Устав воинской службы 1937 читать. Комиссары и политруки

26

Нителем работ, выбранный ими участок и обеспечивать строителей генпланом, проектом и сметой, без чего запрещаю приступать к строительству центральных складов.

9. Военным советам округов (флотов) срочно пересмотреть остатки мате­риалов и оборудования, все излишнее и ненужное для 1937 г. реализовать, решительно борясь с тенденцией строителей оставлять материалы и оборудо­вание «на всякий случай». По каждому участку составить календарный план реализации и установить контроль за выполнением. Маневрировать материа­лами, перебрасывая их, в случае надобности, с участка на участок, в особен­ности, если они заготовлены «под будущее» и в этом году использованы не будут.

Начальнику СКУ РККА проверить и сократить планы материального снаб­жения и решительно пресечь засылку в округа ненужного имущества.

10. Приемку готовых зданий и сооружений производить по проектам и сметам компетентными комиссиями, назначаемыми военными советами округов (флотов) под председательством командиров войсковых частей, для которых строятся здания, с привлечением в состав комиссии хорошо знающих дело инженеров. Акты приемки с приложением к ним генпланов и исполнительных чертежей утверждать военными советами округов (флотов).

11. На каждом объекте, под ответственность главного инженера, прорабам вести прошнурованный и опечатанный журнал работ, занося в него все данные по производству (кто, когда и что делал); главным инженерам совместно с прорабами актировать в журнале работ качество и соответствие проектам законченных конструкций и элементов зданий; обнаруженные дефекты немед­ленно исправлять.

12. Обо всех авариях на стройках главным инженерам телеграфно, как о чрезвычайном происшествии, доносить командующим войсками округов (фло­тов) и начальнику СКУ РККА. Последним производить тщательное расследо­вание причин каждой аварии, привлекать к ответственности виновных, не оставляя безнаказанным ни одного случая аварии. Начальнику СКУ РККА обеспечить изучение инженерно-техническими работниками причин аварий, чтобы предупреждать возможность повторения.

13. Руководителям, политработникам и инженерам военного строительства широко развернуть массовую работу среди инженерно-технического персонала и рабочих, разъяснять сложившееся положение, мобилизуя общественность на ликвидацию к кратчайший срок последствий вредительства и отставания в выполнении строительного плана, на дальнейшее развитие стахановского дви­жения, на борьбу за экономию материалов, за порядок на стройке.

Из тяжелых уроков вредительства на военных стройках должны быть сделаны надлежащие выводы.

Надо продолжать выкорчевывать вредительско-шпионские элементы, помня, что капиталистическое окружение не оставит нас в покое.

Вместе с тем надо приложить все усилия, чтобы смелым выдвижением способных и честных людей, преданных Родине и партии Ленина - Сталина, заботой о людях и широкой массовой работой, развитием стахановского дви­жения, правильной организацией работ и экономией денежных и материальных средств ликвидировать последствия вредительства и полностью выполнить стро­ительную программу 1937 г.

Все большевики на военной стройке - партийные и непартийные - должны осознать и помнить свою величайшую ответственность за судьбу плана 1937 г., от выполнения которого в не малой степени зависит дальнейшее укрепление боевой мощи нашей доблестной Красной Армии.

Настоящий приказ довести до всех работников военной стройки.

К. Ворошилов

Ф. 4, оп. 15, д, 14-а, л. 277-278. Типогр. экз.

ПРИКАЗ О НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ НА МАНЕВРАХ ЛВО ПРИ ВЫБРОСКЕ ПАРАШЮТНОГО ДЕСАНТА

9 сентября с. г. на маневрах Ленинградского военного округа по ходу учения была произведена выброска парашютного десанта. Вследствие полного пренеб­режения требованиями Наставления по парашютной подготовке Военно-Воз-душных Сил и Курса подготовки выброски и высадки парашютистов ВВС РККА, а также приказа моего № 0169 от 7 декабря 1936 г., категорически запрещающих выброску парашютистов при ветре свыше 6 метров в секунду, выброска парашютного десанта 9 сентября была допущена при силе ветра около 12 метров в секунду.

В результате этого преступного отношения к существующим указаниям погибло 4 бойца и получили разной степени переломы конечностей и ушибы 38 бойцов.

Приказываю:

1. За нарушение моего приказа №0169 от 7 декабря 1936 г. , На­ставления по парашютной подготовке Военно-Воздушных Сил и Курса подготовки выброски и высадки парашютистов ВВС РККА командующего войсками Ленинградского военного округа командарма 2 ранга т. Дыбен­ко П. Е. от занимаемой должности немедленно отстранить и зачислить в мое распоряжение*.

2. Во временное командование войсками Ленинградского военного округа вступить армейскому инспектору ЛВО комдиву т. Хозину.

3. Моему заместителю по ВВС командарму 2 ранга т. Алкснису Я. И. вместе с заместителем начальника ПУ РККА армейским комиссаром 2 ранга т. Булиным А. С., начальником группы контроля комдивом т. Че­репановым и специалистами парашютно-десантного дела т. т. Черныше­вым, Петровым и Кайтановым на месте произвести тщательное рассле­дование этого возмутительного случая и всех обстоятельств гибели и ранения бойцов-парашютистов.

Результаты расследования с выводами и предложениями т. Алкснису представить мне 13 сентября 1937 г.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Ф. 4, оп. 15, д. 14, л. 303. Типогр. экз.

ПРИКАЗ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И

НАЛОЖЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ НА ВИНОВНИКОВ

НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА МАНЕВРАХ ЛВО ПРИ

ВЫБРОСКЕ ПАРАШЮТНОГО ДЕСАНТА

По моему приказу от 10.9.37 г. за № 197** мой заместитель по ВВС командирам 2 ранга т. Алкснис Я. И. вместе с заместителем начальника ПУ РККА армейским комиссаром 2 ранга т. Булиным А. С., начальником группы контроля НКО комдивом т. Черепановым А. И. и специалистами парашютно-

* См. док. № 16. ** См. док. № 15.

Десантного дела капитаном т. Петровым и воентехником 1 ранга т. Чернышевым произвели расследование всех обстоятельств гибели и ранения бойцов-пара­шютистов 3 адб во время выброски их 9.9 с. г. на маневрах ЛВО. Расследование установило, что:

1. Гибель и ранение парашютистов при выброске парашютного десанта являются следствием плохой организации, нечеткого проведения, плохого ру­ководства парашютно-десантной операцией и преступного нарушения требо­ваний моего приказа № 0169 1936 г.

2. Главной причиной катастрофы является полное игнорирование коман­дованием всех степеней силы ветра, имеющей решающее значение при при­землении парашютистов:

А) командование округа назначило время выброски десанта на 14- 15 часов, когда ветер, как правило, бывает наиболее сильный, вместо утра или вечера, когда метеоусловия бывают наиболее благоприятные;

Б) выброска всей массы парашютистов была произведена в усложненных условиях погоды: ветер 9-12 метров в секунду на пересеченной местности, причем все бойцы помимо оружия имели еще полное боевое снаряжение, с каковым прыгали впервые.

3. На площадке, на месте выброски десанта, был и Военный совет (командарм 2 ранга т. Дыбенко и комбриг т. Магер), и. д. командующего ВВС ЛВО комдив т. Тестов и командир 3 адб - руководитель десантной операции комбриг т. Зайцев. Однако, несмотря на усиление ветра до 9-10 метров в секунду с порывами до 12 метров в секунду, никто из них не принял решения о запрете выброски, несмотря на явную необходимость запретить выброску десанта и произвести высадку или вернуть его назад. Роль начальников, находящихся на площадке и обязанных руководить авиадесантной операцией, свелась к роли простых зрителей.

Благодаря всей этой неорганизованности, растяжке кораблей в строю эс­кадрильи, плохому расчету штурманов, запаздыванию начала выброски на отдельных кораблях эскадрильи, задержке выброски парашютистов с кораблей до трех минут, парашютисты приземлялись на площади до 8 км по фронту и в глубину. Многие из них в районе площадки Пустынки попали на валуны, торфяные болота, кустарники и другие препятствия. Вследствие сильного по­рывистого ветра (11-12 метров в секунду) парашютистов сильно ударяло о землю, нанося ранения и увечья; ряд бойцов и командиров, не успевших погасить парашюты, протаскивало до 2-х км.

В результате этой выброски 999 парашютистов пострадало 59 бойцов и ко­мандиров-парашютистов, в том числе 4 убитых, 8 человек с переломами бедер, из них 3 с осколочными переломами, 6 человек с сотрясением мозга, 5 случаев растяжений, 5 вывихов, в остальных 30 случаях - легкие ушибы и растяжения,

Приказываю:

1. Командира 3 адб комбрига т.Зайцева, на которого было возложено командование всей воздушно-десантной операцией и который:

А) не принял к точному исполнению требований моего приказа № 0169 1936 г. как при подготовке, так и при проведении воздушно-десантной операции;

Б) зная Наставление и Курс парашютно-десантной подготовки, неод­нократно допускал нарушение их в процессе обучения парашютистов;

В) ввел в заблуждение комдива т. Тестова и Военный совет округа сознательно ложным докладом о возможности выброски парашютистов при ветре до 8 метров в секунду;

Г) прибыв на площадку выброски, преступно самоустранился от коман­дования парашютно-десантной операцией и не принял никаких мер к отмене выброски парашютистов, имея все средства для отмены (радиосвязь для передачи распоряжений с земли в воздух и наземные знаки запрета);

Д) не проверил знания и твердого усвоения сигналов для выброски и для отмены выброски до вылета кораблей, - отстранить от занимаемой должности и отдать под суд Военного трибунала.

