Понятие оффшорных зон. Причины появления

Оффшорные центры часто рассматривались как платформы для отмывания денег незаконной деятельности компании. Однако, после перехода к прозрачности в 2000-х годах, можно сказать, что многие оффшорные юрисдикции в большинстве своём, стали тщательно регулироваться «буквой» Закона. Например, в большинстве оффшорных юрисдикций лицу необходимо получить лицензию, чтобы действовать в качестве доверенного лица, в то время как в США нет требований и ограничений в отношении лица, кто может выступать в качестве доверенного лица.

Большая часть деятельности финансового сектора находится в оффшорах. Транзакции инициируются в другом месте. Основой большинства оффшорные финансовые центры является формирование оффшорных структур. Обычно их составляют: оффшорная компания, оффшорное партнерство, частный фонд.

Оффшорные центры часто используются при получении банковских лицензий, для создания международных бизнес корпораций, страховых компаний. Основной целью мировые оффшорные центры является налоговое планирование, при котором компании частично либо полностью освобождаются от налогов, а так же управление и .

Выбор юрисдикции в качестве оффшорного центра

В настоящее время Сейшельские острова, Маврикий, Малайзия, Сингапур, Панама, Мальта, остров Мэн, Кипр, являются основными финансовыми центрами, которые . Статутная банковская тайна является особенностью нескольких финансовых центров, в частности Швейцарии и Сингапура. Однако многие оффшорные центры не имеют такого законного права. Оффшорные банки являются теми финансовыми единицами, где правила «игры» ограничены, а вмешательство страны в банковскую деятельность — минимальное. Проще говоря, оффшорные центры – это свободная и безопасная банковская система для экономии и заимствования средств для бизнеса. Следовательно, система оффшорного банкинга стала частью международного бизнеса. Таким образом, большинство бизнес — структур рассматривают места, куда вложение инвестиций будет весьма безопасным, а вывод средств не станет омрачительным бюрократическим барьером.

Оффшорный центр Сингапур

Юрисдикция Сингапур — является четвертым по величине валютным торговым центром в мире и девятым по величине оффшорным финансовым центром. Финансовые услуги здесь поддерживаются прочными экономическими и финансовыми основами и привлекательной основополагающей базы для регистрации финансовых учреждений. Данному факту поспособствовало расположение юрисдикции на быстро растущей территории, квалифицированной рабочей силой, политической и финансовой стабильностью, и значительными стимулами со стороны правительства страны.

Оставить заявку | Связаться по телефону | Сделать запрос на обратный звонок

Оффшорный центр Малайзии

Малайзия — является учредителем международного офшорного финансового центра, где Законом Об оффшорной банковской деятельности обеспечивается нормативная база для оффшорных банковских операций. Поскольку конфиденциальность является отличительной чертой оффшорного центра, должен сохранять строгую банковскую тайну в деятельности своих клиентов. Все оффшорные банки, должны соблюдать строгий кодекс поведения, который ставит акцент на «знание своего клиента».

Оффшорные компании могут беспрепятственно переводить средства со своих счетов за пределы Малайзии без согласия центрального банка Малайзии. Счета в иностранной валюте, хранящиеся в оффшорных банках, не рассматриваются как внешние счета и не подлежат валютному контролю.

Быстро растущий международный финансовый и деловой центр — остров Маврикий

Оффшорные операции обычно проводятся с нерезидентами и в иных валютах. Маврикий сосредоточил свой оффшорный бизнес на конкретных областях, таких как: , инвестиционные холдинги и международная торговля. Остров становится привлекательным местом для структурирования оффшорных фондов и инвестиционных механизмов. Маврикий пользуется международной популярностью в качестве площадки регистрации фондов и развивающихся рынков, а так же рассматривается в качестве выхода для вложения инвестиций в Индию и Африканский регион.

В конце 80-х годах были разрешены к созданию оффшорные банки на Маврикий, а в след за ними и создание оффшорных компаний. В 1992 году Сектор финансовых услуг был официально создан и базировался на двух Законах, а именно Закона об оффшорной предпринимательской деятельности Маврикий и Закона об оффшорных трастах.

Деятельность на острове Маврикий определялась как деятельность, осуществляемая внутри страны с нерезидентными компаниями и в иной валюте, отличной от Маврикийского рупия.

На данный момент в юрисдикции функционируют более 10 банков международного уровня, которые, в свою очередь, показали устойчивый прогресс.

Запросить информацию, консультацию по регистрации компании или сделать запрос о назначении встречи в нашем офисе

Преимущества и стимулы регистрации компании на территории оффшорных центров

  • Отсутствие налога на оффшорные компании, осуществляющие оффшорную неторговую деятельность, например, владение ценными бумагами, акциями, недвижимостью и получение кредитов и размещение депозитов.
  • Отсутствие налога на дивиденды, выплачиваемые оффшорной компании, распределение от оффшорного траста, роялти, полученные от оффшорной компании-нерезидента, проценты по вкладам с оффшорными банками, и проценты по кредитам для местного населения.
  • Освобождение от уплаты гербового сбора по всем оффшорным деловым операциям.
  • Подписываются Соглашения об избежании двойного налогообложения и соглашения об инвестиционных гарантиях.

Факторы, способствующие привлекательности юрисдикций, как оффшорных финансовых центров

Эти факторы включают в себя:

  • Минимальные формальности для регистрации.
  • Отсутствие валютного контроля или с минимальным контролем.
  • Строгие правила банковской тайны.
  • Свобода ведения банковских и иных финансовых операций с нерезидентами.
  • Надлежащая правовая база, гарантирующая целостность отношений с основными агентами.
  • Низкая ставка налога на прибыль – она составляет 5 % от всей прибыли.
  • Свободная репатриация прибыли без дальнейшего налогообложения.
  • Освобождение от гербовой пошлины по документам, относящимся к оффшорным деловым операциям.
  • Освобождение от таможенных пошлин на импортную оргтехнику.
  • Не облагается налогом на проценты, подлежащие уплате по депозитам, привлеченным от нерезидентов оффшорными банками.
  • Заключены Договора об избежании двойного налогообложения с рядом стран.
  • Налог на прирост капитала отсутствует.
  • Освобождение от ряда пруденциальных нормативов, включая требования к резервам ограничения на инвестиции, ограничения на приобретение недвижимости и т. д.

Подводя итог, можно твердо говорить о дальнейших разработках в области оффшорных финансовых центрах. В первую очередь, это касается перехода к многосторонним соглашениям, улучшению эффективности автоматического обмена информацией, созданием оффшорной сети и соответствия её требованиям.

Для эффективной деятельности оффшорных центров необходимо поставить соблюдение налогового законодательства в более широкий контекст по борьбе с незаконной деятельностью. Оффшорные финансовые услуги рассматриваются как важные и жизненно важные части бизнес деятельности. Последствия глобального экономического и финансового кризиса только ускоряют усилия развитых стран по увеличению доходности и укрепления финансовых отношений.

Оффшорные финансовые центры

Понятие оффшорного центра (англ. off-shore – находящийся на расстоянии от берега; вне территории страны). Это либо страна в целом, либо регион страны, на территории которой (которого) действует особо привилегированный режим, касающийся различного рода деловых, производственных, финансово-банковских, торговых и иных условий. Суть их состоит в том, что компаниям, банкам и прочим хозяйствующим организациям предоставляются законодательно оформленные льготы прежде всего в области налогообложения, а также в порядке ускоренного оформления фирмы, беспрепятственной финансовой, экспортно-импортной деятельности, установления льготных (низких) тарифов и пошлин либо их полного отсутствия; в такого рода странах или на территориях (зонах, центрах) на соответствующие фирмы и банки распространяется особая конфиденциальность.

