Ложные обвинения в участии в дтп. Что делать, когда обвиняют в несуществующем дтп Дтп не совершал

Иногда случаются довольно неприятные ситуации, связанные с ошибками или даже прямой клеветой некоторых недоброжелателей.Рассмотрим ситуацию с дорожно-транспортным происшествием, когда гражданин в нем не участвовал, не имеет никаких повреждений на автомобиле и алиби, подтвержденное семьей, но есть свидетельские показания против него, на основе которых ГИБДД вызывает его на допрос. Какие действия необходимо предпринять гражданину для юридической самозащиты и стоит ли предъявлять встречные обвинения лжесвидетелям?

Порядок действий при ложном обвинении в участии в ДТП

Скрыться с места происшествия — значит нарушить ст.12.27 ч.2 КоАП РФ, по которой виновному грозит два типа наказания:

Правда, это в том случае, если гражданин действительно оказался безответственным злостным нарушителем, который решил уйти от ответственности. В противном случае ничего ему не грозит. После поступления звонка от сотрудников полиции нужно действовать спокойно. Ни в коем случае нельзя отказываться от встречи с инспектором. Лучше всего проявить желание к сотрудничеству, выбрать наиболее подходящее время для визита в местное отделение ГИБДД, подготовить транспорт к осмотру.

Нет никакой необходимости спорить с инспектором или свидетелями. В качестве доказательства невиновности предоставляется автомобиль без свежих повреждений того характера, который соответствует составленной картине ДТП. Если подобные повреждения будут найдены и инспектор назначит экспертизу, то следует дождаться ее результатов. Экспертиза далеко не всегда дает точные результаты и также может выдать ошибку.

Решение эксперта оспорить не получится без участия другого профессионала с авторитетным мнением. Если вы абсолютно уверены в своей правоте, то нужно обратиться в независимую экспертную организацию и заказать исследование. В большинстве случаев тщательная проверка позволит доказать, что те или иные повреждения не имеют отношения к аварии. При отсутствии фактических доказательств показания свидетелей будут идти вразрез с показаниями вашей семьи или других очевидцев, что позволить легко отстоять свою позицию в суде.

Ошибочно указать на виновника аварии могут как мошенники, так и невнимательные очевидцы. Доказать свою правоту поможет экспертиза и упорство юриста по ДТП.

Ситуации, когда водителя безосновательно обвиняют в наезде на пешехода или столкновении с другим автомобилем, не редкость. Как выйти из столь щекотливого положения, ведь признание виновным грозит уголовной и материальной ответственностью? Алгоритм действий приведен ниже в статье.

Из-за чего добросовестных водителей обвиняют в ДТП?

Наиболее распространенными причинами, по которым могут вменить участие в аварии, могут быть :

  • мошеннические действия;
  • появление на российских автодорогах машины-двойника;
  • недоразумение, возникшее из-за некорректного видения и восприятия происшествия, случившегося на дороге;
  • совершение ДТП бывшим хозяином авто.

Что вы можете предпринять, если стали жертвой аферистов?

Какова схема их действий?

Мошенники, жаждая денег, не гнушаются покупкой битых деталей авто. Затем они устанавливают запчасти на свою машину, «подстраивают» аварию и обвиняют в ней приглянувшегося водителя.

Пример. Аферист оснастил свое авто гнутым крылом. Значит, он будет искать жертву, машина которой имеет повреждения передней части, пусть незначительные или давние. Мошенник фиксирует госномер автомобиля добропорядочного гражданина, заявляет в ГИБДД о якобы произошедшей аварии, еще и добавляет, что ее виновник уехал с места происшествия.

Как было сказано, жулики желают получить страховую компенсацию от компании, которая обслуживает жертву. Пострадавший же впоследствии будет вынужден оформлять полис ОСАГО по запредельной стоимости.

