Гитарные боги: Эрик Клэптон и Марк Нопфлер вживую. Биография Эрик клэптон биография читать

Известный британский рок-музыкант, один из лучших гитаристов мира. Эрик Клэптон работал со многими популярными музыкантами, в том числе с The Beatles, Шер, Стингом, Элтоном Джоном . Командор Ордена Британской империи.

Биография Эрика Клэптона / Eric Clapton

Эрик Патрик Клэптон (Eric Patrick Clapton) родился 30 марта 1945 года в деревне Рипли, графство Суррей, Англия, у 16-летней Патрисии Молли Клэптон и 24-летнего Эдварда Уолтера Фрайера . Отец будущего музыканта был отправлен на войну до рождения сына, а после решил вернуться в себе на родину в Канаду, поэтому мальчика воспитывала бабушка Роза и ее второй муж. Поскольку ребенок родился вне брака и его мать была очень молода, Эрик Клэптон рос, считая, что Патрисия – его старшая сестра, а бабушка с дедушкой – его родители. Правда открылась, когда мальчику было девять. Спустя еще несколько лет Патрисия вышла замуж и уехала в Германию, оставив сына полностью на попечении Розы.

Свою первую акустическую гитару Эрик Клэптон получил в подарок на тринадцатый день рождения. Интерес к инструменту появился не сразу, но спустя пару лет будущий музыкант уже практически не расставался со своей гитарой.

Творческий путь Эрика Клэптона / Eric Clapton

После окончания школы он учился в Kingston College of Art , но больше внимания уделял гитаре, чем учебе, и вскоре был отчислен. Эрик Клэптон начал выступать как уличный музыкант, играл в пабах, а в 17 лет присоединился к своей первой группе.

В конце 1965-го он начал играть с группой The Yardbirds, Которая приобрела немалую популрность, а Эрик Клэптон стал одним из самых обсуждаемых гитаристов Великобритании. В 1965-м он покинул группу, поскольку его коллеги решили изменить музыкальный стиль, а Клэптон оставался предан блюзу.

В группе The Yardbirds начинали свою карьеру Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж , входящие в список 100 величайших гитаристов всех времен и народов.

После некоторых метаний Эрик Клэптон создал свою группу вместе с бас-гитаристом Джеком Брюсом и барабанщиком Джинджером Бейкером . Cream просуществовали до 1968 года, и нередко их называют первой супергруппой в истории рок-музыки. Следующие два года Эрик Клэптон провел в составе группы Blind Faith , а с 1970 года начал сольную карьеру.

Одной из самых известных песен музыканта стала композиция «Layla », записанная в 1970 году. Она вошла в число 30 величайших песен в истории современной музыки по версии журнала «Rolling Stones», а в 1992 году ее переработанная версия удостоилась Грэмми .

Всего на сегодняшний день на счету Эрика Клэптона более двадцати сольных дисков, включая концертные сборники. Четыре студийных альбома были записаны в составе Cream и еще один – с The Yardbirds.

По просьбе своего друга Джорджа Харрисона Эрик Клэптон исполнил соло-партию в композиции The Beatles «While My Guitar Gently Weeps». Кроме того, музыкант участвовал в записях песен Роджера Уотерса, Элтона Джона , Стинга , Шер, Пола МакКартни .

Личная жизнь Эрика Клэптона / Eric Clapton

Первой женой музыканта стала Патти Бойд . С 1966 по 1974 годы она была супругой Джорджа Харрисона и именно ей Эрик Клэптон в 1970-м посвятил свою песню «Layla ». Эрик и Патти поженились в 1977 году, а в 1989 развелись. Несмотря на это, Клэптон и Джордж Харрисон всегда оставались близкими друзьями.

В середине 80-х у гитариста был роман с итальянской фотомоделью Лори дель Санто . В 1986-м у них родился сын Конор , который трагически погиб в пятилетнем возрасте. Эрик Клэптон очень тяжело переживал смерть сына и больше года находятся в сильнейшей депрессии. В 1992 году в память о Коноре он написал песню Tears in Heaven , которая получила несколько премий Грэмми.

В 2002 году Эрик Клэптон женился во второй раз. Его супругой стала дизайнер из Огайо Мелии МакЭнери . У пары три дочери, появившиеся на свет в 2001, 2003 и 2005 годах.

В прошлом у музыканта были серьезные проблемы с алкоголем, но он сумел побороть зависимость.

Эрику Клэптону (Eric Clapton) , как и многим другим известным гитаристам, пришлось начинать свой путь восхождения к вершинам славы и искусства, еще в подростковом возрасте. Будучи «самоучкой» он, слушая пластинки популярных исполнителей, старался им подражать, постепенно оттачивая навыки на акустической гитаре . Семья его была неблагополучная — у своей мамы он появился в 16 лет, а отца он не видел никогда. Его воспитанием занимались бабушка и дедушка, а также многочисленные родственники. Однажды, получив в подарок гитару, Эрик и стал увлекаться музыкой.
Совмещая учебу в художественном колледже с игрой, в основном, «ритм-энд-блюза», Клэптон понимает, что его призванием является блюз . Некоторое время Эрика занято игрой в The Yardbirds и именно благодаря игре в этой группе, он открывает для себя собственный «блюз-роковый» стиль игры.