Формирование оффшорных финансовых центров. Появление оффшорных банковских центров относится к периоду 1960-х гг., когда начался резкий рост евровалютного рынка. Многие страны, особенно небольшие, создавая оффшорные финансовые центры, стремились решить сугубо местные проблемы (рост занятости, привлечение финансовых ресурсов и т.д.). Поэтому эти страны охотно предоставляли те льготы, которых от них добивались банки, компании и иные организации для проведения своих операций. Целый ряд обстоятельств сделал необычайно привлекательным быстрое развитие оффшорных финансовых центров:

  • отсутствие специальных правил, регулирующих отток и приток финансовых средств;
  • международная основа сделок, что не затрагивало внутренней законодательной базы страны и облегчало деятельность центра по анклавному типу в условиях особого режима;
  • развитие современных средств связи и информационных технологий на основе создаваемых финансовых центров;
  • действие центра в условиях высокой внутренней социально-политической стабильности, устойчивой финансовой системы страны и соответствующего делового климата, обеспечивающего конфиденциальность сделок;
  • доступность оффшорных центров, поскольку они располагались на перекрестках оживленных международных путей сообщения или вблизи них (водные, земные, воздушные) и были соединены с мировыми рынками.

Типы оффшорных финансовых центров. Основателями оффшорных финансовых центров явились банки, они формировали местные финансовые рынки как транзитные, выполняющие роль каналов для трансформации финансовых ресурсов, а также нахождения для них "тихих гаваней". Первые оффшорные рынки появились в 1960-х гг. в Азии

(Сингапур), Нассау (Багамские острова), на Каймановых островах, в Панаме (Латинская Америка); в 1970-х гг. – в Бахрейне (Персидский залив), на Филиппинах (Юго- Восточная Азия), на Нормандских островах, в Шенноне (Европа); в 1980-х гг. – в США (Нью-Йорк, Майами, Лос- Анджелес), Швейцарии, Германии, Нидерландах (Амстердам), Бельгии (Брюссель), Канаде (Торонто), Японии (Токио), на Тайване (Тайбэй), в Гонконге; в 1990-х гг. – на Гибралтаре, Кипре, Виргинских островах, в центральноамериканских странах, ЮАР и др.

Приведенный перечень оффшорных финансовых центров примечателен тем обстоятельством, что они предоставляют максимальные налоговые и прочие льготы владельцам банков и их подразделений при максимуме "закрытости" самих операций. Эти особенности способствовали тому, что через эти оффшоры в 1990-е гг. проходили колоссальные денежные ресурсы, направляемые в различные регионы мира крупнейшими транснациональными банками. Поскольку ТНБ являются основными держателями денег, то они и контролируют оффшорные центры; они же основные заинтересованные субъекты многочисленных финансовых операций, суть которых сводилась к тому, что сотни миллиардов долларов из зоны бывшего СССР перемещались в формах траншей через эти оффшорные центры. Поэтому рассуждения на тему о том, что якобы "прощение" их владельцев может вернуть эти деньги (или их часть) в Россию и другие страны СНГ, весьма наивны – эти деньги находятся в обороте, они не лежат в форме золота (сокровищ), а выполняют функции международных денег, принося владельцам прибыли в таких стабильных и надежных формах, которые невозможны на неспокойных российских рынках капиталов.

Банки и отделения, действующие в рамках оффшорного рынка, занимаются сугубо международными банковскими и иными финансовыми операциями, отсюда и природа их льгот. Этим они отличаются от зон свободной торговли, которые предназначены в своей основе для операций в стране или зоне. Оффшорные финансовые центры различаются по ряду основных признаков или типу деятельности; выявлено по крайней мере три их типа с точки зрения правового статуса и характера деятельности:

  • 1) центры, имеющие организационные или, во всяком случае, юридические связи с одним из трех ведущих мировых финансовых центров (Ныо-Йорк, Лондон или Токио). Соответственно, анклавные оффшоры обеспечивают эти центры (или один из них) необходимыми международными услугами, ради чего и создан указанный оффшор, либо центры открывают отделения (банка) в оффшорном центре. На этих рынках устанавливаются специальные (международные) счета отдельно от внутренних, которые являются свободными от ограничений, поскольку только на них распространяется льготный режим;
  • 2) центры, в которых заключаются сделки исключительно между нерезидентами, поскольку внутренние и внешние сделки в них объединены и свободны от ограничений;
  • 3) центры, или так называемые налоговые гавани, в которых сделки между банками либо вообще не облагаются налогами, либо норма налогообложения и иных форм платежей с банковских сделок незначительна (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Налога, налоговые ставки и банковские проценты в наиболее крупных оффшорных центрах

Виды налогов и ставки с банковских процентов

подоходный процент от среднего уровня

корпоративный

на вывоз и репатриацию прибыли

с банковского процента

с платежей типа роялти, процент от уровня

Налогов нет, регистрационный взнос

Антигуа и Барбуда

Антильские о-ва (Нидерланды)

Багамские острова

Барбадос

Бермудские острова

Британские и Виргинские острова

Гваделупа и Мартиника

Гвиана (Франция)

Доминика

Доминиканская Республика

Каймановы острова

Монтсеррат

Пуэрто-Рико

Сент-Винсент

Сент-Китс и Невис

Теркс и Кайкос

Тринидад и Тобаго

Примечание. Прочерк (–) означает, что налогообложения не существует.

Роль оффшорных финансовых центров выполняют европейские банковские центры – Лондон, Париж, Люксембург, Лихтенштейн и традиционно Швейцария, банки которой всегда имели репутацию не только надежных, но и наиболее "закрытых"; они работают на всех мировых валютных рынках, в том числе на рынках евровалюты. Здесь капитал выполняет свою классическую перераспределительную функцию, способствуя перемещению капитала из одной страны в другую в зависимости от характера льготных регионов регулирования финансовой деятельности нерезидентов.

Банки и иные финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью ее экономики.

Действуя на ее территории, они проводят внешние по отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля. Следует отметить, что раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная валюта. В настоящее время чаще всего достаточны гибкое финансовое законодательство, право открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствие налога на доходы или его льготный характер, упрощение процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т.п.

В ходе глобального кризиса объектом сильнейшей критики в рамках G-20 стали оффшоры, включая Швейцарию. Были предприняты попытки ужесточить подход к банкам и компаниям, действующим в этих оффшорных "зонах" и странах. Актуальна эта проблема и для российских банков и крупных компаний, большая часть которых инкорпорирована в них. Но неожиданно Россия заблокировала "жесткое" решение G-20. Тем не менее шаг за шагом принимаются меры по достижению прозрачности укрывающихся в оффшорах банков и компаний, которые уходят от уплаты налогов и совершают иные недозволенные операции. Это касается Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Монако, которые в 2010–2012 гг. вынуждены были либерализовать банковское законодательство и в значительной мере "открыть" банковские операции.

Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы

Парижский клуб. Это неформальное объединение государств-кредиторов, сложившееся вокруг "группы десяти" – стран, заключивших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах с МВФ. Непосредственной причиной возникновения "группы десяти" явился аргентинский кризис 1956 г., связанный с проблемой выплаты внешнего долга. "Группа" являлась своеобразным органом ведения переговоров но поводу задолженности не только с Аргентиной, но и с другими странами. Позже эти функции перешли к Парижскому клубу. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство государства-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства.

Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием предоставления займа МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и на увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают эту программу в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу.

В настоящее время в Парижский клуб входит 19 стран, в том числе с 1997 г. и Россия. На его заседаниях рассматриваются вопросы государственной задолженности развивающихся стран. Наиболее активно клуб работал в 1980–1990-е гг., в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран; на его заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО. В связи с уменьшением задолженности России и других участников СНГ западным кредиторам Лондонский и Парижский клубы в XXI в. стали уделять больше внимания растущим долгам развивающихся стран, особенно стран Африки и Латинской Америки.

Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб – объединение крупнейших коммерческих банков-кредиторов (более 400). Он возник в начале 1980-х гг., после обострения кризиса международной задолженности. Лондонский клуб также действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями "большой семерки". По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.

