Программа для получения разрешения на строительство. Разрешение на строительство частного дома: как получить, необходимые документы

Для ИЖС разрешение на строительство является одним из самых необходимых документов. Более того, без разрешения на строительство ИЖС может попросту оказаться под угрозой, т. к. без него невозможно, например, взять кредит на строительство и мн. др.

Получение разрешения на строительство при ИЖС

Любой владелец участка рано или поздно задумывается о том, чтобы построить свой дом или другой объект индивидуального жилищного строительства.

Безусловно, при принятии такого решения учитывается вид разрешенного использования земли, площадь и расположение надела. Не слушайте тех, кто говорит, что разрешения на строительство не требуется! Без него на дом не получится зарегистрировать право собственности, ввести его в эксплуатацию, подключаться к коммунальным сетям.

Основным нормативным правовым актом в сфере индивидуального жилищного строительства является Градостроительный кодекс — именно на его нормы следует ориентироваться в вопросе получения разрешения на строительство.

Разрешение на строительство при ИЖС — это бумага, которая подтверждает, что проектная документация на строение соответствует плану участка (проекту планировки участка) и проекту межевания территории (если строится или реконструируется линейный объект). Данный документ официально разрешает застройщику осуществлять строительство и реконструкционные работы с объектом.

Где можно получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома

Итак, какими же органами выдается разрешение на строительство?

Полный перечень органов перечислен в статье Градостроительного кодекса. Конечно, при индивидуальном жилищном строительстве такие ситуации вряд ли могут возникнуть, но лучше знать об этом заранее.

Получение разрешения на строительство обязательно в том числе:

  • если вы планируете взять кредит в банке на строительство, то в числе подтверждающих документов может потребоваться и разрешение;
  • если строительство идет на дачном участке, то для подключения газа, к примеру, вам также потребуется разрешение на строительство.

Как оформляется разрешительная документация на строительство частного дома, сколько стоит разрешение

Подача документов для получения разрешения на строительство возможна при непосредственном обращении заявителя в соответствующий орган, через представителя и через МФЦ.

Прежде всего необходимо собрать следующий пакет документов:

  • правоустанавливающий документ на участок;
  • градостроительный план участка;
  • документ, удостоверяющий личность обратившегося;
  • доверенность (если подача производится через представителя);
  • проектная документация (в том числе пояснительная записка, сведения об инженерных сетях, план расположения построек, план сноса объектов капитального строительства на участке и т. д.);
  • положительное заключение на проектную документацию объекта капитального строительства (если она подлежит экспертизе);
  • если заключение на проектную документацию было выдано негосударственным органом, то необходимо представить документы, подтверждающие право юридического лица осуществлять такие экспертизы.

Здесь стоит сделать небольшую оговорку по поводу проектной документации. Законодательно предусмотрено, что подготовка проектной документации необязательна в случае, если речь идет об объекте индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящем доме не выше 3 этажей, который предназначается для проживания одной семьи. В этом случае застройщик может по своему усмотрению собрать проектную документацию и представить ее в орган, выдающий разрешение на строительство.

После того как заявление и все необходимые документы переданы в уполномоченный орган, тот, в свою очередь, в течение 10 дней проводит проверку представленных документов и сверяет проектную документацию земельного участка с требованиями градостроительного плана.

В итоге орган может принять одно из следующих решений:

  • отказать в выдаче разрешения на строительство;
  • выдать разрешение на строительство.

Выдача разрешения осуществляется бесплатно. Госпошлину в данном случае платить не нужно!

Не знаете свои права?

Отказ может быть обжалован заявителем через суд.

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается сроком на 10 лет. После получения разрешения застройщик в течение 10 дней должен представить в орган, выдавший разрешение, документацию об инженерных изысканиях, этажности, площади объекта и т. д.

Когда разрешения на строительство не требуется

Законодатель предусмотрел также случаи, когда не требуется получение разрешения на индивидуальное жилищное строительство, например:

  1. Строительство гаража, если участок предоставлен собственнику не для осуществления предпринимательской деятельности.
  2. Строительство сооружений, которые не являются объектами капитального строительства (например, киоска, павильона и т. д.).
  3. Строительство сооружения для вспомогательного использования.
  4. Изменение объектов строительства или их частей, если это не приводит к существенным изменениям.
  5. Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Регистрация права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства.

Органом, ответственными за регистрацию права собственности на объекты ИЖС, является территориальное управление Росреестра.