„ 2. Комиссара 3 адб бригадного комиссара т. Россет, который, зная, что Наставление и Курс парашютно-десантной подготовки запрещают сбрасывать парашютистов при ветре более 6 метров в секунду, не боролся против имевших место в бригаде отступлений и в день операции не принял мер к предотвра­щению выброски, -

От должности отстранить и назначить на низшую должность.

Этой мерой взыскания в отношении т. Россет ограничиваюсь только потому, что он в момент выброски находился в воздухе на У-2.

3. Начальника штаба 3 адб полковника т. Ешурина, который:

А) допустил нарушение требований моего приказа № 0169 1936 г.;

Б) зная требования Наставления и Курса, запрещающие выброску парашютистов при ветре свыше 6 метров в секунду, не только не принял мер к предотвращению выброски десанта при большом ветре, но, наоборот, ввел в заблуждение всех к нему обращавшихся с докладом и справкой, что выброска возможна при ветре 8 метров в секунду;

В) не проверил до конца усвоения штурманами сигналов о запрещении выброски;

Г) послал аэролога на площадку выброски вместо метеоролога или даже начальника метеостанции в целях обеспечения надлежащего на­блюдения за силой ветра на площадке, - отстранить от занимаемой должности и отдать под суд Военного трибунала.

4. Начальника штаба ВВС ЛВО полковника т. Маковского, который не изучил мой приказ № 0169 1936 г., Наставление и Курс о парашютно-десантной подготовке, слепо доверился справке полковника т. Ешурина о том, что прыгать можно при ветре до 8 метров в секунду, и дал указание полковнику т. Ешурину предупредить парашютистов, что прыгать придется при большом ветре, -

Сместить на должность двумя разрядами ниже.

Не отдаю т. Маковского под суд только потому, что в должность начальника штаба он вступил за 20 дней до начала учений округа.

5. И. д. командующего ВВС ЛВО комдива т. Тестова, который:

А) не принял к точному руководству и исполнению моего приказа № 0169 1936 г., не читал и не изучил Наставление и Курс парашютно-десантной подготовки, не проверил лично подготовку к проведению пред­стоящей авиадесантной операции до конца;

Б) ввел в заблуждение Военный совет ложным докладом о возможности выброски парашютистов при ветре до 8 метров в секунду, сам не проверив действующих на этот счет указаний;

В) присутствуя на площадке и наблюдая усиление ветра, самоустра­нился от руководства парашютно-десантной операцией и не доложил Военному совету о необходимости отмены выброски десанта, а, наоборот, убеждал Военный совет о возможности выброски десанта в данной об­становке, - от должности отстранить и отдать под суд Военного трибунала.

6. Члену Военного совета ЛВО комбригу т. Магер, который, зная о пред­стоящей большой авиадесантной операции на маневрах, не ознакомился лично с моим приказом №0169 1936 г. и действующими Наставлением и Курсом по подготовке парашютистов, а слепо доверился справке товарищей Тестова и Зайцева о возможности выброски парашютистов при ветре 8 метров в секунду и лично не проверил ход подготовки, -

Объявляю строгий выговор и предупреждаю, что впредь за подобное упу­щение он будет отстранен от должности и отдан под суд Военного трибунала.

7. Во изменение приказа моего № 197 от 10 сентября с. г. в отношении командующего войсками ЛВО командарма 2 ранга т. Дыбенко Правительством признано возможным ограничиться на этот раз наложением на т. Дыбенко властью народного комиссара обороны дисциплинарного взыскания.

Кроме того, Правительство поручило мне предупредить т. Дыбенко (что мною сделано""-лично 17 сентября с. г.), что впредь за допущенные нарушения существующих приказов, наставлений и положений НКО он, как и любой командир РККА, будет отдан под суд Военного трибунала.

На основании этого решения Правительства командующему войсками ЛВО командарму 2 ранга т. Дыбенко, который:

А) приняв решение осуществить большую десантную операцию, не удосужился ознакомиться и принять к руководству и исполнению мой приказ № 0169 1936 г. и действующие Наставление и Курс парашютно-десантной подготовки и не добился их точного исполнения подчиненными;

Б) лично на месте не проверил требований моего приказа №0169 1936 г. по подготовке бойцов-парашютистов к предстоящим маневрам-учениям;

В) будучи на площадке, не отменил выброску парашютистов, несмотря на видимое усиление ветра, - объявляю строгий выговор с предупреждением. Приказ прочесть всему командному составу войсковых частей РККА.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Ф. 4, оп. 15, д. 14, л. 308-309. Типогр. экз.

ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ КАДРОВ РККА КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА

Устанавливаю следующий порядок увольнения из кадров РККА командного и начальствующего состава РККА.

1. Прекратить увольнение из кадров РККА командного, военно-политиче­ского, военно-технического, военно-хозяйственного и административного, во­енно-медицинского, военно-ветеринарного и военно-юридического состава, в том числе и исключенных из рядов ВКП(б), приказами военных советов округов.

Увольнение из кадров РККА лиц командного и начальствующего состава впредь производить только по получении приказов НКО Союза ССР по личному составу армии.

В тех случаях, когда военный совет округа (армии, флота) по политическим соображениям считает необходимым немедленное отстранение от должности военнослужащего, он по телеграфу (телефону) испрашивает на это разрешение Народного комиссара обороны.

2. Для проверки и тщательного изучения материалов на лиц командного и начальствующего состава, представляемых к увольнению из кадров РККА, создать комиссии:

А) В округах (армиях, флотах) для рассмотрения материалов на лиц командного и начальствующего состава округа (армии, флота).

Состав комиссии: председатель - заместитель командующего войсками округа (армии, флота), члены - начальник политуправления округа (армии, флота), начальник штаба округа (армии, флота), военный ко­миссар штаба округа (армии, флота), начальник отдела кадров полити­ческого управления округа (армии, флота), начальник соответствующего рода войск и начальник отдела по командному и начальствующему составу округа (армии, флота), он же - секретарь комиссии.

Материалы, рассмотренные в окружной (армии, флота) комиссии, утверждаются военным советом округа (армии, флота) и представляются на рассмотрение в комиссию при НКО Союза ССР.

Б) При Народном комиссаре обороны Союза ССР для рассмотрения материалов, поступивших из окружных (армии, флота) комиссий и уп­равлений НКО Союза ССР.

Состав комиссии: председатель - начальник Управления по началь­ствующему составу РККА, члены: заместитель начальника Политического управления РККА, начальник отдела кадров Политического управления РККА и начальник соответствующего рода войск.

Материалы, рассмотренные в комиссии при НКО Союза ССР, пред­ставляются мне на утверждение.

3. Окружным комиссиям при рассмотрении материалов на лиц, представ­ляемых к увольнению из кадров РККА, руководствоваться следующим:

А) решение о необходимости увольнения из кадров РККА лиц коман­дного и начальствующего состава должен предшествовать обязательный вызов их в окружную комиссию для личной беседы, ознакомления с ними и поверки всех имеющихся на них материалов:

Б) решения комиссии должны быть основаны на тщательно изученных и проверенных данных.

4. Материалы на исключенных из ВКП(б) в комиссиях не рассматриваются, а представляются военными советами округов в Управление по начсоставу РККА только после подтверждения исключения из партии партийной инстан­цией, в которую апеллирует исключенный из партии (ОПК или парткомиссия ПУ РККА). Увольнение их производится только после приказа НКО.

5. Материалы на командный и начальствующий состав, увольняемый из кадров РККА по болезни, вследствие приговора суда или ареста судебными или следственными органами, в комиссиях не рассматриваются, а направляются военными советами округов (армии, флота) соответственно в Управление по начальствующему составу РККА или в Политическое управление РККА для об/ъявления в приказах НКО Союза ССР по личному составу армии.

6. Приказ РВС СССР 1932 г. №03 отменить 21 .

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Ф. 4, оп. 15, д. 13, л. 313. Типогр. экз.

№18 ПРИКАЗ О ПОДБОРЕ КАДРОВ ПОЛИТСОСТАВА

Укомплектование РККА политсоставом, особенно высшего и старшего звена, идет крайне медленно. В подборе кадров немало еще косности и рутины - ищут готовых работников и недостаточно смело идет выдвижение молодых, способных, преданных партии людей.

Это результат плохого знания людей, политических и деловых качеств каждого, отсутствия строгого учета индивидуальных способностей и особенно­стей человека. Нет, следовательно, настоящей большевистской системы подбора кадров.

