Налоги перечислили не в ту налоговую. Налог ндфл уплачен не в ту налоговую инспекцию

В практике деятельности организаций встречаются ситуации, при которых обособленное подразделение ошибочно перечисляет НДФЛ по реквизитам головной компании. Инспекторы в таких обстоятельствах иногда наказывают налоговых агентов за недисциплинированность. В результате возникают споры, чаще всего рассматриваемые арбитражами в пользу компаний.

Что следует из закона?

При внимательном рассмотрении положений НК РФ видно, что в таких обстоятельствах не происходит образование недоимки, неправильным будет начисление пеней и штрафов.

Что касается недоимки, то эту сферу регулирует пункт 2 статьи 11 НК РФ. Согласно данной норме недоимка по налогу может образоваться только при несоблюдении сроков платежей, установленных законом. Нарушение в порядке перечисления не упомянуто в качестве причины образования недоимки.

Что касается пеней и штрафов, то здесь уже сама ФНС в письмах от 02.08.2013 N БС-4-11/14009, от 24.11.2017 №ГД-4-11/23852 пояснила безосновательность их начисления. Аргументы контролеров таковы:

  • Если сумма НДФЛ была уплачена в бюджет вовремя, у организации не возникает недоимки, а значит, нет оснований для начисления пеней, а также штрафа за неуплату налога.
  • Начисление пеней согласно ст. 75 НК РФ не зависит от того, каким образом распределяются налоги по бюджетам различных уровней.
  • Пени не могут определяться только по части НДФЛ, которая ошибочно пошла не по тому адресу.
  • Высший арбитражный суд в Постановлении Президиума от 24.03.2009 N 14519/08 определил, что в ст. 123 НК РФ нет нормы о привлечении налогового агента к ответственности за нарушение порядка перечисления НДФЛ. То есть штраф в описанных обстоятельствах будет неправомерным.

Раньше ФНС считала по-другому

До некоторого времени специалисты налоговой службы считали, что при ошибочном перечислении налога возникает недоимка. Следовательно, надо взыскать ее, рассчитать пени и наложить на налогоплательщика штраф. Письмо ФНС от 17.01.2006 N 04-1-03/21 дает представление об аргументах, применяемых в то время налоговыми чиновниками.

Эти доводы интересны тем, кто еще участвует в налоговых спорах.

На чьей стороне арбитражные суды

Арбитражные судьи в большинстве случаев становятся на сторону налогового агента. Главные доводы, содержащиеся, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.03.2012 N А35-1973/2011 таковы:

1. При ошибочном платеже такого рода перед бюджетом не возникает задолженности.

2. Пени согласно ст. 75 НК РФ должны начисляться на сумму неуплаченного НДФЛ, а такового в данном случае не имеется.

3. Взимание и уплата налога за счет налогового агента вступает в противоречие с п. 9 ст. 226 НК РФ: удержнный НДФЛ перечислен в бюджет, а уплата налога за счет средств налогового агента не допускается.

Можно привести и оригинальные аргументы. Так, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N А56-48850/2011 в своем постановлении указал налоговикам, что поскольку инспекторы обнаружили задолженность по НДФЛ у обособленного подразделения и переплату у головной организации, то они должны просто произвести зачет сумм налога. А не рассчитывать и начислять пени. На это есть п. 1 ст. 78 НК РФ, предусматривающий такие ситуации.

Впрочем, есть случаи (весьма редкие), когда арбитры принимали сторону ФНС. Например, при рассмотрении дела N А57-4502/2011 ФАС Поволжского округа принял постановление от 28.04.2012, в котором указал: поскольку НДФЛ с сотрудников обособленного подразделения ушел в другой регион, то образовалась задолженность перед бюджетом местного муниципалитета. Следовательно, необходимо воспользоваться нормами ст. 123 НК РФ, то есть надо исчислить пени и назначить штраф.

Мы благодарим нашу читательницу, Худову Светлану Михайловну, аудитора ООО «БИНАР на Маросейке», г. Москва, за тему статьи.

