Утверждение абсолютизма. Оформление абсолютизма при Петре I Что такое абсолютизм при петре 1

1. Перечисли нововведения Петра I в системе центрального и местного управления России. Какими причинами ты можешь объяснить каждое из них? Определи свою позицию и обоснуй её с помощью фактов - какие из государственных реформ, порядков Петра ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Перестала собираться Боярская дума. Она принимала решения слишком медленно, была не европейской по своей сути. К тому же, хоть она и перестала уже ограничивать власть царя, были опасения, что в будущем она снова может получить больше влияние. С моральной точки зрения это решение представляется мне нейтральным.

Учреждался Правительствующий сенат. Петра должен был замещать какой-то орган, пока он отсутствовал в столице. Для царя-реформатора было лучше, чтобы этот орган состоял не из бояр, а из доверенных и преданных лично ему людей, верящих в необходимость реформ. С моральной точки зрения это решение нейтрально.

Вместо примерно 50 приказов было учреждено 12 коллегий, которые были прообразом современных министерств. Делопроизводство ко времени Петра стало слишком запутанным, полномочия приказов не были строго разграничены. Потому были введены новые органы управления по европейскому образцу, с подробным документированием всего процесса управления. При этом главные беды российской системы управления (коррупция и казнокрадство) очень быстро расцвели и в коллегиях, потому с моральной точки зрения это решение нейтрально.

Территория России разделялась на новые административные единицы, чиновники на местах теперь формально не содержались местным населением, а получали жалование из центральной казны. Однако на деле жалования не хватало, а низшие чины его вообще не получали. Таким образом, эта реформа усилила централизацию власти в стране, но расширила поле для злоупотреблений местными властями, потому эту меру нельзя оправдать с моральной точки зрения.

2. Приведи как можно больше фактических доказательств того, что церковь при Петре была подчинена государству. Определи и объясни свою позицию - какие из действий Петра в отношении церкви ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Церковь полностью подчинилась государству потому что:

Долгое время (21 год) царь не позволял избрать патриарха на место умершего Адриана, назначив его местоблюстителя;

В конце концов царь упразднил патриаршество и заменил его Святейшим правительствующим синодом;

Священники стали получать жалование из казны, таким образом, полностью зависеть от государства;

Священники обязывались докладывать, если на исповеди узнают о государственном преступлении, то есть нарушать тайну исповедь.

С моральной точки зрения большинство этих решений нейтрально, потому что касаются церковной политики (в этом словосочетании ключевой слово – политика). Но заставлять священников нарушать тайну исповеди было абсолютно аморально, тем более, что это распоряжение держалось в тайне от большинства верующих, то есть священников принуждали также и к обману.

3. Реформы Петра способствовали развитию в России капиталистических или феодальных (крепостнических) порядков? Какие нововведения Петра, на твой взгляд, являются несправедливыми (объясни, опираясь на факты)? Можешь ли ты их оправдать его целями?

Уравнение боярских вотчин и дворянских поместий было справедливым, потому что позволяло им служить не из страха потерять поместье, а из чувства сословного долга. Тем более справедливым была отмена местничества и введение табели о рангах, благодаря которым по службе люди продвигались не благодаря своей родовитости. Справедливой была и денежная реформа, потому что она усложняла задачу фальшивомонетчикам и упорядочивала финансовую систему страны. С моральной точки зрения можно одобрить и введение выборных органов городского самоуправления. Правда, при господстве бюрократического аппарата в стране выборные органы мало что решали.

С другой стороны налоговая реформа привела к великим несправедливостям. Теперь налоги собирали не с каждого «дыма» (домашнего хозяйства), а с каждой души (то есть платить приходилось даже за детей и стариков, которые сами ещё или уже ничего не производили). Размер подушной подати первое время был таким большим, что буквально разорял людей. Такие притеснения объяснялись большими государственным расходами на войну, но с современной точки зрения это недостаточное оправдание. Бедствия такого большого числа людей нельзя оправдывать интересами государства.

4. Вспомни, как развивались события, связанные с «делом царевича Алексея». За какие высказывания и поступки ты испытывал бы угрызения совести, окажись ты на месте Петра I, царевича Алексея или Петра Андреевича Толстого? О каких чертах характера Петра I свидетельствуют факты из его личной жизни?

