Кому подчиняется главный бухгалтер в году. Кому подчиняется главный бухгалтер

4.2.1. Сфера полномочий руководителя фирмы
К сожалению, многие руководители невнимательно читают действующее законодательство. А зря.
Ведь если бы они прочитали статью 6 Закона «О бухгалтерском учете», они бы узнали, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут именно руководители организаций.
Поэтому, конечно же, каждому директору было бы не лишним хотя бы немного разбираться в бухгалтерском учете - чтобы уметь правильно его организовать.
Именно руководитель организации в зависимости от объема учетной работы должен либо учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо просто ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, либо - при наличии достаточной квалификации и времени - вести бухгалтерский учет лично.
Именно руководитель должен утвердить учетную политику организации. И хотя разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, руководителю не мешало бы тоже разобраться в тонкостях учета и поучаствовать в этом процессе, чтобы потом не спрашивать бухгалтера, куда он дел прибыль...
И поскольку руководитель подписывает бухгалтерскую и налоговую отчетность, он, конечно же, несет ответственность за их содержание.
4.2.2. Права и обязанности главного бухгалтера фирмы
Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Российский закон «О бухгалтерском учете» гласит, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной достоверной бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. 18 закона «О бухгалтерском учете», руководители организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности, несоблюдения сроков ее предоставления и публикации привлекаются к административной и уголовной ответственности.
Главный бухгалтер, в частности, несет ответственность в случаях:
неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились ошибки в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат действующему законодательству, нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, де-биторской и кредиторской задолженностей и других потерь, за несвоевременное взыскание средств с виновных лиц;
составления недостоверной бухгалтерской отчетности, за нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Однако на практике нередко случается так, что руководитель организации и главный бухгалтер по-разному оценивают ту или иную хозяйственную операцию.
Приоритет в этом случае остается за руководителем организации: п. 4 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает, что «в случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуще-ствлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций». При этом главному бухгалтеру следует сохранить оригиналы распоряжений руководителя на случай возникновения конфликтной ситуации.
Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту). Эти документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.
На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, свя-занные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для пред-приятия. Для малых предприятий может быть сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер осуществляет и функцию кассира. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или иному должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.
Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится руководителем предприятия. На должность главного бухгалтера рекомендуются лица, имеющие высшее специальное образование или стаж по специальности не менее трех лет. В организациях, деятельность которых в соответствии с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую должность рекомендуется производить при наличии квалифицированного аттестата профессионального бухгалтера либо аттестата аудитора.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. При смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи-приемки дел, который подписывается главными бухгалтерами пред-приятия - увольняемым и назначаемым. Прием и сдача дел главными бухгалтерами производятся на основании приказа руководителя организации, в котором указывается лицо, которому предстоит принять дела, и срок приема-сдачи дел (в пределах 5-7 дней). В передаче дел должен участвовать представитель администрации организации, подпись которого на акте приема-передачи дел является обязательной. Перед приемом и сдачей дел проверяется состояние кассы и составляется акт проверки кассы, который подписывается сдающим и принимающим дела бухгалтерами, а также кассиром и представителем администрации, и прилагается к акту приема- сдачи дел бухгалтерии. После подписания акта проверки кассы главный бухгалтер, сдающий дела, освобождается от руководства бухгалтерией. Од-новременно вновь назначенный главный бухгалтер получает право подписи платежных поручений, чеков и других банковских и финансовых документов. До оформления этого права подписи прежний бухгалтер подписывает банковские документы под контролем вновь назначенного главного бухгалтера. В дальнейшем главный бухгалтер, принимающий дела, не только ведет проверку состояния финансовой работы, учета и отчетности, но и руководит текущей работой бухгалтерии.
Передача дел производится на основе последнего представленного бухгалтерией баланса. При этом производится полная проверка состояния ма-териального и денежного учета, расчетных статей баланса, а также отчетности, при этом используются периодические и годовые бухгалтерские отче- ты, выписки из счетов в банке, договоры, акты сверки расчетов, финансовые планы, сметы, штатные расписания, регистры синтетического и аналитического учета, акты снятия натуральных остатков, сличительные ведомости и протоколы инвентаризационной комиссии, акты ревизий и обследований, материалы о недостачах, растратах и хищениях. После полной проверки состояния учета, отчетности и основных финансовых показателей работы составляется акт приема и передачи дел, который подписывают принимающий и сдающий дела бухгалтеры, а также представитель администрации. Приемо-сдаточный акт составляется для разграничения ответственности принимающего и передающего дела бухгалтеров, его цель - проиллюстрировать состояние дел на момент приема-передачи. Акт должен отражать: ос-новные финансовые показатели работы организации; состояние первичной документации (прежде всего материального и денежного учета); мероприятия, необходимые для улучшения организации учета и финансового контроля. Акт составляется в двух экземплярах: первый остается в бухгалтерии организации, второй - у бухгалтера, передающего дела.
В общей части акта указывается общая организационная и методологическая характеристика учета:
описание формы ведения учета, состояние регистров и первичной документации;
состояние кассы и учета денежных средств, (кем исполняются обязанности кассира, обеспечены ли надлежащие условия хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, остаток наличных денег и других ценностей в кассе);
состояние учета расчетных операций (реальность дебиторской и кре-диторской задолженности, наличие просроченной и безнадежной задолженности, актов сверки взаимных расчетов и т.д.);
состояние учета производства;
сведения о соблюдении отчетной дисциплины;
состояние учета основных средств, нематериальных активов (когда последний раз проводилась инвентаризация имущества, сведения о полноте и качестве операции, в каком виде хранятся карточки);
состояние материального учета (сведения о наличии актов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц, дата последней выверки, сведения об инвентаризации ценностей);