Что вы можете предпринять для доказательства своей непричастности к ДТП:

  • вспомните, возможно на момент аварии у вас было алиби. Неоценимую поддержку окажут показания свидетелей, например, о том, что вы в момент происшествия покупали продукты на рынке или посещали бассейн;
  • потребовать проведения автотехнической экспертизы. Право на это вам дает ст. 26.4 КоАП РФ. Так вы сможете доказать, что ваша машина не была в ремонте;
  • просить сотрудника ГИБДД проверить, не внесен ли ваш оппонент в базу нарушителей правопорядка. Возможно, так выяснится, что вы далеко не один человек, пострадавший от действий конкретного жулика.

Обратите внимание! Записи видеорегистратора на вашем авто или на машинах свидетелей могут зафиксировать факт фальсификации аварии на дороге.

Главное – не паникуйте и не отдавайте никаких денег мошеннику.

Лучше приберегите средства для найма опытного юриста, который поможет собрать доказательства и отстоять вашу правоту в суде.

Что делать, если водитель был на месте аварии, но не является ее участником

Случается, что водитель лишь проезжал мимо места, где произошло ДТП, а его уже обвиняют в столкновении с чужим автомобилем. Как быть шоферу, попавшему в столь щекотливую ситуацию?

Очень часто виновника ДТП путают с добропорядочным водителем из-за невозможности разглядеть со стороны все обстоятельства, случившиеся на месте в момент происшествия.

А если ваш автомобиль был когда-то поврежден и не восстановлен, желающих обвинить вас аварии будет масса, начиная с тех, кто стал жертвой дефекта зрения, до лиц, желающих поживиться за чужой счет.

Чем можно себе помочь:

  • инициировать проведение экспертизы личного автомобиля, выводы которой докажут вашу непричастность к аварии;
  • сделать фото места происшествия, записать телефоны и адреса свидетелей ДТП.

Помните, вы имеет право подать исковое заявление в суд на обидчиков за клевету с требованием компенсировать вам моральный ущерб, поскольку вам было выдвинуто ложное обвинение в совершении столкновения, особенно, если на кузове вашего авто нет абсолютно никаких следов соприкосновения с посторонними предметами.

Виновник ДТП – автомобиль-двойник

Двойники – это машины, полностью идентичные по марке, модели, цвету, году введения в эксплуатацию, а иногда – и по номерному знаку.

Транспортным средством, которое имеет право колесить по дорогам страны, является только одна машина. Вторая же может числиться в угоне или же она была переправлена через границу по поддельным документам. Преступники ищут схожий автомобиль, изготавливают регистрационные бумаги на двойника (ведь сведения о них действительно есть в базе ГИБДД), а затем несколько раз перепродают его, заметая следы.

Вам стоит задуматься, если вы получили уведомление о совершении дорожного правонарушения, когда, например, были в отпуске или дома на больничном. Возможно, вы стали жертвой преступной группировки.

Если вас обвиняют в ДТП, к которому вы однозначно непричастны, настаивайте на проведении исследования транспортного средства.

Автотехническая экспертиза для доказательства невиновности водителя в ДТП

Довольно часто водители не спешат восстанавливать автомобиль, если чиркнули бампером о бордюр или смяли крыло о столб при неудачной парковке. Причина тому – нехватка времени и денежных средств, да и не все автовладельцы столь внимательны к своим железным лошадкам. Если ваша машина имеет повреждение, мошенники могут этим воспользоваться.

Уверены, что царапина на кузове не имеет никакого отношения к делу – действуйте, требуйте проведения автотехнического исследования!

Эксперт осмотрит все транспортные средства, которые участвовали в ДТП и вынесет правдивое решение.

К сожалению, ни один автолюбитель не может быть уверен, что завтра им не заинтересуются жулики или обстоятельства сложатся так, что его просто по ошибке обвинят в ДТП.

Обязательно воспользуйтесь услугами юриста, особенно, если речь идет о серьезных авариях или происшествиях со смертельным исходом.

Дорожно-транспортное происшествие – это крайне неприятный инцидент. И он неприятен вдвойне, когда обвиняемый вовсе не виновен, был аккуратным, соблюдал правила и не причастен к данному инциденту.