В условиях мировой глобализации и все растущей конкуренции экономическим субъектам для нормальной деятельности необходимо постоянно искать и совершенствования способы снижения издержек. Учитывая, что существенную часть затрат любой организации составляют налоги, появились пути снижения этой статьи расходов. Одним из самых эффективных методов их снижения, является использование благ, предоставляемых офшорными финансовыми центрами. Они позволяют не уплачивать налоги при соблюдении определенных условий, либо максимально снизить их.

В современном мире офшорные центры играют существенную роль. Помимо легальной заинтересованности в них, они являются подходящим элементом для преступных замыслов ввиду высокого уровня конфиденциальности и условия анонимности банковских счетов. Все это, а также то, что их быстрое развитие не позволяет такими же темпами обновлять теоретическую базу по данному вопросу, обусловило выбор темы и ее актуальность.

Объектом исследования являются офшорные финансовые центры, предметом – их сущность, типы и особенности. Целью работы является деятельности офшорных финансовых центров, понимание теоретических и практических аспектов их работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить сущность понятия офшорного финансового центра, охарактеризовать его особенности;
  • понять причины появления офшорных финансовых центров;
  • дать характеристику видам офшорных компаний;
  • охарактеризовать их современное состояние.

Глава 1. Теоретические основы офшорных центров и их распределение в мире

1.1.Сущность, значение и причины создания оффшорных центров

Офшорный финансовый центр представляет собой государство или какую-то его часть, на территории которых иностранные резиденты могут осуществлять финансовые, торговые и коммерческие операции на льготных условиях, в частности освобождаясь от налогообложения или уплачивая их в минимальном размере, по сути заменяя налоги на ежегодные и регистрационные пошлины.

Этот термин используется Международным валютным фондом и некоторыми другими международными организациями, в теоретических источниках также можно найти такие определения этого понятия, как офшорная зона, офшор и другие.

Так, согласно законодательства Российской Федерации, офшорная зона представляет собой государство, которое предоставляет льготное налогообложение и (или) не подразумевает предоставления и раскрытия информации при осуществлении различных финансовых операций.

Можно выделить 9 форм офшорной деятельности:

  • страхование;
  • банковское дело;
  • финансы и лизинг;
  • управление фондами;
  • режим сервисных центров;
  • смешанные виды деятельности.

Единого списка офшорных зон не существует. Каждая страна или международная финансовая организация ведет свой список. Среди офшорных зон, представленных Российской Федерацией, выделяют следующие территории : Ангилья; Антигуа и Барбуда; Княжество Андорра; Аруба; Содружество Багамы; Бруней-Даруссалам; Королевство Бахрейн; Бермуды; Белиз; Британские Виргинские острова; Республика Вануату; Гренада; Гибралтар; Содружество Доминики; Союз Коморы, а именно остров Анжуан; Китайская Народная Республика, в частности специальный административный район Гонконг (Сянган) и специальный административный район Макао (Аомынь); Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Малайзия, а именно остров Лабуан; Республика Маврикий; Мальдивская Республика; Республика Маршалловы Острова; Республика Мальта; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Республика Ниуэ; Нидерландские Антилы; Объединенные Арабские Эмираты; Острова Кука; Острова Кайман; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Самоа; Республика Панама; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Республика Сейшельские Острова, а также отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в частности остров Мэн, Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).

Если оценить географию офшорных территорий, можно прийти к заключению, что объединяет их, как правило, отсутствие трудовых и природных ресурсов, что влечет за собой неразвитость территорий экономики, низкий уровень жизни населения, отсутствие внутренних и внешних инвестиций. Учитывая то, что торговля материальными ресурсами для таких территорий невозможна, им приходится «продавать юридические адреса», обеспечивая при этом льготные условия.

Чтобы какая-либо территория могла быть отнесена к офшорному центру, необходимо её соответствие четырем основным критериям:

  • операции должны вестись нерезидентами, не имеющими права осуществлять деятельность в стране регистрации;
  • законодательство и корпоративные стандарты должны строиться с учетом максимального облегчения деятельности нерезидентов;
  • должен быть обеспечен соответствующий режим секретности, а также гарантирована конфиденциальность финансовой деятельности;
  • обеспечение льготных режимов налогообложения.

Первый пункт необходим, исходя из специфики офшорных территорий, которая была озвучена ранее, чтобы обеспечить отсутствие конкуренции со стороны крупных мировых организаций местным компаниям, остальные же служат своеобразной приманкой для компаний- нерезидентов.

Таким образом, деятельность, которую нерезиденты могут осуществлять на офшорных территориях, ограничена. Существует ряд вопросов, которые они могут решать, в частности:

  • непосредственное управлять делами организации, в том числе набирать штат, приобретать или арендовать офисные или жилые помещения;
  • устанавливать торговые связи, выполнять платежи и заказы иностранных товаров или клиентов, в том числе заказы местных товаров через местного экспортера, если они осуществляются со стороны клиентов-нерезидентов офшорной зоны;
  • разрабатывать планы и программы строительства, которое осуществляется за рубежом;
  • печатать и редактировать издания, предназначенные для распространения за рубежом;
  • принимать участие в деятельности оффшорных страховых компаний или банковских организаций;
  • быть судовым агентом или менеджером, если эта должность не подразумевает проведение операций на территории офшорной зоны.

Говоря о критериях отнесения территорий к офшорным, стоит сказать о разнице в подходах, которую используют различные международные организации. В отечественных источниках единой классификации нет, однако, обобщив некоторые из них, можно выявить примерно такое деление:

  • «чистые офшоры», включающие территории, которые полностью освобождают офшорные организации от налогообложения, на которых последние уплачивают правительству этой страны определенную пошлину, обычно не более 400 долларов США ежегодно;
  • «низконалоговые гавани», которые облагают офшорные компании минимальным налогом;
  • «внутренний офшор», являющийся разновидностью последнего в рамках территории одной страны и представляющий собой часть государства, на территории которой для компаний-резидентов, осуществляющих определенную деятельность или компаний установленной формы предусмотрены налоговые льготы.

Центральный банк Российской Федерации выделяет оншоры, классические офшоры и наиболее неблагоприятные территории. К первым относятся наиболее респектабельные территории, такие как Швейцария, Гонконг, Черногория, Сингапур, Ирландия, о. Мэн, Нормандские о-ва, Мальта. К последним Банк России относит Андорру, Анжуанские острова, Лихтенштейн, Либерию, Маршалловы острова и некоторые другие. К классическим относятся все остальные офшорные зоны .

Международная организация экономического сотрудничества и развития формально использует термин «tax haven», то есть налоговая гавань, а не офшор, и выделяет также четыре основных фактора, на основе которых определяется, относится ли территория налоговой гаванью .

Основным из них считается то, что данной территорией не введено налогообложение либо введено номинально при оговорке, что на основании только этого пункта территорию относить к «tax haven» нельзя, а следует учитывать и другие факторы, такие как недостаточная прозрачность, законодательные или административные препятствия для обмена информацией с правительствами других стран, отсутствие требования вести реальную деятельность.

Помимо так называемой «благоприятной категории» офшорных территорий, полностью соответствующих предъявляемым требованиям, группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) выделяет 3 категории офшорных зон, публикуя «черный список» стран, относящихся к таковым, а именно :

  • территории, на которых вследствие недостатков национальных режимов появляется риск отмывания денег и финансирования терроризма для международной финансовой системы;
  • территории, национальные системы противодействия отмыванию денег на которых имеют существенные недостатки со стратегической точки зрения и которыми не разработан план по устранению этих недостатков;
  • территории, имеющие значительные недостатки в части борьбы с отмыванием денег, которые не исправляются государственной властью этих территорий.

Таким образом, ФАТФ формирует 2 списка – черный и темно-серый.

Первый включает территории с максимальным уровнем риска, в отношении которых другим странам рекомендуется применять контрмеры для защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма, которые исходят от этих территорий.

