Медико-биологическое сопровождение спортивной деятельности. Медико-биологическое сопровождение при подготовке к соревнованиям Исаева Л.А

Цель программы - является формирование общекультурной и профессиональной компетентности у магистров, способствующих их научно-исследовательской, педагогической, тренерско-преподавательской и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Место курса в профессиональной подготовке магистра

Содержание данных учебных дисциплин соответствует требованиям квалификационной характеристики магистра физической культуры. Данные дисциплины являются основополагающими в формировании стратегии и тактики магистра физической культуры и способствуют формированию у магистрантов личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций в сфере физической культуры для реализации, научно-педагогической, научно-исследовательской, физкультурно-просветительской деятельности с учетом потребностей; познакомят с приемами медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта с целью обеспечения сохранения и укрепления здоровья, а также повышения уровня спортивного мастерства занимающихся.

Дисциплины, которые изучаются в магистратуре

Цикл дисциплин направления М1:

  • История и методология науки
  • Логика
  • Информационные технологии в науке и образовании
  • Современные проблемы наук о физической культуре
  • Иностранный язык.

Цикл специальных дисциплин М2:

  • Конфликтология в спортивной и экстремальной деятельности
  • Технологии научных исследований в спортивной и экстремальной деятельности
  • Теория функциональных систем
  • Психологическая коррекция личности в спортивной и экстремальной деятельности
  • Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ1:

  • Хронобиология в спортивной и экстремальной деятельности
  • Биомедицинская экология.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ2:

  • Практикум по медико-биологическому сопровождению лиц с ограниченными функциональными возможностями
  • Практикум по адаптационным механизмам к различным видам спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ3:

  • Медико-биологическое сопровождение лиц с ограниченными функциональными возможностями
  • Адаптационные механизмы к различным видам спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ4:

  • Психофизиологические методы и средства восстановления человека спортивной и экстремальной деятельности
  • Профилактика дезадаптивных состояний в спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ5:

  • Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния человека
  • Биомедицинская этика при медико-биологическом сопровождении спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ6:

  • Современные направления нутрициологии в спортивной и экстремальной деятельности
  • Онтокинезиология.

Факультативы:

  • Профилактика травматизма в спортивной и экстремальной деятельности.

Практики:

  • Учебная практика
  • Производственная
  • Преддипломная.

Научно-исследовательская работа:

  • Научно-исследовательская работа
  • Научно-исследовательский семинар.

Вопросы к письменному экзамену «Теория физической культуры и спорта» для поступления в магистратуру на магистерскую программу «Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности»

