Что такое социальное партнерство в трудовом праве. Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Что такое социальное партнерство

Как понятие, социальное партнерство понимается как система и категория рыночного общества, возникшие на конкретном этапе его зрелости, связанные с возникновением трудового рынка, в чем участвуют органы профсоюза, представляющего работников.

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой органы и отношения, которые имеют развитие между профсоюзами работников или работодателей, а также представителями государственной власти. Такие отношения направлены на развитие и согласование взаимных интересов, которые возникают в связи с заключением трудовых договоров и имеют значение в ходе возникших взаимоотношений.

В процессе социального партнерства устанавливаются формы социальных гарантий, которые необходимы для нормального ведения трудовой деятельности. Момент возникновения данного понятия формально связывается с тем временем, когда были созданы органы МОТ, опирающиеся в своей деятельности на принципы трипартизма. Социальное партнерство в сфере труда на территории РФ имеет в качестве законодательного начала Указ Президента, изданный 15.11.1991 г. под № 212.

Благодаря социальному партнерству достигается цель разрешения споров, значение которой важно для трудового процесса, исключаются возможные проблемы. Так происходит развитие трудовых отношений, определяется их система.

Принципы социального партнерства в сфере труда

Противоречия, которые присущи социально-трудовым отношениям, разрешаются путем применения общих начал социального партнерства, основные принципы которого:

  • наличие равноправия между сторонами по инициированию диалога;
  • уважительное отношение к интересам каждой из сторон;
  • наличие заинтересованности сторон в договорном разрешении конфликта;
  • оказание государственного содействия в укреплении демократических основ социального партнерства, в чем участвуют органы власти;
  • соблюдение законодательных трудовых норм, уровни принятия которых могут быть различными, участниками отношений;
  • установление выборности лиц в органы, представляющие интересы сторон;
  • наличие свободы формы выбора, необходимой в процессе обсуждения вопросов трудовой сферы;
  • обязательность признака добровольности в принимаемых на себя обязательствах;
  • наличие фактора реальности, что имеет значение для выполнения принятых обязательств;
  • обязательность в процессе выполнения соглашений и коллективных договоров;
  • осуществление контроля за надлежащим исполнением каждого отдельного коллективного договора и соглашения, представленного как система норм, необходимая для решения проблемы, возникновение которой возможно в ходе исполнения трудовых функций;
  • установление ответственности сторон или лиц из представляющих за ненадлежащее исполнение принятых документов, обязательным условием чего являются признаки индивидуальной вины.

Виды взаимодействия

Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.

Среди видов социального взаимодействия можно выделить:

  • деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
  • деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
  • непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
  • участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.

Формы социального взаимодействия

Социальное партнерство в сфере труда проявляется в ряде форм, объединенных общей целью достижения нормального взаимодействия между субъектами трудовых отношений. К таким формам относится:

  • проведение коллективных переговоров в момент заключения коллективного договора или ряда соглашений;
  • проведение взаимных консультативных переговоров в тех случаях, которые прямо обязывают к этому законодательством;
  • принятие участия в управленческом процессе организациями со стороны работников и лиц, которые являются их представителями;
  • принятие участия на стадии досудебного разрешения трудового спора.

Цели социального взаимодействия

В качестве цели, которая преследуется социальным партнерством, необходимо понимать развитие и проведение работы по согласованию интересов, имеющихся у работников и их работодателей. Такие решения должны максимально соответствовать интересам этих сторон и обеспечивать эффективность трудовой деятельности.

Взаимодействие субъектов трудовых отношений необходимо и для определения круга гарантий, которые требуются для исполнения прав, принадлежащих работникам.

Материальным выражением социального партнерства являются соглашения, которые принимаются в порядке достижения договоренностей и согласования программ, влияющих на дальнейшее развитие и сотрудничество.

Обеспечить социальное взаимодействия позволяют государственные органы, законодательные и локальные акты, принятие которых обосновано мнением отдельных социальных партнеров.

А. В. Тиховодова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Волжской государственной академии водного транспорта. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. А. Владимиров

В статье рассматриваются смысл социального партнерства, его функции, принципы, условия установления. Также раскрываются возможности и роль сторон в рамках социального партнерства, особенности и перспективы формирования межсекторного взаимодействия в России.

