Комплаенс ударение. Комплаенс: что это — новый шаг в управлении бизнесом или бюрократические процедуры

Антикоррупционный комплаенс - это действия по обеспечению соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации .

В качестве цели «полная ликвидация коррупции не стоит, но шаги могут быть предприняты, чтобы ограничить свое влияние и снизить причиненный ею вред» . Поэтому антикоррупционный комплаенс как управленческий процесс в компании, по мнению Э.А. Иванова, включает в себя: определение компаниями применимых правовых норм; оценку коррупционных рисков; формирование локальных правовых и этических норм, имеющих целью предотвращение вовлечения компании и ее сотрудников в совершение правонарушений и преступлений коррупционной направленности, и повседневную деятельность компании по управлению рисками и обеспечению соблюдения указанных правовых и этических норм .

Цель внедрения системы комплаенс - создание в компании эффективных механизмов по установлению и анализу указанных выше рисков, особенно связанных с коррупционно опасными аспектами деятельности и обеспечением комплексной защиты от угроз .

Комплаенс - сегодня одна из самых модных тем. Комплаенс, в рамках корпораций, это определение мер, которые должны быть приняты руководством корпораций во избежание нарушений подчиненными правовых запретов . Комплаенс в широком смысле охватывает не только риски для корпораций, производными от деятельности их работников, но и персональные риски, с которыми могут столкнуться руководители корпорации . То есть под комплаенсом следует понимать совокупность мер, при соблюдении которых каждый сотрудник корпорации будет действовать в соответствии со своими полномочиями, а в случае нарушения правовых запретов к виновным лицам будут применяться адекватные санкции .

Существует точка зрения, что комплаенс не означает только соответствие праву. То, что на самом деле скрывается за комплаенсом, является «первой систематической попыткой принятия внутренних корпоративных правил и процессов, которыми достигается соблюдение действующих норм права не от случая к случаю, не в качестве личного компромисса или не в интересах конкретного департамента, но в виде «архитектуры комплаенса», связанной в глобальном масштабе с корпоративной деятельностью как внутренней, так и внешней» . Кратким является определение Кейте: под комплаенсом понимается избежание юридически значимых рисков путем наилучшей организации деятельности корпораций .

Новая задача заключается в достижении организацией комплаенса, с помощью которого создается эта согласованная и всеобъемлющая архитектура, для чего одинаково важно функционирование как системы, внутреннего документооборота, так и системы сложнейших внешних связей. Кроме того, реструктуризация внутри корпорации и создание подразделения, отвечающего за комплаенс, которое сосредоточится на глобальной деятельности по сдерживанию рисков, проникновение комплаенса на всю территорию корпорации повлекут за собой возникновение новых обязанностей, полномочий (обязательств) , рисков и новых вариантов корпоративного поведения . Напротив, отсутствие организации комплаенса в корпорации просто- напросто приведет к тому, что руководители и работники корпорации будут постоянно подвергаться гражданской, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, что станет результатом неизбежных и постоянных нарушений закона. Кроме того, любое раскрывшееся правонарушение повлечет за собой значительный урон репутации компании.

Обязательным условием в компании является внедрение культуры комплаенса (Compliance-Culture), то есть и работники, и руководители должны усвоить, что все происходящее в корпорации - от начала и до конца должно соответствовать системе права. Эффективная система комплаенса потребует обеспечить соответствие существующим нормам на всех уровнях деятельности корпорации . Поэтому обязательным будет развитие «культуры комплаенса», то есть усвоение всеми членами корпорации необходимости всегда осуществлять свою деятельность в соответствии с правом, равно как и постоянно и безоговорочно использовать механизмы консультирования, информирования и оценки жалоб внутри корпорации. Можно говорить даже о необходимости «морализации экономики». Тем не менее некоторые считают, что невозможно думать о корпорациях как о самостоятельной единице в дискуссии о ценностях юридических норм, поскольку единственной целью, объясняющей создание и функционирование корпорации, является экономическая прибыль . Фактически право является помехой для деятельности компании, которая не ориентируется на понятия правды и неправды, а руководствуется такими категориями, как прибыль и убыток , что интересует только увеличение прибыли (а ничего другого владельцы и не ждут от управления корпорацией), что неизбежно ведет к «растворению» первоначального энтузиазма по поводу эффективности комплаенса . В любом случае не секрет, что корпорации являются своего рода эгоистами, что на самом деле не противоречит закону и не заслуживает порицания. Проблема заключается в отрицании этого факта и в доверии им полномочий по управлению исключительно в своих частных интересах.

Фундаментально важным является определение целей комплаенса , то есть четкая постановка таких ориентиров, которые предполагается достичь с помощью организации комплаенса . Цель и смысл комплаенса заключается в установлении внутренней системы правопорядка применительно ко всем корпоративным действиям. Вышесказанное позволит осуществить оценку конкретных рисков по видам деятельности.

В компании необходимо провести оценку и минимизацию рисков, осуществить идентификацию рисков, которые можно ожидать в связи с осуществлением конкретной корпоративной деятельности (анализ пробелов). Следует провести инвентаризацию рисков нарушения правовых норм . Далее обнаруженные риски должны быть изучены и оценены как с точки зрения вероятности причинения конкретного ущерба, так и с точки зрения размера наступившего ущерба. В любом случае надо иметь в виду, что система права не требует снижения размера ожидаемого ущерба до нуля, поскольку это означает остановку экономической деятельности. Не все риски и не в полном объеме устраняются, даже если об их появлении предупреждали. Наконец, процесс управления рисками должен осуществляться постоянно, поскольку корпорация должна знать о появлении новых или об усилении существующих рисков как можно раньше, чтобы реагировать на них соответствующим образом.

Как только обнаружены риски, имеющие значение с точки зрения права, корпорация сразу же должна действовать. Для этого с одной стороны, корпорация, зная о конкретных рисках на каждом рабочем месте, подбирает подходящих людей, которые займут эти рабочие места. С другой стороны, корпорация должна утвердить программу комплаенса , которая будет включать в себя меры, необходимые для минимизации предсказуемых рисков.