Темно-серый включает территории с недостатками национальных режимов, не достигшие необходимого уровня прогресса в части устранения этих недостатков или не выполняющие план действий по их устранению, который был разработан ими во взаимодействии с ФАТФ.

Достаточно распространено также деление следующего типа:

  • островные офшоры, включающие маленькие острова и архипелаги Карибского моря, Индийского и Тихого океанов, основной особенностью которых является отсутствие налогов, нетребовательность к ведению бухгалтерского учёта, небольшие фиксированные платежи, максимальный уровень анонимности и конфиденциальности владельцев организаций, по чему они зачастую считаются малопрестижными и обладают сомнительной репутацией;
  • европейские территории, характеризующиеся значительно более высоким статусом, на которых стоимость размещения офшорной компании может достигать уровня в десятки тысяч долларов США ежегодно;
  • отдельные административно-территориальные образования, характеризуемые особым режим налогообложения, к примеру, некоторые штаты США, а в России – Калмыкия, Углич, Алтай.

Есть формальные и неформальные классификации оффшорных зон.

Оффшорные зоны включают три большие классификации. Порядок регистрации бизнеса оффшорных организаций подразделяются на:

1) бесплатный, в котором зарегистрировать фирму, подготовить заявление и копии учредительных документов на английском языке (почти все зоны);

2) формальный, когда в дополнение к учредительным документам понадобятся дополнительные документы из страны основной зоны операций, расположенных на территории ЕС.

Характер аудита финансовой отчетности выделяют юрисдикции, которая не требует проведения и представления в государственные органы финансовой отчетности (Вануату, Либерия, Мальдивы, Андорра, Коста-Рика, Маврикий). В зависимости от степени конфиденциальности всех оффшорные организации можно разделить на:

– районы с открытым реестром, которые требуют полного раскрытия информации от владельцев бизнеса (Гонконг, Люксембург, Швейцария, Сингапур);

– районы с умеренным реестра, которые обязывают индивидуальных предпринимателей публично размещать информацию о крупнейших акционеров и их долей (Белиз, Барбадос, Ливан, Малайзия, ОАЭ);

– районы с закрытым реестром, которые обеспечивают бизнес с полной анонимностью (Науру, Либерия, Вануату, Маврикий, Лихтенштейн).
Предприниматели ищут наиболее лояльные условия: отсутствие налогов, упрощение процесса регистрации бизнеса и т.д. Тем не менее, необходимо позаботиться о том, чтобы выбранное место имело хорошую репутацию. Приходиться пойти на уступки и согласиться на более жесткие требования.

Так, в зависимости от степени лояльности к субъектам все они могут быть разделены на следующие категории.

  1. Классический оффшор имеют следующие основные преимущества:

— налогов в таких зонах не существует, а соответствующие правительства государств ограничивается только сбором предпринимательского годового взноса в размере 200-400 долларов;

— власти не вмешиваться в бизнес и не проверяют его;

техническое обслуживание и отчетность не является обязательным.
Предприниматель и его организация получают полную анонимность и конфиденциальность.

К таким районам относятся Багамские острова, Панама и Британские Виргинские острова. Несмотря на высокую привлекательность, они часто становятся убежищем для незаконных финансовых операций и незаконных операций с капиталом. Именно поэтому бизнес-партнеры на международном уровне, опасаются организаций, зарегистрированных в этих оффшорных зонах.

  1. Престижный оффшор. Не отличаются лояльными условиями, но очень высоко ценится бизнесменами по всему миру. Среди их преимуществ:

— наличие низких налоговых ставок;

— высокая степень доверия со стороны иностранных партнеров;

— расположен в удобной транспортной доступности.

В то же время в этих оффшорных организаций обязаны представлять финансовую отчетность в специальные государственные органы, а также раскрывать информацию о владельцах бизнеса и характере сделок. Аналогичный режим действует в настоящее время в таких странах, как Кипр, Нидерланды, Венгрия, Люксембург, Швейцария.

  1. Оншорные зоны. Формально не оффшоры, однако, дают иностранным организациям налоговые льготы, упрощенную регистрацию предприятий и некоторую частную жизнь.

В связи с этим они приобрели статус «оншорных территорий». Следует отметить, что в некоторых областях этот тип имеет гораздо более либеральный налоговый режим, чем в престижном оффшоре.

В связи с этим они занимают среднее положение в этой классификации. Примерами областей с таким режимом представляют собой Англия, Франция, США.

Существует три типа оффшорных зон.

  1. Страны, не имеющие налогов, не требующие отчетности.
    В основном это небольшие государства третьего мира. Наиболее известные налоговые убежищ: Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова. Эти районы характеризуются высокой степенью конфиденциальности для оффшорных владельцев организаций и почти полное отсутствие контроля со стороны властей за деятельностью таких организаций. Именно поэтому солидные организации и банки не хотят, чтобы они имели финансовые отношения. Эти государства имеют низкий уровень экономического развития, но имеют относительно высокую политическую стабильность.
  2. Оффшоры высокой респектабельности. В таких зонах, оффшорные организации требуются финансовые отчеты и предоставляют значительные налоговые льготы. Правительства этих стран контролируют более жестко, чем в странах первого типа, существует реестр директоров и акционеров, но и престиж организации намного выше. Это Ирландия, Гибралтар, остров Мэн.
  1. Страны, которые не могут рассматриваться как стандартные оффшоры. В третью группу входят страны, которые не могут рассматриваться как стандартные оффшоры, но которые обеспечивают в них резидентство, а не для извлечения дохода от их территории организациям некоторые налоговые льготы. Среди этих стран и Россия (Калининградская область). Спрос на подотчетность повышает доверие таких фирм со стороны деловых партнеров.

Итак, в зависимости от группы, устанавливаются различные требования к проведению операций и определению объем резервов по операциям:

– первая группа не требует оговорок;

– вторая группа — 25%;

– третья группа — 50%

При выборе оффшора, в первую очередь необходимо следить за задачами, которые должны быть решены с помощью организации, зарегистрированной в данной юрисдикции.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены типы оффшорных зон. Они разделяются по порядку регистрации, степени лояльности к субъектам и требованиям к проведению торговых операций.

Итак, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты оффшорного бизнеса. Оффшорные зоны снижают налоговую нагрузку для предприятий. Но во многих государствах вводят экономические ограничения на использование оффшорных зон. Суть таких ограничений состоит в том, что налоговый режим в оффшорной зоне становится намного затратнее местного.

Оффшорные зоны разделяются по порядку регистрации, степени лояльности к субъектам и требованиям к проведению торговых операций.

1.2.Классификация офшорных центров

Оффшорные центры дают огромные возможности почти неограниченному кругу лиц для достижения целей, как законных, так и незаконных.

Все мотивы можно условно подразделить на 3 группы :

  • мотивы, которыене связаны с совершением преступлений;

Самой распространенной причиной использования офшорных зон является потребность в оптимизации налогового планирования легальным способом. Оно связано с проведением сделок, имеющих налоговую мотивировку, однако при этом соответствующих духу и букве закона. Также офшорные схемы часто используются для защиты активов фирмы с одновременной минимизацией риска их экспроприации в условиях экономической нестабильности.

Помимо этого, имеет место потребность в налоговых убежищах, которая напрямую с бизнесом не связана. К примеру, высокий уровень секретности оффшорных территорий важен при гражданском судебном разбирательстве, в частности, при разводе.

Несмотря на то, что есть множество законных причин использования оффшорных зон, последние создают потенциал для развития преступной деятельности. Сами схемы использования стандартов оффшорной зоны очень близки. Самым значимым для развития преступности фактором можно считать уровень финансовой секретности, который порождает благоприятные условия для маскировки преступной деятельности за счет появления эффективных инструментов, помогающих скрыть доходы и препятствующих анализу денежных потоков.