Наша читательница попросила помочь разобраться в ее ситуации. Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников ОП

По закону НДФЛ, удержанный с дохода работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОПп. 7 ст. 226 НК РФ . Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОППисьмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547 ; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888 , от 24.01.2008 № 28-11/006047 . Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то, такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНСПисьма Минфина России от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295 , от 29.03.2010 № 03-04-06/55 , от 29.03.2010 № 03-04-06/54 .

В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве - внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за «неправильное» перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то что НДФЛ - налог федеральныйст. 13 НК РФ и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образованияп. 2 ст. 56 , п. 2 ст. 61 , п. 2 ст. 61.1 , . А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручениип. 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации... утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н .

Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получитподп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год» ; приложение № 9 к этому Закону . И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пенип. 1 ст. 75 НК РФ ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 № 04-1-03/21 .

Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислениюст. 123 НК РФ . Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший арбитражный суд сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзяПостановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05 . Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.

1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФп. 9 ст. 226 НК РФ . В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ . Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление .

А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.

2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:

  • пеня - компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срокОпределение КС РФ от 04.07.2002 № 202-О ; Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П . А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус и бюджеты внутригородских муниципальных образований - составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100%пп. 2, 3 ст. 56 , п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ ; п. 1 ст. 2 , подп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 ; приложение № 9 к этому Закону .

А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пенип. 1 ст. 75 НК РФ . И многие суды эту позицию разделяютПостановления ФАС ДВО от 11.10.2011 № Ф03-4920/2011 ; ФАС СЗО от 20.10.2010 № А66-15290/2009 ; ФАС ЗСО от 13.05.2010 № А45-9320/2009 .

Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджетПостановления ФАС УО от 22.12.2010 № Ф09-10219/10-С2 ; ФАС ЦО от 13.02.2009 № А64-2317/08-26 ;

  • обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете)подп. 1 п. 3 , п. 8 ст. 45 НК РФ . Так что при правильном указании счета Казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и судып. 7 ст. 45 НК РФ ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11 , от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2 , от 08.10.2010 № КА-А40/11919-10 , от 17.02.2010 № КА-А40/368-10 ; ФАС ВСО от 01.09.2011 № А33-3885/2010 , от 26.04.2010 № А19-13821/09 , от 11.11.2008 № А33-2043/08-Ф02-5509/08 ; ФАС СЗО от 14.03.2011 № А05-4762/2010 ; ФАС ЦО от 08.07.2010 № А64-6646/09 ; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010 .

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платежп. 7 ст. 45 НК РФ .

Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежаПостановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 № А27-19112/2009 , от 23.06.2010 № А27-14315/2009 .

Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет .

Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежкеПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@ , то соглашаться на это не стоит. Ведь если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.

Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный у работников, не является переплатой по НДФЛПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 . И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождениюп. 4 ст. 83 НК РФ .

Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме № 1-6-Учетприложение № 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учетап. 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ .

А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОППисьма Минфина России от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230 , от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37 , от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33 . В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод

Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:

  • <или> повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
  • <или> подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.

Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачетепп. 1, 3 , пп. 5, 7 ст. 75 НК РФ . И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым «признаете себя виновными» в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.

Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Примечание
Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников обособленного подразделения

По закону НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОП (Пункт 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОП (Письмо ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 24.01.2008 N 28-11/006047). Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНС (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 29.03.2010 N 03-04-06/54).
В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве - внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за неправильное перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то, что НДФЛ - налог федеральный (Статья 13 НК РФ) и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образования (Пункт 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ). А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручении (Пункт 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н).
Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получит (Подпункт 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год"; Приложение N 9 к этому Закону). И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пени (Пункт 1 ст. 75 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21).
Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (Статья 123 НК РФ). Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший Арбитражный Суд РФ сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзя (Постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08, от 23.08.2005 N 645/05). Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.
1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФ (Пункт 9 ст. 226 НК РФ). В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ . Это просто деньги, принадлежащие организации, "ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ". И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление (Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764).
А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.
2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:
- пеня - компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срок (Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О; Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П). А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус, и бюджеты внутригородских муниципальных образований - составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100% (Пункты 2, 3 ст. 56, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ; п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 N 53; Приложение N 9 к этому Закону).
А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пени (Пункт 1 ст. 75 НК РФ). И многие суды эту позицию разделяют (Постановления ФАС ДВО от 11.10.2011 N Ф03-4920/2011; ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009; ФАС ЗСО от 13.05.2010 по делу N А45-9320/2009).
Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджет (Постановления ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2; ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26);
- обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете) (Подпункт 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ). Так что при правильном указании счета казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и суды (Пункт 7 ст. 45 НК РФ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 N КА-А40/7917-11, от 30.06.2011 N КА-А40/6142-11-2, от 08.10.2010 N КА-А40/11919-10, от 17.02.2010 N КА-А40/368-10; ФАС ВСО от 01.09.2011 по делу N А33-3885/2010, от 26.04.2010 по делу N А19-13821/09, от 11.11.2008 N А33-2043/08-Ф02-5509/08; ФАС СЗО от 14.03.2011 по делу N А05-4762/2010; ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 N 18АП-3779/2010).

