Почему школьники меняют школы. «Не нужно всем выдавать аттестаты

На наш выбор той или иной школы может влиять много факторов: удобное месторасположение, знакомая хорошая учительница, отличные отзывы знакомых. Но случается так, что выбор не оправдывает надежд.

4mama предлагает вам пройтись по пунктам, чтобы оценить свое учебное заведение и узнать, есть ли у вас причины искать новую школу.

1. Учитель-мучитель.

Ребенок очень боится своего учителя, что вполне противоречит образовательному процессу, особенно если это происходит в начальной школе. Она слишком строго наказывает за плохое, на ее взгляд, поведение. Может надавать подзатыльников, или еще хуже - бить линейкой, если школьник не знает ответ.

Дети из-за страха отказываются что-то спрашивать у учителя, или даже посещать ее уроки. Такая учительница может оставить плохой след на психике ребенка, лучше уходить от нее.

2. Плохая атмосфера в классе.

Дети поделились на два лагеря: двоечники и отличники, девочки и мальчики, любимчики и остальные. Бывает и хуже, когда все против одного, выбрали ребенка-жертву и травят его все вместе. Не имеет значения, в каком лагере находится ребенок, такая ситуацию не учит ничему хорошему, кроме агрессии и отсутствия жалости к ближнему.

К сожалению, дети не могут самостоятельно улучшить атмосферу, тут нужна помощь взрослого. Если никакие меры учителей и родителей не действуют, лучше искать новую школу, пока ребенок не привык к травле других, или быть в роли жертвы.

3. Школьника отнесли в категорию "трудный ученик".

Дети все разные и у всех свои темпераменты, особенности в характере, способности к обучению, но ничто из этого не может влиять на то, как учитель относится к ребенку.

Говорят, что нет плохих учеников, двоечников или хулиганов, а есть плохой учитель. Хороший учитель к каждому ребенку должен найти подход. Вопрос в том, хочет он это сделать или нет, или ему проще навешать определенный ярлык, и избавиться от ответственности.

Людмила Ситнова , ведущий психолог «Школы Сотрудничества», действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, сказкотерапевт.

Школьная жизнь, пожалуй, одна из самых главных страниц в жизни человека. В школе он учится не только учиться, но и общаться, работать в команде, дружить, ссориться и мириться. Юный человек узнает себя и жизнь.

Кто-то вспоминает свою школьную жизнь с удовольствием, а кто-то облегченно вздыхает, что самое страшное позади…

Если в школе ребенку плохо, если уровень преподавания низкий, если нет перспектив, то однозначно надо менять школу!

7 причин сменить школу

1. Если ваш ребенок учится в начальной школе.

Главное в начальной школе – учитель. Психологи в один голос говорят, выбирайте своего учителя! От него зависит, как будут относиться другие дети к вашему ребенку.

Например. Первоклассника Ваню невзлюбила классная руководительница. Да, Иван не идеальный школьник, и теперь Ираида Васильевна делает из него “козла отпущения”. У Ванечки появились тики, усилилось, заикание. Выяснение отношений результата не дало. В таком случае, конечно, переводить в другую школу.

2. Ваш ребенок учится в обычной школе.

И школа вроде хорошая, и с учительницей проблем нет, но вот беда, ваш ребенок – егоза, не сидит на месте, отвлекает других детей, а их в классе 30! Как быть? Конечно, переводить в школу, где в классе 10-12 детей и учитель и воспитатель могут уделять ему достаточное внимание.

3. И вот ваш ребенок уже в средней школе.

У него много интересов, он хотел бы играть в футбол, заниматься плаванием, рисовать, участвовать в спектаклях, а в школе ничего этого нет. И возить ребенка на кружки и секции некому. Что делать? Переводить в школу, где все это есть, где ребенок целый день занять интересными делами и даже не хочет идти домой!

4. А если школа слабая? Уровень знаний низкий?

Ребенку не интересно, он может гораздо больше. Готов изучать два иностранных языка, углубленно изучать математику, физику или историю. Конечно, искать школу, которая создаст все условия для развития вашего ребенка.

