Эвристическая беседа в начальной школе конспект урока. Формы и методы эвристического обучения на уроках окружающего мира

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская основная общеобразовательная школа»

Сценарий проблемно-эвристического урока

по окружающему миру в 4 классе
Животноводство в нашем крае

УМК «Школа России

Тема: Животноводство в нашем крае
Цель:

«открыть» новое знание: в нашей Ленинградской области животноводство имеет особенности, которые зависят от природных условий.
Задачи:

Образовательные


  • продолжить формирование представление учащихся о составной части сельского хозяйства – животноводстве;

  • познакомить с отраслями животноводства региона;

  • раскрыть понятие “породы домашних животных”.
Развивающие

Создавать условия для формирования УУД:

Личностных : целостный, социально ориентированный взгляд на мир; сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Регулятивных : планирование учебных действий в соответствии с поставленной задачей, определение способов достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; освоение начальных форм рефлексии.

Познавательных : выводы в результате совместной работы обучающихся и учителя; преобразование информации из одной формы в другую; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Коммуникативных : готовность слушать собеседника и вести диалог; изложение своего мнения; договор о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и понимать речь других; работа в группе.
Оборудование: физическая карта России, гербарий, книга для семейного чтения «Бабочка над заливом», авт. Кудрявцева Т.А., изд. «Первый класс» 2008 г., словарь С.И.Ожегова, учебник 4 класса «Мир вокруг нас» (авт..А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, Назарова З.Д.), рабочие тетради, тесты, рабочие листы по числу групп, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент). до 1 мин

Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

Желаю успешной работы на уроке окружающего мира.

- Если при выполнении домашнего задания в рабочих тетрадях встретились трудности, поставьте карандашом знак вопроса. Рабочие тетради сдать на проверку.
2. Актуализация знаний. 5 мин

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».)

Чтобы определить, о чем мы узнаем сегодня на уроке, отгадаем загадки: (слайд 2)

1.Кто ни в жару,
Ни в стужу н е снимает шубу. (Овца)

2. Она на белых камушках сидит.

Не подходите близко – закричит. (Курица)
3. По земле ходит, неба не видит,

ничего не болит, а все стонет. (Свинья)
4. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

5. Лежит кучка поросят, только тронешь – завизжат. (Пчелы)
6. Надутый, баловень двора, он выступает важно.

О красоте его пера петух мечтает каждый. (Индюк)
7. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят,

а не корова, лыки дерет, лаптей не плетет. (Коза)
8. Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок. (Кролик)

Докажите, почему так думаете?
(картинки на мультимедийной доске появляются по мере отгадывания)

К какой группе животных их отнесем? (Домашние животные) – На какие группы можно разделить этих домашних животных?

(Могут быть различные основания для классификации, учителю важно: тех, которых разводят в Ленинградской области и тех, которых у нас не разводят).
3. Постановка учебной задачи. (Проговаривание цели урока в виде вопроса) 3 мин

А как называется отрасль (часть) сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных? (Это - животноводство. Животноводы занимаются разведением домашних животных в больших количествах.)

Сформулируйте тему нашего урока:

Животноводство нашего края – Ленинградской области.

Отгадайте еще одну загадку.

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них - на семь суток! (Верблюд)

(слайд 3)
-Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко. Разводят ли у нас в ленинградской области верблюдов? Почему?

Отчего это зависит? (От природных условий, от растительности – основы питания животных, от потребностей людей.)
4. «Открытие нового знания» (Формулировка вопросов, на которые будем искать ответы).

Работа в группах. 5 мин

Попытайтесь в группе сформулировать вопросы, на которые будем искать ответы на уроке.

На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 4)


  • Для чего человек занимается животноводством, какие особенности сельскохозяйственных животных старается использовать?

  • Каковы природные особенности Ленинградской области, как это влияет на животноводство?

