Эмоциональная нагрузка. Напряженность трудового процесса это Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой

ТЯЖЕСТЬ ТРУДА

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность (Р 2.2.2006-05).

Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе.

Основными показателями, характеризующими тяжесть трудового процесса являются:

физическая динамическая нагрузка (выражается в единицах внешней механической работы за смену - кг /м);

По величине внешней механической работы за смену, в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая) и расстояния перемещения груза, определяют к какому классу условий труда относится данная работа.

масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг);

Его взвешивают на товарных весах.

Массу груза можно также определить по документам.

число стереотипных рабочих движений (количество за смену, суммарно на две руки);

Стериотипные рабочие движения делятся на:

локальные – выполняются с участием мышц кистей и пальцев в быстром темпе (60-250 движений в минуту);

региональные – выполняются с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса в более медленном темпе.

Время работы определяется путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня.

величина статической нагрузки (величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс с);

Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза (обрабатываемого инструмента или изделия) или приложением усилия (рукоятки, маховики, штурвалы), рассчитывается путем перемножения двух параметров:

величины удерживаемого усилия (веса груза) и

времени его удерживания.

рабочая поза;

Характер рабочей позы определяется визуально. Рабочая поза бывает:

свободная – удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей: откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук;

неудобная – позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей;

фиксированная – невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга, например, при выполнении работ с использованием оптических увеличительных приборов: луп и микроскопов;

вынужденная – позы лежа, на коленях, на корточках и т.д.

наклоны корпуса (количество за смену);

Число наклонов за смену определяется: путем их прямого подсчета в единицу времени (несколько раз за смену), затем рассчитывается число наклонов за все время выполнения работы, либо определением их количества за одну операцию и умножением на число операций за смену.

перемещение в пространстве (переходы, обусловленные техническим процессом, в течение смены по горизонтали или вертикали – по лестницам, пандусам и др., км).

Самый простой способ определения этой величины – с помощью шагомера для определения шагов за смену. Количество шагов за смену следует умножить на длину шага и полученную величину выразить в км.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (Р 2.2.2006-05. прил. 16).

Все показатели (факторы) имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

Интеллектуальные:

2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» - поступающая при работе информация сравнивается с нормальными значениями, необходимыми для хода трудового процесса.

3. «Распределение функций по степени сложности задания» - любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность труда.

4. «Характер выполняемой работы» - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности невысок. Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается. Если большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени. Наибольшая напряженность характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации.

Сенсорные:

5. «Длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%;

6. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число сигналов, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности;

7. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях;

8. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» - чем меньше размер предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда;

9. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

10. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДМ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня, чем больше время фиксации взора на экран ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

11. «Нагрузка на слуховой анализатор». Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых исполнитель в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие слуховые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы.

12. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные:

13. «Степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. По данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции.

14. «Степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступление нежелательного события. На рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работающих, и определяют возможную зону их влияния. Данным показателем характеризуют те рабочие места, где существует прямая опасность (взрыв, удар, самовозгорание).

15. «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

16. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

17. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и

18. «Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данные показатели наиболее выражены при конвейерном труде. Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, но также их однообразие и низкая информационная содержательность.

19. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно монотонность нагрузок.

20. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены» - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Режимные:

21. «Фактическая продолжительность рабочего дня» - выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8ч (телефонисты, телеграфисты и т.п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда;

22. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок дня на данном предприятии, организации;

23. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных производственных документов. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

13.11.2014 10:47:00


Результаты оценки напряженности трудового процесса часто вызывают множество вопросов и споров. Вместе с тем, при столь значительном распространении рабочих мест, имеющих класс вредности по напряженности, зарегистрированная профессиональная патология от воздействия напряженности практически полностью отсутствует. Данное явление отнюдь не является показателем отсутствия вредного воздействия фактора напряженности, однако, может стать причиной детального анализа проблемы и возможного пересмотра принципов и методов оценочной системы.