Структура корпорации может рассматриваться как макроструктура правовых позиций, объединенных связью делегирования . Как и в любом другом делегировании, важно, чтобы руководство корпорации внимательно относилось к назначению делегатов (работников), с тем чтобы последние могли эффективно и результативно осуществлять свою деятельность. Необходимо не только выбирать компетентных людей, но и еще, чтобы сама компания взяла на себя ответственность за их обучение в соответствии с конкретными рисками, которые могут возникнуть в процессе осуществления порученных им функций. Этот образовательный процесс, однако, не ограничивается обучением тому, что необходимо для предупреждения рисков, с которыми может столкнуться работник, и как эти риски предотвращать, также образование должно и поощрять появление так называемой корпоративной культуры комплаенса.

Организация комплаенса требует правильного распределения ролей каждого физического лица или функционального подразделения корпорации. В результате каждый должен знать, в чью компетенцию входит та или иная деятельность или функция корпорации. Этот процесс должен быть интегрирован в программу комплаенса. Разграничение сфер компетенции позволяет без труда узнать, кто является ответственным за каждый процесс на предприятии, не позволяет «размывать» ответственность в больших корпорациях и упрощает возложение ответственности за совершенные правонарушения.

Важной является адекватная система коммуникации внутри корпорации. Поэтому важно, чтобы у корпорации имелись многочисленные каналы коммуникации, а также институциональные пути информирования. Не только руководящий состав корпорации должен получать всю важную информацию о рисках {снизу вверх) , но и работники в обязательном порядке должны владеть информацией, касающейся любых рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления ими своих функций (сверху вниз) . Должностное лицо, ответственное за комплаенс, занимает положение между работниками и руководящим составом корпорации. Именно это лицо должно создавать и поддерживать связь между теми и другими.

Организация комплаенса предусматривает установление системы контроля и применения санкций. В случае нарушения нормы необходимо не только выявить и наказать нарушителя, но и пересмотреть всю систему, чтобы обнаружить ошибку в ее функционировании и установить соответствующие меры для предотвращения такой ошибки в будущем. Для этого следует взять под контроль процессы документирования (то есть политику ведения документооборота и хранения документов), чтобы контролирующий орган мог легко и быстро получать доступ к информации обо всех внутренних бизнес-процессах, а также о решениях, принятых в прошлом (корпоративная юриспруденция) . В то же самое время нередко применяется и система внутренних заявлений, организованная таким образом, чтобы работники не боялись гнева начальства, а также система донесений . В любом случае как лицо, специально назначенное для подачи заявлений, так и работник, ставящий в известность компетентный орган о совершенном правонарушении, должны быть защищены от незаконного преследования. В связи с этим следует говорить о возможности установления системы подачи анонимных заявлений или о создании внутренней или внешней защиты .

Для этого потребуется реструктуризация штатного корпоративного расписания, поскольку необходимо будет создать отдельный от совета директоров орган, уполномоченный управлять организацией комплаенса. Во главе данного органа должно быть поставлено должностное лицо, которое будет отвечать за комплаенс в корпорации. Данное лицо должно взять на себя ответственность за развитие, применение программой комплаенса и контроль за ее выполнением. Кроме того, оно должно быть уполномочено на предоставление сведений о правонарушении в распоряжение компетентных органов (это могут быть внутренние органы корпорации или органы власти - в зависимости от природы правонарушения).

  • См.: Донцова Л.В., Артеменко И.О. Система противодействия подкупу иностранных должностных лиц: правовые основы, основные понятия, государственнаяполитика // Аудитор. 2015. № 10. С. 25.
  • Rose-Ackerman, S., (2005), „Corruption and Government Causes, Consequences, andReform”, Cambridge University. P. 4-5.
  • См.: Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС:монография. М., 2015.
  • См.: Минаев В.А., Кузнецов В.А. Комплаенс как правовой и организационныйрегулятор в сфере туризма России // Туризм: право и экономика. 2014. № 4. С. 3.
  • ВОСК, Criminal Compliance, 2011, р. 22; NEUHAUS en KEMPF/LUDERS-SEN/Volk(eds.), Die Finanzkrise, das Wirtschafts-Strafrecht und die Moral, 2010, pp. 348, (348).

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Комплаенс – модное слово, появившееся в последние годы в российской деловой среде. Как и многие другие бизнес-термины, понятие пришло с Запада. Поговорим подробно, что оно обозначает, и нужна ли система комплаенс российским предпринимателям.

Что такое комплаенс простыми словами?

Compliance в переводе с английского обозначает соблюдение, согласие, покладистость. Применительно к бизнесу термин комплаенс – это способность действовать в соответствии с порядком , набором правил или запросов.

Любая коммерческая деятельность – это зарабатывание денег. В погоне за прибылью предприниматели порой обходят законы, плюют на этические нормы, общественные правила. Однако такое поведение вызывает отрицательный эффект.

Вместо высоких заработков, предприниматели получают крупные штрафы, запрет на ведение деятельности, уголовное преследование. Результат – потеря репутации, снижение выручки и даже банкротство.

это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:
  1. законодательства;
  2. предписаний регуляторов, контролирующих организаций;
  3. правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;
  4. внутренних документов.

Простыми словами, это комплекс мер по формированию ответственного поведения фирмы и ее сотрудников на рынке. Задача мероприятий – защита интересов кампании, инвесторов, клиентов, сотрудников.

Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Постоянный внутренний аудит предотвращает выявление нарушений надзорными организациями.

История развития

Рождение комплаенс-контроля связывают с появлением в 1906 году Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration). Государственный департамент регулировал порядок работы в фармацевтической и пищевой областях, которым должны были следовать кампании.

Однако импульсом к развитию сompliance послужили многочисленные коррупционные скандалы 60-70-х годов XX века. В частности, Уотергейтский скандал 1972 года выявил факты подкупа иностранных должностных лиц крупными американскими корпорациями. В числе выгодоприобретателей засветились такие монстры, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.

Так как законы США не препятствовали взяткам за пределами страны, после проведения расследований был принят Закон « за рубежом» (в 1977 году) — Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Нормативный акт установил правила поведения с государственными чиновниками на международном уровне.

Под его действие подпадают случаи предложения или предоставления благ иностранным должностным лицам, среди которых числятся не только госслужащие, но и представители партий, сотрудники государственных предприятий и организаций.

Кроме принятия FCPA, в конце 70-х годов в США создаются Министерства, регулирующие предпринимательской деятельности. В 1980-е годы система комплаенс была расширена за счет включения в нее этических правил ведения бизнеса .

