Тяжесть и напряженность труда: классификация, показатели, факторы. Инструкция по гигиенической оценке характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда Тяжесть и напряженность труда

Тяжесть труда:

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, а при умственном труде эмоциональным, когда идет информационная перегрузка. Тяжесть труда определяется уровнем физической нагрузки по следующим показателям:

1. По величине статической нагрузки, которая связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Она характеризуются величиной удерживаемого груза или прилагаемым усилием, а так же временем удержания его в статическом состоянии:

Где: m – масса груза;

t – время фиксации усилия.

2. По величине динамической нагрузки. Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей в пространстве.

3. По максимальной массе поднимаемого и перемещаемого груза. Условия труда считаются оптимальными (класс 1), если масса груза до 15 кг, допустимыми – до 30 кг.

4. По количеству стереотипных или повторяющихся рабочих движений мышц кистей и пальцев рук (локальная нагрузка): до 20000 – оптимальные условия труда, 20000-40000 – допустимые, свыше 60000 – вредные (класс 3.1.).

5. Особенности рабочей позы: - свободная; - удобная; - возможность смены рабочего положения тела сидя, стоя; - нахождение в наклонном положении.

6. По количеству наклонов корпуса: если наклонов до 50 в смену, то класс 1, если количество наклонов с углом более 30 градусов достигает 100 раз – класс 2 (допустимый).

7. По расстоянию, т.е. перемещению в пространстве. Переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом: до 4 км – оптимальные условия труда (1 класс), от 4 км до 10 км – допустимые (2 класс), свыше 15 км – вредные условия труда (класс 3.1 или 3.2).

В зависимости от этих факторов устанавливают класс опасности (вредности) от 1 до 3.3

Напряженность труда:

Уровень нервной нагрузки определяет напряженность труда, которая оценивается по следующим показателем:

1. Уровнем интеллектуальной нагрузки. Пример: работает оператор и принимает решения в рамках одной инструкции (класс условий труда допустимый). Решение сложных задач по известным алгоритмам или работа с использованием нескольких инструкций (класс работы 3.1). Решением сложных задач, при отсутствии очевидного алгоритма решения (класс вредности 3.2).

2. Уровнем эмоциональных нагрузок. Пример: оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, тогда такой труд считается оптимальным (1 класс условий труда). Повышение степени ответственности за функциональное качество вспомогательных операций влечет дополнительные эмоциональные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера) – допустимый класс работы. Если же на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, то класс условий труда является напряженным 1 степени (класс 3.1).

3. По степени монотонности труда. Степень монотонности труда определяется числом элементов и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов 10 и более – класс условий оптимальный, 9-6 – допустимый, менее 6 – напряженный (класс 3.1).

3. Наличие и продолжительность перерывов и сменность работы. Если продолжительность рабочего дня до 8 часов – оптимальный, до 9 часов – допустимый, более 9 часов – напряженный (класс 3.1).

4. От длительности сосредоточенного наблюдения: до 25% от продолжительности рабочей смены – первый класс, 26%-50% - второй класс, 51%-75% - класс 3.1, более 75% - класс 3.2.

5. Работа с видеодисплейными терминалами до 2х часов в смену – оптимальная, до 3х часов – допустимый. работа за компьютером определяет класс условий труда как напряженный: 3-4 часа – класс 3.1, более 4 часов – класс 3.2.

Степень вредности условий труда 3 класса определяется по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда:

Х ФАКТ = Х Ф1 + Х Ф2 +... Х Ф n =∑ Х Ф i

Число баллов по каждому фактору X Ф i представляют в карте условий труда аттестации рабочих мест, с учетом продолжительности его действия в течение смены:

Х Ф i = Х CTi *T i

Где: ХСТi – степень вредности фактора или тяжести работы, установленный

по показаниям гигиенической классификации труда;

Ti – продолжительность фактора в течение смены.

Ti=t Ф i /t РС

если t Ф i >= t РС , то Ti = 1.

Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

По наиболее высокому классу и степени вредности;

В случае сочетания действий 3 и более факторов класса 3.1. оценка будет класса 3.2;

При сочетании двух или более факторов классов 3.2, 3.3 или 3.4 условия труда оценивается соответственно на 1 степень выше.

В зависимости от фактического состояния условий труда работодатель по согласованию с профсоюзом устанавливает доплаты в размере 4% - 24% тарифной сетки. Доплаты устанавливается по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим за время фактической занятости на рабочих местах сроком на 1 год.