правильность оформления и хранения документов, правильность оформления и хранения документов (сведения о хранении и учете бланков строгой отчетности, подшиты и пронумерованы ли документы); общее финансовое состояние организации, штаты и фонды заработной платы (сведения о наличии штатных расписаний и их исполнения, о наличии и качестве заполнения лицевых и налоговых карточек и т.д.);
сведения об аппарате и организации работы бухгалтерии (штат бухгалтерии, его укомплектованность, распределение обязанностей между сотрудниками, должностные инструкции, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками).
Основная часть акта состоит из перечня передаваемых бухгалтер-ских и первичных документов, а также архива с указанием, за какой период эти документы составлены. Все документы и регистры должны быть сшиты в пачки за определенный период, страницы пронумерованы, на каждой пачке указывается количество содержащихся в ней листов. В акте указывается также наличие или отсутствие регистров и первичной документации. Подписывая акт, бухгалтер, сдающий дела, вправе сделать мотивированные оговорки о своем несогласии с его положениями, представитель администрации должен дать свое письменное заключение по возникшим разногласиям.
4.2.3. Как организовать бухгалтерский аппарат в средней и крупной фирме
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятель-ности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов.
Основными элементами системы бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов; регистры и формы бухгалтерского учета; первичные учетные документы и документооборот; внутренняя бухгалтерская отчетность; инвентаризация; оценка имущества и обязательств.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Как мы уже отмечали, в зависимости от объема учетной работы руководитель может:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично - обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Основными функциями бухгалтерии являются:
учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов и т.д.);
учет расчетов по оплате труда (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд и фонд занятости);
учет затрат на производство (вспомогательного производства, простоев, потерь от брака, расходов будущих периодов, незавершенного производства, основного производства);
учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);
учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах в банке, расчетов с поставщиками и прочими кредиторами, с бюджетом, по иным платежам);
составление бухгалтерской отчетности.
Предприятие, основываясь на действующих в РФ формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, самостоятельно может установить организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования, форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля; учетную политику. В принципе, предприятие может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, включающего в себя:
план документации и документооборота (перечень документов для учета операций, определение потребности в бланках, приобретение бланков, график документооборота);
план инвентаризации (порядок, формы, сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций);
рабочий план счетов и их корреспонденции;
план отчетности (перечень отчетных форм, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций, получающих отчеты, фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ);
план технического оформления учета (характеристика применяемой формы учета и технического оснащения бухгалтерии);
план организации труда работников бухгалтерии (структура аппарата бухгалтерии, штат бухгалтерии, должностные характеристики, мероприятия по повышению квалификации).
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета:
при централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации 9цехов, отделов и т.д.); при этом в подразделениях осуществляют только первичную регистрации операций;
при децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов; главная бухгалтерия производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
Централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками, более эффективно использовать технику. Децентрализация используется только в очень крупных органи- зациях. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов вырабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. В настоящее время сложилось три типа организации структуры бухгалтерии:
линейная (иерархическая) - все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек;
по вертикали (линейно-штабная) - создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами; распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ, применяется в средних и некоторых крупных организациях;
комбинированная (функциональная) - в структуре бухгалтерии выделяются специальные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ, при этом права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции; эта форма применяется в особо крупных организациях и производственных объединениях.
Наиболее распространенной в средних предприятиях является линейно-штабная структура бухгалтерии. При этом в состав бухгалтерии, как правило, входят следующие группы:
материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования (группа, ведущая учет основных средств и материалов);
группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет расчетов с работниками, бюджетом, внебюджетными фондами и т.д.;
производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;
общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;
группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
в крупных организациях могут отдельно выделяться группа учета основных средств, расчетная группа, ведущая учет денежных средств и расчетов, группа подготовки и машинной обработки информации, сводно-ана- литическая группа и другие.
Для обеспечения соблюдения требований законодательства и политики руководства, сохранности имущества и информации, предоставления пользователям своевременной и достоверной информа-ции на предприятии должна быть создана система внутреннего контроля, под которой принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.
Система внутреннего контроля включает три составляющих:
1) среда контроля - осведомленность и конкретные действия руководства и собственников организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля; элементами среды контроля являются:
политика и стиль управления, обеспечивающие понимание сотрудниками важности контроля;
организационная структура предприятия, распределение обязанностей и ответственности;
ревизионная комиссия, контролирующая процесс подготовки отчетности;
методы распределения ответственности и обязанностей, отраженные в должностных инструкциях и кодексах профессиональной этики;
методы планирования управленческого контроля посредством периодических отчетов;
функция внутреннего аудита для анализа эффективности других служб;
кадровая политика, подготовка и переподготовка кадров;
внешние факторы (например, предоставление статистической от-четности и налоговых расчетов), которые заставляют руководство внедрять более эффективную систему контроля.
система бухгалтерского учета - включает в себя:
учетную политику организации;
организационную структуру бухгалтерии;
порядок оформления первичных документов и организацию документооборота;
систему бухгалтерских записей и порядок отражения данных в регистрах;
процесс подготовки бухгалтерской отчетности;
средства контроля, предусмотренные системой учета;
средства контроля - конкретные действия и мероприятия, которые обеспечивают достаточное разделение обязанностей, разрешенность операций, правильное документирование операций и их учет.