Приказываю:

1. Военным советам, начпуокрам, военным комиссарам и начполиторганам еще и еще раз тщательно и вдумчиво просмотреть кадры политработников и партийного актива, независимо от звания и служебного положения, и уста­новить политическую и деловую пригодность каждого со строгим индивиду­альным учетом характера работы, на которую он наиболее подходит (органи­зационная, агитационная, пропагандистская, культпросветработа, командная работа и пр.).

2. На основе этих данных укомплектовать вакантные должности политсо­става, подобрать заместителей в соответствии с моим приказом № 074 и наметить резерв работников.

На наиболее проверенных, безусловно преданных партии растущих людей, как из уже выдвинутых, так и из резерва, военные комиссары и начполитотделы соединений составляют списки с подробной политической и деловой характе­ристикой и учетом индивидуальных способностей и представляют их в военные советы округов (армий, флотов). Последние после личного ознакомления с этими людьми отбирают и числят в окружном резеове в количестве не менее 150 человек - для МВО, БВО, ЛВО, КВО, ОКДВА 22 , ЗабВО и 100 человек - для остальных округов (пуфлотов и армий). Остальные остаются в качестве внутреннего резерва соединения.

Военные советы и пуокры, в свою очередь, составляют выборочные списки на наиболее выдающихся лиц в количестве не менее 40 человек по МВО, БВО, ЛВО, КВО, ОКДВА, ЗабВО и 20 человек по остальным округам (флотам, армиям), пригодных к занятию самостоятельных политических или командных должностей (начиная с военного комиссара отдельного полка и выше), и представляют их в ПУ РККА к 1 января 1938 г. ПУ РККА после ознакомления с этими, товарищами отбирает из них армейский резерв старшего и высшего политсостава и числит на своем учете.

3. Для более решительной и успешной ликвидации некомплекта старшего и высшего политсовета, а также для отбора кандидатов в резерв ПУ РККА командировать на места работников ПУ РККА: в ЛВО - старшего инспектора т. Сурвилло, в КВО - старшего инструктора т. Рябчего, в БВО - старшего инспектора т. Гапановича, в ХВО - зам. начальника III отдела т. Юдина, в СКВО - начальника отделения информации т. Пронина, в ПриВО - началь­ника партотделения т. Шпакова, в САВО - старшего инспектора т. Доронина, в ЗабВО - старшего инструктора т. Жигалина, в КБФ - старшего инструктора т. Колобаева.

На означенных лиц возлагаю обязанность вместе с военными советами и политуправлениями отобрать и наметить кандидатов на замещение вакантных должностей старшего и высшего политсостава, в первую очередь начполитор-ганов соединений и училищ и военных комиссаров полков, отдельных частей и складов.

По докладу вышеназванных товарищей кандидатуры старшего полит­состава рассматриваются и утверждаются военными советами с последующим представлением в ПУ РККА для оформления приказом по НКО. Кандидатуры же лиц высшего политсостава после обсуждения военными советами незамедлительно представить мне на рассмотрение и утверждение через ПУ РККА.

4. Военным советам и политуправлениям остальных округов (армий, флотов) эту же работу проделать самостоятельно с таким расчетом, чтобы к 1 января 1938 г. полностью укомплектовать войска старшим и высшим политсоставом за счет внутренних ресурсов округа (армий, флота).

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Ф. 4, оп. 15, д. 14, л. 350. Типогр. экз.

ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ РККА ЗА 1937 ГОД И ЗАДАЧАХ НА 1938 ГОД

I. ИТОГИ 1937 ГОДА

Политико-моральное состояние личного состава РККА, невзирая на попытки врагов народа предательскими действиями помешать нормальному росту армии,

Было и остается безусловно крепким*. Красноармейцы, командный и началь­ствующий состав сплочены вокруг своего правительства, Коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина. Высокая политическая активность, героизм и самоотверженность в учебе и работе были и остаются отличительной чертой нашей армии.

Выдвижение новых молодых кадров, проверенных и преданных делу Ле­нина - Сталина и нашей Родине, на командную и политическую работу уже дает самые положительные результаты и в ближайшее время скажется неви­данными успехами во всех областях нашей работы.

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 1. По сухопутным войскам

1) Пехота:

А) Командный и начальствующий состав общевойсковых соединений, как правило, дает неплохие образцы управления боем и применения технических средств борьбы в различных условиях обстановки.

Б) Повысилась тактическая подготовка подразделений и частей пехоты.

В) Выросла подвижность пехоты и втянутость ее в совершение дли­тельных маршей.

Г) Улучшилось взаимодействие пехоты с артиллерией и танками в наступательном бою.

Д) Пехота укрепила навыки в организации и ведении оборонительного боя.

2) Конница улучшила свою оперативно-тактическую маневренность, уже приобрела навыки в совершении расчлененных маршей и добилась значитель­ных успехов во взаимодействии пулеметного огня с маневром подразделений на поле боя.

3) В артиллерии повысилось управление огнем дивизиона, группы. Достиг­нуты первые успехи в ускоренной подготовке атаки. Улучшилась огневая подготовка зенитной артиллерии пунктов ПВО.

4) Механизированные соединения и танковые части добились хорошей слаженности экипажа, взвода и роты и удовлетворительной - батальона.

Имеются неплохие результаты в совершении больших маршей скрытных и" в ночных условиях.

Показаны образцы боев танков с танками.

Материальная часть машин и их вождение усвоены вполне удовлетвори­тельно.

5) Инженерные войска хорошо освоили технику устройства дорог, мостов и переправ.

6) Химические войска на учениях и маневрах приобрели практику в обеспечении общевойскового боя.

7) Части связи освоили свою технику и на учениях и маневрах вполне обеспечивали войска средствами связи.

8) Военные академии, курсы усовершенствования и военные училища дали РККА вполне подготовленных командиров, политработников и военных спе­циалистов.

2. По Военно-Воздушным Силам

Военно-Воздушные Силы РККА за 1937 год, как и вся армия, имеют достижения по всем разделам боевой подготовки. Авиация получила практику работы с полевых аэродромов. Улучшилось взаимодействие родов авиации.

Части Военно-Воздушных Сил повысили свои успехи в тактической под­готовке подразделений-экипажей.

* Текст в I разделе со слов «невзирая на попытки...» до слов «безусловно крепким» вписан в подлинник приказа черными чернилами К. Е. Ворошиловым.

Увеличилось количество полетов на полный радиус действий, с использо­ванием аэродромов подскока. Возросло количество целевых бомбометаний по полигонам.

3. По Военно-Морским Силам

Тактическое взаимодействие надводных сил и подводных лодок с авиацией проводилось в более широких размерах и с большим успехом.

Достигнуто массовое использование подводных лодок, в частности, в отда­ленных районах моря, и получены первые успехи в противолодочной обороне.

Фактическое использование оружия в тактической обстановке приблизило стрельбы к действительным боевым условиям.

Улучшилась подготовка зенитной артиллерии.

Удовлетворительные результаты имели корабельная и береговая артиллерия.

Минно-торпедная подготовка проведена вполне удовлетворительно. Личный состав хорошо овладел своей сложной материальной частью.

Имеются достижения в использовании авиации на море в ночное время.

ОСНОВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ

Несмотря на рост Рабоче-Крестьянской Красной Армии во всех областях боевой подготовки, все же поставленные задачи на 1937 год не выполнены.

Недочеты в боевой учебе, хозяйстве и быту войск, неоднократно отмечав­шиеся в приказах за прошлые годы, имеют место и до сего времени. Многие из этих недочетов и недоделок стали хроническими. К ним как бы привыкли, перестали замечать, чувствовать всю их остроту. Отсюда отсутствие у многих командиров и политработников остроты глаза на окружающее, отсутствие воли и желания сосредоточить все свои силы, мобилизовать всю свою большевистскую организованность для немедленной ликвидации этих застарелых недочетов, устранение которых не требует, по существу, никаких особых талантов и сил. Эти недочеты могут и, я уверен, будут устранены в кратчайший срок, если только правильно, умело и с горячим желанием взяться за дело.

Мы часто говорим, например, о недочетах в управлении войсками, их взаимодействии, огневой, тактической и специальной подготовке; говорим о безобразно большом количестве аварий и катастроф, в процессе учебы уносящих ежегодно драгоценные жизни бойцов и командиров, выводящих из строя боевые машины и вооружение. Но сколько бы мы ни говорили и ни писали об этих недочетах, мы их не устраним, если не будем твердо знать и выполнять требований уставов, наставлений, инструкций и приказов РККА, если не будем соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, если не будет налажен внут­ренний порядок во всех, обязательно во всех, частях и учреждениях, если командование всех степеней не будет точно знать, где, что, сколько и чего у него имеется, не будет поставлено должным образом обслуживание бойцов и начсостава, доброкачественное и своевременное питание, снабжение обмунди­рованием, политическое, культурное и прочее обслуживание, если оружие не будет содержаться и храниться в образцовом порядке, если все имущество части не будет охраняться от порчи и расхищения. Там, где командир, комиссар и парторганизация работают добросовестно, честно и умело, этот элементарно необходимый порядок может быть налажен немедленно, а без него не может быть и речи о разрешении сложных и ответственных задач по боевой выучке войск и штабов.

