2 проявления противоречивости общественного прогресса. Примеры прогресса и регресса

Формационный и цивилизационный подходы

3.2.1.Общественно-экономическая формация - исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ

Марксизм : смена формаций первобытно – общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1930 г. социализм, коммунизм)

Черты и понятия формационного подхода

базис (производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). В основе – отношения собственности

- надстройка – совокупность правовых, политических, идеологических, религиозных, культурных и иных учреждений и отношений.

- производственный отношения и производительные силы (люди, орудия труда) = способ производства

- социальная революция – при развитии производительных сил и старении способа производства

Принципы подхода: универсальность, закономерность смены общественно – экономических формаций

3.2.2.Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью. Цивилизации отличаются друг от друга: специфическим образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром

Сегодня ученые выделяют: западную и восточную цивилизации.

Сравнение западной и восточной цивилизации

Прогресс

3.3.1.Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

3.3.2..Виды общественного прогресса

· Прогресс науки и техники (НТП, НТР)

· Прогресс в развитии производительных сил (промышленный переворот)

· Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии)

· Прогресс в области культуры (признание человека высшей ценностью)

3.3.3. Критерии общественного прогресса:

Критерий показатель, с помощью которого можно оценить что-либо

§ развитие человеческого разума

§ развитие науки и техники

§ развитие производительных сил

§ рост уровня жизни, степени социальной защиты

§ совершенствование нравственности людей (гуманизм)

§ степень свободы личности в обществе

Противоречивость общественного прогресса

3.3.5. Показатели прогрессивного развития общества:

● средняя продолжительность жизни человека

● детская смертность

● состояние здоровья

● уровень и качество образования

● уровень развития культуры

● чувство удовлетворенности жизнью

● степень соблюдения прав человека

● отношение к природе

Человечество в целом никогда не регрессировало, но на время останавливалось в развитии – стагнация

Противоречивость прогресса
Примеры событий и социальных изменений, признаваемых прогрессивными Позитивные проявления и последствия Негативные проявления и последствия
Возрастание и совершенствование материально-производственной деятельности людей Возрастающее количество и качество материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей Разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества
Открытия в области ядерной физики Создание нового источника энергии Создание атомного оружия
Рост крупных городов - урбанизация Многообразные удобства городской жизни, развитая инфраструктура производства и быта Необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, загрязненный воздух, уличный шум, стрессы и другие «болезни урбанизации»
Возникновение компьютерных технологий Расширение возможностей творческого труда, повышение его эффективности Компьютерная игромания, новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея

Цена прогресса. Это цена, которую человечеству приходится платить за пользование благами прогресса. Например, автопром загрязняет экологию, как следствие мы платим свои здоровьем за возможность ездить на автомобиле. Развитие некоторых отраслей дает возможность выполнения работы автоматами, из-за этого некоторые люди могут лишаться работы. Полеты в космос создают озоновые дыры. Геномодифицированные продукты и добавление антибиотиков, к примеру, в молоко дают долгий срок годности этих продуктов, но отрицательно сказываются на здоровье. И таких примеров может быть множество.

Проблема смысла и направленности исторического процесса. Основные модели исторического процесса. Все имеющиеся представления о направленности, цели и характере исторического развития можно свести к следующим моделям исторического процесса:1.Циклическа я. Суть ее в том, что различные общества, когда-либо существовавшие в истории, включая и современные общества, проходят одни и те же замкнутые циклы рождения, подъема, упадка и гибели (мифологические представления, античные философы, концепции локальных культур Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, циклическая модель общества П.Сорокина).2.Линейная . Представление о восходящем поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным. Линейная модель истории является прогрессистской. (философия Просвещения, позитивизм, теории технологического детерминизма У.Ростоу, О.Тоффлера).3.Спиралевидная . Данная модель является своего рода синтезом линейной и циклической (круговой) модели. Она также представляет историю как прогресс, но основывается на диалектическом понимании исторического развития, в котором каждый новый этап является одновременно и отрицанием, и сохранением предыдущих этапов развития (идеалистическая философия истории Г.Гегеля, исторический материализм К.Маркса).4.Постмодернистская и нелинейная модели . Постмодернистская модель основана на представлении о современном состоянии общества как «состоянии постмодерна» («постсовременности»), в котором история лишается смысла и единой цели своего развития, а притязание на такой смысл обнажается и разоблачается как метафизическое притязание на господство (философы-постмодернисты Ж.Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж.Деррида). Нелинейная модель формирует представление об истории не как о прогрессивном и линейном развитии, а как о процессе неопределенном и хаотическом (представители синергетики, представители постмодернизма). Синергетика говорит о всяком развитии как о процессе неопределенном. Мир стоит перед точкой бифуркации, где соотношения порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Основное значение придается случайности как фактору, определяющему нелинейный характер исторического процесса и самоорганизацию общества.