Какие документы необходимы для регистрации?

  1. Если право на земельный участок зарегистрировано и о нем есть сведения в ЕГРН, потребуются:
  • заявление о регистрации права;
  • паспорт заявителя;
  • документ об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости (см. «Как получить кадастровую карту и план земельного участка онлайн?») .
  • Если земельный участок не зарегистрирован в установленном законом порядке, понадобится представить:
    • заявление;
    • кадастровый паспорт объекта;
    • паспорт заявителя;
    • документ об уплате государственной пошлины;
    • доверенность на представителя;
    • правоустанавливающий документ на земельный участок;
    • документ, который подтверждает нахождение объекта ИЖС в пределах данного участка.

    Срок рассмотрения документов — 7 рабочих дней.

    Результат рассмотрения документов:

    1. Выдача выписки из ЕГРН, подтверждающей регистрацию права собственности на объект ИЖС.
    2. Выдача аналогичного документа о праве собственности на земельный участок (если он не зарегистрирован).
    3. Если регистрируется право собственности на земельный участок, но сведения о нем отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, то возможно принятие решения о приостановлении регистрации или отказе.

    Прекращение срока действия разрешения на строительство

    Как уже отмечалось ранее, разрешение на строительство выдается на срок всего строительства и может быть продлено по решению органа власти. В случае ИЖС разрешение выдается на 10 лет.

    При этом Градостроительным кодексом предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых разрешение на строительство прекращает свое действие:

    1. Если право собственности на земельный участок было прекращено в принудительном порядке, в том числе путем изъятия участка для нужд государства.
    2. Отказ владельца от права собственности на участок.
    3. Расторжение договоров, на основании которых у гражданина возникло право на земельный участок.
    4. Прекращение права пользования недрами, если оно необходимо для дальнейшего строительства.

    В течение 30 дней с момента прекращения прав на участок органом, выдавшим разрешение на строительство, принимается решение об отзыве разрешения. Такое решение может быть принято на основании:

    • уведомления соответствующего органа власти о том, что у владельца участка прекращены все права пользования этим участком;
    • уведомления уполномоченного органа о том, что прекращено право пользования недрами.

    В порядке межведомственного взаимодействия органы, ответственные за выдачу разрешения, уведомляют территориальные органы Росреестра о том, что право на земельный участок у гражданина прекратилось.

    Нюансы получения разрешения на строительство частного дома

    На практике встречаются ситуации, когда во время строительства право на земельный участок переходит к другому лицу. Как же в этом случае быть с разрешением на строительство и стоит ли его переоформлять?

    Разрешение на строительство переоформлять не нужно! При переходе права на земельный участок или объект капитального строительства оно сохраняет свое действие. То есть если срок разрешения не истекает, то оно просто переходит к новому владельцу.

    Если земельный участок, на котором осуществляется строительство, подлежит разделу, объединению или выделению, то строительство объектов может быть продолжено в соответствии с имеющимся разрешением — но в этом случае требуется получение нового градостроительного плана на участок.

    Выше было сказано о том, что разрешение на строительство нет необходимости получать тем, кто возводит на своем участке объекты, не относящиеся к капитальному строительству. Услышав это, зачастую некоторые предприимчивые хозяева строят магазин, не получая разрешения, но впоследствии оказывается, что это и есть не что иное, как объект капитального строительства. Что делает в таком случае суд? Выносит решение о демонтаже объекта как незаконной постройки.

    Встречаются в судебной практике по данному вопросу и другие неприятные для владельцев новостроек случаи.

    Администрация *** района подала исковое заявление на И., указав, что у того имеется в собственности участок, относящийся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для ИЖС. На этом участке был возведен 3-этажный жилой дом площадью 1440 кв. м. По мнению администрации, данное строение не соответствует целевому назначению участка и подлежит сносу. В ходе судебного разбирательства было установлено, что постройка действительно имеет признак многоквартирности и допускает раздельное проживание нескольких семей. В итоге суд заявленные требования удовлетворил и признал строение подлежащим сносу.

    Иногда такое выявляется и на начальных стадиях строительства, еще до введения здания в эксплуатацию. Также в ходе проверки, на которую уполномочены соответствующие органы, может быть выявлено, что строительство осуществляется без разрешительных документов. В этом случае владельцу участка выносится предписание об устранении недостатков, а строительство приостанавливается.

