Муниципальное право россии. Муниципальное право россии Система муниципального права включает в себя совокупность

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирую-щих однородные правоотношения.

В. И. Фадеев определяет систему муниципального права как «объ-единение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые ин-ституты, расположенные в определенной последовательности в зависи-мости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений».

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение Общей и Особенной частей. По этому пути идет большинст-во ученых, специалистов в области муниципального права. В отношении муниципального права в 1999 г. была высказана и обоснована возмож-ность выделения Общей, Особенной и Специальной части.

Специфика правовых институтов, их значение дает основание для отнесения их к Общей или Особенной части. В качестве основных кри-териев предлагаются следующие: «Общая часть объединяет совокуп-ность предписаний, распространяющих свое действие на все муници-пальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территори-альные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нор-мы-принципы, нормы-дефиниции... Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов мест-ного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о про-цедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъ-ектов местного самоуправления». Этот подход в целом соответствует традициям государствоведов.

Думается, уместно предложить другой подход, в качестве основы взяв традиции административного права. В этом случае к Особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов мест-ного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в со-циально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Тогда система муниципального права будет представлена следую-щим образом: Общая часть (правовые, территориальные, организацион-ные и финансово-экономические основы местного самоуправления, от-ветственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправ-ления) и Особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и пра-вопорядка). Можно констатировать, что оба этих подхода получили свое выражение в федеральных законах. Первому подходу соответствует структура Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в Российской Федерации», второму подходу соответствует структура Закона РСФСР 1991 г. «О местном само-управлении в РСФСР».

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос-сийской Федерации с учетом национальных, региональных, историче-ских, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на форми-рование местного самоуправления имеют региональные особенности. Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, считает автор, целесообразно выделение Специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправле-ния на определенных территориях. В этом случае под определенными территориями можно понимать:

1) территории с особым правовым ста-тусом (наукограды, закрытые административно-территориальные обра-зования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);

2) территории отдель-ных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, горо-дов федерального значения, автономий);

3) территории других госу-дарств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» содержит определенные предпосылки для такого подхода. В частно-сти, в нем выделена отдельная глава «Особенности организации местного самоуправления», в которой рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (статья 79); в за-крытых административно-территориальных образованиях (статья 80); в наукоградах (статья 81); на приграничных территориях (статья 82).

Таким образом, муниципальное право как отрасль права состоит изОбщей, Особенной и Специальной частей .

К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в сле-дующие муниципально-правовые институты:

Правовые основы местного самоуправления. Правовые основы рас-крываются, как правило, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права. Выделяют акты федерального, регио-нального и местного уровня. Причем при характеристике актов муници-пального уровня обязательно называют в качестве основных уставы му-ниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления. При характери-стике территориальных основ местного самоуправления следует отдель-но рассматривать вопросы административного устройства субъектов Российской Федерации и вопросы формирования, реорганизации и лик-видации муниципальных образований, поскольку процедуры очень раз-личаются. В последнем случае требуется обязательный учет мнения на-селения.

Организационные основы местного самоуправления представляют со-вокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

Финансово-экономические основы местного самоуправления. При ха-рактеристике финансово-экономических основ местного самоуправления всеми авторами называются такие правовые институты, как институт му-ниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. При характеристике ответственности органов местного самоуправле-ния и их должностных лиц следует различать ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридиче-скими лицами, государством. Ответственность должностных лиц прояв-ляется в возможности их привлечения к разным видам юридической от-ветственности. Наиболее слабо проработанным представляется вопрос об ответственности перед населением. Этот вид ответственности реализует-ся через механизм досрочного прекращения полномочий в случае утраты доверия со стороны населения. Здесь же следует рассматривать и инсти-тут отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления. Гарантии местного самоуправ-ления - это совокупность приемов, средств или способов реализации пра-ва на местное самоуправление. В. И. Фадеев предлагает выделять кроме собственно юридических гарантий и такие гарантии, как социальные, эко-номические, политические и др. Особое место занимает реализация права на судебную защиту, в том числе в Конституционном Суде РФ.

К Особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. На местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопро-сы государственного значения, переданные или делегированные орга-нам местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет ряду авто-ров выделять два правовых института - «полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления» и «го-сударственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам местного самоуправления».

В рамках Особенной части следует выделять такие муниципально-правовые институты, как полномочия органов местного самоуправ-ления по управлению муниципальным хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; полномочия по обеспече-нию законности и правопорядка.

К Специальной части относятся право-вые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности ор-ганизации местного самоуправления в отдельных регионах, на опреде-ленных территориях.

