Планирование од в средней группе по фгос с использованием икт. труд людей осенью

Любовь Сазина
План работы с детьми на две недели «Труд людей осенью»

Дата : 16 октября (понедельник ) Тема : «»

Итоговое мероприятие : Праздник : «Золотая осень » Выставка творческих работ «Фантазия природы»

Цель

2. Рассматривание колосьев в вазе. Цель : развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур

3. Д/И «Узнай и назови» с Аней К., Кириллом Ч. Цель : расширять представление о хлебобулочных изделиях

4. Инд. работа с Вероникой Ш ., Антоном Л., Лизой Б. Цель (хлеб – хлебный, рожь – ржаной и т. д.)

5. Ситуативный разговор «Зачем нужен человеку хлеб?»

6. Пятиминутка здоровья «Пекарь»

Утренняя гимнастика

ПРОГУЛКА 1. Наблюдение за машинами , привозящие хлеб в д/с. Цель : познакомить с одним из этапов доставки хлеба от поля до нашего стола.

2. Д/И «Подбери словечко» Цель : обогащение словаря.

3. П/И Цель

4. Инд. работа с мальчиками . Цель : Упражнять мальчиков в передаче мяча друг другу ногами (элементы игры «футбол» )

5. Ситуативный разговор «Что было бы, если не было бы хлеба»

6. Труд Цель работы .

7. Самостоятельная деятельность на участке. Выносной материал : кегли, флажки.

1. Гимнастика после сна

2. Чтение белоруской народной сказки «Колосок» Цель : Знакомство детей со сказками народов мира.

3. Предшествующая работа по худ . творчеству, рассматривание иллюстрации транспорта.

4. Д/И «Загадки о хлебе» Цель : воспитывать уважение к ответам товарищей.

С/Р игра «Хлебный магазин» Цель : воспитывать бережное отношение друг к другу.

4. Инд. работа с Алиной Ф ., Кириллом А., Цель : Упражнять детей в умение составлять рассказ по мнемотаблице.

5. Ситуативный разговор «Как правильно вести себя за столом, как обращаться с хлебом» Цель : разработать совместно с детьми правила обращения к хлебу.

6. Организация опыта «Проращивание семян ржи» .

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости.

Дата : 16 октября (понедельник ) Тема : «Труд людей на огородах и полях » Итоговое мероприятие : Праздник :«Золотая осень » Выставка творческих работ «Фантазия природы» .

Познавательное развитие ФЭМП – подготовительная группа. (Помараева)

№6 Тема : «Знакомство с составом числа 10. Временные отношения» .

Физическое развитие (общ)

Тема : 1. Отбивание мяча.

2. Ползанье по гимнастической скамейке (хват с боков) .

3. П/и «Колорадские жуки»

(Аппликация) (общ.)

Тема : «Осенний ковер » . (декоративная)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дата : 17 октября (вторник) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

«Выращивание хлеба» Цель : воспитывать уважение к труду людей .

2. Д/И «Разрезные картинки» Цель : учить собирать изображения различных видов хлебных изделий.

3. Упражнять Дениса А, Трофима Ч., Юлю Р. в выкладывании цифр 1-5 из злаков пшеницы. Цель

4. Дежурство по столовой Цель

6. Пятиминутка здоровья : Пальчиковая гимнастика «Хлебушек» , «Пекарь» Цель

Утренняя гимнастика

ПРОГУЛКА

1. Наблюдение Цель : учить видеть прекрасное осени

2. Д/И «Подбери словечко» Цель

3. П/И «Третий лишний» Цель : познакомить детей с правилами игры, развивать ловкость.

4. Упражнять Сашу Г., Аню К, Данила М. в ходьбе спиной вперед

5. Ситуативный разговор «Батоны и булки не растут на грядке»

6. Труд Цель : воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

материал труда

Гимнастика после сна.

1. Чтение худ. литературы В. Куприн «Отцовское поле»

2. Д/И «Кто что делает?» с Юлей Р., Вероникой Ш., Кириллом Ч. Цель : учить детей образовывать глаголы.

3. С/Р игра «Хлеборобы» Цель : учить применять в игре полученные ранее знания о выращивании хлеба.

4. Упражнять Лену П., Аню К., Рому К. в отсчете предметов, закрепить прямой и обратный счет до 10 .

Прогулка с детьми в вечернее время .

Дата : 17 октября (вторник) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

(с логопедом) .

№4. Тема : «Порядковый счет. Части суток» .

Физическое развитие (общ) (на воздухе)

Тема : 1. Кто самый меткий.

2. Перепрыгни – не задень.

3. П/и «Сова» .

Художественно – эстетическое развитие (Рисование) (общ.)

Тема : «Грузовой транспорт (предметное, цв. кар.) .

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дата : 18 октября (среда) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Беседа «Что говорит народ о хлебе» Цель : познакомить с народными приметами, пословицами, поговорками о хлебе.

2. Словесная игра «Продолжи пословицу» Цель : закрепить знания пословиц.

3. Д/И «Подбери пару» с Полиной К., Максимом Р., Викой Ш. Цель : учить подбирать картинки с изображением хлебных изделий и злаков, из которых они изготовлены.

6. Дежурство на занятии. Цель

7. Наблюдение за прорастанием ржи , сделать зарисовки в журнале наблюдения .

8. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

9. Пятиминутка здоровья Цель

Утренняя гимнастика.

ПРОГУЛКА 1. Наблюдение Цель

2. П/И «Волк во рву» Цель

3. Инд. работа . Цель

4. Д/И «Отгадай, чей листок» Цель : закрепить названия деревьев.

5. Труд – сбор опавших листьев. Цель : воспитывать желание помогать взрослым, учить работать сообща .

материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Чтение худ. литературы Дацкевич «От зерна до урожая» . Цель : закрепить путь хлеба от поля к столу.

2. Разучивание с детьми сказки «Колосок» для показа драматизации в младшей группе.

3. Д/и «Золушка» Цель : учить выкладывать знакомые цифры и буквы из семян злаков.

4. Изготовление атрибутов для инсценирования сказки «Колосок»

5. Конструкторская деятельность. Цель : развивать воображение, конструктивные навыки.

6. Самостоятельная игровая деятельность

Прогулка с детьми в вечернее время .