  • Какие виды животных разводят в нашем крае?
- Чтобы ответить на эти вопросы мы должны владеть информацией. Такую информацию мы можем получить…

Спросить у взрослых, которые работают в этой отрасли – животноводстве,

В учебнике, на карте;

В дополнительной литературе;

В Интернете.

Сегодня на уроке будем использовать учебник, книгу «Бабочка над заливом». Каждая группа будет использовать свои источники информации. Приступая к работе, распределите поручения и задания в группе.
5. Первичное закрепление (запись нового знания в виде опорных таблиц) 15 мин
Работа по группам.

Группы получают рабочие листы.

Группа 1 . Работает с книгой «Бабочка над заливом».

Рабочий лист 2 группы.


  1. Найдите на карте Ленинградскую область.

  2. Найдите в книге «Бабочка над заливом» на стр. 271 -274. тест и вставьте пропущенные слова в рабочий лист. Обсудите с товарищами.

3.Найдите в гербарии названные травы.
(Форма представления)

1. Показать на карте Ленинградскую область.

Группа 2. Работает с учебником и словарем С.И. Ожегова

Рабочий лист 2 группы.

1. Прочитайте с.214 учебника. Подумайте, где можно найти объяснение слову «порода»?

2. Найдите лексическое значение слова «порода».

3. Найдите в статье учебника на с.214 ответ на вопрос: Какие породы кур удалось вывести людям?

4. Найдите на с. 216 -217 ответ на вопрос: На какие породы делятся коровы? Овцы и козы?

5. С.217.Выпишите название распространенных пород свиней.

6. Прочитайте с.217-218. Подумайте, какие качества ценятся в лошадях?

7. Прочитайте с.219. Подумайте, ради чего разводят кроликов?

(Форма представления).

Группа 3 . Работает по учебнику «Окружающий мир» с.215-221

Рабочий лист 3 группы.


  1. Найдите текст «Отрасли животноводства» на стр.215. Рассмотрите заголовки к подразделам. Распределите, кто какую часть будет читать.

  2. Ответьте на вопросы:
Что такое отрасли животноводства?

Назовите отрасли и составьте схему на листе и на доске:

4 группа . Работает с книгой «Бабочка над заливом» с.277-279.

Рабочий лист 4 группы.

1.Прочитайте с. 277-279 книги, выпишите названия всех отраслей животноводства нашего края, назовите главные отрасли,

Заполните таблицу.

(Форма представления). Заполнить такую же таблицу на доске.

- Сообщения групп. 10 мин

(4 группа слайды 5-13)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 3 мин
- Предлагаю проверить, как вы усвоили то, что мы сегодня изучали.

(Работа по пособию «Тесты по окружающему миру» 4 класс)

Проверьте себя.

Без ошибок - «5»

1 ош. - «4»

2 ош. – « 3».
7. Включение нового знания в систему знаний. 1 мин

Что нового вы узнали на уроке о домашних животных нашего края?
8. Рефлексия деятельности (итог урока) 1 мин

Вспомним вопросы, на которые должны были получить ответы? (слайд 14)

Удалось ли нам это?

Удалось ли найти информацию полностью самостоятельно или пришлось просить помощи?

Удачно ли распределили работу? (работали группой или разделили на части)

Как участвовали в работе группы?
9. Домашнее задание: прочитать с.214-222 учебника, выполнить задания, рабочая тетрадь с.73.

По желанию: 1. Подготовить сообщение или презентацию, о тех домашних животных, которые тебя заинтересовали. 2. Придумать вопросы, которые ты хотел бы задать товарищам по теме урока.
Литература:


  1. Корбакова И.Н. , Терешова Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград: Учитель, 2013

  2. Кудрявцева Т.А. Книга для семейного чтения «Бабочка над заливом». - Санкт-Петербург: «Первый класс», 2008

  3. Плешаков А.А., Н.Н.Гара, Назарова З.Д. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс в 2 ч. Ч.1. - М. : Просвещение, 2007

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый

и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Современность меняется с геометрической прогрессией. Порою, даже имея хорошие знания, люди не могут приспособиться, найти пути решения проблем, не могут преодолевать трудности. Для решения насущно важных вопросов необходимо воспитывать креативно мыслящих, творческих, смело выражающих свое мнение людей. Сегодня становится важнее креативно думать, чем много говорить. Такая ситуация в жизни заставляет нас обновлять содержание и технологии образования. В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности . Развитие творческого воображения и мышления - процесс длительный, поэтому чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет . Большое количество педагогов стремятся решить данную задачу, освоив ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ. Именно эти методы и приемы способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.