In the article the meaning of social partnership, its functions, principles and conditions of their establishment are examined. The opportunities and the role of both sides of the social partnership, the peculiarities of the formation of intersector cooperation in Russia are also examined in the article.

Масштаб и сложность социальных проблем в современной России требуют поиска новых эффективных путей их решения. Все более актуальной становится необходимость налаживания социального партнерства, т. е. системы, которая бы отвечала ведущим тенденциям общемирового развития социальной сферы. Существует множество концептуальных подходов к исследованию взаимодействия социальных структур общества. В целом общество рассматривается как сложная система, характеризующаяся социальными по своей природе системными качествами и свойствами, такими как структурированность, самоорганизация, регулируемость, устойчивость, динамичность. Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реализуя свои интересы, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений. Происходящая социальная дифференциация и формирует социальную структуру. Структурные элементы общества могут развиваться, распадаться и возникать вновь, одни сегменты могут укреплять систему, другие - дестабилизировать ее, однако не-

обходимым остается устойчивость и в то же время динамичность развития.

Настоящее развитие России в значительной степени характеризуется активным и часто противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с развитой институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого. Особенно актуальными вопросы управления государством, экономикой и общественной жизнью становятся в периоды, когда старые нормы, ценности, установки по тем или иным причинам отбрасываются, а новые еще только формируются. В этой связи ключевой задачей, стоящей перед современной Россией, является обеспечение устойчивого и безопасного социально-экономического развития в контексте взаимодействия структурных элементов общества.

Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречия между трудом и капиталом. Но в конце XX в. этот термин наполнился новым смыслом. Кризис трех ведущих концепций - социализма, государства благосостояния и модернизации в

странах так называемого третьего мира -потребовал поиска иных подходов. В фокусе общественного и политического внимания сегодня инициативы граждан, которые объединяются в сообщество некоммерческих организаций и общественных движений. Смысл социального партнерства состоит в конструктивном взаимодействии между государственными структурами, органами местного самоуправления, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Термин «партнерство» предполагает вполне определенную форму отношений, возникающих в процессе деятельности социальных субъектов по достижению общих целей. Если цели этих субъектов не совпадают, ставится вопрос о компромиссе, достижении консенсуса. В основе названных отношений, бесспорно, лежит социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие выполняет в обществе различные функции: стабилизирующую, консолидирующую, деструктивную. Именно стабилизирующая функция -механизм, который обеспечивает развитие демократического общества в целом и его отдельных сфер. Эту функцию может успешно выполнять социальное партнерство как одна из форм проявления социального взаимодействия. Хотя социальное взаимодействие на определенном этапе развития демократического государства порождает социальное партнерство, последнее может осуществляться не только через данный механизм, но и формировать собственный. Социальное партнерство уже социального взаимодействия как одна из форм существования последнего, воплощающая его стабилизирующую и гармонизирующую функции. И. М. Модель, Б. С. Модель предлагают рассматривать «социальное партнерство и как способ сотрудничества в сфере федеративных отношений, форму органичного взаимодействия многообразных субъектов этих отношений, которые позволяют им свободно выра-жать свои интересы в контексте поиска так

называемых цивилизованных средств их гармонизации»1 .

Узловой элемент, вокруг которого или на базе которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Такое взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые негативные социальные явления (бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды и др.). Установление партнерских отношений способствует снижению социальной напряженности, ликвидирует элементы противостояния, конфликтности и закладывает основы стабильности, общественного порядка.

Представители различных секторов обычно по-разному осознают собственную ответственность за решение этих соци-альных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество необходимо. Что именно могут предложить каждый из партнеров, каковы его интересы? В чем особенности располагаемых ими ресурсов? Государство может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формулирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы. Используя разные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых программ, государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации (НКО) и бизнес. Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др.

Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества. Некоммерческий сектор в настоящее время анализируются учеными как важнейшая составная часть гражданского общества, с одной стороны, и как система создания и доставки потребителю общественных благ -с другой. Особо отмечается демократический, добровольный характер некоммерческого сектора, основанного на непринудительном характере осознанной гражданской инициативы. Именно это отличает третий сектор от государства и сближает его со структурами рыночной экономики. В отношении НКО появилось такое определение: «бизнес, имеющий общественную миссию». НКО, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи, решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль за действиями власти, привлекают к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения и выдвигают новые ценностные ориентиры. Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а также возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Безусловно, возможности и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур - еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные иници-

ативы граждан. И дело не только в том, что организации третьего сектора «ближе» к населению и при оказании услуг могут действовать более гибко, эффективно и «человечно», чем государственные учреждения. В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации. Общественные организации «озвучивают» потребности этих людей, обычно первыми формулируя социальную проблему.