Непосредственно - образовательная деятельность.

Дата : 18 октября (среда) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Логопедическое занятие – старшая группа.

Познавательное развитие ФЭМП – подготовительная группа (Помараева)

№ 7 Тема : «Число 10. Прямой и обратный счет» .

Художественно –эстетическое развитие (музыка)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дата : 19 октября (четверг) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

Цель : учить протирать листья растений от пыли.

2. Рассматривание иллюстраций И. Шишкина «Рожь» Цель : учить детей рассматривать картину, составлять описательный рассказ по картине.

3. Д/И»Что за чем» Цель : составление алгоритма «Откуда хлеб пришел» .

4. Упражнять детей в раскрашивании раскрасок. Цель : учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.

5. Д/И «Что лишнее?» с Викой Ш, Максимом Р., Кириллом Ч. Цель

6. Подбор иллюстраций о хлебе, серии последовательных картинок о хлебе.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Утренняя гимнастика.

ПРОГУЛКА 1 Наблюдение за листопадом . Цель : предложить детям рассказать о своих чувствах при виде листопада, развивать интерес к явлениям природы.

2. Д/И «Бывает – не бывает» , «Исправь ошибку» Цель : закрепить приметы осени .

3. П/И «К названному дереву беги!» .Цель : Развивать быстроту, закрепить знания детей деревьев.

4. Экскурсия на кухню д/с «Как готовится тесто для пирожков» Цель : воспитывать уважение к труду людей .

Опытно-экспериментальная деятельность «Игры с вертушками» Цель : установить взаимосвязь между ветром и ветреной мельницей.

Труд на участке : сбор опавших листьев. Цель : воспитывать желание помогать взрослым.

Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Чтение худ. литературы Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками » .

2. Рассматривание альбома «Хлебобулочные изделия» Цель : закрепить знания о хлебобулочных изделиях.

3. С/Р игра «Семья. Готовим обед» Цель : закрепить полученные раннее знания в игре.

4. Повторить инсценировку «Колосок» Цель : учить рассказывать по ролям, упражнять в выразительном чтении.

5. Составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из зерен, круп.

6. Просмотр с детьми презентации на тему «Как выращивают хлеб» Цель : закреплять знания детей о выращивании и изготовлении хлеба.

Непосредственно - образовательная деятельность.

Дата : 19 октября (четверг) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Речевое развитие (общ.)

Тема : 1.«Как мы убирали урожай»

(Составление рассказов из опыта работы детей на огороде ).

Физическое развитие (общ) .

Тема : 1. Ходба по рейке гимнастической скамейки.

2. Отбивание мяча.

3. П/и «Колорадские жуки»

Художественно – эстетическое развитие (рисование) (общ.)

Тема :«Колосья в вазе» (с натуры, акв. краски)

Дата : 20 октября (пятница) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

Итоговое мероприятие : Праздник : «Золотая осень » Выставка творческих работ «Фантазия природы»

1. Беседа «Человек славен трудом » Цель : вовлечь детей в беседу о труде людей , выращивающих хлеб.

2. Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель : закрепить пословицы и поговорки о хлебе.

4. Д/И «Путешествие зернышка» Цель : закрепить алгоритм появления хлеба на нашем столе.

Цель

6. Проведение опыта «Проращивание ржи» Цель : отметить изменения в их росте, сделать зарисовки в журнале наблюдения .

Утренняя гимнастика.

ПРОГУЛКА 1. Наблюдение листопада . Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Цель : Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. П/И «Бездомный заяц» Цель : Познакомить детей с правилами игры. Упражнять в ловкости.

3. Упражнять Машу Ш., Тоню А., Аню К. в прыжках через скакалку.

4. Ситуативный разговор «Труд человека кормит , а лень портит» , «хочешь хлеб – не лежи на печи» Цель : закрепить представление о трудолюбии и лени

5. Труд на участке – предложить МаксимуР. Кириллу Ч. подмести дорожку. Цель : воспитывать навыки трудолюбия .

материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Хозяйственно – бытовой труд в группе . Цель

2. Как получается тесто» Цель : закрепить технику замешивания теста (соленного)

3. Лепка из соленного теста «Вылепи хлебобулочное изделие» Цель : продолжить учить детей лепить из соленного тест

4. Наблюдение за дождем . Цель : учить описывать явление погоды.

5. Просмотр мультфильма «Волшебные жернова» .

Прогулка с детьми в вечернее время .

Непосредственно - образовательная деятельность.

Дата : 20 октября (пятница) Тема : «Труд людей на огородах и полях » .

Итоговое мероприятие : Праздник : «Золотая осень » Выставка творческих работ «Фантазия природы»

Художественно – эстетическое развитие (музыка)

Праздник Осени

(По плану музыкального работника

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дата : 9 октября (понедельник ) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

Итоговое мероприятие : Праздник :«Золотая осень » Выставка творческих работ «Фантазия природы» .

1. Дежурство в уголке природы – уход за растениями. Цель : учить регулировать полив растений

2. Рассматривание фруктов и овощей. Цель : развивать умение обследовать и сравнивать фрукты и овощи.

3. Д/И «Овощное лото» с Аней К., Кириллом Ч. Цель : расширять представления детей об овощах и фруктах, упражнять в умении отгадывать загадки.

4. Инд. работа с Вероникой Ш ., Антоном Л., Лизой Б. Цель : Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных (сок из моркови - морковный, и т. д.)

5Пятиминутка здоровья : Разучить пальчиковую гимнастику «Овощи»

Утренняя гимнастика

ПРОГУЛКА

1. Наблюдение за рябиной . (использование худ. слова) Цель : расширять представления детей о рябине, дать представление о том, что ягоды являются кормом для птиц, закреплять представления детей о строении деревьев.

2. Д/И «Подбери словечко» Цель : обогащение словаря.

3. П/И «Чье звено быстрее соберется» Цель : упражнять детей в быстроте, в умении быстро ориентироваться в пространстве.

4. Инд. работа с Костей К ., Данилом М, Кириллом А. Цель : Упражнять детей в прыжках на 2х ногах

5. Труд на участке – сбор опавших листьев. Цель : учить получать радость от выполненной работы .

6. Самостоятельная деятельность на участке. Выносной материал : кегли, флажки.

