Порядок реализации указа президента 597 в. Указы

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высоко-квалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров; создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития; включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации; увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О МЕРОПРИЯТИЯХ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования , работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей , предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;

подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики;

б) в области совершенствования бюджетной, налоговой политики , повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок :

подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий определение механизма использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

реализовать до 1 ноября 2012 г. мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности;

представить в установленном порядке до 1 июня 2012 г. доклад о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров (выполнение работ , оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей, включая формирование начальной цены контрактов;

обеспечить до конца декабря 2012 г. реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок;

в) в области приватизации и совершенствования управления государственным имуществом:

внести до 1 ноября 2012 г. изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2годы и утвердить прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2годы, предусмотрев завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса;

обеспечить до 1 ноября 2012 г. внесение в нормативные правовые акты изменений, направленных на ограничение приобретения компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 процентами акций, государственными унитарными предприятиями , а также организациями, контролируемыми этими компаниями и предприятиями, акций и долей хозяйственных обществ;

обеспечить до 1 декабря 2012 г. разработку и реализацию компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 процентами акций, программ отчуждения непрофильных активов;

обеспечить до 1 марта 2013 г. проведение анализа эффективности работы "консолидированных" государством компаний, включая открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация", открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация" и Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", в целях подготовки предложений по совершенствованию их управления, обеспечения согласованности стратегий их развития с государственными программами развития соответствующих секторов экономики, завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков авиационной, судостроительной, информационно-коммуникационной и космической техники;

г) в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности :

обеспечить до 1 декабря 2012 г. создание механизма привлечения иностранных организаций, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения;

обеспечить до 1 декабря 2012 г. внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования, в том числе путем уточнения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам;

представить в установленном порядке до 1 октября 2012 г. предложения, направленные на обеспечение реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений;

д) в области модернизации и инновационного развития экономики:

рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества;

установить обязательный для федеральных органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки указанных проектов;

установить сроки проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, включая публичные консультации и подготовку заключений, достаточные для обеспечения полноты и объективности такой оценки;

обеспечить развитие на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации - с 2014 года, органов местного самоуправления - с 2015 года;

представить в установленном порядке предложения по проведению оценки регулирующего воздействия подготовленных к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении законопроектов, регулирующих отношения в области предпринимательской и инвестиционной деятельности , в предусмотренные для проведения такой оценки сроки;

е) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", предусмотрев при этом:

подготовку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг, в части, касающейся исключения норм, препятствующих предоставлению таких услуг по принципу "одного окна", - до 1 июля 2013 г.;

организацию поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" - до 1 января 2015 г.;

ж) до 1 января 2013 г. обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами, включая страхование ответственности;

з) до 1 сентября 2012 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий расширение перечня выборных муниципальных должностей;

и) до 1 января 2013 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий , эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления; унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности , осуществляющих оказание услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований ;

применение результатов указанной оценки в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей;

к) до 1 сентября 2012 г. обеспечить введение административного наказания в виде дисквалификации за грубое или неоднократное нарушение государственными и муниципальными служащими стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также за грубое нарушение ими порядка проведения проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно-надзорных функций;

л) до 1 сентября 2012 г. представить в установленном порядке предложения по разработке новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти Российской Федерации, предусматривающие:

отказ от формирования таких советов органами государственной власти Российской Федерации самостоятельно и обязательное участие общественных палат в их формировании;

обязательное участие в деятельности общественных советов независимых от органов государственной власти Российской Федерации экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций;

м) до 1 сентября 2012 г. определить состав нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти;

н) до 1 октября 2012 г. представить в установленном порядке предложения по расширению участия граждан и организаций в формировании стандартов предоставления государственных услуг и контроле за их исполнением;

о) в рамках реформирования и развития государственной гражданской службы :

предусмотреть возможность участия на паритетных началах представителей общественных советов при органах государственной власти Российской Федерации в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий этих органов - до 1 сентября 2012 г.;

представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих, позволяющие учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать их антикоррупционное поведение, - до 1 декабря 2012 г.;

организовать повышение квалификации государственных гражданских служащих, принимающих участие в предоставлении государственных услуг, - до 1 февраля 2013 г.;

п) до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения, предусматривающие введение нового порядка выдвижения кандидатов на замещение должностей Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, формирования списка членов Общественной палаты Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации;

р) до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие:

создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, включая проведение дистанционных экзаменов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий и формирование единой базы вакансий ;

расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы;

формирование кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и их активное практическое использование;

формирование перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы на основе компетентностного подхода - в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций, а также от принадлежности к определенным профессиональным группам;

расширение использования механизма ротации применительно к государственным гражданским служащим, замещающим должности большинства категорий и групп должностей государственной гражданской службы (каждые 3 - 6 лет);

развитие института наставничества на государственной гражданской службе;

установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы;

применение системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих с использованием ключевых показателей эффективности и общественной оценки их деятельности, в том числе на базе социальных сетей и с учетом мнения сетевых сообществ;

совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы;

введение на государственной гражданской службе системы профессионально-функциональных групп, предусмотрев классификацию должностей государственной гражданской службы с учетом особенностей деятельности государственных органов, отражающих отраслевую структуру государственного управления;

по корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях , замещение которых связано с коррупционными рисками;

по установлению дополнительных требований о раскрытии лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иной информации, позволяющей оценивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений в отношении федеральных государственных служащих, замещающих данные должности, в том числе после увольнения с государственной службы;

по внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками;

т) до 1 сентября 2012 г. принять меры по повышению доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечив внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства;

у) до 1 января 2013 г. представить в установленном порядке предложения, направленные на совершенствование системы размещения судебных решений с использованием сети Интернет и обеспечение доступа к этим решениям;

обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства , в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов;

разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями;

подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства;

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 N 1556-р утвержден перечень мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

д) до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

е) до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда;

ж) до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

в Управлении культуры МО город Алапаевск и учреждениях, подведомственных Управлению культуры МО город Алапаевск».

