Налоговая проверка: как вести себя, если нагрянули инспекторы. Как подготовиться к налоговой проверке и успешно ее пройти Психологическая установки для прохождения налоговой проверки

Очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС - событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное. Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие "с пустыми руками". Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия .

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен. Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли "казачки".
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения . Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение. Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения. Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины. Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты :
- наименование налогового органа. Проводить проверку может только та налоговая инспекция, на учете в которой вы стоите, или вышестоящий налоговый орган;
- номер и дата вынесения решения. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проверке, а не дата подписания решения налогоплательщиком;
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика. Проверьте, правильно ли указаны эти данные, тут могут быть допущены ошибки;
- период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. Если период указан с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г., то налоговики не имеют права проверять хоть на день раньше или позже. Период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- перечень проверяемых налогов и сборов либо указание "по всем налогам и сборам". Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам. Исключение - случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом либо в связи с подачей "уточненки". Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку. Следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с решением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать решение на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их заместители);
- фамилии, имена, отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов и иных правоохранительных и контролирующих органов. Инспекторы или правоохранительные органы, которые не внесены в решение, до проведения проверки не допускаются;
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина. Им может быть руководитель инспекции или его заместитель.
Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита в решении является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки. Кроме того, с помощью решения, подписанного инспектором, в тексте не упомянутым, доказать вину налогоплательщика не получится.
Вы даете согласие на проведение выездной налоговой проверки, если подписываете решение. Этот документ составляется в одном экземпляре, но по просьбе налогоплательщика инспекторы могут отдать его копию.

Не отдавайте оригиналы

Составляется в двух экземплярах: один - для налоговой, другой - для вас. Его нужно подписать, но прежде проследить, чтобы оно было подписано контролером, проводящим проверку. В требовании о представлении документов должны быть указаны: наименование организации, ИНН, период, за который представляются документы, перечень документов и подпись должностного лица.
Требование о представлении документов может быть передано лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Подписав требование, вы не обязаны отдавать бумаги моментально. Истребованные в ходе проведения проверки документы можно представить в течение 10 дней со дня получения этого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом собрать их стоит в тот же день, чтобы выяснить, все ли бумаги в наличии. Если какие-то документы отсутствуют и вы не сможете их представить в течение 10 дней, то уведомить об этом налоговую нужно не позже дня, следующего за днем получения требования. Причины, которые мешают вам уложиться в срок, тоже придется указать.
Требуемые документы можно передать в налоговую лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Не нужно отдавать оригиналы. Документы на бумажном носителе нужно представлять в виде заверенных подписью и печатью копий. Инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов, если такая процедура не предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Важно! Копии требуемых налоговой документов нельзя подшить и заверить все вместе. На каждой копии нужно поставить отметку "верно", печать, подпись, фамилию, должность и дату (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09).

В то же время при необходимости инспектор имеет право ознакомиться с подлинниками документов.
Возьмите на заметку основные правила:
- не представляйте копии документов, которые уже были направлены в налоговые органы ранее, за исключением возвращенных подлинников (п. 5 ст. 93 НК РФ);
- не отдавайте оригиналы документов налоговому инспектору "на вынос", если вы создали все условия для проведения проверки у вас в офисе;
- не разрешайте налоговикам смотреть вашу бухгалтерскую программу. Давайте им читать только распечатанную бумажную форму документов;
- не представляйте документы, которые не указаны в требовании.
Ревизоры могут изъять подлинники, если не получат копий или полученных копий для проверки недостаточно, а также из обоснованных опасений, что оригиналы уничтожат, исправят или подменят. Основанием является постановление о выемке. При этом сотрудник налоговой не имеет права истребовать или изъять документы или предметы, не имеющие отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Избавьтесь от посторонних

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если организация не может предоставить помещение проверяющим, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). При этом можно наградить ревизоров сумками с копиями документов и проводить их обратно в инспекцию - пусть проверяют в привычных условиях. А сотрудники компании в это время продолжат работу в обычном режиме, не отвлекаясь на просьбы проверяющих.
Но для этого придется придумать, почему выездная налоговая проверка не может проводиться на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

На заметку. Особые правила! Чтобы воспользоваться возможностью проведения выездной проверки вне офиса, придется придумать, почему ее нельзя проводить на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

Если же в просьбе провести проверку на территории налоговой инспекции вам отказали, предоставьте проверяющим для работы отдельное помещение.
В последний день проверки инспекторы составляют справку об окончании выездной налоговой проверки. После ее вручения налоговики не имеют права требовать документы и находиться на территории налогоплательщика.
В дальнейшем отказывать инспекторам будет уже не в чем. Можно будет лишь оспаривать доводы налоговых органов в возражениях на акт или уже в суде после вынесения решения о привлечении.