5. Ваш ребенок не хочет ходить в школу? Ему не нравится как преподают, ему скучно не интересно…

А как интересно? Интересно, когда он участвует в различных проектах, олимпиадах, соревнованиях от спортивных до интеллектуальных. Когда он вместе с классом может поехать на познавательную экскурсию не один, а несколько раз в год. И такие школы есть!

6. Несколько слов об эмоциональном интеллекте.

Конечно, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, счастливым и состоявшимся. И здесь, пожалуй, одну из самых главных ролей играет умение общаться, налаживать деловые и дружеские связи, уметь преподать себя и свои возможности. За все это отвечает эмоциональный интеллект, о котором так много пишут в последнее время. И если в школе ваш ребенок с первого класса выступает на сцене, если он вовлечен в массу самых разнообразных проектов, если он готовит презентации и доклады, если занимается в клубе “Эрудит” от НИУ ВШЭ, то, поверьте, он всему научится!

7. И вот уже старшая школа…

Старшая школа нацелена на выбор профессии и института, подготовке к поступлению и успешному обучению в выбранном ВУЗе. Здорово, когда школа представляет качественную подготовку в престижные вузы России и зарубежья. И если ваше чадо учится в хорошей школе, в среде успешных людей, это и его будущие деловые связи, карьера, бизнес, успех!

Школа Сотрудничества – это

- Победитель конкурса «Школа года»

- Более 500 побед в международных и всероссийских олимпиадах

- Более 700 международных сертификатов по иностранным языкам

- Базовая школа Государственного Университета – Высшей Школы Экономики, система профильного обучения

- Детский сад и Центр раннего развития

- Система дополнительного образования, собственный фитнес-центр

95 педагогов, среди которых обладатели Гранта Президента РФ, победители и финалисты конкурсов «Учитель года» и «Лидер в образовании», обладатель званий «Отличник года» и «Почетный работник образования РФ»

- Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Москва. Таганский район, ул. А. Солженицына, 9А

Секция 1 Начинаем заново

1. Наполните портфель своими ожиданиями и волнениями. Пройдите по классу и прочитайте, что остальные записали в свои портфели. Что они записали? Пример: Я ожидаю выучить много новых английских слов. Я волнуюсь о написании тестов.

2. Почитайте причины, почему ученики ходят в школу. Теперь обозначьте их по степени важности для себя.
Чтобы получить базовые знания
Чтобы приготовиться к будущей работе
Чтобы познакомиться с другими молодыми людьми
Чтобы тренировать свою память
Чтобы выучить то, что ты никогда не будешь использовать
Чтобы узнать, что тебе действительно интересно
Чтобы радовать своих родителей
Чтобы проверить свой интеллект
Чтобы узнать, как учиться
Чтобы повеселиться
Чтобы научиться дисциплине

3. Поработайте в группах из четырех человек. Сравните свои рейтинги и скажите, какие самые/наименее важные причины в вашей группе. Воспользуйтесь "How to contribute to a group discussion of ideas" в "Learning strategies" (страница 169)

4. Работа в парах. Обсудите эти вопросы.
1. Почему школьники в нашей стране меняют школы?
2. Менял ли ты когда-нибудь школу? Если да, то когда и почему?
3. Как ты себя чувствовал, когда перешел из начальной в среднюю школу?
4. Как ты себя сейчас чувствуешь после того как перешел в другую школу?

5. Прочитай выдержки из дневника Вэнди. Правдивы ли следующие утверждения?
День 1
Я только что перешла из средней частной школы в общественную высшую школу. Быстро я превратилась из самого старого, самого опытного ученика в школе в самого молодого, самого новенького. Многие вещи запутанные для меня, в том числе и расписание. Я заблудилась сегодня, пытаясь найти художественный класс. А где мой класс математики? Несколько миль отсюда...

День 2
Так, было бы здорово выкинуть эту ужасную униформу и надеть джинсы для разнообразия, но есть что то и хуже этого. Было трудно быстро найти друзей. Я скучаю больше всего по моим знакомым - мы были все так близки. Мы были вместе 9 лет!

День 3
Я действительно скучаю по своей школе. Даже еда там была лучше. У нас было больше разнообразия, и была восхитительная пицца каждую пятницу!!! В той школе было гораздо меньше человек и не так много проблемных людей. Здесь я чувствую себя ужасно одинокой. Никто не обращает внимания на меня. Я очень сожалею, что я здесь!