Руководителю о новом законе о бухгалтерском учете

В конце 2011 г. Госдума приняла Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ). Новый Закон вступит в силу только через год — 1 января 2013 г., поэтому у руководителя еще есть время по-новому выстроить отношения с главным бухгалтером.

Прошло более 15 лет с момента принятия Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ). За это время изменилось многое: учет компьютеризировался, появились электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования.

Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового законодательного акта, регулирующего организацию и ведение бухгалтерского учета в России.

Руководители уже привыкли, что многие законодательные акты принимаются задним числом, и совсем нет возможности спокойно и внимательно их изучить и подготовиться к новым условиям хозяйствования. Теперь законодатель поступил весьма дальновидно, предоставив целый год для изучения нового Закона.

Кроме того, впервые в Законе N 402-ФЗ в отдельных нормах учтены особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора экономики. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 402-ФЗ его нормы применяются и при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности .

Следовательно, Закон N 402-ФЗ распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные.

Руководитель и бухгалтерский учет

В Законе N 402-ФЗ впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель — это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Однако важно отметить, что по сравнению с Законом N 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по Закону N 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной . Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности .

Очевидно, законодатель, возложив на руководителя ответственность за ведение бухгалтерского учета и обязав его переложить этот груз на главного бухгалтера, посчитал свою миссию выполненной, поскольку в Законе N 402-ФЗ более о правах и обязанностях руководителя в отношении бухгалтерского учета не говорится. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

При этом руководителю государственного (муниципального) учреждения важно помнить, какие права и обязанности возлагаются на него Инструкцией N 157н <1>.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Так, в соответствии с п. 16 Инструкции N 157н за руководителем сохраняется обязанность назначать комиссию по расследованию причин в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, а также принимать меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Руководитель учреждения (его заместитель) присутствует при маркировке предметов мягкого инвентаря <2>. При этом сами маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).

<2> Согласно п. 118 Инструкции N 157н к мягкому инвентарю относятся: белье и постельные принадлежности; одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, включая специальную; прочий мягкий инвентарь.

В Инструкции N 157н содержатся также требования к руководителю по организации работы с денежной наличностью и оформлению первичных документов.

Поэтому руководителям следует приобретать необходимые знания и навыки, чтобы снизить риски принятия необоснованных управленческих решений. Не случайно понятие "риск" появилось и в нормативных документах Минфина. Так, Приказом Минфина России от 19.10.2011 N 383 "О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента" впервые в отношении государственного сектора экономики введено понятие "бюджетный риск".

Бюджетные риски — это возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде.