Человечество как социальная общность .Социа́льная о́бщность (англ. community - общность, сообщество,объединение, единство, неразрывность) - реальное объединение людей, объективно заданное способомих устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъектсоциального действия.

Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющееразличные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожестьжизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философскаякатегория «общее» - это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий,связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).

Cоциальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом(в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формойсуществования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе историческогоразвития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности - социальные общности.



Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражаетповседневную форму их коллективной жизнедеятельности - объединение. Социальные общностиразличного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей.

Многообразие. Современное человечество - это 6 млрд землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни. Одна из причин многообразия мира - различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияет и на политическое устройство государств, и на отношения между людьми, и на складывающиеся формы собственности. В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Среди других причин этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт - горы, долины, леса, множество небольших рек - затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы. Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г. Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует, в свою очередь, известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде, которая может быть - и действительно часто бывает - очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия... в процесс общественного развития". Вы уже знаете, что в каждую историческую эпоху, с момента появления первых цивилизаций, существовали различные их типы. Сохранилось ли это цивилизационное многообразие и в современном мире?

Взаимосвязь и целостность современного мира. Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой - целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее.

О многообразии современного мира говорят такие факты:
на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;
в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;

Многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.
Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного» (см. билет № 18).
Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное™. Факторами его целостности являются:
развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества - с другой;
развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;

Острота глобальных проблем (см. билет № 19), которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые:
представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны;
баланс природы и общества нарушен;
темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой;
нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира»;
усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий

Противоречия современного общественного развития. 1. В истории человечества практически незаметно наступает новая эра. Она характеризуется выдвижением на первой план противоречия между обществом и природой в той его форме, когда небывалые ранее темпы производственной деятельности людей ведут к изменению состояния биосферы, грозящему человечеству самоуничтожением. Природа становится не в состоянии поддерживать такое положение в биосфере, в рамках которого человек как индивид и как вид мог бы приспособиться к изменению природной среды.

2. Такое положение возникло закономерно в связи с тем, что стихийно-естественное развитие общества не в состоянии нейтрализовать негативные последствия для человечества его производственной деятельности. Стремительно приближающееся время такого необратимого изменения природной среды, которое означает неизбежную гибель человечества, вынуждает человеческое общество начать смену естественно-исторического способа существования на искусственно-исторический процесс 1 .

3. Конфликт между материальным производством и сохранением качества природной среды, обеспечивающего существование человечества, реально возможно разрешить лишь путем сокращения объема материального производства. Здесь возможны варианты: сознательно проведенным сокращением численности населения планеты, или путем ограничения человечеством потребления при имеющейся численности населения, или различным сочетанием того и другого. Все это, в свою очередь, предполагает увеличение степени влияния субъективных факторов путем придания максимально осознанного характера всем общественно значимым формам деятельности. Наступает время творить историю сознательно, под контролем общества. Это не значит, что объективные законы общественного развития замещаются законотворчеством людей 2 . Но это означает, что общество уже ближайшего будущего должно действовать так, чтобы, изменяя объективные условия, включать в действие благоприятные для человечества закономерности, порождаемые этими новыми условиями 3 . Такое возможно лишь в условиях научно-обоснованного глобального планирования.

4. Жизненная необходимость четкой плановой организации жизни человечества требует усиления регулирующей роли государств и координации этой их деятельности. Здесь возможны варианты.