1.Основание для проведения контрольных мероприятий : п.8 Плана работы Контрольного органа МО город Алапаевск на 2015 год, распоряжение председателя Контрольного органа МО город Алапаевск от 08.10.2015 № 34.

2 .Предмет контрольного мероприятия : средства местного и областного бюджетов, выделенные Управлению культуры МО город Алапаевск на реализацию Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597.

3 .Объекты контрольного мероприятия: Управление культуры МО город Алапаевск - орган местного самоуправления, уполномоченным в сфере культуры (далее по тексту – Управление культуры), и 10 подведомственных учреждений исполняющих План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Свердловской области».

4 . Проверяемый период деятельности : 2013 - 2014 годы

5. Срок проведения контрольного мероприятия на объектах: с 12.10.2015 по 20.11.2015 года.

6. Объем средств, охваченный проверкой - 90634,62 тыс.руб.:

2013 год - 40 138,09 тыс.руб.,

в том числе средства: областного бюджета – 11 593 тыс. руб.,

местного бюджета – 27 419,90 тыс.руб.,

от приносящей доход деятельности – 1125,19 тыс.руб.

2014 год – 50 496,53 тыс.руб.,

в том числе средства: местного бюджета – 49 303, 5 тыс.руб., от приносящей доход деятельности –1 193, 03 тыс.рублей.

Выводы:

  1. В МО город Алапаевск разработан и утвержден План мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Свердловской области» в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Кадровый потенциал работников учреждений культуры не развивается:квалификация работников не соответствует квалификационным требованиям: из 39 проверенных работников у 18 (или 46%) отсутствует образование, 23 (или 59%) работника учреждений не повышали квалификацию.уровень профессиональной компетентности и соответствие занимаемой должности не подтверждены у 29 (или 79 %) работников - не проходили аттестацию.
  3. в учреждениях культуры не разработаны показатели эффективности деятельности труда работников и не заключались дополнительные соглашения к трудовым договорам, в связи с введением «эффективного контракта».
  4. Показатели эффективности деятельности учреждений культуры Управлением культуры вместо 2013 года, разработаны в 2014 году. В проверяемом периоде Управление культуры не проводило оценку эффективности деятельности учреждений культуры и реорганизацию неэффективных учреждений культуры:
  5. Директорами МБУК ДК(ЦНТ), ДК п.Зыряновский, МБУК «Музейный комплекс» не разработан план мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения.
  6. МБУК ЦБС «план мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения» разработан и утвержден, но исполнен не в полном объеме.
  7. в нарушение Положения № 126 «О коллективе любительского художественного творчества культурно-досугового учреждения» в учреждениях не соблюдены нормативы создания и деятельности клубных формирований.
  8. В нарушение положения «О системе оплаты труда» израсходованы средства местного и областного бюджетов в сумме 27835,39 тыс.рублей, в том числе: -В отсутствии показателей и без проведения оценки эффективности труда работников начислены и выплачены стимулирующие выплаты по всем учреждениям культуры за 2013 - 2014 год в сумме 27299,58 тыс.рублей. - в ДК п.Зыряновский излишне начислена и выплачена заработная плата и стимулирующая надбавка за стаж работы в сумме 266,15 тыс.рублей. - излишне начислен и выплачен повышающий коэффициент к окладу за категорию в МБУК «Музейный комплекс» в сумме 3,4 тыс.рублей., в МБУК ДК(ЦНТ) в сумме 239,56 тыс.рублей .
  9. в нарушение ст.147 Трудового кодекса РФ в МБУК ЦБС установлена и выплачена компенсационная выплата за дезинфекцию в сумме 26,70 тыс .рублей .Рабочей группой Управления культуры по оценке результатов реализации «дорожной карты» не осуществлялся мониторинг по реализации мероприятий и достижению целевых показателей, предусмотренных «дорожной картой»
  10. Средняя заработная плата работников учреждений выше средней заработной платы в Свердловской области, однако контрольные и целевые показатели «дорожной карты» не достигнуты:
  11. не соблюдена предельная доля расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала учреждений культуры. -не внесены в локальные акты учреждений культуры изменения, предусматривающие размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда работников. -средства от приносящей доход деятельности для повышения оплаты труда в 2014 году привлечены в меньшем объеме, чем запланировано в «дорожной карте».
  12. В нарушение ст.160.2-1 Бюджетного кодекса РФ Управление культуры - главный распорядитель бюджетных средств не осуществлял внутренний финансовый контроль.

Предложения:

Начальнику Управления культуры:

1.Принять предусмотренные законом меры по устранению выявленных проверкой нарушений, а так же причин, обуславливающих их возникновение.

2.Проводить оценку эффективности деятельности и реорганизацию неэффективных учреждений культуры.

3.Осуществлять внутренний финансовый контроль.

4.Осуществлять мониторинг по реализации мероприятий и достижению целевых показателей предусмотренных «дорожной картой».

5.Расходовать средства местного и областного бюджетов, для достижения контрольных и целевых показателей «дорожной карты».