Царевич Алексей не ладил с Петром, он не очень поддерживал реформы отца и мало участвовал в их проведении, как и в войне со Швецией. Отношения ещё больше испортились, когда родился сын Петра от второго брака – Алексей мешал ему в будущем занять престол. Алексей бежал в Австрию, откуда по мнению некоторых надеялся поднять бунт против отца. Но до сих пор не доказано наличие хорошо продуманного заговора, скорее всего дальше разговоров дело не заходило. Поддавшись на уговоры Петра Толстого, царевич вернулся, покаялся перед отцом и отрёкся от престола, выдал некоторых из участников якобы существовавшего заговора. Но царь подозревал, что сын не всё ему рассказал. В результате второго расследования было выявлено гораздо больше участников заговора, которых казнили. Самого царевича пытали и приговорили к смертной казни, но он не дожил до смерти на плахе.

Не могу сказать, какие угрызения совести я испытывал бы на месте Толстого, потому что точно не известно, какими средствами он уговорил царевича вернуться. Кроме того не известно, знал ли он, что царь собирается сделать с сыном. Не известно даже, намеревался ли он убить сына изначально, ещё когда тот был за границей, или принял такое решение позже.

На месте Петра каждый разумный человек испытывал бы угрызения совести ещё за то, что он сделал с матерью Алексея, а потом и за осуждение сына – ведь для сохранения результатов реформ было достаточно его отречения.

На месте Алексея я бы испытывал сожаления потому, что поддался на уговоры и вернулся. Видимо, он и на само деле сожалел об этом.

По отношению к старшему сыну царь проявил жестокость и вероломство. Возможно, он и не испытывал отцовских чувств, а может быть, поборол их, считая, что этим спасает государство.

5. К каким результатам привели государственные реформы Петра I - способствовали они разрушению или укреплению аграрного общества в России? Опиши спор двух своих предков - современников Петра I, в котором бы один ругал государственные реформы Петра, находя в них стороны вредные для людей и страны, а другой защищал бы реформы. Как бы ты - гражданин современной России - включился в этот спор?

Реформы Петра укрепили крепостное право, потому способствовали укреплению аграрного общества. Созданные им заводы не способствовали развитию предпринимательства, потому что принадлежали государству или нескольким купцам, которые получили их из царской милости, а не в результате покупки на свободном рынке. Потому предпосылок для индустриализации общества царь-реформатор не создал.

В описанном споре защитник реформ должен был указывать на великую победу в Северной войне, на строительство великого города (Санкт-Петербурга) на пустом месте, на то, насколько сильнее стало государство в результате преобразований. Противник реформ мог бы возразить ему, что Петербург построен фактически на костях, так много людей погибло при его сооружении, на то, какие беды принесло всему населению повышение налогов, а главное, на то, что Русь больше не могла чувствовать себя святой и богоизбранной, ведь она стала подражать неправославным странам, к тому же не имела во главе своей церкви патриарха.

Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711 гг. - от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями - коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений - Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их - асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

В 1718-1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии - Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия - доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы - губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).

Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники Губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.

1) Реформа государственного управления. Стали создаваться новые приказы, канцелярии. Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Следствием стало развитие бюрократического элемента, с помощью него Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ-уезд» была удвоена: «приказ-губерния-провинция-уезд». Каждый полк русской армии был приписан к определенной области, жители его содержали. 2)Был создан Сенат – высший законодательный орган. Постоянный состав, назначаемый Петром, принимал присягу ему. Сочетал в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти. 3) Петр был убежден, что именно армия – наиболее совершенная общественная структура, что она – достойная модель всего общества. Воинские законы могут воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. В 1716 основной военный закон – Воинский устав – по прямому приказу Петра I был принят как основополагающий законный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Два типа преступлений, государственные и частные. Все дворяне с 15 лет обязаны служить. Освобождается от службы только старший сын. 4) Основал институт прокуратуры, неофициальной главой Сената был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. 5)Регулярная армия 6) был введен принцип личной выслуги – Табель о Рангах 1722г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Петр стремился как можно теснее связать само понятие дворянин с обязательной постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учёбы за границу, запрещалось жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения. 7) Реформы городской жизни: магистраты, цеха, гильдии. В каждом городе 2 гильдии, 1 – первостатейные (верхи, богатые купцы и ремесленники, горожане интеллигентных профессий), 2 – мелкие лавочники и ремесленники, которые были объединены в цеха по профессиональному признаку. Магистрат – во главе города (судопроизводство, сбор налогов, наблюдение за порядком) 8)Произошло слияние крестьян и холопов. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права. 9) Податная реформа. Введение подушной подати (с мужского пола).10) Введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. 11) Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Отменяет Патриаршество, вводит коллегиальное управление церковью – Синод. 12) Потерпела изменения и промышленная политика: усилилось поощрение частного предпринимательства. Передача государственных предприятий частным владельцам. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы. Петр намеревался ослабить государственное влияние на народное хозяйство, неосознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение госзаказов, остальное предприниматель мог реализовать на рынке. 13) 1700-1721 Северная война. Ништадтский мир 1721г. Юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключении следует отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