    Плюсы и минусы ИЖС как вида разрешенного использования земельного участка

    Владельцы участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, имеют ряд преимуществ:

    1. Такой вид земель может участвовать в различных государственных программах поддержки строительства.
    2. Владелец участка не будет зависеть от других собственников (если собственность на участок не общая).
    3. На таком участке можно построить дом для жилья абсолютно без ограничений и лишней мороки по вопросу перевода земель в другую категорию.
    4. Хозяин участка может быть прописан на этом участке и пользоваться всеми услугами социальных учреждений (больницы, школы и т. д.).

    Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Индивидуальное жилое строение — это отдельно стоящий дом высотой не более 3 этажей, предназначенный для проживания не более одной семьи, причем возведение на участке домов смешанной этажности и таунхаусов не допускается.

    Заключение

    Безусловно, процесс получения разрешения на строительство занимает много времени и требует определенных затрат, но без этого документа при дальнейшем вводе жилья в эксплуатацию могут возникнуть проблемы. Именно поэтому лучше позаботиться о разрешительных документах заранее, чтобы гарантированно предотвратить все неприятные моменты в будущем.

    Разрешение строительные работы, а также действий связанных с реконструкцией, по праву является безоговорочным подтверждением прав землепользователя на собственноручное возведение жилых объектов. Какие именно справки и документы следует предоставить в службы местного самоуправления и как выглядит механизм оформления разрешения на строительство,- про это можно прочитать в статье.

    Следует помнить, что общий порядок получения разрешения на строительство должен быть полностью соблюден, поскольку процедура оформления разрешения на проведение необходимых строительных работ считается обязательной, т.к. она позволяет службам местного самоуправления не только еще эффективнее контролировать строительные и монтажные компании разных масштабов и уровней сложности, но и получать от сторонних специалистов объективную оценку указанных проектов.

    Для чего следует получать разрешение на строительство

    С началом строительства жилого дома на участке земли, который не отнесен к «землям населенных пунктов», существует возможность появления определенных сложностей. Половина беды, если эта земля сельскохозяйственного назначения – в таком случае возможностей перевода данного земельного участка в требуемую категорию куда больше. Впрочем, если хозяину участка не требуется свидетельство на жилой дом, либо он готов прописаться через суд – можно даже не мучиться с переводом.

    Немного труднее, если разговор идет об особо охраняемых территориях: объектах связи, обороны и других – там «разрешение на строительство жилого дома» могут попросту не выдать, а перевод подобных земель в «более удобную» категорию сопряжен с большими преградами, а иногда и совсем невозможен.

    Перед тем как обратиться за получением разрешения, необходимо понять нужно ли это разрешение в вашем случае. Для этого, следует обратить свое внимание на тип разрешенного к использованию земельного участка, где планируется строительство дома. В случае, если данный участок был дан для индивидуального строительства, по общим нормативным правилам получение разрешения на возведение жилого дома- требуется. Если участок земли предоставлялся для ведения дачного хозяйства либо садоводства,- в этом случае не требуется разрешение на строительство.

    Видео с нюансами о разрешении на строительство частного дома:

    Можно ли обойтись без него

    При каких обстоятельствах «не требуется разрешение на строительство»?

    Строительство без разрешения подразумевает, что вы в начале построите дом, после этого получите свидетельство и лишь потом обратитесь в электросеть, газовую службу и т.п. Правда на этой ступени, вас может ждать неприятная новость, к примеру, если вы поймете, что электричества или газа на отопление этого дома в вашем населенном пункте попросту не осталось.

    Вы, вполне вероятно, могли слышать о «дачной амнистии»? Ее суть, в частности, в том, что для проведения регистрации прав собственника на дом, возведенный на участке, стоящим в зоне поселения, не требуется получение разрешительного документа на ввод дома в эксплуатацию. В этом месте необходимо сразу отметить, что для получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию нужно предоставить также разрешение на строительство.

    Основываясь на «дачной амнистии», а точнее на Федеральном законе изданном в 2006 году N 93 в редакции от 2009 № 174-ФЗ для гос. регистрации прав собственности на имущество, необходимо предоставить документы, которые подтверждают факт постройки такого объекта имущества, где содержится его описание. Что касается документов, до марта 2015 года паспорт на жилой дом можно назвать единственным документом, доказывающим факт строительства.

