Княжество трансильвания. Трансильвания

Трансильвания – это самый крупный и, пожалуй, самый известный регион в Румынии. Оказавшись в Трансильвании, вы попадаете в мир со своеобразной природой и менталитетом. Это регион регион контрастов и разные его части абсолютно не похожи друг на друга.

Трансильвания имеет богатую историю и является местом, где переплетаются между собой самые разные культуры. Живущие вместе на одной территории румыны, венгерцы, саксонцы и цыгане составляют главную особенность этого места.

Трансильвания – таинственная земля, полная загадочных памятников средневековья: на территории региона находятся около ста замков и крепостей и около семидесяти укрепленных церквей, которые во всей Румынии по праву считаются наиболее известными и на сегодняшний день наилучшими образом сохранившими свой первоначальный вид. Более любознательные и искушенные путешественники, в свою очередь, найдут для себя интересными множество маленьких деревушек со старыми домами и церквями-крепостями.

Поскольку Трансильвания окружена Карпатами, то та ее территории имеется громадное количество горных лесов. Потому туристы имеют великолепные возможности для совершения пеших походов или скалолазания в любом из множества находящихся здесь национальных парков.

В центре Трансильвании ландшафт представлен зелеными холмами и реками. Большинство здешних крупных городов по своей планировке и архитектуре очень похожи на западноевропейские. Городская инфраструктура находится на достаточно высоком уровне, что обеспечивает постоянный приток туристов.

Регионы

Юго-восток (Сибиу, Брашов)

Юго-Восток, куда входят жудецы Сибиу и , по сравнению с остальными регионами страны, имеет более ярко выраженные саксонские черты. Данный регион особенно популярен среди туристов, благодаря большому количеству находящихся на его территории крепостей (Рышнов, Бран), старых городов, укрепленных церквей в живописных деревушках (Бьертан, Валеа Вилор, Вале, Прежмер) и горных лесов (Пятра Краюлуй). Кроме того, здесь находятся некоторые из самых известных лыжных курортов (Пояна-Брашов). Сравнить цены на отели Трансильвании от разных сервисов бронирования можно , а заказать заранее - на всем известном сайте . Некоторые предпочитают останавливаться в частных апартаментах - такие предложения можно посмотреть .

Восток

В восточном регионе с городами Сфынту-Георге, Меркуря-Чук и весьма сильно чувствуется влияние культуры соседней Венгрии. Жудецы Хагрита (Меркуря-Чук) и Ковасна (Сфынту-Георге) также известны как Секейский край. Здесь можно купить свежий хлеб, а также местную сладость под названием кюртешкалач или насладиться видами на озеро Сфынта-Ана.

Юго-запад

Населенные пункты Дева и Алба-Юлия, расположенные в жудецах Хунедоара и Алба, являются важными историческими памятниками Румынии. Город Алба-Юлия раньше служил столицей княжества Трансильвания, объединяющей все румынские регионы. Здесь можно посмотреть знаменитый замок Корвинешть, озера, пещеры и другие живописные природные памятники. На территории региона также находится национальный парк Ретезат.

Северо-запад

Что касается жудецев Клуж и Бистрица-Нэсэуд, то трудно сказать, чья культура здесь является преобладающей. является университетским городом и исследовательским центром. Здесь также имеются известные исторические и культурные памятники. В окрестностях города находятся живописными деревни (румынские, венгерские и немецкие). Находясь в данном регионе, можно также посетить расположенное недалеко от города Турда одноименное ущелье. Бистрица-Нэсэуд известен своими озерами, пещерами, курортами и памятниками истории. Город Джуртелеку-Шимлеулуй также находится в северо-западном регионе.

Жудецы Трансильвании

Жудце в Румынии - это административно-территориальная единица первого уровня. В Трансильвании выделяют следующие жудцы:

  • Бистрица-Нэсэуд
  • Брашов
  • Ковасна
  • Хагрита
  • Хунеодара
  • Муреш
  • Сибиу

История

Благодаря знаменитому роману «Дракула» писателя Брэма Стокера, у многих людей Трансильвания ассоциируется с историями о кровожадных вампирах (именно в здесь происходит действие романа). Тем не менее, вампиры – не единственное, чем знаменит этот регион. Трансильвания – это также один из самых красивых природных районов Европы со множеством живописных деревень, средневековых городов-крепостей и монастырей. Оживленные города Трансильвании с потрясающей барочной архитектурой предлагают путешественниками широкие возможности в туристическом плане, а цена здесь намного ниже, чем, скажем, во Франции или Германии. Трансильвания – родина не только некоторых наиболее развитых современных городов, но и старых деревушек, где сегодня люди живут точно так же, как и сотню лет тому назад. Трансильвания окружена туманными Карпатами, а также является домом для некоторых редких представителей флоры (орхидеи и другие растения) и фауны (медведи, волки).

Трансильвания – это регион, известный своей многоэтнической культурой и историей. Одно время она являлась частью Венгерского королевства (950-1526), после чего стала самостоятельным княжеством (1526-1690) до тех пор, пока не была включена в состав Габсбургской империи. После распада Австро-Венгрии согласно Трианонскому договору, ознаменовавшему окончание «Великой войны» между Венгрией и союзниками, было образовано государство путем объединения Трансильвании с Молдавией и Валахией.

Такая сложная историческая судьба Трансильвании объясняет многообразные культурные различия между этим регионом и остальной частью Румынии. На протяжении долгого времени румыны, составлявшие большую часть населения здесь, практически не имели никаких прав и находились под контролем малочисленных венгерцев и саксонцев. Другие национальные меньшинства включали цыган, евреев и армян.

После Первой мировой войны Трансильвания вошла составной частью в Великую Румынию. Что касается эпохи коммунизма, то она стала тяжелым периодом для представителей нацменьшинств региона, особенно для тех, кто до прихода тоталитарного режима считался владельцем небольшого бизнеса (венгерцы, евреи).

После революции 1989 года, большинство саксонцев, обосновавшихся в Трансильвании в 13 веке, когда регион был в составе Венгерского королевства, перебрались в Германию.

В разные времена в отношениях между основным населением и национальными меньшинствами наблюдалась определенная напряженность, однако до серьезного конфликта дело никогда не доходило. Потому сегодня Трансильвания является ярким примером многонационального региона, где между всеми народами царят относительные мир и согласие. Однако если говорить о Европе в целом, то румынские цыгане, как и раньше, подвергаются в ней серьезной дискриминации, и их культура не находит понимания со стороны большинства народов.

Сегодня Трансильвания является наиболее развитым регионом в Румынии, с одной стороны из-за туризма, с другой - из-за сильного капиталистического уклада, сложившегося перед Второй мировой войной. А присутствие в регионе немцев и венгерцев стало катализатором сильного влияния Запада, начало которому было положено в 1989 году.

Весьма интересно наблюдать множественные различия, имеющиеся в этом небольшом румынском регионе: на юге и юго-востоке Трансильвании преобладает саксонская культура, на востоке и северо-востоке ведущей является культура венгерцев, на севере более сильны славянские традиции, и, наконец, юго-запад не похож абсолютно ни на кого.

Оказавшись в Трансильвании, постарайтесь посетить несколько старых деревень - люди в них отличаются особой добротой и гостеприимством.

Города

  • Алба-Юлия
  • Сибиу
  • Сфынту-Георге

Язык

Сегодня практически каждый в Трансильвании говорит на румынском языке, хотя для некоторых этнических венгерцев (около 20% населения) на отдельных территориях, родным языком является венгерский. В регионе по-прежнему есть небольшое количество немецкоговорящих. В любом крупном городе вы легко сможете найти человека со средним знанием английского, французского или немецкого языков.

Глава 36. Венгрия, Трансильвания, Молдавия и Валахия в XVI - первой половине XVII в. (Гусарова Т.П.)

§ 1. Венгрия и Трансильванское княжество

К началу XVI в. в состав Венгерского королевства входили Среднее Подунавье, Словакия, Закарпатская Украина, Трансильвания, Хорватия, области в Славонии, Сербии, Боснии. Эти земли населяли венгры, секеи * , словаки, словенцы, сербы, хорваты, влахи, русины, немцы. С середины XV в. под напором турок усилилась иммиграция с Балкан славян и других народов. К началу XVI в. из 3,5-4 млн. населения королевства около четверти составляли невенгры.

* (Секеи - одна из этнических венгерских групп в Трансильвании, несшая пограничную службу и пользовавшаяся за это привилегиями. )

Основой экономики оставалось сельское хозяйство. Треть пригодных для него земель использовалась под хлебопашество и виноградарство, остальные - под скотоводство. Известной областью разведения крупного рогатого скота была Среднедунайская низменность (Альфельд). В XVI в. спрос на продукцию сельского хозяйства вырос как внутри страны, так и за ее пределами. Вывоз скота и продуктов животноводства составил одну из основных статей внешней торговли. Городское развитие - хотя и сделало определенные успехи - отставало от западных стран. В Венгерском королевстве самые крупные города имели 8-10 тыс. населения. Но и таких было мало. В целом ни города, ни многочисленные рыночные местечки не были в состоянии обеспечить потребности страны в ремесленной продукции. Она ввозилась из-за границы. В первой четверти XVI в. европейское значение приобрела резко возросшая продукция словацких рудников, попавших в руки южнонемецких предпринимателей, в первую очередь Фуггеров, деятельность которых на первых порах носила раннекапиталистический характер.