Современные педагоги учат детей использовать мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, проводить синтез и анализ, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:

  1. развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
  2. активизировать творческую познавательную деятельность;
  3. вызывать интерес к учебному процессу;
  4. воспитывать умения общаться в группах, в парах;
  5. учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
  6. развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ и РКМ.

Привлекательность ТРИЗ и РКМ, заключается в том, что в них практически отсутствуют готовые варианты поиска решения, а основное внимание уделено на осознание операций мышления.

Применение технологий ТРИЗ и РКМ дают возможность не только умело овладеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить, применить.

При изучении новой темы на уроках окружающего мира регулярно использую приём «Инсерт». Например, по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию », в 4 классе был применён этот способ.

Во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делали на полях пометки:

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся, развивает речь, учит общаться, высказывать и выслушивать другие мнения.

Приём «Верные - неверные утверждения» заставляет учащихся вдумчиво и критически рассматривать информацию, делать выводы о точности и ценности данных сведений. Полученные результаты школьники совместно обсуждают.

Очень важно умение компактно представлять изученный материал. Такое умение можно развивать использованием приёма «Кластер», который представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе. Использую приём «Кластер» и на стадии осмысления, для полного изучения материала, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом). Например, был составлен «Кластер» на уроке окружающего мира по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию».

Использование приёма «Синквейн» позволяет высказать свою точку зрения на заданный предмет. Дети с интересом составляют текст из пяти строк, который строится по правилам:

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Так, после изучения темы «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию», дети представили эту страну следующим образом:

Австралия

Жаркий, маленький

Удивляет, пугает, зовет

Хотелось бы увидеть сумчатых!

Одиночка.

Однако, как показывает практика, «Синквейн» можно успешно применять и на других уроках. (Литература, история, русский язык и т. д.)

На любом этапе урока можно использовать методы научного творчества, развивая у детей творческое мышление и воображение, креативность .

Для развития креативного мышления и фантазии, часто создаю на уроках проблемную ситуацию. Тогда ученики встают перед обоснованным выбором, это и способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления: развитию умения сгруппировать факты, сделать обобщающие выводы.

Хорошие результаты при усвоении учебного материала даёт регулярное использование разных приемов ТРИЗ и РКМ, основанных на принципах и деятельности обратной связи, позволяющей контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается приём «Да - нет».Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа .

На уроке «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию» можно было использовать такие вопросы:

Австралия находится на полуострове? Нет.

Эту страну открыл Христофор Колумб? Нет.

В Австралии развито сельское хозяйство? Да.

Осмысление нового материала проводится в командах, так как включаетзадачи поискового характера. Командам даётся задание, для ответа на которое они должны поработать с текстом, отобрать необходимые факты, сопоставить детали и сделать выводы. Общая тема - Австралия.

1 команда - узнает об открытии Австралии.

История открытия и исследования Австралии.

Открытию Австралии препятствовали отдаленность ее от Европы. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю первыми открыли голландцы еще в первой половине 17 века. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии было открыто во второй половине 18 века. Честь открытия принадлежит английскому капитану Джеймсу Куку. Трижды этот неутолимый путешественник отправлялся в океанские плавания. В 1770 году Кук высадился на восточном побережье Австралии, которая оказалась материком разных чудес. Именно Кук доказал, что Австралия - это самостоятельный материк, и нанес его на географическую карту.

