Законодательные основы рк по регулированию предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Аудитория Ключевые темы Переход от плановой экономики к рыночной Понятие и формы крестьянского или фермерского хозяйства Понятие, субъекты и объекты государственно-частного партнерства Формы и средства государственного регулирования предпринимательства Директора юридических департаментов Корпоративные юристы Руководители правовых департаментов Советники по правовым вопросам В результате обучения Вы сможете: получить экспертную консультацию по применению основных положений Предпринимательского кодекса РК узнать о правовых нововведениях, затрагивающих государственное регулирование предпринимателей, включая порядок организации и проведения проверок получить ценную информацию о государственной поддержке предприятий, осуществляющих индустриально-инновационную деятельность узнать все аспекты финансовой и имущественной поддержки предпринимателей в Казахстане получить экспертные рекомендации по работе с бизнес-инкубаторами и инвестиционным омбудсменом Спикер ХАЛБУВИ ШАРИФБАЕВА, Медиатор, судья в отставке Халбуви Садыковна является профессиональным тренером-медиатором. Имеет 10 летний опыт преподавания на курсах повышения квалификации судей и Судебной академии при Верховном Суде РК. На протяжении 28 лет она работала судьей в Алматинском городском суде до отставки в 2010 году. С 2011 года является арбитром Казахстанского Международного арбитража. Адрес:, ул. Шевченко 90, БЦ «Каратал», оф. 85

2 ПРОГРАММА 09:00-09:30 День 1 Регистрация участников 09:30-11:20 Переход от плановой экономики к рыночной Закон РК «О предпринимательской деятельности» Предпринимательский кодекс Республики Казахстан Предпринимательская деятельность Принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства Субъекты предпринимательства Права и обязанности субъектов предпринимательства Индивидуальное предпринимательство Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя 11:20-11:35 11:35-13:00 Понятие и формы крестьянского или фермерского хозяйства Предпринимательство юридических лиц Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам предпринимательства Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, ее цель и задачи Принципы деятельности Национальной палаты Регулирующие государственные органы и их компетенция в области государственного регулирования предпринимательства Права и обязанности членов Национальной палаты Аккредитация объединений субъектов частного предпринимательства 13:00-14:00 Обед 14:00-15:30 Понятие, субъекты и объекты государственно-частного партнерства Сферы применения государственно-частного партнерства и способы его осуществления. Социальная ответственность предпринимательства Цели и пределы государственного регулирования предпринимательства Уполномоченный орган по предпринимательству и его компетенция в области государственного регулирования предпринимательства Регулирующие государственные органы и их компетенция в области государственного регулирования предпринимательства Органы контроля и надзора и их компетенция в области государственного регулирования предпринимательства Финансовая и имущественная поддержка частного предпринимательства Информационная поддержка частного предпринимательства 15:30-15:45 15:45-17:00 Формы и средства государственного регулирования предпринимательства Порядок введения и отмены разрешительного или уведомительного порядка Заявители. Права заявителей Права и Заявители. Права заявителей Заявители. Права заявителей Права и обязанности разрешительных органов Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» Техническое регулирование Государственное регулирование цен и тарифов субъектов предпринимательства Ценообразование на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами государственной монополии Обязательное страхование

3 ПРОГРАММА День 2 09:30-11:20 Задачи государственного контроля и надзора Проверяемые субъекты и объекты. Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов (объектов) Гарантии субъектов частного предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора правоохранительными органами Формы контроля и надзора Порядок организации и проведения проверок Общие вопросы проверки Распределение проверяемых субъектов (объектов) по группам Виды проверок Акт о назначении проверки и его регистрация Порядок и сроки проведения проверки Ограничения при проведении проверки 11:20-11:35 11:35-13:00 Права и обязанности должностных лиц государственных органов при осуществлении контроля и надзора Права и обязанности проверяемого субъекта либо его уполномоченного представителя при осуществлении контроля и надзора Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов контроля и надзора и их должностных лиц Экономическая конкуренция Субъект рынка Аффилиированные лица юридических лиц Понятие и виды монополистической деятельности Антиконкурентные соглашения Доминирующее или монопольное положение Недобросовестная конкуренция Государственная монополия Защита конкуренции 13:00-14:00 Обед 14:00-15:30 Взаимодействие антимонопольного органа с правоохранительными органами Республики Казахстан и антимонопольными органами других государств Расследование нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции Меры антимонопольного реагирования Бизнес-инкубаторы Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Понятие и содержание индустриально-инновационной деятельности Субъекты индустриально-инновационной системы, участвующие в государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности 15:30-15:45 15:45-17:00 Специальные экономические зоны Государственная поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности Государственная поддержка инвестиционной деятельности и инвестиций Защита прав субъектов предпринимательства Уполномоченный по защите прав предпринимателей Инвестиционный омбудсмен Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере предпринимательства