В условиях выгодной рыночной конъюнктуры феодалы активно включались в торговлю продуктами сельского хозяйства, вытесняя из нее крестьян. Для этого они требовали с крестьян натуральные платежи (девятину), которые по новым законам (1498) стали распространяться и на жителей городов и рыночных местечек (сельских городов), арендующих землю у феодалов. Многочисленные таможни и высокие пошлины затрудняли крестьянскую торговлю. В то же время часть феодалов получила право беспошлинной торговли. Ухудшался правовой статус крестьян. Даже занявший в XV в. место свободного выхода (перехода) вывод крестьян из одного поместья в другое, совершавшийся, как правило, по инициативе феодала, стал затруднительным. Рыночные местечки лишались налоговых привилегий и самоуправления.

Нарастание феодальной реакции сопровождалось усилением в стране анархии. После смерти Матьяша Корвина венгерский престол достался чешскому королю Владиславу (Уласло II) из династии Ягеллонов (1490-1516), который был вынужден отказаться в пользу магнатов от всех нововведений Матьяша, направленных на централизацию государства. Опустела казна, так как феодалы добились освобождения от ряда платежей. В залоге у них оказались многие королевские рудники, рыночные местечки. Перестало существовать постоянное наемное войско - знаменитое "черное войско" Матьяша. Магнаты получили исключительные права в королевском совете. Одновременно укреплялись экономические и политические позиции мелкого и среднего дворянства, которое было недовольно как политикой магнатов, так и королем. Борьба между дворянами и магнатами за власть составляла характерную черту внутриполитической жизни Венгерского государства в первой четверти XVI в., что ослабляло его перед лицом растущей турецкой опасности. Не имея прочной поддержки внутри страны, Ягеллоны - Уласло II и Лайош II (1516-1526) - связывали себя все большими обязательствами с Габсбургами. Анархия делала крестьян беззащитными перед произволом феодалов. В этих условиях в Венгрии вспыхнуло крупнейшее в средневековой Европе крестьянское восстание.

Крестьянская война 1514 г. Поводом к выступлению послужило провозглашение весной 1514 г. примасом венгерской церкви кардиналом Тамашем Бакоцем крестового похода против турок. Для участия в нем в разных местах страны собрались десятки тысяч вооруженных крестьян, надеявшихся получить обещанное отпущение грехов и вечное спасение, а также обогатиться в походе. Однако помимо этого, как и в прежних крестовых походах, участие крестьян выражало стихийный социальный протест, надежду на лучшую долю. Среди крестьян в ожидании общего выступления росло недовольство феодалами, усиливавшееся тем, что они жестокими мерами препятствовали вступлению своих крестьян в крестоносное войско. Это способствовало перерастанию задуманного церковью мероприятия в антифеодальное выступление.

Во главе восставших встал воин-профессионал мелкий дворянин Дьердь Дожа. Восстание охватило" большую часть страны. Но особенно выдающуюся роль играли в нем деревни и рыночные местечки Альфельда, население которых, связанное с товарным производством, особо остро ощущало на себе результаты наступления феодалов. К крестьянам присоединились хайдуки * , городская беднота, мелкое дворянство, низшее духовенство, выдвинувшее многих вождей и идеологов движения. Волнения охватили горняков на рудниках Словакии и Трансильвании. В то же время бюргерство - в своем большинстве немецкое - враждебно отнеслось к восстанию.

* (Хайдуки - низший слой воинов в эпоху антиосманских и антигабсбургских войн. Ведут происхождение в основном из беглых крестьян, пастухов, а также из разорявшегося в войнах мелкого дворянства. Оформились во второй половине XVI в. )

Общая численность восставших предположительно достигала 100 тыс. человек. Но действовали они разрозненно. Известно восемь наиболее крупных отрядов. Главный из них - под руководством Дожи, - покинув лагерь крестоносцев под Пештом, двинулся через Альфельд к Трансильвании. Восставшие одержали ряд значительных побед и уничтожили армию темешского ишпана * Иштвана Батори. Крестьяне нападали на замки и монастыри, расправлялись с особо ненавистными феодалами, сжигали налоговые списки и документы, фиксирующие их повинности, преследовали сборщиков налогов и пошлин. Предводители восставших призывали к свержению власти господ и установлению всеобщего равенства, отрицали церковную десятину, требовали раздела земель церкви между "крестоносцами", предполагали оставить в стране лишь одного епископа. Они не признавали ничьей власти, кроме власти короля. Феодалы воспользовались раздробленностью сил восставших и подавили один за другим очаги Крестьянской войны. В середине июля трансильванский воевода Янош Запольяи разбил войско Дожи под Темешваром. Дожа был схвачен и подвергнут мучительной казни: победители посадили его на раскаленный железный трон и "короновали" раскаленной железной короной. Однако сопротивление феодалам продолжалось в разных районах до конца октября.

* (Ишпан -должностное лицо, назначавшееся королем из представителей знати для руководства комитатом (областью). )

Победив крестьян, феодалы приняли в ноябре 1514 г. антикрестьянский закон, лишавший крестьян свободы и прикреплявший их к земле. Тогда же королевским юристом Иштваном Вер-беци был составлен свод обычного феодального права ("Трипар-титум"), по которому единственными полноправными гражданами и собственниками земли объявлялись дворяне и магнаты. И хотя в последующих декретах крестьянский вывод возобновлялся, закон 1514 г. на практике усиливал бесправие крестьян.

Битва при Мохаче и распад Венгерского королевства. В 1521 г. турецкий султан Сулейман I захватил Белград - ключ к Венгерскому королевству. Однако господствующий класс Венгрии, занятый борьбой за власть, не спешил отражать турецкое наступление. Катастрофа разразилась 29 августа 1526 г. в битве у Мохача. Хорошо вооруженному, дисциплинированному 80-тысячно-му османскому войску противостояло 23-тысячное, наспех собранное, не имевшее единого руководства венгерское феодальное ополчение. Венгры потерпели сокрушительное поражение. Те, кто не погиб в сражении, были зарублены при бегстве или утонули в болотах, находившихся в тылу венгерских позиций. Такая участь постигла и 20-летнего Лайоша II. Страну охватила паника. Не встречая организованного сопротивления, Сулейман I прошел до Буды, подвергнув страну страшному разорению. Надвигавшаяся зима вынудила его покинуть Венгрию.

Хотя в 1526 г. османы не подчинили Венгрию, поражение при Мохаче стало поворотным пунктом в ее истории. После гибели Лайоша II враждующими феодальными группировками на венгерский престол были выбраны сразу два короля: ставленник дворян и части магнатов крупнейший магнат, палач Крестьянской войны Янош Запольяи (1526-1540) и младший брат императора Карла V Фердинанд (1526-1564). Сторонники первого видели спасение государства от османов в "национальном" короле, второго - в союзе с Габсбургами. Непрекращавшиеся соперничество и войны между королями лишь ослабили государство перед растущим натиском Порты, которую конкуренты к тому же использовали в своей борьбе за власть. В 1529 г. по просьбе Яноша Запольяи, изгнанного в 1527 г. Фердинандом из Венгрии, в страну вторглись войска султана и восстановили Запольяи на престоле. В 1532 г. турки вошли в Венгрию с намерением пройти через нее к Вене. Героическое сопротивление небольшой крепости Кесег на западной границе королевства почти на месяц задержало продвижение захватчиков и вынудило их отказаться от дальнейшего похода на Вену.

В 1538 г. между обоими королями был заключен мир, признавший власть каждого на занятой им территории. В то же время предусматривалось объединение королевства под властью Фердинанда после смерти Яноша Запольяи. Однако в 1540 г. после рождения у Запольяи (который вскоре умер) сына Яноша Жигмонда конфликт вспыхнул с новой силой. Сторонники Яноша обратились за помощью к султану, и он воспользовался этим предлогом для нового вторжения и захвата Венгрии.

В 1541 г. пала столица Венгерского королевства Буда, и оно перестало существовать как единое государство. В борьбе за Венгрию столкнулись две крупнейшие военно-политические силы - Германская и Османская империи. При сложившемся внутри- и внешнеполитическом положении Венгерское королевство не смогло отстоять свою целостность и самостоятельность. Последовал 150-летний период его раздела. Венгрия распалась на три части. Все Среднее Подунавье вошло в состав Османской империи как одна из ее провинций. Узкой полосой с запада на северо-восток тянулись земли, попавшие под власть Габсбургов (так называемая королевская Венгрия). На востоке возникло Трансильванское княжество - вассал Порты, - переданное султаном Яношу Жигмонду (1540-1571).

Габсбургская Венгрия. Западная часть Венгрии, попав под власть Габсбургов, формально оставалась самостоятельным королевством. Однако в действительности она все больше превращалась в провинцию многонациональной, медленно централизующейся Австрийской империи. Управление Венгрией осуществлялось под эгидой столичных (венских) властей как через общегосударственные органы (дворцовый, тайный, военный советы, дворцовую канцелярию), так и через те, которые непосредственно управляли Венгрией (венгерские наместнический совет, канцелярию, казну). Тем не менее Фердинанду и его преемникам в их абсолютистских устремлениях не удалось полностью сломить силу венгерских сословий, так как, не имея прочной материальной базы, центральная власть была вынуждена постоянно обращаться к ним за финансовой поддержкой. Поэтому в Венгрии продолжало собираться государственное собрание, основной функцией которого стало вотирование налогов. В обмен на субсидии Габсбурги были вынуждены санкционировать произвол венгерских феодалов в отношении крестьян.