Директорам ДК п.Зыряновский, МБУК ДК (ЦНТ), МБУК «Музейный комплекс», МБУК ЦБС:

1.Соблюдать требования к квалификации работников учреждения в соответствии квалификационным справочником №251н.

2.Внести в локальные акты учреждения изменения, предусматривающие, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом разрабатываемых показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

3.Заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками учреждений, в связи с введением «эффективного контракта».

4.Разработать и утвердить план мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения.

5.Осуществлять деятельность клубных формирований в соответствии с Положением о коллективе любительского художественного творчества культурно-досугового учреждения Свердловской области (утверждено приказом Министерства культуры Свердловской области от 12.10.2006 №126).

6.Оптимизировать расходы на административно-управленческий и вспомогательный персонал.

7. Название должностей и количество штатных единиц, утвержденных в штатном расписании учреждения, должно быть подтверждено нормативными документами.

8.Регулярно проводить аттестацию, для подтверждения уровня профессиональной компетентности и соответствия работников учреждения занимаемой должности.

9.Расходовать средства местного и областного бюджетов, для достижения контрольных и целевых показателей «дорожной карты».

Главе МО город Алапаевск:

1.Принять предусмотренные законом меры по выявленным проверкой нарушениям.

Документ по состоянию на август 2014 г.


Министерство культуры Российской Федерации направляет Методические рекомендации по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р, для учета при подготовке и утверждении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт").


Вр.и.о. Министра
Г.П.ИВЛИЕВ


Анализ ситуации

В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными. Один из самых болезненных вопросов в отрасли - "старение" и снижение квалификации персонала, рост неадекватности их профессиональных знаний и умений потребностям сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, которые умели бы разрабатывать и успешно реализовать бизнес-планы учреждений, найти общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами.

Решить проблему острого дефицита профессиональных кадров можно только путем повышения престижности работы в сфере культуры, в том числе за счет роста заработной платы.

Впервые на решение этой задачи направлен Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ), в котором работники культуры, количество которых в бюджетном секторе составляет всего 568 тысяч (или 4,2% от общего числа работников бюджетной сферы), определены приоритетной категорией для повышения зарплаты в социальной сфере.

Несмотря на продолжающиеся кризисные явления в экономике, наметились регионы-лидеры, имеющие на 1 января 2013 года наивысшие параметры соотношения средней заработной платы в сфере культуры к средней по экономике региона, и при этом обеспечивающие наилучшую динамику роста заработной платы работников культуры в 2013 году. Это Сахалинская, Астраханская, Омская, Липецкая, Калининградская, Ивановская область, Камчатский край, Республики Бурятия и Дагестан. Позитивные результаты дают фактическую гарантию, что Указ в части поэтапного повышения заработной платы будет выполнен в данных регионах досрочно. Безусловным лидером является Тамбовская область, которая прогнозирует в декабре 2013 года выход на 100% соотношение зарплаты работников культуры к уровню заработной платы в целом по региону. В этой области педагоги художественных школ приравнены в заработной плате к педагогам общеобразовательных школ, учреждениям культуры выделяются гранты, молодым специалистам оказывается материальная поддержка. Тамбовская область - один из немногих регионов России, в котором культура выведена из социального блока и отдана в ведение заместителя Главы администрации области, отвечающего за внутреннюю политику. То есть культура рассматривается здесь как один из ключевых факторов устойчивой внутренней политики, стратегический ресурс развития региона в целом.

Вместе с тем по состоянию на 2012 год не выявлено ни одного субъекта Российской Федерации, в котором размер средней заработной платы работников учреждений культуры доведен или превышает размер средней заработной платы в соответствующем регионе. Средняя зарплата в учреждениях культуры субъектов за 2011 год составила 11149,1 рублей или 47,06% от средней зарплаты по экономике региона. При этом особенно сложная ситуация наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности.

Вызывает тревогу, что оптимизационные меры, призванные обеспечить наиболее эффективные пути развития учреждений культуры, сводятся к механическому сокращению не только штатной численности отдельных организаций, но и сокращению сетевых единиц.

По данным Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России численность культурно-досуговых учреждений, подведомственных Минкультуры России, сократилась с 2001 года по 2011 год на 20%, а количество специалистов в указанной сфере - на 50%. Дальнейшее сокращение числа учреждений культуры, особенно на муниципальном уровне, приведет к угрожающему ухудшению инфраструктурной обеспеченности и как следствие - качества жизни россиян. Не следует забывать, что приоритетной задачей Государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы определено повышение доступности и качества услуг в сфере культуры, а также рост уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры от 70 до 90% к 2020 году, который нельзя будет обеспечить за счет сокращения сети учреждений культуры.

При проведении любых структурных преобразований необходимо учитывать Социальные нормативы и нормы , одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 923-р, которые в ряде регионов Российской Федерации уже на данный момент далеки от нормативных. Необходимо также учитывать и нормы Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (подпункт "и" пункта 2) , которые содержат такой показатель как "Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности (процентов): клубами и учреждениями клубного типа; библиотеками; парками культуры и отдыха".

Именно поэтому крайне нежелательным представляется дальнейшее сокращение сетевых единиц с целью высвобождения финансовых ресурсов и в первую очередь в сельской местности и малых городах. Необходим взвешенный и продуманный подход, учитывающий необходимость сохранения доступности культурных благ для всех слоев населения. Учитывая социально ориентированную специфику деятельности учреждений культуры при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, клубные учреждения и музеи. Естественно, что при этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей.

Планы по привлечению внебюджетных средств как ресурса повышения заработной платы работников культуры должны рассматриваться индивидуально для каждого учреждения.