4 РЕЗЮМЕ СПИКЕРА ХАЛБУВИ ШАРИФБАЕВА, Медиатор, судья в отставке Имеет 10 летний опыт преподавания на курсах повышения квалификации судей и Судебной академии при Верховном Суде РК. На протяжении 28 лет она работала судьей в Алматинском городском суде до отставки в 2010 году. С 2011 года является арбитром Казахстанского Международного арбитража. Участие в мероприятиях в качестве спикера и эксперта Участие в проекте по гранту поддержки свободы в Казахстане «Защита авторских прав и его исполнение в США». Участие в международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы внедрения медиации в Казахстане» организованной Лигой Потребителей и Consumers International при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках международного проекта «Повышение доступа к правосудию с помощью создания центров медиации и потребительского консультирования. Участие в семинаре «Международный коммерческий арбитраж и третейские суды в Республике Казахстан. Законодательство и практика применения» г. Участие в конференции на тему: «Предупреждение преступлений и профилактика правонарушений: современное состояние и перспективы совершенствования», проведенной Сенатом Парламента Республики Казахстан. Повышение квалификации в Российской академии правосудия. Диплом участника II Международного форума медиаторов. Сертификат РФЦА «Искусство переговоров по методике Harvard Negotiation Project» апреля 2013 года. Артур Мартиросян, США. Образование: Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, специальность юрист Адрес:, ул. Шевченко 90, БЦ «Каратал», оф. 85

5 УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: Регистрационный взнос за одного участника: тенге, НДС не облагается В СТОИМОСТЬ СЕМИНАРА ВКЛЮЧЕНО: участие в семинаре папка участника с материалами кофе-брейки, деловой обед ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ И ЗАМЕНА УЧАСТНИКОВ: Подтвердите свой отказ письменно не позднее 3 дней до начала семинара, чтобы получить возврат оплаты за вычетом административных расходов в сумме 15% за одного делегата. Замена участников может производиться в любое время. О замене следует предупредить письменно не позднее одного дня до начала семинара. Необходимо прислать сообщение электронную почту: ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ: Тел.: +7 (727) , Моб.: +7 (778) Руководитель проекта: Акмарал Касымбекова Адрес:, ул. Шевченко 90, БЦ «Каратал», оф. 85


Подготовка к предстоящему судебному процессу Доказательства и доказывание Стратегия и тактика ведения судебного спора Основы судебной риторики Директора юридических департаментов Корпоративные юристы Применять

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВА Статья 1. Законодательство Республики

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВА Статья

ҚАЗАҚСТАН РЕ СПУБЛИКАСЫНЫҢ К О Д Е К С I КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ

Ключевые темы Корпоративные отношения между материнской и дочерней компаниями в области управления и ответственности Пределы ответственности участников ТОО и акционеров АО по долгам товарищества с ограниченной

Федеральное агентство по образованию Кафедра предпринимательского права ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРА- ВО Программа Екатеринбург 2005 3 Авторы-составители доктор юридических наук профессор В. С. Белых (отв.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Юридический

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Предпринимательское право» (ПЦ.Б.16) 1. Цели освоения учебной дисциплины Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести

Оглавление Список сокращений 12 Предисловие 15 Раздел I. Общие положения 17 Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право 17 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности

Учебник посвящен вопросам формирования и становления предпринимательства. Подробно рассматриваются правовые основы оформления предпринимательской деятельности, конкуренции, внешнеэкономической деятельности,

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СД.ДС.Ф.3 «Антимонопольное право» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

29 октября 2015 года Президентом Республики Казахстан был подписан Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее «Кодекс»), который вступает в силу 1 января 2016 года (за исключением ряда положений,

Адвокатская фирма «ДИНАСТИЯ» 18 лет успеха для наших клиентов 18 лет на рынке юридических услуг ТОП-50 юридических компаний Украины Эксперты в области права, обладатели престижных профессиональных наград

Традиционная встреча профессионалов 21-22 ноября, ГЛАВНОЕ В ЭТОМ ГОДУ Open talk Правоприменительная практика корпоративного законодательства Правовая защита бизнеса в новых экономических условиях: ВТО,

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» (Б.3.В.ДВ.7) Направление подготовки 030900 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский государственный университет им.м.утемисова РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Предпринимательское право Республики Казахстан 5В030100

Юридические функции NAAPDC Общие положения Национальное агентство Кыргызской Республики по антимонопольной политике и развитию конкуренции (далее Нацагентство) является государственным антимонопольным

Приложение «Обзор изменений в Закон о конкуренции, внесенных Законом Республики Казахстан от 5 мая 2015 года 312-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО» Направление подготовки: Профиль подготовки: Квалификация (степень) 030900 «Юриспруденция» государственно-правовой Бакалавр 1. Цели

3АКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2014 г., 7, ч.2, ст.404; Закон РТ от 18.03.2015 г., 1194) Настоящий Закон

Ф СО ПГУ 7.18.1\02 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Факультет истории и права РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предпринимательское право

Настоящий учебник подготовлен коллективом кафедры предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова в соответствии с программой для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Семинары Moscow Business School Исходный URL: https://mbschool.ru/seminars/60987 Руководитель юридической службы / Корпоративный юрист Эффективное разрешение юридических вопросов подчас зависит не столько

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (ФТД.04) Направление подготовки 030900 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины Цели изучения

3АКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственной защитой, поддержкой и развитием предпринимательства

Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК ДОКЛАД к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики

ПОСТАНОВЛЕНИЕ проект Пленума Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики и Пленума Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики 11/15 г. Тирасполь от 3 октября 2014 г. О некоторых

ГОСУДАРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Башлаков-Николаев Игорь Васильевич, магистрант Международного института государственной

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (для студентов специальности «Экономическое право») 1. Понятие и предмет хозяйственного права 2. Принципы и метод хозяйственно-правового регулирования. 3. Понятие и классификация хозяйственных

Тема 4 Государственное регулирование предпринимательской деятельности Лисица Валерий Николаевич, заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета Новосибирского национального исследовательского

Учебный план: «Управление государственными и муниципальными закупками» с выдачей диплома установленного образца (270 ак. ч.) Форма обучения: очно-заочная п/п 1 Перечень и последовательность изучаемых модулей

Проект Приоритетные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Ростовской области на период 2016 2020 гг. Торгово-промышленная палата Ростовской области действует как часть системы торгово-промышленных

Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата УТВЕРЖДАЮ Президент СПб ТПП В.И.Катенев 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ И МЕДИАЦИИ ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУГСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ

АННОТАЦИЯ диссертации на соискание ученой степени «доктор философии» (PhD) по специальности 6D030100 Юриспруденция Карибаева Асель Ергалиевна Государственно-правовое регулирование конкуренции и ограничения

29-30 ноября, г., отель Holiday Inn, Алматы Традиционная встреча профессионалов КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Более 150 юристов вместе 4 параллельные секций для эффективной работы Интерактивные дискуссии с участниками

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ www.gratanet.com Федеральным законом от 03.07.2016 273-ФЗ внесены изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА (МГЮА) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО Учебник для бакалавров Ответственные редакторы

В первом томе учебника «Предпринимательское (хозяйственное) право» освещаются такие важнейшие элементы механизма правового регулирования предпринимательской деятельности, как право на ее осуществление

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА 2017 год СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА 1 СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ВЫЯВЛЕНО ВСЕГО 437 СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ РЕЕСТР ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СФЕРЫ, В КОТОРЫХ СОДЕРЖИТСЯ НАИБОЛЬШЕЕ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ (ХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО» (для поступающих в аспирантуру) ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Предпринимательское (хозяйственное) право» для поступающих в аспирантуру

Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности 12.00.03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» 2015 г. Раздел 1. Гражданское право 1. Гражданское

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Правовое

79017_764029 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 309-КГ15-12204 г. Москва 22.01.2016 резолютивная часть определения объявлена 20 января 2016 года полный текст определения изготовлен 22 января

Приложение 1 к Решению Научно-методического совета от 22.09.2016 протокол 1 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Чебоксарский кооперативный институт по направлению подготовки

Учебник подготовлен коллективом кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии в соответствии с программой учебного курса по предпринимательскому праву с учетом развития

Цель курса - обучение основам правового регулирования предпринимательской деятельности Основными задачами курса являются: Формирование знаний и умений, навыков и компетенций в сфере современного состояния

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О саморегулировании» Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с развитием саморегулирования субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности

Об утверждении Правил ведения реестра саморегулируемых организаций и о внесении дополнений в приказ Министра национальной экономики от 6 января 2015 года 4 "Об утверждении форм уведомлений и Правил приема

Адвокатура в России. Демидова Л.А., Сергеев В.И. М.: Юстицинформ, 2006. 569 с. В 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон об адвокатуре и адвокатской деятельности, который в корне изменил правовую

Услуги некоммерческих организаций на базе сети МФЦ Ростовской области Услуги акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»... 2 Услуги союза «Торгово-промышленная

Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с изменениями от 8 апреля,

11. Институт аналогии в гражданском праве. Обычаи в гражданском и международном частном праве. 12. Способы регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом (коллизионный и материальный).