Наши недочеты, к сожалению, часто вопиющие - это результат неорга­низованности и разгильдяйства. За доказательствами ходить далеко не нужно. Возьмем, например, наши маневры. В них участвуют сотни тысяч людей, десятки тысяч лшадей, тысячи самолетов, танков, автомобилей; все это пере­двигается, живет днем и ночью напряженной, кипучей боевой жизнью, и, не смотря на это, все идет четко, как правило, организованно, а чрезвычайные происшествия в эти дни - явление редкое. То же самое можно сказать и о наших больших первомайских и ноябрьских парадах войск. За редким исклю-

Чениями эти весьма сложные и громоздкие общевойсковые демонстрации про­ходят организованно и неплохо. И совсем по-другому идет работа в обычное время*. Неорганизованные и некультурные «методы» работы. Изматываются и дергаются люди. Вместо дела начсостав загружается ненужной писаниной и заседательской болтовней. Командиры и политработники привыкают к этой «системе», сидят в казармах и на службе по 10-14 часов, не успевают при этом выполнять свою основную работу. Часто высшие и старшие начальники делают то, что обязаны под их руководством делать их подчиненные, делают это хуже их, а подчиненные привыкают к этому, выбиваются из колеи и теряют волю, инициативу и навыки в работе.

Все эти и другие недочеты, вредные для порученного нам важнейшего дела подготовки Вооруженных Сил нашей социалистической Родины, должны быть решительно устранены в самом начале 1938 учебного года. Только ликвидировав недостатки в работе командования, штабов, частей и подраз­делений, можно быть уверенным, что поставленные на 1938 год задачи будут выполнены.

I. По сухопутным войскам

1) Управление войсками, служба штабов, подготовка пехоты, конницы и специальных родов войск и служб для совместной работы на поле боя не достигли уровня, требуемого условиями современного общевойскового боя (ПУ-36, §§ 105-139, 143, 164).

Служба боевого обеспечения, особенно разведки, во всех родах войск ор­ганизуется и проводится неудовлетворительно (ПУ-36, §§ 18-39).

2) Огневая подготовка во всех родах войск не дала роста.

3) Служба ПВО, ПТО и ПХО не отработана (ПУ-36, §§ 40-74).

4) Инженерные части не достигли необходимой тактической и технической мобильности для своевременного и требуемого обстановкой обеспечения войск, особенно в подвижном бою.

Во всех родах войск еще не освоена полевая фортификация и командиры не обучены сами и не обучают красноармейцев самоокапыванию в бою (ИНЖ-35, §§ 321-419).

5) Все рода войск недостаточно тренировались в условиях длительного воздействия авиации и 0В.

6) Командный и начальствующий состав и штабы не полностью освоили технику скрытого управления и нарушают уставные правила пользования этим средством в бою.

7) Физическая подготовка не стоит на нужной высоте и в целом не была увязана с конкретными задачами боевой подготовки для действий войск в полевых условиях.

8) Все рода войск не полностью освоили эксплуатацию стрелкового и артиллерийского вооружения, особенно пулеметов, матчасти артиллерии и оптики и ремонт в полевых условиях.

2. По Военно-Воздушным Силам

По главнейшим видам специальной подготовки (огонь, навигация, воздуш­ный бой, химическая подготовка) части Военно-Воздушных Сил поставленные задачи на 1937 год приказом № 00107 полностью не выполнили.

Основными недочетами являются:

1) Низкий уровень боевой готовности частей, особенно по боевым тревогам; не отработаны практически ПВО, ПХО и ПТО аэродромов.

2) По-прежнему слабым местом в боевой подготовке ВВС остается взаи­модействие с наземными войсками.

* Текст со слов «то же самое можно сказать...» до слов «работа в обычное время» вписан в подлинник приказа черными чернилами К. Б. Ворошиловым.

3) Огневая подготовка скоростной бомбардировочной авиации неудовлет­ворительная.

4) К действиям в сложных метеорологических условиях, особенно в облаках, ночью и за облаками, части подготовлены совершенно недостаточно.

5) В ряде частей, вследствие неподготовленности к внеаэродромным полетам при увеличении их в этом году, резко возросли потери ориентировки.

6) При внеаэродромных тренировочных полетах и междуокружных учениях слаба практика использования и тренировки службы ВНОС.

7) Скоростная бомбардировочная авиация в основном овладела материаль­ной частью, но еще недостаточно подготовлена к выполнению различных боевых задач.

8) Морская авиация не отработала воздушного торпедометания по судам флота.

9) Состояние инженерно-аэродромной службы и наземной маскировки не­удовлетворительное.

10) Аварийность продолжает оставаться на недопустимо высоком уровне. Основными причинами ее по-прежнему являются: неорганизованность значи­тельной части командиров и политработников, недисциплинированность зна­чительного числа летно-подъемного и технического состава, отсутствие систе­матического контроля за летной работой со стороны командиров и комиссаров и несвоевременное устранение выявленных ошибок по технике пилотирования и по технической эксплуатации. Начсостав в целом не воспитывает в себе непреклонную волю командира и будущих бесстрашных организаторов побед над врагом*.

3. По Военно-Морским Силам

1) Отработка сложных форм морского боя часто протекала без создания на учениях сильного противодействия противника и без огневого взаимодей­ствия.

2) Взаимодействие с сухопутными войсками еще не отработано, особенно огневая поддержка кораблями флота высаженных на берег войск.

3) Постановка задач морской авиации и выполнение их все еще неудов­летворительны и не обеспечивают полного использования мощи авиации. Совершенно неудовлетворительна подготовка торпедоносной авиации.

4) Тактическое применение дымзавес - не всегда грамотное.

5) Недостаточное руководство тактической подготовкой командиров соеди­нений и кораблей.

6) Штурманская подготовка командного состава подводного и надводного флота недостаточна.

7) Морская подготовка, особенно молодых командиров, слаба. Практическая подготовка курсантов вузов была недостаточной в связи с малым числом выходов в море и длительных походов.

8) Организация скрытого управления - неудовлетворительная.

9) Аварийность не изжита и продолжает иметь место на кораблях флота и особенно в морской авиации.

4. Тыл

Задачи, поставленные мною по подготовке войскового и армейского тыла, полностью не выполнены.

Особенно слабо изучена оборона тыла и служба ПВО, ПТО и ПХО, обмывка и лечение людей, пораженных ОВ, дегазация материальной части (ПУ-36, §§ 75-92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 50-89, часть 2-я, §§ 85-138).

* Текст со слов «начсостав п целом...» до слов «над врагом» вписан в подлинник приказа черными чернилами К. Б. Ворошиловым.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 1938 ГОД

Для дальнейшего укрепления боевой мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии приказываю:

1) Продолжать подготовку сухопутных, воздушных и морских сил, в тесном их взаимодействии, пб овладению сложным боем (операцией) в маневренных условиях и при борьбе за укрепленные позиции, опираясь на современные технические средства борьбы (авиация, артиллерия, танки), отводя должное место и учитывая значение и роль пехоты в общевойсковом взаимодействии ЩУ-36, §§ 1-17, 311-316).

2) Всем войскам полностью овладеть противовоздушной и противохимиче­ской обороной и службой ВНОС ЩУ-36, §§ 40-67).

3) Всем войскам необходимо научиться владеть методами применения уп­равляемого огня из всех видов оружия во взаимодействии с маневром, особенно в подвижном бою (ПУ-36, §§ 15 и 16; БУП-27, §§ 30-43; БУА-37, §§ 9-23).

Обязательно добиться повышения индивидуальной стрелковой подготовки бойцов и командиров из всех образцов стрелкового оружия не менее чем на 15-20% против 1937 года. Необходимо также повысить стрелковую подготовку по воздушным целям из винтовок и пулеметов (Курс огневой подготовки 1937 г.).

Красная Армия должна стрелять лучше всех армий мира. Меткий, хлад­нокровный и экономный стрелок - это и есть боец Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

4) Всему командному и начальствующему составу обязательно практически овладеть самому полевой фортификацией и научить бойцов применению са­моокапывания и маскировки на всех полевых занятиях и во всех случаях соприкосновения с противником (ИНЖ-35, §§ 321-419).

5) Командирам, военным комиссарам, политработникам частей, соединений, кораблей и флотилий, выполняя указанные учебные задачи, достигнуть по­вседневной боевой готовности войск и повысить бдительность всего личного состава, образцово поставить все виды хозяйства и приложить все усилия к недопущению аварий и чрезвычайных происшествий.

6) Обратить особое внимание на подготовкуи воспитание вновь выдви­нутых командиров и политработников, оказывая им всяческую помощь и содействие.

1. По сухопутным войскам

1) Подготовку войск производить в сложной, непрерывно меняющейся об­становке, максимально используя все имеющиеся средства подавления и до­биваясь безотказного и постоянного взаимодействия пехоты и конницы с тан­ками, артиллерией и авиацией.

Своевременно и в потребной норме обеспечивать маневр инженерными и химическими мероприятиями.

Никогда и ни при каких условиях не забывать о работе тыла - фактического или обозначенного, но непременно всегда правильно функционирующего на всех этапах боя, операции, сражения (ПУ-36, §§ 17, 75-92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 2,3).