Учитывая, что одним из важных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607, является удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания), главы местных администраций, выделяя субсидии на содержание учреждений культуры, требуют постоянного наращивания числа бесплатных мероприятий, выполняя обязательства по обеспечению доступности культурных благ и повышая тем самым свой общественный рейтинг. Кроме того, необходимо учитывать, что именно культурно-досуговые учреждения, муниципальные библиотеки и музеи ориентированы на работу с социально незащищенными слоями населения низкой платежеспособности. Таким образом, в силу вышеназванных причин невозможно повышение заработной платы за счет привлеченных средств для таких учреждений.

Адресная финансовая помощь (субсидиарная) со стороны органов исполнительной власти регионального уровня учреждениям культуры, находящимся в муниципальных образованиях, пересмотр статей расходов бюджета субъектов Российской Федерации;

Нормативное закрепление за руководителем учреждения культуры (с согласия учредителя) права распоряжаться размерами фонда заработной платы в рамках бюджетной субсидии;

Учреждение региональных грантов на реализацию творческих проектов. Причем приоритетом при распределении средств в рамках такой грантовой поддержки должны пользоваться именно проекты муниципальных учреждений культуры.

Меры, обеспечивающие достижение целевых показателей развития сферы культуры

Культурно-досуговые учреждения

Целевой показатель "увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий", включенный в дорожную карту, напрямую связан с увеличением количества и качеством проводимых мероприятий. В данном показателе учитываются как платные мероприятия, так и мероприятия, проводимые на бесплатной основе (экспертная оценка). Одновременно при расчете учитываются как непосредственные участники мероприятий (творческие коллективы, солисты и др.), так и зрители.

Учитывая возрастающие требования к эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений важно сохранить в каждом субъекте Российской Федерации единый координационно-методический центр - региональный дом (центр) народного творчества. В рамках проводящейся оптимизации в ряде регионов произошло объединение домов (центров) народного творчества с Дворцами культуры, при этом деятельность Д(Ц)НТ была признана основной (что нашло отражение и в названиях новых учреждений, например - Свердловский областной Дворец народного творчества, Томский областной Дворец народного творчества "Авангард", Удмуртский республиканский Дом народного творчества - Дом молодежи, Ульяновский областной Центр народной культуры, Пермский краевой Дом народного творчества (оба последних учреждения носят также названия дворцов культуры "Губернаторский"), Ивановский областной координационно-методический Центр культуры и творчества, Ростовский областной Дом народного творчества и ряд других), достигнуто эффективное сочетание системной работы по методическому обеспечению сети муниципальных клубных учреждений с активизацией организационно-творческих и учебно-методических акций за счет появления собственной концертной площадки и укрепления таким образом материально-технической базы ОДНТ. Если функции Д(Ц)НТ начинают носить вспомогательный характер, сводятся к работе отдела внутри Дома (Дворца) культуры, это немедленно приводит к негативным результатам, ослаблению активной работы по методическому обеспечению деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях административной и бюджетной реформ, ликвидации работы по реализации Концепции Минкультуры России по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и в конечном счете снижению рейтинга региона в общероссийском культурном процессе.

С учетом анализа региональной практики Министерство культуры Российской Федерации обращает внимание на то, что результатом работы по оптимизации сети должно стать совершенствование условий доступности к культурным ценностям и благам, выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания.


Музеи и библиотеки

При проведении работ, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, следует иметь в виду, что данные учреждения в первую очередь обеспечивают гарантии конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и культурным ценностям по месту жительства.

Для поддержания качественного уровня обслуживания их деятельность должна обеспечиваться ресурсами (кадровыми, материально-техническими, финансовыми).

Основными факторами, влияющими на качество обслуживания и предоставления услуг, являются:

Условия размещения учреждений и их материально-техническое оснащение;

Состав фондов, его полнота и обновляемость;

Укомплектованность специалистами и их квалификация;

Наличие необходимых нормативных документов, обеспечивающих функционирование учреждений;

Информирование населения об учреждениях и их проектах, а также порядке и правилах предоставления ими услуг населению;

Физическая доступность учреждений.

Для обеспечения доступности услуг режим работы музеев и библиотек, в том числе в выходные дни, должен устанавливаться для каждого учреждения с учетом потребностей населения.

Учреждения и их структурные подразделения должны быть размещены в помещениях, обеспеченных всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, телефонной связью. Требования к размеру площадей обосновываются функциями и масштабами деятельности учреждений, а также количеством предметов, хранимых в фондах.

Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования услугами и работы в ней персонала, комфортность пребывания пользователей, а состояние помещений должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм, правил противопожарной безопасности, безопасности труда работников, быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг.

Каждое учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, аппаратурой, приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.

При рассмотрении вопроса об оптимизации учреждений следует:

Провести тщательный анализ ситуации, подготовку предложений, обсуждение их с участием представителей органов власти, сотрудников и посетителей музеев, общественности;

Принимать согласованные решения об основных направлениях и конкретных мероприятиях.

При оптимизации деятельности учреждений возможно применение следующих мер:

Сокращение вакантных должностей;

Реструктуризация (уменьшение числа подразделений, их укрупнение, упразднение непрофильных с передачей выполняемых функций в оставшиеся);

Перевод на аутсорсинг (в частности, технического обслуживания зданий, гардероб, уборку помещений и прилегающих территорий, юридического обслуживания и т.д.);

Сокращение некоторых должностей и ставок, в том числе управленческого и административного аппарата, снижение числа специалистов, занятых неполный рабочий день;

Пересмотр системы распределения средств, получаемых от приносящей доход деятельности, увеличение доли, направляемой на оплату труда и стимулирующие выплаты.