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет

Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Гетман В.Н. главный правовой инспектор

1 2 Семестр 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: получение студентами устойчивых и глубоких знаний в области правового регулирования предпринимательской. Задачи дисциплины: 1. ознакомление

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАР 1 Понятие, предмет, система и источники таможенного права. Таможенное дело и таможенная политика Таможенного союза 1. Понятие таможенного права. 2. Предмет и метод

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ) Экономико-правовые дисциплины и информационные технологии

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины СД.ДС.Ф.17. «Административно-юрисдикционная деятельность правоохранительных органов»

Титульный лист программы дисциплины (SYLLABUS) Форма Ф СО ПГУ 7.18.4/19 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра «Правоведение»

ПРОФИЛЬ «ГРАЖДАНСКОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО» Руководители профиля Ручкина Декан факультета, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,

1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Схема 1.1. Возникновение гражданских прав и обязательств Схема 1.2. Правоспособность и дееспособность Схема 1.3. Понятие и признаки предпринимательской

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДАЮ Руководитель направления доктор юридических наук, профессор В.С. Якушев УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой доктор

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ ИНСТИТУТ УЛНОМОЧЕННЫХ 7 мая 2012 года впервые о создании института уполномоченного было объявлено в Указе Президента от 7 мая 2012 года за 596 «О долгосрочной государственной

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по специальности 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская

ПРОЕКТ Об утверждении порядка обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора(контроля)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Основные направления государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации Заместитель руководителя ФАС России Пузыревский С.А. Март 2018 Доклад о состоянии

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение...3 Тема 1. Хозяйственное право. Хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения...5 1.1. Понятие и возникновение хозяйственного права... 5 1.2. Предмет,

Титульный лист рабочей учебной программы Форма Ф СО ПГУ 7.18.3/30 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра отраслевой экономики

Статья опубликована в Сборнике «Национальная безопасность России» Выпуск 8(17) за 2013 год, издательство РАНХиГС при Президенте РФ, УДК 327 ББК 66.4(2Рос) Н35 И.В.Юшин ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

Место обучения успешных людей! Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Лицензия на право образовательной деятельности

Цель занятия – рассмотреть направления государственной политики в сфере регулирования предпринимательства в Республике Казахстан.

Вопросы к теме:

1. Понятие и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2. Система органов государственного регулирования предпринимательской деятельности;

3. Методы и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;

4. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Краткое содержание темы (тезисы)

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений обусловлена необходимостью защиты публичных интересов, поскольку именно государство в лице своих органов может и должно стоять на страже общественных отношений

В системе общественных отношений по регулированию ПД с одной стороны выступают юридические лица и физические лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством статусом предпринимателя; а с другой стороны – уполномоченные государственные органы. Общественные отношения, складывающиеся между указанными субъектами, могут быть как вертикальными отношениями целиком и полностью построенными на власти и подчинении (отношения в области лицензирования, сертификации и …) – публично правовые отношения, так и горизонтальными отношениями, в которых нет какого-либо подчинения (договорные отношения) – частно-правовые отношения.

Цели государственного ного регулирования ПД: создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства; защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.

Цели государственного администрирования:

1. обеспечение безопасности производимой и реализуемой субъектом частного предпринимательства продукции для жизни и здоровья людей

2. защита их имущества

3. безопасность для окружающей среды

4. национальная безопасность

5. предупреждение обманной практики

6. экономия природных и энергетических ресурсов

7. повышение конкурентоспособности национальной продукции.

Виды государственного администрирования являются:

1. установление законами РК требований к продукции, процессам частного предпринимательства

2. аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий

3. обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции требованиям законодательства РК

4. государственный контроль за частным предпринимательством

5. лицензирование отдельных видов частного предпринимательства

6. обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства в соответствии с законами РК

7. установление законами РК ответственности субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц.

Классификация видов государственного регулирования:

· По степени воздействия государства:

Максимальный уровень – использование всех или большинства средств (инструментов) гос регулирования (естественных монополий)

Минимальный уровень существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

· По территориальному признаку

На республиканском уровне

На региональном уровне

На местном (локальном) уровне.

· В зависимости от характера применяемых способов воздействия

Прямое гос регулирование основано на использовании административных (властных) методов регулирования

Косвенное гос регулирование осуществляется с помощью экономических методов воздействия (стимулирующего характера).

Система органов государственного регулирования предпринимательской деятельности

Органы общей компетенции - Правительство - Местные представительные органы и местные исполнительные органы

Органы специальной компетенции - Министерство индустрии и торговли (комитет промышленности и научно-тех развития, по делам строительства и жилищно-технического развития, комитет по защите конкуренции, по техническому регулированию и метрологии).

Министерство индустрии и торговли РК – это центральный исполнительный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального, в т.ч. оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны, а также в области развития торговой деятельности, предпринимательства и защиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, создания благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в не сырьевом секторе экономики.