1. Гимнастика после сна

2. Сочинение загадок об овощах и фруктах с Вероникой Ш, Машей Ш, Полиной К. Цель : Расширять словарный запас детей.

3. Предшествующая работа по рисованию . Цель : Повторить правила работы с акв . красками.

4. С/Р игра «Магазин» Цель : Развивать способность совместно развертывать игру, воспитывать доброжелательность.

5Д/и «Чудесный мешочек» (с овощами и фруктами)

Цель : Упражнять детей в умении узнавать предметы на ощупь.

6. Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости.

Непосредственно - образовательная деятельность

Дата : 9 октября (понедельник ) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

Итоговое мероприятие : Праздник :«Золотая осень » Выставка творческих работ «Фантазия природы»

1. Логопедическое занятие – старшая группа

Познавательное развитие ФЭМП –подготовительная группа.

№4 Тема : «Состав числа 9. Цифра 9.

Физическое развитие (общ)

Тема :1. Прыжки в длину с места.

2. Х. по гимнастической скамейке, делая мах ногой.

3. П/и «Ловишка с лентой» .

Художественно – эстетическое развитие (Лепка) (общ.)

Тема : «Хлебный колос» (предмет.)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дата : 10 октября (вторник) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Рассматривание серии сюжетных картинок на тему «Работа в саду и на огороде » Цель : Развивать навыки связной речи, воспитывать уважение к труду людей .

2. Д/И «Чьи семена» Цель : закреплять знания детей о растениях и их семенах.

3. Упражнять Дениса А, Трофима Ч., Юлю Р. в штриховании. Цель : развивать мелкую моторику рук

4. Дежурство по столовой Цель : закрепить умение сервировать стол к завтраку.

6. Пятиминутка здоровья : Пальчиковая гимнастика «Апельсин» . Цель : развивать мелкую моторику рук.

Утренняя гимнастика

ПРОГУЛКА

1. Наблюдение за состоянием погоды. Какая погода сегодня?. Какая была вчера? Цель : учить видеть прекрасное , различать характерные приметы осени , узнавать их в литературных текстах.

2. Д/И «Подбери словечко» Цель : упражнять в подборе прилагательных к существительным.

3. П/И «Чье звено быстрее соберется» Цель : развивать ловкость, быстроту.

4. Упражнять Сашу Г., Кирилла Ч., Костю К. в прыжках в длину с места Цель : продолжать учить детей выполнять прыжки, сочетая с замахом.

5. Труд на участке – Предложить Маше Ш., Лене П. подмести веранду Цель : поощрять трудовые навыки , воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

7. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Просмотр мультфильма «Веселый огород»

2. Д/И «Что за чем?» с Юлей Р., Вероникой Ш., Аней К. Цель : продолжать знакомить детей с последовательностью выполнения работы (изготовление масла, расширять представления детей о труде взрослых .

3. Упражнять Лену П., Аню К., Рому К. в отсчете предметов. Цель : закрепить прямой и обратный счет до 10 .

5. Настольно-печатные игры по желанию детей.

Прогулка с детьми в вечернее время .

Непосредственно - образовательная деятельность.

Дата : 10 октября (вторник) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Логопедическое занятие – подготовительная группа (с логопедом) .

Познавательное развитие ФЭМП – старшая группа (Помараева)

№ 3. Тема : «Счет в пределах 7. Сравнение по ширине. Ориентировка в пространстве»

Физическое развитие (общ)

(на воздухе)

Тема : 1. Перебрось – поймай.

2. Не попадись 3. П/и «Фигуры»

Художественно – эстетическое развитие (Рисование) (общ.)

Тема : «Создание дид. игры «Что нам осень принесла » . (предметн. ,краски)

создавать предметы для игры.

Дата : 11 октября (среда) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Предложить детям рассмотреть карточки с овощами и фруктами. Цель : закрепить представления детей об овощах, фруктах, их отличительных особенностях.

2. Предложить детям цветные карандаши, трафареты для творческой самостоятельности. Цель : развивать мелкую моторику, творческие способности

3. Д/И «Овощное лото» с Алиной Ф., Кириллом Ч., Викой Ш. Цель : учить подбирать картинки к загадкам.

4. Дежурство на занятии. Цель : учить детей готовить все необходимое для НОД.

6. Пятиминутка здоровья : Артикуляционная гимнастика. Цель : развивать артикуляционный аппарат.

Утренняя гимнастика.

ПРОГУЛКА

1. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цель : определить, какие деревья и кустарники первыми сбрасывают листву, закрепить названия растений.

2. П/И «Гуси» Цель : Закрепить правила игры, развивать навыки бега в одном направлении.

3. Инд. работа . Цель : Упражнять детей в подскоках парами.

5. Труд – предложить Максиму Р., Маше Ш. собрать крупный мусор на участке Цель : воспитывать желание помогать взрослым, доводить начатое дело до конца.

6. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Чтение худ. литературы Н. Носов «Огурцы» . Цель : учить детей внимательно слушать рассказ, сопереживать главному герою, понять смысл произведения.

2. С/Р игры «Семья» Цель : расширять игровой замысел. развивать умение распределять роли, договариваться. 3. Повторить с детьми стихи и слова песен к осеннему празднику . Цель : развивать память детей, желание участвовать в празднике.

5. Предшествующая работа по ручному труду (подготовить пластины для декоративного панно – обмазать картонную заготовку тонким слоем пластилина). Цель : развивать мелкую моторику, усидчивость.

Прогулка с детьми в вечернее время .

Непосредственно - образовательная деятельность.

Дата : 11 октября (среда) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Познавательное развитие ФЭМП – подготовительная группа

№ 5 Тема : «Повторить цифры. Вес. Группируем геометрические фигуры.

2Музыкальное развитие

3. Познавательное развитие (общ.)

Тема : «Осенние хлопоты людей » (Волчкова) Д/и " Чудесный мешочек" (определи предмет)

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Дата : 12 октября (четверг) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Дежурство в уголке природы. Цель : учить протирать листья растений от пыли, воспитывать желание помогать взрослым.

2. Дежурство на занятии. Цель : учить детей готовить все необходимое для НОД.