Как показывает практика, такие случаи встречаются достаточно часто, и приходится доказывать свою невиновность в суде.

Ложное обвинение в ДТП

Если водителя обвинили в том, что он повредил чье-то авто, а он действительно был на этом месте или проезжал мимо, то придется доказывать свою невиновность. Вас ошибочно могут посчитать виновным, ведь не всегда видно со стороны, действительно ли машина задела другую, либо это повреждение было сделано раньше или другим автомобилем. Следует сфотографировать место происшествия, положение машин, следы на земле и т.д.

Когда в обвиняют ДТП, которого не было, обвиненному водителю может показаться, что это только лишь недоразумение и его легко решить диалогом. Однако тот, кто обвиняет в повреждении, может оказаться нечестным человеком, который сознательно ищет способ компенсировать ущерб.

Большая ошибка – пытаться скрыться с места происшествия, это полнейшая глупость. Следует, наоборот, максимально точно зафиксировать все обстоятельства.

Если есть свидетели происшествия, которые способны доказать вашу невиновность, их контакты стоит записать. Оформление начинается после вызова и приезда ГАИ. Ответственность за оставление места ДТП обозначена в Статья 18.17 пункт 4. и предусматривает штраф до 25 б.в. , лишение прав до 2 лет.

Может так случится, что вам даже понадобится автотехническая экспертиза. Если экспертизу оплачивал обвиняемый, в результате чего была доказана его невиновность, то он может заставить обвинителя возместить средства. Так поступают многие, потому что не знают, что подобная экспертиза должна проводиться за счет государства.

Если машина обвиняемого сразу после аварии не имеет никаких повреждений и следов участия в происшествии, то обвинение не будет удовлетворено. В таком случае, дополнительно можно подать иск о возмещении морального ущерба, а также, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за клевету. Подавать данные иски стоит хотя бы для того, чтобы обвинитель впредь знал, чем такая ложь может обернуться.

Что делать если ДТП совершил авто-близнец

Цитата на одном из форумов: «Вчера в потоке увидел “свое” авто. Модель, цвет, обвесы – один к одному. Даже не по себе на несколько секунд стало». Увы, бывает и так. Человеку сообщают, что он попал ДТП и скрылся с места преступления, то есть, его обвиняют в происшествии, в котором не участвовал, и находился в это время в совершенно другом месте.

Причем, обвиняемому иногда сообщают о происшествии спустя два или даже больше месяцев. Были случаи, когда эвакуировали машину с места стоянки возле работы хозяина авто, пока тот был на работе.

Обвиняемые сразу теряются и не знают, как доказать, что в том месте, где была авария, вы никогда не были. Бывает и так, что ДТП совершил прежний владелец машины, а обвинение предъявляется новому владельцу.

Когда обвиняемый не может доказать, что не был на месте происшествия, работники правоохранительных органов могут попытаться предъявить в суде очевидные доказательства обратного. В таком случае, следует ходатайствовать о проведении дополнительной экспертизы.

Иногда сторона обвинения указывает на то, что машина не новая и была в ремонте, имеет царапины, что свидетели – это заинтересованные лица и приводит прочие аргументы, явно не в пользу обвиняемого.

В любом случае, не стоит отчаиваться. Если вы сомневаетесь в том, что сами сможете справиться с несправедливым обвинением и отстоять свою невиновность, лучше прибегнуть к помощи квалифицированного адвоката.

Проведение экспертизы при ложном обвинении в ДТП

Бывает и так, что на транспортном средстве присутствуют какие-то царапины или повреждения, а обвинитель утверждает, что это как раз и есть те самые улики, которые вас изобличают.

Если обвиняемый знает, что эти повреждения не имеют никакого отношения к данному случаю, и не согласен, что его обвиняют в совершенном ДТП, то следующий шаг – это автотехническая экспертиза (не стоит путать с авторазведческой экспертизой).

