понятия:

Святой благоверный.
Ратный подвиг.
Христианский подвиг.
Смирение.
Христианская вера.
Монгольское иго.
Ярлык на великое княжение.
Хан золотой Орды.

Структура урока: этапы.

  • организационный (1 - 2 мин) мотивационная настройка.
  • основной (информационно - деятельный) общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы, беседа, работа с различными историческими источниками, сценическая деятельность, анализ и обобщение.
  • заключительный: подведение итогов урока.

План урока

  1. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в.
  2. Первые новомученики за веру на земле русской князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.
  3. Христианский подвиг черниговского князя Михаила и боярина его Федора.
  4. Преподобная Евфросиния Суздальская.
  5. Герой земли русской князь Александр Ярославович Невский.
  6. Подвиг христианского смирения князя Михаила Тверского.

Ход урока

Беда приходит на Русь

“В лето 6731 года, при князе Михаиле Романовиче..., в десятое лето княжения его в Киеве, за грехи наши, пришел народ незнаемый, рать неслыханная....Бог же один ведает их”, читаем мы в русской летописи.

Русь была завоевана и оставалась под властью татар 243 год.

Записи в тетради (1237 - начало нашествия Батыя, 1480 г - стояние на реке Угре, освобождение при Иване 3).

Посмотрим на историческую карту, она похожа на лоскутное одеяло.

Каждое княжество закрашено своим цветом.

Почему нет единого цвета государства? (единого государства не было).

Как называется такой период в истории? (феодальная раздробленность)

Видеосюжет, демонстрирующий захват русских княжеств монголо-татарским войском.

Учитель : после 6-дневной осады и жестокого штурма пала Рязань.

Великий князь владимирский не пришел на помощь к Рязанцам.

В произошедшем близ Коломны сражении русские отряды были полностью уничтожены. Затем Батый взял и уничтожил Москву.

Монголы приближались к Владимиру.

7 февраля начался решительный штурм (слайд - штурм Владимира войсками Батыя). Сквозь рухнувшие во многих местах стены татары ворвались в город, уцелевшие жители, духовенство, семья великого князя пытались укрыться в Успенском соборе, но враги ворвались туда и всех перебили.

“Почему один за другим пали русские города?” (не было единства, князья не помогали друг другу).

Много русских князей и простых людей погибло, было уведено в плен, продано в рабство.

И рассекла татарская сабля русскую землю........ Русь жива!

Ученик - историк. Нет! Жива была Русь!

Князь Юрий Всеволодович собрал силы Владимиро-Суздальской земли.

И 4 марта на реке Сити произошла “сеча великая” Несмотря на героизм, русские были разбиты, а князь погиб.

Ученик - из Лаврентьевской летописи:

“... Юрий, мужеству соименный. Кровью омылись твои страдания, ибо если не напасть, то не венец, если не мука, то не воздаяние, ибо всякий придерживающийся добродетели не может без многих врагов быть...”

Вопрос: А как назвать подвиг князя? (ратный, т. к. главная обязанность князя - защита родной земли от врагов).

А что еще защищал князь? (христианскую веру, Отечество православное).

Записи - ратный подвиг, христианская вера.

Ученик: “о. Леонид! А я еще слышал о новомученике Василько Ростовском? А какой подвиг он совершил? (слайд “Убиение князя Василько Ростовского”)

О. Леонид:

В битве при Сити Василько Ростовский попал в плен. “С принуждением повели его до Шереньского леса и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять свои обычаи, быть в их неволи и воевать за них. Он же никак не покорялся “ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры. Как дадите ответ Богу, многие души, погубив без правды? Они же скрежетали на него зубами, желая насытится его крови. Блаженный же князь Василько в последний раз помолился и тотчас без милости был убит. Тело князя было найдено сыном священника и привезено в Ростов.

Вопрос : Почему был прославлен князь Василько? (За мученический христианский подвиг)

Как согласуется отказ князя служить в войске Батыя с евангельской заповедью о любви: “Любите врагов ваших. (Евангелие от Матфея. гл 5 стих 44)?

Ученик - историк.

А вскоре, Русь явила еще один подвиг.

В 1246 году после установления зависимости - ига черниговский князь Михаил приехал в Золотую Орду для получения ярлыка - права на княжение, однако посещение закончилось трагически - князь Михаил и боярин его Федор были убиты по ханскому приказу.

“А я читал “Житие Михаила Черниговского”. Князь сам проявил инициативу совершить подвиг во славу Христову. Узнав об обычаи хана заставлять христиан поклоняться языческим богам - солнцу и кусту, он вызвался поехать в Орду и обличить батыево “прельщение”.