День 4
Сегодняшний день был полон сюрпризов. Мой предмет на выбор - командные виды спорта. Я выбрала его, потому что ожидала, что там будет много девочек. Оказалось, я был КРАЙНЕ не права. Было всего лишь пять девочек и приблизительно 30 мальчиков! Но это оказалось хорошо. Я стала другом для многих мальчиков в моей группе.

Два месяца спустя
Я почти закончила семестр государственной школы. Все еще очень трудно. Я получаю 3ки в моем табеле успеваемости впервые. Но мне нравится здесь намного больше, чем в частной школе. Государственная школа не подразумевает, что тут легче. Домашняя работа немного легче, но контрольные работы определенно труднее.

1 Венди думает, что немногое изменилось в ее жизни.
2 Она чувствует, что это трудно найти себя на новом месте.
3 Она должна носить школьную форму в новой школе.
4 Она чувствует себя хорошо, не зная своих новых одноклассников.
5 Она провела девять лет в предыдущей школе.
6 В ее новой школе еще больше детей.
7 Дисциплина лучше в новой школе.
8 Она не ожидала найти друзей в командных видах спорта.
9 Она привыкла получать лучшие результаты в предыдущей школе.
10 Она привыкает к новой школе.

6 Работа в парах. Прочитайте словарные определения слов и фраз из текста и сделайте следующие задания я:
a) Переведите слова и фразы на русский язык. Легко ли это сделать? Почему или почему нет?
b) Решите, откуда Венди; из Великобритании или США? сколько ей лет? Объясните, почему.
Middle school (средняя школа) - 1 школа в Великобритании для детей в возрасте от 8 до 12 лет, после того, как они покидают начальную школу. 2 школа в США для детей в возрасте от 11 до 14 лет, после того, как они покидают начальную школу.
Public school – (общественная школа) 1 в Великобритании дорогая частная школа, где студенты обычно живут, и учатся. 2 В США школа, которая находится под контролем и оплачивается государственными налогами.
Elective subject (предмет на выбор) - курс обучения, который вы выбрали вместо того, на котором вы должны были учиться.
Semester (семестр) - один из двух периодов длительностью около 18 недель, на которые учебный год делится в некоторых странах, например, США.
Report card- (табель успеваемости) документ, написанный учителем, содержащий информацию о прогрессе студента в школе.
А, В, С - оценки, данные для оценки работ студента, ее качество: отлично(А), хорошо (B), или средне (С).
Private school (частная школа) - школа, предоставляющая образование, за которое непосредственно платят родители детей.
High school (высшая школа) - 1 в Великобритании школа для детей в возрасте от 11 и 18.
2 в США школа для детей в возрасте от 14 до 18 лет.

7 Заполните словесную паутину используя слова из задания №6 и текста №5. Используйте рабочую тетрадь.

8 Работа в парах. Используйте слова из словесной паутины, чтобы сравнить школу Вэнди со своей школой. Сделайте 2-3 предложения.
Пример: В школе Вэнди они не были обязаны носить форму, но мы должны.

9 Работа в парах. Расскажите друг другу о лучшей/худшей вещи, которая случилась с вами в первый день в школе в этом году.

10 Послушайте трех подростков, рассказывающих о своем опыте в первый день в школе и решите, кто из говорящих:
1 никого не знал в школе
2 упомянул некоторые строгие школьные правила
3 нервничал в первый день в школе
4 понравилось питание в новой школе
5 не понравилась школьная форма

