Антикризисное управление. Методическое пособие

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризис является регулярно, неизбежно, закономерно повторяющейся фазой циклического развития любой системы.

Причины кризиса:

1.объективные (связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации), субъективные (отражают ошибки в управлении), природные (явления климата).

2.внешние (связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране), внутренние (связаны с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства)

Последствия:1.долгосрочные или краткосрочные изменения 2. обновление или разрушение организации 3.обострение – ослабление 4. преобразоване или сохранение орг-ии 5. количественные или качественные изменения 6. обратимые или необратимые изменения 7. резкие изменения или мягкий выход.

Типология кризисов.

Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

Виды кризиса

1. По масштабу:

Общие – охватывают всю социально-экономическую систему

Локальные – охватывают часть социально-экономической системы

2. По проблематике:

Макрокризисы – большие объемы и масштабы проблематики

Микрокризисы – захватывают отдельную проблему или группу проблем

3. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики:

§ Экономические – отражают острые противоречия в экономике страны или в экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы – это кризисы производства и реализации товаров, взаимоотношения экономических агентов, кризисы исполнителей, потеря конкурентных преимуществ и т.д.:

а) финансовые – противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы.

§ Социальные – возникают при обострении и столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий.

а) политические – кризисы в политическом устройстве, кризис власти.

§ Организационные – кризисы разделения и интеграции деятельности распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений (деловые конфликты, неразбериха, сложности контроля).

§ Психологические – кризисы психологического состояния человека (стресс массового характера, чувство неуверенности, паника, неудовлетворение работой).


§ Технологические – кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях (кризис НТП, обострения противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями).

4. По причинам возникновения:

§ Природные – вызваны природными условиями жизнедеятельности человека

§ Общественные – кризис в общественных отношениях

§ Экологические –изменения природных условий, вызванных деятельоностью человека (загрязнение окружающей среды).

5. По прогнозируемости:

§ Закономерные (предсказуемые) – н-р, потребность в реструктуризации производства.

§ Неожиданные (случайные) – часто из-зи ошибок в управлении или природных явлений

6. По проявлению:

§ Явные – протекают заметно и легко обнаруживаются

§ Латентные – скрытные, протекают относительно незаметно, наиболее опасны

7. По глубине:

§ Глубокие – ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы, протекают сложно и неравномерно, имеют много противоречий

§ Легкие – протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и управлять

8. По продолжительности:

§ Заметные – проходят болезненно и сложно, являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями

Кратковременные – проходят быстро и поверхностно, зависят от профессионализма менеджера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сущность, принципы и типология кризисов

1. Понятие «кризис»

В экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который определяется как внезапная и резкая, как правило, смена тенденции от повышения к понижению, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота не бывает.

При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Греческое слово «кризис » означает решение. Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности существующей тенденции.

Основная функция кризиса - разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных. Общее крушение вовлекает и немало передовых предприятий.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:

Ш кризисы неизбежны ; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки;

Ш кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл;

Ш существуют фазы экономического цикла ; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

а . стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

б . падение производства и ухудшение экономических показателей -- это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

в . депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

г . оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

д . стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом;

Ш кризисы прогрессивны при всей их болезненности, поскольку кризис выполняет три важнейшие системные функции:

а . резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

б . расчистку пространства для утверждения элементов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла;

в . испытание на прочность и передачу в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на место под солнцем. Кризис - это еще и возможность покупать активы по низким ценам. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет слабые места и устраняет необоснованные амбиции;

Ш кризисы конечны ; они могут предшествовать либо новому этапу в развитии системы, либо ее гибели и распаду;

Ш поскольку кризисы неповторимы , разнообразны причины и факторы, их вызывающие, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер.

Движущей силой экономического цикла являются инвестиции и инновации . Переход от одной фазы цикла к другой выражается в динамике инвестиций. Для выхода из кризиса следует создавать условия для роста инвестиций.

Переход от одной фазы цикла к другой обычно начинается с изменения спроса, которое и вызывает колебание инвестиций. Выход из кризиса, оживление обычно начинаются с расширения спроса на потребительские товары и услуги, что создает условия для роста спроса на средства производства; растут инвестиции и занятость, значит, снова происходит рост потребительского спроса.

Обязательная составляющая выхода из кризиса - инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек.

Государство - инициатор антикризисных программ, осуществляемых при бюджетной поддержке, которые становятся импульсом для оживления экономики.

Очевидно, что сущность кризиса и инструменты антикризисного управления можно определить для различных уровней управления экономикой: национальная экономика, отраслевая и региональная экономика, предприятия (организации).

Можно ли предвидеть и прогнозировать кризисные ситуации? В одних случаях можно (когда кризисы наступают вследствие перемен, которые мы можем и успеваем понять и оценить), в других - нет.

В самом общем виде последовательность действий при прогнозировании кризисов такова:

· определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов;

· понимание причин, сущности и характера данного кризиса;

· определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и выявление ядра будущей системы;

· установление поля действия кризиса;

· изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса, взаимодействия циклов, их синхронизации и резонансного влияния;

· рассмотрение путей выхода из кризиса. Анализ нескольких вариантов выхода из кризиса для разных условий, один принимается как основной;

· распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы, отреагировать на ранее неизвестные факторы;

· анализ уроков кризиса.

Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы, если возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно - ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.

2. Типология кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Можно создать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса.

Рис. 1. Типология кризисов

Кризис может привести к быстрым и глубоким изменениям в экономической системе или к мягкому (постепенному и продолжительному) выходу.

Кризисы разнообразны по своей сути, причинам и последствиям. Необходимо их определенным образом систематизировать (классифицировать), чтобы более эффективно управлять ими, формируя адекватные средства.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и способом антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (рис. 2).

Рис. 2. Классификация последствий кризиса

Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам их проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает большие объемы и масштабы проблематики, микрокризис - только отдельную проблему или группу проблем. Локальный, или микрокризис, может как цепная реакция распространиться на всю систему, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются в отдельности.

Экономические кризисы - это кризисы в производстве и реализации товаров и услуг.

Социальные кризисы отражают противоречия в интересах различных социальных групп, среди них особое место занимают политические кризисы - кризисы власти, которые часто ведут к кризисам экономическим.

Организационные кризисы проявляются как паралич (или резкое ухудшение) организационной деятельности. Наиболее ярко организационные циклы проявляются при смене стадий жизненного цикла предприятий и их продуктов.

Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния людей, симптомы которых - стрессы, паника, страх, неудовлетворенность, чувство неуверенности, т. е. кризисы социально-психологического климата.

Кризис технологический связан с обострением противоречий при разработке и внедрении новых технологических решений в процессе смены технологического уклада. Это кризисы научно-технического прогресса.

Экологические кризисы резко ухудшают условия жизнедеятельности людей. Это кризисы взаимоотношений человека с природой, вызванные пренебрежительным отношением к требованиям закона природного равновесия.

Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются. Скрытые протекают менее заметно, и поэтому их значительно сложнее избежать или ограничить.

Глубокие , или острые , кризисы могут привести к разрушению различных структур экономической системы, здесь множество противоречий завязывается в сложный клубок. Такие кризисы имеют, как правило, затяжной характер. Мягкие, или легкие, кризисы протекают менее болезненно, они в большей степени поддаются управлению, чаще носят кратковременный характер.

Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.

Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребностями реструктуризации производства, изменением структуры интересов под воздействием НТП.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис . Конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны).

Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные . Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

3. Признаки кризиса: распознавание и разрешение

Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Социально-экономическая система является саморегулирующейся системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление потому и существует, что, с одной стороны, оно является частью этих механизмов, а с другой -- оно необходимо для того, чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.

Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития.

Преодоление кризисов - управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.

Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.

Признаки или характеристики (свойства, параметры) кризиса позволяют дать оценку кризисной ситуации и разработать адекватные управленческие воздействия. Преодоление кризисов - управляемый процесс, о чем свидетельствует многолетняя экономическая история человечества.

Признаки кризиса должны описывать его как систему, т. е. как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. В качестве ключевых оценочных характеристик кризиса обычно используются следующие параметры:

· проблематика кризиса;

· масштаб кризиса;

· область развития (охват);

· причины кризиса;

· острота кризиса.

Существующая в советское время система экономических показателей не была ориентирована на распознавание кризисов. Она работала на управление ситуациями последовательного и неуклонного, как считалось, развития. При построении рыночной экономики необходимо разработать новые системы стратегического мониторинга и управления, которые позволяли бы более точно и своевременно определить вероятность и момент наступления кризисных ситуаций, а также их возможные последствия.

4. Человеческий фактор кризисных ситуаций

Кризис - объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что основу функционирования и развития социально-экономической системы составляет деятельность человека, который стремится управлять своей деятельностью и расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. В определенной мере ему это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из тенденций развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

Такое утверждение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все исторические периоды свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно «человеческая природа» кризиса является его причиной и источником.

Деятельность человека построена на удовлетворении своих интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии не только у отдельного человека, но и у целых социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность, так и необходимость кризисов. Именно это является основой всех кризисов в социально-экономической системе, даже связанных с природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастание их в кризисы политические и социально-экономические. антикризисный управление товар

Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что к системе его интересов относится и вопрос свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. К этим интересам «привязаны» и многие другие, и именно на интересах человека строится эффективное управление.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в ее антикризисном развитии, которое означает не исключение кризиса, не бездумное противодействие ему, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного (с позиций интересов человека) развития.

Только человек может иметь цель и интересы. Именно они являются основой распознавания и преодоления кризисов. Человеческий фактор кризисных ситуаций проявляется не только в отношении человека к кризису, но и в управлении кризисом на разных этапах его проявления, возникновения и протекания.

Управление - это деятельность человека, которая определяется его качествами -- опытом, образованием, отношением к действительности и людям, методологическими подходами и т. д. Будучи объективным явлением, кризис всегда несет в себе факторы человеческой природы: менталитет, культуру, интересы, общественное сознание, уровень образованности, мировоззрение.

Выводы

В экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, которая определяется как внезапная и резкая, как правило, смена тенденции от повышения к понижению.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы: кризисы неизбежны, кризисы прогрессивны, кризисы конечны, кризисы неповторимы и зачастую проявляются как результат макроэкономического цикла.

Классификация, причины и последствия кризисов чрезвычайно разнообразны. В качестве ключевых оценочных характеристик кризиса обычно используются следующие параметры:

· проблематика кризиса;

· масштаб кризиса;

· область развития (охват);

· стадия (фаза) проявления кризиса;

· причины кризиса;

· возможные последствия кризиса;

· острота кризиса.

Человеческий фактор кризисных ситуаций проявляется не только в отношении человека к кризису, но и в управлении кризисом на разных этапах его проявления, возникновения и протекания.

1. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.М. Короткова -- М.: ИНФРА-М, 2005. -- 620 с.

2.Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я. Захарова, А.О. Блинова, Д.В. Хавина. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -- 287 с.

3. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. -- М.: МИЭМП, 2006. -- 104 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Антикризисные характеристики управления персоналом на примере ООО "Касторама РУС". Рекомендации по совершенствованию антикризисного управления. Типология экономических кризисов. Основные признаки кризисов, особенности их преодоления и предвидения.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Ознакомление с основами русской школы в области экономических кризисов на примере учений Туган-Барановского и Кондратьева. Теории денежного обращения де Лавеле, Жюглара, Сисмонди, Родбертусу, Густава Касселя. Основы и стратегии антикризисного управления.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Понятия кризиса и антикризисного менеджмента. Закономерности возникновения и разрешения экономических кризисов. Развитие товарно-денежных отношений, специализации и кооперации. Монетарная теория экономических циклов. Оценка и учет возможных рисков.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Особенности и виды экономических кризисов. Стратегия и тактика антикризисного управления. Механизмы регулирования кризисных ситуаций на государственном и корпоративном уровнях.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Понятие кризиса, классификация и причины его возникновения. Система диагностики кризисов в организации. Проблематика антикризисного управления. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО "ЛЗПМ". Меры стабилизации платежеспособности фирмы.

    дипломная работа , добавлен 06.08.2011

    Анализ понятия антикризисного PR как эффективного инструмента в управлении конфликтами и преодолении кризисов. Роль общественной оценки действий и отношений компании в ее коммерческой деятельности. Планирование кризисных ситуаций; борьба со слухами.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Что такое кризис? Классификация кризисов. Микроэкономические проявления кризисов. Антикризисное управление и регулирование. Роль и функции антикризисного регулирования. Российские особенности антикризисного регулирования предприятий.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2007

    Возникновение кризисов в организации: виды, фазы и последствия. Модель Адизеса для анализа процессов, происходящих в реальных компаниях. Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации, а также признаки развития фирмы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2013

    Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии. Типология кризисов. Необходимость антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Диагностика банкротства как часть политики антикризисного финансового управления.

    курс лекций , добавлен 16.07.2010

    Теоретические аспекты диагностики кризисов в процессах управления организации. Общая характеристика деятельности предприятия ООО "Феникс". Экспресс-диагностика финансового состояния данной организации. Оценка эффективности антикризисного управления.

В условиях разразившегося мирового финансового кризиса в сентябре 2008 года вновь наблюдается рост интереса к проблемам цикличности, неравномерности общественного развития, его переходным формам, возможностям прогнозирования и регулирования экономического развития муниципальных образований.

Естественно предположить, что органы местного самоуправления, обладая значительными материальными, финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами, оказывают существенное влияние на способы реализации государственной антикризисной политики на их территории. Одной из специфических особенностей системы муниципального управления в условиях рыночной экономики является двойственная роль органов местного самоуправления в хозяйственных процессах. С одной стороны, они являются крупными собственниками и активными участниками хозяйственных отношений, с другой стороны, обладая властными полномочиями, имеют возможность непосредственно регулировать эти отношения путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Такое положение требует обоснования научных подходов к пониманию сущности и природы кризисных явлений, к определению места и роли антикризисного управления в системе управления территорией.

Целью данной работы является изучения кризисов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение понятию кризиса;

Определить стадии развития кризиса;

Определить причины возникновения кризиса;

Определить основные типы кризисов и методы их преодоления.

1 кризис: понятие, причины, стадии

1.1 Понятие кризиса

Экономический кризис (др.-греч. Krisis – поворотный пункт) – серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Возможность и необходимость возникновения экономических кризисов определяются противоречиями между производством и потреблением товаров. По мере развития рыночной экономики, товарного и денежного обращения увеличивается вероятность обострения этого противоречия, так как исчезают прямые экономические связи. В них вклиниваются интересы посредников. Возникает региональная и отраслевая структура экономики, и это происходит в условиях общей интеграции экономической жизни.

Разделение труда, развитие специализации и кооперации обостряют противоречие между производством и потреблением. Это противоречие проявляется также в разрыве производства и потребления как во времени, так и в пространстве. Обострение противоречия становится не только заметным, но и регулярным и протекает как периодически наступающие экономические кризисы.

В докапиталистических способах производства экономический кризис проявлялся в виде недопроизводства материальных благ. При капитализме он наиболее остро проявляется в перепроизводстве.

Проявление этого противоречия в разные исторические периоды и в различных странах имеет свою специфику. Однако кризис как любое явление общественного развития имеет определенные особенности. Сущность экономического кризиса проявляется в значительном рассогласовании производства и потребления. Это нарушает нормальное функционирование всей экономической системы и проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях .

1.2 Причины возникновения экономических кризисов

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Противоречие между производством и потреблением – главная, но не единственная причина экономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть, но не всегда можно полностью их устранить. Изменение потребностей и интересов человека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественно и закономерно. Производство до определенной степени является инертным и может лишь периодически перестраиваться. Научно-технический прогресс, который определяет возникновение новых технологий, также имеет импульсивный характер: накопление потенциала новых открытий и – реализация его в технологических решениях; он же, по мнению многих специалистов, определяет и продолжительность циклов.

Но непосредственными причинами экономических кризисов могут быть разнообразные события не только экономического, но и социально-политического характера. В этом обнаруживается связь экономики и социально-политической жизни общества.

Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма противоречивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность экономического развития в разные периоды и на разных этапах различно, и проявление их в отдельных государствах имеет отличительные особенности. Потребность в обновлении основного капитала является стимулом экономического оживления. Исходным толчком служит замена оборудования и технологии, поэтому обновление основного капитала является материально-технической основой экономического цикла и причиной возникновения кризиса. Сокращение периодов цикла (с 10-11 лет в ХIХ в. до 7–8 лет в предвоенные и 4–5 лет в послевоенные годы ХХ в.) характеризует ускорение развития НТП в современном мире.

Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Рис. 1 Причины кризисов

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция .

1.3 Стадии кризисного процесса в экономике

Необходимо разделение кризисного процесса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

Кристек характеризует стадии кризисного процесса с точки зрения возможностей, потенциала преодоления кризиса и раннего оповещения о нем.

Отдельные стадии кризисного процесса по Кристеку можно описать следующим образом:

1. Стадия: потенциальный кризис

Кризис предприятия как процесс находит свое начало в фазе потенциального, т.е. только возможного но еще не реального кризиса предприятия. И из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса данное состояние предприятия характеризуется как квазинормальное, т.е. практически как состояние в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время/точку отсчета возникновения кризиса на предприятии.

2. Стадия: латентный/скрытый кризис

Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействия которого не определяемы имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий.

В общем на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса как правило не используется в полном объеме. Основной упор здесь лежит в применении систем раннего оповещения/распознавания.

3. Стадия: острый преодолимый кризис

На этом этапе начинается непосредственное ощущение предприятием исходящего от кризиса негативного воздействия. Вместе с этим усиливается интенсивность реальных, против предприятия направленных деструктивных воздействий, что вызывает резкую нехватку, давление времени, срочность/неотложность принятия решений. При дальнейшем уменьшении альтернативных вариантов действий из-за исчерпывания имеющегося в наличии времени повышаются требования по нахождению действенных путей решений проблем (факторов преодоления кризиса). На этом этапе для преодоления кризиса требуется мобилизация все больших сил предприятия и исчерпываются полностью имеющиеся в наличие резервы по преодолению кризиса. На данной стадии еще есть возможность преодоления (обуздание) острого кризиса, т.к. имеющийся в наличии потенциал преодоления кризиса достаточен для того чтобы справиться с кризисом. Повышаются до предела требования к преодолению кризиса, и мероприятия по преодолению кризиса должны проявить свое действие на улучшение ситуации за очень незначительный промежуток времени, имеющийся в распоряжении.

4. Стадия: острый не преодолимый кризис

Если не удается обуздать острый кризис, то предприятие вступает в последнюю стадию развития кризисного процесса, которая заканчивается ликвидацией предприятия. На этом этапе требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал. Преодоление кризисного процесса не возможно, в особенности из-за отсутствия или неудачных мероприятий, действий, из-за экстремально сильного давления времени и из-за усиливающейся интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий .

2 Классификация кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 2).

Рисунок 2 – Типология кризисов

В целях диагностики и разработки адекватной антикризисной стратегии можно применить следующую классификацию кризисов.

1. По причинам возникновения.

1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования. Особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании территориальной системы, когда муниципальное образование не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в местный бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по муниципальному заказу без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

2. По длительности.

2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям.

3.1. Обратимые кризисы – администрация муниципального образования самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

3.2. Необратимые кризисы – администрация муниципального образования не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

4. По сфере возникновения.

4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри муниципального образования, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от муниципального образования – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, социальная напряженность, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

5. По природе.

5.1. Экономические . В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

5.2. Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением налогов и других обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления муниципальным долгом, прямыми нарушениями финансовой дисциплины, выполнением муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий без соответствующей финансовой или имущественной поддержки.

5.3. Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.

5.4. Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.

5.5. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

6. По масштабу.

6.1. Национальные – охватывают территорию всей страны.

6.2. Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких муниципальных образований, расположенных в разных субъектах федерации, но имеющих общие границы.

6.3. Местные – охватывают территорию отдельного муниципального образования или локальные кризисные территории внутри крупных муниципальных образований.

7. По глубине.

7.1. Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

7.2. Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

8. По периодичности.

8.1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

8.2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера .

3 преодоление кризисов

3.1 Методы преодоления кризисов на муниципальном уровне

Изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в четырех направлениях:

1) участие органов местного самоуправления в финансовом оздоровлении предприятий-должников;

2) участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления (банкротства) муниципальных предприятий и муниципальными организациями;

3) антикризисное управление муниципальным образованием как единым хозяйственно-территориальным комплексом.

В настоящее время, по мере становления и развития новых форм территориального управления, становится очевидным, что муниципальные образования и регионы являются сложными социально-экономическими системами, подверженными кризисам так же, как и системы производственные. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами(рисунок 3).



Рисунок 3 – Структура понятия «антикризисное управление»

Если рассматривать кризис территории как период, характеризуемый наибольшей вероятностью возникновения ситуаций, при которых условия ее устойчивого развития оказываются невыполнимыми, то в самом общем виде антикризисное управление муниципальным образованием можно определить как один из важнейших постоянно реализуемых видов деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающий сохранение определенной структуры местной экономики, ее устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий кризисов различной природы.

В современной литературе принято давать узкую и широкую трактовку понятия «антикризисное управление», а также разделять понятия «антикризисное управление» и «антикризисное регулирование».

Антикризисное управление муниципальным образованием в узком смысле слова можно рассматривать как комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности муниципального образования и удовлетворению требований кредиторов .

Платежеспособность – способность муниципального образования своевременно и полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

Неплатежеспособность – финансовое положение муниципального образования, при котором оно не может своевременно погашать свои финансовые обязательства.

Муниципальное образование признается неплатежеспособным , т.е. не способным обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Отказ органов местного самоуправления от исполнения обязанности по погашению и (или) обслуживанию своих обязательств, а также непредставление ответа на предъявленные требования кредиторов в установленные законодательством или договором сроки;

Отсутствие на счете местного бюджета средств, необходимых для исполнения решения суда о взыскании денежных средств для погашения и (или) обслуживания обязательств муниципального образования;

Недостаточность объема предусмотренных местным бюджетом ассигнований на погашение и обслуживание муниципального долга для финансирования указанных расходов исходя из сроков исполнения долговых обязательств.

Причинами неплатежеспособности муниципального образования могут быть:

Нарушение процедуры подготовки и рассмотрения проекта бюджета; ошибки в самой логике разработки и рассмотрения проекта бюджета; отсутствие системы казначейского исполнения бюджета;

Отказ администраций субъектов РФ принимать в расчет фактические долги муниципальных образований при рассмотрении объема трансфертов; неясность процедуры выяснения отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и кредитором;

Несоблюдение принципа единства кассы. Переход на казначейское исполнение бюджетов в муниципальных образованиях осуществлен частично. Несмотря на то что казначейское исполнение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ, в муниципалитетах нарушаются основные принципы казначейства, в частности – единство кассы: по факту доходы бюджетов зачисляются на разные счета;

Отсутствие сводной информации о полном внутреннем долге, поскольку кредиторская задолженность не входит в состав внутреннего долга; в долг бюджета переоформляется лишь незначительная часть просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций, в то время как большинство предприятий ЖКХ и муниципального городского пассажирского транспорта фактически являются банкротами;

Отсутствие системы консолидированного учета кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений. Формат ведения долговой книги не позволяет адекватно отслеживать ситуацию с задолженностью перед предприятиями-поставщиками топливно-энергетических ресурсов и принимать соответствующие управленческие решения;

Отсутствие системы муниципального заказа и контроля цен товаров, работ, услуг, приобретаемых за счет средств бюджета.

Антикризисное управление муниципальным образованием в широком смысле – это применение антикризисных процедур по отношению к конкретной территории с целью недопущения кризиса или сглаживания его негативных последствий.

Антикризисные процедуры в этом понимании включают:

1) анализ внешней среды и внутреннего потенциала территории (имущественного, финансового, налогового, природного, географического и др.), а также ее конкурентных преимуществ на основе SWOT-анализа;

2) бюджетный анализ на основе сопоставления собственных и регулирующих доходов муниципального образования, прогноз доходов и расходов бюджета;

3) диагностику возникновения кризисных ситуаций с целью принятия адекватных причине появления кризиса мер;

4) разработку антикризисной стратегии;

5) разработку антикризисной программы развития территории, в т.ч. краткосрочных мероприятий по реструктуризации задолженности, увеличению доходов и снижению расходов бюджета и долгосрочных мер по реструктуризации основных отраслей, градообразующих предприятий, оздоровлению местных финансов;

6) создание структур для организации управления программой и последующий контроль за ходом ее реализации .

3.2 Принципы антикризисного управления территорией

1. Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация, субъект федерации и муниципальное образование).

2. Принцип адекватности. Методы разработки и принятия решений в кризисной ситуации должны быть адекватны реальной ситуации. Антикризисные управляющие должны обладать более высоким уровнем квалификации по сравнению с управляющими в обычных условиях с тем, чтобы быстро и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие территории.

3. Принцип системного подхода к решению поставленных задач. Система антикризисного управления развитием территории рассматривается как сложная социально-экономическая система и построена как совокупность функциональных, обеспечивающих и предметных подсистем (подсистемы антикризисного управления собственностью, жилищно-коммунальным хозяйством, градообразующими предприятиями, социальной сферой и др.), поэтому необходимо постоянно анализировать политические, социальные, экономические, финансовые, экологические, правовые, техногенные и другие факторы, которые влияют на каждую из этих подсистем и в совокупности обеспечивают устойчивое развитие территории.

4. Принцип целенаправленности. Антикризисное управление может быть эффективно только при наличии глубоко проработанного плана финансового оздоровления территории, который базируется на миссии территории – обеспечении устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Такая стратегия антикризисного управления полностью соответствует следующим локальным целям в период кризиса: (1) обеспечение текущих платежей – текущая деятельность администрации муниципального образования должна быть организована таким образом, чтобы при ее осуществлении как минимум рассчитаться с кредиторами, в т.ч. с бюджетами других уровней бюджетной системы; (2) накопленных финансовых средств должно быть достаточно для того, чтобы по окончании особых процедур антикризисного управления рассчитаться с ранее возникшей и «замороженной» на момент введения особого режима кредиторской задолженности; (3) недопущение возникновения задолженности в будущем.

5. Принцип ведущего звена. В силу многоаспектности и разноплановости процесса анти­кризисного управления муниципальным образованием необходимо выбирать и реализовывать реально достижимые цели. Как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них – обеспечению текущих платежей.

6. Принцип оптимальности. В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо определить некоторые критерии оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают различные варианты управленческих решений. Очевидно, что одним из критериев должен стать бюджетный эффект – разница между доходами, полученными по результатам антикризисной программы, и расходами на ее разработку и реализацию.

Каждое из описанных выше направлений формирования современной системы антикризисного управления территорией, безусловно, требует более детальной проработки и уточнения, однако единый концептуальный подход к построению муниципальной системы антикризисного управления на основе единой методологии позволит обеспечить эффективное управление кризисными территориями и создать предпосылки для их устойчивого развития в будущем.

Заключение

Экономическая теория исходит из предпосылки, что циклические колебания и кризисы являются необходимыми составляющими экономического развития, поэтому многие современные исследования посвящены проблемам создания и организации функционирования системы стабилизационных мер, сглаживающих негативные моменты цикличности (в т.ч. на местном уровне).

Стабильное или нестабильное финансовое состояние предприятий напрямую влияет на местные бюджеты, которые, в свою очередь, являются индикаторами экономического состояния территории. Именно в таком контексте, как правило, рассматривается система антикризисного управления территорией. Однако защитные механизмы риск-менеджмента, применяемые в настоящее время на микроуровне (на уровне отдельных предприятий), которые способствуют раннему обнаружению, предупреждению и ограничению даже слабых сигналов кризиса, в той или иной степени могут быть адаптированы и к территориальным системам в целом.

1. Балдин К. В. Антикризисное управление. М.: «Дашков и К», 2005. 316 с.

2. Брылёв Н.И. Кризис. Общее понятие, определение, признаки. URL: http://www.nbrilev.ru/krizis.htm (дата обращения 20.01.2011).

3. Коротков Э.М. Антикризисное управление. М.: Инфра-М, 2003. 432 с.

4. Лебедев И.Н. Понятие и сущность кризисов, фазы экономического кризиса. URL: http://eumtp.ru/?p=933 (дата обращения 20.01.2011).

5. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4-24.

6. Основы функциональной реструктуризации организации в условиях кризиса. Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование 2.2. URL: http://www.smartcat.ru/Management/sunkcostsM.shtml (дата обращения 20.01.2011).

7. Ряховская А.Н. Антикризисное управление в муниципальных образованиях. Попытка оценки перспектив. URL: http://www.anticrisis.ru/01_910_02.htm (дата обращения 20.01.2011).

8. Хубиев К. Особенности российского экономического цикла / Экономист. 2009. № 3. С. 38-45.

Литература

  1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. - 1999. № 4.
  2. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в условиях чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Росс. госуд. гуманит. ун-т, 1994.
  3. Афанасьев Г. Когда грянет гром...// Советник, май 1996 г.
  4. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.
  5. Гвоздиевская М., Смирнова С. Утомленные кризисом // Советник. - 1999.
  6. Комаров Е., Комаров А. Кризисные и антикризисные менеджеры // Управление персоналом. - 1999. - № 2.
  7. Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. - СПб, 2003.

  1. Связи с общественностью как социальная инженерия.Учебное пособие /под ред. Ачкасовой В.А., Володиной Л.В. - СПб.: Речь, 2005.
  2. Уткин Э. А. Антикризисное управление. - М.: "ЭКМОС", 1997.

11. Федотова М.Г. Связи с общественностью как антикризисный менеджмент: учеб. пособие - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009.

12. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Паблик рилейшнз. М., 2001.

1. Понятие «Кризис»

Кризис - от лат. перелом, переворот.

В обыденном сознании под кризисом понимают:

1. перелом, переворот, решительная пора переходного состояния,

2. недостаток, несовершенство, дефект, слабость дефицит, скудность, бедность и т.п.

С античных времён под кризисом понимали завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы.

Данная трактовка кризиса была не случайной.

Понятие «кризис» пришло из медицины. Любое заболевание в своём развитии имеет несколько фаз. Самая сложная из них – критическая, которая и определяет дальнейшее существование организма. Если критическая фаза пройдена, можно говорить об улучшении состояния и стабилизации. Заканчивается тяжёлое переходное состояние и наступает перелом в ходе протекания болезни.

Кризис несёт в себе элемент борьбы и отражает противоречие, которое необходимо разрешить.

Кризис во всех случаях означает, что существующая система достигает предела, за которым она существовать или двигаться не может, исчерпала ресурсы и смысл существования (внутренний предел системы) или наталкивается на сопротивление либо препятствие извне (внешняя причина или внешний предел эволюции системы).

Или когда существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, которые представляют угрозу существованию организации и наносят ущерб репутации.

С понятием «кризис» тесно связано понятие «риск».

Кризис - воплотившаяся, реализованная вероятность того или иного негативного события.

Риск – вероятность совершения негативного события.

В синергетике под кризисом понимается точка бифуркации, т.е. смена установившегося режима работы системы, наивысшая точка. В точке бифуркации у системы появляется «выбор», в котором присутствует элемент случайности, приводящий к невозможности предсказать дальнейшее развитие системы.

М. Роджестер, один из ведущих английских специалистов в области управления кризисами, делает акцент на коммуникационной составляющей кризиса:

"Кризис - это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, политиков, профсоюзных организаций, движении в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации".

Типология кризисов

Классифицируем кризисы, опираясь на исследования Э. М. Короткова, С.Блэка, А.С. Ольшевского и.др.

Рис 1.1. Типология кризисов. Источник: Связи с общественностью как

социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной.

По масштабам проявления :

1. общие (глобальные) - охватывают всю социально- экономическую систему (военные конфликты (как международные, так и внутренние), изменения международных отношений (например, ужесточение или упрощение таможенного режима), кардинальные изменения в руководстве страны, нормативные акты федерального значения, экономические кризисные явления (изменения курса рубля, инфляция, дефицит бюджета) и т. п.

2. локальные кризисы - охватывают отдельные регионы. Их влияние порой сильнее, чем у глобальных факторов, поскольку ориентировано на меньшую аудиторию. Это персональные изменения в руководстве субъекта Федерации и муниципального образования, последствия принятия нормативных актов субъектов Федерации, постановления их глав и органов местного самоуправления, местные экологические проблемы и экономические сложности и локальная специфика.

По проблематике:

1. макрокризис - присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики.

2. микрокризис - захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Но и локальный или микрокризис могут дать цепную реакцию, распространиться всю систему.

По структуре отношений и проблемам выделяют:

экономические, социальные, организационные, психологические, технологические кризисы.

1 .Экономические - отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

2. Социальные - возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп (работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, специалистов различных профессий, персонала и менеджеров).

3. Организационные - связаны с распределением функций, регламентацией деятельности (регионов, филиалов или дочерних фирм).

4. Психологические - это кризисы психологического состояния человека. Проявляются в виде массового стресса, чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Могут касаться общества, коллектива или отдельной социальной группы.

5. Технологический - научно-технического прогресса - обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях (кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений). (переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей).

В зависимости от причин возникновения выделяют кризисы:

1. Объективный - вызывают обстоятельства, находящимися вне контроля базисного PR-субъекта. Например, избрание нового губернатора, стихийные природные явления, теракты. К признакам такого кризиса относится также неожиданность, паническое состояние жертв воздействий и кажущаяся безысходность.

2. Субъективный (персональный) - трагические события личного плана (умер один из основных сотрудников компании).

В зависимости от сферы нахождения причины кризиса :

1 .Природные - вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относят землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения.

2 . Общественные – причина - общественные отношения. Например, законодательные (принят новый закон об ипотеке) или политические, которые вызваны сменой политических фигур, приходом к власти новых политических сил.

3. Экологические – вызваны взаимоотношениями человека с природой, деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия).

Кроме того, кризисы могут быть:

- предсказуемыми (закономерными)

- неожиданными (случайными) .

Сэм Блэк называл их «известное неизвестное» (предсказуемые) и «неизвестное неизвестное» (случайные).

Как утверждают эксперты, только 14% кризисов происходит внезапно, остальные вполне предсказуемы и ожидаемы.

Разновидность предсказуемых кризисов - циклический (непрерывный) кризис - длится месяцами и даже годами, часто поддерживаются очередной волной слухов.

Глубокие и легкие .

Глубокие кризисы ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий.

Легкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

По времени кризисы разделяются назатяжные и кратковременные .

По расположению источника

внешние, внутренние и смешанные (причем последний вариант наиболее распространен);

по направленности воздействий - непосредственные и косвенные , т.е. непосредственно касающиеся базисного PR-субъекта и косвенно затрагивающие его интересы.

Под кризисом может подразумеваться и любое изменение в компании, даже, как это не странно, рост ее доходов или количества филиалов. Любое изменение – в лучшую или худшую сторону – это уже кризис, поскольку требуются разъяснения для общественности – внутренней или внешней. Такие кризисы получили название «обыкновенных» , они составляют львиную долю кризисов любой компании.

На «обыкновенные» кризисы компании, как правило, вообще не реагируют.

Среди «обыкновенных» выделяют, в частности, кризисы роста, кризисы зрелости и кризисы спада . Они соответствуют разным этапам в жизни компании.

Любая система, в том числе общество, не застрахована как от критического накопления внутренних противоречий, так и деструктивных внешних воздействий, способных вызвать сбой в ее функционировании вплоть до возникновения различных кризисов, типология которых представляет собой одно из направлений исследования социологии, философии и ряда других гуманитарных наук. Одно время, не без подачи марксистской теории, считалось, что кризис - это знак нежизнеспособности системы и ее скорого разрушения. Однако, как показывает практика, кризисы являются не только проверкой на выживаемость, но и стимулом к улучшению функционирования системы.

Определение понятия

Как и многие другие научные термины, слово «кризис» по своему происхождению - греческое. На этом языке krisis означает «решение». Однако с течением времени этот термин приобрел столько новых прочтений, что само понятие кризиса зачастую нуждается в существенной корректировке.

Прежде всего, кризис предполагает существование определенной проблемы, которая становится вехой на пути развития системы. Во многом он определяется наличием двух и более противоборствующих сторон, предлагающих свои варианты развития. Таким образом, кризис, понимаемый вроде некой демаркационной линии, разграничивает существование системы на три этапа. На первом, докризисном, отмечается наличие противоборства и неопределенности в отношении выбора пути развития. В момент кризиса неопределенность сменяется явной победой одной из конфликтующих сторон. Третий этап, посткризисный, характеризуется приобретением системой качественно новых характеристик, в основном, в организационном отношении.

Таким образом, кризис прежде всего понимается как крайнее обострение противоречий в системе, грозящее прекращением ее существования и характеризующееся сбоями в функционировании привычных регулирующих механизмов.

Причины возникновения

Причины и последствия кризисов в первую очередь зависят от характера самой системы. Однако можно определить некоторые общие основания для их выделения.

Причины сбоя в системе могут носить как объективный, так и субъективный характер. Первые проистекают из периодически возникающей внутренней потребности в модернизации. Кризис в этом случае может возникнуть из-за ошибки в выборе стратегии развития, внешним воздействием или текущими обстоятельствами.

Субъективные причины кризиса порождаются не только ошибками в управлении, но и различными форс-мажорными обстоятельствами вроде техногенной или природной катастрофы или стихийного бедствия. Другой источник сбоев в работе системы - невыявленные или оставленные без внимания несовершенства в системе управления, принятие рискованных решений.

Основания для классификации

Пожалуй, как основную характеристику кризисов можно выделить их многообразие. Оно проявляется не только в возникших причинах и их последствиях, но и в самой сути Однако любую проблему можно спрогнозировать и решить. Для облегчения этого процесса возникла необходимость в типологии кризисов по различным критериям.

Оснований для отнесения кризиса к той или иной подгруппе очень много. В числе наиболее важных можно назвать причины его возникновения, характер и последствия. Важным критерием для классификации служит проблематика кризиса. С этой точки зрения специалистами выделяются макро- и мегакризисы. Значительную роль играет также фактор времени, с позиций которого кризис можно обозначить либо как затяжной, либо как кратковременный.

Наконец, после всех потрясений XX века было выявлено такое важное явление в развитии системы, как повторяемость основных этапов ее существования. В силу этого кризис может быть обозначен как регулярный или периодический.

Следует учитывать наличие так называемых системных кризисов, когда в результате сбоя в работе одного элемента выходят из строя другие. Сложности, возникшие в экономике, способны спровоцировать социальный взрыв, следствием которого зачастую является политический кризис. Впрочем, в этом случае цепочка действий может раскручиваться и в другую сторону.

Кризисы социально-экономических систем

Эта область, пожалуй, является наиболее важной для каждого человека, поскольку индивид живет в обществе, а общество является наиболее характерным примером социально-экономической системы. Для облегчения создания типологии кризисов такого рода производится дифференцирование проблематики с выделением таких сфер жизни общества, как экономическая, социальная, политическая и духовная.

Подобное разделение позволяет не только точнее выделить формы проявления кризиса и тем самым предсказать его, но и облегчить принятие антикризисных мер. В целом же, исходя из дифференциации проблематики, можно выделить такие виды кризисов, как:

  • экономический;
  • социальный;
  • политический;
  • организационный;
  • психологический;
  • технологический.

Внутри каждого из этих типов могут быть выделены подвиды.

Экономические кризисы

Главной причиной его возникновения является накопление нереализованной продукции и производственного капитала, что проявляется в росте безработицы. Экономисты отмечают, что сам характер производственного цикла продуцирует появление кризисных явлений, что, с одной стороны, свидетельствует о росте не разрешаемых традиционными методами противоречий, а с другой, способствует устранению из системы отживших принципов и модернизирует ее.

Наряду со специфическими видами экономических кризисов (денежный, кредитно-банковский, внешнеэкономический, инвестиционный, ипотечный, инфляционный, фондовый и т. д.) существуют структурные, затрагивающие все сферы экономики. К ним относятся:

  • товарно-рыночный, суть которого состоит в коррекции экономической системы;
  • производственно-структурный, вызывающий требования к обновлению части производственных структур или же полной их замены на более адекватные текущему моменту;
  • системно-трансформационный, влекущий за собой полную перестройку экономической системы общества.

К числу основных факторов кризисов в экономической сфере относятся сокращение производимой продукции и использование производственных мощностей не в полную силу, падение уровня валового внутреннего продукта, прекращение регулярного совершения платежей (в том числе и социальный выплат), отсутствие инновационных технологий, а также банкротства и разорения предприятий.

Социальные кризисы

Причиной их возникновения являются противоречия, вызванные конфликтом интересов различных общественных групп или институтов. Как правило, социальный кризис является либо фоном, либо следствием кризиса экономического, начало которого неизбежно обостряет проблемы внутри социума. Взаимосвязь с состоянием экономики понятна: в обществе возникает недовольство при росте цен и безработицы, уменьшении образовательных и здравоохранительных статей бюджета, возникают различные кризисные центры, в которых люди пытаются найти помощь и поддержку.

Общее снижение уровня жизни, наблюдаемое в этих случаях, является одной из многих причин демографического кризиса. Наряду с экологическим он входит в группу глобальных кризисов современности. Проявляется социальный кризис в значительном превышении смертности над рождаемостью, что ведет к старению населения и его сокращению, а также в увеличении количества эмигрантов, которыми преимущественно становятся образованные люди.

Негативные тенденции в жизни общества способны вызывать также психологические кризисы. Наиболее ярко они проявляются в обществах, вступивших в переходный период вроде тех, что переживала Россия в 90-е гг. прошлого века. В данном случае речь идет об общем увеличении количества неврозов: человек не чувствует себя защищенным и пребывает в состоянии страха.

К числу социальных кризисов можно отнести также политические. Как следует из понятия, кризис в этом случае проявляется в столкновении интересов различных групп на политическом поле, что реализуется не только в регулярной борьбе партий или противостояния правящих слоев и оппозиции, но и в дезорганизации политической жизни страны. Они возникают в случае наличия серьезных сомнений в легитимности власти или же в ее неспособности разрешить накопившиеся проблемы.

Территориальная классификация кризисов

В зависимости от области распространения, кризис может быть индивидуальным, локальным, региональным, национальным, транснациональным и мировым. Следует учитывать, что эта типология кризисов органично сочетается с другими. Например, политический кризис может охватить как отдельный регион (например, Каталония или Страна Басков в Испании), так и целое государство (Россия перед революцией 1917 года).

Об этой взаимосвязи впервые начали задумываться после первого мирового экономического кризиса, произошедшего в 1825 году. В дальнейшем уровень глобализации сделал такие кризисы более затяжными и тяжелыми по последствиям. В частности, наиболее тяжелым из мировых кризисов был случившийся в 1929 году. Падение цен акций на крупнейших биржах США, начавшееся 24 октября, спровоцировало не только коллапс экономики страны, но и привело к открытому противоборству социальных групп. Поскольку после Первой мировой войны экономики европейских стран были тесно связаны с американской и даже находились в некоторой зависимости от нее, кризис быстро принял угрожающие масштабы. Одно из его следствий - сворачивание демократии в Германии и приход к власти национал-социалистической партии.

Классификация по характеру протекания

Поскольку в процесс развития системы заложена возможность сбоев в ее работе, кризис можно предсказать. Особенно это касается регулярных или циклических кризисов. В характере их протекания можно выделить некоторые фазы. Первая из них - спад. Кризис в этом случае только начинает проявляться в различных формах, например, наблюдаются падение объема производства или переизбыток товаров на рынке. На следующем этапе происходит стагнация, во время которой система пытается приспособиться к изменившимся условиям. Этот этап происходит до тех пор, пока вновь не устанавливается ситуация равновесия между потребностями общества и его возможностями. Помимо этого, на этом этапе осуществляется поиск принципиально новых путей выхода из экономического кризиса, являющегося, как правило, первичным, а также их апробация.

После обретения равновесия начинается фаза оживления, во время которой восстанавливаются связи между различными элементами системы. В экономическом отношении это проявляется в увеличении потока инвестиций, создания новых рабочих мест, что способствует уменьшению безработицы и повышению уровня жизни населения. Это приводит к вступлению системы в новую фазу - подъема. Накопленные на предыдущем этапе капиталы позволяют осуществлять внедрение различных инноваций, что влечет за собой количественные и качественные изменения в жизни общества. Однако на этом же этапе неизбежно происходит накопление новых противоречий, которые вновь ведут к фазе спада.

Однако эта последовательность не всегда выполняется безукоризненно. Исследователи отмечают существование нерегулярных кризисов, при которых смена фаз не происходит. К их числу относятся:

  • промежуточный кризис, характерный для фаз оживления или подъема, которые на время прерываются;
  • частичный кризис, имеющий сходный с предыдущим подвидом характер, но отличающийся от него тем, что охватывает не одну сферу жизни общества, а сразу несколько;
  • отраслевой кризис.

Переход от одной фазы к другой может быть вызван не только естественными причинами. Иногда в целях стимулирования развития, его ускорения, могут быть спровоцированы искусственные кризисы.

Классификация кризисов по причинам возникновения

Как уже говорилось, различные виды кризисов связаны между собою. Негативные тенденции в экономике могут породить социальный взрыв, а сами они могут быть вызваны отсутствием инноваций, то есть - технологическим кризисом. Однако причины возникновения кризисных явлений порой возникают с самой неожиданной стороны. В частности, выделяются практически независимые от воли человека природные кризисы. К таковым могут относиться различные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами. Но порой их развитие сливается с антропогенной деятельностью, и в таком случае возникает экологический кризис.

Об этом свидетельствуют такие факты, как появление неизвестных ранее болезней, и поэтому являющихся неизлечимыми, истощение невосполняемых природных ресурсов или их загрязнение, а также глобальное потепление, вызванное парниковым эффектом из-за увеличения выбросов в атмосферу углекислого газа. Это вызывается не только экономическим развитием, с увеличением численности людей на планете требующим все большего количества ресурсов. В начале 90-х гг. прошлого века было доказано, что экологический кризис может быть вызван локальными боевыми действиями: во время войны в Персидском заливе было взорвано как минимум 500 нефтяных скважин.

Вне зависимости от причин появления, следует понимать, что экологический кризис - это одна из наиболее серьезных проблем, стоящих ныне перед человечеством.

Преодоление кризисов

Своевременное распознавание негативных тенденций в развитии системы позволяет предсказать возможные потрясения и заранее позаботиться о методах борьбы с ними. В этом отношении типология кризисов крайне необходима. Правильное определение вида и характера кризисного явления само по себе является залогом быстрого восстановления. Кроме того, понимание кризиса как одного из условий существования системы, свидетельствует о том, что его преодоление является управляемым процессом, даже если речь идет о какой-либо природной катастрофе.

Обществом накоплен значительный опыт по борьбе с негативными тенденциями. Об этом свидетельствует как большое количество различных кризисных центров, так и качественные изменения в политике, призванные если не избавиться от кризисов совсем, то по крайней мере максимально снизить возможный урон.