Конец 2001 года привел к разорению крупнейшей энергетической кампании США. Корпорация Enron обанкротилась из-за сокрытия долгов и мошеннических действий. Крупный скандал привел к усилению внимания регуляторов и обернулся принятием Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в 2002 году. Нормативный акт ужесточил требования к бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Также он обязал бизнес-структуры принять Кодекс этического поведения. С этого времени комплаенс становится неотъемлемой частью управления американскими кампаниями.

В 2006 году прогремело новое дело о коррупции. Расследование выявило дачу огромных взяток из «черной» кассы компанией Simens. Подкуп должностных лиц осуществлялся по указанию топ-менеджеров корпорации в разных странах – Египте, России, Китае, Греции. Теперь комплаенс-службы стали обязательными для компаний, имеющих зарубежные активы.

2010 год ознаменовался принятием закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством ». Все фирмы, подпадающие под его действие, должны ввести комплаенс-контроль. Закон распространяется на британские и зарубежные предприятия.

А как в России?

Законодательство по комплаенс в России находится в зачаточном состоянии. Официальные акты не содержат определения данной функции. Единственный документ, где встречалось упоминание термина, – Указание Банка России № 603-У от 07.07.1999 г. (утратил силу в 2004 году).

Распоряжение Центробанка рассматривало комплаенс-контроль, как часть внутреннего мониторинга кредитных организаций. Он проводился с целью проверки соответствия деятельности банка законодательству о финансовых рынках. После отмены официального документа многие кредитные учреждения продолжают пользоваться идеями комплаенс для эффективной деятельности.

Таким образом, российские нормативные акты не предусматривают обязательный ввод комплаенс-служб. Система управления рисками применяется на добровольной основе.

Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Транснациональные корпорации, чьи интересы распространяются за пределы страны, должны подчиняться правилам, действующим в других государствах.

  1. Если ценные бумаги кампании торгуются на Нью-Йоркской бирже, фирма попадает под юрисдикцию американских законов. Это значит, что на предприятии обязательно должна действовать комплаенс-программа, разработанная согласно рекомендациям регуляторов США.
  2. При открытии счета в иностранном банке, российская организация или гражданин проходит комплаенс-контроль. Для успешного завершения проверки нужно иметь репутацию, соответствующую западным стандартам.

Появлению комплаенс-служб в российских организациях способствовало принятие поправок в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Документ обязал предпринимателей принимать меры по предотвращению коррупционных схем. В зарубежной практике – это один из главных элементов системы регулирования и контроля комплаенс-рисков.

Для чего нужен комплаенс?

“Заработайте репутацию, и она будет работать на вас.”
Дж. Рокфеллер

Хотя комплаенс-программы изначально вводились для защиты предпринимателей от действий надзорных органов, а затем – по указаниям регулятора, сегодня их значение значительно выросло.

В настоящее время наличие комплаенс – это :

  1. Гарантия чистоты бизнеса.
  2. Свидетельство законопослушности фирмы, прозрачности ее бухгалтерии и отчетности.
  3. Доказательство ответственности исполнительных органов.
  4. Отношения, основанные на принципах равноправия и справедливости.
  5. Показатель высокого уровня корпоративной культуры и профессионализма.

Таким образом, внедрение комплаенса улучшает репутацию фирмы , поднимает ее ценность в глазах партнеров и инвесторов, повышает доверие клиентов, сотрудников. Кампания может привлечь больше ресурсов, повысить долю на рынке, .

Также следует отметить рост доверия со стороны надзорных учреждений. Выявляемые нарушения рассматриваются как частные, допущенные одним человеком, а не системные. Для кампаний, внедривших систему контроля, предусматриваются послабления при наложении санкций.

Элементы комплаенс на примере политики Simens

Человеку, незнакомому с функционированием бизнеса, может показаться, что соблюдать правила – это легко. Прочитай пару документов и следуй им. На самом деле все гораздо сложнее.

Действует очень много нормативных актов, определяющих разные стороны хозяйственной деятельности – трудовые отношения, поведение на рыке, права потребителей, налоговые взаимоотношения, технические стандарты и т. п. Они постоянно меняются и порой противоречат друг другу.

Важно не только следить за всеми новациями, но и разработать стандарты проведения типовых операций и поведения персонала в разных ситуациях, обучить сотрудников, поддерживать знания в актуальном состоянии. Также необходимо отслеживать нарушения и реагировать на них.

Полноценная комплаенс-политика требует значительных денежных, временных затрат, и под силу только крупным кампаниям. Рассмотрим на примере корпорации Simens, что включает система управления рисками.

После разразившегося коррупционного скандала кампания разработала правила, которые должны свести к минимуму вероятность повторения ситуации. Принципом работы фирмы стало к коррупции и нарушениям правил конкуренции. Девиз: «Только чистый бизнес – это бизнес Simens».

Система комплаенс разделена на три уровня:

  1. Предотвращение;
  2. Выявление;
  3. Реакция.

Что входит в каждый из них можно посмотреть в таблице.

С целью проведения политики международная корпорация разработала внутренние документы, действительные для всех подразделений:

  1. Руководство по деловому поведению Simens;
  2. Кодекс поведения (для поставщиков).

Кампания размещает отчетность за год на официальном сайте. Здесь же можно сообщить о фактах нарушений.

Комплаенс-контроль в банках

Доверяя свои деньги банку, клиентам нужна уверенность, что их капиталы находятся в безопасности. Банку, в свою очередь, нужны гарантии «чистоты» получаемых средств.

Любая кредитная организация, получая от государства лицензию на проведение операций, должна подчиняться правилам по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В России с этой целью принят закон № 115-ФЗ от 07.08.01 г. Банки вынуждены балансировать между двумя угрозами – потерять перспективных клиентов либо получить санкции из-за недостаточного контроля за клиентами из группы риска.

При этом к легализации доходов относятся деньги, полученные не только в результате преступлений, но и любые средства, вырученные из незаконных источников – нелегальная прибыль, взятки, «подарки» и т. п. Под особым наблюдением находятся должностные лица и их родственники.

Проверкой клиентов в банке занимается специальный отдел. Если у сотрудников кредитной организации возникнут подозрения, что имущество получено незаконным путем, они могут:

  1. отказать клиенту в открытии счета;
  2. расторгнуть действующий договор;
  3. заморозить средства.