С середины XVI в. в Венгрии, особенно в плодородных зерновых западных районах, широко распространились домениально-барщинные хозяйства, что было вызвано прежде всего потребностями внутреннего рынка при необходимости снабжать провиантом войско, гарнизоны, дворы крупных феодалов. Становление домена сопровождалось расширением барщины. В 70-е годы XVI в. она выросла до 2-3 дней в неделю. Зависимые крестьяне были лишены каких-либо прав на землю, подчинялись поместному суду; были крайне ограничены возможности их вывода. Правда, в отличие от других центрально- и восточноевропейских стран венгерскому дворянству не удалось добиться полной ликвидации вывода крестьян. Это своеобразие объясняется прежде всего тем, что в разных природно-географических районах страны, определявших преобладание той или иной отрасли сельского хозяйства, не сложилось единой законченной барщинно-домениальной системы (а местами она совсем не распространилась). Кроме того, в условиях постоянной военной опасности и войны феодалы были вынуждены идти на уступки крестьянам из-за боязни их бегства. Наконец, в прикреплении крестьян к земле было в большей степени заинтересовано мелкопоместное дворянство, ощутимо страдавшее от потери даже одного-двух работников, в то время как магнаты, напротив, стремились привлечь на свои земли рабочие руки. Вследствие этого отношение к крестьянскому выводу в немалой степени определялось расстановкой сил в отдельных областях между магнатами и мелкопоместным дворянством.

В среде крестьянства шло расслоение. Верхушка стремилась выйти за пределы надельной системы, связанной с крепостными повинностями: приобретала участки целины, виноградники, брала в аренду пустующую пашню, разводила скот на продажу. Такие хозяева могли откупиться от барщины. В XVII в. они составили категорию крестьян, наделенную правом свободного перехода. В деревнях выросло число малоземельных и безземельных крестьян, особенно в связи с тем, что феодалы иногда прибегали к сгону крестьян с земли, обращая ее в домен. Чтобы прокормиться, они были вынуждены браться за сезонную работу.

Негативные изменения в аграрном строе, феодальная реакция приводили к упадку городов и горнорудных промыслов в габсбургской Венгрии. Углублялась диспропорция между ремеслом и торговлей. Некоторые ремесленные специальности исчезали. В то же время заметно выдвинулись занятия горожан в сфере сельского хозяйства. Отрицательно сказались на городах наступление короны и феодалов на городские привилегии и самоуправление, разорительные налоги и военные контрибуции.

Заметные изменения произошли в структуре господствующего класса. Отчетливо выделялись своим экономическим и политическим могуществом магнаты (бароны). В поместьях полутора-двух десятков магнатов проживало до половины крепостных. Этой группе после долгой борьбы с дворянами удалось оттеснить их на задний план в политической жизни. Резко выросла численность мелкопоместных дворян. Их ряды пополняли дворяне-беженцы из захваченных османами областей, а также аноблированные воины. Эти однодворные или безземельные дворяне поступали на службу к магнатам. Так укреплялись вассально-сеньориальные связи, просуществовавшие до изгнания турок.

Габсбурги рассматривали Венгрию как заслон для наследственных австрийских владений от османов и занимались ее делами лишь настолько, чтобы не допустить ее завоевания. Тем не менее остановить продвижение завоевателей не удавалось и территория Венгрии постоянно сокращалась. Ее население страдало от больших государственных налогов и феодальных повинностей, обязанности содержать войска, от феодальной анархии, от войн, от грабежей и насилий не только чужих, но и своих армий.

Венгерские земли под властью Порты. Занятая турками территория бывшего Венгерского королевства вошла в состав Османской империи и в соответствии с ее военно-административным устройством была поделена на вилайеты (провинции) и санджаки (округа). Во главе вилайета стоял бейлер-бей, который обычно имел титул паши. Санджаком управлял бей. Бейлер-бею принадлежала административная, военная, судебная и церковная власть. При нем функционировал совещательный орган - диван. Среди должностных лиц турецкой администрации важную роль играл дефтердар, руководивший налоговой службой. В Венгрии было организовано пять вилайетов: в 1541 г. - будайский, позже - темешварский, эгерский, канижайский, варадский. Наместником султана был будайский паша. Ранг везиря давал ему право надзора над другими венгерскими вилайетами и ведения переговоров с иностранными державами.

Вся земля являлась собственностью султана. Ее пятая часть находилась в непосредственном ведении казны (хас). Из этого фонда временно наделялись землей (вернее, доходами с нее) государственные чиновники. Остальная часть раздавалась на время службы воинам-сипахиям. Стремясь не допустить формирования наследственного землевладения, которое могло усилить сепаратистские тенденции провинций, султан часто перемещал как сипахиев, так и высших должностных лиц. Например, в будайском вилайете за 145 лет сменилось 99 пашей. Эта политика вела к хищнической эксплуатации подвластного населения, поскольку обладатели земель и должностей стремились в кратчайшие сроки получить максимум доходов.

Вместе с завоевателями на территорию бывшего Венгерского королевства пришли исламизированные выходцы с Баклан: сербы, боснийцы, греки, болгары, влахи и другие, пополнявшие ряды пограничного воинства, гарнизоны захваченных османами крепостей; много было купцов и торговцев.

На немусульманское население (райя) налагались тяжелые повинности и налоги: в пользу казны - харадж (с владельцев недвижимости), джизье (подушный), церковная десятина; со всех землевладельцев-христиан взимался налог испендже. Существовало много других налогов. До 40 дней в году отнимали отработки в пользу государства. В результате отсутствия постоянных, твердо определенных границ между "турецкой" и габсбургской Венгрией сложилась широкая пограничная полоса, население которой платило налоги и туркам, и Габсбургам. Тяжесть податного бремени усиливалась беззакониями и злоупотреблениями со стороны фиска.

Безжалостная эксплуатация местного населения, опустошительные войны приводили к печальным последствиям. Исчезали целые деревни, пашни, виноградники. Их место занимали пустоши, болота. Более чем втрое сократилось население. Оно попадало в рабство, бежало в не занятые турками области, истреблялось в войнах.

Переживали упадок города. Строительство в них не велось, здания ветшали, разрушались. Деградировало ремесло. Несмотря на то что турки поощряли торговлю, ее масштабы сократились, а характер (преобладание внешней торговли, экспорт скота, импорт ремесленных изделий) отражал неразвитость экономики. Несколько особняком стояли рыночные местечки Альфельда, расширявшие размеры товарного скотоводства и богатевшие на нем благодаря как раз увеличению заброшенных земель.

Трансильванское княжество. Оно включало в себя территории собственно Трансильвании и венгерских затисских областей. Как вассал Порты оно платило дань султану и не могло вести самостоятельной внешней политики. По форме правления Трансильвания была сословно-представительной монархией. Князь выбирался государственным собранием, в котором наряду с венгерскими магнатами участвовали представители трех привилегированных "наций" - венгерского дворянства, патрициата саксонских (немецких) городов и феодализировавшейся верхушки секеев. Влахи, составлявшие в конце средневековья значительную часть населения Трансильвании, не входили в число привилегированных "наций" и за редким исключением не участвовали в государственном собрании и не обладали политической властью в стране. Влашское дворянство было представлено лишь в местных сословных органах управления. Сословное представительство играло здесь большую роль, чем в габсбургской Венгрии, благодаря сильным позициям мелкого и среднего дворянства. Они не допустили превращения княжеской власти в наследственную. Тем не менее в Трансильвании в целом успешно шел процесс укрепления центральной власти.

В трансильванской экономике и социальной структуре общества происходили в основном те же изменения, что и в габсбургской Венгрии. Однако здесь эти процессы имели особенности. Так, феодально-крепостнические отношения в полной мере развились только в центральных областях на землях венгерских и влашских феодалов. В то же время немецкие крестьяне саксонских округов, часть крестьян влашских общин, а также секеев, несших военную службу, сохранили личную свободу. Саксонские города Трансильвании Надьсебен (Сибиу), Бестерце (Бистрица), Брашшо (Брашов) и другие не утратили значения центров ремесленного производства. Они поддерживали тесные торговые связи с Дунайскими княжествами - Молдавским и Валашским, вывозили туда ремесленные изделия, а ввозили вино, скот и другую сельскохозяйственную продукцию. Во второй половине XVI в. благодаря местной торговле и связям с центральноевропейскими странами на первое место выдвинулся Коложвар (Клуж).

Трансильванское княжество возникло в условиях ожесточенной борьбы между Габсбургами и Портой. Во второй половине XVI в. среди трансильванских феодалов были сильны прогабсбургские настроения. При Яноше Жигмонде дважды предпринимались попытки восстановить единство Венгерского государства под эгидой Габсбургов, кончавшиеся для них неудачей.

В 1571 г. после смерти Яноша Жигмонда государственное собрание отказалось признать наследственные права на Трансильванское княжество Максимилиана Габсбурга и избрало главой государства Иштвана Батори (с 1571 по 1576 г. - воевода, с 1576 по 1586 г. - князь). Иштван Батори продолжил политику предшественников, направленную на усиление центральной власти. Он признал военное значение хайдуков, создав из них воинские формирования и освободив от налогов. При Иштване Батори Трансильванское княжество оформилось как относительно самостоятельное. Были отвергнуты попытки Максимилиана II вмешиваться во внутренние дела княжества. В 1576 г. Батори был избран королем Польши под именем Стефана Батория и навсегда покинул родину.