Текст аудиозаписи:
Собеседник 1
Мой новый класс хороший, потому что там большинство тех же людей, что и в прошлом году. В первый день мы получили расписание, а затем пошли на занятия, такие как английский, математика и технология. У меня появилось несколько новых друзей, и мне нравится, когда много разных людей, с кем можно говорить. Мне также сейчас приходится носить форму. Если я не ношу ее, мне нужно взять записку от родителей или меня отправят домой переодеться. Лучшее, что случилось в первый день, это то, что я завел несколько новых друзей, а худшее, это то, что я пошел на некоторые предметы, которые были новыми для меня. Это заставило меня понервничать.
Собеседник 2
Мне нравится новый учитель, потому что он не задает много домашней работы. Я нервничал, идя в первый класс, потому что не знал, каких уроков ожидать. Я пошел в школу с одним из своих старых друзей, но завел несколько новых, которых я очень люблю. Мое лучшее воспоминание первого дня связано с уроком физкультуры, потому что мы много не работали. Худшая вещь – это то, что пришлось носить рубашку и галстук, потому что из-за этого я чувствовал, что вспотел. Моя школьная форма черного цвета, и из-за этого иногда становится жарко.
Собеседник 3
Я думаю, что форма это приемлемо, но я ненавижу спортивную одежду для физкультуры, из-за больших длинных носков, которые нужно носить по колено с шортами и ужасную желтую майку. Я действительно нервничал в первый день, потому что ранее я не был в этой школе, и никогда не встречало никого, кто ходит туда. Я действительно считаю, что обеды в моей новой школе лучше, чем в старой. У меня больше выбора, и думаю, что здесь вкуснее. Лучшим событием в первый день был урок французского языка. До этого у меня ни разу его не было и мне действительно понравилось. Худшей вещью было то, что я нервничал большую часть дня и не знал, что сказать или сделать. Но я почувствовал себя лучше, когда день прошел.

11 Послушайте снова и сделайте записи в таблицу. Используйте рабочую тетрадь.

12 Работа в парах. Закончите предложения о себе и поделитесь своими идеями с вашим партнером.

13 Используйте слова ниже, чтобы восполнить предложения о Венди. Воспользуйтесь правилами в «Grammar reference», если это необходимо.

14 Сделайте задания ниже:
a) Спросите своих одноклассников и узнайте, кто:
1 Имеет свою сумку дольше всех.
2 Менял школу чаще всех.
3 Когда то учил другой язык.
4 Нашел новых друзей в этом году.
5 Недавно читал хорошие книги.
Пример: Как долго у тебя была эта сумка?

b) Расскажите, что вы узнали о своих одноклассниках.

15 Прочитайте правила, прослушайте предложения и отметьте сильные и слабые have. После потренируйтесь говорить следующие предложения.
Have сильный, если он стоит один без основного глагола. Он слабый в вопросе.
Have часто сокращается ("Ve) в тексте, если за ним следует основной глагол.
1 Вы только что закончили работу?
2 Они не жили здесь в течение многих лет.
3 Она работала в банке в течение пяти лет.
4 Хотите что-нибудь поесть? - Я только что ел.
5 Я упорно трудился на этой неделе.
6 Дождь часто шел в этом году.
7 Мы не видели ее сегодня.
8 Они видели этот фильм шесть раз.
9 Это произошло уже несколько раз.
10 У вас есть запасная ручка? - Я не думаю, что есть.
11 Мы ели в этом ресторане много раз.
12 Он только что ушел?
13 Кто-то съел мой суп!
14 Она изучала японский, русский и английский.

Текст аудиозаписи:
Вы только что закончили работу?
Они не жили здесь в течение многих лет.
Она работала в банке в течение пяти лет.
Хотели бы Вы что-нибудь поесть? Я только что поел.
Вы играете на пианино с детства?
Я упорно трудился на этой неделе.
В этом году было много дождей.
Мы не видели ее сегодня.
Они видели этот фильм шесть раз.
Это уже случалось несколько раз.
У вас есть лишняя ручка? - Я не думаю, что у меня есть.
Мы ели в этом ресторан много раз.
Он только что уехал?
Кто-то съел мой суп!
Она изучала японский, русский и английский.