В настоящее время человечеству навязывается вариант создания единого управляющего центра. Его пытаются осуществить и небезуспешно, США установлением своего мирового господства с опорой на закономерности капитализма. А это означает использование капиталистического принципа выживания одних за счет других. В принципе это не исключено. Но такой вариант встречает противодействие других государств, а из-за колоссального сопротивления основной массы населения реализации принципа "благополучие одних за счет других" весьма вероятен социальный хаос. Поэтому реализация данного варианта может не уложиться в отведенное природой человечеству время разрешения главного на сегодня противоречия. На этом основании можно утвердить, что новая эра в истории человечества не будет связана с капитализмом.

Не будет она и коммунизмом, поскольку его основной принцип "каждому по потребности" в наступившем столетии невозможно осуществить в условиях ограниченных ресурсов и сдерживания материального производства.

Другой вариант связан с реализацией принципа совместного для государств глобального планирования.

Определенные предпосылки этого заложены деятельностью ООН, ОПЕК и ряда других международных организаций. Данный вариант предпочтителен по целому комплексу показателей, хотя и в нем имеется большое количество препятствий. Поскольку создание необходимых условий для планомерного развития человечества в большей мере обеспечивает установление общественной собственности на средства производства, будущее состояние общества больше всего сходства будет иметь с социализмом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

· Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

· проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

· угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· катастрофическое загрязнение окружающей среды;

· снижение биоразнообразия;

· обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

· глобальное потепление;

· озоновые дыры;

· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

· терроризм;

· астероидная опасность;

· недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф;

· социальное неравенство - разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

· возрастающая в результате роботизации безработица, в сочетании с отсутствием безусловного основного дохода.

· насилие и организованная преступность.

· Парниковый эффект;

· Кислотные дожди;

· Загрязнение морей и океанов;

· Загрязнение атмосферы.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, в частности европейской (западной) и мусульманской, обостряются

Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. С конца 60-х годов XX века глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля – экономистов, социологов и философов, политиков, специалистов в области экологии, компьютерного моделирования. Исследования этих проблем проводятся в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации.

Человечество в настоящее время находится, говоря языком синергетики, в зоне опасной бифуркации (лат. bifurcus раздвоенный – приобретение нового качества в движениях динамической системы). Реальной является как возможность дальнейшего развития современной цивилизации, так и ее общая гибель. Продлить существование человечества можно, лишь перейдя к управляемому развитию. Поэтому сегодня эта проблема является самой кардинальной. Она не терпит отлагательств и требует деятельного участия в ее решении всех людей, но особенно тех, кто управляет странами и народами, кто определяет политику, в чьих руках ресурсы. А здесь возникает другая проблема… По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млн. долларов, чтобы снизить темпы разрушения природной среды. Однако такие капиталовложения сделаны не были и состояние среды продолжает ухудшаться.

Осознание этого факта приводит к концепции экологически приемлемого развития. Эта концепция является исходной для позиции Римского клуба – международной организации, созданной в 1968 году для анализа особенностей развития современной цивилизации.

В Международных конвенциях, а также в документе «Повестка дня на ХХI век» конференции в Рио-де-Жанейро изложены основы стратегии поддерживаемого, устойчивого развития – УР («Программа действий. Повестка дня на ХХI век» и другие документы конференции «За наше будущее». – Женева, 1993 год).

Ø Борьба с бедностью.

Ø Снижение ресурсопотребления современной техносферы.

Ø Сохранение устойчивости биосферы.

Ø Учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.

Концепция УР представляет собой по существу сценарий нулевого роста . Как заявлено, она нацелена на «удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность других поколений удовлетворять свои собственные потребности». Вместе с тем концепция УР наиболее пригодна для экономически развитых стран (с населением 1 млрд. человек), которые имеют средства для переориентации своих экономик на экологический стиль в ближайшие 20 лет, и это вызывает вопросы со стороны ряда развивающихся стран. Тем не менее предполагается, что, оказавшись лидерами в решении экологических проблем, развитые государства смогут со временем «вытянуть» другие страны на рубежи УР. Таким образом, концепцию УР можно было бы рассматривать как тактическое средство решения экологических проблем, дающее время, чтобы выйти на рубежи их стратегического решения. Однако преодоление экологических и других глобальных проблем требует перестройки мировоззрения людей, смены ценностей в области материальной и духовной культуры.