Николай МАКЕЕВ ,
к.м.н., заведующий сектором медицинской статистики и аналитики
Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда

В настоящее время напряженность трудового процесса оценивается по 22 показателям, разделенным на следующие группы:

  • интеллектуальные нагрузки (4 показателя);
  • сенсорные нагрузки (8 показателей);
  • эмоциональные нагрузки (3 показателя);
  • монотонность нагрузок (4 показателя);
  • режим работы (3 показателя).


Рассмотрим более детально все оценочные критерии.

Предполагается, что оценка напряженности труда профессиональной группы работников должна быть основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Как показывает опыт аттестации рабочих мест, в 100% случаев это условие никогда не соблюдается. Более того, оценка напряженности производится инженерами фактически одномоментно, на основе интервьюирования, кратковременного наблюдения и собственного опыта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Содержание того или иного вида работ указывает на уровень сложности при выполнении задания: от простых (примитивных) задач - (класс 1 - оптимальный) до творческих (класс 3,2 - вредный напряженный труд). Подобная система классификации, на мой взгляд, представляется в корне абсурдной и противоречащей не только здравому смыслу, но и ст. 37 Конституции РФ, в которой сказано, что «каждый человек имеет право на выбор профессии и рода деятельности».


Творческий или управленческий характер работы является не побочным вредным продуктом трудовой деятельности (как, например, шум или пыль), а сущностным содержанием профессии, которая является результатом свободного выбора. Также данный вопрос можно рассмотреть с позиций профессиональной этики и ущемлений прав работника, так как ярлык «вредности» присваивается фактически самой профессии, которую выбрал работник и вправе испытывать сопряженные со своим выбором чувства (гордость, удовлетворение, сознание собственной самооценки и т.д.).


Говорить о влиянии степени участия интеллекта и личного творческого потенциала работника на здоровье в контексте увеличения вредности также некорректно. В данном случае речь может идти исключительно об индивидуальной реактивности организма на тот или иной уровень интеллектуальной деятельности, причем независимо от его сложности. Например, если ученому предложить заниматься операторским трудом, это может повлиять на его здоровье так же негативно, как если оператору предложить интеллектуально насыщенную работу.

ВОСПРИЯТИЕ СИГНАЛОВ (ИНФОРМАЦИИ) И ИХ ОЦЕНКА


Все последующие показатели, относящиеся к интеллектуальным нагрузкам, в той или иной мере дублируют «Содержание работы», что ставит под вопрос корректность измерения разными шкалами полностью или отчасти взаимозаменяемых параметров. Во всей метрической системе интеллектуальных нагрузок заложен принцип ступенчатого уменьшения уровня примитивности, которому соответствует такое же ступенчатое увеличение уровня вредности.


Класс 1 (оптимальный), по моему мнению, представляет собой утопическую ситуацию, при которой от работника не требуется вообще никаких действий в ответ на поступающие сигналы, то есть имеет место абсолютно безучастное наблюдение за производственной ситуацией. Достаточно сложно представить человека, который в течение 8 часов смог бы «работать» таким образом, да еще без вреда для физического и психического здоровья. Совсем иначе следует рассматривать восприятие сигналов с последующей коррекцией действий (лаборантов - класс 2), с последующим сопоставлением с номинальными значениями (медсестры, телефонисты и т.д. - класс 3.1), а также с последующей комплексной оценкой всех параметров (класс 3.2). Важно отметить, что в класс 3.2 в соответствии с логикой подхода попадают руководители организаций, водители, врачи и т.д., то есть самый широкий круг различных профессий.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЯ

Смысл данного показателя состоит в том, что - «чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда». Многочисленные отечественные и зарубежные исследования демонстрируют, что избыток профессиональной интеллектуальной нагрузки является столь же вредным для здоровья и работоспособности, сколько и ее недостаток. Однако идея оптимального баланса нагрузки в принципе не поддерживается используемой при аттестации рабочих мест оценочной системой.

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ


Характер выполняемой работы - это наиболее адекватный с точки зрения возможного негативного влияния на работника показатель, который, тем не менее, характеризует сразу несколько совершенно разных по сути процесса.

При оценке напряженности трудового процесса являются ключевыми такие показатели, как:

  • наличие/отсутствие индивидуального графика работы;
  • дефицит времени;
  • ответственность за конечный результат.