Эрик Клэптон и группа The Yardbirds

После ухода из группы в 1966 году, Эрик в компании басиста Брюса и ударника Бейкера основал группу Cream. Музыканты становятся основателями нового стиля, ведь при их исполнении ощущался ранее не ассоциирующийся с блюзом характер. Группа выпускает несколько пластинок. В 1967 году выходит 2-й альбом «DisraeliGears», который с особенным энтузиазмом принят хиппи. После выпуска еще 2-х альбомов и находясь на самом пике славы, Cream все же распались и это был ноябрь 1968 года.

Эрик Клэптон и группа Cream

Cream — Crossroads

После их распада, вышел в свет еще 1 альбом, в который вошли песни, не участвующие в предыдущем. А 1970 же год ознаменован для Клэптона выпуском своего сольного альбома. Однако, последующие несколько лет выдались для Эрика не такими удачными. Ему приходится поменять множество музыкальных коллективов, а вплоть до 1973 года он и вовсе не выступает. И тут, в январе 1973 года, благодаря Питу Тауншенду организовывается концерт, полностью посвященный Эрику, на который пригласили и самого «виновника». При таком внимании коллег, в него вселяется надежда. Впоследствии, он прикладывает все усилия, для избавления от наркотической зависимости и начинает посещать курсы лечения. После пройденного лечения, Клэптон триумфально возвращается в реальную жизнь, творчество и к своим поклонникам.

Далее, с 1975 года ему доводится записать еще 2 альбома, при поездке в Австралию. Там он еще и плодотворно сотрудничает с Бобом Диланом. Наиболее успешный по тем временам альбом «Slowhand» выйдет в свет в 1977 году.

Личная жизнь Эрика также складывается хорошо и в 1979 году, его единственная любовь — Патти Харрисон становится его женой. Клэптон, воодушевленный и полный новых сил, гастролирует в тандеме с известным блюзменом Мадди Уотерсом. При совершении гастрольного тура по Англии он успевает записать концертную пластинку «JustOneNight».

О главных гитарах Эрика Клэптона

  1. Blackie – 1956/57 Fender Stratocaster — наиболее известная и всегда ассоциирующаяся с именем Эрика Клэптона гитара.
  2. Gibson Les Paul — времена, ознаменованные и вошедшие в историю, когда на граффити 60-х Эрик был назван Богом.
  3. 1964 Gibson ES-335 TDC — наиболее ценный инструмент, по словам самого Клэптона, на которой он исполнил легендарнейшую версию Crossroad.
  4. Gibson SG , The Fool — была разукрашена творческой студией голландских художников в Лондоне. Их звали Симон Постума и Марейке Когер.
  5. Brownie – 1956 Fender Stratocaster — одна из любимейших гитар Эрика, используемая во времена Derek And The Dominoes.
  6. Fender Eric Clapton Stratocaster – продолжение Blackie: кленовыйгриф, с профилем V, 22 лада, с датчиками Fender LaceSensor и регулятором тембра Fender TBX.
  7. Martin 000-28EC – наиболее широко используемая гитара Эриком в 70-х годах. С этой фолковой гитарой была легка и пальцевая игра, и игра боем.
  8. Gibson Reverse Firebird I – ранняя «перевернутая» модель Клэптона. Выбор Эрика был обусловлен фендероподобным звуком. Ему не хотелось, чтобы его сравнивали с Хендриксом и он не появлялся на сцене со стратокостером.

В путевом листе моего персонального Magical Musical Tour 2013 (предыдущая часть: ), кроме всего прочего, значились концерты двух великих гитаристов Эрика Клэптона и Марка Нопфлера. Поводы для туров — 50-летие творческой деятельности Эрика и новый альбом Марка.

Эрик К л эптон
Кельн, Lanxess Arena , 15 июня

За несколько дней до отъезда в Кельн на Эрика Клэптона мне пришлось изрядно поволноваться. На официальном сайте появилась информация о том, что у Маэстро сильные боли в спине, он вынужден пройти курс лечения и поэтому отменяются два концерта европейского тура. И хотя в сообщении говорилось, что последующие шоу состоятся по расписанию, все же червячок сомнения не давал покоя, но, к счастью, все обошлось благополучно.

Нынешний тур — юбилейный. Он посвящен 50-летию, как у нас говорится, «творческой деятельности» артиста. И, действительно, в октябре 1963 18-летний музыкант присоединился к группе The Yardbirds, далее последовала работа с «крестным отцом британского блюза» Джоном Мэйоллом в его The Bluesbreakers, первая супергруппа Cream, еще одна суперкоманда Blind Faith, проекты Delanie & Bonnie & Friends, Derek & The Dominoes и, наконец, сольная карьера.