Доплата в зависимости от условий труда

Режим труда и отдыха

Поддержанию высокого уровня трудоспособности в течение смены и рабочей недели способствует правильно выбранный режим труда и отдыха. Под режимом труда и отдыха понимают временный регламент работ. Основным показателем трудовой деятельности человека является трудоспособность, т.е. способность производить сформированные целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется по суточному ритму. В течение суток организм по разному реагирует на физическую и нервно – психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается с 12 до 14 часов (в ночные с 3 до 4 часов). С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятия, начало и окончание смены, перерыв на отдых и сон.

Изменение работоспособности в течение рабочего дня (недели) имеет несколько фаз:

1. Фаза врабатываемости. Уровень работоспособности повышается постепенно и зависит от индивидуальных особенностей человека и характера труда (от 15 минут до часа, а при умственно-творческом начале от 1,5 до 2 часов).

2. Фаза устойчивой работоспособности. Сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью (от 2 до 2,5 часов, иногда и более, все зависит от тяжести и напряженности труда).

3. Фаза снижения трудоспособности. Характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных рабочих органов человека и сопровождается чувством усталости.

Утомление – психо-фоизиологическое состояние человека, сопровождающееся чувством усталости, которое вызвано интенсивной и длительной деятельностью, и которое выражается в ухудшении качественных и количественных показателей работы, и которое прекращается после отдыха.

Утомление – обратимое физиологическое состояние. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода, утомление накапливается и переходит в переутомление, которое вызывает более стойкое снижение работоспособности.

Утомление и переутомление – основные причины повышенного травматизма.

Группы опасных и вредных производственных факторов

Опасный производственный фактор – такой фактор, воздействие которого на работающих в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор – фактор, воздействие которого на рабочего приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

Источники вредных и опасных факторов:

1. Машины и механизмы;

2. Предметы труда;

3. Продукция труда;

4. Энергия;

5. Информация;

6. Флора и фауна.

Определяющими признаками вредных и опасных производственных факторов являются:

1. Возможность непосредственно отрицательного действия на организм человека;

2. Затруднение функционирования отдельных органов;

3. Возможность воздействия на элементы тех.процесса, в результате которых может произойти взрыв, пожар или авария;

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 существуют несколько групп опасных и вредных производственных факторов:

1. По природе воздействия:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

Движущиеся машины и механизмы;

Передвигающиеся изделия;

Заготовки;

Материалы;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Температура поверхности оборудования и материалов;

Повышенный уровень шума на рабочих местах

Повышенный уровень вибрации;

Повышенный уровень радиации;

Повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

Повышенный уровень статического электричества;

Повышенный уровень электромагнитного излучения;

Отсутствие или недостаток естественного освещения;

Недостаточная освещенность рабочего места.

Химические опасные и вредные производственные факторы:

Общетаксического воздействия, воздействующие на нервную систему, кровь и кроветворные органы;

Раздражающие вещества, действующие на слизистую оболочку глаз, носа, гортани и кожный покров (пары кислот и щелочей, аммиак);

Канцерогенные вещества, приводят к развитию онкологических заболеваний (асбест, никотин, сажа);

Мутагенные и тератогенные вещества. Мутагенные соединения, приводят к нарушению генетического аппарата клетки и появлению мутации (соединения ртути, свинца). Тератогенные вещества приводят к рождению детей с дефектами (радиоактивные вещества, бензол, стирол);

Фиброгенные вещества вызывают появление в легких мельчайших рубцов, сокращение дыхательного объема легких, поражение кожи (экземы, дерматиты, ожоги кожи – пыль, уголь, асбестовая пыль, состоящая из нитевидных волокон, проникает глубоко в легкие и разрушает легочные ткани, они сохраняются в человека на всю жизнь);

Сенсибилизирующего действия: вещества, которые после относительно непродолжительного воздействия на организм человека вызывают повышенную чувствительность к ним, т.е. быстро развиваются и возникают кожные заболевания и астматические явления (цветочная пыльца, пары марганца).

Биологические опасные и вредные производственные факторы: биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы и заболевания:

Микроорганизмы (бактерии и вирусы);

Макроорганизмы (растения);

Психологические и психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:

Физические перегрузки: статические и динамические;

Нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные нагрузки).