Фининстит обязан сообщать регулятору обо всех подозрительных операциях. Незаконные действия можно оспорить в суде.

Первоначальную информацию специалисты комплаенс отдела получают из анкеты клиента, заполняемой при открытии счета. Затем они собирают информацию из различных источников – государственных реестров, интернета, соцсетей.

Наличие персонального, корпоративного сайта, респектабельный личный профиль помогут успешно пройти проверку в отечественном или зарубежном банке. Для подтверждения источников средств финансовая организация может запросить налоговые и бухгалтерские отчеты, договоры, первичные документы и др.

Чтобы избежать проблем следует открыто и прозрачно вести бизнес, а также немедленно предоставлять объяснения и доказательства при поступлении запроса банка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое менеджмент - его функции и виды Финансы - что это, каковы их функции, как устроена система управления и контроля финансов Что такое офшор простыми словами Консалтинг - это помощь в решении проблем и достижении целей Цейтнот - что это значит Кто такой менеджер Что такое импорт - соотношение с экспортом, политика государства в отношении импорта и импортозамещение Что такое франшиза простыми словами Налоги - что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов Что такое преференции

"комплаенс-риск" означает в настоящем документе риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности (далее совместно - "соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса")..."

Источник:

<Письмо> России от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Комплаенс-риск" в других словарях:

    Комплаенс-контроль - Финансовый контроль Контроль Виды финансового контроля Государственный контроль Внутренний контроль … Википедия

    Подход внутреннего измерения (операционный риск) - Подход внутреннего измерения (IMA англ. Internal Measurement Approach) один из продвинутых подходов (AMA) к оценке операционного риска, предложенный Базельским комитетом по банковскому надзору. Подход основан на утверждаемых надзорными… … Википедия

    Операционный риск - (англ. Operational risk) риск, связанный с выполнением компанией бизнес функций, включая риски мошенничества и внешних событий. Чаще всего принимается определение, данное в Базель II: Операционный риск риск убытка в результате неадекватных… … Википедия

    ДТЭК - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Коморбидность - (лат. со вместе, morbus болезнь) это наличие дополнительной клинической картины, которая уже существует или может появиться самостоятельно, помимо текущего заболевания, и всегда отличается от него. Содержание 1 Исторические предпосылки… … Википедия

    Nonfarm Payrolls - (Количество новых рабочих мест вне сельского хозяйства) Nonfarm Payrolls это макроэкономический показатель занятости населения США вне сферы сельского хозяйства Макроэкономический показатель занятости Nonfarm Payrolls, количество рабочих мест вне … Энциклопедия инвестора

    Due diligence - Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый аудит Экологический аудит Социальный аудит Пожарный … Википедия

    Премия «Банковское дело» - Год основания 2004 Расположение … Википедия

Книги

  • Современные системы внутреннего контроля. Учебное пособие , С. М. Резниченко, М. Ф. Сафонова, О. И. Швырева. Внутренний контроль является важнейшим инфраструктурным элементом, обеспечивающим качество и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий иорганизаций, и, следовательно,…

В нелегких условиях санкционной политики Запада против нашей страны комплаенс-контроль становится одним из важных инструментов в системе управления банковским сектором. Что такое комплаенс? На что обращают внимание иностранные бизнес-партнеры, когда заходит разговор о комплаенс-процедурах в российских компаниях? И какие преимущества они дают? Попробуем разобраться.

История появления

Все началось со вступления России с ВТО (Всемирную торговую организацию). Изменений, не видимых вооруженным глазом, произошло немало. К примеру, на отечественные компании и организации стали распространяться международные нормы по внедрению стандартов по противодействию отмыванию денег, коррупции, финансированию террористических организаций и прочих направлений системы комплаенс (что такое комплаенс, будет рассказано ниже).

Что такое комплаенс?

Это соблюдение коммерческими организациями действующих на территории страны законов, стандартов и правил, направленных на предупреждение коррупции. Другими словами, комплаенс - это соответствие деятельности любой организации комплексу сводов и правил, которые предусмотрены регуляторами соответствующей отрасли экономики. Сегодня наличие в организации системы комплаенс-контроля является необходимостью при ведении бизнеса для предотвращения рисков (в частности, рейдерских захватов) и защиты репутации компании. То есть это своеобразный фундамент, на котором возводится система контроля любой организации, и одна из важнейших частей менеджмента.

Современные реалии таковы, что несоблюдение правил комплаенса приводит к потере бизнеса. Однако подстроить эту систему под внутренний распорядок и правила на самом деле крайне тяжело.

Какова суть?

Любая современная организация предполагает в процессе своей деятельности несколько видов контроля за техническими, человеческими и с целью соблюдения нормативов и требований. Формируются они еще при создании предприятия путем составления уставных документов и разработки принципов управления организаций. Но по мере усложнения бизнес-процессов и "взросления" предприятия соблюдать установленные нормы и правила становится все труднее.

Рост технологических процессов, расширение ассортиментного ряда продукции и введение новой, повышение эффективности, расширение штата требуют наличия сложной системы управления.

Для чего соблюдать комплаенс

С одной стороны, можно показывать хорошие результаты, а с другой, не пройти проверку контролирующими органами и получить серьезные штрафные санкции и прочие неприятности. Это так называемый регуляторный риск, который приводит к потере доли на рынке, снижению спроса, объемов реализации и т. д. Параллельно с этим появляются и Например, в случае снижения показателей финансовой активности заемщик может обратиться с требованием вернуть долг досрочно.

Выходит, что правила и нормы, изначально появившиеся в организации, необходимо соблюдать. И также нужен человек, отвечающий за то, чтобы для возникшей новой нормы или правила до начала их применения была введена технология, дающая возможность продолжать развитие бизнеса, но уже с соблюдением введённых норм и требований. В зарубежных странах эту функцию выполняет специальный комплаенс-менеджер.

Требования к документам системы

Любой новый приказ или постановление должны пройти ряд этапов перед внедрением. Это:

  • Появление (разработка проекта).
  • Утверждение (подписание составленного документа).
  • Вступление в силу.
  • Трансформация (плановое или внезапное изменение параметров).
  • Отмена документа (с появлением нового или по другой причине).