Особое внимание следует обратить на особое место в отношении оценки эмоциональных нагрузок . Если обратиться к типологической модели мотивации профессора Герчикова, то мы увидим, что работники с так называемым «хозяйским» типом мотивации добровольно принимают на себя полную ответственность за выполняемую работу. В данном случае ответственность является их личностной потребностью, без которой они не будут чувствовать профессионального удовлетворения, а значит, такая «безответственная» работа будет для них фактором риска развития психосоматической патологии (болезни от «головы»).

Проблема дефицита времени действительно является неблагоприятным фактором, но относится скорее к проблеме психоэмоционального стресса, чем к интеллектуальным нагрузкам. Однако, в данном случае, снова на первое место выступают профессиографические особенности той или иной деятельности и ее выбор конкретным работником. Говорить о правомерности влияния данного фактора на здоровье можно в том случае, если дефицит времени не был изначально сопряжен с выбранной профессией, а появился в результате неправильной организации рабочего времени или в силу иных вторичных причин.

СЕНСОРНЫЕ НАГРУЗКИ

Длительность сосредоточенного наблюдения. Смысл данного показателя, заложенный в систему оценки, состоит в том, что - «чем больший процент времени в течение смены отводится на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность». Исследование данного показателя объективно требует проведения хронометрических наблюдений в течение нескольких рабочих смен. Однако на практике этого, как правило, не происходит. В реальности класс условий труда определяется, исходя из профессии. В то же время, существует еще и проблема в определении понятия «сосредоточенности». Какое наблюдение можно считать сосредоточенным, а какое - нет? И по каким критериям можно отличить одно от другого? Ответов на этот вопрос в Р.2.2.2006-05 не дается, что объясняет высокий уровень субъективизма при проведении оценок.

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы. Ч ем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. В данном случае основная проблема состоит не столько в сложности оценки количества поступаемых и передаваемых сигналов за час работы (требует длительного наблюдения вследствие возможной неравномерности потока), сколько в самой характеристике сигнала, что не оценивается вообще. В данном случае основное значение может иметь информация о том, что считать единицей отсчета для одного сигнала. Например, общепринятым является мнение, что у медицинских сестер реанимационных отделений, число принимаемых с мониторов сигналов укладывается в диапазон 75 - 175 в час (класс 2 - допустимый).


Однако в реальности каждый монитор может показывать до десяти и более активных кривых состояния жизненно важных систем организма пациентов, каждая из которых постоянно генерирует новые сигналы, требующие наблюдения и, в некоторых случаях - немедленного реагирования (особенно, если система мониторирования не оснащена звуковыми датчиками или эти датчики не достаточно чувствительны). Таким образом, их число сигналов может увеличиться в десятки раз.

Число производственных объектов одновременного наблюдения. Данный показатель характеризует процесс, при котором с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Здесь важно отметить, что на самом деле невозможно одновременно наблюдать сразу за несколькими объектами. При необходимости наблюдения за несколькими объектами, человек последовательно переводит взгляд с одного объекта на другой, и при этом данный показатель отчасти дублирует предыдущий, что опять же делает наблюдение некорректным.

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного наблюдения. В данном случае предлагается оценить сразу два значения: размер рассматриваемого объекта и процент времени его рассмотрения от времени смены. В качестве основы объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95. При реальном отсутствии возможности объективного измерения размера объекта и времени рассмотрения, важно отметить, что система оценки данного показателя является еще и принципиально устаревшей. На современном этапе развития, практически все рабочие места, где оценка данного показателя еще могла бы быть актуальной, оборудованы автоматизированными системами с возможностью настройки размеров объектов наблюдения с учетом индивидуальных предпочтений работников (например, путем изменения размеров шрифта и пр.).

Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены). При современном уровне развития оптической техники фокус проблемы должен концентрироваться не на времени работы с оптическим прибором, а на соответствии самого прибора современным требованиям безопасности и соблюдении работником правил и режимов работы с оборудованием.


Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену) . Данный показатель на современном этапе развития практически потерял свою актуальность, так как диапазон измерений находится в пределах 2 - 6 часов и более. Вместе с тем, практически повсеместно на всех офисных местах работа за экранами мониторов занимает не меньше 8-ми часов. Это явление носит массовый и повсеместный характер, что соответственно требует и адаптации к ней существующей оценочной системы. Критерием оценки в данном случае должна быть не длительность наблюдения, а возможность делать перерывы и переводить взгляд на другие объекты (профилактика спазма аккомодации и других нарушений со стороны зрительного анализатора).