Основой устойчиво развивающегося общества всегда является человек, отошедший от привычного эгоцентризма и антропоцентризма, признающий самоценность природы, и познавший себя, свои истинные потребности. Под таковыми могут пониматься только те, которые гарантируют духовное качество личности, действительную полноту жизни человека и общества и тем самым позволяют на новых основаниях строить отношения с природой. В самых общих чертах, это, прежде всего, такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, познание, общение, творчество. По мере развития общества они приобретают все более содержательные и одухотворенные способы удовлетворения. Это предполагает отказ от ненужного, избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу.

Сами по себе научные, правовые, политические и социально-экономические способы смягчения экологической ситуации при всей их важности и необходимости будут мало эффективны до тех пор, пока не сформируется новое экологическое сознание, новые нормы отношения к природе. То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Человек должен почувствовать себя членом планетарного сообщества и отказаться от опасной антропоцентрической установки на господство над природой.

Общественный прогресс внутренне противоречив. Эти противоречия можно разделить на три основных типа:

1. Глобальные противоречия , разрешение которых есть вместе с тем решение вопроса сохранения человеческой истории, укрепления цивилизации.

2. Региональные противоречия , суть которых состоит в том, что различные регионы Земли в геополитическом плане противостоят друг другу, пытаясь решить свои проблемы за счет других народов и государств. Так, развитый Север противостоит менее развитому Югу. Так называемый «золотой миллиард» противостоит остальной части человечества, чей уровень жизни на порядок ниже, чем у первых.

3. Внутригосударственные (внутринациональные) противоречия , выражающиеся, прежде всего, в противоречиях между трудом и капиталом. Это противоречие выражается в росте безработицы в ряде стран Запада: Франции, Германии, США и др. Нынешняя Россия в этом отношении не составляет исключения.

Все эти противоречия можно конкретизировать, выделив среди них:

А. «Демографический взрыв» . Ныне на Земле насчитывается примерно 6,5 млрд человек. Рост численности населения происходит в основном за счет народов Азии, Африки, Латинской Америки. Население Китая к концу XX столетия достигло 1,3 млрд человек. Приближается к миллиарду численность населения Индии. Наряду с этим сокращается численность народов европеоидной расы. Американские социологи уже бьют по этому поводу тревогу. П. Дж. Бьокенен считает, что в период с 2000 по 2050 гг. население земного шара возрастет до более чем 9 млрд человек, но за этот же период люди европейского типа будут исчезать. Если в 1960 г. они составляли четверть мирового населения, то в 2000 г. — только шестую часть, а к 2050 г. будут составлять десятую часть населения планеты.

Сокращение численности европеоидного населения и относительно благополучная жизнь Севера послужили толчком для массовой иммиграции других народов, прежде всего мусульманских, в европейские страны.

Увеличение численности населения Земли остро ставит проблемы кислорода, продуктов питания, пресной воды, жилищную и др. Возникает вопрос: какое количество людей может содержать Земля? По расчетам специалистов, каждому человеку для осуществления его жизнедеятельности необходимо пространство в 17,5 тыс. кв. м. Это означает, что на 1 кв. км могут проживать 57 человек, а на всей Земле - 5,7 млрд. Следовательно, уже сейчас планета наша перенаселена.

Б. «Проблема голода». Если «Север» более или менее обеспечил себя продуктами питания, то «Юг» страдает от недоедания. Это относится, прежде всего, к народам Африки, Азии, Латинской Америки и др. Ныне не менее 800 млн человек в мире живут ниже черты бедности. В это же время богатые страны Севера излишки продуктов, ради сохранения прибылей, просто уничтожают. В России, по словам Президента, четверть населения голодает.


В. «Энергетическая проблема» приобретает все большее значение. Энергетические ресурсы оцениваются числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном уровне. Если брать оценку энергоресурсов по трем показателям - разведанные, возможные и вероятные, то угля хватит примерно на 600 лет, нефти — на 90, природного газа — на 50, урана, при нынешних реакторах на медленных нейтронах — на 27 лет. По информации Министерства природных ресурсов (МПР) России, запасы эффективных для разработки месторождений закончатся в стране через 10-15 лет. Разведка новых месторождений не производится, ибо разрушена геологоразведочная служба.

Г. «Экологические проблемы». Сжигание большого количества энергоресурсов ведет к интенсивному засорению атмосферы. На сжигание угля, нефти и газа ежегодно из атмосферы изымается 20 млн. т кислорода, взамен которого в нее вбрасываются сотни миллионов тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Предполагается, что в 2000 г. было вброшено в атмосферу не менее 105 млн тонн различных отходов от человеческой деятельности: углекислого газа, твердых частиц, нефтепродуктов, мелких частиц резины, асфальта и т. п.