10. Эпоха Дворцовых переворотов:причины, значение и последствия

После смерти Петра I в январе 1725 года Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов. В течение 37 лет (1725–1762) на престоле сменилось 6 царствующих особ. Из 37 лет 32 года царствовали женщины. Причины дворцовых переворотов:

1) указ Петра I от 1722 года о наследовании престола, предоставляющий императору самому назначать своего наследника;

2) большое количество прямых и косвенных наследников;

3) личные интересы аристократии и дворянства.

Инициаторами переворотов были придворные группировки, опиравшиеся на дворян из гвардии. Таким образом в результате каждого переворота дворянство только усиливало свои позиции.

Екатерина I (1725–1727), возведена на престол после смерти Петра I, фактически передала всю власть Верховному тайному совету, куда входили ближайшие сподвижники Петра.

Петр II (1727–1730), внук Петра I, сын Алексея Петровича, вступил по завещанию Екатерины в 13-летнем возрасте. Фактически правили князья Голицыны и Долгорукие. Умер от оспы в Москве не оставив завещания.

Анна Иоанновна (1730–1740), дочь брата Петра I Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская. Взошла на престол в результате избрания Верховным тайным советом. Условием воцарения было подписание условий (кондиций) об ограничении власти в пользу Совета. По восшествии на престол условия отвергла, члены совета арестованы и сосланы. Во время правления Анны Иоанновны наблюдается отход от петровских реформ. Между монархом и Сенатом возникает особый совет из наиболее доверенных лиц, сокращаются расходы на армию, чиновничество, ограничивается власть губернатором в пользу местного самоуправления. В центральном аппарате происходит засилье немцев.

Иоанн VI Антонович (1740–1741) – правнук Ивана Алексеевича и племянник Анны Иоанновны, вступил на престол в возрасте 6 месяцев при регентстве фаворита Анны герцога Бирона. Свергнут Елизаветой I Петровной и заточен в Петропавловской крепости.

Елизавета I Петровна (1741–1761) дочь Петра I, пришла к власти в результате дворцового переворота 25 ноября 1741 года. Во время переворота Елизавета опиралась на антинемецкие настроения в обществе, среди промышленников, дипломатов и в гвардии. Движущей силой переворота стал Преображенский полк. Во время правления Елизаветы усилилась роль и влияние дворянства. Фактически произошла передача административно-полицейских функций государства к дворянству. Елизавета попыталась реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I. Она упразднила Кабинет министров (создан Анной) и расширила функции Сената, из управления устранены немцы и введены русские. Пыталась систематизировать законы, но безрезультатно. Годы правления Елизаветы отмечены ростом патриотизма в обществе, расцветом науки и образования (открыт Московский Университет), созданы условия для благоприятного развития России и блистательного царствования Екатерины II.

В социальной политике происходило укрепление крепостничества: крестьянам запрещено самостоятельно открывать промысловую деятельность, при смене монарха присягу на верность престолу за крестьян произносил помещик. При Елизавете отменена смертная казнь. Дворянам разрешено заниматься мануфактурами и торговлей, с целью финансовой поддержки открыт Дворянский банк, разрешено дворянам ссылать провинившихся крестьян в Сибирь без суда. Вместе с тем Елизавета затруднила вхождение недворян в дворянское сословие через выслугу, повысив ценз в Табели о рангах.