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платеж (Пункт 7 ст. 45 НК РФ).
Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежа (Постановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-19112/2009, от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009).
Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет (Приказ ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@).
Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежке, то соглашаться на это не стоит. Ведь, если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.
Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский - оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный с работников, не является переплатой по НДФЛ (Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764). И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождению (Пункт 4 ст. 83 НК РФ).
Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме N 1-6-Учет (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учета (Пункт 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@).
А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОП (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230, от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37, от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33). В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод
Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:
(или ) повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
(или ) подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.
Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачете (Пункты 1, 3, 5, 7 ст. 75 НК РФ). И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым "признаете себя виновными" в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.

Будут интересны компаниям, у которых есть обособленные подразделения. Налоговики со ссылками на арбитражную практику заверили компании в том, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации пени начисляться не будут.

По общему правилу организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные с доходов физических лиц суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения. Основание — п. 7 ст. 226 НК РФ. При этом сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по месту нахождения обособ­ленного подразделения, опреде­ляется ­исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисленного и выплачиваемого работникам этих обособ­ленных подразделений. Головная организация должна перечислять суммы НДФЛ с доходов работников обособленных подразделений по месту нахождения такого подразделения.

А как быть в ситуации, когда налог по обособленному подразделению ошибочно перечислен в бюджет по месту нахождения головной организации? Будут ли в этом случае начислены пени?

По мнению налоговых органов, при уплате НДФЛ не по месту нахождения обособ­ленного подразделения, а по мес­ту нахождения головной организации речи не идет о нарушении сроков уплаты налога. Дело в том, что ст. 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в рассматриваемой ситуации пени не должны начисляться.

В комментируемом письме налоговые органы привели судебную практику в поддержку данной позиции. В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 № А56-94715/2009, Московского округа от 08.10.2008 № А40-48736/07-114-270 суды указали следующее. Поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит п. 9 ст. 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае задолженности перед бюджетом нет, так как уплата НДФЛ производится в федеральный бюджет. Значит, начисление пеней неправомерно.

Минфин России высказал свою позицию по рассматриваемому вопросу в письме от 10.10.2014 № 03-04-06/51010 . Финансисты, так же как и налоговики, считают, что в рассматриваемой ситуации начисление пеней неправомерно. Кроме того, в своих разъяснениях они сослались на постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , в котором рассматривался вопрос о привлечении налогового агента к ответственнос­ти по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет в ситуации, когда налог за обособленное подразделение уплачен по месту нахождения головной организации. В нем арбитры указали, что в данном случае штрафа не будет. Ведь Налоговый кодекс не предусматривает ответственности за нарушение налоговым агентом порядка перечисления удержанного НДФЛ.

У нас есть обособленное подразделение, НДФЛ по работникам которого мы уплачиваем по месту нахождения подразделения в налоговую другого района города, отличного от района основной организации. Ошибочно уплатили НДФЛ не в ту налоговую, хотя в общем по организации налог был уплачен в срок и в полно объеме. Через какое то время мы обнаружили ошибку и налог доплатили в нужную налоговую. Вопрос: необходимо ли нам рассчитать пени за просрочку уплаты налога?