2. По характеру воздействия на человека:

Активные;

Пассивно-активные. Проявляются за счет энергии, носителем которой является человек (острые кромки, шероховатость поверхности, неровность опоры, недостаточный коэффициент трения).

Пассивные (коррозия металла).

3. По следствию на работника вредных и опасных факторов проявляются:

Утомляемость;

Травматизм;

Заболевания;

Каждый фактор характеризуется потенциалом, качеством, длительностью воздействия на человека, вероятностью проявления и размерами зоны действия.

Опасная зона – часть пространства, где постоянно присутствуют или периодически проявляются вредные производственные факторы.

Количественная оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Тяжесть труда -- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

масса поднимаемого и перемещаемого груза;

общее число стереотипных рабочих движений;

величина статической нагрузки;

рабочая поза;

степень наклона корпуса;

перемещения в пространстве.

Напряженность труда -- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

интеллектуальные нагрузки;

сенсорные нагрузки;

эмоциональные нагрузки;

степень монотонности нагрузок;

режим работы.

Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг* м).

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг * м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (общая или региональная) и расстояния перемещения груза определяют к какому классу условий труда относится данная работа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения.

Для определения массы (кг) груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, масса всех грузов суммируется, а если переносимый груз одной массы, то она умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа.

Стереотипные рабочие движения (количество за смену). Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60--250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого -- либо автоматического счетчика, число движений за 10--15 мин, рассчитывается число движений в 1 мин, а затем умножается на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяется путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных частей, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому инструменту (изделию). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких -- нибудь других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений или по фотографии рабочего дня.

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе, определяется на основании хронометражных данных за смену.

Наклоны корпуса. Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножением на число этих операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали -- по лестницам, пандусам и др., км). Самый простой способ определения этой величины -- с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить его на поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимается). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский -- 0,5 м), и полученную величину выразить в км.

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну ступень выше.

Оценка напряженности трудового процесса основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно -- эмоциональных состояний (перенапряжений). Все факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Нагрузки интеллектуального характера, «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

«Восприятие сигналов (информации) и их оценка» -- по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, конструкторы, врачи).

«Распределение функций по степени сложности задания».

Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, конструкторы, водители транспортных средств -- класс 3.1). наиболее сложная функция -- это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

«Характер выполняемой работы» -- в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс -- лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -- мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Сенсорные нагрузки.

«Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» -- чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

«Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы» -- количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые, сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, символы, текст, формулы и др.) и при речевом сообщении (по телефону и радиотелефону, при непосредственном прямом контакте работников).

«Число производственных объектов одновременного наблюдения» -- указывает, что с увеличением числа объектов одно временного наблюдения возрастает напряженность труда.

«Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Со ответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

«Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты -- чем больше процент времени, тем больше нагрузка, при водящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

«Наблюдение за экраном ВДТ (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ за экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% -- 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10--15 дБ и соответствует разборчивости слов, равной 90--70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м и т.п.

«Нагрузка на слуховой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)». Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные нагрузки.

«Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» -- указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (класс 2): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника. (1 класс).

«Степень риска для собственной жизни» и «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи -- реаниматоры и т.п.) или личную безопасность (космонавты, пилоты) 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи -- инфекционисты, водители автотранспорта и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты и др.) -- их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Монотонность нагрузок.

«Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» -- чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 -- 3.2).

«Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» -- чем короче время, тем соответственно выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 -- 3.2).

«Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом технологического процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 -- 3.2).

«Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» -- чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Гигиеной труда называется область в медицине, которая занимается изучением трудовой деятельности и условий работы с учетом их воздействия на организм. Также данное направление занимается разработкой гигиенических нормативов и мер, которые призваны предотвращать появление профессиональных патологий и делать условия труда более безопасными.

К основным задачам гигиены труда относятся:

  1. Установка допустимого воздействия вредных факторов на организм работника.
  2. Классификация напряженности труда, исходя из условий процесса.
  3. Определение напряженности и тяжести рабочего процесса.
  4. Организация режима отдыха и труда, а также рабочего места согласно рациональным нормам.
  5. Исследование психофизических параметров труда.

Оценивая качество окружающей работника обстановки, нужно не только исследовать воздействие различных факторов, их влияние друг на друга, но и условия труда по напряженности трудового процесса. Также необходимо разработать комплексные показатели, которые и будут считаться нормой. Методы гигиены труда могут быть как инструментальными, так и клиническими, физиологическими. Применимы также и методики медицинской статистики и санитарного обследования.