Традиционно на разогрев перед концертами Слоухэнд («Медленная рука», это прозвище Клэптон получил еще в 60-е, есть несколько «легенд» о его происхождении) приглашает своих друзей и коллег. На сей раз действо началось с отличного выступления достаточно именитого британского музыканта Энди Фейруэзера-Лоу и его группы The Lowriders. Те, кто знаком с потрясающей акустической версией «Layla» из знаменитого Eric Clapton Unplugged на MTV, должны помнить второго гитариста. Это и был Энди. Он угостил публику отличным миксом из классических блюзов, рокабилли и поп-рока.

Наконец, пришло время основного шоу. Забитый до отказа 18-тысячный зал Lanxess Arena замер. Корифей вышел на сцену с акустической гитарой, в «красной рубашоночке хорошенький такой» и, можно сказать, «поздоровался» со старыми друзьями, то бишь, публикой, композицией в кантри-духе «Hello Old Friend» из своего четвертого сольного альбома «No Reason To Cry» (1976).

Вполне естественно, что концерт был построен как своеобразный экскурс в историю, однако без какой-либо хронологической последовательности. Клэптон и его прекрасная команда продемонстрировали свою многогранность и способность погрузиться без остатка в самые разные музыкальные стили. Зажигательный фанк времен Derek and The Dominos «Tell The Truth» и «Got to Get Better For A Little While», классика блюза — «Drifting Blues, «Little Queen of Spades», «Love in Vain» и, конечно подборка клэптоновских «нетленок» — «I Shot The Sheriff», «Lay Down Sally», «Crossroads», «Wonderful Tonight», «Layla»(в акустической версии) и венчавший основную часть шоу «Cocaine». А бисовка началась со знакомого с детства риффа культовой «кримовской» «Sunshine of Your Love», тут уже эмоции публики достигли апогея.

Впечатления о концерте будут далеко не полными, если не отпустить комплиментов блестящим музыкантам из нынешней тур-команде Эрика. И, справедливости ради, заметим, что Мастер дал возможность высказаться каждому из них. Особенно запомнились потрясающее соло Криса Стейнтона на клавишах в «Little Queen of Spades», проникающие глубоко внутрь звуки педальной стил-гитары Грега Лейша, замечательный вокал Пола Каррака (игравшего, кроме того, на «Хаммонде») в старинном джазовом стандарте «Come Rain or Come Shine» (который Эрик в свое время записал на совместном диске с Би Би Кингом) и финальном номере «High Time We Went» (при исполнении которого к бэнду Клэптона присоединился Фейруэзер-Лоу).

От концерта, кроме всенепременной туровской футболки, у меня остался еще один великолепный сувенир — турбук, в котором перечислены абсолютно все публичные выступления Клэптона за 50 лет. Книжка богато иллюстрирована фотографиями афиш, билетов, обложек альбомов и прочих memorabilia.

Несмотря на мастерство музыкантов и великолепный сетлист, все-таки моя меломанская душа была удовлетворена не до конца. Почему? Ответ на этот вопрос последует после рассказа о концерте другого гитарного бога — Марка Нопфлера, на котором я имел счастье присутствовать точно через неделю после Клэптона.

Марк Нопфлер
Будапешт, Laszlo Papp Arena , 22 июня

После того, как великая группа Dire Straits окончательно «почила в бозе» в 1995-ом, ее основатель, фронтмен и «творческий мотор» Марк Нопфлер не прекращал активной деятельности, занимаясь тем, что нравится ему самому — записывал сольные альбомы, сочинял музыку для кино, принимал участие в различных проектах с другими музыкантами. Выпустив не так давно новый двойной альбом «Privateering», 25 апреля стартовал его масштабный тур по странам Старого Света. Шутка ли сказать — 70 концертов за три с хвостиком месяца.

Моя встреча с искусством замечательного музыканта состоялась в будапештском спортивно-концертном зале имени великого боксера Ласло Паппа, хотя, как по мне, для выступления Марка больше подошла бы небольшая камерная аудитория, такая уж у него музыка. Но, идя навстречу пожеланиям многочисленных фанов, жаждущих услышать любимого исполнителя, менеджмент выбрал для тура большие арены и open-air площадки.

Кстати, Венгрия для Нопфлера — это страна его предков. Отец музыканта, еврей-архитектор бежал из нее перед самой Второй Мировой в Британию, где в 1949-ом и родился Марк. Но давайте вернемся в зал и, не теряя времени на разговоры о разогреве (поскольку его не было), еще раз погрузимся в чарующую атмосферу музыкальных рассказов Марка Нопфлера и насладимся его уникальным «пальцевым» гитарным стилем, как известно, он не пользуется медиаторами.