  1. «Физическая культура» как исходное понятие теории физической культуры (определение понятия; характеристика ее как рода деятельности, как совокупности предметных ценностей, как результата деятельности).
  2. Предмет теории физической культуры (формирование общей теории физической культуры, теория физической культуры как наука и учебный предмет).
  3. Компоненты и формы физической культуры, используемые в обществе (содержание, направленность).
  4. Общие и специфические функции физической культуры.
  5. Оздоровительные силы, природные и гигиенические факторы как вспомогательные средства.
  6. Содержание и форма физических упражнений (характеристика содержания и формы физических упражнений, их взаимосвязь).
  7. Техника физических упражнений (определение, общее понятие: основа, определяющее звено, детали техники).
  8. Характеристики двигательных действий: пространственные, динамические, временные и пространственно-временные (содержание, практические примеры).
  9. Эффекты упражнений (ближащий, следовой и кумулятивный).
  10. Нагрузка в процессе физического воспитания (определение понятия, «внешняя» стороны нагрузки, критерии нагрузки, виды нагрузок).
  11. Отдых как компонент нагрузки в физическом воспитании (виды отдыха по характеру и продолжительности, их характеристика, функции отдыха).
  12. Организационные и методические основы отечественной системы физического воспитания.
  13. Идейно-теоретические и программно-нормативные основы системы физического воспитания (программы по физическому воспитанию и государственный стандарт по предмету «Физическая культура»).
  14. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания (группы, виды, методика их применения в практике физического воспитания).
  15. Игровой и соревновательные методы (содержание, характерные черты, решаемые задачи).
  16. Равномерный и повторно-интервальные методы (содержание, применение в практике физического воспитания).
  17. Методы непрерывного и переменного интервального упражнения (содержание, применение в практике физического воспитания).
  18. Методы расчленено-конструктивного и избирательного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).
  19. Методы целостно-конструктивного и сопряженного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).
  20. Комбинированные методы упражнения (характеристика, применение, конкретные примеры).
  21. Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий комплексного использования физических упражнений (содержание, применение в практике физического воспитания).
  22. Сила как физическое качество человека (определение понятия, режимы проявления силы, виды силовых способностей; задачи, средства воспитания силовых способностей и способы оценки уровня их развития).
  23. Методика воспитания силовых способностей. Использование «предельных» и «околопредельных» отягощений, «непредельных» отягощений с предельным числом повторений, изометрических напряжений в методике воспитания силовых способностей (содержание, воздействие, применение в практике).
  24. Быстрота как физическое качество человека (определение понятия, формы проявления быстроты; задачи, средства воспитания скоростных способностей; факторы определяющие появление скоростных способностей и способы оценки).
  25. Воспитание быстроты движений (средства, методы, примерные параметры нагрузок; скоростной барьер, пути профилактики и снятия скоростного барьера).
  26. Воспитание быстроты двигательной реакций (виды двигательных реакций, методика воспитания быстроты двигательных реакций).
  27. Воспитание выносливости (определение понятия, формы проявления выносливости, задачи, средства, методы, дозирование параметров нагрузки).
  28. Воспитание двигательно-координационных способностей (виды проявления координационных способностей, задачи, средства и отличительные черты методики развития двигательно-координационных способностей).
  29. Воспитание гибкости (определение понятия, виды проявления, факторы, определяющие их проявления, средства и методы воспитания гибкости, критерии оценки развития уровня гибкости).
  30. Регулирование массы тела (методика упражнений, стимулирующих увеличение мышечной массы; методика упражнений, способствующих снижению массы тела).
  31. Роль очагов хронической инфекции в оценке состояния здоровья спортсменов.
  32. Способы оценки физического развития индивидуума.
  33. Факторы, влияющие на физическое развитие.
  34. Законы роста.
  35. Биохимические методы исследования и оценка работоспособности спортсмена.
  36. Экогигиенические факторы, влияющие на физическую работоспособность и функциональное состояние организма спортсмена.
  37. Структура заболеваемости спортсменов.
  38. Классификация причин внезапной смерти спортсменов.
  39. Возможные травмы при занятиях игровыми видами спорта.
  40. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой.
  41. Самоконтроль спортсмена (дневник самоконтроля).
  42. Способы восстановления спортивной работоспособности.
  43. Влияние больших физических нагрузок на функциональное состояние организма спортсмена.
  44. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия при занятиях физическими упражнениями.
  45. Самостоятельные занятия физической культурой.
  46. Социально-биологические основы физической культуры и спорта.
  47. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как условие здорового образа жизни.
  48. Возможные травмы при занятиях: гимнастикой, легкой атлетикой, лыжным спортом.
  49. Обращение с пострадавшим и общие принципы оказания первой помощи.
  50. Основные причины травматизма.
  51. Гипокинезия. Причины гипокинезии и ее последствия.
  52. Профилактика спортивных травм.
  53. Переутомление у спортсменов: причины, симптоматика (переутомление, астения), восстановительные мероприятия.
  54. Объясните адаптацию к различным физическим нагрузкам. Дайте определение видов адаптации.
  55. Охарактеризуйте методы и средства ускорения процессов восстановления организма.
  56. Объясните физиологические особенности развития физических качеств у детей и подростков. Сенситивные периоды.
  57. Расскажите о физиологические основы спортивного отбора детей.
  58. Клиническая смерть и доврачебные реанимационные мероприятия.
  59. Реанимационные мероприятия при утоплении.
  60. Медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий. Контроль за готовностью мест проведения, размещением, питанием.