    В итоге, если вы имеете возможность окончить строительство и после этого подать документы на регистрацию прав собственности до начала марта 2015 года, — в таком случае получать разрешение на строительство жилого объекта нет необходимости. Но здесь следует сделать одну оговорку, что указанное выше справедливо, если вы не будете совершать сделки с еще недостроенным домом, в ином случае для регистрации объекта неоконченного строительства потребуется разрешение на строительство.

    Где возможно получить разрешение на возведение жилого дома

    Разрешение на строительство нужно получать в районной администрации. Обычно, там вручают список документов, которые необходимо собрать застройщику и принести для оформления. Это технические условия на свет и электричество, воду, газ и канализацию, а многие требуют даже . Скажем заранее: ничего из вышеперечисленного застройщик собирать не должен. Ему достаточно будет написать заявление на получение градостроительного плана, все остальные же справки и документы будет собирать местная администрация.

    Последовательность получения разрешения для возведения жилого дома

    Порядок получения разрешения на строительство на возведение жилого дома (51 статья градостроительного кодекса России):

    В разрешительные документы на строительство должны входить:

    1) правоустанавливающий документ на территорию (право собственности).
    2) документы для строительства дома включают в себя градостроительный план на участок земли.

    • схема планирования организации участка земли, выполненная основываясь на градостроительном плане участка, с обозначением точки размещения объекта строительства, подъездов и путей к нему, границ действия сервитутов и объектов исторического наследия.
    • схема организации земельного участка, которая подтверждает место расположения линейного объекта в границах линий, утвержденных в документах по планировке земельного участка.
    • сведения о наличии инженерного оборудования, примерный сводный план инженерных и технических сетей с обозначением мест подсоединения объекта строительства к данным сетям.
    • также, в документы для разрешения на строительство входит проект организации капитального строительства.
    • проект работ по демонтажу объектов строительства, или их отдельных частей.

    3) разрешающее заключение гос. экспертизы документации по проекту.
    4) разрешающий документ на отклонение от максимальных параметров возведения объекта.
    5) положительное решение всех правообладателей данного объекта строительства (при его реконструкции).

    Если все эти документы имеются, и несоответствий не выявлено, разрешение на строительство должно быть выдано заявителю в течении 10 дней .

    Кроме всего описанного выше, важно помнить, что подавать заявление о выдаче необходимого разрешения на строительство стоит только при наличии утвержденной в оговоренном порядке документации по проекту и объектам капитального строительства, ремонту или реконструкции на территории участка земли.

    6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

    7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    а) пояснительная записка;

    б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

    в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

    г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

    4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

    5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

    6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

    8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

    9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

    10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - , , и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7.2. Документы, указанные в пунктах 1 , и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10.2. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 11 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется

    11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

    11.1. В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

    11.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12.1. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

    15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    15.1. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на строительство уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в целях строительства, реконструкции которого выдано разрешение на строительство.

    17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

    1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

    2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

    4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

    4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

    4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

    4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

    4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

    5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    18. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведений, документов, материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 и 6 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

    1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

    2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

    3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

    4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

    21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра недвижимости.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

    2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

    21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

    21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

    21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

    21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.

    21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. частью 21.7 пунктами 1 21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренный ч. 21.14 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.

    21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство. настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; настоящей статьи;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

    5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

    6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

    7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

    21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение; требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    Разрешение на строительство – это официальная бумага, выдаваемая на руки хозяину земельного надела авторитетными управляющими органами, в доказательство того, что проектные документы оформлены правильно – так, как предписывает градостроительное законодательство.

    Согласно нормам ГСК РФ, подавать заявку на получение разрешения на строительство и реконструкцию должна та категория граждан, кто собирается возводить либо реконструировать сооружения, относящиеся к разряду «капитальных» и проводить их комплексный капитальный ремонт, если при его осуществлении встает вопрос о проверке безопасности, прочности и износоустойчивости таких объектов. Этот документ не только дает право на обустройство земельного надела и реконструкцию уже присутствующих на нем сооружений, но и позволяет затевать новострой с выполнением монтажно-установочных работ, включая проведение ряда подготовительных мероприятий, операций по эстетическому благоустройству, прокладке наружных сетей и электропроводов и прочее.

    Получение разрешения на строительство – обязательная мера для легализации работ по возведению любого объекта на земельном участке. Если самовольно заняться обустройством территории и разместить на ней какие-либо сооружения без ведома властей, (особенно, когда требуется одобрение с их стороны), то они будут признаны незаконными и подлежащими к сносу.

    Когда нужно оформлять РС?