Методы государственного регулирования экономических отношений подразделяется на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на поведение субъектов ПД (гос регистрация субъектов ПД, лицензирование)

Косвенные методы гос регулирования основаны на экономических средствах воздействия, сущность которых заключается в опосредованном воздействии на поведение субъектов ПД через экономические интересы, а не путем прямого властного воздействия (предоставление льгот и преференций).

Одним из важнейших направлений государственного регулирования ПД является контроль за качеством продукции, работ и услуг.

Принципы:

Право потребителей на безопасность товаров;

На достоверную информацию о товарах, работах и услугах;

На возмещение ущерба, причиненного недоброкачественными товарами и услугами.

Государственное регулирование цен и тарифов

Под ценой понимается денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг.

Система ценообразования основана на применении свободных цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, и предусматривает следующие виды цен:

Свободные цены – устанавливаются соглашением сторон и распространяются на все товары и услуги, кроме установленного перечня Правительством.

· Оптовые (отпускные) цены формируются по соглашению изготовителя с потребителем, они включают в себя суммы НДС+акцизов и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения.

· Розничные цены определяются коммерческими организациями, осуществляющими продажу товаров населению, они формируются на основе отпускной цены с включением НДС и торговой надбавки.

Регулируемые цены – определяются уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления на товары и услуги по установленному Правительством перечню.

Нарушение гос-ной дисциплины цен относятся:

· Завышение регулируемых цен на продукцию, товары и услуги;

· Завышение оптовых цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

· Завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и др. гос;

· Завышение установленных надбавок к ценам, начисление непредусмотренных надбавок, не предоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

· Применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

· Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

· Нарушение предприятиями – монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

· Применение свободных цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

К субъектам, допустившим вышеназванные нарушения, применяются экономические санкции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности.

2. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

3. Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.

4. Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления.

См. Список учебно-методической литературы

Краткое описание

В экономике Республики происходят качественные изменения организации структуры управления производством. Впервые годы экономических реформ был нанесен мощный удар по функциям государства в качестве собственника и субъекта планово-центрального управления. Разгосударствление и приватизация послужили главными рычагами осуществления переворота в базисных отношениях и критического ослабления экономической роли государства. Между тем, в современной рыночной экономике государство должно оставаться крупнейшим собственником и главной силой регулирования экономических процессов. И здесь все более актуальной становится проблема усовершенствования правового регулирования экономикой.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности.



ГЛАВА 2. Основы становления и развития предпринимательства в Казахстане.
2.1 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане.
2.2. Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области.
ГЛАВА 3. Основные направления государственного регулирования
предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
3.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
3.2. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
3.3. Основные проблемы и перспективы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    1. Понятие предпринимательской деятельности.
    2. Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности: теория вопроса.
    3. Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности: мировой опыт.

ГЛАВА 2. Основы становления и развития предпринимательства в Казахстане.

2.1 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане.

2.2. Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области.

ГЛАВА 3. Основные направления государственного регулирования

предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

3.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

3.2. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

3.3. Основные проблемы и перспективы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В экономике Республики происходят качественные изменения организации структуры управления производством. Впервые годы экономических реформ был нанесен мощный удар по функциям государства в качестве собственника и субъекта планово-центрального управления. Разгосударствление и приватизация послужили главными рычагами осуществления переворота в базисных отношениях и критического ослабления экономической роли государства. Между тем, в современной рыночной экономике государство должно оставаться крупнейшим собственником и главной силой регулирования экономических процессов. И здесь все более актуальной становится проблема усовершенствования правового регулирования экономикой.

Именно поэтому представляется наиболее важным сейчас определить сущность тех проблем, которые стоят перед экономикой, установить причины их возникновения и, поставив "диагноз" назначить "лечение". Настоящая курсовая работа посвящена новому явлению в нашей экономике, предпринимательству.

Задачей данной курсовой работы является изучение правового регулирования предпринимательства в Республики Казахстан, исследование положительных и отрицательных сторон в регулировании. Целью работы является изучение данного вопроса на основе анализа современной литературы по проблемным вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется под имущественную ответственность предпринимателя. 1

Признаки предпринимательской деятельности:

1) систематичность и постоянство;

2) самостоятельность, свобода в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений без вмешательства со стороны государственных органов, но это не исключает общего регулирования со стороны государства. Предприниматель действует в своих интересах, он свободен и автономен в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей;

3) предпринимательский риск – деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно вероятного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, будучи не в состоянии однозначно предвидеть, добьется ли он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения;

4) нацеленность на систематическое получение прибыли.