Степень напряженности слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Показатель является актуальным на шумных производствах, где есть необходимость постоянных межличностных коммуникаций в течение рабочей смены. Однако отсутствие вызываемой им профессиональной патологии делает его практически неприменимым для объективной оценки сенсорной нагрузки (как и для большинства других показателей напряженности).

Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Наибольшие нагрузки (класс 3,1 и 3,2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели). Наименьшие нагрузки наблюдаются, например, у лаборантов, водителей и т.д. Сложность объективной оценки данного показателя с одной стороны и практически абсолютная его зависимость от вида профессиональной деятельности, с другой, ставят вопрос о необходимости пересмотра принципа оценочной системы от измерительного к списочному (по списку профессий).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ


Эмоциональные нагрузки определяются тремя параметрами:

  • степенью ответственности за результат собственной деятельности;
  • степенью риска для собственной жизни;
  • ответственностью за безопасность других лиц.


Практика аттестации рабочих мест показывает, что оценка всех трех параметров происходит в соответствии с профессией без каких-либо дополнительных измерений, что в данном случае является наилучшим выбором, чем проведение крайне субъективных оценок непрофильными специалистами. Проблема эмоциональных нагрузок не может исчерпываться тремя показателями и требует профессиональных методик оценки, которые должны разрабатываться специалистами в области социальной психологии, психологии труда, психологии мотивации и эмоций и т.д., а не гигиенистами, как это было сделано при разработке гигиенических критериев.

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки указывает на то, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. По сути, чем дороже цена ошибки, тем выше эмоциональное напряжение. В отношении большей части людей, такой подход соответствует действительности, однако внутренняя сущность этого напряжения в каждом конкретном случае будет иметь свое влияние на здоровье и далеко не всегда вредное. Отнесение условий труда, при которых высока ответственность работника за «функциональное качество конечной продукции, работы, задания» к вредному классу 3.2 (стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости) остается спорным.

В то же время, при выборе профессии, работник опирается на свои личностные предпочтения и логично выбирает профессию, сопряженную с той степенью ответственности, которая ему по силам. С другой стороны, восприятие личной ответственности является не только источником негативного эмоционального переживания, которое несет вред для здоровья, но и одним из источников профессионального удовлетворения, что в свою очередь наделяет ее позитивными для здоровья качествами. Таким образом, принцип построения оценочной системы должен заключаться не в оценке априорного уровня ответственности, а в его колебаниях относительно того уровня, который изначально предполагает выбранная работником профессия.

Степень риска для собственной жизни и степень ответственности за безопасность других лиц

Данный показатель является значимым для многих профессий, причем не обязательно с реально высоким риском для собственной жизни и жизни других лиц. Инстинктивный страх смерти и причинения вреда может сопровождать не только профессии с реально высоким риском таких событий, но и профессии, при которых этот риск навязывается подсознанию работников особенностями производственной обстановки и их личной восприимчивостью. Все эти профессии должны входить в список потенциально опасных с точки зрения возможности развития психогенных расстройств на почве хронической фрустрации.

МОНОТОННОСТЬ НАГРУЗОК

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций. Основная концепция при разработке оценочной системы состояла в том, что - «чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными повторяющимися нагрузками». Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда. Число элементов уменьшается с 10 до 3, соответственно увеличивается класс вредности. Логика подхода говорит о том, что указанные числа должны обозначать число простых операций внутри одного рабочего цикла. Если рассмотреть целесообразность такого подхода на примере классической конвейерной работы оператора убойного цеха на птицефабрике, можно заключить, что исходя из здравого смысла, основной потенциальный вред его здоровью может быть вызван не количеством необходимых операций для того, чтобы достигнуть желаемого результата, а совсем иными причинами.