4. Д/И «Что лишнее?» с Леной П., Кириллом А., Антоном Л. Цель : учить выделять из ряда картинок лишнюю, называть ее отличительный признак

5. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Цель : Упражнять детей в умении отгадывать загадки, воспитывать уважение к товарищам.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Утренняя гимнастика.

ПРОГУЛКА 1 Целевая экскурсия на огород. Что изменилось на огороде? Каким вы помните огород? Цель : развивать у детей наблюдательность, связную речь. Поощрять желание детей высказывать свою точку зрения.

3. П/И «Третий лишний» .Цель : Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать интерес к подвижным играм.

5. Опытно-экспериментальная деятельность «Игры с султанчиками» Цель : упражнять детей в определении силы ветра.

6. Труд на участке малышей : помощь в сборе опавших листьев. Цель : приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, воспитывать желание помогать малышам.

7. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Рассматривание альбома «Осень » Цель : закрепить знания детей об осенних приметах , осенних месяцах .

2. С/Р игра «Семья. Готовим обед» Цель : развивать творческое воображение, способность развертывать игру. Продолжать формировать умение договариваться.

3. Чтение рассказа : «Как рубашка в поле выросла» Цель : расширять представления детей о труде взрослых .

4. Инд. работа с Сашей Г ., Данилом М., Соней К. работа с ножницами . Цель : упражнять детей в вырезывании предметов круглой и овальной формы.

5. Предложить детям конструктор для конструктивной деятельности. Цель : продолжать учить детей создавать разные постройки по рисунку, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми .

Непосредственно - образовательная деятельность. Дата : 12 октября (четверг) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Речевое развитие (общ.)

Тема : «Дифференциация звуков с –ц» . (звуковая культура речи) .

Д/и «Угадай по описанию» .

Физическое развитие

Тема :1. Ползанье по гимнастической скамейке на четвереньках.

2. Прыжки в длину с места.

3. П/и «Ловишка с лентой» .

Художественно – эстетическое развитие (рисование) (общ.)

Тема : «Что ты больше всего любишь рисовать»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дата : 13 октября (пятница) Тема : «Труд людей на огородах и полях »

1. Рассматривание иллюстраций «Чем богата эта осень » . Цель : повторить названия овощей и фруктов, их полезные качества.

2. Д/И «Чьи детки» Цель : закрепить знания о плодах растений.

3. Упражнять Кирилла Ч, Данила М., Сашу Г. в выполнении штриховки различных форм. Цель : развивать мелкую моторику, аккуратность в закрашивании.

5. Дежурство в уголке природы. Цель : отметить растения, нуждающиеся в поливе.

6. Пятиминутка здоровья : Артикуляционные упражнения.

Утренняя гимнастика.

ПРОГУЛКА 1. Отметить состояние погоды. Цель : учить замечать изменения, находить и называть признаки, приметы осени . Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи.

2. П/И «Колорадские жуки» Цель : познакомить детей с правилами игры, проявлять творческие способности.

3. Труд на участке : предложить Кириллу Ч., Саше Г., Полине К. подмести дорожки. Цель : учить детей самостоятельно договариваться о распределении обязанностей, воспитывать умение работать с орудиями труда . Выносной материал : веники, грабли.

4. Предложить Маше Ш., Тоне А., Ане К. скакалки. Цель : упражнять детей в прыжках через скакалку.

5. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал : мячи, кегли, оборудование для труда .

Гимнастика после сна.

1. Хозяйственно – бытовой труд в группе . Цель : Воспитывать у детей желание помогать взрослым, поддерживать порядок в группе.

2. С/Р игра «Овощеводы» Цель : усложнить правила игры, ввести технику (трактор, воспитывать доброжелательность, умение договариваться со сверстниками.

3. Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино» .

Прогулка с детьми в вечернее время .

Непосредственно - образовательная деятельность.

Дата : 13 октября (пятница) Тема : «Труд людей на огородах и полях » .

1. Речевое развитие (ознакомление с худ. литературой)

Ознакомление с новым жанром – басней.

Тема : Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» .

Художественно – эстетическое развитие (музыка)

(По плану музыкального руководителя)

Художественно – эстетическое развитие (ручной труд )

Тема : «Декоративное панно» (природный материал) .

Гульсиня Гибадуллина
«Труд людей осенью». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение)

7 неделя. Тема: Труд людей осенью (6-10 октября 2014 года)

Коммуникация. "Что посеешь, то и пожнёшь. ".

Программное содержание: обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большое труда; воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к хлебу и труду хлеборобов; закрепить название профессий тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь; добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба; учить детей беречь хлеб; развивать логическое мышление, развивать связную речь, обогащать словарь; развивать зрительную, слуховую память, внимание. (конспекты)

Формирование ЭМП. Тема: Число 0. Цифра 0.

Программное содержание: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством. (Л. Г. Петерсон. Игралочка – ступенька к школе. Стр. 49, занятие №7)

Чтение художественной литературы.

Сказка «Заяц-хвастун», В. Левин «Сундук», С. Маршак. «Дом, который построил Джек», «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; Ю. Владимиров «Чудаки», мол. нар. сказка «Как братья отцовский клад нашли».

Формирование ЦКМ. «Хлеб всему голова»

Программное содержание: дать представления о пользе хлеба для здоровья человека; дать первичные представления о профессии пекаря; расширять кругозор и словарный запас детей; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; воспитывать любознательность; воспитывать экологическую культуру; формировать умение работать сообща, воспитывать чувство гордости за свой труд. (конспект)

Рисование. «Каравай»

Программное содержание: расширить представления детей о том, что хлеб – ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди, на получение которого затрачивается много труда. Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались люди при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова. Словарная работа: хлебороб, зерно, колос, рожь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. (конспект)

Аппликация. «Мельница»

Программное содержание: закреплять навыки работы ножницами, учить располагать работу на листе, украшать поделку деталями. Продолжать воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу. (конспект)

Конструирование. «Едет с поля урожай»

(овощи, коллективная работа)

Программное содержание: развивать творчество, конструктивные способности детей, мелкую моторику, Воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду, уважение к профессиям, имеющим отношение к сельскому хозяйству. (конспект)

Продолжение следует.

Нечаева Вера
Тематический план «Золотая осень» (средняя группа)

Тема 4 недели : «Поздняя осень » .