Формировать новые виды деятельности организации по аналогии с уже действующими - задача менеджера, отвечающего за compliance (в переводе с английского - соответствие, соблюдение, согласие). А это значит, что этот сотрудник должен обладать большими набором умений, навыков и знаний, участвовать в создании документальной базы и курировать вопросы обучения персонала. Также он может аргументировать дополнительные бюджетные расходы на внедрение нового распорядительного документа, если в них возникла необходимость.

Определение комплаенса для банковской сферы

В этой отрасли бизнеса понятие «комплаенс» предполагает предоставление сведений в головную организацию - Банк России, причем в строго оговорённые сроки. А также исключение привлечения финансово-кредитных организаций и их сотрудников к любому виду противозаконной деятельности.

Что это - комплаенс-контроль в банках? Это набор специально определенных функций, которые подразделяются на обязательные и необязательные. К первым относят законодательные нормы, несоблюдение которых приводит к потере репутации и практически всегда - к штрафным санкциям. Ко вторым причисляют распоряжения руководства организации и функции, исполнение которых связано с ожиданиями бизнес-партнеров.

Учитывая описанные особенности, управлением комплаенс-системой в банке должна заниматься служба безопасности. Но в реальности эта система практически всегда многоуровневая, поэтому большая часть ее функций распределена между структурными подразделениями.

Особенности внедрения

Комплаенс-контроль в российских банках регулируется Положением Банка России № 242-П, № 06-29/ПЗ-Н и рядом других документов.

Они указывают на то, что в выполнении функций этой системы должен быть задействован каждый сотрудник кредитной организации в пределах своих должностных инструкций и компетенции. Отвечает за реализацию системы отдельно выделенный сотрудник.

Построение системы преследует следующие цели:

  • Противодействие мошенничеству и коррупции.
  • Выявление рисков, связанных с несоблюдением внешних (внутренних) норм (это комплаенс-риски).
  • Соблюдение требований международных стандартов и российских законодательных актов.
  • Ответная реакция на жалобы, поступающие от клиентов.
  • Соблюдение принципов информационной безопасности.

Для реализации описанных функций в банковских организациях должны задействоваться личные информационные системы и платформы, дающие возможность систематизировать процесс мониторинга и последующего анализа.

Задача автоматизации комплаенс-контроля в банках (что это - описано выше) на сегодняшний день приоритетна для большинства банков. Кроме того, эта система требует четкой организации деятельности компании - потенциальные проблемы должны выявляться и решаться в реальном времени и в кратчайшие сроки.

Принципы банковской системы комплаенс-контроля

Лицо, ответственное за внедрение системы в банке (менеджер), привлекает сотрудников и организует работу по соблюдению внешних правил и требований, внутренних и по выявлению комплаенс-риска (это приоритетная задача в комплаенс-контроле).

Основные принципы системы следующие:

  • Политика комплаенса, внедряемая банком, должна быть утверждена советом директоров, который, в свою очередь, через определенные промежутки времени оценивает ее эффективность.
  • Организация обязана выделять на систему необходимое количество ресурсов.
  • Менеджер, отвечающий за работу системы, обязан организовывать обучение персонала, задействованного в комплаенсе (что такое комплаенс, было рассказано выше).
  • Лицо, ответственное за внедрение и работу системы, должно иметь высокий статус в компании (к примеру, непосредственно подчиняться руководителю или быть членом исполнительных органов).
  • Некоторые из задач комплаенс-контроля могут выполняться через аутсорсинг (в этом случае контроль осуществляет ответственный менеджер или руководитель банковской организации).

Реализация функций системы иногда встречает сопротивление внутри банка. Чаще всего это возникает, например, из-за решения отсечь одного или нескольких не внушающих доверия партнеров или клиентов, что на первый взгляд противоречит финансовым интересам банковской организации.

Но одновременно с этим работа compliance (в переводе с английского, как уже говорилось выше, - соответствие, соблюдение, согласие) направлена на защиту репутации банка, а следовательно, на его финансовую успешность. Плюс к этому введение этой системы упрощает взаимодействие с партнерами из-за рубежа, поскольку главным пунктом в числе их требований является наличие политики комплаенса, признанной нормой практически во всех странах.

Политика комплаенс-системы

Разрабатывает ее практически каждая банковская организация. Состоит она в следующем. Это политика:

  • Корпоративного поведения (то есть общий документ, призванный регулировать поведенческие стандарты и должностные обязанности сотрудников).
  • и финансированию террористических организаций (документ, призванный не допустить проникновения средств, нажитых или заработанных нечестным путем, и финансирования терроризма).
  • Направленная на урегулирование конфликта интересов (документы, задающие поведенческие стандарты в случае конфликта интересов.
  • Взаимодействия с органами-регуляторами и контролирующими органами (минимизирует возможные сложности и обеспечивает эффективное и полное взаимодействие).
  • Контроля совершаемых сделок и покупки ценных бумаг.
  • Приема жалоб от клиентов и принятия ответных мер.
  • Конфиденциальности данных и их неразглашения (чтобы не причинить вреда организации).
  • Должной клиентской идентификации.

Перечень довольно общий. Каждая организация вправе добавить или убрать какие-либо из описанных мероприятий.

Комплаенс в Сбербанке

В одной из самых крупных банковских организаций страны к осуществлениям функций комплаенса привлечен каждый сотрудник в пределах своей должностной инструкции.

Реализация функций этой системы требует автоматизации всех процессов банковской деятельности. Сбербанк для этого активно сотрудничает с офисами CIO. В качестве примера можно привести IT-платформу на базе Oracle. Она дает возможность систематизировать процессы состояния и оптимизировать структуру организации банка.

Несколько лет назад вступил в силу закон, по которому все банковские организации мира обязаны передавать налоговой службе Америки все данные о счетах ее налогоплательщиков. Сбербанк внедрил такой продукт, и в дальнейшем будет адаптировать его под российский рынок.

Журнал: Светлана Викторовна, что такое комплаенс и для чего он нужен?

Афанасьева С.В.: Само слово комплаенс является русской производной от английского compliance, что означает «соответствие». Комплаенс – это внутренний контроль за соответствием деятельности предприятия законодательству.

Его главная цель – исключить риски потери прибыли. К ним относятся штрафы, выплаты ущерба или невыполнение контрактов.

В тоже время комплаенс-риски могут привести к ухудшению репутации, ограничению возможностей ведения бизнеса или сокращению клиентской базы.

Журнал: Что необходимо для того, чтобы организовать комплаенс-контроль?

