Смысл былины алеша попович и тугарин змей. Былины об Алёше Поповиче

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря - былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Богатырь земли русской, Алеша Попович и его прислужник Яким Иванович ехали из славного города Ростова. Ездили они, ездили, по полям, по долам и наткнулись на камень, лежащий на перекрестке трех дорог. Попросил Алеша, Якима глянуть, что на том камне начертано. Спешился прислужник и прочел надпись, значилось там, что ведут эти дороги в три разных города Муром, Чернигов и Киев. Приняли богатыри решение ехать в стольный град Киев, к князю Владимиру.

Приехали они в Киев, поклонились князю Владимиру, супруге его Апраксеевне, познакомились. Усадил князь добрых молодцев за стол пировать, Алеше лучшее место предлагал, но он отказался, сел рядышком с прислужником своим Якимом. Сидят богатыри трапезничают, и тут заносят чудище поганое Тугарина Змеевича. Стал Алеша соперничать со змеем, сравнивая его с отцовыми животными, которые едят, не зная меры, а потом погибают. Не понравилось Поповичу, как безобразно ведет себя чудище за столом, и по отношению к князю Владимиру, к супруге его пристает. Придворные над Владимиром насмехаются. Высказал Алеша свое недовольство змеем. А змей тоже был не в восторге от богатыря. Кинул он нож булатный в Алешу Поповича, но тут верный друг Яким Иванович подоспел, отвел беду от своего хозяина, перехватил кинжал на лету. Сговорились богатырь и Тугарин на бой выйти.

Жене князя Владимира Тугарин Змеевич сердечным другом был. Весь город думал, что змей победит, а князь Владимир на богатыря надеялся, супруга же его, Апраксеевна, мечтала Алешу пораженным видеть, а своего возлюбленного победителем.

Настало время сражения. Алеша Богу помолился, заступничества попросил и ринулся на врага. В неравном бою, богатырь, благодаря своей мудрости и Господней помощи, одолел змея, обезглавил его. Взял Алеша голову Тугарина, приладил к лошади и поехал в Киев, на княжеский двор. Апраксеевна шум услышав, думает, что одолел змей богатыря, и тело его несет, но она оказалась не права. Приехал Алеша Попович, скинул голову врага своего наземь. Никто и не надеялся увидеть богатыря живым, а тут такой поворот. Расстроилась княгиня разлуке вечной с другом своим Тугариным, а Владимир обрадовался, повел Поповича к столу, победу праздновать. Потом князь позвал богатыря служить ему, и жить в Киеве, Алеша и согласился.

Добро всегда побеждает зло, а дружба и вера в Бога помогает справиться с любыми трудностями. Не будь у нас друзей и надежды на Бога, тяжело жилось бы.

Картинка или рисунок Алёша Попович и Тугарин змей

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Остров погибших кораблей Беляева

    Большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отплыл из Генуи в город Нью-Йорк. На борту лайнера есть детектив Джим Симпкинс, сопровождающий в Америку Реджинальда Гатлина, которого подозревают в убийстве.

  • Краткое содержание Шей - Доставляя счастье: от нуля до миллиарда

    Произведение относится к деловой литературе и представляет собой учебное пособие по успешному развитию собственного бизнеса. Книга раскрывает несколько секретов

  • Краткое содержание Шекспир Зимняя сказка

    Как и многие произведения Шекспира, Зимняя сказка входит в жанр трагикомедии. Пьеса, написанная в 1611 году, полностью соответствует своему названию, благодаря присутствию в ней вымышленных мест и фантастической географии

  • Краткое содержание Балета Баядерка

    Произведение начинает своё повествование в далёкой древности в Индии, где преобладает пантеон богов индуизма, и соответственно, всё произведение наполнено данной атмосферой.

  • Краткое содержание Фадеев Разгром по главам

    Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то

Тема: "Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Задачи:

  • закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в
речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном
числе, падеже.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

  • развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за
свою Родину.

Оборудование: картина В.МВаснецова « Богатыри»;картинки доспехов,оружия,костюм
богатыря,лошадка;макеты деревьев,камня;разрезные картинки;видеовикторина.

Ход занятия.

1.Игровой момент.

Воспитателы-Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая
приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.

Этот лес необычный,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:
Свист соловьиный ,

Взор орлиный
Не зверь, не охотник,

А (Соловей - Разбойник).

Из за сопок и полей
Показался некий зверь.

В ноздри он дьннал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный).

2 Основная часть.

Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).

Воспитатель : «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»

(Въезжает « богатырь»).

Богатыр ь:

«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!»

Богатырь: «Здравствуйте, услышал я молву людскую и прискакал за помощью к вам. стёрлись на
свитке слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю прочитать пословицы».

«Сам погибай, - а товарища выручай»

«Счастье Родины дороже жизни»

«За правое дело - стой смело»

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»

«Человек без Родины - что соловей без песни»

«Один в поле не воин»

Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)

  • Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
  • Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
  • Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
  • Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
  • Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).

Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник », «Про Добрыню Никитича
Змея Горыныча», «Никита Кожемяка».)

Воспитатель:-ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).

Фи зминутка

Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Буквой Л расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Воспитатель : «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло
выбрать русскому воину?»
(Им предстояло выдрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед
камнем, на котором было написано, куда идти).
В нашем сказочном лесу есть такой камень и он
укажет нам путь: направо пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь.

налево пойдешь - много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?

Воспитатель: «Ребята, что за чудо-чудное.диво-дивное? Что за картина перед нами предстала?»

(карта на В М. Васнецова «Богатыри»)

Беседа по картине.

  • Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
  • (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
  • Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
  • Что вы ещё о нём знаете?
  • Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён 1 ? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
  • Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный,
    как его хозяин)
  • Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
  • Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный ...)
  • Кто ещё дополнит?
  • Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён? (В одной руке он держ ит щит, в другой меч)
  • Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин,
    высматривая врагов)
  • Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)
  • Почему его так прозвали"?
  • Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же

смелый и отважный...) г

  • Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)
  • Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
  • Что у него весит с боку? (гусли).
  • Как вы думаете зачем?
  • Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается
    к топоту копыт вражеских коней)

Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)

  • А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)

Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают,
что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу
богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась
вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа ру сского.

Фиши чутка

Богатырь, он вот каков показывают «силача»

Он и силен и здоров.

Он из лука стрелял. имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.

  • Сегодня мы познакомимся былиной « Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»

Словарная работа по словам. 1. Сажень- расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых
(размахнутых) рук : косая сажень- расстояние от пальиев ноги с развёрнутым вбок носком до
копии пальиев руки, вытянутой над головой по диагонали: горнииа- неотапливаемая, чистая
комната в крестьянском жилищеслово
горница означает горнее (ср. гора ). то есть высокое
место.

Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»

Видеовикторина по прочитанному.

1 С кем отправился в киев Алёша Попович?

  • Илья Муромец,

Тугарин Змеевич.

Яким Иванович.

  1. На чём отправился в путь Алёша Попович?

Поехал на коне,

Пошёл пешком,

Поехал на велосипеде.

  1. Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?

Князь Владимир с княгиней,

Соловей -Разбойник,

Тугарин Змеевич.

  1. Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?

Алёша Попович,

Яким Иванович.

Тугарин Змеевич.

  1. Какое блюдо Тугарин проглотил первым?

Жареную картошку,

Жареную лебедь,

Жареную рыбу.

  1. С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змеевича?

Копья,

Меча.

Булавы.

Малоподвижная игра «Собери доспехи богатыря». Подписи к слайдам:

Алёша Попович и Тугарин Змеевич Презентацию подготовила Попова Оксана Юрьевна

Словарная работа: Сажень

Словарная работа: горница

Викторина по былине “ алеша попович и тугарин змей ”

На чем отправился в путь Алеша попович? 1.На коне 2.Пошел пешком 3.На велосипеде

С кем поехал алеша попович в киев? 1.Ильей Муромцем 2.Никитой Кожемякой 3.Якимом Ивановичем

Кто встретил алешу поповича и якима ивановича в княжеском дворе? 1.Князь Владимир с Княгиней 2.Тугарин Змеевич 3.Соловей Разбойник

Кто сел рядом с князем и княгиней за стоЛ? 1.Яким Иванович 2.Тугарин Змеевич 3.Алеша Попович

Какое угощение тугарин змеевич проглотил первым? 1.Жареную картошку 2.Жареного лебедя 3.Жареную рыбу

С помощью чего Алеша попович победил тугарина змеевича? 1.Меча 2.Булавы 3.Копья


Представляет собой собирательный образ русского богатыря.

История создания

Возможно, у богатыря Алеши Поповича был реальный прототип - боярин из Ростова по имени Александр, тоже Попович. Летописи описывают этого человека как знаменитого воина, который состоял на службе сначала у великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, затем у Константина Всеволодовича, его сына. Этот Александр выступал на стороне последнего против Юрия, его брата, который хотел захватить владимирский княжий престол.

Описывается ряд поединков, где Александр Попович сразил сильнейших воинов Юрия Всеволодовича. В результате Юрий все-таки становится князем владимирским, после того как Константин умирает, и прототип Алеши вынужденно уезжает в Киев, где идет на службу к великому князю Мстиславу по прозвищу Старый. В 1223 году Александр Попович погибает вместе с новым князем в битве при Калке.


Некоторые ученые, впрочем, утверждают, что дело обстоит ровно наоборот, и это былины об Алеше Поповиче повлияли на то, как в летописях говорится о на самом деле существовавшем боярине Александре. Образ же собственно Алеши Поповича сформировался на базе представлений о некоем древнем мифологическом герое. Ученые усматривают в описаниях богатыря архаичные черты и связи с хтонической стихией.

Биография

Отец Алеши - Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах - «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.


В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши - хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич - названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша - обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.


С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.


Поединок со злым богатырем Тугарином - наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами - грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым - постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань - завалить вход камнем и замуровать злодеев там.


Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь - коня Юлия, а после - старого , который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.


В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений .


Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.


Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей - Любава, Аленушка и Настасья Филипповна - вместе со приходят разобраться с узурпаторами...

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер .

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый - киносказка «Илья Муромец» - вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок , а роль Алеши Поповича там исполнил актер .


Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.


Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Верещагин . Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).


Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник , у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.


В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и .

Цитаты

«Я боюсь серьёзных отношений?! Ха-ха! Да я себе в зеркало не улыбаюсь от того, что серьёзный такой!»
«Проголодался, лохматый? Отведай-ка силушки богатырской!»
«Богатырское ли это дело - бабью работу по дому выполнять?!»
«Любава: - Не нарушайте композицию!...
Аленушка: - Имейте совесть, наконец! Вы срываете нам конкурс «Образ богатырей в народном творчестве»!
Алеша: - Хоть бы супостаты налетели, что ли - отведали бы силушки богатырской!
Добрыня: Какие теперь супостаты, всех перебили...
Илья: Да... поторопились».

Алё ша Попович и Тугарин Змеевич

Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.

Алёша и сестра Збродовичей

У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».

Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.

Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.

Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего - с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.

Алёша Попо́вич - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексей Попович

Алёша Попович - сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдора). [ источник не указан 529 дней ]

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) - Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича - деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

15.Былины о Садко и Василии Буслаеве. Изображение в них образа Новгорода. Былинский об идее и герое.

Бой с новгородцами

Девяносто лет живёт в Новгороде Буслай. Ни с кем он не спорит и не вздорит: ни с Новгородом, ни со Псковом, ни с Москвой. Когда Буслай умирает, у него остаётся сын Василий. Когда Василию исполняется семь лет, он начинает ходить по городу, заходить на княжеский двор и «шутить» с прочими детьми: «Которого дёрнет за руку - рука прочь, которого за ногу - нога прочь».

Матушке Василия, Мамелфе Тимофеевне, многие жалуются на поведение сына, и она не пускает Василия гулять по Новгороду. Когда юноше исполняется семнадцать лет, он делает себе ратную сбрую и задаёт пир. На этом пиру Василий выбирает дружину - тридцать молодцев без единого.

Потом Василий Буслаев пирует у новгородских князей. Там он вызывает на бой весь Новгород.

Мамелфа Тимофеевна, узнав об этом, выводит сына с княжеского пира и сажает в глубокие погреба. А на Волховском мосту мужики новгородские сходятся с Васильевой дружиной. Они начинают бой. Перевес на стороне новгородских мужиков.

Дворовая девушка Мамелфы Тимофеевны выходит на Волхов с железными коромыслами. Она видит, что дружина Василия терпит поражение. Девушка хватает коромысло и начинает бить им новгородцев.

А потом девушка-чернавушка бежит к погребу и рассказывает Василию, что дружина его в беде. Василий просит девушку отпереть двери. Когда она выпускает Василия Буслаева, тот хватает тележную ось, идёт на Волховский мост и убивает этой осью множество человек. Новгородских мужиков остаётся совсем мало, но бой продолжается.

Новгородские князья идут к Мамелфе Тимофеевне и просят, чтобы она уняла своего сына. Мать и сама боится Василия. Она советует обратиться к Старчищу Пилигримищу, крестовому отцу Василия Буслаева. Он живёт в Сергиевом монастыре. Князья едут туда, умоляют Старчище Пилигримище, чтобы он пришёл на Волховский мост и уговорил Василия прекратить побоище. Старчище, вняв их просьбам, приходит и пытается унять Василия, но тот убивает его железной осью.

Новгородские князья снова идут к Мамелфе Тимофеевне с той же просьбой. Мать догадывается, что нужно подойти к сыну не спереди, а сзади. Она обнимает Василия за плечи и просит прекратить бой.

Василий роняет ось. Он хвалит мать за то, что она зашла сзади - иначе и ей бы несдобровать. Теперь Василий Буслаев останавливает битву.

Новгородские князья падают Василию в ноги, приглашают в гости к себе и просят, чтобы он убрал тела убитых. Василий приказывает убрать трупы. Он идёт домой - лечить свою храбрую дружину.

Василий Буслаев молиться ездил

Василий Буслаев просит благословения у своей матушки, Мамелфы Тимофеевны, поехать в Иерусалим, отвезти пожертвование. Мать предостерегает Василия, что дорога в Иерусалим опасна, и говорит, что спасти свою душу можно и здесь. Но Василий просит благословения второй и третий раз, говорит, что хочет приложиться к Господней гробнице, и в конце концов заявляет, что поедет и без благословения. Тогда мать благословляет его ехать.

Василий снаряжает корабль, берет с собой свою храбрую дружину. Когда они подплывают к Сорочинской горе, Василий видит на ее вершине крест. Он приказывает остановить корабль, чтобы помолиться кресту. Но когда Василий Буслаев поднимается на гору, креста там не оказывается. Василий находит только человеческий череп и пинает его ногой. Череп говорит, что тоже раньше был богатырём, и предсказывает: Василий Буслаев не вернётся домой, а будет похоронен рядом с ним. Но Васька не верит в это.

Корабль приплывает в Иерусалим. Молодцы прикладываются к Господней гробнице, делают вклад - сорок тысяч. Потом Василий идёт к Иордань-реке и купается в ней нагим телом. Мимо проходит старая женщина. Она говорит Василию, что здесь нельзя купаться нагим, и предсказывает ему, что он не вернётся домой. Но Васька только плюёт в ее сторону, не веря этим словам.

Со своей дружиной Василий отправляется в обратный путь. Снова подъезжают они к Сорочинской горе, и опять на ее вершине Василий видит крест. Вся дружина поднимается на гору. Но креста они не находят, а видят «сер-горюч камень». Васька предлагает друзьям забаву: скакать поперёк камня, вперёд и назад. А потом - вдоль камня. Василий Буслаев падает и разбивается. Перед смертью он просит дружину, чтобы череп, лежащий на этой горе, положили вместе с ним в гроб. Дружина выполняет его волю. Над могилою ставят крест, а на нем делают надпись о двух богатырях, лежащих здесь. В знак скорби дружина убирает с корабля все украшения.

В Новгороде мать Василия Буслаева, Мамелфа Тимофеевна, ждёт сына. Она смотрит в подзорную трубу и видит корабль, на котором уже нет украшений. Мать плачет: она понимает, что на корабле нету и хозяина.

Мамелфа Тимофеевна идёт в церковь служить панихиду по Василию Буслаеву.

Садко - молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние - яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.

Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.

Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир - раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.

Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:

Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..

Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу - золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.

На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами:

Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залатайте лавки товара красного.

Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»:

На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды«.

Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом - кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.

Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.

На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.

На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют - но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров - теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!

Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает - за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.

Теперь Садко - азартный и удалой - решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.

На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый - морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота - тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.

И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения - божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное - своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.

Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества:

Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришёл ко мне во подарочках.

Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи - без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», - научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю - Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.

И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.

Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского - как просил о том его святой.

С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Единственный, кто высказывал самую естественную точку зрения на эту былину, а именно, что она исконно и типично новгородская, что в этом весь ее интерес и что в этом направлении ее надо изучать, был Белинский.
Белинский прежде всего ставит вопрос о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как основном источнике его богатства, то есть исходит не из имен и частных фактов, а из исторической почвы, создавшей эту былину. Этим же определяется основная идея былины: «Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины» . Садко борется против Новгорода. В этой былине «два героя: один - видимый, Садко, другой - невидимый, Новгород» . Это значит, что Белинский ставит вопрос о драматическом конфликте в былине и об историческом характере этого конфликта. Она могла возникнуть только в торговом Новгороде. Новгородскими Белинский признает и все мифологические образы. Образ морского царя могли создать только мореплаватели. Это образ не только совершенно русский, но и новгородский. Белинский в особенности восхищается пляской морского царя. Данная былина - замечательный памятник национальной культуры. Белинский устанавливает, что в лице Садко выражен совершенно национальный характер. В Садко есть русский размах, когда он, например, сразу закладывает все свое имущество. В нем русская удаль, когда он, испробовав все средства, чтобы спасти себя хитростью (тоже русская черта) , и видя, что дело доходит до смерти, смерти не боится, а бесстрашно бросается в пучину моря.

  • Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои
  • При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.
  • Этой функции свойственна интегративность, способность отражать сущность многих других функций дизайна как проявление содержательности художественного образа.