Петр III (1761–1762) внук Петра I и племянник Елизаветы, вступил на престол по завещанию. В 14-летнем возрасте привезен из Германии, отличался болезненностью и слабохарактерностью. Кумиром жизни для него был прусский король Фридрих Великий. Глубоко ненавидел все русское. До 30-летнего возраста находился в удалении от двора в Ориенбауме. Вступив на престол отказался от победы над Пруссией в ходе Семилетней войны, вернул все занятые территории и выплатил контрибуцию, чем сразу же настроил против себя гвардию и общество. «Манифестом о вольности дворянства» освободил дворян от обязательной государственной службы, разрешил свободный выезд дворян за границу. Другим указомлишил Церковь ее земельных владений, монастырские крестьяне перешли в разряд экономических государственных крестьян. Провел амнистию сосланных Елизаветой приближенных Анны (Миних, Бирон, Остерман). В области религии прекратил гонения на старообрядцев, разрешил свободу веры протестантам. В управлении империей ведущие роли опять стали занимать выходцы из немцев. Петр III был свергнут в результате дворцового переворота свой женой Екатериной II, заточен в Шлиссербургской крепости где был убит фаворитом Екатерины графом Григорием Орловым.

11.Социально-экономические и политические преобразования в России в эпоху Екатерины II. Сущность политики «Просвещенного абсолютизма»

В результате дворцового переворота Петра III в 1762г. Сменила на престоле его супруга Екатерина II, царствовавшая 34 года. В отличие от своих предшественников она была умным государственным деятелем, хитрым и ловким политиком, тонким дипломатом, оставившим заметный след в истории России. В царствовании Екатерины II был осуществлен ряд крупных мероприятий, как во внутренней, так и во внешней политике. Начала она с того, что подтвердила положения, изданного Петром II, Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В 1764 году произошла секуляризация церковной собственности, преимущественно земли. В результате у церкви было отнято более миллиона душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия экономики. В пользу крепостников в 1765г. Был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В 1767 году Екатерина II издала самый жестокий указ за всю историю существования крепостничества: любая жалобы крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Период царствования Екатерины II вошел в историю как «просвещенный абсолютизм». Время замедленного развития стран путем капитализма, с одной стороны передовые идеи общественного развития, с другой – жестокое подавление угнетенных. Для маскировки своей подворянской прокрепостнической политики она использует экономические, политические и философские концепции западноевропейских просветителей. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе. Крепостные крестьяне превратились в людей, совершенно не защищенных от произвола помещиков. Юридически помещики были лишены только права убить своих крепостных. Огромных размеров достигла торговля крестьянами. Екатерина II каждый месяц писала 12 законов. Все для дворян почти ничего для крестьян. В сельском хозяйстве начался процесс разложения феодально-крепостнической системы. Хозяйства втягивались в рыночные отношения, так как дворяне хотели получить больше прибыли за счет продажи своей продукции. Появляются помещики, которые используют в сельском хозяйстве прогрессивные технологии. При Екатерине II было уже около 2 тысяч мануфактур: казенные, вотчинные (помещичьи), купеческо-крестьянские. На первых двух принудительный труд, на последнем виде наемный. В 1775 выходит закон о свободе предпринимательства. Административная реформа: Страна делилась на 50 губернией. В каждой губернии проживало по 300-400 тыс. душ мужского пола. Губернии делились на 10-12 уездов. Во главе губернии губернатор, который подчинялся напрямую только императрице. Ему подчинялись все воинские части. В уездах управление отдавалось дворянам, которые избирали главу уезда. Их функции соответствовали губернаторским. Городом управлял городничий, назначенный правительством из отставных офицеров-дворян. Город делился на части по 200-700 домов во главе с частным Приставом, каждая часть делилась на кварталы 50-100 домов во главе с квартальным надзирателем. Вторую половину 18 века отличает резкое повышение социально-политической активности населения. Своего апогея эта активность достигла в крестьянской войне под предводительством Пугачева (1773-1775). Первая попытка объявить себя Петром III закончилась для Пугачева неудачей. Он был схвачен и заключен в тюрьму, после побега он возглавил мощное движение народных масс – последнюю в истории России крестьянскую войну. В октябре 73 Пугачев подошел к Оренбургу, началась его шестимесячная осада. К району боевых действий спешно стягивались правительственные войска. Сражение под Татищевой крепостью закончилось победой правительственных войск. Пугачев был вынужден снять осаду с Оренбурга. Пугачев подошел к Казани и осадил город. Однако на помощь осажденным подошел царский генерал Михельсон и повстанцы потерпели поражение. Начался завершающий этап крестьянской войны. Большое значение в численном росте войска восставших имели манифесты Пугачева. Манифест 31 июля 74 года провозглашал освобождение крестьян от крепостной неволи и от податей. В августе он подошел к Царицыну и переправился на левый берег Волги. Однако находившиеся на нем яицкие казаки схватили его и выдали правительственным войскам. Крестьянская война закончилась поражением. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве. В 80-е гг. были сделаны реальные шаги по созданию организованной системы школьного образования. В 25 губерниях были организованы "главные" (четырехклассные) и "малые" (двухклассные) народные училища. Всего было создано около 400 народных училищ. Французская революция изменила ее отношение к идеям Просвещения. Она пришла к выводу, что они ведут только к разрушению и безумию. Таким образом, политика "просвещенного абсолютизма" не разрешила всех тех вопросов, которые ставило общество и время. Государство осталось неизменным по существу, т.е. самодержавным и крепостническим. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II была непоследовательной и ограниченной в силу неготовности русского общества к глубоким преобразованиям. Сказывалась так же зависимость Екатерины, как незаконной императрицы, от позиции возведшего ее на престол дворянства. Но отдельные мероприятия этой политики были прогрессивными и выгодными для всей нации.