В структуре мотивов использования оффшорных зон с криминальными целями выделяют, как правило, две группы: те, которые подразумевают желание совершить или скрыть налоговое преступление, и те, которые связаны с другими экономическими преступлениями.

Вторая большая группа причин объединяет цель уклониться от налогов, множество схем для которых предлагают офшорные зоны. Большая часть схем подразумевает использование разных видов общих компаний, а также оффшорных трастовые и банков. Самая элементарная схема операций в офшорной зоне, которые предполагают налоговую мотивировку, базируется на универсальном принципе налогового законодательства, который включает в обязательное налогообложение доходы, источники которых расположены в пределах этого государства. Если источник дохода расположен за границей или сложно его определенно локализовать, он исключается из сферы интересов этой юрисдикции. Подобные ситуации характерны для консалтингового бизнеса, при оказании посреднических услуг и других. Таким образом полученные доходы поступают на счета оффшорных компаний.

Бартерные операции с офшорной компанией в качестве посредника как одна из распространенных схем предполагает, исходя из названия, посредничество офшорной фирмы между двумя компаниями, которые осуществляют бартерный обмен товарами. Основной доход от сделки в этом случае образуется у оффшорной фирмы.

Операции с долговыми обязательствами подразумевают покупку офшорной фирмой долговых обязательств с дисконтом, погашаемых впоследствии по номинальной стоимости, результатом чего выступает получение компанией дохода, освобожденного от налогообложения или обложенного минимальным налогом.

При операциях с ценными бумагами офшорная фирма приобретает их с перепродажей впоследствии по высшей цене третьему лицу.

Сущность самофинансирования заключается в выдаче кредита офшорной фирмой организациям-партнерам, которые сами располагаются вне оффшорной зоны. Если кредит выдан на платной основе, выплачиваемый иностранной фирме процент уменьшает налогообложение в стране получения, при этом не облагаясь налогом (или облагаясь минимальным налогом) в офшорной зоне.

Мотивы, которые связаны с экономическими неналоговыми преступлениями подразумевают отмывание нелегальных доходов, их накопление, контрабанду наркотических средств. Становление офшорных финансовых центров основными компонентами глобального процесса отмывания денег обусловлено двумя причинами. Первая состоит в приобретении правоохранительными органами развитых стран мира значительного опыта в части преследования вовлеченных в процесс внутреннего отмывания доходов лиц. Вторая заключается в том, что широкая распространенность зон финансовой секретности сделала общедоступными преимущества от ведения операций с офшорными фирмами.

В современном мире достаточно распространен выпуск необеспеченных или фиктивных векселей, депозитных сертификатов и иных финансовых инструментов, чему создают предпосылки минимальные затраты для учреждения банка, фактическая анонимность владельца, недостаточное законодательной обеспечение контроля, возможность формирования компаний с названиями, которые могут ввести в заблуждение.

Таким образом, существует множество как законных, так и незаконных мотивов использования офшорных финансовых центров, что делает их необходимыми для изучения и постоянного контроля.

Глава 2. Регулирование деятельности оффшорных финансовых центров и деофшоризация экономики в России и мире

2.1 Международное регулирование офшорных центров и деофшоризация

Каждый офшорных финансовый центр выбирается налогоплательщиками исходя из целей, которые они преследуют при сотрудничестве с ним. К примеру на Бермудских островах широко развито открытие дочерних страховых компаний, для образования корпораций используются Панамские острова.

Таким образом, важно не только понимать, что есть такое офшорные финансовые центры в целом, но и понимать разницу между разными офшорными юрисдикциями, знать их особенности. Вследствие этого, дадим характеристику некоторым широко известным офшорным финансовым центрам.

При этом следует отметить, что использование офшорных территорий с преступными целями подразумевает обычно множество их в одной группе операций с целью маскировки следов. К примеру, контрабанда наркотиков проводится с использованием судов, которые принадлежат корпорациям на Нидерландских Антильских Островах, которые зарегистрированы в Панаме, при этом счета за перевозку грузов оплачиваются юридическим лицам на Каймановых Островах, а платежи направляются на счета, открытые в Швейцарских банках .

Более всего в преступную экономическую деятельность вовлечены несколько основных офшорных территорий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Одним из крупнейших офшорных финансовых центров являются острова Теркс и Кайкос. Он относится к относительно недавно созданным, так как только в 1979 году был принять ряд законов правительством, направленных на привлечения оффшорного банковского бизнеса. Его популярность связана с самыми жестокими мерами, применяемыми при нарушении конфиденциальности.

Содружество Багамских Островов представляет собой независимую колонию Британии, на них функционирует больше 350 банков, в том числе крупнейшие банки мира. Почти 95 процентов банковских операций, которые осуществляются на их территории являются международными. Открыть банковский счет в этой зоне можно даже по почте. Секретность и конфиденциальность подвергается жесткому контролю со стороны правительства и коммерческих фирм. На островах не предполагаются валютные ограничения, ввоз и вывоз валюты очень прост.

Бермудские острова собрали наибольшее число финансовых профессионалов, работающих с иностранными инвесторами. Отсутствие ограничений аналогично Содружеству Багамских Островов. Отличительной чертой банков на Бермудских островах являются более жесткие требования по отношению к новым клиентам относительно других налоговых убежищ. Законодательство этой зоны значительно упрощает создание и деятельность филиалов страховых компаний.

Нормандские Острова являются важным центром офшорных банковских операций для клиентов международного масштаба. Как офшорные центры фигурируют Гинеей и Джерси. Открытие банковского счета может проводится не только частным лицом, но и его представителем или посредством почтовой связи.

Остров Мэн тоже предлагает хорошие условия для открытия филиалов страховых компаний. Учитывая небольшую стоимость корпорации на этой территории, их покупка часто имеет целью только открытие банковского счета с респектабельным названием в иных банках мира.

Каймановы острова считаются одним из крупнейших банковских центров на мировой арене. Законодательство этой территории особое внимание уделяют поддержанию корпоративной и финансовой секретности. Раскрытие информации здесь считается преступлением, равно как и запрос на получение информации. Для этой зоны характерны благоприятные условия для создания и функционирования трастовых фирм, специализирующихся на управлении офшорными компаниями.

Банковская система Лихтенштейна и законы о конфиденциальности аналогичны швейцарским, что делает их взаимозаменяемыми с точки зрения экспертов.

Монсеррат является самоуправляемой Британской колонией, объединяет в основном банки класса Б, легко создаваемые и действующие с высоким уровнем секретности. Хотя здесь и существует правила валютного контроля, их соблюдение не сильно контролируется, в связи с чем достаточно легко осуществляется ввоз и вывоз денежных фондов.

Нидерландские Антильские Острова много лет обладали преимуществом над другими офшорными территориями вследствие долговременного налогового договора между Королевством Нидерландов и Соединенными Штатами Америки, дающий корпорациям Нидерландских Антильских Островов, которые имеют инвестиции в США, право на освобождение от налогов либо снижение налога на суммы дивидендов.

Панама пользуется популярностью среди офшорных территорий в связи с самой простой в мире системой создания и обеспечения деятельности корпораций. Законодательство этой зоны содержит минимальное число требований, отсутствуют какие-либо корпоративные налоги за исключением ежегодного сбора, равного 100 долларам, также нет требований по регистрации отчетности и какого-либо правительственного контроля. Три директора корпорации, требуемые по закону, могут быть одновременно должностными лицами, в качестве таковых может и местноц, и неместное население. Наименования корпораций в Панаме могут быть на любом языке, единственным условием является наличие какого-либо из следующих обозначений: Корпорация (Кори.), Сосиадад Аноима (С.А.) или Инкорпорирована (Инк.). Здесь отсутствует минимальный размер капитала, бухгалтерские стандарты, имеет место практика занумерованных и закодированных банковских счетов.

Швейцария не является в полном смысле налоговым убежищем, так как налоги в этой стране достаточно высоки, однако ввиду высокого уровня финансовой секретности с одновременной стабильностью страны она аккумулирует огромные потоки денежных средств со всего мира.