“Я христианин, – сказал князь. – Возьмите от меня славу мира этого, мне ее не надо. И он отбросил свой меч. А боярин Федор, когда ему предложили за предательство княжество его господина сказал “Хочу пострадать, как государь мой князь”. Смерть князя Михаила и боярина Федора была страшна. Сначала их долго били, а за тем отрубили головы.

“И так, восхваляя Господа, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика - заключает свой рассказ автор “Сказания о черниговском князе Михаиле и боярине его Федоре” (о Леонид).

Почему подвиг князя и боярина поразил даже палачей?

О. Леонид, Князья Михаил Черниговский, Роман Рязанский, его дочь Евфросиния Суздальская. Александр Невский прославлены в лике благоверных.

Давайте поразмышляем над смыслом этого слова – благо - верный?

Благо – добро, значит - благая вера.

А где еще встречается такое словосочетание? (Евангелие, благая весть)

Благоверный - прославленный за доброе (синонимы подбираются вместе с учениками) исповедание христианской веры.

В те же годы своей праведной жизнью прославилась дочь князя Михаила Черниговского Евфросиния Суздальская (рассказ ученика).

Вывод (учитель):

Вот так XIII столетие явило миру удивительное чудо русской святости - трое святых оказались связаны узами родства: Михаил Черниговский, его зять Василько Ростовский и его дочь Евфросиния Суздальская.

Но русская святость не ограничивается только образами новомучеников за веру. В сознании людей возникают образы князей - воинов, спасителей, способных мудростью своей и силой защитить Русь.

“Святой благоверный князь Александр Невский”

Сын великого князя Ярослава. Внук Всеволода Большое гнездо, князь Александр получил свое прозвище за победу над шведами на реке Неве. Был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политиком, не раз спасавшим Русь от татарских набегов трижды ездил на поклон в Орду.

Но никогда не изменял вере христианской.

“Тебе, хан кланяюсь как правителю царства, которое дал тебе Бог, а идолам твоим не поклонюсь, потому что кланяюсь Единому Богу, которому служу” (ученик в костюме князя)

Хан был удивлен и сказал: “Правду говорят, что нет князя подобного ему”.

Внимание учеников на икону Александра Невского

Читаем и объясняем слова “Я христианин есмь, и не подобает мне кланятися твари, но поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому в Троице Святой”

Римский Папа предлагал помощь в борьбе с Ордой, если Русь примет католичество, но Александр отказался.

Почему? (спасти Родину ценой измены Православной веры?)

Однажды, возвращаясь из поездки в Орду, Александр тяжело заболел и скончался.

“Зашло солнце земли Русской, – так сказал митрополит Кирилл, увидев, как ангелы возносят бессмертную душу князя на небо.

О. Леонид:

Образ святого князя - воина очень популярен на Руси. Записаны многочисленные свидетельства чудес явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых периодов истории России: во время Куликовской битвы, при взятии Казани иногда чудеса совершал он один, иногда со своими “сродниками” святыми Борисом и Глебом.

Много бед причинили татары Руси, разжигали вражду между князьями. Приказывали приезжать в Орду за ярлыком. Случалось, враждующие князья звали на помощь татар. Так завистники оклеветали перед ханом князя Михаила Тверского, он пострадал в Золотой орде в 1318 году.

Князя пытали, ему предлагали бежать из плена, но он отказался.

“Я никогда не бегал от врагов и, если я один спасусь, а народ подвергну новой беде, то какой ответ я дам Богу?”

Инсценировка по стихотворению АА Бестужева “ Михаил Тверской” (музыка)

“В темнице мрачной и глухой
Ночною позднею порой
Лампада темная мелькает
И слабым светом озаряет
В углу темницы двух мужей
Один во цвете юных дней
Другой, окованный цепями
Уже покрыт был сединами
Не слышно вздохов на устах,
И в пламенных его очах
Божественный покой сияет.
То к небу взор он поднимает
То с нежной грустию глядит
На сына, полного печали,
И так, в утеху говорит:

Ученик :

В слезах довольно утопали
Твои глаза, друг добрый мой
Пора расстаться мне с тобою
И Михайловой головой
Купить Отечеству покой
Всегда будь верен правде, чести.
И если хочешь, чтоб венец
Имел веселью твой отец
оставь врагов его без мести.

Вопросы: (каждый отдельно, по щелчку).

  • Во имя чего князь пожертвовал своей жизнью?
  • Какое завещание он оставил своему сыну?
  • Почему он призывал сына не мстить своим врагам?

Надо различать понятия – враг личный и враг Отечества и защищать христианские святыни Отечества.

И завершат наш урок слова князя Александра Невского

“Не в силе Бог, а в правде”.

Подведение итога учителем.

Домашнее задание:

Исследуй, есть ли в нашем регионе храмы, посвященные святым князьям: Михаилу Черниговскому, Михаилу Тверскому, Александру Невскому.

За презентацией просьба обращаться к автору