Повышение юридической и финансовой грамотности руководителей особенно актуально для государственного сектора экономики. Как правило, на должность руководителей бюджетных учреждений назначают профильных специалистов из работников данного учреждения: врачей, учителей, деятелей культуры и т.д. Нередко такие специалисты, обладая высоким профессиональным мастерством в своей профессии, при вступлении на руководящие должности не имеют необходимых навыков и знаний в области гражданского, бюджетного, налогового права.

Напомним также, что административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КоАП РФ.

Главный бухгалтер в 2012 году

Прежде всего отметим, что в Законе N 402-ФЗ отсутствует отдельная статья, посвященная правам и обязанностям главного бухгалтера, подобно ст. 7 Закона N 129-ФЗ.

Однако в Законе N 402-ФЗ перечислены требования к лицам, которые претендуют на должность главного бухгалтера <3>. Им необходимо:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет , а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

<3> Статья 7 Закона N 402-ФЗ.

Названные требования актуальны прежде всего для тех, кто предполагает работать в должности главного бухгалтера в коммерческих структурах, органах управления государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Однако такие требования не распространяются на бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений.

Тем не менее дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами <4>.

<4> Пункт 5 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Кроме того, в том случае, если руководитель учреждения предполагает заключить договор гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, это физическое лицо также должно соответствовать требованиям, установленным ст. 7 Закона N 402-ФЗ. В случае когда договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, последнее должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям организации ведения бухгалтерского учета, установленным п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. И с этими работниками должен быть заключен трудовой договор.

Напомним, что в соответствии с п. 5 Инструкции N 157н ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности руководитель учреждения вправе передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Теперь основные полномочия главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения содержатся только в п. 8 Инструкции N 157н.

Напомним, что в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются.

Исключение из этого правила — документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, если особенности оформления таких документов определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.

О спорных ситуациях

В новом Законе о бухучете несколько иначе изложен механизм разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть между руководителем и главным бухгалтером (или лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

В случае когда разногласия возникают в отношении первичных документов и содержащихся в них данных, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете, Закон N 402-ФЗ <5> предписывает главному бухгалтеру принимать (или не принимать) первичные учетные документы по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

<5> Пункт 8 ст.

7 Закона N 402-ФЗ.

В другом случае рассматривается ситуация отражения (неотражения) в бухгалтерской (финансовой) отчетности главным бухгалтером тех или иных операций (объектов бухгалтерского учета). При этом Закон N 402-ФЗ также предписывает главному бухгалтеру подчиниться руководителю на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта. Руководитель единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период <6>.

<6> Там же.

Учетная политика в 2013 году

Учетной политике в Законе N 402-ФЗ посвящена отдельная ст. 8, согласно которой учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом (то есть организацией, учреждением) бухгалтерского учета.

Отмечается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Приказом от 25.11.2011 N 160н Минфин ввел в действие с 1 января 2012 г. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также дал их разъяснения, которые в основном распространяются на коммерческие организации. Возможно, что уже в течение 2012 г. появятся стандарты, которые актуальны и для учреждений государственного сектора экономики.

Примечательно, что п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ установлены новые условия изменения учетной политики, а именно :

  • изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Очевидно, что некоторые приказы Минфина, которые направлены на повышение качества информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно рассматривать как причину для изменения учетной политики в течение отчетного периода.

Нельзя не отметить и один весьма важный момент: согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

И если активы, обязательства, источники, доходы и расходы давно являются объектом бухгалтерского учета, то "факт хозяйственной жизни" — явно новый объект учета .

Примечание. Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Очевидно, что под фактом хозяйственной жизни подразумеваются хозяйственные операции, так как в ст. 9 Закона N 402-ФЗ отмечается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Данный тезис Закона N 402-ФЗ совпадает с нормой, изложенной в ст. 9 Закона N 129-ФЗ, где указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни , а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.

Кому подчиняется главный бухгалтер в госучреждении

Это также соответствует норме п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

Очевидно, после вступления в силу в 2013 г. Закона N 402-ФЗ Минфин должен будет внести соответствующие уточнения в свои нормативные документы (приказы, инструкции) и исключить термин "хозяйственные операции", заменив его понятием "факт хозяйственной жизни".

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон N 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В ст. 3 Закона N 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора — это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики согласно Закону N 402-ФЗ распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

  • при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);
  • при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);
  • при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 14);
  • в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Напомним, что бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, в частности Инструкцией 157н, Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методическими указаниями по их применению".

В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <7>.