Афанасьева С.В.: Главное в запуске комплаенса на предприятии ― это решение руководства предприятия работать честно и открыто.

Конечно, не обойтись без разработки и внедрения политики комплаенс, а также контроля за выполнением разработанных требований комплаенс.

Рабочий процесс должен быть организован таким образом, чтобы все потенциальные проблемы отслеживались и решались в режиме реального времени.

Журнал: Что из себя представляет политика компаенс?

Афанасьева С.В.: Существует ряд стандартных политик, которые независимо от специфики деятельности в той или иной степени традиционно применяются в большинстве организаций:

Кодекс корпоративной этики (кодекс корпоративного поведения) - как правило, это достаточно общий документ, который затрагивает практически все аспекты деятельности организации. В нем говорится о морально-этических принципах, стандартах поведения, приоритетах организации и обязанностях сотрудников.

Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма тем или иным образом реализована во всех финансовых и многих нефинансовых организациях развитых и развивающихся стран. Она препятствует проникновению преступно нажитых доходов в легальный сектор экономики и предупреждает финансирование терроризма.

Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия - ее функция заключается в том, чтобы разграничить понятия «подарок» и «взятка» / «откат» или, иными словами, обозначить черту, после которой подарок становится подношением с целью получения возможности манипулирования должностным лицом в своих интересах. Данная политика, как правило, не запрещает дарения, но накладывает ограничение их стоимости и внедряет процедуры по осуществлению соответствующего контроля.

Политика сообщений о нарушениях этических стандартов регулирует порядок и способы сообщения о нарушениях сотрудниками предприятия (с правом на анонимность), а также порядок последующего расследования и документирования этих нарушений. Качественная реализация данной функции является одним из самых эффективных способов борьбы с нарушениями внутри предприятия.

Политика, регулирующая конфликт интересов, задает этические стандарты поведения сотрудников при возникновении конфликта интересов, а именно в случаях, когда: интересы сотрудника могут противоречить интересам предприятия; интересы одного клиента могут противоречить интересам другого клиента и т. д. В частности, на сотрудников предприятия накладывается обязательство способствовать выявлению и предупреждению случаев возникновения конфликта интересов, а также декларируется, что интересы предприятия должны всегда ставиться выше личных интересов ее отдельных сотрудников.

Политика контроля покупок ценных бумаг сотрудниками устанавливает порядок контроля операций на рынке ценных бумаг сотрудниками финансовых организаций.

В частности, в ней могут устанавливаться ограничения на покупку ценных бумаг определенных предприятий (как правило, тех, с которыми данная финансовая организация в этот момент проводит какую-либо сделку), запрещаться «короткие» продажи ценных бумаг, а также регламентироваться специальные порядки согласования операций сотрудников на рынке ценных бумаг с должностными лицами организации. Основной смысл этой политики состоит в том, чтобы с ее помощью избежать нецелевого использования рабочего времени, служебной информации в целях личного обогащения, обезопаситься от упреков в неэтичном поведении сотрудников на рынке ценных бумаг (market timing).

Политика «Китайской стены» необходима для разграничения информационного поля в деятельности предприятия, как правило финансового сектора, с целью предотвращения конфликтов интересов и создания условий для честной конкуренции.

Эта политика реализуется практически во всех передовых инвестиционных организациях, где особенно актуально такое разграничение, поскольку обладание непубличной информацией о чьем-либо финансовом состоянии, инвестиционных планах, дополнительных эмиссиях может повлечь ее использование, например сотрудниками иного подразделения в целях извлечения дополнительной прибыли.

Обратите внимание!

Возведение данного информационного барьера позволяет организации не только предотвращать возникновение конфликта интересов, но и обслуживать всех клиентов без ограничения.

Политика взаимодействия с регулирующими органами. Вопрос эффективного и правильного взаимодействия с регулирующими органами является весьма актуальным на сегодняшний день, поскольку даже весьма законопослушные предприятия сталкиваются в такой ситуации с рядом сложностей.

Политика конфиденциальности информации регулирует неразглашение данных о клиентах и их операциях. Данная политика подразумевает не только формирование общей культуры обращения с клиентскими данными, но и организацию хранения и соблюдение определенных стандартов при обработке персональных данных.

Выделяют также и другие политики, такие как политика должного изучения клиентов, контрагентов и поставщиков товаров / услуг; принципы приема и обработки жалоб; политика обучения персонала и иные внутренние документы.

При этом каждое предприятие, в силу задач, установленных высшим руководством, акционерами и кредиторами, может реализовывать дополнительные процессы в этой области, создавая при этом свою уникальную структуру комплаенс-контроля.

Журнал: Если все Вами названные политики разработать, то можно считать, что предприятие полностью защитило себя?

Афанасьева С.В.: Наличие одних лишь ранее названых политик совсем не означает, что предприятие в полной мере приложило все усилия для соблюдения законодательства и минимизации правовых и репутационных рисков. Нужна реализация.

Нередко реализация комплаенс-контроля встречает сопротивление со стороны бизнес-подразделений, в том числе и со стороны высшего руководства организации, поскольку идет вразрез с интересами бизнеса: служба комплаенс принимает такие меры, как «отсечение» партнеров и клиентов, обладающих сомнительной репутацией, запрет на проведение определенных операций и т. д. В этом случае необходимо выстраивать организационную структуру таким образом, чтобы наделить службу комплаенс всеми необходимыми правами и полномочиями, а ее персонал должен обладать высоким статусом в иерархии организации и независимостью в части принятия решений.

Журнал: Правильно ли я понимаю, что именно комплаенс-контролер является тем единственным человеком, который отвечает за снижение комплаенс-рисков предприятия?

Афанасьева С.В.: Вы ошибаетесь. Кстати, это довольно распространенное заблуждение. Например, такого же мнения часто придерживаются сотрудники предприятия, на котором внедряется комплаенс.

Комплаенс-контролер физически не может отслеживать все возникающие риски самостоятельно, поскольку зачастую не взаимодействует с клиентом и не занимается обработкой соответствующей информации, а потому не в состоянии идентифицировать все возникающие проблемы в подразделениях и иные вопросы, подпадающие под действие политик.

Поэтому я рекомендую комплаенс-контролеру не только разъяснить всем без исключения сотрудникам организации формальные требования политики комплаенс, их смысл и последствия несоблюдения, но и четко расписать обязанности каждого сотрудника по соблюдению этих требований, тем самым закрепить ответственность каждого сотрудника предприятия. Также требуется провести обучение персонала.