В 1602 г. в Трансильвании установилась власть Габсбургов, показавших свои истинные намерения в отношении княжества. Действия военного правительства не отличались от действий вражеской армии в оккупированной стране. Стала очевидной необходимость сохранения независимости княжества от Габсбургов, что и определило внутреннюю и внешнюю политику трансильванских князей в XVII в. Восстанием Иштвана Бочкаи в 1604 г. начались антигабсбургские освободительные войны, охватившие и королевскую Венгрию. Бочкаи был избран князем (1605-1606).

Наивысшего подъема Трансильванское княжество достигло в первой половине XVII в. в правление Габора Бетлена (1613-1629) и Дьердя Ракоци I (1630-1648). Они смогли не только отстоять независимость Трансильвании, но и расширили ее территорию. Базой для военных и дипломатических успехов послужили мероприятия по укреплению центральной власти. Были проведены военная, административная, финансовые реформы. Бетлен вернул казне многие земельные пожалования и перестал раздавать их на основе вечного права. Государственной монополией стали доходы от чеканки монет, горных промыслов, таможен, экспортной торговли сельскохозяйственной продукцией. Бетлен поощрял развитие отечественных ремесел и торговли, приглашал из-за границы купцов и ремесленников, предоставляя им льготы. В 1627 г. договор о свободной торговле был заключен даже с враждебной Веной. Бетлен отказался от дворянского ополчения. Исходя из интересов армии, он выступал против чрезмерного обложения повинностями крестьян, против роспуска хайдукских воинских формирований, закрепощения свободных секеев. Именно они составили ядро его армии. Бетлену удалось создать независимый от сословий государственно-управленческий аппарат. Государственное собрание подчинялось ему.

В правление Бетлена и Дьердя Ракоци I Трансильванское княжество стало заметной политической силой в Центральной Европе, с которой считались другие государства. В то же время прогрессивные мероприятия внутренней политики не меняли феодальной сущности этого государства, основанного на эксплуатации крепостного крестьянства и защите классовых интересов феодалов. Не могли развиваться и раннекапиталистические отношения из-за слабости бюргерства и общей неразвитости производительных сил.

Борьба народов Венгрии и Трансильвании против османского ига. После взятия Буды в 1541 г. Порта в течение почти полутора веков не оставляла попыток полного завоевания Венгрии. В османском наступлении выделяются три этапа: походы 40-60-х годов XVI в. - время наибольших завоеваний, Пятнадцатилетняя война 1592-1606 гг. и 60-е годы XVII в.

В 1552 г. султан направил свои армии в Южную Трансильванию и Верхнюю Венгрию. Пять недель длилась осада важнейшего стратегического пункта Темешвара. Когда дальнейшее сопротивление стало невозможно, гарнизон и его начальник Иштван Лошонци сдались на милость победителей, но были вероломно ими убиты. Взятие Темешвара открыло османам дорогу в Трансильванию.

На пути в Верхнюю Венгрию войскам будайского паши Али после тяжелых боев удалось взять крепость Дрегей, которую героически защищали 150 воинов гарнизона во главе с капитаном Дьердем Сонди, выходцем из крепостных крестьян. В руки турок перешел ряд важнейших крепостей. Войска паши, во много раз превосходившие число защитников, осадили Эгер, называвшийся "воротами Верхней Венгрии". Его обороной руководил талантливый военачальник Иштван Добо. Защитники крепости, в основном ремесленники и крестьяне окрестных сел, поклялись не вступать в переговоры с врагом. Особую славу снискали в народе женщины Эгера, которые героически сражались на крепостных стенах рядом с мужчинами. Осада длилась около двух месяцев. Но город так и не дождался помощи австрийских войск. Османы не смогли овладеть Эгером и были вынуждены отступить.

В 1566 г. после восьмилетнего перемирия, заключенного в 1559 г., Порта возобновила войну с Габсбургами за Венгрию. Венгерским вспомогательным войскам, входившим в состав императорской армии, удалось одержать ряд побед. Но Максимилиан не закрепил успеха, так как берег армию на случай броска армии султана на Вену. Между тем 100-тысячное войско Сулеймана, усиленное 300 пушками, двинулось на Сигетвар, от которого открывалась дорога на Вену. Его защитники успешно действовали уже в военной кампании 1552-1559 гг., трижды отстояв свою крепость. В 1566 г. в Сигетваре находилось 2500 венгерских и хорватских воинов, руководимых хорватским баном Миклошем Зриньи. Всей стране стали известны его слова: "Нет ничего более святого, чем служить любимой родине в ее смертный час". Осада продолжалась месяц. Когда стало ясно, что крепость удержать нельзя, Зриньи с последней горсткой храбрецов вышел из нее, чтобы принять смерть в бою.

Жертва сигетварцев не была напрасной. Во время осады умер султан Сулейман и турки, потерявшие у Сигетвара четверть армии, отказались от похода на Вену. В 1568 г. между Максимилианом II и Селимом II в Адрианополе был подписан мир, по которому признавался раздел Венгрии, а Габсбурги обязывались платить Порте ежегодную дань в 30 тыс. золотых флоринов.

Таким образом, система крепостей, несмотря на большие потери, выдержала самый сильный удар врага. Однако им предстояло защитить остатки Венгрии в повседневной борьбе на границе с превосходящими силами турок-османов, ибо даже в периоды действия мирных договоров на границе не прекращались стычки, малые походы османов на венгерские территории, а венгров - на турецкие, грабеж османами городов и деревень. Жизнь пограничных районов была трудной. Воинам приходилось бороться с турками в условиях плохого снабжения оружием, продовольствием, задержки и без того мизерного жалованья. Поэтому они занимались самообеспечением, не останавливаясь перед грабежом своего гражданского населения. Помимо профессиональных воинов, набиравшихся из числа иностранных наемников и мелкого местного дворянства, на границе сражались хайдуки - частично в составе гарнизонов и императорских войск, но в основном на свой страх и риск. Господствующий класс рассматривал основную массу хайдуков как беглых крестьян, боялся их и отказывался признавать их свободу и положение в обществе.

В крепостях бок о бок с венграми сражались хорваты, словаки, влахи. Без напряжения сил венгерского и невенгерского зависимого крестьянства, несшего на себе основное бремя налогов и связанных с войной повинностей, пограничная оборона не выстояла бы.

В 15-летней войне, начавшейся между Портой и Габсбургами, вскоре сложилась сильная антиосманская коалиция, в которую вошли также Трансильванское, Молдавское и Валашское княжества. Первый период войны (до 1596 г.) ознаменовался успехами коалиции. Был освобожден ряд крепостей в Северной Венгрии, между Дравой и Савой, по линии реки Муреш в Трансильвании. Удачным был валашский поход 1595 г. трансильванского князя Жигмонда Батори, нанесшего тяжелое поражение войску великого везиря Синана у Джурджи. Готовилась осада Буды и Темешвара. Возникла реальная возможность изгнания завоевателей. Порта запросила мира. Однако император Рудольф медлил. Тем временем в 1596 г. после поражения объединенных войск Трансильвании и Габсбургов при Мезекерестшеге в Северо-Восточной Венгрии в войне наметился перелом. Пали Эгер и Канижа. Не получившие жалованья императорские войска грабили Венгрию и Трансильванию, внушая населению не меньший ужас, чем турки и татары. Имперские военно-оккупационные власти преследовали протестантов-дворян, отбирая у них имущество в императорскую казну. Война привела не к изгнанию турок, а к антигабсбургскому восстанию в Венгрии и Трансильвании под предводительством Иштвана Бочкаи. Освобождение Венгрии из-под ига Порты было отодвинуто почти на век.

Реформация в Венгрии и Трансильвании. Идеи Реформации в Венгрии и Трансильвании получили широкое распространение. Этому способствовала феодальная реакция в деревнях и рыночных местечках, распад государства и усиление феодальной анархии в стране, ужасы османских завоевательных походов, недовольство всех слоев общества политикой Габсбургов. Реформационное движение в Венгрии и Трансильвании не было монолитным; оно распалось на ряд направлений в соответствии с интересами социальных групп и классов, участвовавших в нем.

В 20-е годы XVI в. в Венгерское королевство проникли идеи лютеранства. Их приносили обучавшиеся в Виттенберге и других германских университетах студенты из Венгрии. В 1525 г. государственное собрание приняло декрет против лютеран, предусматривавший их изгнание из страны и даже казнь. Однако, несмотря на эти меры, реформационное движение ширилось. Идеи лютеранства нашли поддержку в первую очередь среди немецкого бюргерства саксонских городов Трансильвании, позже - среди венгерского и словацкого населения городов на севере страны. К лютеранству примкнули многие магнаты и дворяне. Городской патрициат и феодалов привлекала в лютеранстве возможность захвата имущества и доходов церкви. Так, в Трансильвании церковная десятина перешла в княжескую казну, а в саксонских округах - в руки немецких бюргеров. Используя право патроната, феодалы насаждали лютеранство среди своих крепостных.