Английские оригиналы текстов, переведенных выше:

Speaker 1
My new class is ail right because it still has most of the same people as last year. On my first day we got the timetable and then we went to our lessons like English, maths and technology. I have made some new friends and I like having different people to talk to. I also have to wear a uniform now. If I don"t wear it. I need to get a note from my parents or I might get sent home to change. The best thing about my first day was making some new friends and the worst thing was going into some lessons that were new to me. That made me feel nervous.
Speaker 2
I like my new teacher because he doesn"t give out a lot of homework. I felt nervous walking into my first class because I didn"t know what lessons to expect. I went to school with one of my old friends but I made some new friends whom I like very much. My best memory of my first day was my PE lesson because we didn"t do any work. The worst thing was having to wear a shirt and tie because they make you feel sweaty. My school uniform is all black so it gets very hot sometimes.
Speaker 3
I think my school uniform is all right but I hate the PE kit because of the big long socks that you have to wear up to your knees with the shorts and the ugly yellow top. I was feeling really nervous on my first day because I had never been to this school before and I had never met anyone who goes there. I do think that dinners at my new school are much better, though, than at my old one. I get more choices and I think they taste better. The best thing about my first day was having a French lesson. I have never had one before and I really enjoyed it. The worst thing was feeling so nervous most of the day and not knowing what to say or do. But I did feel better as the day went on.

Упр.15
1. Have you just finished work?
2. They haven"t lived here for years.
3. She"s worked in the bank for five years.
4. Would you like something to eat? I"ve just eaten.
5. Have you played the piano since you were a child?
6. I"ve worked hard this week.
7. It has rained a lot this year.
8. We haven"t seen her today.
9. They"ve seen that film six times.
10. It has happened several times already.
11. Have you got a spare pen? - I don"t think I have.
12. We"ve eaten at that restaurant many times.
13. Has he just left?
14. Someone has eaten my soup!
15. She"s studied Japanese. Russian and English.

Day 1
I"ve just moved from middle school to high school and from a private one to a public one. Overnight. I was transformed from the oldest, most experienced student in the school into the youngest, greenest newcomer. Lots of things ane confusing, like my schedule. I got lost today trying to find art class. And where is my maths class? Miles away from here...

Day2
So it"s been great to lose that horrible uniform and wear jeans for a change, but there is much more to it than that. It"s been hard to make friends thickly. What I miss most is knowing everyone - we were all so close. We had been together for 9 years!

Day3
I do miss my school a lot. Even the food was better. We had more variety, and there was that delicious pizza every Friday!!! There were fewer students in my previous school and not so many troublemakers. Here I feel terribly lonely. No one pays any attention to me. I wish I had stayed there!

Day 4
Today was full of surprises. My elective subject is team sports. I had chosen it because I had expected that there would be lots of other girls in it. I turned out to be VERY wrong. There were only five other girls and about 30 boys! Put this has actually turned out to be good. I"ve become friends with many of the boys from my class.

Middle school - 1 a school in the UK for children between the ages of 8 and 12, after they leave primary school. 2 a school in the US for children between the ages of 11 and 14, after they leave elementary school.
Public school - ] BrF. an expensive private school where students usually live as well as study. 2 AwE a school that is controlled and paid for with government taxes.
Elective subject - a course of study that you choose to do, rather than one that you must do.
Semester - one of the two periods of about 18 weeks that the school year is divided into in some countries, for example, the US.
Report card - AmE a document written by a teacher giving details of a students progress in school.
А, В, С - marks given to assess a students work, indicating its quality: highest (A), good (B), or average (C).
Private school - a school providing education that the children"s parents pay for directly.
High school - 1 in the UK, a school for children between the ages of 11 and 18. 2 in the US, a school for children between the ages of 14 and 18.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Данные слова как нельзя лучше описывают то, что происходит сегодня в российском образовании. Серьезные проблемы существуют буквально на каждом этапе: в детсадах, общеобразовательных, коррекционных и музыкальных школах, институтах, университетах и академиях. При этом реформой образовательной сферы недовольны все: дети и их родители, школьные учителя, преподаватели вузов с академиками и работодатели молодых специалистов. Чтобы разобраться в этой проблеме, «Ридус» начинает цикл статей, посвященных образовательной сфере. Сегодня речь пойдет о школах.

Учиться, учиться и учиться

Этому ленинскому завету современные ученики следуют куда больше, нежели их родители в школьные годы. Учебная нагрузка на детей сегодня велика как никогда. В начале мая на всю страну прогремела история об , слишком много задававшей на дом. На нее было завели уголовное дело, но позже прокуратура Челябинской области признала решение незаконным и отменила постановление.