В исторической науке существует ряд точек зрения на то, что послужило предпосылками возникновения абсолютизма. Так, М.Я. Волков считает, «… что объективные условия для возникновения абсолютизма в России возникли вследствие не одного, … а двух основных социально-экономических процессов, составлявших в переходный период (новый период) две неразрывные стороны общего социально-экономического развития России. Один из этих процессов - развитие феодальной системы хозяйства и старых отношений, и другой - развитие в недрах позднего феодализма капиталистических отношений и формирование класса буржуазии. Их развитие определяет соотношение классовых сил, от которого в свою очередь, зависит исход классовых и внутриполитических конфликтов». По мнению автора работы, М.Я. Волков предлагает традиционный для того времени марксистско-ленинский поход к изучению исторических явлений, но это вовсе не означает, что рассмотрение проблемы в таком аспекте является неправильным. Действительно, в параллельно с становлением абсолютизма в России идет генезис буржуазных отношений, появляются первые мануфактуры.

«В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Так, Соборное Уложение 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о ликвидации конкурирующих с посадом, так называемых, «белых» слобод, принадлежащим светским и духовным феодалам».

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

«Абсолютизм возник и развивался в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти».

Итак, абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667, 1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат, о котором пойдет речь в следующей части контрольной работы.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами.Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества. «Боярская дума редко созывалась, ее место стала занимать, так называемая «Тайная» или «Ближняя», дума из небольшого числа близких к царю лиц, с которыми он решал остальные вопросы. Об упадке Боярской думы свидетельствовало резкое увеличение именных указов, изданных царем без совещания с думой. Царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов одобренных Боярской думой, - лишь 49».

Таким образом, возникновение абсолютной монархии было вызвано ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время. В целом возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии). Однако между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие черты, так и особенные, определяемые конкретными условиями развития каждой страны. Так, в России и во Франции абсолютизм существовал в завершенном виде, то есть в системе государственных органов не было такого органа, который мог бы ограничивать власть монарха. Для этого абсолютизма характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленной армии.

Анализируя становление абсолютизма в России, необходимо отметить некоторые особенности складывания данной формы правления:

  • - слабость сословно-представительных учреждений;
  • - финансовую независимость самодержавия в России;
  • - наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их самостоятельность в отправлении властных полномочий;
  • - складывание новой правовой системы;
  • - формирование института неограниченной частной собственности; беспрерывное ведение войн;
  • - ограничение привилегий даже для господствующих сословий;
  • - особую роль личности Петра I.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.

Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и"рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться длительное время. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала Северная война.

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время, касаясь ее по частям, по мере надобности.

Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и новосозданного флота, а другие на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.

Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа - ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

О.А. Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I.

Первый (1699-1710 гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.

Второй (1710-1719 гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719-1726 гг.) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий.

Воинские Артикулы утвержденны в 1714 г. и изданны в 1715 г., свод военно-уголовного законодательства.

Воинские артикулы состоят из двадцати четырех глав и двухсот девяти статей и включены в качестве Части второй в Воинский устав. Юридическая техника этого кодекса достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы.

Законодатель обращал внимание на степень случайности - грань между неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой.Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от объективных обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам закон носил состояние аффекта, малолетство преступника, "непривычку к службе" и служебное рвение, в пылу которого было совершено преступление.

Характерно, что к отягчающим обстоятельствам закон впервые стал относить состояние опьянения, прежде всегда бывшее обстоятельством, смягчающим вину. Законодатель вводил понятия крайней необходимости (например, кража от голода) и необходимой обороны. В ряде случаев законодатель предусматривал наказание за один только умысел (в государственных преступлениях).

Артикулы включали следующие виды преступлений:

1. Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание.

Богохульство наказывалось усечением языка, а особая хула девы Марии и святых - смертной казнью. При этом учитывался мотив злостности в богохульстве.

Несоблюдение церковных обрядов и непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде наказывались штрафом или тюремным заключением. Наказывалось и недоносительство в богохульстве.

"Совращение в раскол" наказывалось каторгой, конфискацией имущества, а для священников - колесованием.

Божба, т.е. произнесение "всуе" имени божьего наказывалось штрафом и церковным покаянием.

2. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление против властей (одинаковое наказание - четвертование несли исполнители, пособники и подстрекатели).

Оскорбление, словом монарха наказывалось отсечением головы.

  • 3. К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
  • 4. Преступления против порядка управления и суда. К ним относились срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда же относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и расходных ведомостей, за что полагались телесные наказания и конфискация. За подделку денег - сожжение.

К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на каторгу, лжесвидетельство, наказываемое, как и лжеприсяга (кроме того, назначалось церковное покаяние).

5. Преступления против "благочиния", близко стоящие к предыдущей группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей.

В дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за буйство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в публичных местах.

6, Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом, шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств законодатель относил убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование.

Неудачно покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения приговаривался к смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались надругательству.

Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани междутелесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой, ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест).

7. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для определения тяжести преступления - сумму в двадцать рублей. За кражу на сумму меньше установленной в первый раз преступник наказывался шпицрутенами (шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили.

Смертная казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз, укравших во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение.

8. К преступлениям против нравственности относили изнасилование (факт которого, согласно закону, должен быть кроме заявления подтвержден данными экспертизы), мужеложство (наказываемое смертной казнью или ссылкой на галеры), скотоложство (за которым следовало тяжелое телесное наказание), "блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство, прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).

Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью наказаний.

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма.

Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально- экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он, же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами своих господ, а такими же рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Н.Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I, отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную ("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): "Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства". Деятельностью второго рода, по мнению Н.Я. Данилевского, Петр привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад". В целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: "резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов", "даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса".2) Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

Видеоурок: Воцарение Петра I на престол. Великое посольство. Азовские походы

Лекция: Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье - бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Петровские преобразования

В XVII–XVIII веках Российское государство сильно отставало от западноевропейских стран. Такое отставание было обусловлено: неразвитым рынком, слабой социальной развитостью населения и его сословным разрывом, слабыми международными связями из-за отсутствия выхода к морю. Также крепостничество тормозило развитие страны. Поэтому, для роста благополучия страны, требовалось провести множество реформ.