<7> Утверждена Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Таким образом, начиная с 2013 г. все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону N 402-ФЗ.

Утратившие силу…

Обратите внимание, что с момента начала действия с 1 января 2013 г. Закона N 402-ФЗ утратят силу следующие основные законодательные акты или их отдельные положения:

  • Закон N 129-ФЗ;
  • ст. 9 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Очевидно, что в течение 2012 г. в развитие отдельных норм и положений документа законодателем и соответствующими министерствами и ведомствами будут издаваться законодательные и нормативные акты. Поэтому руководителю необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве, регулирующими бухгалтерский учет, появлением стандартов учета. В свою очередь, на страницах журнала мы будем оперативно и подробно рассказывать читателям о наиболее важных документах.

А.С.Канашин

Санкт-Петербург

9. Структура бухгалтерии и статус главного бухгалтера предприятия

Бухгалтерия ? это самостоятельное структурное подразделение хозяйствующего субъекта, состоящее из различных звеньев, которые выполняют определенные учетные функции по обеспечению экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений. Ее возглавляет главный бухгалтер, который имеет в подчинении бухгалтерских и счетных работников. Штатная численность бухгалтерии определяется в зависимости от размеров предприятия, объемов изготавливаемой продукции и уровня автоматизации учета.

В бухгалтерии предприятия можно выделить следующие отделы:

1) расчетный отдел;

2) материальный отдел;

3) производственно-калькуляционный отдел;

4) общий отдел.

Можно выделить 4 основных типа организации бухгалтерий :

1) линейная (иерархическая) ? все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру;

2) линейно-штабная (по вертикали) ? создаются промежуточные звенья управления (группы, отделы, секторы), возглавляемые старшими бухгалтерами;

3) функциональная ? распределение труда между работниками и выполнение каждым из них однородных операций;

4) комбинированная ? применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Центральной фигурой в бухгалтерской деятельности является главный бухгалтер . Его статус закрепляется в ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете». Должностные обязанности и требования, предъявляемые к главному бухгалтеру закреплены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв.

Кому подчиняется бухгалтерия на предприятии

В соответствии с эттим нормативным актом главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Главный бухгалтер также формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

Согласно положениям рассматриваемого нормативного акта главный бухгалтер возглавляет работу :

1) по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности;

2) по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, составления и оценки;

3) по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

Главный бухгалтер также руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям и работниками бухгалтерии.

Главный бухгалтер предприятия организует работу :

1) по повышению квалификации работников бухгалтерии;

2) по постановке и ведению бухгалтерского учета организации;

3) по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

Главный бухгалтер предприятия обеспечивает :

1) своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;

2) контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;

3) своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;

4) составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

5) сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер предприятия также оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Требования к знаниям главного бухгалтера предприятия также содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Так, согласно названному нормативному акту, главный бухгалтер должен знать :

Законодательство о бухгалтерском учете;

Основы гражданского права;

Финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

Нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации;

Положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения;

Кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;

Профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;

Налоговый, статистический и управленческий учет;

Порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок; формы и порядок финансовых расчетов;

Условия налогообложения юридических и физических лиц;

Правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий;

Порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

Современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

Правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;

Передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;

Экономику, организацию производства, труда и управления;

Основы технологии производства;

Законодательство о труде;

Правила по охране труда.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 2 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера должны выполнять все работники организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными с момента подписания их главным бухгалтером. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Обязанности главного бухгалтера также сформулированы в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.


Если в службе несколько отделов из первого списка, они подчинены главбуху. Что касается отделов из второго списка, то они подчиняются главному бухгалтеру только в том случае, если во внутренних документах определены как структурные подразделения бухгалтерской службы. Если они являются самостоятельными отделами, то имеют своего руководителя. Не подчиняются главбуху отдел кадров, юридическая служба, логисты. На практике любой работник должен подчиниться главбуху, если его требования касаются предоставления документации, необходимой для ведения учета (Закон № 129-ФЗ). Иногда подчиниться главному бухгалтеру приходится и руководителю. Главбух может отказаться подписывать сомнительные документы без письменного распоряжения руководства. При наличии филиалов учет может быть централизованный или децентрализованный. При первом варианте все документы передаются в бухгалтерию головного предприятия.