Контролируйте сроки

Кроме статей Налогового кодекса налоговые проверки регламентируются внутренними приказами и другими нормативными актами (ст. ст. 87 - 102 НК РФ). Вы сможете заметить все промахи инспектора при проверке, изучив эти документы. Приведем некоторые из них: Приказы Минфина России N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г., ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009. Кроме этого, будет полезно посмотреть следующие Письма: ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648, Минфина России от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304 и др., а также арбитражную практику - например, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 2338/05, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А56-19608/2007, от 14.05.2008 по делу N А56-31372/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 по делу N А11-15769/2005-К2-19/657, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4552, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 N Ф08-8328/07-3119А и другие.
Указывать проверяющим на их оплошности сразу не стоит. Ошибки инспекторов помогут вам обжаловать санкции по результатам проверки в суде. Чаще всего ревизоры не соблюдают установленные сроки , на это советуем обратить особое внимание:
- проверяемый налоговый период не должен превышать трех лет;
- выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом может быть продлена до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);
- срок представления документов - 10 дней со дня получения требования;
- на следующий день после окончания проверки составляется справка об окончании проверки;
- в течение двух месяцев со дня составления справки пишется акт выездной налоговой проверки;
- акт налоговой проверки в течение пяти дней с момента составления должен быть вручен налогоплательщику;
- после получения акта организация имеет право в течение 15 дней представить в налоговую возражения по нему;
- после рассмотрения возражения в течение 10 дней налоговые органы выносят решение о привлечении или об отказе;
- в десятидневный срок с даты вступления в силу решения отдел недоимки направляет требование об уплате недоимки по налогу, пеней и штрафов;
- после истечения срока исполнения требования об уплате налоговые органы могут обратиться в суд с иском;
- если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение: 1) в вышестоящий налоговый орган: если решение не вступило в силу, то в течение 10 дней с момента получения; если вступило в силу, то в течение одного года с момента вынесения решения; 2) в суд в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу.
Знание - сила. Большую часть санкций по результатам выездной налоговой проверки можно оспорить в суде и избежать незаконного наказания. Так что внимательно изучайте документы и боритесь за свои права.

Сегодня остановимся на практических аспектах данной проблемы и дадим несколько действенных советов тем, кто уже столкнулся с выездной проверкой или готовится к ней.

Итак, в Вашу компанию нагрянула выездная налоговая проверка. Первое, что нужно сделать – внимательно изучить решение о проведении проверки: какие налоги и за какой период будут проверять. Помните, что период выездной налоговой проверки составляет три года, и повторно один и тот же налог проверяться не может. В случае приглашения инспекторами полицейских, убедитесь, заявлены ли они в решении о проверке в числе проверяющих. Если нет – у вас появится возможность отсрочить прибытие сотрудников полиции.

  • Подготовьте «рабочее» место для инспекторов

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Поэтому есть смысл выделить для них специальное помещение. Во-первых, так инспекторы не будут иметь доступ ко всем без исключения документам. Во-вторых, поможет избежать бесконтрольного общения налоговиков с сотрудниками компании.

  • Проинструктируйте сотрудников

По незнанию рядовой сотрудник может навредить, если скажет или сделает лишнее. Поэтому все беседы с проверяющими должен вести тот, у кого есть необходимые знания и опыт. Как правило, это главный бухгалтер, финансовый директор или юристы, к которым вы обратились за услугой сопровождения выездной проверки . Главный посыл, который надо донести до сотрудников: избегать общения с инспекторами, делать только то, что скажет главбух или другой ответственный за взаимодействие с налоговиками сотрудник. Кроме того, о проверке надо известить руководство филиалов компании – чтобы они были наготове и оперативно передавали документы по первому требованию головного офиса.

  • Подчистите документы

Отдавая документы в ходе выездной проверки, удалите с них лишние пометки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки карандашом, забывают свои закладки. Некоторые пометки могут спровоцировать подозрения со стороны инспекторов.