В зависимости от основной цели деятельности предпринимателя различаются коммерческие и некоммерческие организации. Содержание предпринимательской деятельности – совершение операций по использованию имущества, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. 2

Не являются предпринимательской деятельностью:

1) нотариальная деятельность;

2) адвокатская деятельность;

3) деятельность по реализации гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства;

4) деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями (по обучению на основе дополнительных образовательных программ, преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, включая репетиторство, занятия с углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. 3

Предпринимательская деятельность - составная часть экономической деятельности, которая тесно связана с рынком, товарно-денежными отношениями. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (прежде всего коммерческие организации), так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    1. Формы и виды государственного регулирования предпринимательс кой деятельности: теория вопроса

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающим комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. 4

Важной целью государственного регулирования экономики является создание экономической и социальной стабильности и адаптации его к изменяющимся условиям. В условиях рыночной экономики оно решает различные задачи: 5

  • Стимулирование экономического роста;
  • Регулирование занятости;
  • Поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;
  • Поддержка экспорта.

Основные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяется характером и остротой экономических и социальных проблем.

Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально- экономической жизни страны, где возникли или могли возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо.

В условиях рыночных отношений экономика регулируется экономическими (косвенными) и административными (прямыми) методами. Экономические и административные методы являются как бы противоположными, так как административные ограничивают свободу действий. 6

В июле 1992 года был принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», в котором отмечается, что частное предпринимательство - это деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода путём удовлетворения спроса на товары (работ, услуг), основанная либо на собственности самого гражданина и осуществляемая от его имени, за свой риск и под его имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство), либо на коллективной собственности, осуществляемая от его имени, за риск и под имущественную ответственность юридического лица (коллективное предпринимательство). 7

    1. Формы и виды государственного регулирования предпринимательс кой деятельности: мировой опыт

Решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах является их государственная поддержка. Одним из компонентов этой системы являются государственные программы по поддержке мелкого и среднего бизнеса. Стимулирование среднего бизнеса многопрофильно и неодинаково в разных странах. Но во всех случаях оно подразумевает, прежде всего, создание благоприятного правового и экономического климата для его развития.

Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для мелких предприятий; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Например, законодательство США предусматривает для малого бизнеса две налоговые ставки - в 15% и 28%, в то время как для крупных корпораций они составляют 34% и 46% и на государственные средства создана сеть "инкубаторов" - специальный центров, где начинающие бизнесмены получают на льготных условиях помещения, оборудование, вычислительную технику. Кроме государства малому и среднему бизнесу призваны помогать и крупные фирмы, акционерные общества и концерны. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров малого бизнеса. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение малых предприятий. 8

Государственное регулирование внешнеэкономических связей Японии в основном строится исходя из тех же принципов, что и в других развитых странах. Можно отметить такие задачи, как: создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом и др.

Нельзя не подчеркнуть, что государственное регулирование в Японии в последние десятилетия все более развивается в сторону максимально широкого использования механизмов рыночного саморегулирования, отказываясь от наиболее жестких форм воздействия на внешнеэкономические связи. Естественно, что такая переориентация осуществляется очень взвешенно, а основным критерием для смены рычагов управления служит обеспечение необходимой меры стабильности в экономике страны.

Процессы интернационализации японской экономики заставляют государственные структуры страны все чаще обращаться к регулирующим действиям многостороннего характера, заботиться о благоприятном восприятии акций японского правительства за рубежом, особенно главными торговыми партнерами. 9

Важным принципиальным сдвигом в стратегии государственного регулирования внешнеэкономических связей в Японии можно считать все чаще демонстрируемую готовность использовать административные меры для ускоренного демонтажа элементов традиционной торговой политики и практики, противоречащих принципам свободной торговли и интересам интернационализации экономики страны.

Правительство готовит также общеэкономические программы- прогнозы, ориентирующие предпринимателей в отношении предполагаемых мер государственной поддержки или сдерживания тех или иных процессов экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. 10

ГЛАВА 2. ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

2.1. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». 11 Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Длительность и сложность процесса развития предпринимательства приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому во многом успех развития предпринимательства зависят от центральных органов государственной власти.

Перспективное развитие предпринимательства ориентируется на два важных направления:

1. Создание крупных организационно-хозяйственных структур (должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций.

2. Развитие малого бизнеса (должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию).

В рамках первого направления возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные структуры нового типа - государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также торгово-промышленные группы, способные успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках. Органическое переплетение крупных и мелких производственных компаний с мощными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными институтами), а также транспортными, торговыми и информационными структурами образуют финансово-промышленные группы, располагающие поистине громадными производственными и финансовыми возможностями. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития. Финансово-промышленные группы возникают и укрепляются под влиянием необходимости разворачивать широкомасштабные научные исследования и разработки, использовать сложнейшие технические и технологические комплексы, производственную кооперацию, чтобы эффективно противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры. Кроме того, опыт развитых стран Запада показывает, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с транснациональными корпорациями, иностранными финансово-промышленными группами, если структурируется в мощные финансово-промышленные образования тесно взаимодействую с государственными органами, работают в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности национальной и мировой экономики .