Загорается сценический свет и под ритмичные аплодисменты публики Марк с легендарным красным «Стратокастером» и восьмерка его музыкантов, как говорится, «с места в карьер» мощным залпом начинают с композиции «What It Is» из альбома «Shangri-La» (2004). Любопытно, что наибольшее количество песен из сетлиста нашего концерта (пять) были взяты именно из него, хотя, казалось бы, по этому показателю лидером должен был бы стать «титульный» альбом тура — «Privateering».

Зато вторым номером последовала бойкая и ритмичная композиция «Corned Beef City», как раз из «Privateering», в которой явственно прослеживаются «отголоски» эпохи Dire Straits. Ее сменила задумчивая «приблюзованная» «Cleaning My Gun» и, наконец, зазвучала та самая «пиратская» песня «Privateering» (в ее словах даже встречается традиционный клич рыцарей Веселого Роджера «Йо-хо-хо!»), давшая имя альбому и туру. Даже несмотря на новизну этого материала, припев хором подпевал весь зал.

Инструменталка «Father and Son» (из саундтрека к кинофильму «Cal») и деревенская фолковая зарисовка «Hill’s Farmer Blues» шли без перерыва и в результате получилась эдакая кельтская сюита с проникающим в душу соло Майка МакГолдрика на волынке. Кстати, даже трудно было посчитать, сколько разнообразных инструментов использовали музыканты на протяжении двух часов концерта.

А вот и первое «воспоминание» о Dire Straits. В руках Нопфлера — легендарная гитара со стальным резонатором и со сцены звучит старая как мир история о Ромео и Джульетте («Romeo and Juliet») из альбома «Making Movies» (1980). Публика, естественно, в восторге и, естественно, просит еще что-нибудь из «Стрэйтс», к примеру культовую «Sultans of Swing», которую команда исполняла в некоторых концертах тура. Но Марк неумолим и следует дальше по намеченному на этот вечер плану, затягивая длинную (несколько скучноватую на диске, но заигравшую новыми красками вживую) песню об американском боксере, чемпионе мира в тяжелом весе — «Song for Sonny Liston».

Суровую балладу о профессиональных бойцах сменяет прозрачная, как ручей и легкая, как дуновение ветерка, очаровательная музыкальная «виньетка» «Postcards From Paraguay», во время вступления к которой Марк представил свою команду. В композиции «Marbletown» скрипач Джон МакКаскер и басист Гленн Уорф, сорвав бурные овации публики, устроили настоящий музыкальный фейерверк. И, наконец, «Speedway At Nazareth», пропитанная духом американских хайвеев, привела нас к финальной композиции основной части концерта, которой стала эпическая 15-минутная поэма «Telegraph Road» из четвертого альбома «Dire Straits Love Over Gold» (1982).

Бисовку Нопфлер с командой открыли спокойной лирической «Our Shangri-La», а в качестве мощного заключительного аккорда прозвучал еще один незабываемый хит Dire Straits — «So Far Away». К сожалению, на этом все закончилось, но волшебные звуки гитары Нопфлера и его негромкий, но очень выразительный голос звучали у меня в голове еще долго-долго и очень не хотелось выходить из-под власти этой магии.

В заключение, еще пара слов о сувенирах. Для поклонников Нофплера, побывавших на концертах тура Privateering 2013, заготовлены уникальнейшие «штучки». На специальном сайте markknopfler-live.com можно заказать флешки, выполненные в виде легендарного красного «Стратокастера», заполненные mp3-шками с записями ВСЕХ концертов тура.

Свершилось — Эрик Клэптон написал свою откровенную автобиографию. Она вышла в свет 9 октября в Великобритании. «Он Бог» утверждают поклонники музыканта, когда дело доходит до его виртуозного исполнения.

В автобиографии есть все, в том числе и волшебная любовь к жене Джорджа Харрисона — Патти Бойд. «Лайла»- один из самых знаменитых хитов Клэптона посвящен ей. Обнажая свою жизнь, с болью ветеран рока говорит, что не все в его жизни было правильно, а его отношения с женщинами, привели его к черным страницам в жизни. Книга рассказывает о его бабушке, его жене Мелии и двух его дочерях. Отсутствие матери и его попытки заменить ее другой женщиной. Эрик растет, думая, что его бабушка это его мать, а дед- отец. Он на самом деле появился на свет благодаря женщине, которую он считал своей сестрой. Этот хаос в его голове бросил тень на всю его дальнейшую жизнь и несмотря на свой большой талант, Эрик Клэптон ненавидел себя. Вот отрывок из автобиографии Эрика Клэптона.

Любовь к Лайле.