2.2 Деофшоризация российской экономики

Возможность открытия офшорных компаний российскими бизнесменами появилась в 1991 году, в частности в апреле этого года швейцарская компания Riggs Walmet Group вышла на отечественный рынок с предложением по созданию таких фирм. Ею предлагалась помощь в их создании, а также поддержание их нормальной деятельности, включающей обязательство вносить ежегодные взносы в бюджет страны основания, обеспечивать секретарские услуги по обработке почты, организовывать ежегодные собрания акционеров, составлять балансы и прочее. Стоимость их услуг по международным стандартам была завышенной: за регистрацию предлагалось заплатить 4800 долларов США, ежегодно выплачивать 1100 долларов США за поддержку.

Значительное развитие в России получила практика использования офшорных фирм в целях международного инвестирования. Дочерние структуры и филиалы, которые созданы в рамках крупнейших российских финансово-промышленных корпораций и групп использовали огромное число офшорных компаний. Все чаще офшорные схемы начали основываться на страховых, трастовых, лизинговых и иных договорно-правовых формах осуществления сложных финансовых сделок. Иностранные офшорные фирмы используются для долгосрочного и текущего финансирования отечественных проектов из-за границы. В схемах такого типа, как правило, часто используются специализированные фирмы, которые расположены в зонах налоговых льгот. В последние годы отечественные финансовые компании и банки используют офшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг.

Роль офшорных схем в создании транснациональных корпораций увеличилась, когда они стали встраиваться в сеть внешних филиалов отечественных компаний. Офшорные схемы зачастую имеют целью зарубежные налоговые барьеры.

Развитие офшорного бизнеса в России стимулируется рядом факторов, среди которых:

  • неэффективность фискальной политики;
  • мотивация к экспорту капитала за границу;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • высокие риски инвестирования;
  • высокий уровень криминализации экономики;
  • использование офшорных схем, чтобы скрыть владение отечественными инвестиционными объектами и с целью отмывания криминальных доходов.

Основной офшорной зоной для отечественных бизнесменов долгое время был Кипр. По экспертным данным, ежемесячно из России переводилось около одного миллиарда долларов. Также популярной зоной переводов являлась Великобритания, где средства вкладывались в недвижимость. На фоне текущей ситуации часть средств, скорее всего так или иначе вернется в Россию, другая будет переведена с Кипра в более стабильную зону.

Операций, которые связаны с приобретением сооружений, зданий, земли и другой недвижимости, которая находится за рубежом, а также с покупкой акций зарубежных организаций, регистрацией компаний в офшорных зонах, считаются операциями, которые связаны с движением капитала, и осуществляются в определенном Банком России порядке .

Для того, чтобы ограничить вывоз капитала из страны, существует лицензионный порядок на совершение таких операций, как и для открытия счетов за границей.

Резиденты, которые осуществляют такие валютные операции, должны вести учет и предоставлять отчетность по ним. Также есть ограничение на ввоз акций зарубежных организаций, в частности, он должен соответствовать таможенным стандартам.

При нарушении существующих норм, наиболее часто применяется 2 вида ответственности:

  • в пользу государства взыскивается весь доход, который получен по недействительным сделкам;
  • в пользу государства взыскивается необоснованно приобретенное имущество.

Значительное распространение в последнее время получили схемы, которые используют действующие международные договора об исключении двойного налогообложения.

Ограничения, которые вводятся в России и других странах мирах, к сожалению, не смогут искоренить офшорный бизнес вообще. Офшорные финансовые центры и схемы работы с ними совершенствуются из года в год и отслеживать их все сложнее. В то же время рост ограничений для регистраторов офшорных компаний потребует высокой квалифицированности специалистов, в результате чего возрастет риск и, соответственно, цена на такие услуги.

Попытка частично отказать в открытом море в российской столице были частично эффективными: спрос на регистрацию организаций в странах из «черного списка ЦБ РФ» резко упал. Страны, не включенные в пресловутый список Центрального банка, стали пользоваться повышенным вниманием. Ранее малоизвестная акваторий считались перспективными, например, Черногория.

В качестве еще одного современного реакции оффшорного бизнеса к сдерживающим действиям Центрального банка Российской Федерации, можете указать увеличение числа сложных схем с участием оффшорных и оншорных организаций, которые представляют собой лишь «промежуточными» в отношениях между российской и оффшорной компанией. К примеру, русская организация заключает договор с очень респектабельной фирмой Великобритании, которая, в свою очередь, является лишь агентом организации с Британских Виргинских островов и работает на скромной комиссии от них, и платит налоги в Казначейство Великобритании. Основная прибыль, соответственно, по этой схеме идет от оффшора. Тем не менее, «солидная фирма» только ширма в цепочке отношений между российской компанией и ее оффшором. Такая сложная схема абсолютно легальна и базируется в будущем в течение длительного времени, так как он требует тщательного просчета движения денежных средств через банки Германии или Англии с минимальными потерями на налогах в этих богатых странах высока. Такая сложная схема стоит от десяти до двадцати тысяч долларов. Но крупные структуры не экономят на надежности финансовых каналов.

Есть более простые, но не менее элегантные схемы обхода «черного списка Центрального банка Российской Федерации», с использованием, например, существующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Например, в соответствии с кипро-британского соглашением и с дополнительным объяснением британской стороны во время определенных условиях, организация, зарегистрированная в Великобритании, то есть юридический адрес, банковские реквизиты, и т.д., может быть налоговым резидентом Республика Кипр и платить налоги, соответственно, в кипрской оффшорной ставке 4,25%. Такое образом, под респектабельной маской добропорядочная английская организации может вполне легально скрываться оффшор из Кипра, если реальный центр управления этой организации находится на острове Кипр, то есть, достаточно назначить директоров организации резидентами Кипра.

Не менее элегантной оффшорной схемой, основанной на соглашении об избежании двойного налогообложения, в отношении которых Нидерланды заключила с несколькими странами. Схема называется «голландский сэндвич» и состоит из голландской холдинговой организации и организации из Нидерландских Антильских островов, которая владеет акциями холдинга. Схема направлена ​​на минимизацию налогов и суть его в том, что холдинг, чтобы минимизировать налоги на доходы от организаций, в силу соглашения об избежании двойного налогообложения, а при выплате на Антильские острова организации держателю акций они малы в силу налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. В результате, общая сумма налога в Нидерландах и на Антильских островах может достигать 10,2 процента, потому что Антильская организация платит так мало налогов, а голландская холдинговая организация, могут быть освобождена от налога на прибыль в виде дивидендов (при соблюдении определенных условий).

Подводя итог результат: частично препятствие оффшорный бизнес в России только стимулировать бизнес к развитию и поиску новых областей и схем работы. Ужесточение контроля и санкций Регистратора оффшорных организаций приводит к повышению развития правовой грамотности и навыков большинство из этих регистраторов. Несмотря на то, что мы не будем отрицать: увеличение риска приводит к неизбежному повышению цен на услуги.

Оффшорные зоны представляют собой важным инструментом налогового планирования и налоговой оптимизации в международном бизнесе. Наиболее развитые отечественные организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, будет продолжать использовать международное налоговое планирование через оффшорные зоны до тех пор, как налоговые системы разных стран отличаются друг от друга. Поэтому не перестают быть актуальными аспекты совершенствования административно-правового регулирования деятельности оффшорных организаций и формирования современного российского оффшорного законодательства в соответствие с мировой практикой.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены перспективы развития оффшорных зон в России. Несмотря на законодательные ограничения оффшорного бизнеса в России, существует ряд схем, позволяющих эти ограничения свести к нулю. Эти схемы основаны на соглашении об избежании двойного налогообложения.

Итак, в третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы развития оффшорных зон в российском предпринимательстве.