При подготовке к соревнованиям особенно важно отслеживать состояние здоровья спортсмена. Подведение спортсмена к соревнованиям на пике его физических возможностей - задача не только тренерского состава, но и врача спортивной медицины.

Медико-биологическое сопровождение спортсменов при подготовке к соревнованиям включает в себя обследование спортсменов по специально разработанным программам этапного комплексного (ЭКО) и текущих (ТО) обследований. Обследования проводятся по графику, согласованному с тренерским составом.

Заключения по результатам медико-биологического обследования дают возможность тренерскому составу своевременно:

  • получить рекомендации по коррекции программ тренировок;
  • получить рекомендации по подбору спортивной фармакологии (индивидуальных схем для каждого спортсмена с возможностью добиться максимального тренировочного эффекта, не причинив вреда здоровью);
  • сбалансировать различные типы нагрузок внутри тренировочного цикла;
  • применить дифференцированный подход к подготовке спортсменов.

Как часто проводятся ЭКО И ТО

Кратность проведения ЭКО определяется совместно с тренерским составом, исходя из этапов подготовки спортсмена и календаря соревнований. Программы ТО и кратность их проведения определяются после получения результатов УМО совместно с тренерским составом, исходя из микро- и макроциклов подготовки спортсмено

Этапное комплексное обследование

ЭКО проводится в начале подготовительного цикла к турниру на базе Центра спортивной медицины НАКФФ. Включает в себя:

  • консультация врача спортивной медицины;
  • функциональную диагностику: проведение нагрузочных или специализированных спортивных тестов;
  • выполнение широкого спектра лабораторных исследований;
  • консультацию психолога.

Во время обследования спортсменов сопровождает менеджер спортивной медицины, что делает проведения ЭКО в клинике НАКФФ комфортным и организованным.

Результаты проведения этапного комплексного обследования:

  • оценка резервов сердечно - сосудистой, вегетативной, дыхательной и других систем;
  • выявление порога анаэробного обмена и пульсовых зон интенсивности;
  • определение максимальной мощности, которую может развить спортсмен;
  • определение кинематику и динамику в суставах в соревновательном упражнении;
  • определение абсолютной силы мышц и взрывной силы мышц на текущий момент;
  • оценка процессов восстановления;
  • анализ физической и функциональной подготовленности спортсмена;
  • выявление патологических изменений, явлений перетренированности; коррекция физических нагрузок и фаз восстановления для повышения эффективности процесса подготовки;
  • подбор скорости, темпа, веса отягощений в специальных и общеподготовительных упражнениях с целью улучшения спортивных результатов в силовых и скоростно-силовых видах спорта;
  • рекомендации по коррекции программ тренировок;
  • рекомендации по подбору спортивной фармакологии и препаратов спортивного питания.

Текущее обследование

Текущее обследование проводится по месту тренировок специалистами НАКФФ (спортивный врач, медицинская сестра). Как правило, проводятся минимум два текущих обследования: 1) через макроцикл (20-22 дня) после проведения этапного комплексного обследования 2) за 10 дней до даты соревнований.

Состав текущего обследования:

  • проведение нагрузочного тестирования;
  • измерение лактатов, гемоглобина;
  • кардиоинтервалометрия;
  • измерение АД, пульса до и после нагрузки.

Цели и задачи текущего обследования (ТО):

  • оперативный контроль за состоянием здоровья и динамикой адаптации организма к тренировочным нагрузкам;
  • оценка динамики тренировочного эффекта в микро- и макроциклах.