Признанным реформатором стал Петр I Алексеевич (годы правления 1689–1725, годы жизни 1672–1725). С юных лет Петр I восхищался военным искусством и технологиями, западноевропейским построением государства, был любознательным. Окончательно взойдя на престол, после множества интриг он старается обеспечить безопасность южных границ страны от нападений крымских татар и вернуть выход к Азовскому и Чёрному морям. В 1695 году русскими войсками была предпринята попытка захватить турецкую крепость на реке Дон – Азов. Но они потерпели неудачу. Петр принимает решение захватить Азов с помощью военных кораблей, которые он активно начинает строить на реке Воронеж. Также активно увеличивалось количество пехоты и кавалерии. За год кропотливой работы было построено несколько больших судов, а также два десятка галер и множество барок. Блокировав крепость с моря, в 1696 году Петр I захватывает Азов.


Еще через год, любопытный и амбициозный молодой царь едет в Европу в составе Великого Посольства с 1697 по 1698 года, под личиной урядника полка. Петр вместе с другими членами посольства посетил Голландию, Кенигсберг, Ригу, Вену и Англию. Где он самолично участвовал в кораблестроение в качестве плотника, был в академии Исаака Ньютона, посетил английский парламент и множество других мест. Везде он старался чему-либо научиться и привезти полученные знания на родину. Но поездка была прервана, из-за бунта стрельцов. Стрельцы под влиянием бывшей царицы и сестры Петра по отцовской линии – Софьи, а также рядом бояр подняли восстание в Москве. Стрельцы были казнены, а Софью насильно постригли в монахини в Новодевичьем монастыре. Но европейский пример, который получил Петр заставил его провести реформы в России.


Главные реформы Петра Алексеевича Романова

  • Реформа в государственном управлении в первую очередь коснулась Боярской думы, вместо нее был основан – Сенат в 1711 году. Сенат состоял из девяти ближайших Петру чиновников и был правительствующим органом, осуществлял контроль финансов государства и надзор над работой административного сектора. Столица России была перенесена в Санкт-Петербург. Страна была разделена на 8 губерний, а на смену многочисленным приказам пришли 11 коллегий.
  • Военная реформа принесла постоянную армию, рекрутские наборы, создание военно-морского флота, модернизацию вооружения по европейскому образцу, а также подготовку офицеров. Такая реформа позволила российской армии собрать 200-тысячное войско пехоты и 28 тысяч военных моряков, на момент кончины Петра I.

    Церковная реформа отменила патриаршество, для управления духовенства был создан – Святейший синод . Это позволило подчинить духовенство. За работой Синода наблюдал – обер-прокурор.

    В социальных аспектах жизни также прошел ряд изменений. Был подписан указ о «единонаследии», который запрещал дробить поместья при наследовании. Детям, которым после смерти помещика ничего не доставалось, должны были идти в армию, на флот или другую государственную деятельность. Входит в силу Табель о рангах – закон, принятый в 1722 году и разделяющий дворян по иерархии. Он включал в себя порядок прохождения государственной службы и делил всех дворян на 14 рангов. При этом, если мелкий дворянин дослужился до 8 ранга, ему гарантировали потомственное дворянство. Население, не входящее в дворянское сословие или духовенство было обязано выплачивать налог в казну.

    В области науки и культуры реформы Петра Алексеевича коснулись множества аспектов. Были открыты специализированные школы, где обучали инженерному, навигационному делу, а также медицине и прочему. В 1724 году была открыта Академия наук . Поощрялось обучение дворян за границей. Появилась первая регулярная печатная газета – Ведомости. Открыт музей – Кунсткамера. Одной из самых заметных реформ для населения, стал переход празднования Нового года с 1 сентября на 1 января, а также принятие Юлианского календаря, с изменением летоисчисления с Византийского на Европейское.

Все эти реформы, так или иначе, привели к появлению новых больших промышленных районов. С 1721 года, по указу Петра I владельцам заводов дозволялось покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Активно развивается металлургия и текстильное производство. Появилось множество новых отраслей. Промышленники стали получать дворянские титулы, создавая костяк отечественной буржуазии.


Абсолютизм. Формирование чиновничье - бюрократического аппарата

В конечном счете реформы Петра привели государственное правление к абсолютизму , когда вся власть сконцентрирована в руках единого человека - монарха. Правление Петра I характеризуется активной законотворческой деятельностью. В законах регламентировалась не только сфера государственного управления, но и все сферы жизнедеятельности подданных. Также законы Петра I закрепляли права и обязанности всех чиновников и служащих. В своих действиях монарх твёрдо опирался на закон, а от подданных требовал неукоснительного подчинения своим указам.