Кто подчиняется главному бухгалтеру, какие у него права и обязанности

бухгалтеров по МСФО

  • бухгалтеров бюджетных учреждений
  • внутренних аудиторов

Продолжительность обучения для главбуха от 240 часов. Учиться можно: Прохождение аттестации

  • очно (в вузах и учебно-методических центрах)
  • заочно (самостоятельно при помощи компьютерного учебника, созданного ИПБ и методических пособий)
  • очно-заочно (120 часов очно, остальное время при помощи компьютерного учебника, созданного ИПБ и методических пособий)

Сдаются 2 экзамена:

  • письменно-устный (для обучающихся заочно-очно и очно) или дистанционный (при заочном обучении)
  • тестирование (для всех форм обучения)

Чтобы получить аттестат, необходимо хорошо знать:

  • правовое регулирование
  • налогообложение
  • управленческий учет и менеджмент
  • учет, отчетность, аудит

Тестирование проводится через сайт ИБП.

9. структура бухгалтерии и статус главного бухгалтера предприятия

Бухгалтер склада Подчиняется: Главному бухгалтеру Подчинённые: Нет Цель: Выполнение работы по бухгалтерскому учету на складе Задачи: Контролирует правильность и своевременность оприходования поступления товаров на склад. Функции: ·Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности склада и контроль экономного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. ·Готовит рабочие планы счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым непредусмотрены типовые формы. ·Обеспечиваетпроведение инвентаризаций, контролируетпроведение хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

Кому подчиняется главный бухгалтер

Сегодня мы поговорим о том, чем отличаются должности финансовый директор и главный бухгалтер на предприятии. Бывает, что в одной компании есть обе этих должности, бывает – только одна из них. В чем-то они схожи, но все же есть и существенные отличия, которые я и рассмотрю ниже.

Прочитав эту статью вы узнаете, кто такой финансовый директор, кто такой главный бухгалтер, чем они занимаются, и что входит в их должностные обязанности. Итак, обо всем по порядку. Должность “Финансовый директор”. Финансовый директор – это управляющая должность (что уже видно из названия), один из ведущих ТОП-менеджеров на предприятии, чаще всего он входит в состав Совета директоров, то есть, является человеком, способным влиять на ключевые решения в стратегии развития фирмы.

Финансовый директор находится в прямом подчинении у генерального директора (президента) компании.
Правовед.RU 1024 юриста сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Трудовое право

Здравствуйте! Ответьте пожалуйста на вопрос! Кому подчиняется главный бухгалтер организации? Если можно, полное описание вопроса. Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • Кому подчиняется главный кадрвик
  • Должен ли главный бухгалтер подчиняться финансовому директору?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (5)

  • Все услуги юристов в Москве Обжалование дисциплинарного взыскания Москва от 35000 руб. Взыскание невыплаченной заработной платы Москва от 35000 руб.

Главный бухгалтер

Финансовый менеджер Другие названия должности: Финансовый контролер / Заместитель финансового директора Подчиняется: Финансовому директору Подчиненные: Финансовый аналитик, специалист по аудиту, специалисты по финансовому учету, экономист Цель: Контроль финансовой отчетности и ведение управленческого учета в соответствии с внутренними стандартами Компании. Задачи: ·Внедрение и контроль выполнения внутренних стандартов финансовой отчетности Компании. ·Контроль выполненияпроцедур и политик Компании в области финансов. Функции: ·Обеспечивает своевременное предоставление финансовой отчетности по затратам, прибылям, денежным потокам на регулярной основе вышестоящему и западному менеджменту.


·Участвует в разработке бюджета и контролирует его исполнение. Представляет менеджменту отчеты об исполнении бюджета и возможных отклонениях от него.

«управление и оптимизация производственного предприятия»

Если существуют расхождения между руководителем предприятия и главным бухгалтером по определению законности отдельной операции, главный бухгалтер ставит в известность руководителя о своих возражениях. Главный бухгалтер подписывает такой сомнительный документ только после вторичного письменного распоряжения руководителя, где последний указывает, что ознакомлен с возражениями главного бухгалтера и не согласен с ними, беря всю ответственность на себя. В специальной литературе зачастую указываются требования к лицу, претендующему на должность главного бухгалтера (по образованию, квалификации, членству в профессиональных ассоциациях, стажу и опыту работы, наличию или отсутствию судимости).

Обеспечивает контроль исполнения условий договоров, расчета и выставления требований по исполнению контрактных условий, движения имущества и выполнения обязательств. Требования к опыту и квалификации: · Высшее экономическое образование · Опыт работы в бухгалтерии от 3-х лет · Хорошее теоретическое и практическое знание российских стандартов бухгалтерского учета · Знание специальных бухгалтерских программ Старший бухгалтер Другие названия должности: Ведущий бухгалтер Подчиняется: Начальнику финансово-экономического отдела / Главному бухгалтеру Подчиненные: Нет Цели: Ведение бухгалтерского учета на определенном участке Функции: · Разрабатывает внутренние политики и процедуры Компании в соответствии с едиными корпоративными стандартами и требованиями российского законодательства.