Проблемы оффшорных зон в российском предпринимательстве связаны с усилением законодательного контроля. Несмотря на законодательные ограничения оффшорного бизнеса в России, существует ряд схем, позволяющих эти ограничения свести к нулю. Эти схемы основаны на соглашении об избежании двойного налогообложения.

Заключение

Таким образом, офшорный финансовый центр в целом представляет собой государство или какую-то его часть, на территории которых иностранные резиденты могут осуществлять финансовые, торговые и коммерческие операции на льготных условиях, в частности освобождаясь от налогообложения или уплачивая их в минимальном размере, по сути заменяя налоги на ежегодные и регистрационные пошлины.

Выделяют 9 основных форм офшорной деятельности:

  • страхование;
  • банковское дело;
  • финансы и лизинг;
  • управление фондами;
  • режим дистрибьюторских центров;
  • режим для организаций, которые являются штаб-квартирами;
  • режим для судоходных компаний;
  • режим сервисных центров;
  • смешанные виды деятельности.

Каждая страна или международная финансовая организация ведет и публикует свой список.

Все мотивы использования офшорных центров можно условно подразделить на 3 группы:

  • мотивы, которые не связаны с совершением преступлений;
  • облегчение уклонения от налогов;
  • мотивы, которые связаны с совершением неналоговых экономических преступлений.

Любой офшорный бизнес, за исключением специфических трастового, банковского или страхового, именуют термином «общая компания».

Офшорным банком называют банк, расположенный и зарегистрированный на территории офшорного финансового центра, который вправе проводить операции исключительно с другими аналогичными учреждениями или компаниями-нерезидентами офшорной зоны. Деятельность офшорных банков облагается минимальными налогами или совсем не облагается, при этом они обязаны уплачивать пошлину за продление банковской лицензии и регистрационную пошлину.

Офшорное страхование базируется на переводе офшорным страховым компаниям страховых премий, которые в этом случае не облагаются налогом на прибыль. Целями криминального использования этих компаний в большинстве случаев является уклонение от налогов, формирование неформальных денежных фондов, нелегальный экспорт капитала и отмывание криминальных доходов.

В таком бизнесе обычно используется два вида фирм: компании внутрифирменного страхования и перестраховочные фирмы.

Офшорных финансовых центров в мире большое количество и они часто специализируются на отдельных операциях, где-то развито страхование, в некоторых зонах – банковская деятельность, в других популярны офшорные трасты.

Применительно к России стоит отметить, что законодательство предусматривает ряд сдерживающих факторов, однако более половины всех средств, полученных российскими бизнесменами, «оседает» на счетах в офшорных финансовых центрах.

Список использованной литературы

  1. О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 г., № 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Последнее обновление 25.03.2013.
  2. Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 г., № 108н (ред. от 21.08.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Последнее обновление 25.03.2013.
  3. Беляев М.К. Финансовые центры в глобальной экономике // Финансовый вестник. № 11. 112 с.
  4. Кашин С.В. Международные финансовые центры и их роль в глобальной финансовой системе // Банковское дело. № 10. 98 с.
  5. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. М.: КноРус, 2010. 322 с.
  6. Федорова Т.А. Страхование: учебник. М.: Экономистъ, 2011. 875 с.
  7. Хмелев И.Б. Мировая экономика: учебник. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. 360 с.
  8. Шегорцов В.А., Таран В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 528 с.

Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 г., № 108н (ред. от 21.08.2012 г.)

Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru

Международная организация экономического сотрудничества и развития: [сайт]. URL: http://www.oecd.org

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег: [сайт]. URL: http://www.fatf-gafi.org

Беляев М.К. Финансовые центры в глобальной экономике // Финансовый вестник. — 2011. — № 11. — С.26

Кашин С.В. Международные финансовые центры и их роль в глобальной финансовой системе // Банковское дело. — 2011.- № 10. — С.23

Введение

Оффшорные центры появились как реакция на мировую экономику во время антииндустриальной революции. Именно на этом фоне началась трансформация заморских территорий Великобритании, Каймановых островов и Британских Виргинских островов, в оффшорные финансовые центры, т.е. в такие центры которые пытаются привлечь иностранный бизнес за счет либеральной правительственной политики, так же их еще называют оффшорные финансовые юрисдикции.

Все оффшорные финансовые услуги были выбраны как способом ведения деятельности в сложившемся политическом климате, предоставления надежного убежища для имущества, так и путем сокращения расходов на администрирование.

В 1980х годах лидерами оффшорной инновации стали Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Гонконг. А уже 1990е годы стали началом признания Европой, и в меньшей степени Соединенными Штатами, влияния, которое оказывали оффшорные финансовые центры на экономику их стран.

Вообще причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Экономика оффшорных финансовых центров позволяет предпринимателям выстоять в условиях жестокого климата, сложившегося у них на родине.

Оффшорные финансовые центры

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Оффшорный финансовый центр - термин, используемый МВФ (Международный валютный фонд) и рядом других международных организаций. В литературе встречаются также иные термины: оффшорная зона, оффшор, налоговый рай, налоговая гавань, убежище и ряд других.

Основной целью использования ОФЦ является минимизация налоговых обязательств как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения компании. Это происходит путем "легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения". Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.

Для отнесения территории государства (или его части) к оффшорным центрам, как правило, используется четыре основных критерия:

коммерческие операции осуществляются нерезидентами, которые не имеют права вести деятельности на территории страны регистрации;

финансовые нормы и корпоративное законодательство построены таким образом, чтобы максимально облегчить деятельность иностранных компаний;

обеспечение режима секретности и гарантия конфиденциальности финансовой деятельности;

наличие льготных налоговых режимов.

Территории, с выше названными признаками, в работах иностранных исследователей и документах МВФ получили название «Оффшорные финансовые центры», а российские исследователи, кроме этого названия используют целый ряд понятий, таких как налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай, финансовые гавани, фискальные оазисы, финансовые центры налоговых гаваней и т.д. Все эти понятия подчеркивают значение оффшорного бизнеса для оптимизации налогообложения. Однако в этом случае не принимается во внимание тот факт, что часто оффшорные финансовые центры используются в первую очередь не для уменьшения налоговых платежей, а для решения других задач, связанных с движениемфинансовых потоков. Поэтому, учитывая, что для ведения оффшорного бизнеса необходим определенный юридический статус, то все территории, осуществляющие оффшорную деятельность могут быть объединены общим понятием «оффшорная юрисдикция», имеющая налоговую или финансовую специализацию, а иногда их сочетание.

МВФ считает, что следующее характеристики соответствует оффшорному финансовому центру:

* Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с не резидентами;

* Финансовые системы с внешними активами и пассивами выходящее за пределы национальных финансовых посредников, и направленные на финансирование национальной экономики.

* Центры, которые предоставляют некоторые или все из следующих услуг: низкий или нулевой налог, умеренное или светло-финансовое регулирование банковской тайны и анонимности.

Мнения оффшорных финансовых центров, как правило, поляризовано. Критики утверждают, что они умывают налоги с богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют незаконной деятельности, такой, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом риска в рамках правового корпоративного занавеса.

Сторонники же указывают на то, что авторитетные оффшорные финансовые центры играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговли, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, позволяя законно управлять рисками и финансовым планированием, а так же на молчаливую поддержку оффшорных центров со стороны правительства Соединенных Штатов (которые содействуют оффшорным финансовым центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций), на Соединенное Королевство (которое активно содействует оффшорным финансовым услугам в Карибско-зависимых территориях, чтобы помочь им диверсифицировать свою экономику и содействовать Британскому рынку еврооблигаций).

Верным остается тот факт, что в последнее время оффшорные финансовые центры привлекают много больше внимания, чем в прошлом, и международные инициативы, выдвинутые ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering -- FATF)) и МВФ оказывают значительное воздействие на оффшорные финансовые промышленности.