Возможно, для этого следует воспользоваться услугами специализированных учебно-консультационных центров, которые смогут организовать качественную подачу информации в виде семинаров и повышения квалификации для всех сотрудников предприятия.

Журнал: Благодарим за содержательную беседу!

Афанасьева С.В.: Спасибо! Буду рада новым встречам!

Источник: https://ukcabb.info/a163021-chto-takoe-komplaens.html

Комплаенс оговорка в дилерских договорах: риски и последствия реализации

Активное принятие в оборот внутренних политик комплаенс направленности как иностранными, так и российскими компаниями, сегодня неизбежно приводит к возникновению новых инструментов регулирования предпринимательских отношений, что в свою очередь порождает ряд правовых вопросов в сфере применения таких инструментов.

Одним из инструментов регулирования контрактных отношений в сфере комплаенс следует назвать конструкцию комплаенс оговорки.

По своей природе комплаенс оговорка, как правило, представляет собой установление заверений и гарантий сторон по договору об отказе от нарушения применимого законодательства, отказе от взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей, а также от совершения иных противоправных деяний, которые могут привести к нарушению одной из сторон применимого закона.

Самое главное!

На практике одним из последствий нарушения комплаенс оговорки является реализация права стороны на односторонний отказ от исполнения договора.

Если говорить о дилерских договорах, то подобная конструкция применения комплаенс оговорки приводит к возникновению ряда правовых рисков.

Риск признания незаконным одностороннего отказа от договора

Дилерский договор, не являясь поименованным в ГК РФ на сегодняшний день, может быть по-разному квалифицирован судом. Так или иначе, дилерский договор по своей природе является смешанным и может содержать элементы поставки, агентирования, коммерческой концессии, организационные элементы и иное.

Проблема квалификации дилерских договоров приводит к риску неопределенности вопроса о допустимости одностороннего отказа от исполнения договора в случае нарушения комплаенс оговорки.

Так, при наличии в дилерском договоре элементов договора поставки, односторонний отказ от его исполнения будет возможен в случае существенного нарушения договора по правилам ст. 523 ГК РФ.

В данном случае нарушение комплаенс оговорки может быть не признано в качестве существенного нарушения договора, что в свою очередь не приведет к возникновению у заинтересованной стороны законного права на односторонний отказ от исполнения договора.

Негативным последствием одностороннего отказа от исполнения дилерского договора в случае нарушения комплаенс оговорки может являться предъявление требования о понуждении к исполнению договорных обязательств.

Например, если в результате нарушения комплаенс оговорки дистрибьютор приостановил исполнение своих обязательств по поставкам, либо целиком расторгнул в одностороннем порядке дилерский договор, одним из негативных последствий может являться предъявление требований дилера о понуждении к возобновлению поставок и возмещении убытков.

Полезный Совет!

Одним из вариантов решения данной проблемы может быть частичный односторонний отказ от исполнения дилерского договора, что допустимо по правилам ст. 523 ГК РФ. В случае нарушения комплаенс оговорки дилер может быть лишен дилерского статуса, но с сохранением права на поставку. Однако данная модель не всегда является позитивной для дистрибьютора.

Антимонопольные риски

Включение комплаенс оговорки и реализация права на односторонний отказ от заключения дилерского договора в случае ее нарушения может быть квалифицировано как навязывание невыгодных условий контрагенту со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке.

Данный риск обусловлен тем, что перечень критериев, позволяющих квалифицировать условия договора в качестве невыгодных для контрагента в смысле закона «О защите конкуренции», является открытым. При таких обстоятельствах включение комплаенс оговорки может быть расценено антимонопольным органом как злоупотребление доминирующим положением.

Такой риск обуславливается еще и тем, что при включении в договор в качестве основания для его одностороннего расторжения нарушение комплаенс оговорки, сам факт наличия либо отсутствия такого нарушения и его существенный характер могут определяться по субъективному усмотрению лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

В любом случае, квалификация комплаенс оговорки во многом зависит от ее содержания, что позволяет говорить о позитивных возможностях минимизации данного риска.

Кроме этого, для оправдания законности комплаенс оговорки хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, вправе предоставить доказательства того, что его действия являются допустимыми в смысле закона «О защите конкуренции».

Источник: https://zakon.ru/blogs/komplaens_ogovorka_v_dilerskix_dogovorax_riski_i_posledstviya_realizacii/5689

Антикоррупционные оговорки в договоре

Антикоррупционные оговорки (Anti-corruption clauses), вводимые в текст договоров поставки, иные дистрибьюторские соглашения или соглашения о совместном предприятии в настоящее время приобретают всё большее значение.

Конечной целью компании, прибегающей к использованию подобного рода оговорок, является защита от «коррупционного поведения» партнёров по бизнесу и избежание возможных рисков наложения административных взысканий и исков о возмещении убытков (damage claim), а также, в некоторых случаях и в наибольшей степени, потери имиджа предприятия.

Большинство подобных оговорок по сути идут вразрез со статутными нормами в части общих положений и условий или иными требованиями законодательства Германии, особенно законодательства в сфере обеспечения секретности данных и информации. Тем не менее, использование «мягко» структурированных, т. е. умеренных и корректно выстроенных антикоррупционных оговорок может помочь если не избежать, то, по крайней мере, снизить правовые риски до минимума.

Суть вопроса

Пункты, положения договора - оговорки (клаузулы), - в рамках которых стороны принимают на себя обязательства по приходу в соответствие и дальнейшему соблюдению законодательных положений - в частности, антикоррупционного и конкурентного права - становятся всё более общеупотребительны в деловой среде.

В отличие от англо-американского права, до момента выработки конечного вида антикоррупционных оговорок (упоминаемых в некоторых случаях в обобщённом виде в качестве «комплаенс-оговорки» (compliance clause) в случае их отнесённости и к другим сферам правоприменения) в юридической практике Германии они встречались крайне редко. Тем не менее глобализация предпринимательской деятельности и неразрывно связанных с ней финансовых операций вкупе с наполеоновскими планами Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединённых Штатов Америки по выработке антикоррупционного законодательства оказало решающее влияние на развитие данного направления.