Пристальное внимание царь уделял и совершенствованию аппарата управления. Развитие товарно-денежных отношений и рост экономики позволил Петру I создать мощный чиновничье - бюрократический аппарат, возглавляемый Сенатом (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба.

Ликвидация запутанной приказной системы привела к созданию стройной иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:

    Коллегия иностранных дел – внешне-политические дела;

    Военная коллегия – армейские дела;

    Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела;

    Камер-коллегия – сбор доходов государства;

    Штатс-контор-коллегия – расходы государства;

    Ревизион-коллегия – контроль доходов и расходов государственной казны;

    Коммерц-коллегия – внешнеторговые дела;

    Берг-мануфактур-коллегия – горная и лёгкая промышленность.

Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).

Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:

    Московская;

    Ингерманландская (Санкт-Петербургская);

    Киевская;

    Смоленская;

    Архангелогородская;

    Казанская;

    Азовская;

    Сибирская.

Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.

Таким образом, сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, в котором решающую роль играл монарх. Под чиновничье-бюрократическим аппаратом подразумевается созданная Петром I чёткая иерархия чиновников, каждый из которых занимал строго определенное место в структуре госаппарата. Отныне деятельность чиновников была строго регламентирована законами, а не обычаями и опытом, как прежде.


Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Рост народного благосостояния Петр I видел в развитии промышленности и торговли. Царь понимал, что территория Россия имеет огромные природные богатства. Он издал указ, в котором разрешал жителям страны искать полезные ископаемые и строить заводы для их обработки. В результате развернулось широкое строительство мануфактур. Их количество возросло к концу правления Петра от 30 до 180-200. Как и раньше промышленным центром оставалась Москва с прилегающими к ней территориями. Но также появились и новые промышленные центры – Санкт-Петербург и Урал. При Петре I Россия выходит на первое место по производству металла, обогнав Англию. Развитие получили такие отрасли промышленности, как металлургия, текстильная промышленность, оружейное дело, судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Первоначально Петр I, исходил из того, что на мануфактурах будут работать наёмные иностранцы. Но с ростом числа заводов и фабрик нехватка рабочих рук усиливалась. К работе стали привлекать солдат, каторжников, военнопленных. Но и это не решало проблему в полном объеме. И вскоре на промышленность распространились крепостные порядки. Указом 1721 года купцам-мануфактуристам разрешалось покупать крестьян для мануфактур. Их называли посессионными крестьянами. Они принадлежали мануфактурам и не могли продаваться отдельно от него. Также появились приписные крестьяне – те, которые отрабатывали подати, выплачиваемые государству. Богатеющие купцы-мануфактуристы (Строгановы, Демидовы и другие) стали претендовать на права дворян.

В связи с открытием выхода в Балтийское море стремительно росла торговля, как внутри страны, так и вне её. Особенностью торговли того времени стало то, что на продажу некоторых видов товаров (соль, табак, лён, железо, хлеб, икра и другие) устанавливалась государственная монополия. Вывоз отечественных товаров за границу поощрялся. А вот на ввоз иностранного товара Петр I наложил ряд протекционистских мер. Политика протекционизма была прежде всего направлена на защиту зарождающейся российской промышленности от конкуренции.


В сельском хозяйстве при Петре I не произошло значительных изменений. Продолжалось освоение Сибири и Поволжья. Расширялся посев льня, конопли, винограда и других культур.

В целях улучшения контроля за сбором податей с населения вместо налогов со двора была введена подушная подать (с души мужского пола). Перед введением подушного налогообложения с 1718 по 1724 гг. была проведена перепись мужского населения страны, а затем и её ревизия. Введением паспортной системы в 1724 году крепостным крестьянам было законодательно запрещено уходить от своего помещика на заработки. Уход позволялся лишь по письменному согласию хозяина – получению паспорта. При этом каждый землевладелец самолично определял размер пошлин, которые ему были обязаны выплачивать крестьяне. В конечном счете это привело к массовому бегству крестьян и крестьянским бунтам.

Городское население делилось на податных (платили подушную подать) и не податных (не платили подушную подать) – иностранные гости, дворяне и духовенство.