    Получить разрешение на строительство можно только по прохождении нескольких этапов, предваряющих реализацию запланированного проекта. И вот их последовательность:

    1. Проверка – максимальное раскрытие потенциала земельного участка, обнаружение ограничений.
    2. Создание эскиза проекта – изготовление документов, схем и чертежей с информацией об основных конструкторских, технических и архитектурных свойствах объекта.
    3. Актуализация ГД – реализация проекта планирования территории, являющегося ничем иным, как дополнением к проекту межевания участка.
    4. Составление плана ГПЗУ. В нем содержатся следующая информация: кадастровый однозначный идентификатор недвижимого объекта владения, допустимые расстояния от дома до границ смежных участков, разрешительные документы и другие сведения касательно потенциала земельного надела, а также ограничений в плане его эксплаутации.
    5. Разработка, одобрение и утверждение концепции новостроя, нормативов осуществления строительных работ. На этой стадии подробно обсуждаются ключевые параметры объекта, его дизайн и прочие характеристики, причем последнее слово остается за властями.
    6. Проектирование – создание и подготовка проектной документации по объекту – детализированного плана с указанием всех технических нюансов. При этом должны быть учтены планировочные, инженерные, конструкторские, архитекторские, технологические решения; ключевые параметры объекта; упорядочение строительства и его цена.
    7. Аудит проектных документов. Проект досконально проверяется в государственном или коммерческом экспертном учреждении, чтобы удостовериться в его соответствии техническим регламентам, в результате чего выносится одобрительное решение или отказ.
    8. Регистрация разрешения на строительство – заключительный этап подготовки. Получение разрешения на строительство возможно только при условии, что проект соответствует всем постановленным нормам ГК РФ, а в противном случае, заявителю будет отказано в его реализации.

    Как только хозяину участка удается получить разрешение на строительство, за дело берется бригада независимых специалистов должного профиля, которые и выполняют необходимые строительно-монтажные работы. По их окончании объект запускается в эксплуатацию.

    Случаи, для которых РС крайне необходимо

    Получение разрешения на строительство требуется для любого объекта, относящегося к капитальным конструкциям, а иначе его признают незаконным, и собственника принудят его демонтировать. В Градостроительном Кодексе отмечен ряд случаев, когда получение разрешения на строительство дома не требуется. Среди них:

    • конструкции, не обладающие признаками «капитальных строений»: киоски, козырьки, ворота, навесы и иные временные сооружения;
    • вспомогательные (надворные) объекты, предназначенные для удовлетворения нужд и решения задач строительных организаций;
    • сооружений, подлежащих капитальному ремонту, поскольку не предусмотрено изменение конструктивных решений в них;
    • гаражи и загородные дома, используемые для ведения огородничества и / или садоводства;
    • в иных случаях, которые установлены федеральными и региональными законодательствами.

    Получение разрешения на строительство в Москве

    Если требуется получение разрешения на строительство в Москве, то сделать это можно на официальном сайте Мосгосстройнадзора – государственного контролирующего органа в столице. Данный способ считается одним из лучших и наиболее надежных для узаконивания самостроя, и ему доверяет подавляющее большинство граждан г. Москвы и регионов. Застройщик может также зайти на сайт mos.ru, где в разделе «Услуги и сервисы» подать заявку на получение разрешения на строительство в Москве. Как правило, документ изготавливается в течение 10 рабочих дней, на протяжении которых скрупулезно изучают весь набор предоставленных бумаг. Услуга предоставляется совершенно бесплатно.

    Получение РС в Московской области

    Получить разрешение на строительство в Московской области быстро и без суеты можно на сайте gosuslugi, но прежде следует пройти несложную регистрацию. Если нет возможности зайти в Интернет, то тогда рекомендуется обратиться в многофункциональные центры, где предоставление услуг осуществляется по принципу « одного окна», что означает прием и выдачу всех документов в оговоренные сроки без необходимости взаимодействия с должностными лицами. Уполномоченные лица проверяют, правильно ли оформлены и заполнены соответствующие бумаги, и все ли они имеются в наличии, и уже на основании этого решают, возможно ли получение разрешения на строительство в Московской области в данном конкретном случае или же нет. В случае отказа, клиенту предоставляют мотивированное объяснение.