Структура муниципального права

Муниципальное право, являясь отраслью права, обладает своей системой, в которой размещаются комплексы однородных норм, которые регулируют конкретные группы общественных правоотношений, составляющих его предмет.

Структура муниципального права – совмещение муниципально-правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности в зависимости от назначения, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Структурирование муниципального права предусматривает включение в себя следующих частей:

  • местного самоуправления в системе народовластия;
  • основ местного самоуправления;
  • территориальных, организационных и финансово-экономических;
  • предметов ведения и полномочий местного самоуправления;
  • гарантий местного самоуправления;
  • ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ.

Замечание 1

Структура муниципального права проявляется в логическом, последовательном расчленении муниципальных правовых норм и их объединений в схожие по признакам правовые группы, институты, учитывая их содержание и характер отношений, которые урегулированы ими в сфере местного самоуправления.

На основании вышесказанного следует понимать, что система муниципального права представляет собой соединение муниципальных правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности, исходя от их значений, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Элементы муниципального права

Определение 1

Элементами муниципального права называются отдельные правила поведения, из которых построена система муниципального права.

Рассмотрим подробнее элементы муниципального права.

Одним из главных элементов представляются муниципальные правовые нормы , которые закрепляют положение местного самоуправления в структуре народной власти, которые определяют его значение при развитии демократических основ управления обществом и государством. Эта группа норм включает в себя нормы, которые содержат определения основополагающих понятий и терминологии, которые используются в законодательстве о местном самоуправлении.

Вторым немаловажным элементом системы представлены нормы, которые закрепляют основополагающие начала жизнедеятельности местного самоуправления , которые подразделяются на группы: территориальная, организационная, финансово-экономическая. Данные группы определяют порядок формирования, соединения, улучшения или устранения муниципальных образований, а так же деятельность по установлению и изменению их границ и названий, устанавливают основополагающие начала структуры местного самоуправления, основы взаимодействия избираемых и прочих органов местного самоуправления.

Третьим основным элементом системы муниципального права представлена группировка норм, которые закрепляют предметы ведения и полномочий местного самоуправления . Эта группа норм устанавливает личные полномочия местного самоуправления, некоторые государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления.

Четвертым элементом системы муниципального права представлены нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления . Их функция - закреплять отношений и связи гарантий, которые обеспечивают организационную и денежную независимость органов местного самоуправления, судебную самостоятельность и остальные формы правовой защиты местного самоуправления.

Пятый элемент образован нормами, которые устанавливают ответственность органов МСУ, должностных лиц МСУ . Эти нормы устанавливают формы, порядок, условия наступления ответственности перед населением муниципальной единицы, перед всей федерацией, а также перед юр., физ. лицами.

Система муниципального права

Определение 2

Система муниципального права представлена совокупностью группировок однородных нормативно-правовых норм муниципального права, которые регулируют определенные общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Система муниципального права состоит из следующих частей. Рассмотрим их особенности.

Общая часть содержит принципиальные основополагающие положения о муниципальном праве, публичной власти на местах, ее особенностях, правовом положении в системе органов государственной власти и в обществе, так же в общей части содержится исторический блок, описывающий развитие муниципального права через его предметность, методику и систему принципов.

Особенная часть содержит в себе наиболее массивные блоки норм публичного и частного права, которые регулируют правоотношения в системе публичной власти на местах в целом, и группы отношений, которые составляют в отдельности каждую из основ местного самоуправления.

Важно не упустить тот факт, что данные отношения урегулированы нормами конституционного, налогового, административного права и т.п. Именно в связи с этим нормы и отношения зачастую сложно разложить на правовые институты, как например это происходит в административном праве, которое признано самостоятельной отраслью.

Муниципальное право, как научная дисциплина, структурирована на следующие подразделения:

  1. Введение в муниципальное право, которое раскрывает понятие муниципального права как отрасли права, научной дисциплины, предмет и источники муниципального права, исторические и теоретические основы местного самоуправления;
  2. Понятие, основополагающие принципы местного самоуправления, формы непосредственного народовластия, систему органов местного самоуправления.
  3. Источники местного самоуправления, включая правовые, территориальные, экономические.
  4. Список вопросов местного значения, права органов МСУ по их разрешению, которые включают в себя: понятие, формы осуществления органами местного самоуправления полномочий, некоторые группы права органов МСУ в разных сферах деятельности населения муниципального образования.
  5. Гарантии МСУ, включают в себя: единство гарантий; гарантии, которые обеспечивают организационную и финансовую экономическую независимость МСУ; судебную и иные формы правовой защиты МСУ.
  6. Осуществление контроля над деятельностью органов и должностных лиц МСУ.
  7. Ответственность органов и должностных лиц МСУ: виды ответственности, ответственность перед населением муниципального образования, федерацией, юр. и физ. лицами.
  • 6. Система муниципального права.
  • 7. Наука муниципального права.
  • 8. Основные теории местного самоуправления; муниципальные системы зарубежных стран.
  • 9. История развития местного самоуправления в России: середина хiх в.- нач. Ххi в.
  • 10. Понятие местного самоуправления, основные черты местного самоуправления как формы народовластия.
  • 11. Общие принципы местного самоуправления.
  • 12. Функции местного самоуправления.
  • 13. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 14. Образование, преобразование, упразднение муниципальных образований.
  • 15. Местный референдум.
  • 16. Муниципальные выборы.
  • 17. Формы взаимоотношений депутата и населения (отзыв, отчеты депутатов).
  • 18. Сходы граждан, собрания граждан муниципальных образований, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления.
  • 19. Территориальное общественное самоуправление.
  • 20. Принципы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления.
  • 21. Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 22. Организационно-правовые формы деятельности представительных органов местного самоуправления.
  • 23. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 24. Правовой статус главы муниципального образования: порядок приобретения полномочий, компетенция главы муниципального образования.
  • 25. Местная администрация и иные исполнительно-распорядительные органы мсу.
  • Порядок наделения органов мсу отдельными государственными полномочиями.
  • 26. Правовые акты органов местного самоуправления.
  • 27. Местный бюджет.
  • 29. Муниципальный бюджетный процесс.
  • 31. Понятие, принципы, правовое регулирование муниципальной службы.
  • 33. Правовой статус муниципальных служащих.
  • 35. Гарантии местного самоуправления: понятие, система, виды.
  • 36. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления.
  • 37. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.
  • 38. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды.
  • 40. Новации Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • 6. Система муниципального права.

    Муниципальное право является системной отраслью права, т. е. имеет совокупность правовых институтов, объединяющих нормы муниципального права, регулирующие однородные муниципально-правовые отношения. При характеристике системы муниципального права авторы придерживаются различных подходов: одни выделяют 2 части в рамках системы - общую и особенную, другие характеризуют 3 части - общую, особенную и специальную, третьи авторы характеризуют систему муниципального права как совокупность основных правовых институтов.

    Общая часть - совокупность норм общего характера, характеризующих конституционные основы, гарантии местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, формы участия граждан в работе муниципальных органов и т. п. В рамках общей части муниципального права выделяют следующие муниципально-правовые институты:

      правовые основы местного самоуправления, в рамках которых выделяются следующие нормативно-правовые акты, регулирующие основы местного самоуправления: федеральные, региональные, муниципальные;

      территориальные основы местного самоуправления. При характеристике данных институтов муниципального права особое внимание уделяется вопросам административно-территориального устройства субъектов РФ, формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, чем и объясняются особенности местного самоуправления отдельных регионов;

      организационные основы местного самоуправления - совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы;

      финансово-экономические основы местного самоуправления - права муниципального образования в отношении муниципальной собственности, права в области управления муниципальными предприятиями и учреждениями, права в сфере бюджетного процесса на местном уровне, вопросы взимания местных налогов и сборов, формирования муниципальных внебюджетных фондов;

      ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    Особенная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в конкретной области - финансово-кредитной сфере, образовательной области, социально-культурной области и т. д. Особенная часть содержит институты, регулирующие порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    В рамках особенной части системы муниципального права выделяются два вида муниципально-правовых институтов: полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и государственно-властные полномочия, переданные органам местного самоуправления государственными органами РФ или субъектов РФ.

    Специальная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих особенности функционирования местного самоуправления в отдельных регионах.

    7. Наука муниципального права.

    Наука муниципального права – это система научных идей и знаний о наиболее общих закономерностях развития органов местного самоуправления, связанная с организацией и функционированием этих органов по решению вопросов местного значения.

    Методы научных исследований:

    1. Системный анализ, позволяющий рассматривать местное самоуправление как целостную систему организации власти народа в городах, сельских поселениях и на других территориях, взаимодействующую с другими элементами политической системы российского общества, с государством, общественными объединениями и другими образованьями.

    2. Сравнительно-правовой анализ, направлен на изучение не только развития муниципального права в РФ, но и изучение и использование опыта местного самоуправления в наиболее развитых, демократических государствах.

    3. Исторический метод исследований местного самоуправления, позволяющий рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного местного самоуправления и научных исследований о местных органах советской власти.

    Кроме перечисленных методов, наука муниципального права использует также статистический, конкретно-социологический и другие методы исследований.