Результаты этапного комплексного и текущего обследований

По результатам проведения ЭКО, ТО (медико-биологического сопровождения) предоставляются заключения спортивного врача с рекомендациями по организации тренировочного процесса, спортивному питанию, применению средств спортивной фармакологии. Заключение спортивного врача составляется на основании:

результатов лабораторных исследований (динамический мониторинг показателей всех видов обмена, маркеров острого и хронического недовосстановления);

комплексной оценки результатов функциональных нагрузочных тестов (выявление порога анаэробного обмена и пульсовых зон интенсивности, отслеживание процессов восстановления, оценка резервов сердечно-сосудистой, вегетативной, дыхательной и других систем, анализ физической и функциональной подготовленности спортсмена);

Аннотация . В статье рассматриваются перспективные направления медицинского обслуживания спортсменов на различных этапах спортивной деятельности. Подчеркивается важность использования современных диагностических аппаратов в спортивной деятельности.

Ключевые слова: Медицинское обеспечение, спортивная медицина.

В последнее десятилетия медицинское обеспечение поднялось на высокий уровень, и ему уделяется особое внимание, так как спортивные врачи заняли место наравне с тренерами, от них зависит, как спортсмен сможет войти в тренировочный и соревновательный процесс, реабилитироваться после травм и заболеваний.

Сегодня осуществлять подготовку высококвалифицированных спортсменов возможно только при интегральном подходе. Одним из важнейших компонентов интегральной подготовки является оптимальная организация научно- методического и медико-биологического обеспечения .

Спорт высших достижений в физическом и психологическом отношении стал одним из самых тяжёлых видов деятельности, и спортивная медицина должна в максимально возможной степени обеспечить сохранение здоровья спортсменов и содействовать выдающимся результатам в спорте. С 2009 года Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр лечебной физической культуры и спортивной медицины федерального медико- биологического агентства», осуществляет медико-биологическое и медико- санитарное обеспечение сборных команд России, включая проведение предварительных, периодических и углублённых медицинских обследований спортсменов. Врачи всех сборных команд России являются сотрудниками центра «ЦСМ ФМБА Российской Федерации».

Одной из основных форм организации медицинского обеспечения, является углублённое медицинское обследование (УМО), предусматривающее активное наблюдение, раннее выявление отклонений состояния здоровья и их профилактику, допуск к тренировкам и соревнованиям, контроль за диагностикой функционального состояния и работоспособностью в процессе тренировочного периода, а также оказывает содействие в достижении высоких спортивных результатов .

Особое внимание уделяется параолмпийцам. ФМБА России подготовило отдельную систему медицинского обеспечения параолимпийцев на период проведения учебно-тренировочных сборов и крупных спортивных мероприятий. Для этого, как и в случае с Олимпийскими сборными, были подготовлены мобильные медицинские модули, которые будут размещены в непосредственной близости от спортивных объектов.

Диагностический модуль предназначен для определения параметров функционального состояния спортсменов как до, так и вовремя и после физической нагрузки. Это позволяет определить работоспособность спортсменов, уровень переутомления и перетренированности, и проводить коррекцию восстановительного процесса [ 1 ].

Лечебно-восстановительный модуль предназначен для быстрой реабилитации спортсменов в тренировочный и соревновательный периоды, здесь сконцентрирована аппаратура использующая инновационные технологии [ 1 ].

Так же перспективным направлением является использование новых технологий. В частности, есть аппаратура, которую по мнению специалистов, целесообразно использовать в системе медико-биологического сопровождения спортсменов. Это аппарат для усиленной наружной консультации (УНКП) VAMED, который специально разработан для применения в спортивной медицине (увеличивает восстановительную работоспособность основных групп мышц, повышает концентрацию внимания, и работоспособность и т.д.).

Хорошее техническое оснащение должно сопровождаться соответствующим кадровым потенциалом. Известно, что профессия врача требует постоянного повышения квалификации. В рамках реализации антидопингового образования программ проводят обучение всех врачей по актуальным вопросам против допинга в спорте высших достижений.

