Неорганические вещества в составе клетки (презентация). Презентация на тему "неорганические вещества клетки" Неорганические вещества компоненты живого презентация


Неорганические вещества клетки

Тема: «Строение и состав клетки»,

биология 10-11 класс


В состав клетки входят примерно 80 химических элементов системы Менделеева. Все эти элементы встречаются и в неживой природе .



Классификация химических элементов клетки

Химические элементы клетки

Микроэлементы

Макроэлементы

Ультрамикро -

элементы

ионы тяжелых

металлов,

входящих в состав

ферментов, гормонов

99% всей массы

концентрация

в клетке

0,000001%

клетки

O, C, H, N, S, P,

K, Mg, Na, Ca, Fe, Cl.


содержаться в больших количествах, в сумме составляют более 99% массы живого организма. Это кислород (О), водород (Н), углерод (С), азот ( N ), сера ( S ), фосфор (F) , натрий (Na) , калий (K) , хлор (Cl) , кальций (Ca) , магний (Mg) .


а) H, O, C, N - 98%

  • + S, P - биоэлементы, образуют органические соединения.

б ) K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl - около 2%

  • K, Na, Cl – проницаемость клеточных мембран, проведение нервного импульса.
  • P, Ca – формирование костной ткани, прочность костей.
  • Ca - обеспечивает свертываемость крови.
  • Fe – входит в состав гемоглобина.
  • Mg - входит в состав хлорофилла у растений, в состав ферментов у животных.

  • Часть элементов содержится в организмах в крайне низких концентрациях (не выше тысячной доли процента). Это биогенные микроэлементы. Их функции и роль весьма разнообразны.
  • К ним относятся преимущественно ионы тяжелых металлов, входящие в состав ферментов, гормонов и других у жизненно важных веществ. В организме эти элементы содержатся в очень небольших количествах: от 0,001 до 0,000001%; в числе таких элементов бор, кобальт, медь, молибден, цинк, ванадий, йод, бром и др.

  • Zn входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, усиливает активность половых желез.
  • Cu обеспечивает рост тканей, входит в состав ферментов.
  • I входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы.
  • Zn входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы.
  • F входит в состав эмали зубов.
  • Co входит в состав витамина В12
  • Mn обеспечивает обмен веществ.
  • B отвечает за процесс роста.
  • Mo отвечает за использование железа, за задержку фтора в организме.

  • Концентрация их не превышает 0,000001%. Физиологическая роль большинства этих элементов в организмах растений, животных и в клетках бактерий пока не установлена.К ним относятся уран, радий, золото, ртуть, бериллий, цезий, селен и другие редкие элементы.

  • Ультрамикроэлементы составляют менее оказывают бактерицидное воздействие, ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты.
  • Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Функции ультрамикроэлементов еще мало понятны.

  • При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета. Необходимо употреблять молочные продукты.
  • При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом. Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты.
  • При недостатке хлора - сухость кожи. Продукты: вода, поваренная соль.
  • При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль.
  • При недостатке калия –аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок. Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки.
  • Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны. Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке.
  • При недостатке железа развивается анемия. Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей.
  • При недостатке фтора – разрушение зубов. Продукты- рыба, вода.
  • При недостатке цинка – повреждения кожи. Продукты – мясо, морские продукты.
  • При недостатке йода развивается зоб. Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.


Строение молекулы воды.

Молекула воды диполь


Схема образования связей между отдельными диполями воды


  • Вода определяет физические свойства клетки - ее объем, упругость.
  • Многие химические процессы протекают только в водном растворе.
  • Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях
  • Вода - хороший растворитель: многие вещества поступают в клетку из внешней среды в водном растворе, и в водном же растворе отработанные продукты выводятся из клетки.
  • Вода обладает высокой теплоемкостью и теплопроводностью.
  • Вода обладает уникальным свойством: при охлаждении ее от +4 до 0 градусов, она расширяется. Поэтому лед оказывается легче жидкой воды и остается на ее поверхности. Это очень важно для организмов, обитающих в водной среде.
  • Вода может быть хорошим смазочным материалом.

«Свойства воды и ее биологическая роль»

Свойства воды

Роль в жизнедеятельности клетки.

1. Способность растворять в себе вещества.

-все биохимические реакции протекают в водных растворах;

-среда для транспорта различных веществ (гомеостаз);

2. Высокая теплоемкость и теплопроводность.

-поддержание теплового равновесия;

Равномерное распределение тепла между всеми частями организма.