Лондон в 1967 году напоминал жужжание огромного улья. Пестрый коктейль составленный из моды, музыки, искусства и интеллекта. Я жил на Кингс-роуд и часто встречался с Джорджем Харрисоном. Иногда мы вместе играли и принимали наркотики. Так постепенно мы стали друзьями. Я считался лидером группы «Cream»,хотя это и продолжалось недолго. Впервые в жизни я подзаработал немного денег и решил купить себе дом. Я приобрел виллу в итальянском стиле возле Рипли, где прошло моё детство. Хертуд эдж стоила мне 30 тысяч фунтов, но она была окружена красивыми деревьями.

Джордж Харрисон и его жена модель Патти Бойд, жили в полчасе от меня. Часто мы бывали вместе. Я знакомился с девушками, но у меня не было к ним никакого интереса. Потом что-то случилось со мной и я сошел с ума Вероятно это произошло в результате похоти и зависти. Я влюбился в Патти. Я увидел ее в первый раз после концерта «Cream» и подумал, что она очень красива. Не потому как она выглядела, хотя она и была красавицей, которую я никогда не видел прежде. Это было нечто более глубокое, это скорее случилось благодаря её внутренней сущности. Я попал в плен. Я был убит горем. Или я должен был немедленно прекратить видеть ее и Джорджа, или раскрыть ей свои чувства. Патти принадлежала сильному человеку, у которого было все, о чем я мечтал. У Джорджа были автомобили, блистательная карьера и красивая женщина. Ощущение моё было таким же, как во время, когда я хотел иметь дорогие игрушки принадлежащие моему сводному брату.

В то время в моей жизни появилась еще одна интересная девушка — Элис Ормсби-Гоар. Ей было 16, мне же было 24. Элис была божественно красива, с большими глазами и загадочной улыбкой. В арабской одежде она выглядела как вышедшая из сказки. Она принадлежала к хиппи -аристократии, как мы называли богатых мальчиков и девочек, которые покидали свои дома и жили как цыгане. Ее отец был британским послом в Соединенных Штатах во время президентства Кеннеди. Я не знаю, что мне понравилось. Может быть, тот факт, что я не принадлежал к её общине, но после нескольких встреч она переехала жить ко мне. И безумие началось…

Я не был влюблен в Элис — мое сердце было с Патти. Я чувствовал угрызения совести, ведь Алиса была настолько мала и до меня она была девственницей. Секс играл незначительную роль в наших отношениях, но я надеялся, что в один прекрасный день наши отношения станут серьезными. Хотя бы для того, чтобы избавиться от зависимости к Патти. Я пытался с помощью Элис выбросить Патти из моей головы. В конечном счете, в моей постели побывало бесчисленное количество женщин. но Патти, с который я не имел никаких шансов быть когда-либо вместе, держала меня слишком крепко. Я была убит думая о том, что я никогда не смогу полюбить другую женщину. Чтобы быть ближе к своей любви, я начал дружить с ее сестрой, Паулой. В Ливерпуле мы с Джорджем играли вместе. Мне пришлось утешиться сестрой Патти — Поли.

Весной 1970 года Джордж позвонил мне и пришел ко мне в гости. За спиной Джорджа я флиртовал с его женой. Однажды ночью я ей позвонил и признался, что она является той, которую я хочу. Несмотря на ее протесты и то, что она состоит в браке и что наши отношения невозможны, она согласилась прийти и поговорить со мной. Разговор с бутылкой красного вина закончился поцелуем. В первый раз я почувствовал надежду. Тогда я узнал, что не все в их браке с Джорджем гладко. Я начал чаще посещать семью Харрисонов. В отсутствии Джорджа я мечтать побыть несколько минут наедине с Патти.

В то время героин впервые пришел в мою жизнь. Несколько недель спустя, случайно или нет, я попал с Патти на вечеринку. Дело дошло до того, что у меня не было пути назад. Вскоре после этого, я отправился к Джорджу и сказал ему: «Я люблю вашу жену» Наш разговор был абсурдным. Я думал, что ему больно. Вместо этого, он повернул ситуацию. Я думаю, он проводил испытание. Чем больше я преследовал свою любовь, тем больше мне становилось ясно, что она не оставит своего мужа. Ей были посвящены десятки моих песен, но «Layla» была чем то особенным. «Что вы делаете, когда вы остаетесь один?» Я надеялся, что он услышит весь альбом и считал, что этот мой крик о любви наконец отбросит ее от Джорджа. Ничего не помогало. Затем в январе я пригрозил ей тем, что если она не оставит Джорджа, я сяду на героин. Она грустно улыбнулась и я понял, что игра окончена. Это было начало потерянных четырех лет проведенных в депрессии и наркотиках.

Я полагал, что смогу остановиться в любой момент. Более года я смешивал героин с кокаином и пил и я был в порядке. Я начинал принимать наркотики раз в две недели и вот случилось, что я принимаю их уже каждый день. Я помню первые 24 часа, когда стал бросать. Каждый нерв и мышца в моем теле были окаменевшими. Умирающий. Худшее, что я чувствовал — это то, когда я был чистым, я чувствовал себя еще хуже. Алиса вернулась жить со мной и я потащил ее в весь этот кошмар. Никогда до этого со мной не происходило такого.