Формирование стереотипных идеомоторных актов у работников конвейерного труда происходит в процессе трудовой деятельности и откладывается в моторной памяти. В процессе работы в соответствующем участке мозга формируется очаг возбуждения, что, в свою очередь, при определенных условиях гипотетически может негативно сказываться на других регуляторных процессах. Влияние это практически не изучено (его нельзя путать с влиянием физической нагрузки при выполнении мелких стереотипных движений), но очевидно, что оно почти во всех случаях зависит от индивидуальных особенностей реагирования на сам характер конвейерного труда, вне зависимости от того, сколько именно операций необходимо для выполнения одного цикла.


Еще одна «проблема» данного показателя состоит в том, что не указана функция времени. То есть в том случае, если за всю рабочую смену выполнено всего 3 простых операции, то есть класс условий труда может быть установлен максимальным 3,2), что, по сути, является абсурдом.

Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в секундах). Даже внутри существующей оценочной системы показатели « Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в секундах)» должны оцениваться одной шкалой (как, например, «Размер объекта различения»), то есть числом другого. Суммировать их некорректно.

Время активных действий и монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени рабочей смены). Оба показателя, также являются взаимообусловленными, но оцениваются разными шкалами, которые впоследствии суммируются. Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа (операторский труд в режиме ожидания). Важно отметить, что данный показатель может дублировать показатель интеллектуальных нагрузок «Восприятие сигналов и их оценка» только в случае отсутствие корректирующих действий в ответ на наблюдение, что считалось наиболее благоприятной для здоровья формой профессионального времяпрепровождения (класс 3.1). Здесь же, все наоборот - «чем меньше процент активных действий по отношению к времени пассивного наблюдения, тем хуже для здоровья». Таким образом, существующая оценочная система сама себе противоречит и является несовершенной


Класс 3.1 по напряженности трудового процесса ставится только в том случае, если не менее 6 показателей из 22 имеют оценку 3,1, или от 3 до 5 показателей имеют оценку 3,1, или от 1 до 3 показателей отнесено к классу 3.2. Принцип простой суммации без отнесения к виду нагрузки может полностью проигнорировать наличие значимой проблематики, так как большинство видов нагрузок оцениваются меньшим числом параметров. Такой подход охватывает очень широкий диапазон оценок и делает всю оценочную систему крайне ригидной (негибкой).

Таким образом, анализ существующих подходов к оценке напряженности трудового процесса показал, что в современных условиях назрела необходимость создания новой оценочной системы, более объективной, реальной и в большей степени ориентированной на работника и особенности его восприятия.

Литература

1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Конституция РФ, ст. 37.
3. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
4. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.

Что представляет собой напряжённость труда?

НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.

Классы напряжённости труда

Рассматривают три класса НТ:

  1. Оптимальный . Предполагает слабый показатель напряжённости труда. Такие условия обеспечивают наилучший уровень производительности.
  2. Допустимый . Предполагает среднюю ступень напряженности. Данные условия не противоречат нормативам. Предполагается, что накопленное напряжение будет устраняться в процессе выходных. НТ второго класса не должна причинять вред здоровью сотрудника в перспективе.
  3. Напряженный . Предполагает превышение установленных нормативов. Данная работа отличается наличием вредных производственных условий. Третий класс напряжённости труда – это неблагоприятное влияние на организм сотрудника в перспективе.

Третий класс подразделяется еще на три категории:

  • 3.1 . Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
  • 3.2 . Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
  • 3 .3 . Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.

Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.

Разновидности нагрузок

Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки.

Интеллектуальные нагрузки

Выделяют следующие показатели:

  • Содержание работы. Отражает степень сложности деятельности сотрудника. К примеру, один работник занимается решением простой задачи, а другой – специализируется на сложных задачах без использования алгоритма. Работники, решающие простые задач, — это, например, уборщицы. Работники, решающие сложные задачи, — хирурги, сотрудники научных центров и т.д.
  • Восприятие данных и их оценка. Первый класс предполагает работу, при которой информация сопоставляется с нормами. К нему относятся, к примеру, машинисты. Второй класс – восприятие сведений с изменением действий (лаборанты, бухгалтеры). Третий класс – восприятие сведений, комплексный анализ всех параметров (руководители).
  • Количество функций, выполняемых одним сотрудником. Чем больше функций выполняет работник, тем более напряженным будет считаться его труд. Во внимание принимается характер функций: простые, сложные.
  • Характер работы. Низкая НТ – деятельность по индивидуальному плану, средний – труд по принятому графику. Повышенный показатель НТ предполагает работу в жестких временных рамках.