Цель : Формировать представление у детей о поздней осени (разнообразие явлений природы : моросящий дождь, туман) . Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять знания о состоянии растений осенью . Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев. Формировать представление о труде человека в осенний период . Воспитывать эстетическое восприятие детей от красоты осенних пейзажей .

Итоговое мероприятие : Развлечение «В лес по грибочки» .

Понедельник

НОД : «Осенние хлопоты человека » - познание.

Задачи : 1. Формировать представление у детей об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду («Познавательное развитие» );

2. Познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период , с заготовкой семян («Познавательное развитие» );

3. Воспитывать уважение к трудам взрослых, стремление помогать им ();

желание помогать взрослым;

4. Воспитывать любовь к окружающему («Социально- коммуникативное развитие» ).

НОД : «Паучок и рябиновая ветка» - рисование.

Беседа : «Труд людей осенью »

Цель : Расширить знания детей о том, какие заботы у людей осенью .

Дидактическая игра : «Покажем зайке как пользоваться вилкой» .

Цель : Закрепить умение есть вилкой второе блюдо, отделяя кусочки по мере съедания.

С/ р игра «Дворник убирает участок детского сада» .

Чтение сказки «Гуси лебеди» .

Дидактическая игра : «Сравни собаку и лису» .

Цель : уметь находить сходство и различие животных.

НОД : «Какие разные деревья» (составление сравнительного рассказов о деревьях (береза и тополь) - развитие речи.

Задачи :1. Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях осенью («Познавательное развитие» );

2. Развивать способность составлять сравнительные рассказы : находить сходство и различия деревьев («Речевое развитие» );

3. Обогащать речь детей словами- корень, ствол, ветки, листва («Речевое развитие» ).

Рассматривание иллюстраций осенних деревьев .

Цель : совершенствование знаний детей о характерных признаках осени .

Дидактическая игра «Покажем мишке, как правильно мыть ручки» .

Цел. продолжать закреплять КГН.

С/ р игра Магазин игрушек».

Дидактическая игра «Чьи припасы»

Среда

(занятие №8)

НОД : «Куб и шар» .

1. Познакомить с геометрическими телами- кубом и шаром («Познавательное развитие» );

2. Формировать умение обследовать их («Познавательное развитие» );

3. Дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов («Познавательное развитие» );

4. Показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены («Познавательное развитие» ) ;

5. Упражнять в счете на слух в пределах 3 («Речевое развитие» ;

6. Уточнить представление о времени суток («Речевое развитие» ).

НОД : «Осенний ковер » -аппликация.

Задачи : 1. Воспитывать любовь к окружающему миру, замечать красоту природы («Социальное – коммуникативное развитие» ) 2. Формировать умение вырезать цветы и листья из цветной бумаги () ;

3. Закрепить прием намазывания и наклеивания фигур сочетая их по цвету («Художественно- эстетическое развитие» );

4. Воспитывать аккуратность в работе («Художественно- эстетическое развитие» ).

Беседа : «Приметы осени » .

Цель : Закрепить знания об осени .

Беседа : «Как правильно и бесшумно сесть за стол» .

Цель : Закрепление навыков правильного поведение.

С/ р игра «Мама ведет дочку в парикмахерскую» .

Беседа : «Попросить или отнять» .

Цель. Формирование положительных моральных качеств.

Чтение сказки : «Маши и медведь» .

НОД : «Осень спросим » (обобщающая беседа) - развитие речи.

Задачи :

1. Закрепить представления детей о многообразии природных явлений в осенний период («Познавательное развитие» ) ;

2 .Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе («Речевое развитие» );

3. Воспитывать интерес и любовь к природе («Социально- коммуникативное развитие» ).

Отгадывание загадок о овощах и фруктах.

Цель : Развитие речи детей, памяти.

Беседа : «Как правильно сидеть за столом» .

Цель : закрепление КГН.

С/ р игра «Завтрак в детском саду» .

Чтение сказки : «Мужик и медведь» .

Дидактическая игра : «Съедобное- несъедобное» .

С/ р игра «Кукла Маша проснулась» .

НОД : «Осеннее дерево » - лепка.

Задачи :

1. Формировать умение у детей определять содержание своей работы, используя в лепке знакомые приемы ();

2. Развивать творческие способности («Художественно- эстетическое» ) ;

3. Воспитывать самостоятельность, активность («Социально- коммуникативное развитие» ).

Беседа : «Художница- Осень » .

Цель : Развивать умение у детей видеть красоту осенней природы .

Дидактическая игра : «Мы умеем правильно кушать»

Цель : Развивать умение правильно сидеть за столом вовремя еды.

С\ р игра «Выходной день в семье» .

Чтение стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало

Беседа : «Порядок в группе » .

Цель : стремиться поддерживать порядок в группе .

Календарный план воспитательно – образовательной работы в старше – подготовительной группе «Солнышко»

Тема: «Что нам осень принесла? Труд людей осенью»

Цель: расширение знаний детей об осени, осенних явлениях природы, осеннем урожае и сельскохозяйственных работах.

Итоговое мероприятие : выставка «Дары природы» , дата проведения – 09.10.2015г.

Дата: 05.10.2015г. понедельник

Режим - ные моменты

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Утро

1.Утренняя гимнастика.

2.Беседа «Овощи нашего огорода».

3.Рассматривание иллюстраций «Овощи».

4.Игры - поручения:

«Собери в корзиночку овощи».

«Достань из мешочка овощи круглой

формы».

5. КГН - продолжать совершенствовать культуру поведения во время приема пищи.

Индивидуальная работа на
внимание, сравнения:

«Найди, что не подходит» - с Викой, Ириной, Антоном.

1.Дидактические игры: «Собери урожай».

«Как сделали томатный сок».
2.Пальчиковые игры
«Сортируем овощи»
«Апельсин».

3.Самостоятельные игры по желанию.

2.Предложить родителям

приготовить совместно с
детьми овощной салат.

НОД

I .Художественная литература

Пересказ укр. нар. Сказки «Колосок» Ушакова, с.264 (5-6)

Цель: учить детей пересказывать сказку самостоятельно. Передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам
рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц

2. Мир музыки

По плану муз.работника

3. Природный мир

Дары осени. Труд людей осенью. Горькова, с.48, 138

Цель: закрепить знания детей об осени, обратить внимание на красоту этого времени года; уточнить представления детей о дарах осени -
овощах и фруктах, грибах и ягодах. Формировать начала экологической культуры.