  • Укладывайтесь в сроки

Обычно вместе с решением о выездной проверке компании вручается требование предоставить копии документов. По законодательству есть 10 дней для подготовки копий нужной документации. Если инспекторы запрашивают множество бумаг, и собрать их в отведенный срок просто невозможно, нужно в течение дня, следующего за днем передачи требования, написать заявление в налоговую в свободной форме и в нем указать причину нарушения сроков.

  • Передавайте документы по описи

На выездной проверке инспекторы всегда требуют предоставить документы. Важно соблюсти процедуру передачи, чтобы какие-либо документы случайно не «затерялись» (это часто бывает по небрежности самих инспекторов). Чтобы впоследствии не возникло проблем и в решении по проверке не написали, что какие-то затраты не подтверждены, передавать документы надо строго по описи.

  • Не отдавайте лишнее

Довольно распространена практика, когда передается инспектором множество лишней информации. Например, инспекторы запрашивают определенный договор, а компания вместе с данным документом передает и приложения к нему, также дополнительные соглашения и переписку с конфиденциальной информацией. В результате информация из такой переписки может привести к претензиям налоговой по итогам выездной проверки.

  • Правильно храните документы

Выездная налоговая проверка проводится за определенные периоды – если группируете договоры не по годам, а, к примеру, по контрагентам, понадобится дополнительное время для поиска нужных бумаг.

  • Избавьтесь от компромата

На тот случай, если инспекторы пойдут на крайние меры – например, добьются разрешения на выемку, накануне выездной проверки стоит вывезти из офиса все компрометирующие документы. Также стоит почистить компьютерную базу главбуха и генерального директора и навести порядок в столах (в частности, убрать оттуда лишние печати).

  • Готовьтесь к допросу

По законодательству нет требований в отношении гендиректора лично предоставлять пояснения инспекторам – вполне достаточно ознакомительной беседы. Предоставлять пояснения в ходе выездной проверки понадобится только при вручении уведомления о вызове в роли свидетеля. При его получении нужно предварительно продумать ответы. Налоговики обычно интересуются данными о контрагентах компании. Предоставляемые ответы с вашей стороны либо от сотрудников должны интерпретироваться однозначно.

Как вести себя на допросе
Обратите внимание на нормы закона, на основании которых вызывают на допрос. Если есть ссылка на статью 90 или на подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ, – личное присутствие обязательно. Если статья 90 не упоминается, либо дается ссылка на другой подпункт статьи 31 – можно отправить другого представителя компании.
Предварительно внимательно изучите процедуру проведения допроса. Вопросы налоговиков должны относиться только к вашим должностным обязанностям. Если вопросы затрагивают не вашу зону ответственности, есть право игнорировать такие вопросы. Хотя иногда лучше ответить, чтобы инспекторы не вызывали других сотрудников, которые могут случайно сказать лишнее.
Будьте предельно внимательны, тщательно изучайте протокол, обдумывайте свои ответы и не бойтесь указывать на неправильность записи с ваших слов. Никогда не подписывайте не прочитанные либо незаполненные документы!

Помните, у каждого есть право получить компетентную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому на допрос можно прийти в сопровождении юриста, который и обеспечит контроль правомерности мер со стороны проверяющих.

И наконец, помните о статье 51 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Максимум, что могут сделать налоговики за отказ отвечать на вопросы – выписать штраф в размере 3 000 руб. (ст. 128 НК РФ).

А теперь о том, чего не нужно делать на выездной проверке.

  • Срочно подавать «уточненки»

Даже если вы сами обнаружили ошибки после того как компания узнала о проведении выездной налоговой проверки, не стоит сдавать уточненные расчеты. Во-первых, не факт, что эти ошибки обнаружат проверяющие. Во-вторых, даже если налоговики их найдут, то они потратят время на то, чтобы их зафиксировать и проанализировать. А значит, повышаются шансы на то, что они пропустят какие-то более серьезные недочеты.

История из практики
В ходе выездной проверки инспектор обратил внимание на то, что компания систематически не включала в доходы суммы договорных санкций, признанных ко взысканию в ее пользу постановлениями судов. Несмотря на это налогоплательщик решил не подавать уточненные декларации до получения акта проверки. Это позволило уточнить свои налоговые обязательства только исходя из отраженных в акте фактов неправомерного неучета доходов.