Классификация разных видов тяжести и напряженности труда имеет особое значение для рациональной организации и оптимизации условий работы. Подобные классификации, а также выделение факторов условий труда дают возможность оценивать различные виды работ. К тому же это позволяет находить методы для осуществления оздоровительных мероприятий с учетом оценки тяжести и напряженности труда.

Довольно часто напряженность труда классифицируется с учетом затрат энергии человека в процессе осуществления рабочей деятельности. Такой показатель, как затраты энергии, определяется степенью коэффициента напряженности труда мышц, а также нервно-эмоционального состояния человека во время выполнения работы. Еще один важный показатель - условия трудовой деятельности. На умственный труд человек затрачивает 10-12 МДж в сутки, а работники, выполняющие тяжелую физическую работу, тратят от 17 до 25 МДж.

Тяжесть и напряженность труда можно определить как степень напряжения организма функционального плана, возникающего в ходе выполнения рабочих задач. В зависимости от мощности работы при физическом или умственном труде во время информационной перегрузки возникает функциональное напряжение. Физической тяжестью труда называют нагрузку на организм при осуществлении деятельности, которая требует напряжения мышц и соответствующих энергозатрат.

Эмоциональная нагрузка возникает во время выполнения интеллектуальных задач при обработке информации. Часто данный вид нагрузки называют нервной напряженностью труда.

Факторы производственной среды: общий обзор

Вредное влияние на организм работника определяется факторами производственной среды. Гигиена труда выделяет два главных фактора - вредный и опасный. Опасным называется фактор тяжести и напряженности труда, который может вызвать острое заболевание или резкое ухудшение показателей здоровья сотрудника или летальный исход. Вредный фактор может в процессе работы и в совокупности определенных условий стать причиной профессионального заболевания, снижения работоспособности временного или хронического характера, увеличить количество инфекционных и соматических патологий и привести к проблемам в репродуктивной функции.

Вредные производственные факторы

Условия, влияющие на напряженность условий труда, можно разделить на несколько групп:

  1. Физические. К ним относятся влажность, температурный режим, электромагнитные и неионизирующие излучения и поля, скорость передвижения воздуха, постоянные магнитные поля, электростатические поля, тепловое и лазерное излучение, производственный шум, ультразвук, вибрации, аэрозоли, освещение, аэроионы и т.д.
  2. Химические. Биологические и химические вещества, включая гормоны, антибиотики, ферменты, витамины, белки.
  3. Биологические. Живые споры и клетки, вредоносные микроорганизмы.
  4. Факторы, которые характеризуют тяжесть труда.
  5. Факторы, которые характеризуют напряженность труда.

Оценка тяжести и напряженности

Тяжесть труда чаще всего определяется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и различные системы организма. Оценка тяжести и напряженности труда характеризуется энергетическим компонентом и определяется рядом показателей.

Показатели тяжести процесса

К таковым относятся:


Напряженность труда характеризует трудовой процесс. Также понятие проецирует нагрузку на центральную нервную систему, эмоциональную область и органы чувств.

Показатели напряженности труда

Рассматриваемые данные включают в себя:

  1. Сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  2. Монотонность нагрузки.
  3. Режим работы.
  4. Интенсивность и длительность интеллектуальной нагрузки.

Век киберпространства

Научно-технический прогресс не только провоцирует создание новых профессий, но и новых патогенных факторов. За последние годы существенно выросло значение психофизиологических показателей тяжести и напряженности труда, что обусловлено развитием компьютерных технологий.

Безопасными считаются такие условия труда, при которых влияние производственных факторов минимизировано и не превышает гигиенических норм. Последние включают в себя ПДК, или предельно допустимые концентрации, и ПДУ, или предельно допустимые уровни.

Классификация труда по нагрузке

Нагрузка в зависимости от тяжести выполняемого труда регламентирована в санитарно-гигиенических требованиях, которые соответствуют ГОСТу. В них все физические виды работ подразделяются на три категории в зависимости от показателей тяжести и напряженности труда и от энергетических затрат организма на их выполнение.

  • Затраты энергии до 139 Вт. Работы, выполняемые в сидячем положении, которые не включают значительных физических факторов напряженности труда. Это ряд профессий, связанных с точным приборостроением, на швейном производстве, в сфере управления. Также сюда входят часовщики, слесари, граверы, вязальщицы и т.д.
  • Затраты энергии до 174 Вт. Работа, выполняемая стоя или требующая много ходить. К данной категории относятся работники полиграфической промышленности, предприятий связи, маркировщики, переплетчики, фотографы, подсобные рабочие в сельском хозяйстве и т.д.