Этот вид экспертизы применяется для установления личности виновника. В соответствии с постановлением Верховного суда, судьи должны способствовать выявлению всех обстоятельств дела и не должны отказывать в разрешении на проведении данной экспертизы. Эксперт должен осмотреть обе машины и изучить обстоятельства ДТП, чтобы вынести обоснованное решение.

Законодательством установлено, что в вопросах административной ответственности, экспертизы проводятся за счет государства, в отличие от вопросов связанных с гражданской ответственностью.

Таких ситуаций очень много и необходимо помнить, невинная царапина на авто – не так уж и безобидна. Не стоит откладывать ремонт даже самых мелких повреждений.

Любители решать свои проблемы за чужой счет всегда на чеку.

Что необходимо знать при аварии, которую не совершал

Правоохранительные органы имеют законное основание изъять права, если водитель стал участником ДТП и покинул место преступления. Также, могут забрать талон о прохождении технического осмотра, но для этого нужны дополнительные основания, кроме подозрения в происшествии.

Если машина полностью исправна, то талон забирать не должны. При этом, следует помнить, что изъятие прав, это еще не лишение. Лишить вас прав может только суд. Если, в установленный законодательством срок, суд не принял решение о лишении прав, то можно писать заявление о их восстановлении.

Знайте, что автомобиль может быть изъят эвакуатором только по решению суда. То есть, если ДТП было недавно и суд еще идет, то вышеописанные действия по изъятию имущества не правомерны. И уж тем более не нужно платить за возвращение машины, а если вам пришлось оплатить – требуйте чек. Он послужит уликой на суде. Знание законов и своих прав помогут выиграть суд.

Чтобы не получить наказание за несправедливое обвинение, нужно отстаивать свою позицию, настаивать на объективности расследования и не упускать из виду важные детали.

Если участник административного дела по ДТП действительно присутствовал при этом событии, крайне важно как можно более полно собрать информацию о случившемся. Если же ДТП произошло с кем-то другим или вообще является фикцией, то с адвокатом и через разрешение суда обязательно нужно настаивать на ознакомлении с заведенным делом, пытаясь выяснить все детали.

Каждый человек имеет право на самостоятельную защиту в суде, но не стоит пренебрегать помощью адвоката, имеющего опыт работы с такой категорией дел.

Рассмотрение спорных случаев при ДТП

Мы решили рассмотреть основные спорные моменты при совершении ДТП. Я рекомендую всем читателям внимательно изучить данные ситуации.

ЕХАЛ «60», НО СКОРОСТЬ ПРЕВЫСИЛ

Водитель автомобиля А двигался по городу со скоростью около 60 км/час по второй полосе, так как крайняя правая была занята припаркованными автомобилями. Внезапно автомобиль Б, стоявший в крайней правой полосе, включил поворотник (это подтверждается показаниями свидетелей), начал движение и перестроился во второй ряд. Водитель автомобиля А резко затормозил, но избежать ДТП не удалось - он въехал в авто Б сзади. Сотрудники ГАИ признали виновным именно водителя А, написав в материалах дела, что он нарушил п. 12.1 ПДД. То есть при выборе безопасной скорости не учел дорожную обстановку (парковку справа) и при изменении ситуации не смог избежать ДТП. Юристы говорят, что такие случаи наиболее распространены. Нужно настаивать на том, что водитель авто Б нарушил п. 10.1 ПДД: перед началом движения не убедился в безопасности маневра.

СТОЛКНОВЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ ПОЛОСЫ

Регулируемый перекресток с тремя полосами в каждом направлении. Автомобиль А включает указатель поворота и делает поворот налево, находясь ближе к правой стороне левого ряда, так как из-за особенностей габаритов автомобиля ему нужно больше места для выполнения маневра.В образовавшийся просвет вклинивается автомобиль Б, двигающийся сзади автомобиля А по той же полосе, но с большей скоростью. На перекрестке автомобиль Б сталкивается с поворачивающим налево автомобилем А, ударяя его правой фарой в левый задний фонарь. Оба автомобиля до столкновения находились в пределах одной полосы. Но виновным признали водителя автомобиля А, обвинив его в нарушении уже упомянутого п. 10.1 (не убедился в безопасности маневра). Но на суде признали виновником водителя Б, так как он не дал завершить маневр.