Но до XVII в. Австралия существовала как мифический Южный материк, который должен занимать большую часть Южного полушария. Его называли «Неведомая Южная земля» (Terra Australia inkognita) и поисками именно этого материка занимались многие мореплаватели.

1 команда - о климате, реках, пустынях
2. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.

Растения Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

У эвкалипта твердая древесина - хороший строительный материал. А листья его используют для производства масел, красок, лекарств.

В лесах Австралии среди высоких трав растут пальмы, фикусы, древовидные папоротники.

4 команда - о животном мире

Животный мир Австралии.

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-144.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

Утконос, чтобы уберечься от врагов, поражает их ядовитыми шпорами на задних лапах.

Тело ехидны покрыто длинной грубой шерстью и колючими иглами
по 6-8 сантиметров. С помощью своего длинного языка она добывает корм

В дикой природе коала спит до 80% времени, активна только в ночное время. Эти животные ведут древесный образ жизни, так как питаются только листьями эвкалиптов.

5 команда - о населении

Население Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитай внимательно текст.

Современное население Австралии состоит из коренных жителей (их меньшинство) и переселенцев, которые теперь составляют основную часть страны. Коренное население - аборигены - имеют темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос, сильно выступающее надбровье. К пришлому населению относятся англичане, англо-австралийцы, говорящие на английском языке.

Аборигены живут в нищенских условиях. Часть аборигенов работают на фермах батраками в качестве пастухов за нищенскую зарплату. Другие продолжают вести образ жизни полубродячих охотников и собирателей.

В стране развито машиностроение, химическая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Ведущее место принадлежит овцеводству. Австралия занимает первое место в мире по количеству овец и настригу шерсти.

В дальнейшем каждая команда действует согласно инструктажу.

Инструктаж:

  1. Внимательно самостоятельно изучите текст.
  2. Обсудите в команде.
  3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.
  4. Выберите докладчика. Доложите.
  5. Выступления команд.

Обучающим моментом является прием, когда дети, работая в командах, самостоятельно составляют вопросы, адресованные учителю или другой команде.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках.

Развивать речь можно разными способами: написать сочинение, изложение, сообщение, характеризующие явления от 1 лица или от 3 лица, дать сравнительную характеристику героям, предметам, явлениям и т. д.

«Письма другу», «Дневниковые записи» также направлены на развитие речи, внимания, наблюдательности детей. Задания такого характера ребята выполняют без затруднений, что и было сделано на уроке.

Эффективные результаты развития речи наблюдается при использовании приема ТРИЗ «Другая точка зрения». Суть его в том, что ученики пытаются представить и описать увиденное с точки зрения любого другого человека или предмета.

Педагогика, как и сама жизнь, постоянно меняется. Вводятся новые технологии, приемы и методы работы. К учителю и ученику предъявляются высокие требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, творческими, решительными, динамичными, способными мыслить нестандартно. ТРИЗ - это с одной стороны занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество. А творчество ребенку дает возможность проявить себя, получать новую информацию об окружающем, дает возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения.

В процессе применения этих технологий создаются условия для вариативности, креативности, дифференциации обучения, развиваются навыки и способы мышления, происходит обучение обобщенным знаниям и умениям. Новые приемы и методы воспринимаются учениками как красивый праздник и вызывают стремление к творческой мыслительной деятельности.

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой» - писал Альберт Эйнштейн. В своей статье я также изложила некоторые приемы и методы, которые проверены временем и практикой.

Желание идти вперёд, интересно, доходчиво преподать детям знания, облегчить им путь освоения нового толкает меня шагать со временем в ногу.

Именно в приемах ТРИЗ и КРМ нахожу много интересных материалов, которые перерабатываю и внедряю в свою педагогическую деятельность. А в последнее время приемы ТРИЗ стали незаменимыми помощниками в достижении главной цели - обучение и воспитание успешного, востребованного подрастающего поколения, отвечающего запросам общества.