С 30-40-х годов в Венгрии и Трансильвании особой популярностью стали пользоваться кальвинизм и антитринитаризм (унитаризм). Наиболее питательной средой для них явились крестьяне-то варопроизводители и торговцы рыночных местечек. В произведениях и проповедях Матьяша Девай Биро, Имре Озораи и их последователей помимо кальвинистской критики церкви звучали и социальные мотивы: сторонники новой церкви противопоставлялись папе-антихристу, простой народ - попам, господам, князьям, всякой светской и церковной власти. Народные проповедники учили, что самое большое зло - турки - посланы на Венгрию из-за произвола магнатов, алчности попов и других грехов господ. Несмотря на острую социальную направленность, эти учения не содержали призывов к революционным действиям. В них речь шла лишь о необходимости ограничить эксплуатацию, признавалось возможным направить на путь истины "плохих господ" и т. п. Очевидно, в этом сказывалась двойственность общественного положения зажиточного населения рыночных местечек - нередко эксплуататоров и эксплуатируемых одновременно.

Среди более радикально настроенных беднейших крестьян, городского плебса, горнорабочих Северо-Восточной Венгрии и Трансильвании получил распространение анабаптизм. В его социальной программе содержались идеи отрицания духовенства, неприятие налогов и таможенных пошлин, отказ служить "неверным" господам. Идеологи анабаптистов, к которым примкнули наиболее радикальные антитринитаристы Ференц Давид, Лукач Эгри и другие, проповедовали скорое наступление конца света и установление тысячелетнего царства божия, вечного мира. Однако и они считали, что эти перемены должен совершить бог, а не вооруженный народ.

Между различными направлениями Реформации во второй половине XVI в. шла борьба, которая к концу века привела к сближению и примирению лютеран, кальвинистов и близких к ним сакраментариев, стремившихся объединить идеи цвинглианства и кальвинизма. Это сближение стало возможным потому, что все они исходили из признания незыблемости существующего строя. Поэтому в Венгрии и Трансильвании уже с 60-х годов XVI в. они стали послушным орудием в руках господствующего класса, а в XVII в. протестантизм превратился в один из главных лозунгов освободительных антигабсбургских движений, возглавляемых феодалами. Стал умереннее и антитринитаризм. В то же время последователи народной Реформации преследовались.

По-разному складывались отношения между церковью и государством в габсбургской, османской Венгрии и Трансильванском княжестве. Османы не проявляли большого интереса к вероисповеданию местного населения. Более того, они весьма благосклонно относились к Реформации, поскольку видели в ней один из инструментов борьбы с Габсбургами. Поэтому Реформация беспрепятственно распространялась в деревнях и рыночных местечках в подвластных туркам областях. Княжеская власть в Трансильвании покровительствовала Реформации. В 1542 г. там была упразднена власть католического епископа. Официальное признание получили реформатская кальвинистская (1564), евангелическая лютеранская (1568), а затем унитаристская (1576) церкви. Таким образом, в Трансильвании в XVI в. сложилась система четырех признанных вероисповеданий, что в то время было необычным для Европы. Однако в их число не входило православие, традиционно охватывавшее в Трансильвании большие массы населения, в первую очередь влахов и славян. В габсбургской Венгрии протестантские церкви на протяжении XVI века так и не были признаны официально и преследовались. Протестанты добивались религиозных свобод с оружием в руках в ходе антигабсбургских освободительных войн.

С началом этих войн (1604) совпала контрреформация, проводимая Габсбургами. Военные власти преследовали протестантов, против них издавались законы. Наибольших успехов контрреформация в габсбургской Венгрии достигла в первой половине XVII в., когда поход против протестантов возглавил эстергомский архиепископ Петер Пазмань. Он придавал большое значение возвращению в католическую веру магнатов и дворян и считал, что они должны и могут определять вероисповедание своих крестьян. В целях воспитания молодежи в духе католицизма Пазмань способствовал укреплению в Венгрии позиций иезуитов, появлению их школ, коллегий, конгрегации. В 1635 г. в Надьсомбате (Трнаве) по его инициативе был открыт иезуитский университет. В ходе контрреформации часть населения вернулась к католицизму.

Антигабсбургские освободительные движения в Венгрии и Трансильвании. Хозяйничанье в Венгрии и Трансильвании наемных войск Габсбургов, нарушение прав и привилегий дворянства, религиозные преследования, упадок экономики привели в начале XVII в. к антигабсбургским освободительным движениям, продолжавшимся с перерывами более ста лет (1604-1711).

Антигабсбургские войны были широким общественно-политическим движением, сложным по социальному составу. Его возглавило боровшееся за сохранение своих сословно-феодальных привилегий дворянство, получившее поддержку народных масс (хайдуков, городского плебса, крестьян). Разделяя враждебность венгерского дворянства к Габсбургам, они боролись за независимость, так как связывали с ней надежды на улучшение своего положения.

Инициатором борьбы выступило Трансильванское княжество. Первый этап войн начался в 1604 г. с восстания Иштвана Бочкаи. В течение короткого времени его войско, основу которого составили хайдуки, освободило от императорской армии почти всю северовосточную часть габсбургской Венгрии и стало вторгаться в австрийские владения. Венгерские сословия избрали Бочкаи князем Трансильвании и Венгрии. Император Рудольф был вынужден пойти на переговоры с ним. По Венскому миру 1606 г. Трансильвании обеспечивалась независимость, а ее территория увеличивалась за счет нескольких венгерских комитатов. Венгрия оставалась под властью Габсбургов, но сословиям гарантировалось соблюдение их прав и привилегий, восстанавливалось значение венгерских государственных учреждений, утверждалась свобода вероисповедания, которая, однако, не распространялась на крестьян. Бочкаи, признавая заслуги хайдуков в освободительной войне, даровал 11 тысячам из них землю и дворянское достоинство. Когда после смерти Бочкаи (1606) феодалы попытались лишить хайдуков этих прав, те с оружием в руках защитили их.

Габсбурги нарушали данные обещания, поэтому борьба с ними возобновилась при Габоре Бетлене. Он ставил целью создание независимой национальной монархии на основе объединения Венгерского королевства с Трансильванией и его вхождение в единый государственный союз с Австрией и Чехией, ибо только так можно было надеяться на изгнание турок. Для этого Бетлен принял участие в Тридцатилетней войне в составе антигабсбургской коалиции и добился значительных военных успехов, предприняв три похода против императорских войск в 1619-1626 гг. Бетлен подчеркивал национальный характер освободительной борьбы и призывал к участию в ней все сословия "без различий лиц и религии". В 1620 г. государственное собрание Венгрии выбрало его сначала князем, а позже королем Венгрии. Однако поражение чехов у Белой Горы оставило Бетлена без союзников, а их поиски среди западноевропейских государств ощутимых результатов не давали. Испугавшись тягот войны и ослабления власти над крепостными, венгерские феодалы стали отходить от Бетлена. В такой обстановке, несмотря на военные успехи, он был вынужден неоднократно идти на переговоры с Фердинандом II. Но даже наиболее выгодный для Бетлена Никольсбургский мир 1622 г. не давал ничего принципиально нового по сравнению с Венским миром 1606 г. Сохранив за собой Трансильванское княжество, к которому временно присоединялись семь венгерских комитатов, Бетлен был вынужден отказаться от притязаний на королевскую Венгрию.

Преемник Бетлена Дьердь Ракоци I включился в борьбу с Габсбургами на завершающем этапе Тридцатилетней войны, заключив союз с Францией и Швецией. Однако Порта, не без оснований опасавшаяся усиления Трансильвании и ее объединения с Венгрией в случае поражения Габсбургов, опротестовала этот самостоятельный шаг внешней политики своего вассала и вынудила его к переговорам с Фердинандом III. Линцский мир 1645 г. распространял свободу вероисповедания на крестьянство, укреплял позиции князя в присоединенных княжествах.

Таким образом, два первых этапа борьбы за независимость не привели к освобождению Венгрии от Габсбургов, но не допустили ее полного подчинения, как это случилось с Чехией. Что касается Трансильвании, ей удалось отстоять независимость и укрепиться. В то же время народным массам, принявшим активное участие в движениях и обеспечивавшим их военные и дипломатические успехи, эти войны в целом не принесли облегчения.

Классовая борьба в Венгрии и Трансильвании. После Мохача в Венгрии, распавшейся на три части, не сложилось условий для восстаний крестьян в масштабах всей страны. Известны лишь локальные выступления. Специфику антифеодальной борьбы в это время определяли антигабсбургские и антитурецкие войны, приглушившие ее "чисто классовую" направленность и остроту. Это происходило в первую очередь потому, что участие в войнах против османов и Габсбургов наиболее беспокойных крестьянских элементов в определенной мере ослабляло накал классовой борьбы в деревне, хотя в то же время являлось выражением их классового протеста. Широко распространились побеги крестьян от феодалов. Опасность бегства крестьян, которое было трудно остановить в обстановке военной нестабильности, вынуждала феодалов ограничить эксплуатацию. Часть беглых крестьян деклассировалась и становилась хайдуками. Борьбу хайдуков за признание господствующим классом их права на личную свободу и землю можно расценивать как составную часть антифеодальной борьбы народных масс. В войнах возрастал уровень классовой организованности крестьянства: в антифеодальной борьбе оно смогло использовать свой опыт вооруженной борьбы с османами. Известны выступления, в которых оружие, поднятое против завоевателей, оборачивалось, как в 1514 г., против собственных феодалов. Но даже в тех случаях, когда организованно выступавшие против османов крестьяне не выдвигали антифеодальных лозунгов, эти движения не без основания внушали опасения господствующему классу и при первой возможности подавлялись им.