При осуществлении оптимизационных мер с целью повышения заработной платы представляется важным изыскание дополнительных средств учредителями.

При проведении работ по оптимизации и повышению эффективности деятельности учреждений должны учитываться нормативные правовые и иные документы, определяющие основные параметры учреждений, критерии оценки эффективности и качества их деятельности, критерии эффективности и качества услуг, профессиональные стандарты, методические рекомендации по их применению.

Кроме того, информационно-библиотечное обслуживание может осуществляться стационарными библиотеками, нестационарными библиотечными пунктами, передвижными библиотеками (библиобусами, библиомобилями).

При рассмотрении вопроса об оптимизации библиотек и библиотечных систем (сетей) необходимо учитывать, что сокращение стационарных форм обслуживания влечет за собой необходимость обеспечения населения библиотечными услугами через нестационарные, в том числе передвижные формы (библиобусы, библиомобили).

Кроме того, анализ ситуации показывает, что тенденция по объединению сельских библиотек и клубных учреждений сокращает объемные показатели деятельности по библиотечному обслуживанию, превращая библиотеку вместо современного информационного центра в хранилище устаревающих фондов, которые не отражаются в соответствующих формах статистического наблюдения. При слиянии клубного и музейного учреждений выставочное пространство используется для проведения культурно-досуговых мероприятий, но музейные фонды остаются неучтенными, а хранительская и исследовательская функции исчезают.

Минкультуры России более 10 лет реализует проекты, направленные на улучшение качества информационно-библиотечного обслуживания населения.

Сводный электронный каталог библиотек России. Создается с целью формирования качественных библиографических записей для электронных каталогов, которые библиотеки могут заимствовать, а также для создания наиболее полного справочно-поискового ресурса для обслуживания пользователей. Содержит более 7 млн. записей. Информация представлена на сайте Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ по адресу: www.nilc.ru.

Национальная электронная библиотека. Полнотекстовые ресурсы федеральных библиотек. В совокупности содержит более 1,2 млн. полнотекстовых документов. На сайтах Российской государственной, Российской национальной и других федеральных библиотек представлены электронные копии изданий, на которые не распространяется действие авторского права. Тексты оцифрованных изданий, на которые распространяется действие авторского и иных смежных прав, предоставляются через систему виртуальных читальных залов Российской государственной библиотеки.

Мобильное библиотечное обслуживание. Библиомобили, оснащенные современными информационно-коммуникационными средствами и обладающие актуальными библиотечными фондами на всех видах носителей, являются хорошей альтернативой маломощным стационарным библиотекам.


Организации исполнительских искусств (театры, концертные организации и самостоятельные коллективы, цирки)

Повышение оплаты труда сотрудников государственных и муниципальных организаций исполнительских искусств должно происходить с учетом специфики творческой деятельности, оплаты творческого труда.

Уровень оплаты труда в организациях исполнительских искусств является одним из самых высоких в сфере культуры как на федеральном уровне, так и в целом по России. Это объясняется возможностью получения более высоких, чем в других организациях культуры, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Организации исполнительских искусств всегда были в большей степени ориентированы на платежеспособный спрос, нежели другие учреждения сферы культуры, их посещение всегда было частично платной услугой, и за последние годы театры и концертные организации научились работать в условиях рыночной экономики.

Однако следует иметь в виду, что возможности для увеличения доходов в этой сфере имеют свои границы - согласно общемировым тенденциям собственные доходы некоммерческих театров и концертных организаций составляют от 25 до 40% от общей суммы поступлений. При этом для того, чтобы обеспечить достойный уровень оплаты труда ведущим творческим деятелям, привлекать к реализации проектов известных дирижеров, режиссеров, художников, артистов, уровень оплаты труда в сфере исполнительских искусств должен быть конкурентоспособным по сравнению с кинематографом и шоу-бизнесом. В этой связи достижение уровня средней заработной платы по региону для этой категории не является достаточным.

Повышение оплаты труда должно происходить поэтапно, однако уже на первом этапе необходимо обеспечить существенное повышение оплаты труда художественного и артистического персонала, а также специалистов, непосредственно занятых в создании (исполнении) спектаклей и программ.

Кроме того, необходимо обеспечить значительное повышение оплаты труда сотрудников художественно-постановочных частей и художественно-производственных мастерских. Эта категория работников в настоящее время является одной из самых низкооплачиваемых, в то же время в современных условиях, когда театральная сценография и оборудование становится все сложнее и технологичнее, уровень квалификации специалистов художественно-постановочной части напрямую влияет на качество выпускаемого художественного продукта.

В сфере театрально-концертной деятельности повышение заработной платы возможно также за счет расширения практики заключения срочных трудовых договоров и внедрения системы периодических конкурсов для творческих сотрудников. Использование данной практики соответствует специфике творческой деятельности в сфере исполнительских искусств.

Основным ресурсом для повышения оплаты труда в организациях исполнительских искусств должна стать активизация основной деятельности. При этом нельзя допустить механического увеличения числа мероприятий - требование с каждым годом представлять все больше спектаклей (концертов, программ) - особенно в небольших городах - не приведет к увеличению показателей деятельности, а в ряде случаев будет означать снижение посещаемости, что крайне нежелательно с точки зрения творческого развития. Вместе с тем по данным официальной статистики в настоящее время среднее число зрителей/слушателей на одном мероприятии составляет не более 220 человек, что объясняется не только значительным числом спектаклей/концертов на малых (камерных) сценах, но и невысокой заполняемостью основных (больших) залов. В этом смысле необходимо развивать различные формы адресной работы с аудиторией, формировать творческое предложение, интересное для нового поколения зрителей/слушателей.