3. Высокая интенсивность испарения.

-приводит к быстрой потере тепла,

-предохраняет от перегрева

4.Несжимаемость воды

-поддержание формы клетки.

5. Высокая сила поверхности натяжения воды

Обеспечивает восходящий и нисходящий транспорт веществ в растениях и движение крови в капиллярах.


Среди веществ клетки на первом месте по массе стоит вода. Содержание воды в разных клетках колеблется от 60 до 98%. Это зависит от:


1. типа клеток

Кости 20%

Зубная эмаль – 10%

Нейрон – 85%


2. интенсивности обмена веществ .

  • в клетках эмбриона

- 90-95%,

  • в старых организмах

60%


Высокое содержание воды в клетке - важнейшее условие ее деятельности .

  • При потере большей части воды многие организмы гибнут, а ряд одноклеточных и даже многоклеточных организмов временно утрачивают все признаки жизни (анабиоз):
  • При потере воды до 2% массы тела (1-1,5 л) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние,
  • При нехватке 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание.
  • При потере воды в объеме 12 % от массы тела, человек погибает.

Значение воды в клетке

  • Вода – хороший растворитель

Вода превосходный растворитель полярных веществ (соли, сахара, простые спирты). Растворимые вещества в воде называются гидрофильными.

Абсолютно неполярные вещества типа жиров или масел вода не растворяет и не смешивается с ними, поскольку она не может образовывать с ними водородные связи. Нерастворимые в воде вещества называются гидрофобными .


Значение воды в клетке

2.Транспортная.

Вода обеспечивает передвижение веществ в клетку, из клетки, а также внутри самой клетки и организме.

3. Метаболическая.

Вода является средой для всех биохимических реакций в клетке.

а) реакции гидролиза

б) В процессе фотосинтеза вода является донором электронов и источником атомов водорода. Она же является источником свободного кислорода. Фотолиз воды – расщепление воды под действием света до Н+ и О 2


Значение воды в клетке

б) Вода участвует в образовании смазывающих жидкостей (синовиальная в суставах позвоночных; плевральная в плевральной полости, перикардиальная в околосердечной сумке) и слизей (которые облегчают передвижение веществ по кишечнику, создают влажную среду на слизистых оболочках дыхательных путей). Она входит в состав слюны, желчи, слез, и др.


Значение воды в клетке

4. Структурная .

а) Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95 % воды. У растений вода определяет тургор клеток, а у некото­рых животных выполняет опорные функции, являясь гидростатическим скелетом (круглые и кольчатые черви, иглокожие).


Значение воды в клетке

5. Теплорегуляция.

Вода обладает высокой удельной теплоемкостью. Это свойство обеспечивает поддержание теплового баланса организма при значительных перепадах температуры в окружающей среде. Кроме того, вода обладает высокой теплопроводностью, что позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме .


Минеральные соли

в ионном состоянии

в твёрдом виде

катионы

анионы

К + , Ca 2+ , Na + , Mg 2+

С l - , HCO 3 - ,

H 2 PO 4 2- , HPO 4 2-

Вещества

Соединения азота

Местонахождение и преобразование

Соединения фосфора

Свойства

В клетках растений ионы аммония и нитратов восстанавливаются и включаются в синтез аминокислот. У животных аминокислоты идут на построение собственных белков. При отмирании организмов включаются в круговорот веществ в форме свободного азота.

Входят в состав белков, аминокислот, нуклеиновых кислот (ДНК, РНК) и АТФ

Соли фтора- фосфаты,- находясь в почве, растворяются корневыми выделениями растений и усваиваются. Остатки фосфорной кислоты при отмирании организмов минерализуются, образуя соли.

Соединения калия

Входят в состав всех мембранных структур; нуклеиновых кислот, ДНК, РНК, АТФ, ферментов тканей (костной)

Соединения кальция

Калий содержится во всех клетках в виде ионов калия, концентрация которых намного выше, чем в окружающей среде. После отмирания возвращается в окружающую среду в виде ионов калия.

"Калиевый насос" клетки способствует проникновению через мембрану. Активизирует жизнедеятельность клетки, проведение возбуждения и импульсов.

Кальций содержится в клетках в виде ионов и кристаллов солей.

Образует межклеточное вещество и кристаллы в клетках растений. Входит в состав костей, раковин, известковых скелетов.


Катионы в клетке

Важнейшие катионы К + , Na + , Ca 2+ и др.