Именно так сложилась судьба начавшегося в 1526 г. движения венгерских, валашских и сербских крестьян в районе между Тисой и Мурешом под предводительством Йована Черного. Оно началось под лозунгом борьбы с турками. Йован Черный провозгласил себя царем и во главе своей хорошо организованной крестьянской армии одержал ряд побед над османами и венгерскими феодалами, двинувшимися против крестьян. Янош Запольяи и Фердинанд I использовали его в своей междоусобной борьбе. В 1527 г. движение было подавлено феодалами с помощью городского патрициата.

Как крестовый поход против турок началось в 1569 г. движение венгерских и валашских крестьян в районе Дебрецена под руководством влаха Георгэ Крэчуна (Дьердя Корачоня), объявившего себя божьим избранником, посланным для освобождения родины от турок. Идейным знаменем движения был анабаптизм. Наступление тысячелетнего царства божьего, приуроченного анабаптистскими проповедниками к 1570 г., Георгэ Крэчун связывал с бескровной победой вооруженного лишь псалмами "святого" крестьянского войска над турками. Однако когда передовой отряд десятитысячной крестьянской армии был разбит турками, руководители движения стали обвинять в случившемся присоединившихся к ним корыстолюбцев и грешников, лишенных святости. Свой гнев крестоносцы направили против патрициата Дебрецена, попытавшись захватить город и принудить отошедших от движения горожан к помощи. Георгэ был схвачен и убит, а движение подавлено феодалами и теми же горожанами Дебрецена.

В выступлениях Йована Черного и Георгэ Крэчуна сражались представители нескольких народностей. В полиэтническом государстве Габсбургов и Трансильвании, где трудящиеся в одинаковой мере страдали от своих и чужих угнетателей и поработителей, эта черта характерна для народных движений.

Антифеодальная направленность четче выражена в восстании хорватских и словенских крестьян 1572-1573 гг. под предводительством Матэ Губеца. Восстание нашло поддержку у крестьян Штирии и Каринтии. 20-тысячное крестьянское войско заняло город Штубицу и объявило Губеца "крестьянским" королем. Восставшие требовали уравнения в правах крестьян и господ, ликвидации власти феодалов, уничтожения барщины и десятины, раздела дворянских земель. Однако феодалам удалось расправиться с распавшимся на мелкие отряды крестьянским войском. Губец был казнен, как Дожа.

В 1631 г. в области Верхней Тисы, известной богатыми винодельческими местечками, вспыхнуло восстание крестьян против бесчинств императорской армии и феодального гнета. Организационной основой восстания послужили крестьянские военные комитаты (округа), созданные в целях самообороны от турецких набегов. Собравшееся близ Токая крестьянское войско избрало командиром крестьянского капитана Петера Часара, совет армии и выработало программу. Главными в ней были требования вывода императорских войск и уменьшения феодальных повинностей. Однако в вопросе о союзниках среди восставших не было единства. Представлявший верхушку крестьянства Петер Часар стоял за союз с дворянством и хотел договориться о совместных действиях с трансильванским князем Дьёрдем Ракоци I. Рядовые крестьяне, возглавляемые Имре Чукой, видели в дворянах врагов и начали вооруженную борьбу с ними. Петер Часар, отправившийся на переговоры с дворянами в Кашшу (Кошице), был схвачен и казнен. После этого восстание вспыхнуло с новой силой и кроме венгерских областей охватило значительную территорию Словакии и Закарпатской Украины. Движение было подавлено в 1632 г.

Составной частью антифеодальной борьбы были восстания секейских общин в Трансильвании в 1562, 1571 и 1595 гг., выступивших против нарушения их прав и привилегий, против угрожавших им закрепощения и увеличения повинностей. Значительной части секеев удалось сохранить личную свободу на основе несения военной службы.

Под влиянием Великой Крестьянской войны в Германии в 20-е годы XVI в. неоднократно поднимались на борьбу с городскими магистратами и владельцами рудников Фуггерами горнорабочие словацких рудников Венгерского королевства. И в XVII в. в Словакии и Трансильванском княжестве не прекращались волнения горняков, которые боролись против попыток превращения их в крепостных.

Культура Венгрии и Трансильванского княжества. После Мохача, со второй четверти XVI в., культура народов бывшего Венгерского королевства оказалась в чрезвычайно сложном положении. В Венгерском королевстве ее развитию препятствовали нескончаемые войны, религиозная и национальная политика Габсбургов, насаждавших католицизм и подавлявших формировавшееся национальное самосознание. Эти условия определили некоторые особенности венгерской культуры, в частности существование литературы, которой были присущи высокий патриотизм, острая полемичность и политическая направленность.

В венгерской латиноязычной литературе этого периода сохранились традиции гуманизма. Авторы исторических трудов Иштван Бродарич, Миклош Олах, Янош Жамбоки, Миклош Иштванфи, Дьёрдь Сереми пытаются осмыслить причины произошедшей в Венгрии катастрофы. Некоторые из них обвиняют магнатов.

Большую роль в формировании венгерского литературного языка и национальной культуры сыграла Реформация. Протестанты проповедовали на венгерском языке, открывали школы с преподаванием на родном языке, основывали типографии, первой печатной продукцией которых были венгерские переводы Библии и богослужебные книги. Создаются первые грамматики венгерского языка. Трансильванский проповедник и издатель Гашпар Хелтаи (1490-1574), прославившийся своими остросоциальными переработками басен Эзопа, дал первое систематическое изложение истории Венгрии на венгерском языке.

Интересна и значительна венгерская поэзия того времени. В стихах Петера Борнемиссы, Шебештьена Тиноди Лантоша, Яноша Римаи звучат любовь к родине, гордость ее защитниками, ненависть к врагу. Подлинным основателем венгерского поэтического языка был воин-поэт Балинт Балашши. Его любовная лирика и патриотические стихи, в которых он проникновенно писал о "трудной, но прекрасной" жизни солдат пограничья, являющих собой "пример высокой человечности и мужества", составляют одну из ярких страниц венгерской поэзии. Свою любовь к родине Балашши доказал всей своей жизнью и героической смертью при обороне Эстергома.

Крупнейшей фигурой венгерской литературы XVII в. был выдающийся поэт, публицист, государственный деятель и полководец, отпрыск аристократического хорватского рода Миклош Зриньи (1620-1664). В своих произведениях "О короле Матьяше", "Целебное средство против турецкого дурмана" и других он изложил передовую для того времени концепцию создания национального государства и проводил мысль о том, что изгнание турок должно стать делом самих венгров. Для этого Зриньи предлагал создать сильную армию, состоящую в первую очередь из крепостных крестьян. Большую известность принесла Зриньи эпическая поэма "Сигетварское бедствие", в которой он воспел подвиг своего прадеда при защите Сигетвара в 1566 г.

В годы борьбы за независимость бурно расцвела народная поэзия. Ее составной частью были песни куруцев - участников освободительных войн. Помимо патриотизма они выражали социальный протест наиболее бедных слоев общества.

К середине XVI в. восходят истоки венгерской драматургии. Она возникла как одна из форм протестантской религиозной пропаганды и борьбы с католическим духовенством. Одновременно возникает и светский театр, затрагивающий острые социальные и политические проблемы. Так, в пьесе "Электра" Петера Борнемиссы античный сюжет трактуется в духе современной автору венгерской действительности: ставится вопрос о возможности сопротивления королю-тирану. В первой национальной драме "Меньхард Балашши", написанной Каради, представлена типичная фигура периода феодальной анархии - подлый, продажный магнат.

Во второй половине XVI-в XVII в. благоприятные условия для развития культуры создались в Трансильванском княжестве, где у протестантизма были более прочные позиции. При дворе трансильванских князей нашли убежище зарубежные ученые, писатели, педагоги, внесшие значительный вклад в развитие культуры и образования. В середине XVII в. по приглашению княжеского двора в известной школе в Шарошпатаке преподавал выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский.

Флаг Трансильвании

Герб Трансильвании

Первый герб Трансильвании был составлен в 1596 году Левинусом Хульсиусом и выглядел так: щит пересечён; в первой части - возникающий орел, во второй - семь холмов с башнями. Однако уже в 1597 году изменил герб: к орлу были добавлены изображения солнца и луны, а холмы с башнями заменены на просто башни.

В 1659 году сейм Трансильвании утвердил этот герб, добавив червленый пояс. Элементы герба символизировали основные нации Трансильвании: орел (точнее - птица Турул) символизировал венгров; семь башен - саксов (немецкое название Трансильвании - Siebenbürgen, то есть Семиградье); червленый пояс символизировал секеев.

Алба-Юлия - один из семи городов, основанных венграми в Трансильвании, отчего та получила название Семиградье. Венгерское название города - Дьюлафехервар, так как первоначально он был резиденцией дьюлы - правителя Трансильвании. После захвата Центральной Венгрии турками-османами в 1526 году Трансильвания, отрезанная от , стала самостоятельным государством, а Дьюлафехервар - ее столицей.

Княжеский дворец был построен в XV веке и служил резиденцией правителей Трансильвании до конца XVI века. Современники описывали его как роскошное здание, украшенное фресками и мраморными лестницами. В 1599-1600 годах из княжеского дворца управлял всеми тремя Дунайскими княжествами. Недаром ныне у главного входа во дворец стоит конная статуя знаменитого господаря.

Во время хаоса, царившего в Трансильвании в начале XVII века, дворец был сильно разрушен. и восстановили дворец, но не во всей прежней красе. После потери Трансильванией независимости бывший дворец был отдан под солдатские казармы. В настоящее время он находится в весьма запущенном состоянии, но власти Алба-Юлии разрабатывают проект его восстановления.