Так, например, статьёй 7 Закона Великобритании о взяточничестве (Bribery Act) предусматривается взимание неограниченного в размере штрафа с какого бы то ни было субъекта в случае, при котором лицо, ассоциированное с ним, предлагает/даёт ему взятку, а означенный субъект не принимает должных мер к имплементации адекватных процедур для предупреждения подобного рода коррупциогенного поведения.

На случай возникновения подобных ситуаций Руководство министерства юстиции Великобритании в качестве адекватной превентивной процедуры предписывает использование контрактных антикоррупционных стандартов в рамках цепочки поставок.

Закон Соединённых Штатов Америки о предотвращении коррупционной деятельности в отношении иностранных субъектов (Foreign Corrupt Practices Act), совместно опубликованный Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) и Минюстом страны, рекомендует использование комплаенс-стандартов применительно к случаям анализа деятельности деловых партнёров.

Обратите внимание!

Международная торговая палата (International Chamber of Commerce (ICC)) в 2012 году разработала и обнародовала текст собственной модельной антикоррупционной оговорки.

Текст сопровождающих оговорку аналитических материалов побуждает предприятия инкорпорировать предложенную оговорку в тексты заключаемых ими соглашений и контрактов в целях снижения коррупциогенных рисков применительно к агентам, консультантам, дистрибьюторам, подрядчикам, поставщикам и сторонам совместных предприятий.

Риск недействительности оговорки

В большинстве случаев антикоррупционные оговорки обязывают более слабую в экономическом плане сторону соглашения соблюдать ряд положений и стандартов. Подобная политика зачастую влечёт за собой необходимость соответствия кодексам этических норм для поставщиков или, по крайней мере, зарубежного статутного права (например, см. UK Bribery Act).

В случае нарушения другая сторона соглашения вправе прекратить исполнение договора или затребовать возмещения убытков. В дополнение ко всему, в случае подозрений на допущение нарушений одной из сторон другой стороне могут быть предоставлены контрольные права (auditing rights).

В большинстве случаев контрольные права не соответствуют жёстким стандартам ФРГ в части защиты секретности данных; более того, общие обязательства по договору в части соблюдения определённых положений и стандартов зачастую составляют необоснованное затруднение для другой стороны, тем самым недействительны в силу национального законодательства Германии. Так, например, в качестве необоснованного затруднения может быть охарактеризована ситуация, при которой на одну из сторон по договору возлагается обязательство соответствия ряду зарубежных правовых норм (например, см. UK Bribery Act) даже тогда, когда в определённых случаях нормы не предписаны к исполнению на законодательном уровне. Таким же образом широко распространённое положение о том, что от поставщика требуется принять на себя обязательства в отношении своих субпоставщиков вне зависимости от размеров и природы допущенного ими нарушения, скорее всего будет охарактеризовано как недействительное, если подпадёт под разряд общих условий и положений (general terms and conditions).

Положение договора может быть охарактеризовано в качестве общего положения (условия), если оно не было заранее особо оговорено между сторонами при заключении договора, а намеревающаяся использовать данное положение сторона не имела намерения обсуждать его применение со своим деловым партнёром.

Антикоррупционные оговорки - необходимый элемент общей системы комплаенса

На фоне того, как предприятия и директора несут ответственность не только за нарушения работников, но также, в некоторых случаях, за нарушения своих партнёров, использование умеренных, усреднённых антикоррупционных оговорок лишь рекомендуется, но никак не предписывается.

Подобные оговорки могут являться значимым элементом, дополнением к общей системе комплаенса до тех пор, пока во внимание принимается риск их недействительности.

Оговорки могут помочь увеличению информированности о необходимости соответствия тем или иным стандартам.

Самое главное!

В этой связи для положения соглашения крайне «чувствительным» моментом может явиться недвусмысленное требование в части соответствия ряду статутных норм применительно к праву аннулирования соглашения.

В частности, компании среднего размера - ключевое звено индустрии Германии - до настоящего момента не имели возможности в полном объёме ознакомиться с вопросом комплаенса, тем самым зачастую не имеют представления о юридических предпосылках законодательства в части коррупционных преступлений и конкуренции.

Более того, комплаенс-оговорки обладают крайне важным «побочным эффектом» - по крайней мере, по сравнению с другими мерами в части комплаенса - снижения риска возложения персональной ответственности на директора за возможные регулярные нарушения, будь то коррупционное поведение или ценовой сговор, имеющие место на уровне субординации сотрудников.

Данное положение применяется, в частности, к ответственности в виде административных взысканий согласно статьям 130 и 30 Закона об административных правонарушениях (OwiG – Ordnungswidrigkeitsgesetz) и - в случае членов исполнительных органов компании - к гражданской ответственности согласно статье 43(2) Закона о компаниях с ограниченной ответственностью и статьи 93(2) Закона об акционерных обществах (Aktiengesetz).

В целях снижения риска ответственности подобные оговорки должны сопровождаться иными элементами эффективной системы комплаенса (тщательная проверка делового партнёра, обучающие курсы, частый аудит).

Применять или не применять?

Даже в тех случаях, при которых включённые в текст соглашения антикоррупционные оговорки скорее всего при возникновении спора явятся недействительными, стороны соглашения, к которым они относятся, должны отнестись к ним со всей серьёзностью. Действительность подобных положений зависит от частных случаев, результат которых может быть определён исключительно судом.

Более того, законодательство ФРГ в части общих условий и положений применяется не во всех случаях (так, если соглашение не регулируется в первую очередь немецким законодательством, или если оговорка была оговорена между сторонами и, тем самым, не подпадает под определение общих условий и положений.

Антикоррупционные оговорки должны явиться предметом правового анализа для каждой из сторон, к которым они относятся, а особенно, если они обязывают одну сторону возложить обязанности или обязательства на своих собственных бизнес-партнёров в цепочке поставок.

Всё это обладает эффектом распределения рисков ответственности и тем самым крайне выгодно для самой затронутой стороны. Тем не менее, сторона соглашения должна воздерживаться о применении подобных оговорок к деловым партнёрам.

В данном вопросе полную ясность поможет внести лишь правовой анализ.

Полезный Совет!

В большинстве случаев - с точки зрения экономически слабой стороны - по крайней мере не так страшно попытаться пересмотреть конкретную оговорку, нежели она в конечном итоге явится недействительной, тем самым личная ответственность перейдёт на другого делового партнёра (http://www.worldbiz.ru).