На внешней поверхности мембраны всегда больше Na + чем на внутренней, и меньше К + , чем на внутренней. Данные катионы обеспечивают возбудимость клетки и проведение нервного импульса.


Концентрация ионов в клетке и окружающей ее среде различны.

сокращение мышечных волокон

возбуждение нервных клеток


Анионы в клетке

Важнейшие анионы: Н 2 РО 4 - , НРО 4 2- , НСО 3 -, С l -

Буферность – способность поддерживать рН на определенном уровне.

Величина рН, равная 7,0 соответствует нейтральному, ниже 7,0 – кислому, выше 7,0 – щелочному раствору. В клетке рН = 7,4.


Ионы

Na + – натрий

Главный внеклеточный положительный ион. Обеспечивает проведение нервных импульсов, поддерживает осмотическое давление в клетке, стимулирует синтез гормонов

Mg 2+ – магний

Структурный компонент хлорофилла, активизирует образование многих ферментов.

Cl- хлор

Содержится в костях, зубах, активизирует синтез ДНК, энергетический обмен Преобладающий отрицательный ион в организме животных. Является компонентом желудочного сока в виде соляной кислоты, активизирует ферменты

K + калий

Преобладающий положительный ион внутри клетки. Обуславливает проведение нервных импульсов, активатор ферментов белкового синтеза, процессов фотосинтеза, роста растений.

Ca 2+ – кальций

У растений входит в состав оболочки клетки. Основной компонент костей и зубов. Активизирует сокращение мышечных волокон и свёртывание крови

Слайд 2

Цели урока:

Дать понятие о генетической связи неорганических соединений Изучить понятие генетических рядов металлов и неметаллов Повторить основные классы неорганических соединений и их классификацию

Слайд 3

1.Назовите известные вам классы неорганических соединений.

  • Слайд 4

    Классы неорганических веществ

    кислоты соли основания оксиды

    Слайд 5

    2.Определения

    Слайд 6

    Дайте определение оксидов

    Бинарные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород RO

    Слайд 7

    Дайте определение кислот?

    Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка HR

    Слайд 8

    Дайте определение солей

    Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка Me R

    Слайд 9

    Дайте определение оснований

    Сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогруппы MeOH

    Слайд 10

    3.Приведите классификации данных классов веществ

    Слайд 11

    Приведите классификацию оксидов

    Основные Na2O Кислотные SO3 Амфотерные Al2O3

    Слайд 12

    Классификация кислот?

    Одноосновные HCl Двухосновные H2SO4 Трехосновные H3PO4 Кислородсодержащие H2SO4 Бескислородные HCl

    Слайд 13

    Классификация солей?

    Кислые Основные Средние Двойные

    Слайд 14

    Классификация оснований?

    Растворимые = Щелочи NaOH Нерастворимые Ca(OH)2

    Слайд 15

    4. Из предложенного перечня неорганических соединений выберите формулы:1 группа - оксиды 2 группа - кислоты3 группа - соли 4 группа - основанияНазовите эти вещества.

    Слайд 16

    Al2O3, Cu(NO3)2, H2SO4,CO2, Ca(OH)2, Na2O, H2CO3, Mg, K2O, NaCl, KNO3, H2SiO3, MgO, Na2SO4,N2O5, NaOH, Ca, ZnCl2, Cl2O7, HCL, AL(OH)3, C, ZnSO4, AL2(SO4)3, H2SO3, Mg(OH)2, SiO2.

    Слайд 17

    ОТВЕТЫ

    Оксиды: Al2O3, CO2, Na2O, K2O, MgO, N2O5, Cl2O7, SiO2 Кислоты: H2SO4, H2CO3, H2SiO3, HCL, H2SO3 Соли: Cu(NO3)2, NaCl, KNO3, Na2SO4, ZnCl2, ZnSO4, AL2(SO4)3, Основания Ca(OH)2, NaOH, AL(OH)3, Mg(OH)2

    Слайд 18

    Выигрышный путь составляют:

    а) соли б) растворимые основания (щёлочи) MnSO4 ZnO CaO Ba(OH)2 Fe(OH)3NaOH NaClMgSO3 AL2O3Cu(OH)2 Mg(OH)2 KOH Na2O Ag2O Cu(NO3)2 NaOH Ca(OH)2LiOH в) основные оксиды г) кислоты CuO N2O5 K2O HCl HNO3H3PO4 CO2 MgO P2O5 NaCl MgSO4HF SO2 CaO Na2O H2CO3 CuSO4KI