Конспект урока по окружающему миру с элементами ТРИЗ в 4-м классе.

Тема «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию»

Тема урока: Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию.

Цель урока: познакомить с периодом открытия Австралии, её особенностями местоположения, флорой и фауной.

Задачи урока: активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы; развивать мышление, творческие способности и познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать внимание, навыки сотрудничества.

Структура урока: урок по ТРИЗ и РКМ.

Условия проведения: 5 групп по 5 человек.

Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Актуализация знаний. Мотивация. (ТРИЗ)

Учитель демонстрирует действие макета корабля. (Можно показать слайд - корабль.) Дети наблюдают и высказывают свои мнения: какие бывают корабли, для чего они нужны.

2) Повторение изученного.

Мы с вами сегодня продолжим путешествие по материкам Земли.

На каких материках уже побывали?

Прочитайте имена этих людей. Что их объединяет? (Слайд 2)

На какие две группы можно их распределить?

В какую группу войдет каждое имя?

Соедините имена путешественников с географическими объектами, в честь которых они названы. Покажите эти объекты на карте. (Слайд 3)

3) Кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, какой уникальный материк называли в средние века «Неведомая южная земля». (ТРИЗ. Слайд 4)

1) Континент, открытый Христофором Колумбом? (Америка)

2) Имя путешественника Беринга? (Витус)

3) Край, покоренный Ермаком? (Сибирь)

4) Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот? (Петр I)

5) Кто исследовал берега реки Амур? (Хабаров)

6) Море, носящее имя двоюродных братьев путешественников? (Лаптевых)

8) Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Америкой и Азией? (Беринг)

9) Часть материка восточнее уральских гор? (Азия)

10) Куда же лежит наш путь? (В Австралию.)

4) Работа с картой.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.

Покажите на карте Австралию. Что вы можете сказать об этом материке?

(Австралия на карте мира, вид из космоса. Слайды 5-7.)

Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, все заметить? (на корабле) (Слайд 10.)

И так, представьте мы на борту корабля « АВСТРАЛИЯ» (на доске название).

Для слаженной работы мы разделимся на 5 команд. Выберите капитанов.

Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждой группы есть тоже такой дневник.

5) Мозговой штурм. (ТРИЗ)

А так ли уж эта Земля неведома для нас?

Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик дневника. Обсудите в команде.

(Австралия - материк. Расположен в Восточном полушарии. Омывается водами Индийского и Тихого океана. Самый маленький материк. Там тепло. В Австралии живут кенгуру).

Дневник путешественника

Хочу узнать

Много ли знаем?

А что бы хотели узнать?

Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Обсудите в команде.

6) Составление кластера.

Что же вас интересует? Составим кластер.


II. Стадия осмысления (ТРИЗ)

1) Работа с текстом учебника с.140, 142 (фронтальная работа)

Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности.

Про Австралию говорят - «этот материк самый-самый».

Поработайте, пожалуйста, с текстом в учебнике и найдите подтверждения.

2) Анализ текста. (ТРИЗ)

Так почему же материк этот «самый-самый»? Зачитайте доказательства.

Какая информация вас заинтересовала?

3) ФИЗМИНУТКА (ТРИЗ)

Игра «Робинзон Крузо»

4) Работа в командах.

Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание.

Учебник с.140-145 (Тексты на листочках)

1 команда - узнает об открытии Австралии

2 команда - о климате, реках, пустынях

3 команда - о растительном мире

4 команда - о животном мире

5 команда - о населении.

Чобанова Екатерина Олеговна, учитель биологии.
Место работы: МБОУ СОШ №28 п.Мостовской Краснодарского края.
Описание материала. Данный конспект сценария проблемно-эвристического урока по биологии рекомендован для педагогов, работающих по ФГОС. Материал ориентирован на учащихся 5 классов.

Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения: проблемно-эвристический урок.
Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.
Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
углублять знания о многообразии живых организмов;
выделить своеобразие организма лишайников;
познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
способствовать развитию логического и ассоциативного мышления,
совершенствованию монологической речи учащихся,
развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.
Воспитательные: способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника;
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с таблицей;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1.Продолжить формирование умения работать с таблицей.
2.Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3.Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД:
1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2.Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3.Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3.Продолжить формирование умения определять критерии изучения бактерий.
4.Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД:
1.Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4.Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы: частично - поисковые
Оборудование: УМК, таблица “Лишайники”, гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), компьютер.

Ход урока
1.Мотивация
На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.
Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.
Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Как будет называться такой симбиоз? (ответы-предположения учеников).
Такой симбиоз называется лишайником. С ними мы сегодня и познакомимся на уроке.
Формулирование темы и целей урока.

2.Актуализация пройденного материала
Фронтальный опрос:
1.Почему водоросли относят к низшим растениям?
2.Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?
3.Почему бурые и красные водоросли способны жить на большой глубине, чем зеленые?
4.Какую роль играют водоросли в природе?
5.Как человек использует водоросли? Что получают из морских водорослей?
6.Какой тип питания характерен для грибов?
7.Что такое симбиоз?
8.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

5.Рефлексия
Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?
Выставление оценок.

6.Домашнее задание
Всем: §15, стр.:66-69, вопросы 1-4 на стр.69.
Повышенный уровень:
1.Сообщение «Лишайники Краснодарского края».
2.Логический вопрос. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
Творческое задание: презентация «Значение лишайников в природе и для человека»

Список литературы:
1.Биология: 5 класс: методическое пособие /И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
2.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, проетирование, моделирование). /М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 79 с.
3.Какие бывают растения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 64 с.: ил.

Словестные методы

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала. Природоведческий рассказ в начальной школе занимает 3-5 минут в 1-2 классе, до 10 минут в 3-4 классах.

Репродуктивный рассказ – изложение материала описательного характера. Научно выдержан, доступен, тщательно продумана последовательность рассмотрения основных вопросов, представлена логика обобщений. Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной. Например: «Виды зимовки животных», «Раннецветущие растения» и др.

Объяснительный рассказ основан на доказательной логике, включает рассуждения учителя, анализ актов и явлений. Выделяются общие признаки и на их основе выявляются причинно-следственные связи. Например: «Образование оврага», «Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи» и др.

Объяснение охватывает сравнительно небольшой материал и короткий промежуток времени. Связано с истолкованием и доказательством различных положений. Может использоваться при работе с приборами, проведении опытной работы, наблюдений, дидактических игр.

Психологический текст – метод, направленный на развитие творческого воображения учащихся, носит релаксационный характер. Основные требования: эмоциональный настрой детей, плавная, яркая, эмоциональная речь учителя, при необходимости – музыкальное и видеосопровождение. При чтении текста дети могут закрывать глаза, выполнять несложные физические упражнения, менять положение тела. Кроме того, некоторые психологические тексты содержат и дополнительную учебную информацию. Психологические тексты представлены в разработках занятий по игровой экологии (авторы Т. Шпотова, Т. Старых).

Виды беседы. Словесные приемы в системе изучения окружающего мира

Беседа – диалогический метод изложения учебного материала, где учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Репродуктивная беседа опирается на уже известные детям факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-либо предположений. Например, беседа о явлении осеннего листопада, формах рельефа земной поверхности и пр.

Эвристическая (проблемно-поисковая) беседа представляет собой ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые учащиеся должны высказывать какие-либо предположения и пытаться самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя незначительное самостоятельное продвижение вперед по усвоению новых знаний. Например, беседа о приспособительных механизмах пустынных растений, образовании родников, оврагов и др.

Вводная беседа актуализирует, систематизирует и конкретизирует опорные знания детей. Это может быть беседа перед изучением материала нового раздела, например, об организме человека, зимних явлениях в природе и пр.

Обобщающая беседа проводится в конце урока. Предполагает выделение и повторение основных понятий содержания темы урока, закрепление наиболее важных знаний, формулировку причинно-следственных связей. Например, беседа о способах ориентирования на местности, свойствах снега и льда и пр.