Прогулка

1.Наблюдение за погодой.
Какое небо? Что на нем есть? Как
можно сказать про погоду? Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? Холодно сегодня или тепло? Что
надето на детях? Как можно сказать
про такую погоду?

2.Д/и «Поднять глаза к небу, опустить

взгляд на землю, закрыть глаза.

подставить лицо ветру, отвернуться от

него - итог идём по ветру».

Художественное слово: не зверь, а воет

(ветер).

Примета: Осенью паутина - на ясную
погоду.

Индивидуальная работа по ФИЗО с Артёмом, Лёшей, Федей: бег
препятствиями.

1.П/игры:

- «Ловишки» - развитие бега,
ловкости.

- «Удочка» - развивать
внимание, ловкость,
выдержку; упражнять в
прыжках на месте в высоту.

2.Трудовые поручения: убрать
листья с веранды.

Возвра - щение с прогулки

Чтение скажи «Большая морковь».

Вечер

1.Бесела на тему: «Для чего нам нужны
витамины?»

2.Дидактические игры «Полезно или
вредно»

3.Чтение: Г. Горн «Энциклопедия
здоровья в сказках».
4.Рассматривание овощей и фруктов,
составление описательных рассказов.

1.Индивидуальная работа с
Давидом, Семёном, Доминикой:
«Слепи овощи».

2.Индивидуальная работа по
подготовке руки к письму с Викой.
Артуром, Максимом:
обвести по трафарету овощи и
заштриховать их.

1.С/р игра «Семья», сюжет
«Летние заготовки»

2.П/и «Овощи

Прогулка

1.Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

2.П. /и: "1,2,3 к дереву беги",

Метание шишек в дерево правой и левой рукой,

"Поймай грибок"

3.Пальчиковая гимнастика "Осень"

4. Дидактические игры : "Найди дерево", "Сравни".

5.Худ. Слово: И. Бунин « Листопад»

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Ирой, Доминикой, Викой:
перепрыгнуть дорожку из
листиков.

"Собери только желтые; зеленые, красные листочки",

1.П/игры:

- «Бездомный заяц» -
развитие бега, умения прыгать
на двух ногах.

Хороводная игра «По дорожке Валя шла»

2.Трудовые поручения: собрать
букет из листьев.

Индивидуальные беседы,
консультации по запросу
родителей

Дата: 06.10.2015г. вторник

Режим - ные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Вовлечение семей в образовательную деятельность:

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Самостоятельная деятельность детей

Утро

1.Беседа «Золотая осень» -
вспомнить с детьми о смене времен
года. Повторить название времен года и
их очередность. Вместе с детьми
выделить приметы осени.

2.Д/И « Когда это бывает» - закрепить
приметы лета и осени.

3.Наблюдение в уголке природы за

цветущим бальзамином - закрепить название цветка и его части

1.Индивидуальная работа с Настей,
Катей, Викой - закреплять
умение сравнивать предметы по
высоте.

2.Индивидуальная работа с Ромой, Кириллом - продолжать совершенствовать культуры еды: правильно пользовать столовыми
предметами.

1.Д/и «Телефон».

Лепка «Булочка из сдобного
теста»

2.Рассмотреть картину
И. Шишкина «Рожь».

3.Д/и «Родственные слова»

Предложить родителям
познакомить своих детей с
разнообразием изделий из
муки.

НОД

1. Речевое развитие

Беседа об осени Аджи, с. 38-43

Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить четям
название осенних месяцев. Уточнить знания о других временах года. Учить слушать музыку об осени, определять её характер и настроение
Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

2. Художественная деятельность (рисование)

Что созрело в огороде? Бондаренко, с.413

Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овоши и фрукты. Развивать творческую
активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Уточнить представления детей
о натюрмортах.

3. Физическое развитие (улица)

Замятие №6 Пензулаева, с. 14 (подг.г.)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в прокатывании обручей друг другу, развивать внимание и быстроту движений.

Прогулка

1.Наблюдение за неживым объектом -
рассматривание березы. Какого
цвета на ней листья? Каких листьев
больше зеленых или желтых? Есть ли
листья поддеревом, на земле? Какого
они цвета? Где листьев больше на
дереве или под ним?
2.Рисование березки на листе бумаги и в
календаре.

3.Хоровод: «Во поле береза стояла».
4.Художественное слово: стоит Алена,
платок зеленый, тонкий стан, белый
сарафан; не заботясь о погоде в
сарафане белом ходит, а в один из
осенних дней сентябрь желтые листья
дарит ей.

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Лёшей, Ульяной. Камиллой,
Кириллом: прыжки на двух ногах
с передвижением вокруг березы.

1.П/игры:

- «Море волнуется» -
развитие координации
движений, воображения

- «Караси и тука» - развивать
умение выполнять движения
по сигналу: упражнять в беге и
приседании, в построении в
круг, в ловле.

2.Трудовые поручения: собрать листья березы для гербария.

Возвра - щение с прогулки

Ситуативный разговор.

«Почему нельзя кушать много мучного?»

Вечер

1.Д/и «С какого дерева листок?» -
закрепить знания о деревьях (клён, берёза).

2.Чтение «Листопад» И. Бунин -
показать особенности стихотворного
текса, помочь понять содержание.

Индивидуальная работа с Алиной,
Семёном, Настей - поисковая
деятельность: предложить
сосчитать количество зерен в
колоске, вспомнить, что колосок
вырос из 1 зерна.

1.Рисование по замыслу

«Что нам осень принесла» - формировать умения рисования карандашами, рассказывать о своей работе.

2.Чтение русской народной сказки: «Вершки-корешки»

3.Д/игра: « Узнай по запаху»

Прогулка

1.Беседа: « Как звери и птицы готовятся к зиме»

2.Наблюдение за птицами.

3.П/ И: «Перелет птиц», «У медведя во бору»

4. Пальчиковая гимнастика "Воробушек"

Индивидуальная работа но ФИЗО
с Артуром, Ромой, Максимом:
перепрыгивание через дорожку из
листьев.