  • Не пускать инспекторов

Не пуская инспекторов на территорию в ходе выездной проверки, Вы только усугубите ситуацию. Налоговики могут решить: компании есть, что скрывать, – и добьются постановления о выемке. Либо, что еще хуже, призовут на помощь сотрудников полиции (к слову, в последнее время налоговики часто прибегают к такой помощи, т. к. совместные проверки гораздо результативнее – заканчиваются большими доначислениями).

  • Говорить лишнее и неправду

Налоговики активно используют опросы сотрудников и руководителей проверяемой компании, чтобы выявить признаки мнимости сделок. Проверяющие пытаются воссоздать ситуацию «под протокол», чтобы через нестыковки и всевозможные ошибки показать, что компания не заключала никаких сделок, выдает зарплату в конвертах и т. п. Поэтому главное правило: перед тем как отвечать на вопросы инспекции, следует документально восстановить все обстоятельства сделки, проговорить и согласовать все ее моменты с контрагентом. Любая незначительная информация, не укладывающаяся в общую логику совершения сделки в понимании инспекции, может стать предметом судебных разбирательств.

  • Конфликтовать

Некоторые налогоплательщики открыто идут на конфликт с проверяющими. Нервозные отношения с инспекторами во время выездной проверки приводят к излишней озлобленности и, как следствие, к дополнительному служебному рвению с их стороны. Вывод – с проверяющими необходимо поддерживать дружеские или хотя бы нейтральные отношения в рамках действующего законодательства.

Если к вам пришла выездная проверка, не надо сразу же паниковать – с выездной проверкой в своей работе встречается почти каждая компания. Выездную проверку надо просто пережить. Самый верный путь в данной ситуации – сразу же привлечь грамотных юристов для сопровождения выездной проверки . С ними риск совершения ошибок сведется к минимуму.

Обращайтесь к нашим специалистам – мы поможем пережить выездную проверку с наименьшими потерями для бизнеса!

Связаться с экспертом

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет выгоднее компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям. Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и представитель проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, пеней и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет ключа. Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Страница 1 из 2

Абсолютно здоровых людей не существует — это вам подтвердит любой медик. Ничего не нарушающих предприятий не существует — это вам скажет любой работник фискальных органов. Добавим, что во многом этому способствует противоречивое, постоянно меняющееся и непонятное российское законодательство.

Поэтому любой контролер при определенном желании всегда без особых усилий найдет нарушения у любого субъекта хозяйствования. Бизнесмену же важно понять, чем руководствуется проверяющий в своем необузданном рвении найти нарушения, так как лишь четкое представление мотивов, которыми он руководствуется, позволит принять оптимальное решение насчет того, как лучше всего поступить в сложившейся непростой ситуации.

Если вашу компанию посетил враждебно и предубежденно настроенный контролер, то подобное поведение может быть обусловлено одним и указанных ниже факторов:

У контролера отсутствует личная заинтересованность, и он лишь пытается добросовестно достичь запланированных его руководством показателей по «раскрываемости нарушений».

Контролер старается «откопать» все, к чему только можно придраться, с единственной целью — получить взятку, и подобные действия можно объяснить следующими мотивами:

    он действительно желает получить «мзду»;

    данное вымогательство представляет собой не что иное, как заранее спланированную и направленную конкретно против вас провокацию.

Помимо указанных факторов объективного характера, на поведение контролера могут оказывать влияние и субъективные причины: плохое настроение, зависть и ненависть по отношению ко всем подряд «буржуям-бизнесменам», личная неприязнь к владельцу бизнеса, склочный и «конфликтный» характер проверяющего, и др.

Чтобы своевременно определить, какие мотивы управляют контролером, важно получить хотя бы общие сведения о его личностных качествах. Для этого желательно иметь нечто вроде досье или картотеки с информацией обо всех местных налоговых инспекторах, контролерах со стороны пожарных и санитарных служб, сотрудниках иных контролирующих органов, за в должностные обязанности которых входит контроль вашей компании.

Как правило, контролеров, находящихся в одном районе (там, где функционирует ваше предприятие), не очень много — в пределах пары-тройки десятков человек, и опытные коммерсанты обычно помнят всех «своих» проверяющих. Тем более им хорошо известны (а нередко — и лично знакомы) руководители районных инспекций разного ранга и профиля — это уж, как говорится, «сам бог велел».