2) В наступательном бою, особенно при развитии боя в глубине обороны, достигнуть полностью взаимодействия пехоты (конницы) с артиллерией, тан­ками и авиацией, стремясь уничтожать противника, а не выталкивать его (ПУ-36, §§ 162-223).

Практиковать и особо поощрять умелые, с применением военной хитрости, действия на флангах и в тылу противника (ПУ-36, § 173).

3) В оборонительном бою овладеть взаимодействием всех видов огня и маневром частей при контратаке (ПУ-36, §§ 238-24*У.

Научить войска производить оборонительные работы ускоренными методами при максимальном использовании наличной инженерной техники.

4) Добиться своевременности, непрерывности и преемственности работы разведорганов во всех условиях боевой обстановки.

Организацию боевой разведки и ее практическую работу в ходе боя считать одним из важнейших элементов управления войсками.

При оценке боевой подготовки командования и штабов полностью учитывать эти требования (ПУ-36, §§ 19-35).

5) Научить войска умению организовать непрерывное наблюдение и боевую связь с соседями. Жестоко карать тех командиров, которые беззаботно относятся к делу постоянной, действенной, живой, огневой связи с соседями (ПУ-36, §§ 19, 134-137).

6) Овладеть боем в населенных пунктах, в лесах, теснинах и при форси­ровании водных рубежей (ПУ-36, §§ 213-223, 293-298, 306-310).

7) На ночные действия войск отвести не менее 40% времени (ПУ-36, §§ 261-271).

При поверке боевой подготовки частей проверять готовность частей и соединений к действиям в ночных условиях.

8) Тылы обучать обязательно в тесной связи с боевыми действиями частей, добиваясь своевременной и бесперебойной работы тыла, полностью умеющего обеспечивать боевую деятельность войск (ПУ-36, §§ 75-92; Устав тыла, часть 1-я, §§ 50-89 и часть 2-я, §§ 85-138).

При оценке подготовки частей и соединений подготовку тыла учитывать наравне с главными разделами боевой подготовки.

2. По Военно-Воздушным Силам

1) Главнейшие задачи:

А) борьба на уничтожение авиации противника как в воздухе, так и на земле и обеспечение основных боевых задач, выполняемых наземными войсками в тесном взаимодействии с ними;

Б) доведение до высокого уровня огневой подготовки во всех видах авиации;

В) повышение постоянной боевой готовности частей ВВС РККА и осо­бенно большой мобильности в подъеме и маневре истребительной авиации;

Г) полное овладение штурманской службой для полетов в любых ме­теорологических условиях как днем, так и ночью;

Д) практическая отработка вопросов ПВО, ПТО и ПХО аэродромов и узлов;

Е) овладение техникой взаимодействия со службой ВНОС и системой наземной ПВО, особенно ночью;

Ж) улучшение инженерно-аэродромной службы и маскировки на земле и в воздухе.

2) Оперативно-тактическую подготовку иметь в центре внимания и про­водить ее в интересах обеспечения боевых действий сухопутных войск и морского флота, а также для обеспечения взаимодействия всех родов авиации в самостоятельной операции воздушных сил.

Главным видом оперативно-тактической подготовки авиации должны быть как специальные авиационные межгарнизонные и окружные учения, с выходом частей на полевые аэродромы, так и участие авиации в общевойсковых учениях для отработки всех задач по огневому взаимодействию с наземными войсками и морским флотом.

3) Скоростной бомбардировочной и истребительной авиации овладеть огнем и навигацией на больших, 7-8 км, высотах и скоростях.

4) Основным родам авиации, как главный вид боевой работы, отработать движение к цели и бомбометание ночью и днем, обязательно на больших, 6-8 км, высотах в облаках и за облаками.

5) Во всех родах авиации решительно перейти к полетам на предельных радиусах действий.

6) На все внеаэродромные полеты, межгарнизонные и между окружные учения привлекать соответствующие районы службы ВНОС.

7) Отработать борьбу с ВВС противника ночью, особенно во взаимодействии истребителей с ПВО.

8) Всем родам авиации полностью овладеть маневром и огнем в воздушном бою.

9) На всех учениях отрабатывать вопросы организации и службы тыла.

10) В целях радикальной борьбы с аварийностью необходимо повысить воинскую и летную дисциплину, добиться лучшей организации летной работы, систематического контроля за ней и строгой последовательности подготовки летного состава, в точном соответствии с существующими инструкциями, на­ставлениями и уставами.

3. По Военно-Морским Силам

1) Овладение сложными формами морского боя и операции, основанными на тесном взаимодействии надводного и подводного флота с авиацией для нанесения противнику мощных сосредоточенных ударов в открытом море, по его морским и авиационным базам и при бое в своем укрепленном районе в полном взаимодействии огневых средств, - остается важнейшей задачей Мор­ских Сил (БУМС-37, §§ 3-8, 147-157, 282, 286, 250, 254).

2) Решительно улучшить оперативно-тактическую подготовку флагманов и командиров кораблей на основе Боевого устава МС РККА 1937 года.

3) Огневую подготовку проводить в сложных условиях (по быстроходным целям, при свежей погоде, по невидимым и временно скрывающимся целям).

Боевые стрельбы проводить на фоне тактического маневра и овладеть сложными бригадными и отрядными стрельбами.

4) Боевую подготовку подводных лодок проводить в более сложной обста­новке, переходя к скрытным атакам, соблюдая строгую последовательность обучения лодок с молодым командным составом.

5) Добиться решительного повышения оперативно-тактической подготовки морской авиации для выполнения задач по взаимодействию с флотом и сухо­путными войсками и в самостоятельных операциях против кораблей и баз противника, особенно в ночных условиях.

6) На всех флотах провести учения с войсками сопредельных округов по высадке и отражению тактического десанта, обратив особое внимание на отработку взаимодействия авиации и кораблей поддержки с десантным отрядом, действующим на берегу. Организацию десантных операций приблизить к дей­ствительным боевым условиям (БУМС-37, §§ 362-376, 384-394, 340-361).

7) Речным флотилиям отработать, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, поддержку флангов, форсирование речных рубежей и обеспечение переправ (БУМС-37, §§ 331-339).

8) Отработать противовоздушную оборону флота в открытом морском бою, добиваясь полного взаимодействия всех средств ПВО (БУМС-37, §§ 301-307).

9) Обратить особое внимание на дальнейшую отработку противолодочной и противоминной обороны (БУМС-37, §§ 113-116 и 118).

10) Повысить штурманскую подготовку командного состава и усилить практику длительных плаваний, особенно для личного состава учебных от­рядов.

III. ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1) В 1938 году поставить всю партийно-политическую работу так, чтобы вся масса бойцов, командиров и начальников всегда была в курсе важнейших событий международной и внутренней жизни страны и политики ВКП(б), постоянно находилась в состоянии политической мобилизованности и острой революционной бдительности и непреклонно стремилась лучше выполнить свой воинский долг и еще выше поднимать боевую мощь Красной Армии.

Весь партийно-политический состав РККА, военные комиссары и политра­ботники в первую очередь обязаны с удвоенной энергией вести политработу среди красноармейской массы, поднимая каждого бойца, командира и началь­ника на высоту понимания всех сложных политических задач современности, воспитывая в них дух большевистской стойкости, смелости и энергии.

2) Неослабно продолжать тщательное изучение личного состава и оконча­тельно очистить его от враждебных и политически неустойчивых элементов.

Вместе с тем на обязанности всех начальников лежит еще более смелое выдвижение молодых, способных, непоколебимо преданных Родине и нашей партии людей, повседневная забота о воспитании стойких, волевых командиров и начальников, способных по-большевистски бороться с врагами народа, пре­одолевать трудности, не боящихся принимать и проводить в жизнь ответст­венные решения.

3) Дальнейшее укрепление института военных комиссаров является важ­нейшим условием усиления партийно-политического руководства и улучшения большевистского воспитания личного состава РККА.

Военные советы, военные комиссары и политорганы обязаны неустанно работать над воспитанием молодых политработников, выращиванием из них подлинных большевистских комиссаров, достойных представителей нашей ве­ликой партии Ленина - Сталина, умеющих своим недремлющим и зорким оком вникать во все области работы и проникать своим партийным влиянием во все поры сложного воинского организма.

4) Командиры и военные комиссары обязаны по-настоящему оградить части от проникновения в них троцкистско-бухаринских врагов народа и других вредителей, шпионов и диверсантов.

Организовать изучение всем личным составом приемов и методов дивер-сионно-вредительской и шпионской работы иностранных разведорганов, а также способов борьбы с ними.

5) 1938 год должен стать годом резкого подъема дисциплины, решительной и беспощадной борьбы с разгильдяйством, неорганизованностью и бескультур­ностью в работе и быту. Вести постоянную, настойчивую и обязательно ра­зумную борьбу с нетерпимыми в Красной Армии чрезвычайными происшест­виями и аморальными явлениями.

6) Высочайшая требовательность к себе и подчиненным должна сочетаться с неослабной заботой о человеке. Каждый случай плохого материального и санитарного обеспечения должен быть расследован с целью вскрытия причин и быстрой их ликвидации.