СТОЛКНОВЕНИЕ ПРИ ВЫЕЗДЕ НА ГЛАВНУЮ

Водитель авто А выезжает со второстепенной дороги на главную и пропускает имеющие преимущество автомобили. Для этого поворачивает голову налево и медленно едет, поворачивая руль направо. Перед ним (в мертвой зоне, так как голова повернута влево) остановился автомобиль Б. Произошло столкновение. Инспектор признал виновным водителя авто А, так как он не справился с управлением и допустил столкновение с другим автомобилем. Но на суде водителю, которого гаишники признали виновным, удалось оправдаться: доказать (с помощью свидетелей и видеорегистратора), что водитель второго авто остановился перед ним не для того, чтобы безопасно завершить маневр, а чтобы поговорить по телефону (он еще до столкновения стоял там, несмотря на запрещающий знак, несколько минут).

ДИСТАНЦИЯ ПРОТИВ ТОРМОЖЕНИЯ

Автомобили стояли перед светофором. Как только загорелся зеленый свет, все тронулись с места, но внезапно пошел ливень, и водитель автомобиля А, испугавшись, дал по тормозам. Водитель авто Б (ехал сзади) тоже дал по тормозам и сумел предотвратить столкновение, но его маневра не ожидал водитель движущегося за ним авто В - произошло столкновение. Виновным признали водителя третьего автомобиля (В), который нарушил п. 13.1 (не придерживался безопасной дистанции). В суде с помощью видеозаписей с регистраторов удалось доказать, что причиной аварии стало резкое торможение всех участников происшествия (нарушение п. 12.9 ПДД), но для водителя В это послужило лишь смягчающим обстоятельством (не забрали права), так как столкновения с авто А не было (он не участник ДТП).

ДТП ПРИ РАЗВОРОТЕ

На нерегулируемом перекрестке водитель автомобиля А начал совершать разворот из крайней левой полосы, предварительно убедившись в том, что справа (на встречной полосе) никого нет. Автомобиль Б двигался с такой высокой скоростью, что появился для авто А внезапно и ударил его в момент выполнения маневра. Правым вначале признали того, кто двигался по главной дороге, но после проведения автотехнической экспертизы оказалось, что во время столкновения скорость автомобиля Б составляла порядка 80 км/час, на асфальте не было следов тормозного пути, а свидетели подтвердили, что в момент начала маневра водителя А помехи не было. В итоге вину признали обоюдной (А не убедился в безопасности маневра, а Б - не выбрал безопасную скорость в данной дорожной обстановке).

ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ

Наибольшее количество спорных ДТП связано с парковкой. Данный пример - типичен. Водитель А ехал по городу и увидел у бровки припаркованный под углом автомобиль Б. Внезапно его водитель начал распарковываться и въехал в автомобиль А задним ходом, а в пояснениях написал, что въехали в него, соответственно, виновным признали водителя автомобиля А (по логике «кто сзади, тот и виноват»).

Только в результате автотехнической экспертизы удалось доказать, что характер повреждений не соответствует обстоятельствам, описанным водителем Б, так как они были нанесены под острым углом, а не прямо. Но известно много случаев, когда на дороге между водителями возникает конфликт, и один умышленно сдает задним ходом, чтобы обвинить второго в таране. В таком случае без свидетелей оправдаться практически невозможно.