    Слайд 19

    а) соли б) растворимые основания (щёлочи) MnSO4 ZnO CaO Ba(OH)2 Fe(OH)3 NaOH NaClMgSO4 AL2O3Cu(OH)2 Mg(OH)2KOH Na2O Ag2O Cu(NO3)2Al(OH)3Ca(OH)2LiOH в) основные оксиды г) кислоты CuO N2O5 K2O HCl HNO3H3PO4 CO2MgO P2O5 NaCl MgSO4HF SO2 CaO Na2OH2CO3 CuSO4KI

    Слайд 20

    Главный вопрос урока

    Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

    Слайд 21

    Осуществить превращения:

    Ca Ca(OH)2 CaCO3 CaO CaSO4

    Слайд 22

    Связь между классами неорганических соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической.

    Слайд 23

    Генетический ряд металлов

    металл--основный оксид--щёлочь-соль металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл.

    Слайд 24

    Генетический ряд неметаллов

    неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид-неметалл

    Слайд 25

    Генетическая связь между неорганическими соединениями

    МеНМ МеxОyНМxОy Ме(ОН)nкислота соль(МеxКОy)

    Слайд 26

    Слайд 27

    Осуществите превращения:

    Ca CaO Ca(OH)2 CaSO4 Группа «Кислоты» C CO2 H2CO3 CaCO3 Группа «Оксиды» S SO2 SO3 H2SO4 Группа «Основания» Mg MgO M g(OH)2 MgSO4 Группа «Соли»

    Слайд 28

    Рыжий кот

  • Слайд 29

    ЗАДАЧА

    KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3

    Слайд 30

    Дом. задание:По данным веществам составить генетический ряд, используя все формулы: оксиды: ZnSO4, Zn, ZnO ,Zn ,Zn(OH)2. соли: H2, KOH, Ca, KCl, H2O.

    Слайд 31

    Дом. задание: Осуществить превращения, определить тип химических реакций

    C + O2 = CO2 CO2 + H2O = H2CO3 H2CO3 + 2KOH = K2CO3 + 2H2O K2CO3 + CaCL2 = CaCO3 + 2KCl 2Zn + O2 = 2ZnO ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O ZnCl2 + 2KOH = 2KCl + Zn(OH)2 Zn(OH)2 + H2SO4 = ZnSO4 + 2H2O С CO2 H2CO3 K2CO3 CaCO3 Zn ZnO ZnCl2 Zn(OH)2 ZnSO4 кислоты основания

    Слайд 32

    "Химия «за» и «против»?"

    Цели: в развлекательной форме обобщить знания по химии стимулировать чтение книг по химии, прививать интерес к выбранной профессии, способствовать развитию логики, мышления, сообразительности, развивать умение переносить знания теории в повседневную жизнь.

    Слайд 33

    “Искусственная пища”

  • Слайд 34

    Пищевые добавки

  • Слайд 35

    Внедрение и использование продуктов биотехнологии – генетически модифицированных источников пищи (ГМО), которые обладают обширным комплексом полезных свойств, становится возможным решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе.

    Слайд 36

    Пищевые добавки

    Е 100-Е 182 – красители Е 200-Е 299 – консерванты.. Е 300-Е 399 замедляют процессы брожения и окисления в продуктах питания (прогоркание сливочного масла). Е 400-Е 499 – стабилизаторы. Е 500-Е 599-эмульгаторы. Е 600-Е 699 – ароматизаторы

    Слайд 37

    В настоящее время им запрещены к применению следующие пищевые добавки:- красители Е 121, Е 123, Е 128, Красный 2 G (Red 2 G), Е 173;- консерванты Е 216, Е 217, Е 240;- улучшители муки и хлеба Е 924 a и Е 924 b. Кроме того, существует около 200 добавок, которые у нас хотя и не запрещены, но и не разрешены, поскольку еще недостаточно изучены. К тому же и среди разрешенных добавок немало таких, которые могут оказывать на организм побочное воздействие.Чтобы не навредить своему здоровью, надо знать какие добавки содержатся в покупаемых продуктах и как они влияют на здоровье человека.

    Слайд 38

    Жевательная резинка

    В чем ее плюсы, и в чем ее минусы?

    Слайд 39

    Слайд 40

    Опыт №1.Определение многоатомных спиртов (сорбит Е 420, манит Е421, ксилитЕ 961).