Чтобы подобрать оптимальный подход к государственному служащему, необходимо выяснить его «подноготную»: кто ему покровительствует, за счет чего он продвигается по карьерной лестнице, кто его родственники, какая у него репутация, не брезгует ли взятками, какие у него сложились отношения с вашими конкурентами. Все эти полезные сведения легко получить, поговорив с коллегами бизнесменами, не забывая при этом систематизировать и анализировать полученную информацию.

Подобные сведения на самом деле представляют собой важное условие гарантии безопасности компании в сложной или конфликтной ситуации, в особенности если она возникла благодаря стараниям недоброжелателей и конкурентов. Если же имеет место быть стандартная налоговая проверка, то сведения о личности контролера дают возможность бизнесмену грамотно определить его мотивацию и выработать оптимальный порядок действий.

Во время проведения проверок на предприятии рекомендуется организовать для проверяющих всестороннее содействие и лояльность. Очень хорошо, если помощь проверяющим будет оказывать специально назначенный работник, который «в курсе всех дел и пояснит все, что надо». Было бы очень неплохо, если бы это был один из топ-менеджеров компании, имеющий внушительные полномочия, владеющий основами кризис-менеджмента, психологическими навыками и хорошо понимающий, как следует вести любые переговоры.

Как правило, работу с проверяющими поручают тем работникам, в обязанности которых входит ведение переговоров с деловыми партнерами: ведь умение грамотно договариваться и выходить из конфликтных ситуаций дано далеко не каждому. И если ваша компания располагает таким грамотным переговорщиком, то сотрудничество с государственными служащими и контролерами целесообразно поручить именно ему.

Сотрудника, который «работает» с представителями государственного аппарата, следует наделить эксклюзивными и неофициальными полномочиями. О них никто и ничего не должен знать, кроме высшего руководства компании. Ведь показать проверяющим интересующую их документацию может, в принципе, кто угодно, а вот иметь право предлагать чиновнику любой «нетрадиционный» или не совсем законный вариант решения проблемы может только «избранный».

Следует учитывать, что подобный «нетрадиционный» вариант не всегда означает прямой подкуп контролеров. Например, в ситуации, когда работники контролирующего органа просто обязаны дать отчет своему руководству об обнаружении какого-то количества нарушений, они не могут прийти к нему с пустыми (т.е. не содержащими штрафных санкций) актами. В подобных случаях с ними можно договориться, условившись о минимальной сумме штрафов и иных финансовых санкций.

Ведь все мы знаем, что поговорка: «Кто ищет, тот всегда найдет» как ни к чему другому подходит к любым проверкам любого субъекта хозяйствования, поэтому нередко не имеет смысла расходовать время и нервы свое и контролеров, особенно тех, с которыми уже давно имеются неплохие отношения, и особенно тогда, когда сами они могут найти много разнокалиберных нарушений. Для этого специалист-переговорщик, имеющий соответствующие полномочия, просто заранее уведомляет контролеров, какие штрафы и финансовые санкции в состоянии понести компания. А контролеры, в свою очередь, предлагают «прейскурант» нарушений на предложенную сумму.

При этом контролеры могут «по знакомству» выполнить действительно хороший аудит указать на серьезные ошибки, которые администраций компании впоследствии «обнаружит» собственными силами и без всяких финансовых и иных санкций. Подобный «аудит», само собой, должен оплачиваться, особенно если он действительно сделан на высоком уровне. Причем причитающееся вознаграждение вполне может быть официально перечислено специализированной аудиторской компании, которая впоследствии предоставит официальное аудиторское заключение, в котором будут перечислены все упущения, обнаруженные налоговиками. Стоит ли говорить, что реквизиты этой компании предоставят контролеры!

Отметим, что далеко не всегда имеет место материальное вознаграждение контролеров. Как правило, напрямую «получают благодарность» только работники самого нижнего звена, и лишь в самом начале «сотрудничества». А вообще непосредственная дача взяток наиболее характерна лишь для мелких и средних компаний; что касается более высоких государственных служащих, то влиятельные бизнесмены находят с ними общий язык с помощью других методов поиска взаимной выгоды.

Как бы там ни было, полезно знать, что все виды взяток можно неофициально разделить на две категории: подкуп и вознаграждение.

Подкуп — в данном случае материальное поощрение преподносится заранее, перед тем как государственный служащий предпримет какие-то действия (либо наоборот — бездействие).