ПЕШЕХОД «БРОСИЛСЯ» ПОД КОЛЕСА

Водитель авто А выезжает на главную дорогу со второстепенной, а перед перекрестком нарисована «зебра». Остановившись на пешеходном переходе, он поворачивает голову налево, где едет авто Б (по главной дороге). Как только автомобиль с ним поравнялся, А начал маневр (тронулся с места) и в этот момент сбил пешехода, который решил обойти авто спереди (водитель его не видел, так как его внимание было сосредоточено на авто Б). И хотя водителя сразу обвинили в нарушении двух пунктов ПДД (10.1- не убедился в безопасности маневра и 10.2 - не уступил дорогу пешеходу), после разбирательства виновным признали пешехода (п. 4.14. гласит, что пешеходам запрещается выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя). Но водителю пришлось заплатить за ремонт своего авто, а также ущерб здоровью пешехода.

ДТП В ЦЕПОЧКЕ

Сложнее всего понять, кто виновен в ДТП, если возникла цепочная авария, в которой один или несколько автомобилей потеряли управление. Чтобы установить причинно-следственную связь, в обязательном порядке проводится несколько экспертиз, чтобы определить степень вины каждого водителя. Один из недавних случаев в Киеве - автомобиль А вынесло на скользкой дороге на встречную полосу, где он столкнулся с несколькими машинами. И хотя они ПДД не нарушали, двух пострадавших водителей (Б) обвинили в том, что они не выбралм безопасную скорость, а третьего (В), который въехал в А, - в несоблюдении дистанции.

Суды по таким делам обычно длятся годами и заканчиваются тем, что стороны договариваются между собой.

Дата публикации материала: 12.01.2019

Последнее обновление: 18.06.2019

Рассказываем, что делать, если вас необоснованно обвиняют в ДТП.

Что такое ДТП с точки зрения Правил дорожного движения?

Итак, каково официальное определения термина «дорожно-транспортное происшествие» в российском законодательстве? Ответ на этот вопрос мы найдем в ст. 1 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения», которая гласит следующее:

«Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Если же говорить о классификации ДТП, то на сегодняшний день дорожно-транспортные происшествия в России подразделяются на следующие виды:

  • Наезд на пешехода;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт;
  • Наезд на препятствие;
  • Наезд на стоящее транспортное средство;
  • Опрокидывание;
  • Падение пассажира;
  • Столкновение.

Кроме того, виды ДТП можно разделить по степени тяжести последствий аварии:

  • Дорожно-транспортные происшествия, повлекшие материальный ущерб;
  • Дорожно-транспортные происшествия, повлекшие легкие телесные повреждения (т.е., кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности);
  • Дорожно-транспортные происшествия, повлекшие телесные повреждения средней степени тяжести (повреждения во время аварии вызвали длительное расстройство здоровья или значительную и стойкую утрату трудоспособности);
  • Дорожно-транспортные происшествия, повлекшие тяжкие телесные повреждения (если ДТП стало причиной потери зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утраты органом его функций, прерывания беременности или неизгладимого обезображивания лица);
  • Дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом.

Основные обязанности водителя при ДТП

Что должен сделать водитель, который стал свидетелем, участником или виновником дорожно-транспортного происшествия? Ст. 2 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» указывает, что водитель, причастный к ДТП, обязан:

  • Немедленно остановить автомобиль;
  • Включить аварийную сигнализацию;
  • Поставить знак аварийной остановки.

Если во время аварии на дороге пострадали люди, водителю также вменяется в обязанность:

  • Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь (в экстренных случаях - организовать отправку пострадавшего в ближайшую больницу);
  • Вызвать на место происшествия врачей и полицию;
  • Записать данные очевидцев происшествия (ФИО, адреса, контактные телефоны);
  • Ожидать прибытия «скорой помощи» и сотрудников полиции.

Как должно быть оформлено ДТП в 2019 году?

В соответствии с Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 по прибытии на место дорожной аварии сотрудники полиции обязаны:

  • Опросить участников, очевидцев и свидетелей ДТП;
  • Зафиксировать основные сведения о происшествии (время, вид и обстоятельство ДТП, количество пострадавших, данные свидетелей и т.д.);
  • Осуществить фото- и видеосъемку обстановки на месте аварии;
  • Составить схему места совершения административного правонарушения;
  • Составить протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
  • Составить рапорт (при необходимости).