При оценке принимается во внимание целый комплекс параметров. Рассмотрим некоторые признаки усложненных задач:

  • В процессе применяются рассуждения.
  • Руководством поставлена общая цель.
  • При решении задачи требуется построить план.
  • Задача подразделяется на множество этапов.
  • Последовательность действий избирается работником.

Это характерные черты, присущие именно сложному труду.

Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки подразумевают нагрузку на органы чувств. Выделяются следующие параметры:

  • Продолжительность наблюдения . Выражается в процентном соотношении от длительности смены.
  • Частота поступающих сигналов (звуки, свет) за час . Наибольшая напряженность по данному параметру наблюдается у таких профессий, как авиадиспетчер, телеграфист.
  • Количество объектов, подлежащих одновременному наблюдению . Для каждой профессии число таких объектов будет разным. К примеру, для авиадиспетчеров предельное количество объектов составляет 13.
  • Размер предмета, подлежащего наблюдению . Чем меньше этот объект, тем больше нагрузка на глаза.
  • Труд с участием оптического оборудования (процент от общей длительности смены) . Чем больше этот процент, тем выше нагрузка.
  • Наблюдение за экраном терминала (количество часов в день). Фиксируется продолжительность работы с экраном.
  • Находится в зависимости от разборчивости поступающих сигналов, наличия «белого шума». Также во внимание принимается уровень шума. Подсчитывается количество часов, в которые сотрудник разговаривает (в связи с исполнением служебных обязанностей).

Большое количество параметров определяется в процентном соотношении.

К примеру, одна смена рабочего составляет 10 часов. Это 100%. Непосредственная нагрузка на глаза длится в течение 2 часов. То есть сенсорная нагрузка составляет 20% от смены.

Эмоциональные нагрузки

Различают следующие значения нагрузок:

  • Ответственность за итоги своего дела.
  • Степень риска для жизни сотрудника.
  • Ответственность за безопасность людей.

Наибольшие эмоциональные нагрузки фиксируются у крупных руководителей.

Монотонность нагрузок

Выделяют следующие параметры монотонности нагрузок:

  • Количество однообразных приемов для решения задачи.
  • Время на исполнение одного задания.
  • Длительность активных действий (в процентах от всей смены).
  • Монотонность процесса (предполагает длительность пассивного наблюдения).

Наибольшие нагрузки наблюдаются у участников конвейерного производства.

Режим работы

Можно выделить следующие параметры:

  • Фактическая длительность рабочего дня.
  • Сменность труда.
  • Наличие перерывов для отдыха сотрудника и их длительность.

Во внимание принимается, опять же, совокупность всех параметров.

Как оценить напряжённость труда?

Оценка напряжённости труда выполняется в соответствии со следующими принципами:

  • Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
  • Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
  • В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.

Рассмотрим критерии, по которым за специальностью закрепляется определенный класс:

  • 1 класс может быть присвоен только в том случае, если 17 и более показателей специальности получили аналогичный класс. Однако если присутствует одно значение, которое относится к 3-му классу, то 1 класс присвоен быть не может.
  • 2 класс присваивается только в том случае, если 6 и больше значений относятся ко второму классу, остальные – к первому. От 1 до 5 показателей могут получить класс 3.1 и 3.2.
  • 3 класс устанавливается, если 6 значений заслужили оценку 3.1, остальные – к 1 или 2 классу. Альтернативный вариант – 3-5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 значений – к классу 3.2.

Данные правила закреплены соответствующими гигиеническими нормативами.

Продолжение первой лекции начало второй лекции

План

1. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда. Анализ условий труда

2. Работоспособность.

3. Психофизиологическая деятельность человека

1. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда

Тяжесть и напряженность труда характеризуется степенью функционального напряжения, физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс ) - характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.

I степень 3 класса (3.1) - условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно - обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм, угрозу возникновения несчастного случая, который может привести к производственной травме.

А именно, несчастный случай на производстве – случай с работающим, связанный с воздействием на него опасного производственного фактора.

Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда

Профессиональное заболевание - заболевание, вызванное воздействием на работающего вредных условий труда.

Несчастные случай бывают легкими, тяжелыми, групповыми тяжелыми или с летальным (смертельным) исходом.

При наступлении несчастного случая работодатель обязан:

Обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи

Обеспечить сохранение до начала расследования обстановки на рабочем месте такой какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приводит к аварии)

Организовать создание комиссии по расследованию несчастного случая- сообщить в течении суток в соответствующие органы о несчастном случае (гос. инспекцию труда, прокуратуру, органы гос. надзора, профсоюзный орган.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве:

Расследование, регистрация и учет несчастных случаев производится в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным правительством РФ

Расследованию подлежат все несчастные случаи, которые произошли на территории предприятия, по время работы вне предприятия по заданию работодателя, по пути на работу и с работы, а также с рабочими и служащими, доставляемые на работу на транспорте, предоставляемом предприятием

Острые отравления, тепловые удары, обморожение на предприятии расследуются и учитываются как несчастные случаи.

Расследование несчастного случая проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, профсоюзного органа или другого уполномоченного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в расследовании не участвует. Расследовании проводится в течении 3-х суток с момента происшествия.

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника на другую работу на один рабочий день и более, потерю трудоспособности на менее чем на один день и более или повлекший смерть работника, оформляется актом формы Н-1 в двух экземплярах.

При групповом несчастном случае акт составляется на каждого пострадавшего, после окончании расследования. Акт должен быть подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью.

Один экземпляр акта выдается пострадавшему или родственникам(в случае смерти пострадавшего) по их требованию не позднее 3-х дней. Второй экземпляр хранится на предприятии в течении 45 лет.

Классификация причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве:

1. Организационные причины - отсутствие проведения инструктажа и обучения, отсутствие инструкций по охране труда, недостаточный контроль охраны труда, неудовлетворительная организация и содержание рабочих мест

2. Технические причины – несоответствие нормам безопасности конструкций технологического оборудования и подъемно-транспортных устройств, технологической оснастки, неисправность технологического оборудования и ручного инструмента.

3. Санитарно-гигиенические – неблагоприятные метеорологические условия, высокая концентрация вредных веществ, плохая освещенность, высокий уровень шума и вибрации, наличие вредных излучений.

4. Психофизиологические - совершение ошибочных действий вследствие высокой тяжести и напряженности труда, повышенной утомляемости, снижения внимания. Монотонности условий труда, недостаточной профессиональной подготовленности, несоответствие психофизиологических данных работающего выполняемой работе или его болезненного состояния.

Для снижения несчастных случаев на производстве существуют методы анализа производственного травматизма:

Задачей данного анализа является установление закономерностей, вызывающих несчастные случаи и разработка на этой основе эффективных профилактических предприятий.

Различают 4 метода:

Статистический - основан на изучении причин травматизма по документам, регистрирующих несчастные случаи (акт Н-1, листки нетрудоспособности) за определенный период времени.

Этот метод позволяет сравнить динамику травматизма по отдельным предприятиям, цехам, участкам и выявить закономерности роста и снижения травматизма. Имеет этапы исследования: 1наблюдения, 2накопления статистического материала и его обработки. .3анализа полученных данных с последующими 4 выводами и рекомендациями.

Топографический - состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи наносят условными знаками на планы цехов, в результате этого наглядно видны рабочие места с повышенной травмоопасностью.

Монографический – включает детальное исследование всего комплекса условий труда, которых произошел несчастный случай. В результате этого метода выявляются не только причины НС, но и причины, которые могут привести к Н.

Экономический - заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению НС.

Введенная 01.07.1980 номенклатура мероприятий по охране труда (утвержденная Постановлением Председателя ВЦСПС от 31.03.1980г) предусматривает перечень мероприятий, а также планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

Мероприятия включаются в коллективный договор с учетом данных комплексного плана улучшений условий труда и его охраны, санитарно-гигиенических мероприятий, паспортов санитарно-гигиенических условий труда в цехах, результатов причин анализа производственного травматизма, предложений органов гос.надзора, гос.инспекций труда

Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно, сметной, конструкторской и другой технической документацией, финансовыми средствами и материальными ресурсами.