При этом нельзя допустить, чтобы проблема посещаемости решалась путем облегчения и коммерциализации репертуара. Театры и концертные организации должны привлекать аудиторию на мероприятия, которые отражают их миссию. Для этого Минкультуры России рекомендует активно использовать разработанные для федеральных организаций показатели, характеризующие качество оказываемых государственных услуг (в соответствии с Ведомственным перечнем услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности, утвержденным Приказом от 15 декабря 2010 г. N 781).

Показатели (индикаторы), характеризующие эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры

Показателем динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры со средней заработной платой в регионе понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе формы "ЗП-культура" , утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 г. N 574.

Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом , предусматривающей повышение к 2018 г. средней заработной платы работников учреждений культуры до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Показатель определяется как отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры в субъекте Российской Федерации в отчетном году к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Обращаем внимание на то, что примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры (приведены в пункте 2 раздела IV "Дорожной карты") являются минимальными допустимыми, то есть приветствуется и большее повышение.

2) численность работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в 2013 - 2018 гг.

Объем потребности будет ежегодно уточняться с учетом данных о фактической численности и уровне средней заработной платы работников, определенных Указом , прогнозируемой средней заработной плате по субъекту Российской Федерации и планируемых мероприятий по структурным преобразованиям, а также основных мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества представляемых услуг в сфере культуры, связанных с переходом на эффективный контракт.

1. Для возможного привлечения средств по достижению требуемого уровня повышения оплаты труда работников учреждений культуры, учитывая специфику отрасли и региона, рекомендуется провести следующие мероприятия:

Реорганизацию неэффективных учреждений в целях исключения дублирующих структур;

Оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;

Вывод непрофильных функций учреждения, в том числе младший обслуживающий персонал на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией;

Сокращение избыточного административно-управленческого и вспомогательного персонала, доведение предельной доли оплаты их труда в фонде оплаты труда учреждения культуры не более 40%.

Перед проведением мероприятий по возможной реорганизации неэффективных учреждений с учетом специфики отрасли и региона следует провести тщательный анализ сети подведомственных учреждений для выявления неэффективных учреждений (с использованием показателей эффективности деятельности учреждения).

При этом особое внимание следует обратить в муниципальных образованиях на сельские культурно-досуговые учреждения с возможным сохранением действующих учреждений или проведением структурных преобразований в более крупные формы с целью сохранения культурно-просветительной деятельности на селе.

Для проведения оптимизации численности персонала необходимо провести следующее:

анализ структурных подразделений учреждения (положения об отделах) с целью выявления дублирующих структур и при необходимости их дальнейшего слияния;

анализ штатного расписания и должностных характеристик с целью конкретизации выполнения обязанностей каждым работником (с дальнейшим внесением в "эффективный контракт") и выявления необязательных повторяющихся обязанностей у нескольких работников для дальнейшего перераспределения нагрузки и оптимизации штатных единиц, выполняющих невостребованную дублирующую работу.

Проведение данных мероприятий даст возможность учреждению использовать высвободившуюся часть фонда оплаты труда на повышение оплаты труда работникам.

2. Следует предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений культуры с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям. При этом рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 15% работников учреждений культуры для увеличения притока кадров в учреждения, имеющих специальную подготовку, и повышения качества предоставляемых услуг.

Необходимо учесть, что в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений культуры в 2013 - 2014 гг. будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.

3. Актуализация квалификационных требований, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников создаст основу для использования принципов "эффективного контракта".

Отдельно должны быть предусмотрены мероприятия по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками государственных учреждений культуры в связи с введением "эффективного контракта" в 2013 - 2018 годах.

Рекомендуется учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение "эффективного контракта" подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не должны допускать двойного толкования.

4. Совершенствование системы оплаты труда предусматривает создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений, в который входят следующие мероприятия:

По приведению трудовых договоров руководителей учреждений культуры в соответствии с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения;

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждан, претендующих на замещение должности руководителя государственного учреждения культуры, а также граждан, замещающих указанные должности, проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения культуры, а также гражданами, замещающими указанные должности;

Установление предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.

Соответствующие мероприятия направлены на реализацию норм статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Повышение эффективности и качества представляемых услуг в сфере культуры, связанных с переходом на эффективный контракт, предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов.

К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

5. В целях реализации мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных в государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы и "дорожной карте", Минкультуры России с 2013 года один раз в квартал будет осуществлять мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с целью выполнения мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", осуществляют ее информационное сопровождение:

Организацию проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах;

Публикации в средствах массовой информации;

Проведение семинаров и других мероприятий.

6. Условия предоставления бюджету субъекта Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 3 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 1 декабря 2012 г. N ДК-П16-206пр Министерство финансов Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключают Соглашение об условиях предоставления бюджету субъекта Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Дотация предоставляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" при условии соблюдения сторонами обязанностей.

Одним из условий, включенных в обязанности субъекта Российской Федерации, является утверждение по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению эффективности и качества услуг соответственно в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения, предусматривающих необходимые источники финансирования мероприятий и обеспечение их реализации.