Численность населения Земли растет, а площади пригодных для земледелия земель сокращаются. По разным оценкам, пахотная земля составляет от 13 до 15 млн кв. км. Но в результате застройки, горных работ, засоления почвы и опустынивания ежегодно теряется 50-70 тыс. кв. км ценных земель. В нынешней России бывшие пахотные земли, но сейчас заброшенные, зарастают кустарником и выбывают из культурного пользования. Все это вместе взятое ведет к тому, что количество культурной земли, приходящейся на одного человека, сокращается. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га, то к середине века — только 6, к концу века — около 3, сейчас же — не более 2 га.

Д. «Проблема глобализма». Ее суть состоит в том, что на основе современных достижений в областях науки, техники и высоких технологий, развитой системы информации и т. д. происходит сближение, единение народов, наций, стран независимо от имеющихся между ними различий. Глобализм представляет собой объективно-историческое явление, противостояние которому практически невозможно, да и не нужно.

Следует различать по своему содержанию понятия «глобализм» и «глобализация». Последнее означает процесс осуществления глобализма, во главе которого стоят США, навязывающие всему миру свое видение исторического развития народов и насильственно внедряющие его по всему земному шару. Более того, некоторые авторы говорят о существовании и действиях мирового правительства , в состав которого якобы входят руководители наиболее крупных транснациональных корпораций (ТНК), распространяющих свое влияние по всему миру.

Наряду с этими двумя категориями употребляется понятие «антиглобализм», выдвинутое представителями одного из социально-политических движений, именующими себя антиглобалистами . Они выступают не против глобализма как закономерного явления, но против глобализации, которая осуществляется американо-европейскими финансово-промышленны-ми и выражающими их стремления политическими кругами.

Тема: «Проблемы общественного прогресса»

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления и технологии «деловой игры» .

Урок 2 из 3.

Образовательные цели:

Обучающие:

    на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса;

    способствовать развитию умения создавать логические схемы.

Развивающие:

    развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;

    развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;

    развивать аналитико-синтезирующее мышление кадет.

Воспитательные:

    привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;

    способствовать повышению уровня культуры общения;

    умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.

Методические цели:

    изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;

    активизация познавательной деятельности кадет через применение технологии развития критического мышления; «деловой игры»

    мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения кадет к поставленной проблеме.

Оборудование занятия

Презентация в Power Point – «Общественный прогресс»

Ход урока

Перед уроком дать вопрос с целью определиться, в какую группу ребята попадут при работе на уроке.

На экране даны несколько высказываний, ваша задача определить проблему или проблемы обсуждения на сегодняшнем уроке и объяснить логику своего мышления. Ранжирование проблем, формулировка темы урока.

« История – не тротуар Невского проспекта» Н.Г. Чернышевский.

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

« Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое» (Л.Левинсон)

«Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли)

«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Спенсер)

«Если кричат: « Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: « Прогресс чего?» С. Лец.

« Каждый прогресс… является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие во многих других направлениях» Ф. Энгельс.

Итог- запись проблем обсуждения на доске:

Возможные варианты

По какому пути идет человечество: Циклический круговорот? Череда подъёмов и спадов? Восхождение от низшего к высшему? Движение от высшего к низшему?

Имеет ли место общественный прогресс?

Прогресс – это добро или зло?

Как измерять общественный прогресс?

Универсальный критерий прогресса – утопия или реальность?

Учитель- Т. о. наша задача на занятии обсудить обозначенные проблемы, сделать выводы и самоопределиться в отношении каждой из них.

Тема – Проблема направленности общественного развития. Проблема общественного прогресса.

Предлагаю вам начертить нашу проблему урока в виде схемы

Опираясь на полученные ранее знания, назовите известные вам направления общественного развития.

Переведите материал из словесной формы в графическую. Объянить причины разночтений и можно ли данные сценарии считать взаимоисключающими друг друга. Попробуйте поспорить с авторами высказываний.

Возможные варианты ответов.

Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

Итог – сформулировать определение прогресса и регресса.