1.П/игры:

- «Ловишка, бери ленту» - развитие бега,ловкости.

- «Затейники» - развивать
находчивость, ловкость;
упражнять в ходьбе по кругу,
в согласованности движений.
2.Трудовое поручения: собрать семена цветов.

Покормить синичек.

Индивидуальные беседы и
консультации по запросам
родителей

Дата: 07.10.2015г. среда

Режим - ные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Вовлечение семей в образовательную деятельность:

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Самостоятельная деятельность детей

Утро

1.Беседа «Дары осени» - закрепить знания детей об овощных культурах. Воспитывать благодарное чувство к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожаи.

2.Д/И «Угадай овощ» - закрепить обобщающие понятия «овощи», различать их по внешнему

виду и на ощупь.

3.Разучивание пальчиковой

гимнастики «1.2.3.4.5 будем листья

собирать...» - развитие мелкой

моторики рук, интонационной

выразительности речи.

4.Трудовое поручение: раздать ложки к
завтраку - формировать умение
накрывать на стол.

Индивидуальная работа с Аней, Артёмом, Настей.

Закреплять умение закрашивать
предметы, не выходя за контур.

1.Ситуативный

разговор «Почему нельзя жечь
сухие листья» - формировать
представления о правилах
поведения в осеннем лесу.
2.Чтение «Осенние листья по
ветру кружат» А. Майков -
обратить внимание на
мелодичность и напевность
стихотворной формы.
3.Проблемные ситуации «Что
надеть на прогулку» -
развивать умение делать
простейшие выводы.

НОД

1 .Математическое развитие
Ст.г.-Занятие №2.
Помораева. с. 15

Цель: упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 на слух, на ощупь. Закрепить умение сравнивать два предмета по длине и
ширине. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево.
Подг.г. - Занятие №2. Помораева, с. 18

Цель: упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу, совершенствовать умение устанавливать зависимость
между множеством и его частью. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и|
4 равные части, сравнивать и называть их. Закреплять умение называть знакомые геометрические фигуры.

2. Физическое развитие (зал)

Занятие №4. Пензулаева, с. 11(подг.г.)

Цель: упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с доставанием до
предмета; повторить упражнения с мячом и лазание под шнур, не задевая его.

Прогулка

1.Наблюдение «Рассматривание
осеннего дерева»

Цель: формировать знания об основных
частях дерева, их высоте и толщине;
Воспитывать умение радоваться
прекрасному, бережно относиться к
природе

2.Игра с выносным материалом - мяч,
«Кто больше назовет фруктов».

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Ульяной, Катей, Людой:

«Попади в цель» - закреплять умение метать мешочки в горизонтальную цель

1.Игры с природным и
бросовым материалом
«Магазин»

2.Подвижная игра «Гуси -
лебеди»

Цель: учить действовать по
сигналу

3.Трудовое поручение:
насыпать песок в песочницу-
прививать интерес к труду

Возвра - щение с прогулки

Чтение норвежской сказки «Пирог».

Вечер

1.Совместная деятельность воспитателя и детей

«Лепим овощи для игры «магазин» - закрепить умение лепить знакомые овощи, используя ранее изученные приемы
2.Сюжетно-ролевая игра «Магазин
овощей» - закрепить названия
овощей; правила поведения в магазине,
профессиональные действия продавца.
3.Чтение «Ветрено» И. Токмаковой -
показать как литературное слово
созвучно с самой природой.

Индивидуальная работа с
Кириллом, Ромой, Максимом: развитие движений - умение отстукивать мяч об пол двумя руками.

1.Самостоятельное
художественное творчество
«Мои любимые фрукты и
овощи».

2.Дидактическая игра:
« Где что зреет»

Прогулка

1.Наблюдение - обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени,
полюбоваться разноцветными листьями,
рассмотреть покров земли и отметить,
что трава еще зеленая, много осенних
цветов. Много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Людой, Семёном,
Артёмом: пройти по листикам
четко наступая на выложенную
дорожку.

1.И/игры:

- «Бездомный заяц» -
развитие бега, умения прыгать
на двух ногах

-«Зайцы и волк» - учить
правильно, прыгать на двух
ногах, слушать текст и
выполнять движения согласно
тексту.

2.Трудовые поручения: собрать семена цветов.

Индивидуальные беседы и
консультации по запросам
родителей

Дата: 08.10.2015г. четверг

Режим - ные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Вовлечение семей в образовательную деятельность:

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Самостоятельная деятельность детей

Утро

1.Знакомство с профессией «Хлебороб».
2.Чтение рассказа И. Токмаковой «Кем
быть»

3.Д/и «Кто растит хлеб»,
4. КГН - побеседовать с детьми о культуре поведения за столом

5.Физкультминутка «Из зернышка -
колосок»

6.Просмотреть презентацию «Откуда хлеб пришел».

Индивидуальная работа:
формировать привычку следить за
опрятностью одежды, причёски.

1.Заучивание стихотворец
И. Майкова «Осень».
2.Рассматривание картин
«Осенняя природа».

3. П./и «Собери-ка яблочки на ощупь»

Предложить родителям
вместе с детьми
приготовить дрожжевое
тесто и испечь пирог.

НОД

1. Речевое развитие (обучение грамоте)

Ст.г. - Занятие №2. Ельцова, с.75

Цель: формировать понимание того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения, воспитывать речевое внимание,
фонематический слух. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Подг.г. - Занятие №2. Ельцова, с. 157

Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности: обогащать словарь пословицами и поговорками, развивать
фонематический слух; познакомить с буквой «О». Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги.

2. Физическое развитие (зал)
Занятие №5 Пензулаева, с. 13 (подг.г.)

Цель: продолжать упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с
доставанием до предмета: повторить упражнения с мячом и лазание под шнур, не задевая его.

З.Художественная деятельность (аппликация/лепка)

Аппликация « Натюрморт из овощей и фруктов» Швайко, с. 163

Цель: учить детей располагать предметы в аппликации на широкой поверхности, частично загораживая один предмет другим. Воспитывать
умение совместно выполнять общую работу. Упражнять детей в вырезывании исходных форм нужной величины и формы.

Прогулка

1.Беседа об осени (приметы) - пословицы и народные приметы об осени.

2.Экскурсия в осенний парк.