Кому подчиняется бухгалтерия на предприятии

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1, 2 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера должны выполнять все работники организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными с момента подписания их главным бухгалтером.
Информация для принятия решений Итоговая бухгалтерская информация в виде, пригодном для экономического анализа и принятия на его основе управленческих решений, формируется в виде финансовой отчётности:

  • внешней, предоставляемой статистическим и контролирующим органам, в установленных законом случаях подтверждаемой аудитором, составляемой по формам, предусмотренным бухгалтерскими стандартами;
  • внутренней (управленческой), предусмотренной локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта и предназначенной для обеспечения функций управления.

Финансовая отчётность должна удовлетворять требованию достоверности, то есть позволять на её основе делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Кому на предприятии подчиняется бухгалтерия

Так, финансовый директор может распоряжаться финансовыми средствами компании, принимать решения о том, куда их направить, а главный бухгалтер – нет, он только выполняет распоряжения руководства по этому поводу. Но при этом главный бухгалтер, выполняя указания, следит за тем, чтобы финансовые операции велись в соответствии с законодательством, не “портили” отчетность, соответствовали общей финансовой стратегии предприятия, были проведены максимально грамотно и корректно. Финансовый директор анализирует как внутреннюю так и внешнюю финансовую инфраструктуру, в то время как главный бухгалтер сосредоточен только на внутренней.
Финансовый директор занимается построением максимально эффективной финансовой модели на предприятии, а главный бухгалтер следит за тем, чтобы она соответствовала законам и нормативам хозяйственной деятельности.
Знание гражданского права, финансового, налогового и хозяйственного законодательства; структуры предприятия; положений и инструкций по организации бухгалтерского учета в магазине, правил его ведения; формы и порядка финансовых расчетов; · Знание методов экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов; порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; · Знание правил расчета с дебиторами и кредиторами; условий налогообложения юридических и физических лиц; порядка списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; правил проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Вопрос: генеральный директор компании принял решение, по которому гл. бухгалтер должен подчиняться финансовому директору, но гл. бух не принимает данное условие ссылаясь на Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Как можно провести ротацию в данном случае?

Ответ

Ответ на вопрос:

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете" утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Постановление Совмина СССР от 24.01.1980 N 59 (ред. от 04.06.1988, с изм. от 22.10.2014) "О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов" (вместе с "Положением о главных бухгалтерах"), предусматривающее аналогичный пункт о подчиненности главбуха, также утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием .

Если подчиненность главбуха прописана в трудовом договоре, то изменить данное условие возможно как по соглашению сторон трудового договора, так и в порядке ст. 74 ТК РФ при наличии оснований и с предварительным уведомлением.

Подробнее об этом см. в доп. материалах.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как изменить трудовой договор?

Основания для изменения

В каких случаях нужно вносить изменения в трудовой договор c сотрудником?

Необходимость внести изменения в трудовой договор возникает, когда меняются содержащиеся в нем сведения или условия. При этом неважно, какие условия договора нужно изменить: или .

В общем случае внести изменения в трудовой договор можно только при обоюдном согласии его сторон (). При этом инициатором изменений может быть как сотрудник, так и работодатель (). Кроме того, в исключительных случаях при наличии определенных обстоятельств организация может изменить трудовой договор и в ().

Вопрос из практики: нужно ли вносить изменения в трудовой договор при отстранении сотрудника от работы?

Нет, не нужно.

Внесение изменений в трудовой договор возможно только при обоюдном согласии его сторон ().

Отстранение сотрудника от работы является не правом, а обязанностью работодателя. В частности, организация обязана отстранить от выполнения трудовых обязанностей сотрудника:

  • появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
  • при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения им работы, обусловленной трудовым договором;
  • по требованиям органов и должностных лиц. Например, отстранить сотрудника от работы нужно на основании постановления суда по требованию сотрудников следственных органов ().

А значит, в данном случае вносить изменения в трудовой договор не нужно.

Чтобы оформить отстранение, издайте приказ в . Отстранить сотрудника от работы нужно до прекращения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения его к работе ().

Вопрос из практики: нужно ли составлять дополнительные соглашениям к трудовым договорам, если меняется Положение о премировании, в том числе порядок выплаты премий, но в трудовом договоре стоит только ссылка на Положение?