Княжество Трансильвания
Erdélyi Fejedelemség (венгер.), Principatul Transilvaniei (румын.)

В античную эпоху Трансильвания была ядром государства даков. Здесь, на холме Грэдиштя-Мунчелулуй, находилась их столица Сармизегетуза. Во времена римского владычества Трансильвания входила в провинцию Дакия.

Во времена Великого переселения народов через Трансильванию прошло множество кочевых племён, последним из которых были мадьяры (венгры). По преданию, вождь каждого из семи венгерских племён построил себе по глиняному "замку", отчего этот регион впоследствии получил название "Семиградье".

В Венгерском королевстве Трансильвания всегда имела особый статус. В раннем средневековье местные вожди - дьюлы - правили как почти независимые правители. Позже короли Венгрии стали назначать в Трансильванию воевод.

Этнический состав Трансильвании был чрезвычайно пёстр. Поначалу большинство населения составляли венгры и секеи - этакие "венгерские казаки", занимавшиеся скотоводством (они даже платили специальный налог быками) и несшие военную службу по охране границ. Значительную долю составляли молдаване и валахи, бежавшие из-за Карпат от произвола местных господарей.

Кроме того, короли Венгрии охотно приглашали к себе немцев (преимущественно саксонцев) - торговцев и ремесленников, которых селили в Трансильвании. Семь городов, построенных трансильванскими саксами, дали другое название региону - Siebenbürgen , то есть Семиградье. (Эта версия происхождения названия выглядит более реалистичной, чем изложенная выше легенда о семи мадьярских князьях.) В феврале 1438 года был узаконен "союз трёх наций" (мадьяров, саксов и секеев) по совместному управлению Трансильванией. При этом православное большинство - молдаване и валахи - было ущемлено в правах.

В 1526 году в битве с турками при Мохаче погиб король Венгрии . Знать из западных областей Венгрии признала власть , который унаследовал Лайошу согласно достигнутой ранее договорённости. Однако магнаты Восточной Венгрии избрали из своих рядов другого короля - . На протяжении тридцати с лишним лет Запольяи боролись с Габсбургами и в итоге были вынуждены уступить: в 1570 году отказался от претензий на королевский титул и принял титул "князь Трансильвании и правитель части Венгрии".

Формально князья Трансильвании считались имперскими князьями, но фактически они были вассалами турецких султанов и платили Порте дань. При этом они сохраняли значительную автономию во внутренних делах. Трансильвания являлась сословно-представительской монархией. Князь избирался Государственным советом, в который помимо венгерских магнатов и секейской знати входили представители саксских городов. Усиление какой-либо знатной фамилии и попытка князя передать власть по наследству приводила к росту недовольства среди других дворян и свержению династии. Этому немало способствовали и Габсбурги, и османы, заинтересованные в существовании слабого и политически нестабильного княжества.

Несмотря на это, именно Трансильвания на протяжении полутора столетий сохраняла живую венгерскую культуру и идею венгерской независимости. Княжество добилось значительной степени религиозной и политической независимости в пределах своих собственных границ и успешно боролось за конституционные свободы. Трансильвания возглавила также процесс протестантской реформации в Венгрии. Ведущей религией стал кальвинизм, в северной части многие немцы и словаки приняли лютеранство. Князь даже предпринял в 1620-1621 годах попытку объединения венгерских земель под своей властью, но в итоге потерпел неудачу. и также много сделали для образования и культуры, их правление справедливо называют золотым веком Трансильвании. Они щедро выделяли деньги на украшение своей столицы Дьюлафехервара, которая стал главным оплотом протестантизма в Восточной Европе. Во время их правления Трансильвания также был одной из немногих европейских стран, где католики, кальвинисты, лютеране и унитарии жили во взаимной терпимости.

Последней попыткой восстановления независимости Трансильвании и вообще всей Венгрии стало восстание в 1705-1711 годах. Династия Габсбургов в Венгрии была низложена. Была создана Конфедерация венгерских сословий во главе с князем . Однако к 1711 году восстание было подавлено, и трансильванская государственность была окончательно упразднена. Бывшее княжество было присоединено к Венгерскому королевству на правах личной унии.

Короли Восточной Венгрии

Князья Трансильвании

1602-1603

Под властью Габсбургов. Военная администрация Джорджо Басты, управлявшего от имени императора

1603-1605

Бетлены

Трансильвания - историческая область в , классический пример региона со сменой геополитического и социокультурного кода.

Восточные и Южные Карпаты образуют горный клин с наибольшей высотой в 2544 метра. Эта природная граница на протяжении веков защищала Трансильванское плато с востока и юга.

О фракийском племени даков, населявшем Трансильванию, упоминает древнегреческий историк и географ Страбон. Воинственные даки совершали набеги на Римскую империю. Император Траян, в честь которого названы сооруженные им заградительные валы на северо-восточной границе империи, разбил даков. Римская провинция Дакия с золотыми приисками вначале 3 в. н.э. стала одной из самых богатых. Но во время Великого переселения народов Трансильванию заняли готы и провинция пришла в упадок. По одной из версий современные румыны являются потомками романизированных даков.

С 12 века Трансильвания стала частью Венгерского королевства, началась активная колонизация земель венграми, влахами и немцами. В результате колонизации Трансильвании венграми (мадьярами) сформировался местный венгерский субэтнос секеев, известных как отважные воины (напоминают русских и украинских казаков).

В 1211 году венгерский король для защиты восточных границ от степных орд (половцев) пригласил в Трансильванию рыцарей немецкого Тевтонского ордена, которые остались не у дел после свёртывания крестовых походов. Рыцарям были даны налоговые и торговые преференции. Орден возвёл на границе у карпатских перевалов крепости Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт (ныне Брашов). Благодаря удачному географическому положению на торговых путях с Молдовой и Валахией Кронштадт стал крупным экономическим центром Трансильвании.

В 1241 году в битве при Мухитатаро-монгольская орда под предводительством хана Батыя нанесла поражение венгерским войскам, а король Бела IV бежал в Далмацию. В дальнейшем в Трансильвании в Карпатах установилась граница с , а впоследствии – с Золотой Ордой или точнее с Буджаком (западный «угол» Золотой Орды).

В средневековье Трансильвания обладала автономией в Венгерском королевстве. В 1438 году немецкие колонисты вместе с мадьярами и секеями составили союз трех наций, управлявший Трансильванией до конца 18 века. В 16 веке немецкие колонисты приняли лютеранство, и княжество Трансильвания становится оплотом лютеранства на юго-востоке Европы.

В 1562 году произошло сражение при Мохаче, где Османская империя нанесла сокрушительное поражение войскам европейской коалиции, объединяющей венгров, чехов и хорватов. Была образована Османская Венгрия (1526 – 1699), в которой часть венгров, чей исторический социокультурный финно-угорский код частично заимствовал обычаи у тюркских народов, отнеслись к османам как к освободителям от засилья местных феодалов. Трансильвания признала верховенство турецкого султана, и получала политические дивиденды из противостояния и империи.

В 1687 году после неудачной осады турками Вены Трансильвания была занята австрийскими войсками, в 1711 году ликвидирована местная государственность. Начался процесс окатоличивания региона. После образования Австро-Венгерской империи Трансильвания вошла в состав Венгерского королевства.

На протяжении первой половины двадцатого столетия Трансильвания трижды меняла юрисдикцию. После окончания Первой мировой войны мирный договор, подписанный 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце в парижском предместье Версаль, лишил Венгрию две трети территории и населения, включая 3 млн. этнических венгров. К Румынии отошли Трансильвания и восточная часть Баната, к Сербии - Бачка и западная часть Баната, к Чехословакии - Словакия и Подкарпатская Русь, к Австрии - Бургенланд. Сегодня в Будапеште не только историки считают, что Венгрию «распяли» в Версале. Если «концерт великих держав» на Берлинском конгрессе 1878 года ставил целью сохранить баланс сил в Европе с учетом противовесов, Трианонский мирный договор 1920 года действовал в интересах держав победительниц.

В 1940 г. на основании Венского арбитража Третий Рейх по-братски поделил Трансильванию между своими союзниками – Венгрией и Румынией. Северная Трансильвания была передана Венгрии.

«Геополитика сверхдержав»

Где находится Трансильвания? В какой стране? Все ли могут с уверенностью ответить на эти вопросы? Трансильвания - самая таинственная историческая область Румынии. Также она известна под названием Залесье или Семигород. А если точнее, то где находится город Трансильвания? Он располагается на северо-западе Румынии, в его состав входят 16 мелких административно-территориальных округов - жудецов. Эта румынская территория довольно многонациональна, большинство населения - это румыны и венгры, также здесь проживают немцы, славяне, сербы, евреи и цыгане. Теперь вы имеете представление, где находится Трансильвания. История этого таинственного города будет поведана читателю далее.

История

Где находится Трансильвания - родина графа Дракулы? А какова ее история? Трансильванские территории долгое время, начиная с античности, переходили от государства к государству. В эпоху античности именно здесь находилась столица дакийского народа - Сармизегетуза. В начале II века нашей эры эти земли были захвачены римским императором Трояном и превратились в римскую провинцию Дакию.

На протяжении IV-VII веков во время Великого переселения народов через Трансильванию прошло множество народов и племен, одним из которых было племя мадьяр, в начале XI века именно венгерский король Иштван I, победив в сражении местного князя, присоединил трансильванские земли к Венгрии.