Пока что это единственный подобный медийный скандал, однако нынешние школьники вынуждены грызть гранит науки как проклятые. «Школа, репетиторы, домашнее задание, сон. Так - семь дней в неделю. Ни на что другое времени уже не остается», - говорит один из выпускников. Возможно, к его словам стоило бы отнестись критически: большой любви к учебе не испытывает большая часть подростков, однако данную точку зрения разделяют и многие учителя. «Огромная нагрузка. Ее нужно резко снижать. Дети, по сути, заняты 7 дней в неделю, учитывая, что многие школы практикуют шестидневку. В этом случае они учатся с понедельника по субботу, а воскресенье практически полностью занято подготовкой к понедельнику. Нет, есть, конечно, и те, кто и учится, и спортом успевает заниматься, но таких - абсолютное меньшинство», - говорит Наталья Конева, отработавшая пять лет школьным преподавателем английского.

По нормативам, ученикам с 7 по 11 класс не положено ставить больше 7 уроков в день. При пятидневной системе обучения в 10−11 классах количество учебных часов ограничено 34 в неделю, при шестидневной - 37. Это - уже немало, учитывая домашнюю работу, но на деле и эти требования частенько не выполняются: бывает и по 8 уроков в день, и 41 урок в неделю.

Скриншот электронного дневника с одного из образовательных форумов, где одиннадцатиклассник доказывает свою загруженность выше нормы

Скорее всего, о повышенных нагрузках на школьников никто бы и не говорил, если бы из этого был толк. Однако результаты «учебной диеты с повышенным содержанием гранита науки» никак не радуют. Два года назад, после сдачи ЕГЭ по русскому языку, разгорелся нешуточный скандал: многие школьники не сумели преодолеть минимальный проходной балл.

«Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в этом году чудовищные. Министерство образования даже вынуждено было снизить планку результата с 36 до 24 баллов, фактически узаконив то, что двойка является проходным баллом. В противном случае, треть выпускников страны не получила бы аттестаты. При этом, как у нас умеют, это было подано победоносно - мол, так хорошо научились контролировать, что никто уже не списывает. Но за этим надо видеть результат», - заявил в июне 2014-го советник президента РФ Владимир Толстой.

Результат же - плачевный. Скорее всего, провала по результатам ЕГЭ в нынешнем году не будет, в том числе и благодаря «узаконенным двойкам». Однако школы не выполняют своей основной задачи: учат эффективно расставлять «галки», но не дают знаний. Чтобы дать их своим детям, родители вынуждены серьезно тратиться на всякого рода репетиторов - причем если еще полтора десятка лет назад данная статья расходов приходилась на выпускные классы, то сегодня многие отправляют своих отпрысков за платными знаниями уже начиная с 6−7 классов.


«С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

В этом уверена Наталья Конева, репетитор английского языка. Устав от работы в школе, бессмысленной, по ее собственным словам, и беспощадной, она ударилась в частный бизнес. «Если к 18−19 году сделают ЕГЭ по английскому языку обязательным, то работы будет - с утра до ночи. У нас вся система построена так, что родители с пятого класса должны отдавать детей по репетиторам, чем старше - тем больше репетиторов. Уже в 12 лет дети должны определиться с тем, что они будут делать всю оставшуюся жизнь», - добавляет она.

Повышенная нагрузка падает не только на школьников, но и на учителей. «Чтобы получать хорошую зарплату, надо жить в школе с утра и до ночи. Если ученик не ходит в школу из-за того, что живет в неблагополучной семье, или плохо учится, то это - проблема учителя», - говорит Наталья Конева. Но дело не только в непосредственной учебной и воспитательной нагрузке. Реформа образования добавила преподавателям «бумажной работы».

«Мне сказали, - я, кстати, не знал, - что из 100% отчетов, которые пишут учителя и работники школ, лишь 30% идет по заданию Министерства образования, а 70% - это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, а если он пишет отчеты, то, соответственно, это время украдено у наших детей», - председатель правительства Дмитрий Медведев.

Стоит отметить, что и в той части работы с документами, что делается по указке Минобра, не все гладко. «Наша работа постоянно дублируется, - говорит Наталья Конева. - Бумажный журнал - электронный журнал, бумажный дневник - электронный дневник, и так далее».