Вознаграждение — это материальное поощрение за уже произведенную работу, за использованное для этого личное время, за качество и оперативность, за внимательное отношение, и т.д. Иначе говоря, вознаграждение по своей сути представляет собой презент и благодарность за оказанную помощь и гарантию благосклонного отношения в перспективе.

Существует строго определенный перечень критериев, которые сотрудники налоговой службы используют при планировании выездных проверок. Этот перечень содержится в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При совпадении нескольких из них компанию может ожидать выездная налоговая проверка.

  1. Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
  2. Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
  3. В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок - без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
  4. Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП - сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.

2. Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести?

Сначала надо проверить полномочия проверяющих. Для этого проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (или его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Если вы не пускаете налоговиков в офис, это даёт им право расчетным методом самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Скорее всего, эта сумма будет больше, чем размер доначисленных налогов, который был бы определен во время проверки. Поэтому не имеет смысла препятствовать доступу проверяющих в ваш офис без крайне уважительных причин.

3. Какие, вообще, документы мы обязаны предоставить проверяющим?

Во время выездной проверки налоговики могут потребовать предоставить им «необходимые для проверки документы». Это означает, что они могут запрашивать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учетов, договоры, акты, счета, платежные документы, счета-фактуры и так далее.

Документы, которые вас попросят предъявить проверяющие, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Налоговики не вправе повторно требовать документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.


Если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.


Если проверяющие хотят провести выемку документов, они должны показать постановление о выемке, утверждённое руководителем (или его заместителем) налогового органа.

4. А если мы что-то утаим от проверяющих? Чем это грозит?

Возможен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите использовать скрытые документы в качестве доказательства своей позиции в суде, суд может отказаться принимать такие доказательства.

5. Каковы могут быть последствия выездной проверки?

Главный риск для любого бизнеса, связанный с выездной проверкой, - это возможное доначисление налогов.


За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 таких проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.


По результатам выездных проверок было начислено более 349 млн рублей дополнительных платежей, включая налоги, налоговые санкции и пени.

6. Если моей фирме доначислили налоги, есть ли шанс оспорить решение?

Конечно. Всегда есть шанс выиграть налоговый спор. Например, в первом полугодии 2015 года по данным Судебного департамента при Верховном суде в половине таких случаев решение было принято в пользу налогоплательщика.

7. С чего начать подготовку к суду?

В первую очередь нужно выявить те сделки, по которым предположительно могут быть доначисления. Например, совершенные без явной экономической выгоды, с ценой, значительно отличающейся от рыночной или исключительно с целью налоговой экономии, а также заключенные с фирмами-однодневками или взаимозависимыми лицами.

Затем нужно будет проверить правильность оформления первичной документации по рискованным договорам и обязательно устранить ошибки, если они есть. После этого можно приступать к подготовке обоснований.

В своей аргументации вы можете опираться на разъяснения ФНС и Минфина России. Не стоит опасаться возможных противоречий и неопределенностей в законах, так как в ходе судебного процесса все они трактуются в пользу налогоплательщика. Также полезно изучить судебную практику. Стоит иметь в виду, что в настоящее время все чаще суды рассматривают не сделки по отдельности, а совокупные налоговые последствия деятельности фирмы в целом.

Желательно, чтобы ваши сотрудники и контрагенты также были готовы к возможным контактам с сотрудниками ФНС.

8. Как лучше подготовить сотрудников и контрагентов?

Персонал необходимо попросить уведомить вас о полученных вызовах на допрос, так как на допросе сотрудников обязательно должен присутствовать юрист, предоставленный компанией. Помимо этого, полезно предварительно обсудить с кадрами возможные вопросы и ответы на них.

Работа с контрагентами должна быть направлена в первую очередь на тех из них, которые могут быть расценены сотрудниками налоговой службы как фирмы-однодневки. Вам нужно постараться убедить их предоставить документы по запросу из налоговой, а так же устранить возможные противоречия в документации компаний.

9. Как мне построить защиту в суде?

При обосновании чистоты сделок в суде активные доводы будут гораздо более эффективны, нежели пассивные. Например, если, по вашему мнению, ФНС неверно оценила стоимость одной из сделок, будет лучше, если вы представите суду результаты альтернативной оценки, показывающей экономическую состоятельность вашего решения (активный довод).

Конечно, вы также можете использовать пассивный довод, например, указать на нарушения при оценке, но такой довод с меньшей вероятностью будет принят судом.