В 1526 году Трансильвания была захвачена Османским султаном и превратилась в самостоятельное княжество во главе с хорватом Яношем Запольи. Хоть с этого момента Трансильвания и являлась вассалом Османской империи, внутреннюю автономию княжество сохранила. Османский султан помог Яношу не только закрепиться в Трансильвании, но и обеспечил ему возможность занять королевский трон в Венгрии, из основанного им Восточно-Венгерского королевства в 1570 году и возникло княжество Трансильвания.

Трансильванское княжество до 1699 года оставалось вассалом Османского государства и в обязательном порядке платило ему дань, за что пользовалось относительной автономией.

Неудачи внешней политики трансильванских князей привели к тому, что в 1711 году княжество полностью лишилось своей государственности. Австрийские Габсбурги получили полный контроль над территориями и начали активный процесс окатоличивания населения.

После окончания Первой мировой войны территория Трансильвании была присоединена к Румынии, а спустя двадцать два года по решению Венского арбитража Трансильвания была разделена между двумя государствами - северная часть отошла Венгрии, а южная осталась в составе Румынии. В конце 60-х годов была упразднена автономная область, созданная на востоке Трансильвании, а с ней окончательно ликвидирована и автономия мадьярского населения.

Достопримечательности

Вся территория Трансильвании окутана духом Средневековья, на ее территории расположены многочисленные памятники той таинственной эпохи, каждый ее уголок окутан загадками, легендами и преданиями.

Замок Дева

Одной из главных достопримечательностей этих земель является замок Дева, первые упоминания о котором датируются еще серединой 13 века. Этот замок являлся стратегически важной крепостью Румынии, именно благодаря ему удалось сдержать нападение половцев в 13 веке. В середине 19 века замок был взорван отступающими венгерскими войсками и почти полностью разрушен.

К сожалению, до наших дней замок восстановлен не был, хотя и получил статус заповедника.

Замок Корвинешт и замок Хуниадов

У этого замка еще есть одно название - «замок Воронов», такое название произошло от прозвища короля Корвина, построившего этот замок. Он является образцом готического стиля в Трансильвании. На протяжении многие веков замок оставался родовым гнездом мадьярских феодалов, в эпоху барокко и ренессанса каждый из новых господ добавлял новые строения к уже имеющемуся комплексу.

О замке ходит множество легенд. Согласно одной, в подвале замка жил плененный Влад Дракула, а другая легенда говорит о 30-метровом колодце, который 15 лет рыли три плененных турка, их должны были отпустить после исполненных работ, однако обманули, что подтверждает надпись на колодце «Колодец у вас теперь есть, а сердца — нет».

Крепость Алба-Юлия

Первые поселения в Алба-Юлия возникли еще с античных времен, что подтверждается археологическими раскопками. На территории комплекса Алба-Юлия, состоящего из трех крепостей разных времен, лучше всего сохранилась крепость, построенная в начале 18 века, выстроенная в форме звезды. Внутри комплекса расположен православный монастырь одновременно с римско-католическим собором, также здесь находилась Трансильванская библиотека, дворец принцев, университет. В настоящее время здесь расположен Музей объединения - краеведческий музей.

Крепость Сигишоара

Этот небольшой городок, основанный в XVII веке, был внесен в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь располагается построенная саксонскими немцами крепость Сигишоара. Строительство крепости началось в 12 веке на руинах древнеримской цитадели, а в 15 веке крепость была расширена, здесь находились укрепленные бастионы с оружием, направленные на четыре стороны света. Крепость сохранилась практически в первозданном виде, в ней располагалась часовая башня с цитаделью, смотровая площадка, церковь, монастырь. В наши дни были открыты Оружейный и Исторический музеи.

Этот замок является исторической родиной Влада Цепеша, более известного как граф Дракула, именно на главной площади располагался его дом. Ежегодно в июле в Сигишоара устраивается средневековый фестиваль и ярмарка.

Замок Бран

В Трансильвании где находится замок Дракулы? Он расположен на границе с Мунтенией. Эта достопримечательность является туристической Меккой Румынии, так как, согласно легенде, именно здесь жил таинственный король вампиров граф Дракула.

На самом деле Влад Цепеш никогда здесь не жил, а если и бывал, то несколько раз проездом. Легенда о том, что Влад был заточен в одном из его подвалов - вымысел. За всю свое многовековую историю крепость сменила множество владельцев, самым известным из которых является румынская королева Мария Эдинбургская, супруга короля Фердинанда I.

Граф Влад Дракула

Огромную популярность Трансильвании принесла книга Брема Стокера «Граф Дракула», в которой идет речь о легендарном вампире, жившем в Трансильвании. Историческим прототипом графа вампира выступает господарь (князь) Валахии Влад III Басараб, также известный как Влад Цепеш. Влад находился на троне в течение трех периодов: в 1448, 1456-62 и 1476 годах. Свое прозвище Цепеш (Кол или Колосажатель) князь получил через тридцать лет после своей смерти.

Точной даты рождения князя не известно, историки называют 1429-1436 года. Из-за сложной политической ситуации Влада и его брата Раду отправили в качестве заложников к турецкому султану, где ему пришлось прожить 4 года до 1448 года. Турецкий плен нанес сильный удар по психике валахского юноши.

В 1448 году юноша узнал о смерти своего отца, Влада II - он был убит трансильванским воеводой Хуньяди, при поддержке турецких войск он вернулся на родину и занял трон отца. Однако первое его правление продлилось недолго, воевода Хуньянди вынудил бежать его в Молдавию, где он находился до 1455 года. В 1456 году он уезжает в Трансильванию, там собирает армию для похода на Валахию, благодаря поддержке валашских бояр Влад возвращает себе трон.

Вернув себе Валахский трон, Влад первым делом решил отомстить за смерть отца и старшего брата. После проведенного расследования по приказу Влада было казнено по разным источникам до двадцати тысяч человек - они были посажены на кол, казнь была осуществлена в пасхальную неделю 1457 или 1459 года, за что получила название «Пасхальная казнь бояр».

Много внимания Влад уделял религии и благотворительности, он оказывал материальную поддержку православной церкви, строил монастыри и соборы, постоянно жертвовал крупные суммы для монастырей в греческом Афоне.

Несмотря на то что своим троном он во многом был обязан турецкому султану Мехмеду II, в 1461 году он отказывается платить ему дань и уничтожает турецкую администрацию на берегу Дуная. В 1462 году в ходе «ночной атаки» Влад с семитысячной армией вынудил отступить стотысячную армию турков. Для того чтобы нагнать страх на турок, всех пленных он заживо садил на кол. Однако в этом же году из-за предательства одного из венгерских монахов Влад был на 12 лет пленён в Венгрии.

В 1476 году Владу удалось вернуть себе трон. В этом же году он был убит - либо турками во время одного из сражений, либо же своим слугой, которого подкупили турки.

Был ли Влад вампиром?

Легенда о графе-вампире появилась спустя несколько столетий после смерти князя, в ее основе лежит его жестокое отношение с пленными и предателями - он беспощадно сажал их на кол. Князь обладал поразительным взглядом - в нем не отражались эмоции и чувства, его взгляда боялись даже самые близкие люди. Прозвище Дракула - Дракон, Влад получил от отца, который состоял в тайном обществе «Орден Дракона», куда со временем вступил и он сам. Некоторые из историков считают, что Дракула также может происходить от «дьявола».

Первые разговоры о том, что Влад пьет кровь людей, начались после того, как однажды князь, пригласив на пир бояр, живьем посадил их на кол, а потом начал макать хлеб в ведро с истекающей из них кровью и есть его, этот случай описывается в летописях историка XV века Бехайма.

Легенда о вампиризме остаётся легендой, которая только подтверждается жестокой «мудростью» князя. Так, для того чтобы избавить Валахию от нищих, князь приказал собрать всех попрошаек и устроить для них пир, после дом, где было пиршество, заколотили и сожгли - не выжил никто.

Смерть князя

Смерть не принесла князю успокоения. После кончины бояре отрубили ему голову и послали в дар турецкому султану, который вывесил ее на стене дворца. Что случилось с телом Влада, точно не известно. Существует версия, что он похоронен на монастырском кладбище Снагов, возле Бухареста. Согласно другой версии, тело пропало бесследно, а третья версия говорит о тайном захоронении князя вместе с несметными сокровищами. В последнее время историки склоняются ко второй версии, а могилу называют просто кенотафией - памятником над пустой могилой.

Как ни ужасно было правление Влада Цепеша, несмотря на сто тысяч погибших от его рук, на своей родине он считается национальным героем и освободителем, а легенда о графе-вампире только способствует развитию туристической отрасли Румынии.

Мистический лес

Однако на легенде о вампирах мистика в Трансильвании не оканчивается. Лес, расположенный недалеко от города Клаж-Напока, получил славу «Бермудского треугольника Трансильвании». Согласно легенде, на протяжении многих столетий здесь бесследно пропадали люди. Сама местность кажется лесом из страшной сказки - деформированные покрученные деревья, непроходимые чащи, а люди, посещавшие этот лес, говорят о странных симптомах: дезориентация, мигрени, головокружение, непонятно откуда появляющиеся на теле ожоги и царапины. Очевидцы также говорят о странных мелькающих тенях, странных голосах, ощущении чужого присутствия, парапсихологи называют этот лес ловушкой для заблудших душ.

Теперь вам известно, где находится Трансильвания в Румынии, и какими тайнами окутана эта прекрасная местность.