Третья категория. Включает в себя работы, требующие более 290 Вт энергозатрат. Это профессии, которые не предполагают снижение напряженности труда и включают большую физическую нагрузку, перенос тяжестей более 10 килограмм, работа в кузнечном и литейном цехах, деятельность почтальонов, работников сельского хозяйства, а именно: трактористов, скотников, животноводов и т.д.

Дополнительные особенности условий труда

Условия, в которых работает человек, и их тяжесть можно определить по ряду показателей, а именно:

1. Поза и положение тела при выполнении работы. Подразделяется данный показатель на следующие виды:

  • Горизонтальное положение тела. Сюда относятся монтажники-высотники, сварщики, горные рабочие и т.д.
  • Полусогнутое или согнутое положение. В данном случае необходимо уточнить временное пребывание в данной позе в процентах от всего рабочего времени.
  • Однотипные движения. Высчитывается количество движений одного типа, которые совершает работник за смену. Принимается во внимание не только локальная нагрузка, но и региональная.

2. Время пребывания на ногах. Для отнесения условий работы к тяжелым данное состояние должно быть постоянным и включать не только статическое нахождение в вертикальном положении, но и ходьбу.

3. Наклоны туловища. Типичны для работников сельского хозяйства при сборке урожая, прополке, а также на молочной ферме и строительных площадках при укладке полов и облицовке стен. В данном случае уточняется количество наклонов в течение смены.

4. Темп, с которым выполняются требуемые действия. Сюда входит работа на полуавтоматических станках, конвейерах и в ткацком производстве.

5. Режим работы. Обычно тяжелыми условиями труда признаются сменные графики работы или вахтовый метод, ночные смены и частые смены ритма жизни.

6. Воздействие вибрации. Влияние может быть не только общим, но и локальным. Трактористы, комбайнеры, обрубщики, бульдозеристы, а также сотрудники железнодорожного и городского транспорта подвергаются воздействию вибраций.

7. Метеорологические условия труда. Аномально низкие или высокие температурные условия работы, высокая влажность или резкие перепады, скорость движения воздуха и сквозняки.

8. Воздействие излучения любого вида. Это может быть магнитное поле, лазерное или ионизирующее излучение, инсоляция, влияние статического электричества и электрических полей.

9. Взаимодействие с токсинами, а именно ядами и другими вредными для человека веществами.

10. Профессиональные вредоносные особенности.

11. Загрязненный воздух на рабочем месте, высокий уровень шума и атмосферного давления.

12. Довольно часто в одной профессии встречается сразу несколько факторов, по которым условия труда можно отнести к тяжелым.

Разновидности интеллектуального труда

Кроме условий труда, необходимо также рассмотреть напряженность и тяжесть работы. Многие сферы деятельности совмещают умственный и физический аспект. Однако в современных профессиональных областях превалирующими являются сенсорные, умственные и эмоциональные нагрузки. Это обусловлено тем, что умственному труду придается особенно большое значение.

Интеллектуальными считаются профессии, которые связаны с обработкой большого количества информации. Осуществление такого рода деятельности требует напряжения памяти, сенсорного аппарата, внимания, эмоций и мышления.

Гигиена труда идентифицирует пять основных видов интеллектуальной деятельности:

  1. Труд операторов. Подразумевается управление оборудованием, технологическими процессами и машинами. Данная сфера предполагает большую ответственность и напряжение нервно-эмоционального характера.
  2. Управленческая работа. В данную группу входят преподаватели и учителя, а также руководители организаций и предприятий. Данная сфера деятельности предусматривает возрастающий объем информации, малое количество времени на ее обработку и личную ответственность за принятые решения. Нагрузка носит нерегулярный характер, и решения зачастую нестандартные. Иногда возможно возникновение конфликтов, для решения которых также требуется определенное эмоциональное напряжение.
  3. Творчество. К таким профессиям, как правило, относят писателей, артистов, композиторов, художников, конструкторов, архитекторов и других. Данная деятельность предполагает создание нестандартных алгоритмов с опорой на многолетнюю подготовку и квалификацию. В данных сферах необходимо обладать инициативностью, хорошей памятью, умением сосредоточиться. Все это становится причиной повышенного нервного напряжения.
  4. Медицинские работники. Типичными для всех работников данной сферы считаются следующие черты: недостаток информации, близкий контакт с больными людьми, высокая степень ответственности перед пациентами.
  5. Учебная сфера. Студентам и учащимся требуется постоянно напрягать внимание, память, восприятие, быть устойчивыми к стрессовым ситуациям при сдаче экзаменов, зачетов или контрольных работ.