В те годы я не был на связи со своей семьей. Никаких телефонных звонков друзьям. Некоторые из них время от времени приходили в мой дом, но я задергивал шторы и ждал, чтобы они ушли. Я спал весь день и просыпался в конце дня. Я играл на гитаре в течение нескольких часов и записывал песни. Я тратил в неделю 1000 фунтов на героин (сейчас это 8000). Долго пытался скрыть это от своего менеджера, но продажи моих песен резко упали. Я принял болезненное решение бросить Алису. Единственное, что связано нас — это были наркотики. У меня с ней в то время почти не было половой жизни. Все мои мысли, хотя и в аду от наркотиков, были снова с Патти.

А пять лет назад, в 1965-м кто-то написал на стене «Клэптон это Бог»…

Если посмотреть историю, а точнее правде в лицо — видно, что за грехи Клэптона расплачивался не только он сам, но и другие…

Немного пояснений к этой истории

Всемирно известный к тому времени гитарист организовал фантом-группу. Почему он не хотел, чтобы люди узнали, что он находится в ее составе непонятно. Влюбившись в жену своего друга Харрисона, он не нашел ничего лучшего как сойтись с ней, переспав сначала с ее сестрой. Но жена не хочет покидать Харрисона и Клэптон посвящает ей пластинку своих любовных песен. Сперва диск ожидает полный провал, хуже того — с участниками этой истории начинает твориться какая-то мистика. Группа распадается и три ее участника становятся наркоманами, один вскоре умирает. Сошедший с ума барабанщик, зарезал ножом свою мать, другой участник группы разбивается на мотоцикле, бас гитарист, спустя год, проезжая то-же злосчастное место, также разбивается насмерть, ко всему прочему умирает и дедушка Клэптона. Сам Клэптон на четыре года становится невменяемым наркоманом, а злополучный любовный диск в свете всех этих событий становится знаменитейшим хитом. Жена Харрисона Патти оформляет развод и достается Клэптону, который слезши с героина становится алкоголиком и навсегда теряет Патти…

По влиянию на «белый» блюз с ним не сравнится ни один другой музыкант. С его именем связаны основные вехи в истории рока. Вот уже 50 лет Эрик Клэптон — суперзвезда, перед которой преклоняется мир музыки.

Фраза «Люди искусства питаются эмоциями страданий» тоже принадлежит этому знаменитому гитаристу и в разъяснениях не нуждается. Именно опыт болезненных переживаний постоянно давал ему импульс для взлета к творческим вершинам в музыке. В этой статье мы расскажем биографию Эрика Клэптона.

Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в доме бабушки и дедушки в английском графстве Суррей. Его матери Патриции Клэптон на тот момент было всего 16 лет. Отец мальчика Эдвард Фрайер, 24-летний канадский солдат, проходил службу в Великобритании, но еще до рождения Эрика вернулся к жене в Канаду. В сороковые годы незамужней 16-летней девушке было бы крайне трудно растить ребенка в одиночку, поэтому мать Патриции и ее отчим оформили опеку над внуком. Эрик долгое время оставался в неведении относительно обстоятельств своего появления на свет, считая бабушку и дедушку своими родителями, а мать — старшей сестрой. В детстве он был очень тихим и замкнутым. Впрочем, от учителей не укрылась его одаренность — и особо они отмечали художественные способности мальчика. Когда же на девятом году жизни ему суждено было узнать правду о своих настоящих родителях, Клэптон испытал шок. Он до сих пор называет это «глубоким потрясением». Эрик начал чуждаться родных, стал своенравным, прекратил усердно заниматься, несколько раз проваливался на экзаменах и переходил из школы в школу.

Однако способностей к творчеству он не утратил, более того — открыл для себя музыку, а именно — американский блюз. В 13 лет Клэптону подарили его первую гитару. Всю свою энергию он вложил в изучение музыки аутсайдеров, как и они, находя в ней отдушину. Интерес Клэптона к блюзу стремительно перерастал в основное занятие. Он легко узнает себя в текстах песен, которые звучат сурово и печально и говорят об одиночестве. Эрик пробует подражать им, тренируясь в игре на своей первой гитаре.

Несчастная любовь и пристрастие к наркотикам

Музыка занимает все больше места в его жизни. К 20 годам Клэптон уже известен как одаренный гитарист. Некоторое время спустя он без памяти влюбляется в жену своего лучшего друга, третьего вокалиста и соло-гитариста группы Битлз Джорджа Харрисона — Патти. Чтобы добиться взаимности, он шантажирует ее, заявляя: «Я приму сверхдозу героина, если ты не оставишь Джорджа ради меня ». Но на тот момент его чувство остается без ответа.