Словесные приемы , используемые на уроках окружающего мира разнообразны: целеполагание, рассуждение, создание проблемной ситуации (ситуации интеллектуального затруднения), инструктирование, словесное рисование, показ по карте, комментирование записи на доске и в тетради и пр.

Наглядные методы

Метод иллюстраций на уроках окружающего мира

Иллюстрация таблиц и работа с ними определяется их содержанием. Работа с таблицами по временам года (желательно, чтобы на них была представлена одна и та же местность) предполагает сравнение и сопоставление изменений природных объектов. Таблицы по природным зонам или природным сообществам могут сопровождать рассказ учителя. Таблицы с изображением животных помогут учащимся выявить приспособительные особенности. Таблицы «Ориентирование на местности» призваны закрепить и проверить первоначальные навыки учащихся ориентирования на местности разными способами и т.п.

Кроме того, учитель может создавать, в содружестве с родителями и детьми недостающие таблицы для уроков окружающего мира в процессе внеурочной работы. Выделяют следующие требования к созданию учебных таблиц :

  • объекты должны быть достаточно крупными, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;
  • таблицы должны представлять собой монографическое изображение, поэтому на них чаще указан один объект, процесс или явление;
  • на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения следует располагать в определенной дидактической последовательности (должны быть «читаемы»);
  • учебные таблицы не должны заменять натуральные объекты, а поэтому используются как дополнения к ним;
  • таблицы должны отвечать эстетическим требованиям.

Иллюстрация репродукций картин способствует художественному наполнению уроков окружающего мира, формированию чувства прекрасного. Они могут решать задачи интеграции знаний по окружающему миру, ИЗО, музыке, чтению. Данный метод часто используется при изучении сезонных изменений, природных зон, исторического материала. Работа по репродукциям картин может сопровождаться прослушиванием музыкальных отрывков, записей звуков природы (пение птиц, шум дождя, шорох листвы и пр.) для более эффективного формирования у детей природоведческих представлений.

Иллюстрация портретов ученых, исторических деятелей и др. направлена на конкретизацию материала, формирование представлений детей о выдающихся людях истории, науки и культуры, выступает приемом нравственного воспитания детей.

Метод демонстраций на уроках окружающего мира

Демонстрация натуральных объектов (живые животные, комнатные растения, чучела и гербарии). Дети знакомятся с отдельными представителями растительного и животного мира, их практическим значением и охраной, получают конкретное представление об их размерах, форме и других признаках. Для организации работы учеников необходим тщательный отбор объектов, продумывание способов их демонстрации, составление плана для наблюдений и составления описаний. При изучении натуральных объектов рекомендуется сравнивать оригинал с рисунком. В некоторых случаях предлагается зарисовка. Результаты работы обобщаются в виде таблицы, связного рассказа и пр.

Демонстрация опытов служит выявлению признаков, свойств взаимодействия природного объекта с условиями среды или другими объектами. Это могут быть опыты по выявлению свойств воды, снега и льда, состава почвы, свойств некоторых полезных ископаемых и др. Педагог может сначала демонстрировать опыт сам, а затем предложить ученикам повторить его и сделать выводы. На уроках окружающего мира опыты с огнем (нагревание воды, почвы, измерение температуры кипения воды и др.) выполняет только учитель. Желательно, чтобы в кабинете был специальный демонстрационный столик. Кроме того, демонстрация опыта должна быть эстетически грамотной в плане движения рук, использования технической посуды. Перед демонстрацией необходимо определить последовательность проведения наблюдений, конкретные задачи, сформулировать тему и цели опытной работы, продумать способы фиксирования результатов. Рекомендуется использовать прием постановки проблемной ситуации (например: что горит в почве, если снег и лед – вода в твердом состоянии, значит ли это, что они обладают одинаковыми свойствами).