    Задачи науки муниципального права:

    Решать проблемы повышения эффективности деятельности местного самоуправления и его органов по решению вопросов местного значения;

    Собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения передовых, наиболее эффективных форм и методов работы органов местного самоуправления;

    Прогнозировать развитие организации и деятельности местного самоуправления по мере дальнейшего развития демократических процессов в обществе;

    Изучать условия и средства, обеспечивающие самостоятельность муниципальных образований, их органов, и, прежде всего от органов государственной власти в решении вопросов местного значения 2.

    Источниками науки муниципального права России являются помимо нормативно-правовых актов национального законодательства и общепризнанные принципы и нормы международного права.

    Теоретические источники науки муниципального права – фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России.

    К числу источников науки муниципального права относятся немногочисленные работы отечественных авторов, в которых обобщается и анализируется современная практика местного самоуправления зарубежных стран.

    Источниками для формирования науки муниципального права России могут являться научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления в советский период развития нашей государственности.

    Учебная дисциплина муниципального права имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов.

    Муниципальное право представляет собой и учебную дисциплину, преподаваемую в высших юридических учебных заведениях страны.

    Задачи муниципального права как учебной дисциплины состоят в помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его реализации, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    Система учебной дисциплины муниципального права состоит из следующих составных частей:

    Общей. Здесь рассматриваются предмет муниципального права как отрасли; методы правового регулирования, особенности, источники, система данной отрасли права; субъекты общественных отношений, возникающих в ходе реализации населением местного самоуправления; источники, задачи науки муниципального права, основные методы научных исследований; задачи муниципального права как учебной дисциплины; основы местного самоуправления; социальные и правовые гарантии; ответственность;

    Особенной. Рассматриваются полномочия и предметы ведения местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности на территории местного самоуправления.

    Система муниципального права.

    Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих опре-деленные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

    Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

    При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая влияет на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в местном самоуправлении.

    Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких, как «местное самоуправление», «муниципальное образование», «вопросы местного значения», «местный референдум», «органы местного самоуправления», «должностное лицо местного самоуправления» и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления.

    Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

    Второй элемент системы муниципального права составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего.

    Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

    Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

    Четвертый элемент системы муниципального права - группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и дру-гие правовые формы защиты местного самоуправления.

    Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент системы муниципального права составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед фи-зическими и юридическими лицами.

    Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

    1) местное самоуправление в системе народовластия;

    2) основы местного самоуправления: территориальная, организационная и экономическая;

    3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    4) гарантии местного самоуправления;

    5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

    Список использованной литературы:

      Кутафин О. Е., Фадеев В. И.
      К95 Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 672 с.

    Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

    Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

    • местное самоуправление в системе народовластия;
    • основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;
    • предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
    • ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    Место муниципального права в системе права

    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

    Как уже отмечалось, муниципальное право — . Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

    Муниципальное право связано с (государственным) правом , которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

    Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    Следовательно, взаимосвязь муниципального права с административным обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, «соединяющиеся сосуды».

    Таким образом, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления за-считывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

    Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с , определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

    Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

    Также данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

    Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность , объединяющих , регулирующие однородные правоотношения.

    — это объединение муниципальных правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношении.

    Муниципально-правовая норма — первичный элемент системы муниципального права. Это правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области местного самоуправления.

    Муниципально-правовой институт — определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной части. По этому пути идет большинство ученых, специалистов в области муниципального права. В отношении муниципального права была высказана и обоснована возможность выделения общей, особенной и специальной части.

    Специфика правовых институтов, их значение дают основание для отнесения их к общей или особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие:

    • Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции.
    • Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления».

    Этот подход в целом соответствует традициям государствоведов. Отметим, что такому подходу соответствует и структура Федерального закона № 154-ФЗ.

    Можно предложить и иной подход, взяв в качестве основы традиции административного права. В этом случае к особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка.

    Тогда система муниципального права будет представлена следующим образом:

    • общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления)
    • особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).

    Этому подходу соответствует структура Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности. Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, думается, было бы целесообразным выделение специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях.

    В этом случае под определенными территориями можно понимать:

    • территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
    • территории отдельных субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
    • территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

    К общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

    • правовые основы местного самоуправления;
    • территориальные основы местного самоуправления;
    • организационные основы местного самоуправления;
    • финансово-экономические основы местного самоуправления;
    • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

    К особенной части относятся такие муниципально-правовые институты, как: полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; полномочия по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

    К специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.

    Элементы системы муниципального права

    Основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

    Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

    Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    Четвертый элемент системы — группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

    Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.