«Когда я пришел в школу, у нас только-только электронный журнал ввели, первый год. Никто не знал, что с ним делать. Устроили курсы. Несколько раз приходил учитель информатики и рассказывал, как это заполнять. И тут выясняется, что журнал может „упасть“, базы данных - полностью пропасть, если вы вдруг забыли сделать „бэкап“. Оценки пропадают, тут поле какое-то лишнее вылезает, потому что журнал программисты дорабатывают по ходу твоей работы. Дали тебе „альфа версию“, и наслаждайся. Только мы все привыкли, на следующий год нам взяли и распоряжением сверху сказали, что все теперь будут заполнять вот этот электронный журнал: другой сайт, другая программа, другой интерфейс, другие особенности. Два года им пользовались. Потом - новая версия… А еще нужно вести портфолио детей. А когда делать сами уроки? Готовиться к ним? Когда заниматься детьми?», - задает риторические вопросы Сергей, бывший преподаватель географии и французского языка.

«За все сегодня принято ругать преподавателей: плохо учат, не то, что раньше. А ведь нынешние учителя - это те же самые люди, которые работали в школах двадцать лет назад, - продолжает он. - Проблемы - не в учителях, проблемы - в самой системе, в подходе к школьному образованию».

«Претензий очень много, - уточняет Наталья Конева. - Например, к учебникам. По моему предмету они просто неприемлемы. Первые три года обучения - второй, третий, четвертый классы - дети очень много всего учат: абсолютно ненужной лексики, ненужной грамматики. Ненужной, потому что это не отрабатывается. Какой-то утопичный учебник: по нему можно учить, только если есть стопроцентная посещаемость, а на уроках - одни гении, схватывающие все на лету. В пятом классе начинается провал: они начинают заново учить алфавит. Такое расслабление идет два года: 5−6 классы. А дальше снова начинается „навал“, наращивание объемов материала. К 11 классу они должны знать много, а на самом деле знают мало. Как ни старайся, ничего не получится. Есть чудесные учебники, но пользоваться ими нельзя, потому что можно только теми, что имеют гриф Минобра. Это - очень ограниченное количество учебников».

Подобные претензии высказываются в адрес учебных пособий по самым разным предметам. Так, например, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян на всероссийском съезде учителей истории отметил «проблемы с обществознанием»: «Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактные и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника».


«Чехарда с учебниками и связанные с ней трудности в виде разницы программ идут, примерно, с 2003 года. То одно, то другое. Главное - стабильность, а ее в школах нет, постоянно у нас что-то новенькое, - говорит Сергей. - Требования к ЕГЭ меняются каждый год, и меняются не только требования к экзамену, но и к его содержанию».

Так случилось и в нынешнем, 2016 году: ЕГЭ по математике поделили на два уровня - базовый и профильный. Результаты базового экзамена объявили сегодня, профильного - станут достоянием общественности через неделю. Официальных итогов еще нет. Регионы пока лишь гордятся количеством учеников, написавших ЕГЭ по русскому и математике на сто баллов. Вероятно, в этом году дело обойдется без крупных скандалов, как в 2014-м.

Главная задача образовательного ведомства - обеспечить максимальное количество школьников аттестатами о среднем образовании, и представители Минобра тщательно следят в первую очередь именно за этим. Последствия данного подхода и реформы образования видны уже сегодня: первые представители поколения ЕГЭ закончили вузы и отправились работать.

«В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата „3“. Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место», - заявила на всероссийском съезде учителей истории одна из завучей. Дмитрий Ливанов же пока сосредоточен на едином учебнике истории (которых на деле оказалось три) и массовом . «Таракана этого нужно запускать в массовое производство, поскольку эта технологическая новинка будет не только интересна, но и полезна детям и подросткам», - заявил он в феврале. До борьбы с тараканами в головах отдельных чиновников от образования дело пока не дошло.

В наших следующих материалах речь пойдет о последствиях объединения школ и инклюзивном обучении, детсадах и музыкальных школах, проблемах российских вузов и фундаментальной науки, коррупции в образовательной сфере, сомнительной диссертации Исаака Калины и других интересных вещах из мира науки.

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.