Большинство оффшорных центров из принципа значительно укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывания денег и других ключевых регулировок деятельности. 23 февраля 2007 года "Экономист" опубликовал обзор оффшорных финансовых центров, хотя журнал был исторически очень враждебно настроены по отношению к ОФЦ, доклад представляет собой переход к весьма значительно более благоприятному мнению о роли оффшорного финансирования, заключение: "... хотя и международные инициативы, направленные на уменьшение финансовой преступности можно только приветствовать, более широкая озабоченность ОФЦ является чрезмерной. Хорошо зарекомендовали себя юрисдикции всех сортов, независимо от того, номинальные они или оффшорные, это является положительным для мировой финансовой системы.

В современной мировой экономике по данным МВФ насчитывается 69 оффшорных финансовых центров, которые расположены на всех континентах и во всех регионах мира.

Особой концентрацией отличаются Западное полушарие, где находится 22 центра:

в США штаты: Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, Делавэр;

в Карибском бассейне: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова;

в Центральной и Южной Америке: Панама, Уругвай.

Европа, где функционируют 19 ОФЦ: Австрия; Кипр; Гибралтар; Лихтенштейн; о.Мэн и Джерси; Нидерланды.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находятся 17 ОФЦ: Австралия; о.Кука; Гонконг; Сингапур; о. Лабуан в Малайзии; Науру; Фиджи.

Намного меньше оффшорных финансовых центров на Ближнем Востоке, всего 6: Бахрейн; Дубаи; Израиль; Ливан; Оман; Кувейт.

и в Африке -5: Либерия; Джибути; Сейшельские острова; Танжер в Алжире; Маврикий.

По определению ОЭСР, следует различать девять форм оффшорной деятельности: (1) страхование, (2) финансы и лизинг, (3) управление фондами, (4) банковское дело, (5) режим для компаний, являющихся штаб-квартирами, (6) режим дистрибьюторских центров, (7) режим сервисных центров, (8) режим для судоходных компаний, (9) смешанные виды деятельности.

В начале 21 века деятельность оффшорных финансовых центров как институциональной формы оффшорного бизнеса стала объектом внимания таких международных организаций как ФАТФ, МВФ, ОЭСР, ООН, ЕС и др., которые признали двоякую роль ОФЦ в глобальной экономике, которая заключается в следующем:

Во-первых, оффшорные финансовые центры являются мощным перераспределительным механизмом в сфере международного движения финансового капитала. Положительные темпы роста мировой экономики оказывают стимулирующее воздействие на оффшорный капитал. Посредством ОФЦ и налоговых гаваней, оффшорный капитал существенно влияет на все страны мира за счет «глобальной связи» между финансовыми рынками всех стран.

Во-вторых, оффшорный капитал оказывает влияние на уровень корпоративного налогообложения в развитых странах; увеличивает доход ТНК и, следовательно, стимулирует процесс реинвестирования и цикличного движения оффшорного капитала при расширении филиальной сети ТНК; обеспечивает высокий уровень жизни в странах, установивших оффшорную юрисдикцию; стимулирует развитие рынка финансовых услуг.

В-третьих, особенность оффшорного капитала состоит в том, что при его перераспределении, происходит его приумножение, и, следовательно, происходит рост его финансовых оборотов, что приводит к появлению беспокойства мирового сообщества по поводу его стабильности, легальности и принадлежности.

Несмотря на столь важную роль ОФЦ для мировой экономики международные организации считают необходимым постоянное совершенствование их деятельности по таким параметрам, как «чистота» и прибыльность оффшорных операций, финансовые гарантии, политическая стабильность и т.д.

Среди финансовых центров выделяют оффшорные зоны. Оффшорные зоны - это вненациональные финансовые центры, которые осуществляют значительные объемы кредитования и финансирования в валютах других стран (евровалютах).

Для этих зон характерны:

· либеральное валютно-кредитное законодательство, которое защищает интересы инвесторов, не налагая при этом лишних ограничений на финансовые институты (низкие налоги, незначительное государственное вмешательство);

· осуществление валютно-кредитных операций в основном с иностранной для данной страны валютой;

· законодательное разрешение продажи валюты по официальной цене, когда официальный обменный курс ниже рыночного, и покупки валюты, когда официальный курс валюты выше рыночного.

Характерной чертой оффшорного центра является то, что депонируемый в нем капитал не лежит без движения, а предназначается для инвестирования в высокоприбыльные отрасли с низким налогообложением за рубежом.Существует множество критериев классификации оффшорных центров. В основу главных критериев, используемых представителями делового мира при выборе таких центров с целью минимизации налоговых обязательств, относится просуммированный объем и характер привилегий, предлагаемых клиентам.

При таком подходе оффшорные центры обычно разделяют на два основных типа:

первый - это собственно оффшорные территории, официально признанные в мире, и юрисдикции, которые относятся к “налоговым гаваням”. Это преимущественно страны с небольшим населением и малой земельной площадью. По терминологии, принятой в ООН, они называются мини-государствами. Для них характерно отсутствие налога на прибыль для иностранных “льготных” компаний. Но это преимущество в значительной мере обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и особенно договоров об избежании двойного налогообложения. К этому типу юрисдикций относится большое количество офшорных центров мира, например, остров Мен, Гибралтар, Панама, Багамские острова, Теркс, Kайкос и другие.

Ко второму типу относят юрисдикции с “умеренным” уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными офшорными территориями, хотя некоторые из них в отдельных случаях включены в “черные списки” налоговых гаваней. Здесь чаще всего стягивается “умеренный” (а временами и достаточно значительный) налог на прибыль. Но такой “недостаток” (с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства) полностью компенсируется тем, что такие юрисдикции связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Kроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного вида деятельности, в первую очередь, холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются в качестве промежуточных пунктов для межгосударственного перевода доходов и капиталов. При этом как конечный пункт такого перевода выступают офшорные компании, зарегистрированные в общеизвестных налоговых гаванях.


Зонами “умеренного” налогообложения обычно считают полностью “респектабельные” государства Западной Европы - Швейцарию, Голландию, Австрию, Ирландию, Бельгию.

Существует и ряд “комбинированных” юрисдикций, в которых совмещаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие “оптимальные” юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Стоит, однако, отметить, что не все оффшорные центры первого типа “оторваны” полностью от возможности заключения налоговых соглашений. Некоторые из них имеют договоры о предотвращении двойного налогообложения с отдельными странами (к таким оффшорным юрисдикциям относятся Мадейра, Голландские Антили, Маврикий, Британские Виргинские острова). Все это создает еще одну удобную “лазейку” для укрытия от налогов доходов и капитала.

Если же рассматривать оффшорные центры только с точки зрения ситуации фискальной, то есть со стороны специфики разнообразных выгод и преимуществ для разных категорий налогоплательщиков, то такие центры разделяются на несколько групп.

Это страны и территории:

· которые не облагают своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);

· которые облагают налогами только прибыль, полученную в данной стране, но освобождают от налогов доходы, которые поступают из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

· в которых получаемая там прибыль не облагается налогом, зато облагается прибыль, полученная из-за границы (Монако);

· где облагается налогом прибыль, полученная за рубежом, однако налоговые ставки очень низкие - ниже 1% (острова Гернси или Джерси Шарк);

· которые облагают налогом накопленные богатства (материальные ценности), а не текущую прибыль (Уругвай);

· в которых позволяется применять разные комбинации льготных налоговых правил, которые создают особенно выгодные условия для физических лиц. Их доходы здесь полностью освобождены от налогов или отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе такими центрами является Андорра, Ирландия, Монако, Kампене и Италия, за пределами Европы - Багамские, Бермудские, Kаймановы острова, Французская Полинезия или острова Святого Варфоломия.

Kроме того, оффшорные центры группируются по географическому признаку. При характеристике отдельных центров мы будем придерживаться распределения их на два основных типа, уже рассмотренных выше, - на безналоговые территории и юрисдикции с “умеренными” условиями налогообложения.