Напряжение нервно-эмоционального характера характеризуется в зависимости от загрузки и плотности рабочего графика, количества выполненных действий, сложности и объемов информации для усвоения, времени, потраченного на осуществление операции.

Виды условий труда по напряженности рабочего процесса

Выделяется несколько классов, которые показывают степень оценки напряженности труда:

  • Первый класс. Легкая степень напряженности. Критериями данного класса являются: работа в одну смену без ночных выходов на рабочее место, отсутствие необходимости принимать решение в авральном режиме, индивидуальный план труда, реальная продолжительность рабочего дня до 7 часов, исключение риска для жизни, исключение ответственности за других лиц. К данной категории относятся те профессии, которые не претерпевают резких изменений и не требуют концентрации внимания на более чем одном предмете. Сама работа небольшого объема, например, секретарь, табельщица, машинистка и т.д.
  • Второй класс характеризуется как допустимый и имеет оценку напряженности труда средней степени. Данная категория предполагает умеренное нервное напряжение и выполнение задач средней степени сложности. Ответственность несется только за конкретные виды действий, типичных для данной сферы деятельности. Ко второму классу относятся экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты, инженеры, библиотекари и врачи.
  • Третий класс обозначает напряженный труд. Данные сферы деятельности предполагают сильное психическое напряжение, большой объем производственной деятельности, нагрузку на внимание в течение продолжительного времени, умение быстро обрабатывать большое количество информации. К данному виду работ относятся руководители больших организаций и предприятий, ведущие специалисты отделов, например, главные бухгалтера, конструкторы и технологи. Кроме того, сюда входят виды деятельности, которые предусматривают беспрерывный поток информации и моментальную реакцию на нее. Это могут быть диспетчеры в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, дежурные и операторы метро, работники телевидения, телефонистки и телеграфистки, а также врачи скорой помощи, палат интенсивной терапии и т.д. Последняя категория также подразумевает работу в условиях цейтнота, повышенной ответственности за принятые решения при недостатке информации. Продолжительность рабочего дня не нормирована и составляет, как правило, более 12 часов. Высокая степень риска и ответственность за жизни других людей также являются показателями напряженности труда.
  • Четвертый класс включает в себя экстремальные условия труда. Под ними подразумевается наличие факторов, которые могут создать угрозу жизни во время работы или привести к развитию серьезных осложнений для здоровья работника. К таким особо опасным видам деятельности можно отнести горноспасателей, пожарных, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и т.д. Это самый тяжелый и напряженный труд, который не проходит бесследно для состояния человека. Работа в таких условиях допустима только в случае чрезвычайной ситуации. Обязательным условием является использование индивидуальных средств защиты.

Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 6. Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2 /з мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2 /з до Уз мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее Уз мышц (например, набор текста на компьютере).

Рис. 6.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы но степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу по тяжести являются:

  • величина внешней механической работы, выполняемой за смену;
  • масса поднимаемого и перемещаемого вручную [ рута;
  • количество стереотипных рабочих движений в смену;
  • величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержанти груза;
  • удобство рабочей позы;
  • количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия груда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда). Схема деления условий труда по тяжести и напряженности представлена в учебнике .

Критериями отнесения труда к тому или иному классу и степени напряженности являются:

  • степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
  • нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
  • эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
  • монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
  • режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - 1-й класс, допустимый - 2-й класс, напряженный - 3-й класс - труд трех степеней.

Параметрами i гро из во детве i it ю й среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

  • физические факторы: микроклимат (температура, влажность, подвижность воздуха); электромагнитные ноля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное - тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (ныли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
  • химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
  • биологические факторы: паю генные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие жггвьге клетки и споры микроорганизмов, белковые ггреггараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:

  • ? 1-й класс - оптимальные условия труда - сохраняется здоровье работающих и их высокая работоспособность. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
  • ? 2-й класс - допустимые условия труда - уровни факторов среды, соответствуют гигиеническим нормативам для рабочих мест;
  • ? 3-й класс - вредные условия труда - уровень факторов превышает гигиенические нормативы и оказывает воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени. Каждая из них характеризуется:

  • ? 1-я степень - отклонения от допустимых норм приводят к возникновению обратимых функциональных изменений и возникновению риска развития заболевания;
  • ? 2-я степень - возникают стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появляются начальные признаки профессиональных заболеваний;
  • ? 3-я степень - развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
  • ? 4-я степень - возникают профессиональные заболевания, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
  • ? 4-й класс - опасные (экстремальные) условия труда - уровни вредных факторов создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций.