Правовое регулирование предпринимательства

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм государственности Казахстана в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм. Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности .

Согласно пункту 1 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются: создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:

Гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;

Равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;

Гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);

Приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

Участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства .

Право каждого на свободу предпринимательской деятельности конкретизируется в рамках гражданского законодательства и, прежде всего, в его основных началах. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .

Реализация права на свободу предпринимательской деятельности гарантируется нормами действующего законодательства в виде определения пределов правового регулирования частной предпринимательской деятельности и установления адресованных органам государственной власти и управления запретов на ограничение свободы предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает её защиту и поддержку.

Государственные гарантии свободы предпринимательской деятельности устанавливаются в законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Положениями статьи 14 закона частному предпринимателю гарантируется возможность беспрепятственно осуществления следующих прав:

· создавать любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Республики Казахстан;

· приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий, основанных на других формах собственности, иное имущество и связанные с ним имущественные права;

· при переходе права собственности на строения и сооружения (включая не завершённые строительством) вместе с этими объектами переходят право собственности или постоянного землепользования на земельный участок в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Казахстан;

· участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

· использовать по соглашению сторон имущество юридических лиц и граждан;

· нанимать и увольнять любое количество работников на условиях контракта или на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

· устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

· формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей производимой продукции (работ, услуг), выполнять на договорной основе работы и поставки для государственных нужд;

· самостоятельно устанавливать цены, расценки и тарифы на реализуемые товары (работы, услуги), за исключением случаев, определяемых нормами действующего законодательства Республики Казахстан;

· открывать банковские счета, в том числе для хранения денег и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

· свободно распоряжаться доходом от предпринимательской деятельности, остающимся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

· получать неограниченный по размерам доход;

· пользоваться по своему выбору различными системами социального обеспечения и социального страхования;

· обжаловать в установленном порядке действия государственных и других органов, ущемляющих его права или законные интересы;

· выступать участником внешнеэкономических отношении и осуществлять валютные операции;

· осуществлять иные действия, связанные с предпринимательской деятельностью, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан .

Вышеперечисленные и иные права частных предпринимателей на свободное осуществление предпринимательской деятельности охраняются законом. Пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяются способы защиты прав и законных интересов предпринимателей, предусматривающие:

Возможность осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности, перечень которых устанавливается в статье 9 указа президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании»;

Максимально простой явочный порядок регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;

Ограничение законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами, что регламентируется законом Республики Казахстан «о налогах и других обязательных платежах в бюджет», законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «Об индивидуальном предпринимательстве»; указом президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»;

Возможность принудительного прекращения предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основаниям и в порядке, определяемым законодательными актами;

Установление законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;

Возможность привлечения государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установлению законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

Запрещение исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов;

Иные средства, предусмотренные законодательством, в том числе: законом Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями), законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», указом президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации малого предпринимательства» .