    Перечень документов для получения РС

    Получение разрешения на строительство жилого дома в Москве и области возможно при наличии определенного комплекта бумаг:

    • документы, свидетельствующие о праве собственности заявителя на объект;
    • градостроительный план надела, изготовленный в полном соответствии с положениями ГК РФ;
    • окончательный и полный набор проектной документации, а также пояснительная записка и конкретный список томов;
    • одобрительный характер экспертного заключения для объектов, приведенных в ст.49 ГСК РФ. Если проведение экспертизы было доверено негосударственным структурам, то надо предъявить документы, устанавливающие право данных лиц на подобный вид деятельности;
    • допуск на отклонение от параметров, граничных для разрешенного строительства, если его оформление проводилось с учетом пунктов ст.40 ГрК РФ;
    • другая документация, доказывающая правомочность выполнения строительно-монтажных и реконструкционных работ.

    Срок проверки обозначенных выше документов – до 10 рабочих дней. После этого заявителю сообщают, в каких целях можно использовать земельный участок, получить разрешение на строительство которого нельзя или можно, если поменять, к примеру, его назначение. Или вердикт будет следующим: земля совершенно готова для размещения на ней практически любых объектов. Запрос могут отклонить, если не все документы представлены на рассмотрение, или же проект разработан с ошибками, а также по ряду других причин. Заявитель имеет право подать жалобу в суд, где ее рассмотрят и, возможно, посчитают вполне обоснованной.

    Получение РС в электронном виде

    Не важно, что движет заявителем – стремление получить разрешение на строительство уже построенного дома или же совсем нового здания – у него всегда есть возможность выбора, и ему решать, каким способом пройти регистрацию – в Интернете или офлайн режиме. Владелец существующей или будущей конструкции может прийти лично в Росреестр для подачи заявления, либо же сделать проще – зарегистрироваться на сайте Госуслуги и затем заполнить онлайн-форму личных данных, для чего даже не нужно выходить из дома или офиса.

    Готовый документ будет содержать подпись уполномоченного лица. В случае, если услуга на получение разрешения на строительство в Москве оказывается многофункциональными центрами, то обращаясь к ним, следует иметь при себе паспорт гражданина РФ.

    Электронным способом можно также получить разрешение на строительство на линейный объект, что весьма удобно, т.к. сама по себе процедура упростилась, и похождение ее обычным путем займет больше времени, нежели в онлайн-режиме. К тому же, в последнее время, в связи с изменениями законопроекта, для узаконивания линейных объектов достаточно предоставить ранее утвержденные нормативы: проекты по планировке и межеванию земельного надела, градостроительный план.

    Отказ в выдаче разрешения на строительство

    Исполнительная власть может отказаться выдавать разрешение на строительство, если:

    • документы оформлены неправильно, недостаточно ясны, содержат неполную информацию и т.д.;
    • не соблюдаются параметры, граничные для разрешенного строительства на земельном наделе;
    • имеет место девиация от параметров, являющихся граничными для разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства.

    Хоть представленные выше аргументы в пользу отказа от выдачи РС кажутся довольно простыми и ограниченными, получение разрешения на строительство в новой Москве или же старой может доставить немало хлопот. Особенно трудно придется тем, у кого отсутствует понимание самой процедуры по возведению того или иного объекта, или кто предпринимает хаотичные действия, вместо того, чтобы следовать давным-давно установленным нормам выполнения инженерно-строительных работ.

    Сопровождение процедуры получения РС

    Для ускорения процедуры получения РС будет целесообразным воспользоваться услугами профессионалов. Это позволит сэкономить не только массу времени, но и предотвратить неуместную трату денежных средств. Чтобы исключить даже малейшую вероятность отказа в выдаче РС и, тем самым, избежать повторного прохождения утомительной процедуры, надо иметь дело с экспертами. Если имеется необходимость получить разрешение на строительство на линейный объект или любой другой, будь то жилое или нежилое сооружение, и при этом уверенно двигаться к намеченной цели, то к разработке проекта нужно подойти со всей ответственностью и серьезностью. Только грамотные специалисты способны сделать работу «на отлично», уделяя должное внимание мелочам и не допуская крамольных ошибок. Мы помогаем нашим клиентам собрать полный пакет документов и эффективно справляемся с задачами любой сложности.

    Стоимость услуг по получению РС

    Практически каждого заявителя интересует, сколько стоит получить разрешение на строительство, и это неудивительно. Цена услуги по сопровождению получения РС зависит от объема и трудоемкости работ на подготовительном этапе, но, обычно, она стартует с 100 000 рублей.