Д/игра: « Четвертый лишний»

3.Художественное слово: К. Бальмонт « ОСЕНЬ»

С/р. игра: «Магазин цветов»

4. Наблюдение за цветущими цветами на клумбе.

5.Загадки об осени.

Индивидуальная работа по ФИЗО с Катей, Лёшей, Ульяной: прыжки в виде лягушки.

1.П/игры:

- «Классики» - учить детей прыгать через скакалку,

- «Бездомный заяц» -
упражнение в беге,
ловкости, смелости.

2.Трудовые поручения:
привести в порядок
песочницу.

Возвра - щение с прогулки

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».

Вечер

1.Разучивание пословиц:
«Хлеб - всему голова», «Хлебушек
ржаной - отец нам родной». «Без хлеба -
половина обеда».

2.Серия картинок

Для формирования успешной личности с самого детства следует вложить в восприятие мира ребенка важные понятия. Трудолюбие - одно из них. Именно поэтому на уроках в младших классах рассматривается вопрос о том, чем отличается труд человека осенью от работ в другие сезоны. Также важно довести до сознания малышей, почему так важно активно работать не только весной и летом.

И не страшен будет никакой мороз!

Труд человека осенью несколько отличается от других сезонных работ. Дети уже должны понимать, что всё живое в Евразии начинает готовиться к холодному периоду. Поэтому первым важным делом людей является утепление жилищ - собственного дома и строений, предназначенных для зимовки домашних животных.

В квартирах большинство людей заклеивает щели в окнах. Делается это для того, чтобы зимой из них не дул холодный воздух. Хотя во многих жилищах сегодня устанавливаются пластиковые окна, которые обеспечивают герметичность. Но и они требуют некоторой подготовки к зимнему периоду.

Заодно хозяйки производят генеральную уборку в помещениях: перебирают хранящиеся вещи, выкидывают ненужный хлам, моют окна. Ведь зимой это сделать будет сложнее, чем осенью.

Забота о братьях наших меньших

Особого внимания требуют также жилища животных, которые проводят зиму вне человеческих домов. К таковым относятся коровы, лошади, овцы, козы, кролики, шиншиллы, хорьки, норки, домашняя птица и пчёлы.

Труд человека осенью, проживающего в этим очень отличается от занятий горожанина. Ведь сельчанину нужно законопатить щели в коровнике, в птичнике, утеплить клетки, предназначенные для мелких животных или занести их в крытые помещения, перенести ульи с пчёлами в омшаник.

А самые заботливые хозяева даже не забывают повесить на вход в кусок плотной ткани или резиновый коврик и проверить, удобно ли животному заходить внутрь, понимает ли оно, как это делать.

Забота о братьях наших меньших, то есть о живых существах, населяющих планету - важный и нужный труд человека осенью. В школе дети мастерят кормушки для птиц, развешивают их и зимой следят, чтобы в них всегда была пища для пернатых.

Заготовка кормов

Все, кто содержит в хозяйстве скотину, питающуюся сеном, заботиться о зимней кормёжке начинают ещё летом. Сенокосная пора - горячее время.

Траву для сена скашивают, высушивают, складывают в стога. Но осенью нужно побеспокоиться о том, чтобы сено не сгнило от попадания на него осадков. Поэтому корм для травоядных животных следует перенести в помещение либо тщательно укрыть.

на полях

Для многих наступление осени связано с обилием овощей и фруктов. Но как доказывает практика, трудно вырастить урожай, но и не легче его собрать без потерь.

Для наступает горячая пора. Зерноуборочные машины целыми днями на полях убирают пшеницу, рожь, овёс, гречиху, горох и другие культуры. Очень важно сделать все работы до наступления периода дождей. В противном случае весь урожай сгниёт на корню.

Однако машины не всегда могут полностью собрать все колосья. Много их падает на землю. Раньше дети даже снимались с занятий и ехали в поля, чтобы там помогать взрослым - подбирать упавшие колосья. Таков был посильный вклад в труд человека осенью. 2 класс уже вполне качественно справлялся с такой задачей.

Сегодня детей уже не привлекают на такие работы, а зря. Теряется связь с землёй у подрастающего поколения, уважение к труду хлеборобов. Отсюда и обилие фотографий в интернете с надетыми на ноги булками, имитирующими домашние тапочки…

Собираем урожай - не зевай, не отставай!

Убирают также свёклу и картофель, морковь и другие корнеплоды. Крупные хозяйства делают это с помощью специальных машин. А вот сельчане-частники порой выкапывают свой урожай по старинке, лопатой и граблями. Большинство детей не только слышало об этом - им самим знаком такой труд человека.

Осенью 1 класс вместе с учителем должен обязательно на своём выкопать несколько кустов картофеля, моркови, свёклы. Тогда дети поймут, как тяжело достаются человеку продукты питания и, возможно, станут бережнее относиться к ним.

Парим, варим, закатываем

А ведь так хочется сохранить выращенные на дачах и огородах плоды и полакомиться ими зимой! Поэтому труд человека осенью часто связан именно с консервацией. Многие хозяйки в этот период варят варенья, засаливают и маринуют овощи, делают компоты, засушивают грибы и травы для приправ.

Уборка территории

Сколько опавших листьев на земле осенью! Это красиво. Но со временем они будут гнить. Из-за этого многие вредные микроорганизмы станут быстро размножаться в благоприятной для этого среде. Поэтому с уборкой их и связан труд человека осенью. По окружающему миру на уроках дети не только говорят об этом, но и сами помогают взрослым в этом занятии.

На огородах и дачах люди тоже убирают опавшую листву, ботву от собранного урожая.

Посадка растений осенью

Хотя зимой жизнедеятельность растений замедляется, многие из них требуют посадки поздней осенью. Например, некоторые сорта чеснока обязательно высаживают под зиму.

Большинство саженцев кустов и деревьев тоже лучше всего приживается по осени. Опытные садоводы с наступлением холодов делают прививки плодово-ягодным деревьям. Так растения меньше всего травмируются и легче переносят эту процедуру.

Очень многие люди уже осенью готовят землю к весенним посадкам. Для этого они вносят на участки удобрения, перекапывают огороды.

Очень важно каждый вид деятельности выполнять вовремя. Только тогда можно рассчитывать на отличный результат.