    дайте определение понятию «прогресс»;

    подберите синонимы к этому термину;

    дайте определение понятию «регресс»;

    подберите синонимы к этому термину.

Изучение новой темы:

Сегодня речь пойдет о понимании общественного прогресса. Существует два таких понимания.

Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.

Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.

(изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу) . Объяснение схем.

Итак, Мы пришли к выводу, что основными направлениями общественного развития учёные обществоведы называют ЧТО?–прогресс и регресс . А какой позиции будем придерживаться мы? На этот вопрос мы ответим в конце занятия после обсуждения промежуточных проблем.

(элемент деловой игры) В последнее время у нас на ТВ проходит много передач, где вместе с экспертами проблемы обсуждают и зрители, для самоопределения по проблеме урока давайте представим себе такую ситуацию: вы стали участниками открытой студии, где обсуждается острый вопрос о последствиях изменений в России после распада СССР. Для начала давайте вспомним те сферы, которые составляют жизнь общества. Сколько их? ( 4: экономическая, социальная, духовная, политическая).

перед уроком я попросила вас определиться с оценкой последствий изменений в России с 1991 по 2015 год). Часть кадет считают их позитивными, часть- негативными. И я попросила вас сесть согласно вашим ответам. В результате у нас возникли 2 группы.

Сейчас задача ваших групп: обсудить свою позицию позитивных или негативных последствий и высказать свое мнение по схеме ответа: тезис- аргумент- пример)

После обсуждения, таким образом мы сможем сделать вывод, что мы имеем в наличии сторонников и противников прогресса. Почему мы одни явления оцениваем по-разному?

Ответ- Прогресс противоречив. Давайте докажем это.

Работа в группах

1 группа текстом учебника (п.2 параграфа 15) и

2 группа с текстом документа и составление таблицы

Противоречивость прогресса

Проявление противоречивости

прогресса

Позитивные последствия

Негативные последствия

Вывод: Прогресс противоречив и относителен. А почему?

1.противоречивость критериев

2. многоликость, сложность и динамичность самого общества

3. субъективность оценивания одних и тех же явлений (относительность прогресса)

Сейчас я предлагаю вам вернуться к нашей схеме проблемы урока, и т.к. , проблема, которая перед нами стояла в начале урока решена в качестве вывода предлагаю Вам заполнить эту схему

Противоречивость прогресса:

1. В «голове» рыбы записать проблему, которую мы рассмотрели:

Процесс исторического развития противоречив

2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:

Прогресс техники, развитие индустрии,

открытия в области ядерной физики,

использование персональных компьютеров,

рост городов (урбанизация)

3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:

Экологический кризис,

атомное оружие,

болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподиномия),

социальная изоляция,

нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечно-сосудистые заболевания, болезнь органов дыхания, и т.д.)

4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:

общество, конечно, развивается, прогрессирует, но при этом прогресс имеет и свои противоречия, которые заключаются, прежде всего, в последствиях.

А от чего это зависит мы будем изучать на следующем уроке.

1. пар. 15 п.2,4

2. Работа с источником с. 155-156 письменно.

Приложение 2.

Прочитайте текст, заполните таблицу

Противоречия прогресса

Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса, принеся человеку множества щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человечеством невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

Человечеству и сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».

Было бы величайшей, а возможно и фатальной ошибкой, если бы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер, для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

А. Печчеи.

Приложение 3.

Противоречивость прогресса (заполните таблицу)

Проявление противоречивости

прогресса

Примеры (факты социальной действительности)

Позитивные последствия

Негативные последствия

Приложение 1.

Вопрос: Как вы думаете, каковы последствия общественных изменений в России в постсоветское время? (с 1991 по 2015 гг)?. Если Вы считаете, что они положительны, садитесь за 1 ряд; если вы считаете, что они отрицательны, то садитесь за 3 ряд?


Вернуться назад на

Противоречивость общественного прогресса:

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Яркий пример - период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем, Интернет - это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь - «игровая компьютерная зависимость».

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.

Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой.

Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности.

Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад) - движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе:

Ухудшение качества жизни людей.

Упадок в экономике, кризисные явления.

Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни.

Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости.

Рост заболеваемости людей, эпидемии, большой процент населения, имеющего.

Хронические заболевания:

Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.

Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.

Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.

Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, - одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща - власти и народу.