    Оборудование и материалы: пластинка жевательной резинки, этиловый спирт, 2 пробирки, фильтр, колба, воронка, скальпель, дистиллированная вода, оболочка от жевательной резинки, пробка, 1М NaOH, 10% CuSO4

    Слайд 41

    Опыт №2Свойства ментола

    Оборудование и материалы: жевательная резинка с ментолом без оболочки, 96% этиловый спирт, фильтр, колба, вода, концентрированная серная кислота, воронка, бензальдегид, фарфоровая чашечка.

    Слайд 42

    Опыт № 3Определение содержания аскорбиновой кислоты в жевательной резинке.

    Оборудование и материалы: жевательная резинка, раствор йода, тиосульфат натрия, коническая колба, бюретка, серная кислота, часовое стекло, крахмал.

    Слайд 43

    Польза:

    жевательная резинка способна очистить зубы после еды; при жевании частично очищаются зубы и из ротовой полости удаляются остатки пищи сахарозаменители (сорбит, ксилит), содержащиеся в жевательной резинке, восстанавливают кислотно-щелочной баланс помогает организму справиться с гингивитом и пародонтозом.

    Слайд 44

    Вред

    жевательные резинки, содержащие сахар, способствуют развитию кариеса вредные вещества, входящие в состав жевательных резинок могут вызвать побочные эффекты(ксилит – рак почек) от постоянного жевания может пострадать височно-нижнечелюстной сустав жевательной резинки жевание на голодный желудок может приводить к появлению или обострению гастрита длительное жевание снижается уровень интеллекта, притупляет внимание и ослабляет процесс мышления.

    Слайд 45

    ПК и «Я»

    Работа на ПК сопровождается постоянным и значительным напряжением функций зрительного анализатора Согласны ли ВЫ?

    Слайд 46

    Пластмассы и их воздействие на организм человека

    Слайд 47

    Моющие средства

  • Слайд 48

    Натуральный освежитель воздуха

    Рецепт натурального освежителя воздуха: эфирное масло + вода из-под крана. Перед распылением обязательно взбалтывать или встряхивать флакон в руке!

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    3 слайд

    4 слайд

    Молекулярный уровень представлен различными химическими веществами. Вопрос: На какие 2 большие группы можно разделить их?

    5 слайд

    6 слайд

    Химические элементы. В клетке находится подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) 12 элементов называют структурными (или макроэлементами) => 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). основным строительным материалом являются четыре элемента: С, О, Н, N. Остальные элементы, находятся в клетке в незначительных по объему количествах и играют важную роль для поддержания ее жизнедеятельности.

    7 слайд

    Вопрос: Почему так важны минеральные элементы для нашего организма и чем объясняется?

    8 слайд

    Выделяют 3 группы элементов, входящих в состав клетки: Макроэлементы Микроэлементы Ультрамикроэлементы.

    9 слайд

    Макроэлементы Составляют основную массу клетки – 99%. Особенно высока концентрация 4 элементов: кислород, углерод, азот и водород. Находятся в клетке в виде ионов. К макроэлементам относятся: ионы кальция, магния, калия, натрия и хлора.

    10 слайд

    Макроэлементы. Ионы кальция принимают участие в регуляции ряда клеточных процессов, Концентрация ионов магния важна для нормальной работы рибосом. магний входит в состав хлорофилла и поддерживает нормальную работу митохондрий.

    11 слайд

    Макроэлементы. Ионы калия и натрия участвуют в поддержании постоянства внутренней среды клетки, регулируют осмотическое давление в клетке, обеспечивают передачу нервного импульса. Хлор в виде анионов участвует в создании солевой среды животных организмов (для растений хлор является микроэлементом).

    12 слайд

    Микроэлементы К ним относятся преимущественно ионы тяжелых металлов, входящие в состав ферментов. Это такие элементы как медь, марганец, кобальт, железо, цинк, а так же бор, фтор, хром, селен, алюминий, кремний, молибден, йод и другие. Участвуют в окислительно – восстановительных реакциях

    13 слайд

    Ультрамикроэлементы: Концентрация в клетке не превышает 0,000001%. Выступают в роли ингибиторов ферментов. К ультрамикроэлементам относятся уран, радий, золото, ртуть, бериллий, цезий, селен и другие редкие элементы.

    14 слайд

    Вода. Клетки и межклеточные вещества живых тканей содержат в качестве необходимого компонента воду. Вопрос: Почему же именно ее?