В Вашем случае, когда в платежном поручении неверно указаны реквизиты получателя платежа, то налог считается неуплаченным. То есть Вам необходимо ещё раз оплатить НДФЛ в верную инспекцию (что Вы и сделали), а ошибочно уплаченную сумму налога (перечисленную не в ту налоговую) Вы можете вернуть. При этом так как верный платеж по НДФЛ произведен Вами позже установленных сроков (позднее даты удержания НДФЛ), то за период просрочки необходимо начислить и уплатить пени.

Обоснование

Что делать при ошибке в платежном поручении на уплату налога

При заполнении реквизитов платежных поручений на перечисление налогов не исключены ошибки. Некоторые можно уточнить , исправить, и тогда перечислять налог заново не придется. А есть такие ошибки, которые уточнить не получится . Подробнее об этом читайте далее.

Когда уточнить платеж нельзя

Уточнить нельзя неправильно указанные номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на счет казначейства, но другого региона. В любом случае налог придется заплатить заново.

2. Из статьи Какие ошибки допускают в платежных поручениях на уплату налогов и взносов и как их исправить

Когда налог придется перечислить заново

Налог не считается уплаченным, если в платежном поручении налогоплательщик неправильно указал номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае налогоплательщику придется повторно заплатить налог (письма ФНС России от 06.09.13 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.11 № ЗН-4-1/14772@). Указав в платежном поручении правильные реквизиты получателя платежа (номер счета УФК, ИФНС России) и правильное наименования банка, в котором открыт счет УФК. При этом проверяющие могут начислить пени (ст. 75 НК РФ) и привлечь к ответственности за неуплату налога (ст. и НК РФ).

Поскольку деньги все же поступили в бюджет, то некоторые суды приходят к выводу о том, что налоговый платеж считается уплаченным. Ошибка в номере счета УФК еще не означает, что налог не уплачен (постановление ФАС Московского округа от 03.04.12 № А40-42830/11-99-19).

Иногда налог может не поступить в бюджет по вине банка. Например, если кредитное учреждение допустило ошибку при формировании реквизитов платежного поручения (наименование и номер счета получателя платежа). В этом случае компания вправе обратиться с исковым заявлением в судебные органы о возмещении банком причиненного ущерба (абз. 9 ст. 12 и ст. 15 ГК РФ). Поскольку обязанность по уплате налога признают неисполненной.

Инспекция может начислить пени (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Ведь налоговый орган пересчитывает пени в том случае, если обязанность по уплате налогов (сборов) исполнена. Пункт 7 статьи 45 НК РФ не содержит положений, позволяющих инспекторам осуществить уточнение реквизитов счета Федерального казначейства и при этом пересчитать пени.

3. Из статьи Налоговики перестанут начислять пени по НДФЛ

Главное изменение: в ФНС решили, что пени по НДФЛ начисляются, только если компания удержала, но не перечислила налог. На неудержанный налог пени начислять нельзя.

Компания ошибочно не удержала с работника НДФЛ. Или удержала, но не полностью. ФНС России впервые пришла к выводу, что в таком случае с компании причитается только штраф.

Логика такая. Взыскать с налогового агента неуплаченный налог можно только тогда, когда он фактически удержан (п. 1 ст. 46 НК РФ). До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик, то есть работник (п. 2 ст. 45 НК РФ). Причем кодекс прямо запрещает уплату НДФЛза счет средств компании (п. 9 ст. 226 НК РФ). Пени же начисляют, когда налоговый агент не перечислил в бюджет удержанный налог. Если же налог не удержали, перечислять его организация не должна.

Раньше в такой ситуации налоговики начисляли пени. И даже судьи их поддерживали. Еще в постановлении от 16 мая 2006 г. № 16058/05 Президиум ВАС РФ сделал вывод, что пени нужно взыскивать с налоговых агентов. Схожие выводы есть в постановлениях Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и Президиума ВАС РФ от 12 января 2010 г. № 12000/09 . Несмотря на это, инспекторы на местах будут придерживаться той позиции, которую только что озвучили в ФНС.

Иная ситуация, если налог удержали, но не заплатили. Тогда от пеней уже не отвертеться (см. шпаргалку).