На данный момент законодательство Российской Федерации предусматривает три вида ответственности для виновников ДТП:

  • Гражданская ответственность - если в результате дорожно-транспортного происшествия потерпевшему был причинен имущественный или моральный вред (ст. 1064 ГК РФ);
  • Административная ответственность - если пострадавшему в ДТП был причинены легкие телесные повреждения или повреждения средней тяжести (гл. 12 КоАП РФ);
  • Уголовная ответственность - если автомобильная авария стала причиной тяжкого вреда здоровью или повлекла за собой смерть пострадавшего (ст. 264 УК РФ).

Что делать, если водителя обвиняют в ДТП, которого он не совершал?

К сожалению, российским водителям слишком часто приходится сталкиваться с фактами вымогательства взяток как за реальные, так и за выдуманные нарушения правил дорожного движения.

Как защитить себя от необоснованных обвинений в ДТП? В этом случае вы вправе использовать все имеющиеся средства для своей защиты.

  • Прежде всего нужно успокоиться и не паниковать - в соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в нарушении закона считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;
  • Не стоит отказываться от подписания протокола - при неблагоприятном развитии событий такое решение может послужить косвенным подтверждением вашей вины;
  • Перед тем как подписать протокол обязательно заполните графу «Объяснения» и изложите свое видение ситуации (к примеру: «ПДД не нарушал. Доказательств моей вины не предъявлено. Прошу рассмотреть дело в присутствии защитника»);
  • Если в вашем автомобиле находятся свидетели ДТП, обязательно укажите их данные в протоколе (следует помнить, что свидетелями могут выступать любые лица, которые могут подтвердить вашу позицию - как случайные пассажиры, так и ваши родственники или друзья);
  • Если вы не участвовали в ДТП - обязательно просите проведения экспертизы. Независимые эксперты осмотрят ваш автомобиль и установят, было ли само столкновение и являлись ли вы его участником.

Имеет ли смысл обращаться к адвокату по ДТП?

Стоит ли обращаться за помощью к адвокату, если вас необоснованно обвиняют в ДТП? Как показывает практика, в таких случаях квалифицированный автоюрист может помочь:

  • Обжаловать решение по делу о дорожно-транспортном происшествии;
  • Обжаловать действия или бездействия сотрудников ГИБДД;
  • Защитить интересы водителя при проведении предварительного расследования обстоятельств ДТП;
  • Рассчитать ущерб, нанесенный во время автомобильной аварии;
  • Провести независимую техническую экспертизу автомобиля;
  • Составить претензию в адрес страховой компании;
  • Собрать документы для обращения в суд и т.д.

Как правильно себя вести, если речь идет о мелкой аварии

Начало у этих историй одинаковое. Вам звонят пострадавшие или сразу сотрудники полиции и заявляют, что ваш автомобиль участвовал в аварии, с места которой вы скрылись. А вот финал у историй разный, и многое зависит, в том числе, от вашей грамотности.

Малозаметные ДТП

Сразу оговоримся, что подобный звонок не всегда является попыткой оговорить вас. Вы в самом деле можете не заметить легкого контакта и покинуть место аварии с чистой совестью. Или очевидцы могут неверно запомнить номер или приметы виновного автомобиля и навести на вас.

Впрочем, нередки случаи, когда обвинения совершенно абсурдны. И в самом деле смахивают на «развод» - вольный или невольный.

Полиция или мошенники?

Бывает, человек называет себя пострадавшим или его представителем. Если вы не знакомы с ним лично, а описанный им сценарий маловероятен, речь, скорее всего, о попытке мошенничества.

Часто жулики выискивают автомобиль с похожими повреждениями, поэтому все может звучать вполне убедительно. Дайте себе время обдумать ситуацию, а при выставлении абсурдных требований пригрозите обратиться в полицию.