Основным направлением работы врачей сборных команд является: профилактика спортивного травматизма (витаминные комплексы, фитопрепараты, физиотерапевтические методы); восстановление физических и психологическихкондиций во время тренировочного процесса и во время соревнований (массаж, матрикстерапия); лечение спортивных травм (светолечение, ультразвуковое лечение, миорефлексотерапия) .

К сожалению в медицинских учреждениях иногда происходит ряд проблем: есть современное оборудование, но нет специалистов достаточной квалификации для его использования, либо есть квалифицированные специалисты, но нет хорошего технического оснащения. Оптимальное соотношение технического оснащения и квалифицированных специалистов позволит поднять медицинское обеспечение спортивных сборных команд на более высокий уровень.

В середине 70-х годов ряд учёных-теоретиков спорта высказывали мнение о том, что результаты спортсменов перестанут повышаться в различных видах спорта в связи с тем, что существуют анатомо-физиологические пределы проявления возможностей человека. Считалось что бежать 100 метров быстрее чем 9,8с невозможно, однако легкоатлет Усейн Болт на Чемпионате Мира в Берлине 2009 года пробежал за 9,5с. Сегодня эта тема обсуждается вновь и появляются статьи, в которых сказано, что через некоторое время наступит конец рекордам. Но на самом деле этот вопрос не изучен досконально, и можно предполагать, что возможности человека будут расширяться, в том числе и за счёт прогресса в науке, а следовательно и в спорте. В связи с этим дальнейшая унификация методов медицинского сопровождения, в конечном итоге, является гарантией достижения высоких результатов в спорте.

Литература:

1. Niikf. Tomsk.m/optimization/ medico-biologicheskoe - soprovozhdenie-sporta- vyshihdostizheniy/, дата обращения 1.02.17
2. Мелихова Т.М., Совершенствование системы подготовки спортивных резервов. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии и перспективы/ Т.М. Мелихова. -М.: уч. пособие, 1998 - 295с.
3. Министерство спорта РФ, www.minsport.gov.ru, дата обращения 15.01.2017

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

В соответствии с планом проведения научных конгрессов и конференций Министерства спорта Российской Федерации в 2017 году Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (далее – ИРНИТУ) 7-8 сентября 2017 г . проводит очную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Медико-биологическое сопровождение занятий физической культурой и спортом» (далее – Конференция).

Цель Конференции:

Консолидация усилий профессионального сообщества в отрасли физической культуры и спорта и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации медико-биологического и психолого-педагогического сопровождения спортсменов, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления конференции:

СЕКЦИИ 1. Медико-биологическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва.

СЕКЦИЯ 2. Физическая культура и спорт в системе реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

КРУГЛЫЙ СТОЛ по теме: «Опыт работы по организации реабилитации спортсменов в посттравматический период в системе физической культуры и спорта».

Гости конференции:

Представители Министерства спорта Российской Федерации, ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», представителя Центров адаптивной физической культуры и спорта из регионов Российской Федерации, учёные, научные сотрудники, преподаватели.

В рамках Конференции предоставляется уникальная возможность поучаствовать в работе секций и круглого стола, и получить ответы на интересующиеся вопросы у ведущих ученых и специалистов.

К участию в Конференции приглашаются представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Спортивные федерации Российской Федерации, руководители учреждений физкультурно-спортивной направленности, тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту, преподаватели образовательных учреждений в отрасли физической культуры и спорта.

По итогам Конференции выдается сертификат участника, диплом докладчика.