Вопрос из практики: как оформить кадровые документы при изменении фамилии сотрудника?

Изменения личных данных человека (имя, фамилия, отчество, место и дата рождения, пол и т. д.) в России фиксируются и документально оформляются органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС) строго на основании .

Личные данные сотрудника могут измениться в связи с заключением брака, разводом или решением самого сотрудника об их смене.

Для внесения изменений в кадровые документы сотрудник должен подать работодателю письменное с просьбой внести такие изменения в учетные документы и представить подтверждающие документы (свидетельство о заключении брака, разводе, паспорт).

Затем на основании приказа необходимо внести изменения в следующие документы:

  • по правилам внесения недостающих сведений ();
  • ( указаний, утвержденных );
  • ( Правил, утвержденных , Инструкции, утвержденной );
  • - для военнообязанных ( Методических рекомендаций, утвержденных );
  • пенсионное страховое свидетельство путем направления в территориальный орган ПФР страхового свидетельства ( Инструкции, утвержденной ).

Кроме того, если фамилию меняет руководитель организации, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту регистрации организации и замените банковскую карточку организации ( , ). Если при этом он же является учредителем, внесите изменения в учредительные документы.

Порядок внесения изменений

Как внести изменения в трудовой договор с сотрудником?

По общему правилу порядок внесения изменений в трудовой договор заключается в оформлении письменного соглашения между сотрудником и работодателем. Типовой формы такого документа в законодательстве не установлено. Поэтому организация может составить его в произвольной форме в виде . Такой вывод следует из Трудового кодекса РФ и подтверждается .

Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора. Поэтому его составьте в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон. Факт того, что сотрудник получил свой экземпляр дополнительного соглашения, подтвердит его подпись на экземпляре работодателя. Такой вывод позволяет сделать статьи 67 Трудового кодекса РФ.

Если дополнительное соглашение не будет оформлено своевременно, но сотрудник продолжит работать в новых условиях после уведомления об изменениях, то это означает, что сотрудник фактически согласился с такими изменениями. Правомерность такого подхода подтверждают суды (см., например, ).

Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, то организация обязана предложить ему другую работу, в том числе нижестоящую и нижеоплачиваемую, если в организации есть подходящие вакансии. Предлагать сотруднику нужно только вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях следует, только если это предусмотрено коллективным (трудовым) договором, иными соглашениями. Такой порядок закреплен в статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Если работник откажется от работы в новых условиях или в организации не будет подходящих вакансий, то трудовой договор можно прекратить:

  • по сокращению на основании части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ с - если речь идет об изменении рабочего режима, а именно о введении неполного режима ();
  • в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ также с - во всех остальных случаях ().

Уволить сотрудника в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях работодатель может только по истечении двух месяцев с момента предупреждения об изменении условий трудового договора. Возможность досрочного увольнения законодательством не предусмотрена. Аналогичная позиция отражена в и подтверждается судебной практикой. См., например, . Единственный вариант - это договориться с сотрудником и оформить увольнение раньше, но по другому основанию, например , выплатив привлекательную сумму компенсации.

Уволить в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ можно сотрудников:

При увольнении сотрудника в связи с отказом от работы в новых условиях у работодателя на случай спора с сотрудником должны быть доказательства, которые подтвердят, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. Об этом говорится в постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2. Если работодатель не сможет предоставить таких доказательств и связать одно с другим, то изменение условий трудового договора, а значит, и увольнение сотрудников, которые отказались продолжать работу в новых условиях, могут признать незаконными. На это указывают и суды, см., например, .

Вопрос из практики: можно ли уволить беременную сотрудницу или подростка за отказ от продолжения работы в новых условиях? Новые условия работы связаны с технологическими и организационными изменениями.

Да, можно.

Увольнение в связи с отказом сотрудника от продолжения работы в новых условиях на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ относится к части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ работодатель вправе уволить и беременную сотрудницу и подростка, а также , которых запрещено увольнять по инициативе работодателя. Кроме того, увольнение по данному основанию возможно, если сотрудник на момент истечения двухмесячного срока предупреждения об изменении условий трудового договора .

Правомерность такого подхода подтверждают и суды. См., например, .). При этом увольнение сотрудника, который отказался от, ТК РФ).

Таким образом, сотрудника, который находится на больничном или в отпуске, можно уволить в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях, как только истекут два месяца с момента уведомления об изменениях.

Правомерность данной позиции подтверждают и суды. См., например, .Должностная инструкция кадровика - 2020: актуальные требования и функционал
В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.


  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.