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом. Социальное партнерство зиждется: на заинтересованности каждой из взаимодействующей сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремлении к поиску реалистических решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализации решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров; правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия. Решающими здесь выступают взаимная полезность, обоюдная заинтересованность сторон, самоограничение, уважение и учет интересов партнеров. Они равноправны в выборе путей и средств достижения общей цели, сохраняя при этом самостоятельность и следуя принципу невмешательства в дела другой стороны. Указанные отношения

строятся на началах доверия, уважения, доброжелательности, равенства, свободы выбора, обязательности исполнения достигнутых договоренностей. Формальные моменты в этих отношениях явно перевешивают неформальные, что в определенной степени облегчает взаимодействие, нивелируя личные симпатии. Еще один принцип построения и успешного функционирования социального партнерства - соблюдение норм федерального и регионального законодательства.

Можно выделить объективные и субъективные условия для установления социального партнерства. К объективным относятся: демократия и гражданское общество, потребность в социальном партнерстве, сформированность и институциональная оформленность групповых интересов, организационно-правовые и политические установления государства в части регулирования интересов участников рассматриваемых отношений. Но все эти условия так и останутся потенциальными при отсутствии субъективного фактора. Необходимы воля и осознание общности целей участников социального партнерства, их готовность следовать нормам, зафиксированным в соответствующих документах, наличие системы эффективных санкций за нарушение норм социального партнерства, развитие традиций гражданского участия. Успешное развитие каждого из секторов невозможно без взаимодействия с другими секторами. В этой связи принято говорить о межсекторном взаимодействии как необходимом элементе общегосударственной управленческой эффективности.

Возникновение социального партнерства в России было связано с общественными движениями и местным самоуправлением (земским движением). При поддержке земств (а в отдельных случаях и государственной власти) возник первый опыт решения общественно значимых проблем «творческим союзом разного толка интеллигентских направлений с

широким размахом молодого, меценатствующего капитала»2.

В России впервые возникли новые силы, обратившиеся к решению социальных вопросов. Это местное выборное самоуправление, общественные движения (научные и культурные общества, движение трудовой помощи), благотворительность промышленников и финансистов.

Становление социального партнерства в России было очень ограниченно, а его успехи несоизмеримы с масштабом имевшихся социальных конфликтов. Благотворительность не смогла ликвидировать бедность и сгладить остроту противоречий между предпринимателями и рабочими, помещиками и крестьянами. Социальный конфликт привел к революции 1917 г.

Исторический опыт свидетельствует, что взаимодействие различных сил на общественной арене является условием успешности проведения реформ.

Что же касается специфики формирования секторов в современной России, то к настоящему моменту возник заново основанный на деловой гражданской инициативе частный бизнес - сектор, а государственный сектор претерпел существенные изменения, связанные с сокращением монопольного воздействия на производственную и социальную сферы. В то же время стал формироваться и негосударственный некоммерческий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в непроизводственной сфере. За последние годы в России накоплен значительный опыт межсекторного взаимодействия, обобщая который можно выделить несколько моделей сотрудничества: информационный обмен; проведение совместных благотворительных акций и других мероприятий разного характера; систематическая поддержка социальных инициатив, в том числе за счет предоставления помещения, оказания консультационных услуг, оплаты расходов и т. п.; развитие государственно-общественных форм управления, в том числе за счет создания постоянно действующих круглых

столов, объединяющих представителей трех секторов, на уровне муниципальных обра -зований или субъектов РФ; финансирование социальной сферы на конкурсной основе.

Вместе с тем существует целый ряд проблем, связанных с межсекторным взаимодействием. Е. М. Осипов делит их на два блока: профильные внутрисекторные проблемы и проблемы непосредственно самого межсекторного взаимодействия3. К первому блоку относятся следующие: недостаточный профессионализм участников, информационный голод и отсутствие общего информационного пространства, слабость ассоциативных связей и закрытость неправительственных организаций, непонимание тем или иным сектором проблем партнеров. Проблемы второго блока: недостаточность правового обеспечения взаимодействия, отсутствие механизмов взаимодействия, основанных не только на личных контактах.