Финансирование мероприятий по ОТ осуществляется за счет:

Эксплуатационных расходов

Сметы расходов бюджетной организации

Амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт

Банковского кредита

Государственных капиталовложений

Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на конкретные мероприятии по ОТ расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Выбор той или иной профессии обусловлен факторами трудового процесса: тяжестью и напряженностью труда

Факторы трудового процесса - обстоятельства, условия, определяющие трудовой процесс: тяжесть труда и напряженность труда.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Тяжесть и напряженность труда достаточно часто усугубляются негативными факторами рабочей среды. Совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека, называют условиями труда. Условия труда оказывают влияние на работоспособность и здоровье работника.

Тяжесть и напряженность достаточно часто усугубляются негативными факторами рабочей среды. Совокупность факторов трудового процесса рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека, называется условиями труда.

Условия труда оказывают влияние на работоспособность и здоровье работника. Из всего многообразия форм трудовой деятельности человека можно выделить три главные: физический труд, умственный труд, сочетание физического и умственного труда (в различных отношениях).

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. Он воздействует на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы организма. Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком.

При избыточных физических нагрузках могут возникнуть заболевания. После физического труда работнику требуется продолжительный отдых.

Монотонность, обычно сопутствующая физическому труду, может влиять на нервную систему, вызывая потерю интереса к работе, состояние сонливости, предрасполагающие к травматизму.

Физический труд на конвейерном производстве, однообразие и высокий ритм вызывают быстрое утомление.

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.

К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой.

Если при продолжительной тяжёлой работе и при мобилизации всех ресурсов организма доставка необходимого количества кислорода и питательных веществ не обеспечивается, наступает утомление мышц.

Мышцы работают не только, когда человек перемещает тяжести, но и когда удерживает их на месте, или удерживает вес собственного тела или отдельных его частей (туловища, рук, головы). В связи с этим основными показателями тяжести трудового процесса являются:

  • - масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • - стереотипные рабочие движения;
  • - рабочая поза;
  • - наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Вынужденное и тем более неудобное положение тела, даже в случае лёгкой работы, может приводить к быстрому утомлению, т.к. статическая нагрузка на одни и те же группы мышц более утомительна объекты.

Физиологи выделяют несколько стадий в процессе работы : в начале работоспособность нарастает (врабатываемость); достигнув максимума, производительность труда держится на этом уровне более или менее длительное время (стабильная работа); затем наступает постепенное снижение работоспособности (утомление).

Организация кратковременных перерывов в конце максимума работоспособности, снижает утомляемость и повышает общую производительность труда.

Для характеристики напряжённости умственного труда с физиологической точки зрения не выработаны достаточно объективные критерии. Её можно характеризовать объёмом информации, подлежащей запоминанию и (или) анализу, а также скоростью поступления информации и принятия решений, мерой ответственности за возможные ошибки при принятии решений. Труд, как процесс, совершающийся между природой и человеком, един и неделим. Тем не менее, проведение различий между физическим и умственным трудом важно в силу специфики каждого из них. Их соотношение характеризует степень интеллектуализации труда. Интеллектуализация общественного труда - одна из объективных тенденций на современном этапе. Соотношение между затратами физического и умственного труда изменяется: доля первого снижается, а доля второго - повышается. Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда.

Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах. Физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами. Психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат. Специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности . К их числу относятся:

  • - научный труд - труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой;
  • - инженерный труд - труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой;
  • - педагогический труд - труд профессоров, преподавателей и учителей;
  • - врачебный труд;
  • - управленческий труд - труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами;
  • - производственный труд - труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами;
  • - вспомогательный труд - труд работников, ведущих бухгалтерский учёт.

Предметом умственного труда (независимо от вида) является информация, содержащая состояние практики и задания по её изменению.

Информация является также и продуктом умственного труда . Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Творческий характеризует продуктивную деятельность, то есть деятельность, изменяющую существующую практику. Нетворческий - характеризует репродуктивную деятельность, то есть деятельность, воспроизводящую действующую практику. Высшей формой умственного труда является творчество.

Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственным трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определённого уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний.

трудовой среда переутомление человек