Приложение

Форматы реализации государственной социальной политики в сфере библиотечного дела Белгородской области

(Извлечение)

Одной из ведущих целей социальной политики в регионе является повышение уровня доступности библиотечного обслуживания. В области наблюдается положительная тенденция по открытию новых общедоступных библиотек. За период 2011 - 2012 гг. открыто 3 муниципальные библиотеки. В 2011 году во вновь выстроенных ДК открыты 2 библиотеки в Губкинском городском округе: в селе Морозово с населением 749 чел. и в поселке Казацкая степь с количеством жителей 480. В 2012 году открыта 1 новая библиотека в Прохоровском районе в поселке Политотдельский с населением 359 человек.

распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 923-р "О социальных нормативах и нормах";

значениями показателей эффективности, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", а также в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

"Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения сельских учреждений культуры" (Приказ Минкультуры России от 20 февраля 2008 г. N 32);

Методическими рекомендациями по определению порядка формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам бюджетными учреждениями культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (письмо Минкультуры России от 23 марта 2010 г. N 25-01-39/01-АБ);

распоряжением Минкультуры России "Об утверждении номенклатуры государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации" от 18 сентября 2009 г. N Р-6;

Положением об учреждении клубного типа (письмо Минкультуры России от 22.09.2009 N 43-01-39/01);

Информация о реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 №№ 597-599, 602, 606.

ИНФОРМАЦИЯ
о реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

Сфера культуры Смоленской области представляет собой одно из направлений социальной сферы, включающая широкий спектр территориально разбросанных государственных (областных и муниципальных) учреждений, в составе которых трудятся более 5 тыс. человек.

Майские Указы Президента Российской Федерации охватывают самый широкий спектр вопросов в части культуры: от увеличения размеров и количества грантов и стипендий, предоставляемых деятелям культуры, творческим коллективам, развития передвижного фонда музеев, создания виртуальных музеев, оцифровки, разработки профессиональных стандартов, до увеличения заработных плат работникам учреждений культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ), определены категории работников, которым необходимо обеспечить к 2018 году увеличение средней заработной платы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа, средняя заработная плата работников учреждений культуры должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе.

В настоящее время в отрасли культуры наблюдается дефицит квалифицированных кадров, владеющих идеологией современной культуры, передовыми технологиями. Это связано со слабой социальной защищенностью и утратой социально-экономического престижа и привлекательности сферы в целом и отдельных профессий, слабым состоянием материально-технической базы учреждений культуры и их недостаточного финансирования, низкого уровня оплаты труда.

Решить проблему острого дефицита профессиональных кадров, повысить престижность и привлекательность профессий в сфере культуры повысить качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг позволит достойная оплата труда работников учреждений культуры.

В номинальном выражении средняя заработная плата работников учреждений культуры по отчету за 2012 год составила 8494 руб. в месяц, или 46,7 % от средней заработной платы в Смоленской области.

«Дорожной картой» сферы культуры (постановление Администрации Смоленской от 08.04.2013 № 237 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг сферы культуры Смоленской области (2013-2018 годы)» (далее - «дорожная карта») предусмотрены мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры Смоленской области с поэтапным повышением средней заработной платы.

В 2013 году прогнозный целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры составляет - 11 405 рублей, с ростом 34,3 % к 2012 году, соотношение 56,1 % к средней заработной плате в Смоленской области.

Начиная с 2013 года, в Смоленской области ведется работа по поэтапному повышению заработной платы работников культуры области.

На выплату заработной платы в 2013 году из бюджетов всех уровней направлено 861,2 млн. рублей, из внебюджетных источников - 58,1 млн. рублей.

В целях достижения установленных соотношений заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по субъекту были повышены фонды оплаты труда муниципальных учреждений культуры:

  • с 1 мая на 20 процентов;
  • с 1 сентября на 35 процентов (в том числе с увеличением базовых должностных окладов на 10 процентов).

С 01 октября путем индексации базовых окладов проведено повышение заработной платы работников областных учреждений культуры и младшего обслуживающего персонала муниципальных учреждений культуры на 5,5 процентов.

Одной из мер по совершенствованию оплаты труда работников является использование внутренних резервов каждого учреждения культуры. Основными мероприятиями для возможного привлечения средств по достижению установленного уровня оплаты труда работников сферы культуры Смоленской области являются:

  • оптимизация штатной численности учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей, конкретных работников;
  • сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала;
  • реорганизация неэффективных учреждений (филиалов, расположенных в сельской местности);
  • вывод низкооплачиваемых категорий работников на аутсорсинг.

За последние пять лет в сфере культуры неоднократно проводилась оптимизация численности персонала. Это результаты проведенной реорганизации по ликвидации неэффективных структур (филиалов), создание централизованных учреждений (библиотек и клубных систем), перераспределение функциональных обязанностей и нагрузки на персонал в разрезе должностей и конкретных работников.

В 2013 году кроме индексации фондов оплаты труда в отрасли проведены следующие мероприятия:

  1. Реорганизация библиотечной и клубной сети, в результате которой ликвидировано 47 неэффективных муниципальных (сельских филиалов) учреждений, в том числе: 20 библиотек и 27 учреждений культурно-досугового типа, в том числе объединены путем слияние 2 сельских домов культуры;
  2. Перевод младшего обслуживающего персонала учреждений культуры в отдельные учреждения проведен в 14 муниципальных образованиях Смоленской области. Из штата учреждений культуры 740 шт. единиц обслуживающего персонала переведены в отдельные (в том числе: вновь созданные) учреждения (центры обслуживания учреждений культуры), на договора гражданско-правового характера переведены 55 сотрудников учреждений;
  3. Проведено сокращение 90,5 вакантных штатных единиц и 16,55 штатных единиц внешних совместителей;
  4. В ряде учреждений проведен анализ и изменена структура штатных расписаний (пересмотрены должностные обязанности работников, исключены дублирующие функции отделов, в целях соответствия предельной доли административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда сокращена их избыточная численность);
  5. Пересмотрена система распределения средств от приносящей доход деятельности путем увеличения доли на оплату труда и стимулирующие выплаты в областных государственных учреждениях.