    15 слайд

    Ответ на поставленный вопрос: Вода – прекрасный растворитель для множества веществ живого организма, т.е. вода является средой, в которой протекает большинство химических реакций, связанных с обменом веществ. При помощи водного обмена, происходит терморегуляция. С водой удаляются из клеток токсичные вещества.

    16 слайд

    Вопрос: Почему же вода обладает такими свойствами? Это можно объяснить, исходя из строения молекулы воды.

    17 слайд

    18 слайд

    Роль воды в клетке: обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды - увядание листьев, высыхание плодов; ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде; обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов; участие в ряде химических реакций; участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию.

    19 слайд

    Минеральные соли. Помимо воды в числе неорганических веществ клетки содержатся и соли. Соли находятся либо в диссоциированном, либо в твердом состоянии. От концентрации солей зависят осмотическое давление в клетке и ее буферные свойства.






    Макроэлементы (до 0,001%) микроэлементы (от 0,001 до 0,000001%) ультрамикроэлементы (менее 0,000001%) Кислород (65-75) Углерод (15-18) Азот (1,5-3) Водород (8-10) Фосфор (0,2-1,00) Калий (0,15-0,4) Сера (0,15-0,2) Железо (0,01-0,15) Магний (0,02-0,03) Натрий (0,02- 0,03) Кальций (0,04-2,00) Бор Кобальт Медь Молибден Цинк Ванадий Йод Бром Уран Радий Золото Ртуть Бериллий Цезий Селен Элементы, входящие в состав клеток организма, %


    Элемент Значение для клетки и организма H – водород Входит в состав воды и органических молекул C – углерод Главный элемент органических молекул, способен образовывать прочные ковалентные связи, как с другими атомами углерода, так и атомами других элементов N – азот Структурный компонент белков и нуклеиновых кислот O – кислород Входит в состав воды и органических веществ P – фосфор Входит в состав костной ткани, нуклеиновых кислот; АТФ; фосфолипиды входят в структуру клеточных мембран S – сера Входит в состав белков и других органических молекул (витаминов и ферментов)


    Na+ – натрий Главный внеклеточный положительный ион. Обеспечивает проведение нервных импульсов, поддерживает осмотическое давление в клетке, стимулирует синтез гормонов Mg2+ – магний Структурный компонент хлорофилла, активизирует образование многих ферментов. Cl- – хлор Содержится в костях, зубах, активизирует синтез ДНК, энергетический обмен Преобладающий отрицательный ион в организме животных. Является компонентом желудочного сока в виде соляной кислоты, активизирует ферменты K+ – калий Преобладающий положительный ион внутри клетки. Обуславливает проведение нервных импульсов, активатор ферментов белкового синтеза, процессов фотосинтеза, роста растений. Ca2+ – кальций У растений входит в состав оболочки клетки. Основной компонент костей и зубов. Активизирует сокращение мышечных волокон и свёртывание крови


    Mn – марганец Необходим организмам в следовых количествах. Повышает урожайность растений, активизирует процесс фотосинтеза, влияет на процессы кроветворения Fe – железо Входит в состав многих органических веществ, например, белка крови – гемоглобина, белка мышц – миоглобина, хрусталика и роговицы глаз, активатор ферментов, участвует в синтезе хлорофилла. Обеспечивает транспорт кислорода к тканям и органам Co – кобальт Входит в состав витамина B12 Cu+2 – медь Входит в состав ферментов. Участвует в процессах кроветворения, фотосинтеза, катализирует внутриклеточные процессы Zn – цинк Входит в состав гормона инсулина и ферментов B – бор Необходим некоторым растениям. Влияет на их ростовые процессы I – йод Входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина, влияет на обмен веществ F – фтор Входит в состав эмали зубов, при недостатке развивается кариес, при избытке –флюороз


    Неорганические вещества в % Органические вещества в % Вода…………………………… Другие неорганические вещества…..……………… ….1,0-1,5 Белки…………………………10-20 Липиды………………………..1-5 Углеводы………………………0,2-2,0 Нуклеиновые кислоты………1,0-2,0 АТФ и другие низкомолекулярные органические соединения……………………0,1-0,5


    Свойства воды: Не имеет вкуса, цвета и запаха Обладает плотностью и вязкостью Обладает плотностью и вязкостью t зам – 0 C, t кип – 100 С t зам – 0 C, t кип – 100 С Обладает дипольным свойством Обладает дипольным свойством Универсальный растворитель Универсальный растворитель