Если же звонящий и так представляется полицейским (например, сотрудником ГИБДД), убедитесь, что вам действительно звонят из органов. Вы можете позвонить в дежурную часть или по телефону доверия и уточнить, действительно ли такой сотрудник существует и может выставлять подобные требования.

Идти или не идти?

Полиция пригласит вас на разбирательство, чтобы сравнивать повреждения автомобилей и показания сторон. Если вы уверены, что в аварии не участвовали и кто-то пытается вас оговорить, многие юристы неофициально советуют не реагировать на устные приглашения. Если вторая сторона не слишком уверена в своей правоте, вполне вероятно, от вас просто отстанут.

Другое дело, что при желании полиция может осложнить вам жизнь, и явиться на разбирательство придётся.

Презумпция виновности

Сопоставление повреждений на первом этапе разбирательств обычно проводит инспектор ГИБДД. Большинство опрошенных нами юристов сказали, что вероятность быть обвиненным в этом случае достаточно высока. Инспекторы ГИБДД зачастую не являются техническими экспертами, работы у них много, а если ДТП мелкое, вникать в детали им просто некогда.

Для обвинения порой достаточно дефекта на кузове вашего автомобиля, который хотя бы отдаленно сопоставим с повреждениями пострадавшей машины.

Доходит до абсурда: к нам обращались люди, которых обвиняли в оставлении места ДТП из-за едва заметной царапины номерного знака или потертости на бампере, хотя у второго автомобиля на крыле была отметина от острого предмета.

Формально инспекторы не выносят вердиктов - они ссылаются на то, что окончательное решение все равно за судом. Но суды, как правило, полагаются на заключения инспекторов, поэтому механизм работает в конвейерном режиме.

Требуйте автотехнической экспертизы

Направьте ходатайство о проведение автотехнической экспертизы, чтобы её назначил представитель полиции (или суд, если дойдет до него). Эта экспертиза не дает стопроцентной гарантии установления истины, но квалификация сотрудников обычно выше, и, если эксперт не ангажирован, ваши шансы растут. Правда, заключения экспертов часто грешат размытыми формулировками, которые суд далеко не всегда трактует в вашу пользу.

Главный риск

Если автомобилист скрывается с места достаточно крупного ДТП, установить его причастность по характеру повреждений обычно несложно. В описанной схеме выше чаще всего речь идет о легких контактах, когда все повреждения - это мелкие царапины, вмятины и т. п.

Когда ущерб незначительный, пострадавший обычно готов пойти вам навстречу. Но если дело попало в полицию, основной проблемой становится не компенсация ущерба, а наказание за сокрытие с места ДТП.

За это грозит лишение прав на 1−1,5 года или административный арест на срок до 15 суток. Причем наказание никак не связано с вашей готовностью возместить ущерб или примирением сторон. Неважен и размер ущерба - будь он хоть 1000 рублей, формально инцидент будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

Этим крючком часто пользуются мошенники, предлагая решить вопрос без обращения в полицию. И в этом случае вам нужно включать «чуйку»: если чувствуете, что человек не вполне искренний, а требования явно завышены, возможно, угроза позвонить в полицию остудит его.

Но если ДТП всё же было, и требования человека справедливы, в ваших интересах урегулировать вопрос без ГИБДД, не забыв взять с человека расписку, что он не имеет претензий.

Кстати, ОСАГО хоть и компенсирует ущерб второй стороне, но, если будет зафиксирован ваш побег с места аварии, страховая впоследствии взыщет с вас сумму в порядке регресса.

Как снизить вероятность таких историй

Следите за состоянием автомобиля, а в случае тех или иных повреждений, фиксируйте их с помощью фотографий и документов.

Если при маневрировании вам кажется, что вы задели чужую машину и возникает соблазн уехать - не спешите. Возможно, для вас гораздо выгоднее решить конфликт на месте, самому или с помощью ОСАГО (например, по европротоколу), чем рисковать лишением прав.

В случае спешки оставьте человеку записку с координатами, и, с большой вероятностью, он согласится на ваши разумные предложения.