По данным статистической отчетности средняя заработная плата работников учреждений культуры за январь-декабрь 2013 года по Смоленской области составила - 11 419 рублей (56,0 %, при плане 56,1 % к средней по региону), из них:

  • в федеральных учреждениях - 18 375 руб. (90,1%);
  • в областных учреждениях - 12 663 руб. (62,1 %);
  • в муниципальных учреждениях - 10 405 руб. (51,0 %).

Следует отметить, что достижение показателя было ориентировано на прогнозный уровень средней заработной платы по региону - 20 329 рублей, при этом фактически сложившейся уровень составил 20 403 рублей.Поэтому при фиксированном значении целевого показателя необходимый уровень достигнут. Однако, в связи с ростом заработной платы работников бюджетной сферы автоматически возросла и средняя заработная плата по региону, поэтому значение целевого показателя недовыполнено на 0,1 %.

В 2014 году установленный прогнозный целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры составляет - 14 803 рублей, с ростом 29,8 % к 2013 году, соотношение 64,9 % к средней заработной плате в Смоленской области.

При формировании бюджета на 2014 год, предусмотрены средства на повышение заработной платы с учетом прогноза изменения их численности и целевых показателей средней заработной платы по региону, поэтому п роведение оптимизационных мероприятий отрасли будет продолжено.

На сегодняшний день муниципальные образования Смоленской области направляют в Департамент предложения по оптимизации сети учреждений культуры в соответствии с социальными нормами и нормативами, исходя из наличия учреждений, охвата и спроса населения на предоставляемые услуги. Представленные данные будут проанализированы с целью принятия совместного решения по проведению оптимизационных мероприятий в установленные сроки.

Департаментом осуществляется ежемесячный мониторинг средней заработной платы по категориям работников в разрезе муниципальных районов области по видам учреждений культуры.

В целях устранения необоснованной дифференциации уровня оплаты труда руководителей и работников учреждений постановлением Администрации Смоленской области от 10.01.2013 № 1 «О мерах по поэтапному повышению заработной платы работников государственных учреждений культуры» установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений культуры в кратности от 1 до 8.

Департаментомподготовлен Проект постановления Администрации Смоленской области «О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 24.11.2008 № 636», в котором устанавливаются:

  • перечни должностей, профессий работников, относимых к основному, административно-управленческому персоналу;
  • предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда областных государственных учреждений культуры и искусства в размере не более 40 процентов;
  • предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения культуры и искусства и средней заработной платы работников учреждения культуры и искусства в кратности 5,5 за отчетный год.

Соотношения средней заработной платы руководителей областных (муниципальных) учреждений культуры и средней заработной платы работников в целом за 2013 год составили:

  • в областных учреждениях культуры - 5,2;
  • в муниципальных учреждениях культуры - 2,6.

Для совершенствования механизма стимулирования работников учреждений с учетом достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждений Департаментом приняты нормативно-правовые акты, утверждающие показатели эффективности деятельности государственных учреждений и их руководителей по видам учреждений, а так же разработаны методические рекомендации по стимулированию работников областных государственных учреждений культуры и искусства с учетом примерных критериев оценки эффективности труда. Вышеуказанные акты направлены областным учреждениям культуры для использования в работе. Методические рекомендации по стимулированию работников государственных учреждений культуры и искусства с учетом примерных критериев оценки эффективности труда были рекомендованы органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, уполномоченным на решение вопросов в сфере культуры, при организации деятельности муниципальных учреждений культуры. На сегодняшний день в 80 процентах учреждениях области приняты и используются в работе нормативные акты по установлению размеров стимулирующих выплат с учетом оценки эффективности труда работников.

В целях оценки результатов реализации «дорожной карты» в отрасли культуры Смоленской области приказом начальника Департамента создана и постоянно действует рабочая группа.

В сфере культуры осуществляют деятельность 2 образовательных учреждения: высшего профессионального образования (ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств») и среднего профессионального образования (ГОБУ СПО «Смоленское областное музыкальное училище им. М.И. Глинки (техникум)», педагогические работники которых обозначены в Указе № 597.

Уровень средней заработной платы в 2013 году составил:

  • педагогические работники среднего профессионального образования- 16 014 рублей (79,2 %, при плане 75 % от средней по региону);
  • педагогические работники среднего профессионального образования - 25 738 руб.(126,1 %, при плане 110% от средней по региону).

Предложения для включения в проект решения заседания Межведомственной комиссии:

  • Департаменту Смоленской области по культуре и туризму продолжить работу по достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом в 2014 году и совместно с областными государственными учреждениями продолжать работу по проведению мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников, включая мероприятия по оптимизации бюджетных расходов;
  • Администрациям муниципальных образований и органам управления культуры муниципальных образований Смоленской области обеспечить неукоснительное выполнение мероприятий по повышению заработной платы в муниципальных учреждениях культуры в соответствии с утвержденными на уровне муниципальных образований планами мероприятий («дорожными картами»). Продолжать работу по выполнению основных мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, ежемесячно контролировать и осуществлять мониторинг уровня средней заработной платы в учреждениях культуры;
  • учреждениям культуры обеспечить привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников с последующим их направлением на оплату труда работникам.