7) Всемерное развертывание самокритики, повышение ее действенности должно на деле стать могучим средством воспитания личного состава и борьбы за укрепление дисциплины и устранение всех недостатков в подготовке и жизни частей.

Командиры и политработники должны возглавить новый мощный подъем социалистического соревнования, больше непосредственно работать в массах, чутко и внимательно прислушиваться к их голосу и неотложно принимать меры по предложениям.

8) Коренным образом улучшить постановку марксистско-ленинской подго­товки кадров. Каждый командир и начальник должен базировать рост своей командирской военно-технической квалификации на систематическом и на­стойчивом овладении большевизмом.

9) Военный комиссар и каждый политработник должен сочетать неустанную заботу о своем политическом росте с систематическим совершенствованием в военном деле и в овладении боевой техникой.

Гигантский подъем политической активности и творческого энтузиазма личного состава РККА, вызванный выборной кампанией в Верховный Совет Союза ССР, мы обязаны твердо закрепить и использовать для того, чтобы 1938 год принес нашим Вооруженным Силам полную ликвидацию последствий подлого вредительства и новые, еще большие успехи во всех областях боевой и политической подготовки РККА;

На 1938 год установить переходящие призы РККА за лучшие успехи в боевой и политической подготовке частей и соединений.

Генеральному штабу разработать и представить мне к 15.1.1938 г. на

Утверждение положение о переходящих призах (количество призов на дивизию, корпус, округ, армию, РККА; показатели и виды боевой и политической подготовки, за которые эти призы будут выдаваться лучшим подразделениям, частям и соединениям РККА и флота; документы, на основании которых присуждаются переходящие призы).

Приказ разослать до командиров отдельных частей и изучить со всем командным и начальствующим составом до командиров взводов включительно, обеспечив необходимым количеством экземпляров для пользования в работе.

Твердое знание этого приказа в пределах служебных обязанностей каждого должно проверяться при всех инспектированиях боевой подготовки РККА.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Ф. 4, оп. 15, д. 13, л. 232-237. Типогр. экз.

ПРИКАЗ О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УСТАВА ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ РККА 1937 ГОДА

Ввести в действие Устав внутренней службы РККА 1937 года (УВС-37). Временный Устав внутренней службы РККА 1924 года отменить.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ РККА

1. Устав внутренней службы РККА определяет правила внутреннего распорядка в воинской части и ее подразделениях, а также общие и должностные обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними.

2. Воинская часть, имеющая самостоятельное хозяйство, постоянное название и присвоенный номер, называется отдельной воинской частью.

Типовой отдельной воинской частью является полк и отдельный батальон (дивизион).

Для обеспечения лучшего управления как в мирное время, так и особенно в бою отдельная воинская часть организационно делится на подразделения (батальоны, дивизионы, роты, батареи, эскадроны, отряды, взводы, отделения).

Все, что Устав внутренней службы относит к полку, батальону, роте, взводу и отделению и их командирам, касается в равной степени им соответствующих частей, подразделений и долж­ностных лиц всех родов войск РККА.

Настоящим Уставом, наравне с воинскими частями и подразделениями, руководствуются все штабы, управления, учреждения и заведения РККА.

Действующий в РККА Устав Внутренней Службы (УВС-37) признать не вполне соответствующим современным требованиям, предъявляемым к дисциплине и внутреннему распорядку в РККА.

УВС-37 в течение 2 месяцев переработать и издать не позднее июля сего года, дав ему наименование «Устав Внутренней Службы РККА 1940 года» (УВС-40).

При переработке Устава принять за основу УВС-37 и к руководству нижеследующие основные положения:

1) Каждый военнослужащий на службе и вне службы обязан беспрекословно и в установленные сроки исполнять все приказы начальников.

2) Всех военнослужащих разделить на группы: высший, старший, средний, и младший начсостав и рядовой состав. На основании существующих положений четко определить, какие категории начсостава входят в соответствующие группы (рядовой состав, младший начсостав и т.д.), а именно: рядовой состав - в группу рядового состава; младший начсостав срочной и сверхсрочной службы - в группу младшего начсостава; младшие лейтенанты, лейтенанты, старшие лейтенанты, капитаны и им соответствующие - в группу среднего начсостава; майоры, подполковники и полковники и им соответствующие - в группу старшего начсостава; комбриги, комдивы, комкоры, командармы и маршалы - в группу высшего начсостава.

3) Все лица командного состава являются начальниками для всего рядового и младшего начсостава срочной и сверхсрочной службы РККА, а лица начальствующего состава являются старшими в отношении этих категорий.

Лица начальствующего состава начальниками являются только в отношении рядового и младшего начсостава своей части. Младший начальствующий состав является начальником рядового состава своей части и старшим в отношении всего рядового состава РККА.

4) Все лица командного и начальствующего состава являются начальниками военнослужащих младших по званию за исключением случаев, когда старший по званию подчинен младшему в порядке несения службы.

5) Прямым начальником является тот, который постоянно или временно руководит служебной деятельностью военнослужащих, несет за них ответственность и которому военнослужащий подчинен по службе. Ближайший прямой начальник называется непосредственным.

6) Все приказы и приказания отдавать только в порядке подчиненности. Отдачу приказов и приказаний, минуя непосредственного начальника, производить только в исключительных случаях, ставя об этом немедленно в известность непосредственного начальника.

7) Гимн «Интернационал» исполнять только для встречи председателей Президиумов Верховных Советов СССР и Союзных Республик, народного комиссара обороны и Маршалов Союза ССР.

8) Ввести обязательно взаимное приветствие, установив, что младший по званию приветствует старшего не только на службе, но и вне службы.

9) Все воинские части, подразделения и команды при прохождении должны приветствовать в установленном порядке своих непосредственных и всех прямых начальников, начиная с командира роты, при чем подчеркнуть, что после команды «смирно» обязателен переход на строевой шаг.

10) Раздел должностных обязанностей командного и начальствующего состава переделать, предусмотреть полностью права и обязанности каждого начальника и дополнить его обязанностями начальников и лиц административно-хозяйственной службы, вводимых новыми штатами стрелковой дивизии. В частности:

б) обязать командира стрелкового батальона нести полную ответственность за состояние вооружения батальона и производить осмотры и поверку его не менее 1 раза в месяц;

г) поднять авторитет старшины роты, эскадрона и батарей, подчинив ему весь личный состав роты кроме среднего начсостава, и потребовать полной ответственности за хозяйство и боевую подготовку роты перед командиром роты;

д) разработать обязанности помкомвзвода, которому дать такие же права во взводе, как старшине в роте. Командира взвода из лиц среднего начсостава освободить от хозяйства и ответственности за него, возложив все это на помощника командира взвода;

е) командира отделения обязать нести ответственность за оружие и имущество в отделении;

ж) начальников служб полка для лучшего управления, обеспечения жизни и боя полка подчинить начальнику штаба полка, то же самое провести в дивизиях, корпусах и выше, оставив под в непосредственном подчинении командира только начальников родов войск;

з) разработать обязанности помощника командира полка по строевой части.

11) Определение количества учебных часов в сутки из Устава изъять, предоставив это право командиру части в зависимости от указаний свыше и плана боевой подготовки части.

12) Командиры отделений, по окончании утреннего смотра бойцов, должны докладывать не старшине, а своим помкомвзводам.

13) Для принятия пищи роты, эскадроны и батареи должны следовать под командой не дежурного, а старшины или назначенного им заместителя.

14) Увольнение рядового и младшего начсостава срочной службы из расположения части производить только в дни, определенные командиром части, и только с разрешения командира роты или лиц начсостава, ему соответствующих. Право увольнения политруку роты ограничить, обязав его согласовывать этот вопрос с командиром роты.

15) Военнослужащий, получив разрешение на увольнение перед уходом и по возвращении, должен являться к старшине роты, который обязан поверить опрятность одежды и умение увольняемым вести себя вне казарменного расположения и в общественных местах.

17) Дежурного по части подчинить не только командиру и военному комиссару части, но и начальнику штаба части.

18) Для купания красноармейцев направлять только в строю под командой старшины или среднего командира.

19) Право увольнения военнослужащих из расположения лагеря предоставить только начальнику лагерного сбора и командиру части, если последняя расположена отдельно и не входит в состав лагерного сбора.

20) Вызов дежурных на линию без особого приказания производится также и начальнику и военному комиссару лагерного сбора.

21) Освобождение от занятий врачом дается в зависимости от болезни. В Уставе не регламентировать сроки освобождения по болезни.

22) За состояние конского состава и уход за ним в роте, эскадроне и батарее в первую очередь отвечает старшина.

23) На уборке конского состава должен присутствовать весь младший начсостав во главе со старшиной, средний начсостав присутствует по указанию командира роты, командира эскадрона, командира батареи согласно правилам, установленным командиром части.

24) Все остальное содержание УВС-37 необходимо тщательно отредактировать.

Комдив Д. Козлов

РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2768. Л. 127-131. Подлинник.