Выстраивание отношений государства с организациями гражданского общества и бизнесом осуществляется не в рамках трех -стороннего сотрудничества, а по сепаратным, не связанным друг с другом каналам. Применительно к бизнесу таким каналом выступает Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, а применительно к НКО - общественные палаты (общефедеральная и региональные). Утверждение подобной модели взаимодействия ставит организации гражданского общества вне поля публичной политики, и, не имея возможности участвовать на равных в механизмах прямой и обратной связи с государством, они лишаются стимулов к наращиванию активности.

Нынешнюю систему взаимоотношений общества, государства и бизнеса нужно

либо сломать и на ее месте создать современную систему трехстороннего партнерства, либо коренным образом перестроить ее с тем, чтобы она оказалась в состоянии сделать такого рода партнерство фактом. К такой системе нужно идти постепенно, чтобы, выходя на новые рубежи и осваивая их, двигаться дальше.

Наиболее подходящими участниками обновленной системы со стороны гражданского общества могли бы стать общественные палаты, а точнее, делегированные ими полномочные представители. В составе палат широко представлены представители абсолютно разных сфер деятельности, знающие как о конкретных, так и более общих социально-экономических проблемах, от решения которых зависит наше ближайшее и более отдаленное будущее. Эти люди могли бы внести в существующую систему не только свои знания и свой опыт, но и сделать ее по-настоящему работоспособной и эффективной. Положить начало совершенствованию системы социального партнерства в России может инициатива либо от авторитетных кругов политической власти, либо от Общественной палаты и ее комитетов, либо от тех и других одновременно. Возможны и иные варианты, учитывая потенциал экспертного сообщества.

Диалоговый тип отношений общества с властью является гарантом достижения гражданского согласия. Принципы социального партнерства - при условии их осознания и принятия политическими и экономическими элитами федерального Центра и субъектов РФ - могут стать действенным инструментом гуманитарной реконструкции основных сфер жизнедеятельности в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство при федерализме: в порядке обсуждения проблемы // Полис. 2000. № 2. С. 174.

2 Либоракина М. И., Никонова Л. С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. С. 49.

3 Осипов Е. М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. № 4. С. 97.

Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:

  • федеральный уровень , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
    межрегиональный уровень , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации
  • региональный уровень , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень , на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:

  • соблюдение норм законодательства : все стороны и их представители должны соблюдать нормы трудового законодательства и требования иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • полномочность представителей сторон : требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;
  • равноправие сторон как в инициативе переговоров , их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле над их выполнением;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • свобода выбора и обсуждения вопросов , составляющих содержание коллективных договоров и соглашений, определяемое сторонами свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5 ТК РФ);
  • добровольность принятия обязательств : каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т. е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);
  • реальность принимаемых сторонами на себя обязательств : сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);
  • систематичность контроля над выполнением коллективных договоров, соглашений;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель учреждения или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей.

В наше время коллективные переговоры в наибольшей мере отражают социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда.
Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров», а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 «О содействии коллективным переговорам».

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Отказ работодателя приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Целью, как коллективного договора, так и соглашений, является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.

Коллективный договор это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

В этом понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

У партнерства в трудовой сфере имеются две стороны: сотрудники и фирмы-наниматели. Первые хотят социальных гарантий, достойного вознаграждения, обеспечения должного уровня безопасности. Вторые желают сократить издержки, в том числе за счет экономии на персонале. Когда стороны сходятся в диалоге, им нужно согласовать свои противоположные интересы и найти решение, которое устроит всех.

В реальной жизни социальное партнерство – это система взаимоотношений между представителями противоборствующих сторон. Трансляторами интересов персонала выступают:

  • создаваемые ими профсоюзные организации;
  • иные представители, избираемые на добровольной основе методом голосования.

Интересы фирмы-нанимателя призваны лоббировать:

  • должностные лица, уполномоченные на то внутренними документами компании;
  • объединения работодателей, действующие на разных уровнях: от локального до федерального;
  • иные структуры-представители (например, для школ, больниц это органы исполнительной власти соответствующего уровня).