Клэптон читает историю «Лейла и Меджнун» персидского поэта Низами и отождествляет себя с Меджнуном, который любит Лейлу (Патти). Легенда вдохновляет его на запись двойного альбома «Layla and Other Assorted Love Songs», посвященного жене Харрисона. Сила чувств, выраженная в песнях, пугает Патти и она полностью прекращает общение с Клэптоном. Но зато этот блестящий альбом подарил миру одну из известнейших рок-песен о любви, которая так и называется: «Layla». В последующие годы чувства к Патти дадут повод для многих самых личных и проникновенных песен Клэптона.

Безответное чувство ознаменовало начало периода сильнейшей наркотической зависимости. Клэптон принимает кокаин и героин, организм требует всё больших доз лучшего качества, что чуть не приводит к разорению музыканта: еженедельно он потребляет героина на 18 тысяч долларов (!). И только благодаря близкому другу Питу Таунсенду и лечению электроакупунктурой ему удается вырваться из наркотического дурмана. На тот момент многие критики уже списали Клэптона-музыканта со счетов. Однако в апреле 1974 года он предстает перед мировой прессой выздоровевшим, посвежевшим и коротко подстриженным, чтобы объявить о своем возвращении и начале сольной карьеры. Однако физически Клэптону еще было не под силу справиться с навалившимся грузом работы и трудностями гастрольной жизни. На смену героину приходит алкоголь. К его удивлению, Патти приезжает в США, чтобы сопровождать его в турне.

Как-то раз Эрик проигрывает в бильярд значительную сумму своему новому гастрольному менеджеру Роджеру Форрестеру. Но Эрик не хочет выплачивать долг и заключает пари, что Форрестеру не удастся до следующего вторника заставить прессу говорить о нем. Форрестер звонит в редакцию «Дейли мейл» и заявляет, что Эрик и Патти намерены пожениться в США. Вначале Клэптон впадает в ярость, но, получая все больше поздравлений, входит во вкус этой авантюры. Он звонит Патти и просит ее стать его женой. Поколебавшись, она соглашается. Однако из-за алкоголизма Клэптона и его фанатичной увлеченности работой их последующую семейную жизнь никак нельзя назвать гармоничной.

«Лейла и Меджнун»: без надежды на будущее

Трения в отношениях между Эриком и Патти возникают постоянно — еще и потому, что их брак остается бездетным. Во время записи пластинки на острове Монтсеррат Клэптон заводит мимолетную интрижку, результатом которой становится рождение в 1985 году его первой дочери Рут. Этот факт не получает огласки и мать девочки в дальнейшем воспитывает ее одна.

В том же 1985 году, осенью, происходит поворотное событие в жизни Клэптона: на вечеринке он знакомится с итальянкой Лори дель Санто. Эта связь и повторное расставание с Патти дают ему достаточно материала для новой пластинки. Песни «Miss you», «Tearing us apart» и «Hold on» обращены к Патти. Но когда 21 августа 1986 года они с Лори становятся родителями мальчика, который появляется на свет в присутствии отца, альбом по желанию Клэптона получает новое название — «August», в честь месяца рождения малыша. Патти очень страдает, а для Эрика рождение сына означает конец романтической истории «Лейлы и Меджнуна».

Самый тяжкий удар судьбы

Эрик хотел стать для своего сына Конора таким отцом, какого он сам никогда не имел. Но судьба отняла у него этот шанс. Не дожив даже до 5 лет, единственный сын Эрика Клэптона погибает 20 марта 1991 года в результате трагической случайности, выпав из открытого окна квартиры своей матери Лори дель Санто, расположенной на 53-м этаже нью-йоркского небоскреба. Это становится, несомненно, глубочайшим потрясением в жизни музыканта. Последующие недели Эрик проводит, словно в трансе. Близкие опасаются, что он опять будет искать утешения в алкоголе. Но тех, кто уже изучил Клэптона, не удивит, что после периода жесточайшей депрессии он найдет отдушину в творчестве, выплеснув свои чувства и покорив очередную музыкальную вершину. Эрик сочиняет множество проникновенных, печальных песен о своем сыне, используя только акустические инструменты, чтобы подчеркнуть чистоту голосов. «Tears in heaven» становится одним из его величайших хитов.

Эрик Клэптон — один из лучших примеров того, насколько тесно гениальные свершения связаны с ударами судьбы. Для него музыка всегда была возможностью излить душу, пропустив через себя страдание. Его жизнь и перенесенные несчастья подарили миру прекраснейшие музыкальные произведения. Упрочив свое положение колоссальным коммерческим успехом пластинки «Unplugged», Клэптон воплощает давнюю мечту и выпускает блюзовый трибьют-альбом «From the Cradle» как дань уважения музыкантам, которые служили ему примером.

Лучший документальный фильм о концертах Эрика Клэптона и блюзе в его творчестве под названием «Nothing but the Blues», снятый Мартином Скорсезе, зрители, к сожалению, не увидели до сих пор.