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Приказ о комиссарах

Приказ о комиссарах

Прежде чем познакомить читателя с двумя директивными документами вермахта относительно правил обращения с советскими политработниками, захваченными в плен, хотелось бы сказать несколько слов.

Прежде всего, речь здесь будет идти о двух документах (оба документа см. в Приложении 7), которые в историческом обороте часто, к сожалению, смешивают между собой, в результате чего возникает некоторая путаница. Читатели, встречая цитаты из пресловутого приказа о комиссарах и имея на руках русский перевод того или иного документа, часто не находят в нем соответствующих мест, не зная, что цитата взята из другого документа. В результате появляется недоверие к тому, что пишется в российских (советских) исторических источниках.

Стоит отметить, что и немецкие мемуаристы не слишком много придают значения тому, что сказано в одном и что сказано в другом документе, тем более, что второй был издан в развитие и на основании первого.

Однако, следует быть точным в таких вещах. К сожалению, автор не располагает этими документами на немецком языке и вынужден пользоваться вторичными источниками в их переводе на русский язык, исправляя при этом неточности перевода (не затрагивая сам смысл текста).

Итак, два документа. Заметим, что оба изданы еще до начала войны.

1. Заметки для доклада Главной Ставки фюрера от 12 мая 1941 года «Обращение с захваченными в плен политическими и военными русскими руководящими работниками».

2. Директива OKW № 44822/41 от 6 июня 1941 года «Указания об обращении с политическими комиссарами».

Эти два документа стоит рассматривать в увязке с еще одним документом, а именно Распоряжением Ставки Верховного Главнокомандующего от 13 мая 1941 года «О военной подсудности в районе «Барбаросса». Но этот документ мы рассмотрим ниже.

Эти документы настолько одиозны и показывают Германию и вермахт в настолько неприглядном виде, что некоторые очень известные гитлеровские полководцы в своих мемуарах не смогли обойти их молчанием и вынуждены оправдываться, выкручиваться, и открещиваться от своего участия в этих преступлениях.

Вот что пишет генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн в своих мемуарах:

За несколько дней до начала наступления мы получили приказ ОКВ, который позже стал известен под названием «приказа о комиссарах». Суть его заключалась в том, что в нем предписывался немедленный расстрел всех попавших в плен политических комиссаров Красной Армии – носителей большевистской идеологии.

С точки зрения международного права политические комиссары вряд ли могли пользоваться привилегиями, распространяющимися на военнослужащих. Они, конечно, не были солдатами. Я вряд ли стал бы рассматривать как солдата, например, гауляйтера, приставленного ко мне в качестве политического надзирателя. Но равным образом нельзя было причислить этих комиссаров к не участвующим в бою, как, например, медицинский персонал, военных священников или корреспондентов. Напротив, не будучи солдатами, они были фанатическими борцами, а именно, борцами, деятельность которых по традиционным военным понятиям могла лишь считаться нелегальной. В их задачу входило не только осуществлять политический контроль над командирами, но и придать войне самый жестокий характер, который полностью противоречил прежнему пониманию ведения войны. Комиссары были как раз теми людьми, которые в первую очередь ввели те методы ведения войны и обращения с пленными, которые находились в явном противоречии с положениями Гаагской конвенции о ведении сухопутной войны.

Но какого бы мнения мы ни придерживались относительно статуса комиссаров с точки зрения международного права; их расстрел после взятия в плен в бою противоречил всяким представлениям о солдатской морали. Такой приказ, как приказ о комиссарах, по своему существу противоречил ей. Выполнение этого приказа угрожало не только чести войск, но и их моральному духу.

Я был поэтому вынужден доложить моему начальнику, что в моих войсках этот приказ не будет выполняться. Я действовал при этом с согласия командиров частей и в своем корпусе так и поступал. Впрочем, естественно, мои начальники были полностью согласны с моим мнением ….

Когда я принял командование 11 – й армией, выяснилось, что мое мнение разделялось почти во всех соединениях сухопутных сил. Ив 11-й армии приказ о комиссарах не выполнялся. Небольшое число комиссаров, которые, несмотря на это, были расстреляны, не были взяты в плен в бою , а схвачены в тылу как руководители или организаторы партизан. С ними обращались поэтому согласно военному праву

Любопытны оправдания Манштейна. Война еще не началась (приказ датирован 6 июня), но уже имеется приказ расстреливать. Комиссары Красной Армии еще никак не проявили себя «теми людьми, которые в первую очередь ввели те методы ведения войны и обращения с пленными, которые находились в явном противоречии с положениями Гаагской конвенции о ведении сухопутной войны», а Манштейн задним числом оправдывает расстрелы политработников. Т. е. инкриминируемое комиссарам преступление еще не совершено, а смертный приговор им уже подписан.

Совершенно неясно, на что ссылается Манштейн в своих неуклюжих оправданиях, не признавая права политработников считаться военнослужащими. Ведь они носили военную форму, оружие и военные знаки различия, которые были им присвоены военным ведомством. Они занимали штатные должности в частях и подразделениях, и их служебные (а не политические) обязанности были оговорены в соответствующих воинских уставах (Устав внутренней службы РККА (УВС-37)).

С одним можно согласиться. С тем, что расстрелы пленных подрывают моральный дух своих солдат. А вот относительно того, что Манштейн отказался выполнять этот приказ… Мало того, что трудно поверить в подобное игнорирование немецким генералом воли и прямого требования Гитлера и военного приказа, но вот и прямые свидетельства того, что фельдмаршал просто элементарно и похабно лжет.

Напомним номера дивизий LVI-ro механизированного корпуса, которым в 1941 году командовал Манштейн. Это 290-я пехотная дивизия, 8-я танковая дивизия, 3-я мотопехотная дивизия. Напомним и номера дивизий 11-й армии, которой Манштейн командовал с сентября 1941 года. Это 72-я пех. дивизия, 239-я пех. дивизия, 76-я пех. дивизия, 198-я пех. дивизия, 170-я пех. дивизия, 50-я пех. дивизия, 22-я пех. дивизия. Оставим в стороне румынские дивизии и бригады, входившие в состав этой армии.

А теперь обратимся к речи заместителя Главного обвинителя от Ю.В.Покровского на заседании Нюрнбергского трибунала 13–14 февраля 1946 г.

Цитирую: «О наличии предварительного инструктажа показал и солдат штабной роты 8-й танковой дивизии Гарри Марек родом из Бреслау: «21 июня за день до начала войны мы от наших офицеров получили следующий приказ: комиссаров Красной армии необходимо расстреливать на месте, ибо нечего с ними церемониться…».

А ведь 8-я танковая дивизия входила в состав корпуса Манштейна. Как, впрочем, и 3-й отряд истребителей танков 11-й армии.

Обратимся к речи Ю.В.Покровского еще раз: «О наличии директивы – истреблять политработников Красной Армии показал солдат 2-й роты 3-го отряда истребителей танков Вольфганг Шарте из Гердгардсхагена близ Брауншвейга: «Если вы по пути встретите русских комиссаров, которых можно узнать по советской звезде на рукаве, и русских женщин в форме, то их немедленно нужно расстреливать. Кто этого не сделает и не выполнит приказа, тот будет привлечен к ответственности и наказан».

Не лучше в своих мемуарах выглядит и другой известный немецкий военачальник генерал Г. Гудериан:

.. .Другой приказ, также получивший печальную известность, так называемый «приказ о комиссарах », вообще никогда не доводился до моей танковой группы. По всей вероятности, он был задержан в штабе группы армий «Центр».

Таким образом, «приказ о комиссарах» тоже не применялся в моих войсках. Обозревая прошлое, можно только с болью в сердце сожалеть, что оба эти приказа не были задержаны уже в главном командовании сухопутных войск. Тогда многим храбрым и безупречным солдатам не пришлось бы испытать горечь величайшего позора, легшего на немцев.

Независимо от того, присоединились ли русские к Гаагскому соглашению о ведении войны на суше или нет, признали ли они Женевскую конвенцию или нет, немцы должны были сообразовывать образ своих действий с этими международными договорами и с законами своей христианской веры

И тоже лжет наравне с Манштейном. В речи Ю.В. Покровского на заседании Нюрнбергского трибунала 13–14 февраля 1946 г. приводятся показания солдата 4-й роты, 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии Ганса Древса о том, что он лично знал приказы командиров 3-й танковой дивизии и 18-й танковой дивизии о расстрелах комиссаров. Обе эти дивизии находились в составе 4-й танковой группы, которой командовал Гудериан.

Что-то никто и никогда так и не обнаружил в архивах ни сведений о том, что «…по всей вероятности, он был задержан в штабе группы армий «Центр», ни доклада Манштейна «…в моих войсках этот приказ не будет выполняться ».

И если кто-то из руководящего немецкого состава выступил против этого приказа, то сие зафиксировано документами. Таких людей во всей Германии нашлось только двое.

Это руководитель немецкой разведки адмирал Канарис с его «Заметками относительно распоряжения об обращении с советскими военнопленными» (Абвер ОКВ № 9731/41 от 1.9.41 г.). Этот документ зафиксирован Нюрнбергским трибуналом как документ ПС-338, СССР-456.