В Казахстане впервые принят предпринимательский кодекс, в котором. глава 7 посвящена вопросам правового регулирования предпринимательства государством. Закрепляя свободу предпринимательства, нельзя не обметить возрастающую роль государственного регулирования для содействия развитию предпринимательства. Модифицируются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Дефиниция государственное регулирование звучит как: «комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы». Согласно статье 80 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее РК) государственное регулирование предпринимательства должно осуществляться для обеспечения безопасности производимых и реализуемых субъектами предпринимательства товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, защиты законных интересов предпринимателей и государства. Безопасность окружающей среды и национальная безопасность РК также приоритетные цели государственного регулирования предпринимательства. Интересна история формирования в Казахстане системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в новых рыночных условиях. Первые годы независимости развивалась правовая база, регулирующая отношения частной собственности, гражданского общества и свободы предпринимательства. Проблемы регулирования государственными органами решались по мере их возникновения, путем ввода новых регуляторных инструментов. В этой связи, предпочтение отдавалось разрешительным инструментам. Разрешения являются самым простым с точки зрения администрирования инструментом, но подвержены наиболее высоким коррупционным рискам. При этом для предпринимателей как субъектов регулирования введение разрешений становилось существенным барьером на входе в рынок. А в условиях наличия сложных и порой неисполнимых требований такой барьер непреодолим для малого бизнеса. Понимая необходимость ограничения произвольного введения регулирования предпринимательской деятельности, государством проведены реформы, направленные на повышение эффективности государственного регулирования. В 2006 году был принят Закон РК «О частном предпринимательстве», которым было предусмотрено создание экспертных советов при государственных органах. В результате бизнес получил возможность участвовать в разработке нормативных правовых актов через экспертные советы, созданные при центральных государственных, местных представительных и исполнительных органах. Закреплены принципы государственной защиты и поддержки частного предпринимательства, критерии определения размерности и многое другое. В 2007 году нормативная база пополнилась Законом РК «О лицензировании», которым был утвержден исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности и новые принципы лицензирования. Последовательно введены принципы «одного окна» на согласование со всеми государственными органами при получении лицензий, «молчание - знак согласия» распространены на все разрешения, установлен единый срок выдачи лицензий - 15 рабочих дней, проверки представленного пакета документов на полноту в двухдневный срок, исключено обязательное нотариальное заверение документов. Выдача всех лицензий переведена в электронный формат для разрешений, не связанных с прямым риском для жизни и здоровья граждан, носящих информационный характер, не влияющих на обеспечение безопасности от высоких угроз, введен уведомительный порядок. Определенную роль в реформирования вопросов государственного контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства сыграл принятый в 2011 году Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». В процессе реализации данного закона повысился уровень ведомственных актов государственных органов, устанавливающих обязательные требования для бизнеса. В, частности, более 250 нормативно-правовых актов подняты до уровня постановлений Правительства РК. Большим стимулом для развития бизнеса стал трехлетний запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, введенный в 2012 году. И, как уже отмечалось, 29 октября 2015 года Президентом РК был подписан Предпринимательский кодекс РК, который вступил в силу 1 января 2016 года. Была кодифицирована ранее существующая законодательная база, регулирующая правовые вопросы предпринимательства, утранены пробелы и противоречия, систематизированы социально-экономические и правовые условия и гарантиии обеспечения свободы предпринимательства . Итогом проведенных реформ должно было стать значительное снижение давления контролирующих органов на бизнес. Изменениям подверглись такие сферы как открытие предприятия, налогообложение, защита инвесторов. Предпринимательский кодекс помимо систематизации положений соответствующих законов по принципу однородности, закрепил единые принципы, меры государственной поддержки частного предпринимательства, агропромышленного комплекса, индустриально-инновационной, инвестиционной деятельности, специальных экономических зон. Проведенная ранее реформа разрешительной системы и государственного контроля и надзора обеспечила инвентаризацию соответствующих регуляторных инструментов и утверждение их лишь на уровне законов с признанием нелегитимными всех иных разрешений и контрольных функций, не вошедших в соответствующие перечни законов. Такой подход гарантировал защиту предпринимателей от произвольного введения новых обременительных регуляторных инструментов. Государственный контроль и надзор направлен, помимо прочего, на выявление нарушений и их предупреждение. Принципиальным является положение о приоритете предупреждения правонарушения перед наказанием. На практике в качестве санкций наиболее распространены штрафы, в меньшей степени предупреждения. Высокий процент наложения штрафных санкций указывает на то, что штрафы применяются даже к несущественным нарушениям, несмотря на то, что международная практика идет по пути использования уведомлений о необходимости улучшений. Предпринимательский кодекс закрепил базовые принципы государственного регулирования отношений с участием субъектов предпринимательства, отмеченных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 . Такие как: гарантия свободы частного предпринимательства (разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан), обеспечение его защиты и поддержки (принцип свободы частного предпринимательства); равенство всех субъектов предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности (принцип равенства субъектов предпринимательства); гарантия неприкосновенности и защиты собственности субъектов предпринимательства (принцип неприкосновенности собственности); действие субъектов предпринимательства в пределах Конституции Республики Казахстан и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов (принцип законности); стимулирование предпринимательской деятельности, включая поддержку и приоритет развития малого предпринимательства (принцип стимулирования предпринимательской деятельности); участие субъектов предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, текстов международных договоров и иных обязательств Республики Казахстан, затрагивающих интересы предпринимательства (принцип участия в нормотворчестве). 18 апреля 2014 года Правительством РК утверждена Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, которая была принята во исполнение поручений Главы государства. Реализация Концепции предусматривает достижение целей и решение задач по созданию сбалансированной системы дешевого для бизнеса и свободного от коррупции государственного регулирования . Действенность мер государственного регулирования предпринимательской деятельности также зависит от стабильности институциональной структуры предпринимательской деятельности. Совершенствование законодательства приводит к созданию и непрерывному изменению разнообразных законов, которые фактом своего неоднократного и бессистемного изменения могут косвенно оказывать влияние на бизнес. Предприниматели отмечают, что им приходится больше тратить времени, чтобы вникнуть в постоянно меняющиеся нормативные акты, что ведет к увеличению как явных, так и неявных трансакционных издержек. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно учитывать влияние коллективных действий, а также неформальных институциональных ограничений на процесс развития предпринимательских структур. Подводя итоги, следует отметить, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим рычагом рыночной экономики, где основным инструментом выступает право, способное оказать большое регулирующее воздействие на основные сферы жизни общества, в том числе и на предпринимательскую деятельность. Государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства, при тесном взаимодействии предпринимательства и государства.