Условия участия и публикация работ:

  1. Всем, желающим принять участие в Конференции, необходимо направить на электронную почту: [email protected] , [email protected] до 10.08.2017 г. заявку на участие по следующей форме:

ЗАЯВКА

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

«Медико-биологическое сопровождение занятий физической культурой и спортом»

Населенный пункт
ФИО (полностью)
Полное наименование организации
Должность
Ученая степень, ученое звание (при наличии)
Телефон рабочий, мобильный
Адрес электронной почты
Тема выступления
Предполагаемое направление выступления
Необходимость размещения доклада в сборнике научных статей
Сведения о технических требованиях и необходимом оборудовании для презентации доклада (при необходимости)

Заявка на участие в Конференции высылается отдельным файлом в формате Word. Имя файла должно содержать фамилию автора с пометкой «заявка» (например, Петров_заявка).

  1. До 15.08.2017 г. необходимо направить на электронную почту: [email protected] , [email protected] статью для публикации в сборнике, оформленную в соответствии с требованиями:

— объем 4-6 страниц печатного текста;

— текстовый редактор: Microsoft Word;

— язык текста статьи: русский;

— размер страницы (формат бумаги) – А4, ориентация листа – «книжная»;

— поля страницы: верхнее – 2 см., нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.;

— шрифт «Times New Roman», размер шрифта – 14 пт.;

— отступ абзаца: слева – 0 см., справа – 0 см., отступ первой строки – 1,25 см.;

— выравнивание текста: по ширине, без нумерации и переносов;

— межстрочный интервал – 1,5 строки (полуторный);

— название статьи – прописными буквами, полужирным шрифтом, выравнивание по центру;

— город, полное название организации – ниже через двойной интервал, строчными буквами, курсивом, выравнивание по центру;

— в тексте допустимы выделения курсивом и полужирным шрифтом;

— таблицы, схемы, рисунки не должны выходить за пределы указанных полей, должны иметь название и сквозную нумерацию;

— название и номера таблиц указываются над таблицами;

— название и номера рисунков указываются под рисунками;

— библиографический список в конце статьи называется ЛИТЕРАТУРА и оформляется в алфавитном порядке и в полном соответствии с требованиями ГОСТа.

Материалы для публикации высылаются отдельным файлом в формате Word. Имя файла должно содержать фамилию автора с пометкой «статья» (например, Петров статья). Присланные материалы авторам не возвращаются. Ответственность за содержание статьи и достоверность информации несет автор. Присланный материал дополнительно не редактируется. Оргкомитет Конференции оставляет за собой право отклонения материалов, не соответствующих перечисленным требованиям и тематике Конференции.

Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта (Руководитель – д.мед.н., профессор Черноземов В.Г.) 1 Цель магистерской программы 1. Подготовить магистрантов к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования по направлению и углубленной профессиональной специализации; 2. Познакомить с приемами медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта с целью обеспечения сохранения и укрепления здоровья, а также повышения уровня спортивного мастерства занимающихся. 3. Формирование у магистрантов личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций в сфере физической культуры соответствии с требованиями ФГОС ВПО для реализации, научно-педагогической, научно- исследовательской, физкультурно-просветительской деятельности с учетом потребностей региона и национальных традиций жителей Европейского Севера; Дети Севера: здоровье, рост и развитие


Особенности программы: 1. Фокус на подготовке специалистов в области медико- биологического сопровождения лиц, занимающихся физической культурой и спортом в условиях приарктического региона. 2. Подготовка специалистов в области медико- биологического сопровождения лиц, занимающихся физической культурой и имеющих те или иные нарушения в состоянии здоровья. 3.Возможность прохождения практики в центрах реабилитации города Архангельска


Условия приема: На магистерскую программу подготовки зачисляются лица, имеющие диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра на основании конкурсного отбора, успешно сдавшие вступительные испытания и прошедшие конкурсный отбор. Основным условием отбора является глубина и полнота знаний по физиологии, спортивной медицине, а также степень направленности научной деятельности на изучение проблем медико-биологическое сопровождения тренировочного и соревновательного процессов.


Практика Является обязательным разделом магистратуры. Представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом