Тема урока "голосеменные". Презентация к уроку "отдел голосеменные" Проект по биологии на тему голосеменные растения

Голосеменные

Слайдов: 13 Слов: 543 Звуков: 0 Эффектов: 0

Отдел Голосеменные. Характеристика Голосеменных. Строение Голосеменных. Устьица погружены в ткань ли- ста, что снижает испарение воды. Размножение хвойных. Вдоль оси такой шишечки расположены чешуйки. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Значение в природе. Голосеменные растения играют важную роль в природе. Значение в жизни человека. Использует голосеменные растения и человек в своей хозяйственной деяте- льности. Весь парусный флот построен в основном из сосны. Многие из хвойных и сейчас-прекрасный строительный материал. Сердцевину некоторых тропических форм(нап- ример саговниковых) употребляют в пищу. - Голосеменные.ppt

Урок Голосеменные

Слайдов: 18 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок-путешествие «Голосеменные растения». Воспитывать бережное отношение к природе. План урока. 1.Организационная часть Сообщение задач урока 2.Самостоятельная работа Заполнить таблицу. Ответь на вопросы. Тест. Изучение нового материала. Сосновый бор. Ель обыкновенная. Можжевельник. Пихта. Лиственница обыкновенная. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек». Сосна обыкновенная. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу. Закрепление знаний. Задания: 1)Расположите по мере усложнения: водоросли, лишайники, мхи, папоротникообразные,голосеменные. Заполните схему. - Урок Голосеменные.ppt

Отдел голосеменные

Слайдов: 44 Слов: 3116 Звуков: 0 Эффектов: 15

Отдел Голосеменные. Сосна обыкновенная. Гнетум. Гинкго. Отдел Голосеменные (Pinophyta, или Gymnospermae). Общая характеристика отдела Наиболее древний отдел семенных растений. Представлен многочисленными ископаемыми и современными видами (всего около 700). Типовой род – cосна (Pinus). Особенности жизненного цикла. Чередование поколений с доминированием бесполого поколения (спорофита). Важнейшее эволюционное приобретение семенных растений – внутреннее оплодотворение. Все голосеменные – разноспоровые растения. Жизненные формы. Травянистых форм нет. Вторичная ксилема обычно состоит из лестничных трахеид (не сосудов). - Отдел Голосеменные.ppt

Голосеменные растения

Слайдов: 9 Слов: 211 Звуков: 0 Эффектов: 0

Голосеменные растения. Определение голосеменных. Строение листьев хвойных растений. Строение шишки. Значение хвойных деревьев. Голосеменные – растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Хвоя – видоизмененные игольчатые листья у хвойных растений. В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Незрелые шишки зеленоватые, с плотно прижатыми чешуями. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. У голосеменных растений семена находятся не в плодах, а в шишках. - Голосеменные растения.ppt

Биология Голосеменные

Слайдов: 9 Слов: 382 Звуков: 0 Эффектов: 26

Биология. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. План урока. Проверка домашнего задания (работа с тестами). План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. Оплодотворение происходит без участия воды. Мужские гаметы – неподвижные спермии. Размножение посредством семян. У Голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Семена образуются на видоизменённых, укороченных, генеративных побегах – шишках. - Биология Голосеменные.ppt

Растения отдела голосеменные

Слайдов: 9 Слов: 80 Звуков: 0 Эффектов: 8

Отдел голосеменные. На ветвях развиваются шишки. В шишках формируются половые клетки происходит оплодотворение образуются семена. Семена располагаются на чешуйках открыто (голо). От каких растений произошли голосеменные? Жизненные формы голосеменных растений. Деревья. Кустарники. Представители класса Хвойные. Можжевельник. Кипарис. Тис. Семейство Сосновые – самое многочисленное среди хвойных. - Растения отдела Голосеменные.ppt

Общая характеристика голосеменных

Слайдов: 18 Слов: 511 Звуков: 0 Эффектов: 17

Отдел Голосеменные растения. Самая популярная детская песня. И много-много радости Детишкам принесла. Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. На болотистых почвах главный корень развит плохо. План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. - Общая характеристика голосеменных.pptx

Размножение голосеменных растений

Слайдов: 14 Слов: 115 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема: Размножение голосеменных растений. Голосеменные. Выбрать лишнее. Бесполое размножение Половое размножение Сперматозоид Яйцеклетка. Гамета Яйцеклетка Спермий Оплодотворение. Хламидомонада Улотрикс Мох кукушкин лён. Какой способ размножения изображён у хламидомонады? Какой способ размножения изображён у улотрикса? Какой мох является женским растением? Хвощ Мох Сосна Папоротник. Строение шишки. Схема «Опыление и изменения, происходящие в шишке». Схема «Образование семян у сосны». Яйцеклетка Спермий Зигота Зародыш Семя. Семязачаток Эндосперм Семенная кожура. -

Многообразие голосеменных растений рассматривается с использованием мультимедийной презентации. Показ слайдов с изображением голосеменных растений комментируется небольшим сообщением. Считаю необходимым познакомить учащихся с голосеменными растениями произрастающими не только в России, но и на территории других государств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности организации У голосеменных появляются семена. Это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть зародыш и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов, многие из которых губительны для спор. Семенные растения приобрели преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет при иссушении климата.

Предки Голосеменных: древнейшие представители отдела папоротниковидных. Именно среди них есть разноспоровые древовидные формы с вторичной древесиной, которые могли дать начало голосеменным. Голосеменные произошли не от настоящих (типичных) папоротников, но от одной из боковых разноспоровых ветвей древнейших папоротниковидных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.

Наиболее распространены в России Ель Сосна

Можжевельник

Лиственница сибирская и даурская

Пихта и сосна сибирская

Эфедра – низкорослый кустарничек

Кипарис – дерево Средиземноморья

Там же растёт туя

Криптомерия любима китайцами и японцами

Хвойные южного полушария. Араукария

Вельвичия удивительная из пустыни Намиб

Лиана гнетум

Саговник

Гинкго двулопастной

Рассмотрите шишки сосны и пихты. Почему эти растения называют голосеменными?

Мужские шишки Женские шишки

Применение хвойных Из древесины хвойных изготавливают мебель, бумагу; её используют при строительстве зданий, изготовлении музыкальных инструментов, карандашей. Живица хвойных используется для получения канифоли, скипидара. Отдушки хвойных используются при изготовлении кремов, шампуней, мыла. Лиственница даёт человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу.

Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов. Малоустойчивы к загрязнению воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок презентация "Многообразие покрытосеменных растений"

мир покрытосеменных растетий многобразен. Очень многие цветковые растения использует человек. На уроке учащиеся докажут, что любое растение может быть полезным...

Презентация "Клеточное строние растени"(урок-игра)

Урок-игра направлен на закрепление темы "Клеточное строение растений" В урок включены: загадки вставь пропущенное слово растительная клетка кроссворд...

Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

А ты знаешь, внученька, почему она не сбрасывает иголки?



  • У голосеменных появляются семена.

Преимущества:

Есть зародыш и запасные питательные вещества

Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов


можжевельник



игольчатые листья сосны покрыты жесткой кутикулой. Устьиц мало, они погружены в ткань, что снижает испарение воды.


  • У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами.






Наиболее распространены в России

лиственница

Сосна сибирская (кедр)


Лабораторная работа №

  • Изучение внешнего вида хвойных растений

Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных

Ход работы.


Задание №1

  • Различие

побегов сосны

Виды побегов

Расположение хвои

Размер хвои




Задание №2

  • Строение шишек сосны, ели и лиственницы

1 . По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

А) имеют плоды и семена

Б) половые клетки созревают в шишке

В) питаются, дышат, растут, размножаются

Г) оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды


2. Шишка хвойных – это:

Б) орган размножения, видоизменённый побег

В) семязачаток

Г) зародыш


3. Семенами размножается:

А) хвощ полевой

Б) плаун булавовидный

В) папоротник орляк

Г) лиственница сибирская


4. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу

А) моховидных

Г) покрытосеменных


Б) образуются в плодах

В) не имеют семенной кожуры

Г) развиваются на чешуйках шишек


Правильные ответы


  • Домашнее задание

Урок построен для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника.

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления

Этап обучения по данной теме: основной

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

Заранее даётся сообщения двум ученикам: “Сосна”, “Ель”. Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план – конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать:
  • Особенности строения голосеменных
  • Строение хвои и шишек голосеменных растений
  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
  • Учащиеся должны уметь:
  • Различать виды хвойных растений
  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

Организационный момент.

I. Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.

  1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
  2. Тело многоклеточных низших растений
  3. Зеленый пигмент растений
  4. Иное название грибокорня
  5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
  6. Половые клетки мхов
  7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов
  8. Группа мхов
  9. Организм, состоящий из водорослей и гриба
  10. Самые глубоководные водоросли
  11. Группа водорослей, к которой относится ламинария
  12. Из них состоят все живые организмы

II. Основная часть

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)

1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

… Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).

Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.

Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.

Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.

2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)

  • Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.
  • Чем они размножаются?
  • Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.
  • Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

Первичное закрепление знаний.

  • Что вы узнали о голосеменных?Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.

Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

Название растений Условия обитания Шишки Особенности Возраст
сосна Светолюбивое

В сухих лесах

Мужские – зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют

Высокие, стройные, без нижних веток

На открытой местности раскидистые

350, 400 лет
ель
лиственница
можжевельник

Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

III. Закрепление.

Вопросы к классу.

  1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
  2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?
  3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)

Заключительное слово:

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!

IV. Подведение итогов.

Первые голосеменные растения видов Вечнозеленые (реже листопадные) деревья и кустарники. Своего расцвета достигли около 150 млрд. лет назад. Тогда они господствовали среди наземных растений нашей планеты. Расцвет голосеменных растений относится к палеозойской и мезозойской эрам.


Голосеменные – это растения, которые не имеют цветков, размножаются семенами, но не образуют плодов. Относятся к группе семенных растений, так как размножаются семенами. Своё название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.


Чем семена отличаются от спор? Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ. Семена служат для расселения и размножения. Семена в отличие от споры (одна клетка) содержат: зародыш, запас питательных веществ и оболочку. Прочные покровы защищают семена от внешних воздействий.




Цикл развития сосны Семя сосны (зародыш семени) Сосна (взрослое растение, спорофит) Мужские шишки Спорангии (мейоз) мелкие споры Мужской заросток – гаметофит (пыльцевое зерно) 2 спермия (n) зигота (2n) Семя (зародыш семени) Женские шишки Семязачатки (мейоз) 4 крупные споры (развивается одна) Женский заросток – Гаметофит (эндосперм с 2 архегониями) Яйцеклетка (n)






Класс Хвойные Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ. Семена служат для расселения и размножения. Хвоинки покрыты слоем кутикулы, предохраняющей от испарения. Устьица глубоко погружены в ткань листа, что уменьшает испарение воды.


Строение хвойных Стебель включает кору, древесину и слабо выраженную сердцевину. В коре и древесине хвойных имеются смоляные ходы – межклеточные пространства, заполненные эфирными маслами и смолой. Смола защищает растение от проникновения организмов и насекомых. Корневая система обычно стержневая.


Представители хвойных Сосна Светолюбивое растение, нетребовательное к почве Срок жизни лет. Достигает в высоту до 40 м Имеет прямой ствол, покрытый красно-бурой корой. Сосна - однодомное растение Шишки двух типов: мужские – зеленовато-желтые, женские – красноватые, одиночные Хвоинки соединены по 2 и живут 2-3 года Древесина – ценный строительный материал.


Ель Теневыносливое растение Растет на плодородных и достаточно увлажнённых почвах. Корневая система менее развита, чем у сосны, и расположена более поверхностно, поэтому сильные ветры могут «вырвать» дерево с корнями Срок жизни лет Хвоинки расположены поодиночке на побегах и сохраняются на дереве 7-9 лет. Важнейшая лесообразующая порода, часто образует чистые леса. Древесина ели легкая и мягкая. Используется в строительстве, целлюлозно-бумажном производстве и т.д


Лиственница Живёт до лет Достигает в высоту 30 м и в диаметре 2 м Ежегодно сбрасывает хвою Вынослива, светолюбива, не требовательна к почвам. Древесина прочная, твёрдая, долговечная, хорошо противостоит гниению. Используется для подводных сооружений, изготовления мебели, паркета и так далее.


Можжевельник Вечнозелёный кустарник с игольчатыми листьями. Его нераскрывающиеся шишки имеют нераскрывающиеся чешуи и напоминают мясистые синеватые ягоды. Растёт медленно, но очень долговечен лет Нуждается в охране.








Значение голосеменных 1) Являются поставщиками кислорода 2) Очищают воздух (выделяют фитонциды) 3) Служат средой обитания для ценных видов животных и птиц 4) Древесина используется как -топливо -строительный материал 5) В медицине используются сосновые почки, эфирные масла и смолы 6) Используются как полезащитные и декоративные растения. 7) В химической промышленности – из смолы получают скипидар и канифоль.


Запиши в словарь Голосеменные – это растения, которые не имеют цветков, размножаются семенами, но не образуют плодов, их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек. Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ, служат для расселения и размножения. Хвоя – видоизмененные листья голосеменных Смоляные ходы – межклеточные пространства, заполненные эфирными маслами и смолой. Смола защищает растение от проникновения организмов и насекомых Фитонциды – образуемое растениями биологическое вещество, в подавляющем большинстве газообразное, убивающее или подавляющее рост и развитие микроорганизмов.