И имперский министр по делам оккупированных территорий Розенберг с его меморандумом в адрес Кейтеля (В-35 от 28-2-42). И этот документ зафиксирован Нюрнбергским Трибуналом как документ ПС-81, СССР-353.

Только их отрицательное отношение к расстрелам комиссаров зафиксировано документально. Я не думаю, что они симпатизировали коммунистам, но только они обратились с письменными документами к руководству Вермахта, доказывая нецелесообразность и опасность отступления от норм международного права для самих немцев.

Так что есть все основания утверждать, что и Манштейн, и Гудериан просто выгораживают себя, стараются себя обелить перед потомками. Вполне можно говорить, что весь генералитет Вермахта добросовестно исполнял требования Гитлера об уничтожении политработников Красной Армии. А то, что внутренне некоторые из них осознавали нецелесообразность приказа и не очень хотели его исполнять, так это не оправдание. Приказ все же исполнялся.

Кое-кто из немецких мемуаристов говорит, что со временем, годах в 1942–1943, об этом приказе все забыли и его уже не выполняли. Верится в это с большим трудом. Вероятнее всего задача истребления к этому времени все больше ложилась на эйнзатцкоманды СС, а армейские фронтовые командиры уже осознавали, что не только русские попадают к ним в плен, но и наоборот. Отвечать за зверства им как-то не очень хотелось, тем более, что к этому времени уже было известно о судебных процессах в СССР против некоторых, попавших в плен немецких офицеров. Лучше сдать комиссара пленного эсэсовцам и остаться чистеньким. Да и политработники РККА к этому времени формой одежды и знаками различия никак не отличались от остальных офицеров, а при пленении старались избавиться от документов, свидетельствующих об их принадлежности к политсоставу.

Я хочу еще раз вернуться к строкам из мемуаров Манштейна: «С точки зрения международного права политические комиссары вряд ли могли пользоваться привилегиями, распространяющимися на военнослужащих. Они, конечно, не были солдатами. Я вряд ли стал бы рассматривать как солдата, например, гауляйтера, приставленного ко мне в качестве политического надзирателя. Но равным образом нельзя было причислить этих комиссаров к не участвующим в бою, как, например, медицинский персонал, военных священников или корреспондентов. Напротив, не будучи солдатами, они были фанатическими борцами, а именно, борцами, деятельность которых по традиционным военным понятиям могла лишь считаться нелегальной. В их задачу входило не только осуществлять политический контроль над командирами, но и придать войне самый жестокий характер, который полностью противоречил прежнему пониманию ведения войны».

И чтобы еще раз показать, что германский фельдмаршал просто лжет, пользуясь тем, что мало кто может заглянуть в Устав внутренней службы РККА 1937 года, действовавший к моменту начала войны, я даю здесь выдержку из него.

ВЫДЕРЖКИ

Устав внутренней службы РККА (УВС-37)

Глава I. Обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними.

5. Должностные обязанности командного и начальствующего состава отдельной воинской части (полка), ее подразделений и служб.

Военный комиссар полка

47. Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несет полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства полка.

48. Военный комиссар полка обязан:

1) оградить полк от проникновения и появления в нем шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа, немедленно и решительно пресекая всякие действия, могущие нанести вред РККА;

2) строжайше следить за сохранением военной тайны всем личным составом;

3) организовать и проводить политическую работу, воспитывая весь личный состав полка в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина, социалистической родине и советской власти, в духе пролетарского интернационализма, в постоянной революционной бдительности и к беспощадной борьбе с врагами народа;

4) повседневно и всесторонне изучать и знать личный состав, его настроения, нужды и запросы; аттестовать вместе с командиром командный и начальствующий состав;

5) проводить необходимые политические мероприятия обеспечивающие выполнение планов и задач боевой и политической подготовки, образцовое состояние хозяйства;

6) проводить необходимые политические мероприятия по развертыванию и руководству социалистическим соревнованием;

7) систематически и своевременно информировать командира полка, вышестоящего военного комиссара и политотдел о политико-моральном состоянии полка;

8) руководить всей культурно-просветительной работой;

9) иметь тесное общение со всем личным составом;

10) непрерывно совершенствовать свои политические и военные знания. Военный комиссар руководствуется в своей работе Положением о военных комиссарах РККА.

Политический руководитель роты (эскадрона, батареи)

59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.

60. Политический руководитель роты обязан:

1) воспитывать личный состав роты в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина и социалистической родине, в духе пролетарского интернационализма, лично разъяснять красноармейцам и командирам решения партии и советского правительства и постоянно информировать их о международных политических событиях;

2) персонально знать весь личный состав и быть крепко с ним связанным, проявлять заботу об удовлетворении его культурных и бытовых нужд, быть близким товарищем красноармейцев и командиров и помогать им в боевой и политической учебе;

3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;

Комиссары и политруки

Комиссары, политруки - нет, пожалуй в армии категории военнослужащих, о которой было бы написано так много и так противоречиво. В писаниях советских историков комиссары вдохновители и организаторы всех побед. Все подвиги совершали именно они или же подвиги совершались, как минимум, под их прямым и непосредственным руководством.
В писаниях западных историков и быстренько перекрасившихся из красного в зеленый (долларовый) цвет отечественных историков комиссары и политруки -исчадие ада, бездельники, тупицы, бездарно вмешивавшиеся в гениальные планы командиров, злейшие враги красноармейцев, доносчики….
Однако ни те, ни другие обычно не дают читателю возможности ознакомиться с первоисточниками. В лучшем случае это ссылки на рассказы очевидцев (естественно, подобранные нужным образом) или смутные ссылки на какие то директивы, распоряжения (без номеров и дат).

Автор решил несколько поправить положение дел в этой части истории. Здесь даются просто выдержки из Устава внутренней службы РККА 1937 года. Этот устав можно считать первым уставом РККА, ибо его предшественник вышел еще в 1924 году и представлял собой наспех переработанный устав еще царской армии. Читайте, интерпретируйте, как вам нравится. Понимайте, как поймете, но знайте - это будет уже Ваше собственное мнение, а не вложенное в голову досужным историком.

Кстати, обратите внимание, что в уставе должность политического руководителя полка именуется "военный комиссар полка ", но никак не "полит-комиссар" или "политический комиссар", или же "полковой комиссар"(последнее - это воинское звание).

Выдержки

Устав внутренней службы РККА
(УВС-37)

Глава I.Обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними.

5.Должностные обязанности командного и начальствующего состава отдельной воинской части (полка), ее подразделений и служб.

Военный комиссар полка

47. Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несет полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружении и войскового хозяства полка.
48. Военный комиссар полка обязан:
1) оградить полк от проникновения и появления в нем шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа, немедленно и решительно пресекая всякие действия, могущие нанести вред РККА;
2) строжайше следить за сохранением военной тайны всем личным составом;
3) организовать и проводить политическую работу, воспитывая весь личный состав полка в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина, социалистической родине и советской власти, в духе пролетарского интернационализма, в постоянной революционной бдительности и к беспощадной борьбе с врагами народа;
4) повседневно и всесторонне изучать и знать личный состав, его настроения, нужды и запросы; аттестовать вместе с командиром командный и начальствующий состав;
5) проводить необходимые политические мероприятия обеспечивающие выполнение планов и задач боевой и политической подготовки, образцовое состояние хозяйства;
6) проводить необходимые политические мероприятия по развертыванию и руководству социалистическим соревнованием;
7) систематически и своевременно информировать командира полка, вышестоящего военного комиссара и политотдел о политико-моральном состоянии полка;
8) руководить всей культурно-просветительной работой;
9) иметь тесное общение со всем личным составом;
10) непрерывно совершенствовать свои политические и военные знания. Военный комиссар руководствуется в своей работе Положением о военных комиссарах РККА.

Политический руководитель роты (эскадрона, батареи)

59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответ­ственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.
60. Политический руководитель роты обязан:
1) воспитывать личный состав роты в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина и социалистической родине, в духе пролетарского интернационализма, лично разъяснять красноармейцам и командирам решения партии и советского правительства и постоянно информировать их о международных политических событиях;
2) персонально знать весь личный состав и быть крепко с ним связанным, проявлять заботу об удовлетворении его культурных и бытовых нужд, быть близким товарищем красноармейцев и командиров и помогать им в боевой и политической учебе;
3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;
4) организовать и лично проводить политические занятия с красноармейцами, младшим командным и начальствующим составом, направлять и контролировать работу групповых руководителей политических занятий;
5) организовать систематическое чтение газет и книг всем личным составом, обеспечивая своевременную доставку газет и литературы;
6) организовать разумный отдых и развлечения красноармейцев;
7)организовать работу и порядок в "Ленинской комнате";
8)организовать и лично вести справочную работу для личного состава роты;
9) систематически и своевременно информировать командира роты и военного комиссара полка о запросах, политических настроениях, боевой и политической подготовке роты;
10)аттестовать вместе с командиром роты весь командный и начальствующий состав роты;
11)непрерывно совершенствовать свои политические и военные знания.

Источник

Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. 1938г. Введен в действие приказом НКО СССР №260 от 21 декабря 1937г. взамен Временного устава внутренней службы РККА 1924 года.