Выбор той или иной профессии обусловлен факторами трудового процесса: тяжестью и напряженностью труда

Факторы трудового процесса - обстоятельства, условия, определяющие трудовой процесс: тяжесть труда и напряженность труда.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Тяжесть и напряженность труда достаточно часто усугубляются негативными факторами рабочей среды. Совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека, называют условиями труда. Условия труда оказывают влияние на работоспособность и здоровье работника.

Тяжесть и напряженность достаточно часто усугубляются негативными факторами рабочей среды. Совокупность факторов трудового процесса рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека, называется условиями труда.

Условия труда оказывают влияние на работоспособность и здоровье работника. Из всего многообразия форм трудовой деятельности человека можно выделить три главные: физический труд, умственный труд, сочетание физического и умственного труда (в различных отношениях).

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. Он воздействует на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы организма. Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком.

При избыточных физических нагрузках могут возникнуть заболевания. После физического труда работнику требуется продолжительный отдых.

Монотонность, обычно сопутствующая физическому труду, может влиять на нервную систему, вызывая потерю интереса к работе, состояние сонливости, предрасполагающие к травматизму.

Физический труд на конвейерном производстве, однообразие и высокий ритм вызывают быстрое утомление.

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.

К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой.

Если при продолжительной тяжёлой работе и при мобилизации всех ресурсов организма доставка необходимого количества кислорода и питательных веществ не обеспечивается, наступает утомление мышц.

Мышцы работают не только, когда человек перемещает тяжести, но и когда удерживает их на месте, или удерживает вес собственного тела или отдельных его частей (туловища, рук, головы). В связи с этим основными показателями тяжести трудового процесса являются:

  • - масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • - стереотипные рабочие движения;
  • - рабочая поза;
  • - наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Вынужденное и тем более неудобное положение тела, даже в случае лёгкой работы, может приводить к быстрому утомлению, т.к. статическая нагрузка на одни и те же группы мышц более утомительна объекты.

Физиологи выделяют несколько стадий в процессе работы : в начале работоспособность нарастает (врабатываемость); достигнув максимума, производительность труда держится на этом уровне более или менее длительное время (стабильная работа); затем наступает постепенное снижение работоспособности (утомление).

Организация кратковременных перерывов в конце максимума работоспособности, снижает утомляемость и повышает общую производительность труда.

Для характеристики напряжённости умственного труда с физиологической точки зрения не выработаны достаточно объективные критерии. Её можно характеризовать объёмом информации, подлежащей запоминанию и (или) анализу, а также скоростью поступления информации и принятия решений, мерой ответственности за возможные ошибки при принятии решений. Труд, как процесс, совершающийся между природой и человеком, един и неделим. Тем не менее, проведение различий между физическим и умственным трудом важно в силу специфики каждого из них. Их соотношение характеризует степень интеллектуализации труда. Интеллектуализация общественного труда - одна из объективных тенденций на современном этапе. Соотношение между затратами физического и умственного труда изменяется: доля первого снижается, а доля второго - повышается. Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда.

Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах. Физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами. Психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат. Специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности . К их числу относятся:

  • - научный труд - труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой;
  • - инженерный труд - труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой;
  • - педагогический труд - труд профессоров, преподавателей и учителей;
  • - врачебный труд;
  • - управленческий труд - труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами;
  • - производственный труд - труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами;
  • - вспомогательный труд - труд работников, ведущих бухгалтерский учёт.

Предметом умственного труда (независимо от вида) является информация, содержащая состояние практики и задания по её изменению.

Информация является также и продуктом умственного труда . Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Творческий характеризует продуктивную деятельность, то есть деятельность, изменяющую существующую практику. Нетворческий - характеризует репродуктивную деятельность, то есть деятельность, воспроизводящую действующую практику. Высшей формой умственного труда является творчество.

Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственным трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определённого уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний.

трудовой среда переутомление человек