Блюз или поп: раскол в сердцах

Когда Клэптон начинает работать с новым продюсером Саймоном Клайми, это вызывает далеко не однозначную реакцию среди ценителей его музыки. Песни альбома «TDF — Retail Therapy» получают почетное право сопровождать показы моды Джорджо Армани, но при этом имя Клэптона на компакт-диске не упоминается вообще. Кстати, именно на одном из шоу Армани Эрик знакомится со своей нынешней женой американкой Мелией Макинери.

Вышедший в марте 1998 года «Pilgrim» Клэптона получает «Грэмми» как лучший поп-альбом года. Основными темами этой LP-пластинки вновь стали потеря сына (сингл «Circus») и поиски отца («Му fathers eyes»), которого он не знал. Альбом дает начало принципиально новому музыкальному направлению в творчестве Клэптона.

Отшлифованный звук с избытком ударных и басов идея Саймона Клайми — в будущем расколет поклонников Клэптона на два лагеря. В том же году Клэптон открывает свой Crossroad Center, клинику для пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью. 2000-й год возвращает Эрика к блюзу: вместе с одним из своих кумиров, Би Би Кингом, он записывает диск «Riding with the King».

В 2001 году следует новый студийный альбом «Reptile», в музыкальном плане продолжающий «Pilgrim»; Клэптон посвятил его своему умершему дяде. В конце 2002 года музыкант выпускает концертный альбом «One more car, one more rider». Блюзовый диск «Me & Mr. Johnson» 2003 года становится данью памяти одному из величайших предшественников Эрика Клэптона — легендарному певцу Роберту Джонсону.

В конце 2004 года вниманию публики предложены записи репетиций к альбому «Session for Robert J.». На DVD можно увидеть и услышать компанию, которая в непринужденной атмосфере с удовольствием и энтузиазмом устраивает праздник блюза.

Осенью 2004 года начинают ходить упорные слухи, что CREAM намерены вновь собраться для выступления в Альберт-холле. В мае 2005 года это становится явью: спустя 37 лет CREAM воссоединились на том самом месте, где в 1968 году прошел их прощальный концерт, — в знаменитом зале Альберт-холл — и дали четыре впечатляющих концерта. Ошеломительный успех — повод для еще трех дополнительных выступлений в октябре в Медисон-сквер-гарден.

Возвращение домой

За это время в личной жизни Клэптона многое изменилось. С новой спутницей жизни, в брак с которой он вступил 1 января 2002 года по случаю крещения своей дочери Джули Роуз, родившейся 15 июня 2001 года, Эрик Клэптон наконец обрел постоянную семейную гавань, где он счастлив и черпает новые силы. 14 января 2003 года появляется на свет его вторая дочь Элла Мэй. 1 февраля 2005 года, с рождением третьей дочери Софи, семейное счастье становится еще полнее. Последние, более спокойные студийные работы, такие как «Back Ноте», «Clapton» или «Old Sock», замыкают цикл альбомов, начатый в 1989 году с пластинки «Journeyman». Гордый и моложавый папаша с большим чувством знакомит нас с радостями и заботами отцовства и своими юношескими воспоминаниями. Эрик Клэптон счастлив и чувствует себя в кругу семьи действительно дома. Он наконец нашел то, чего лишился когда-то с потерей любимой приемной матери Розы и о чем так долго тосковал. Для нас, любителей его творчества, это обстоятельство, собственно, самое важное, потому что настоящие поклонники музыканта знают: Эрик Клэптон был и остается выдающимся мастером живого звука, и он вновь убедительно доказал это на фестивале Baloise Sessions в Базеле.

Дискография

Сольная карьера

  • Eric Clapton
  • Eric Clapton’s Rainbow Concert (концертный)
  • 461 Ocean Boulevard
  • (концертный)
  • No Reason to Cry
  • Slowhand
  • Backless
  • Just One Night (концертный)
  • Another Ticket
  • Money and Cigarettes
  • Behind The Sun
  • August
  • Journeyman
  • 24 Nights (концертный)
  • Unplugged (концертный)
  • From the Cradle
  • Pilgrim
  • Riding with the King (с Би Би Кингом)
  • Reptile
  • One More Car, One More Rider (концертный)
  • Me and Mr. Johnson (включает бонус-диск Sessions for Robert J )
  • Back Home
  • The Road to Escondido (с Дж. Дж. Кейлом)
  • Clapton
  • Old Sock
  • The Breeze: An Appreciation of JJ Cale
  • I Stiil Do

В составе групп

The Yardbirds
  • 1964 — Five Live Yardbirds (концертный)
  • 1965 — For Your Love
  • 1965 — Having a Rave Up (сборник)
  • 1965 — Sonny Boy Williamson and The Yardbirds (концертный)
  • 1971 — The Yardbirds Featuring Performances by: Jeff Beck, Eric Clapton, and Jimmy Page (сборник)
The Immediate All-Stars
  • 1968 — Blues Anytime Vol. 1 (сборник)
  • 1968 —