Демонстрация приборов (термометр, компас, глобус, барометр, анероид и др.) на уроках окружающего мира является составной частью организации последующей практической работы с ними. Важно обратить внимание на знакомство с историей создания данного прибора, принципами его работы, строением, правилами обращения с ним. Целесообразно использовать занимательные, проблемные, нестандартные задания на перенос практических умений в новую учебную ситуацию.

Демонстрация видеофильмов , слайдов, компьютерных презентаций и пр. помогает зрительно представить учащимся материал урока, обогатить формируемые представления и понятия, создать благоприятный эмоциональный фон занятия. Необходимо продумать временные рамки показа и последующего обсуждения.

Конспект проблемно-эвристического урока.

Тема урока: Жанры станковой живописи

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; проектор; экран; интернет и энциклопедии по искусству, учебник Л. А. Неменская, Изобразительное искусство, Искусство в жизни человека, 6 класс.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

Задачи урока:

Развитиие познавательных и творческих интересов у учащихся,

Активизация художественно-творческой деятельности учащихся;

Воспитание нравственно-эстетических чувств учащихся через знакомство с шедеврами мирового искусства.

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

Ход урока

    Организация класса

    Основная часть

    Постановка цели урока:

Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также создадим свою картинную галерею.

    Повторение прошлого материала:

Объяснение значения слов «станковая» , «живопись».

Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).

Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

    Работа обучающихся с кейсом: (Приложение № 1. Кейс)

Изучив материал кейса, мы должны ответить на вопрос: «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?»

1). Изучение материалов кейса;

Лист № 1. Пейзаж и его виды.

Пейзаж – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

Лист № 2. Портрет и его виды.

Портрет это изображение одного человека или группы людей. Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого.

Подумай. Почему один и тот же человек изображается разными художниками по- разному?

Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

Лист № 3. Натюрморт.

Натюрморт – это изображение вещей, своеобразный «портрет» вещи.

Что еще может изображаться в натюрморте?

Лист № 4. Анималистический жанр это изображение животных. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

Лист № 5. Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

Лист № 6. Мифологичекие, библейские жанры.

Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

2). Формулировка проблемы

Для чего же нужно деление искусства на жанры?

Ответ, к которому нужно подвести:

Понятие жанра в изобразительном искусстве помогает нам сравнить произведения между собой по содержанию, размышлять о них.

3). Выработка пути решения как правильно определить жанр станковой живописи.

Определить, что изображено;

Вспомнить классификацию жанров станковой живописи.

Физминутка

Упражнения для улучшения осанки и упражнения для глаз.

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо картину, которая лежит у вас на столе, поместить в соответствующий зал. Название залов на магнитной доске (Пейзажи, Натюрморты. Портреты, Анималистический жанр, Бытовой жанр, Исторический жанр, Батальный жанр, Мифологический жанр, Библейский жанр). Репродукции, раздаются каждому учащемуся.

Учащиеся проверяют правильность размещения картин, дискутируют, доказывают свою правоту. Учитель должен подвести учащихся к мысли, что надо воспользоваться интернетом, энциклопедиями для справок, чтобы уточнить содержание картины.

Решение к которому нужно подвести учащихся:

Границы между всеми жанрами условны, и всегда существуют произведения, определение жанров которых носит условный характер.

Практическое задание:

Сегодня мы вспомнили основные жанры станковой живописи. И уяснили разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

Какой жанр вам понравился, запомнился, заинтересовал больше всех?

Используя в практическом задании этот жанров станковой живописи, как художник расскажите нам о любимом времени года.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

Рефлексия:

Что дает нам деление искусства на жанры?

Что для вас было самым важным на этом уроке?

Нарисовать смайлик, какое у тебя настроение в конце нашего урока.

Используемые источники для разработки урока:

Власов В. Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, т. 1, М., Лита, 2000, 864

Ф.С. Капица, Т.М. Колядич., Справочник школьника. История мировой культуры. АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2010, 608

Учебник Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М., Просвещение, 2009, 175

Поисковые системы: Яндекс