Понятие социального партнерства предполагает, что представители обеих сторон защищают интересы своих «подопечных». Для этого они:

  • формируют и отстаивают единую позицию;
  • инициируют и проводят коллективные переговоры;
  • заключают соглашения с второй стороной;
  • ведут надзор за их исполнением;
  • обращаются к властным структурам с законодательной инициативой;
  • участвуют в разработке госпрограмм и т.д.

Властные структуры признаются субъектами партнерской системы лишь в той части, когда они сами выступают нанимателями для своего персонала. В остальном им отводится роль координаторов или «третейских судей», вступающих в диалог тогда, когда двусторонние переговоры зашли в тупик.

Государство также не входит в систему и не участвует в диалогах. Его задача – обеспечить законодательную базу, минимальные гарантии для наемных специалистов, создать условия для развития органов соцпартнерства.

В каких формах реализуется партнерство?

Система социального партнерства предполагает следующие формы воплощения, сформулированные в :

  1. Коллективные переговоры

Это диалог между представителями персонала и администрацией компании. Он может быть инициирован любой из сторон по вопросам, связанным с положением наемных работников, условиями их трудоустройства. Участники высказывают собственные позиции и приходят к общему знаменателю, который закрепляется в виде коллективного договора или внутреннего акта компании.

  1. Привлечение персонала к управленческой деятельности

Социальное партнерство в организации предполагает, что наемные специалисты могут выступать с инициативой по совершенствованию бизнес-процессов, предложениями относительно условий занятости. На федеральном уровне это проявляется в виде участия профсоюзов в согласовании законопроектов, связанных с трудовой сферой.

  1. Взаимное консультирование

Это переговоры сторон и пояснения по тем вопросам, которые кажутся им спорными. Например, профсоюз может попросить у администрации объяснение причин увольнения сотрудника.

  1. Трудовые споры

Если один из сотрудников или персонал в целом недоволен решением руководства, он вправе инициировать спор. В роли арбитра выступит независимая комиссия, собранная из представителей сторон.

На каких принципах строится взаимодействие?

Понятие и система социального партнерства предполагают следующие принципы взаимодействие сторон:

  • равные права – любой субъект системы может инициировать диалог;
  • уважение интересов работников и работодателей
  • возможность самостоятельно выбирать вопросы для вынесения на обсуждение;
  • соблюдение норм законодательства;
  • добровольность принятия решений;
  • выполнимость обязательств, принимаемых на себя субъектами правоотношений;
  • ответственность за исполнение достигнутых договоренностей.

Социальное партнерство на предприятии предполагает открытый и цивилизованный диалог. Стороны выдвигают свои требования, согласуют позиции и принимают решение, которое их устраивает и является выполнимым на практике. Метод переговоров помогает снизить социальную напряженность, избежать открытых конфликтов, забастовок и других крайних форм выражения недовольства.

Примеры социального партнерства

Чтобы понять механизм партнерских отношений, будет полезно разобрать связанные с ним жизненные ситуации.

Работнику, трудоустроенному в компании, вместе с заработной платой выдают несколько ее акций. Он понимает, что в случае успешной деятельности в текущем году получит солидный доход. Это стимулирует специалиста трудиться более эффективно, выступать с инициативой по рационализации процесса, а не просто просиживать рабочее время.

Администрация предприятия желает уволить сотрудника по причине несоответствия занимаемой должности. Этот шаг обязательно согласуется с профсоюзной организацией, созданной на предприятии. Она вправе оспорить принятое решение или попросить объяснений подобного решения.

Компания планирует приостановить трудовую деятельность в связи с неудовлетворительными финансовыми показателями. Понятие принципы и стороны социального партнерства предполагают, что поскольку эта мера ухудшает условия для персонала, о ней нужно заранее уведомить профсоюз. Согласно ст. 12 ФЗ-10, о принятом решении нужно сообщить как минимум за три месяца до воплощения в жизнь. Представители трудового коллектива и администрация фирмы проводят переговоры по сложившейся ситуации.

На предприятии принят коллективный договор, который вводит дополнительные льготы для сотрудников (ежеквартальные премии, увеличенный отпуск). Проект соглашения был рассмотрен профсоюзом и правлением компании и поддержан обеими сторонами.

Теория социального партнерства получила воплощение на практике во многих странах мира и доказала свою эффективность. Это действенный способ урегулировать отношения работников и работодателей, прийти к согласию без открытых конфликтов и крайних мер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Социальное партнерство - сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий.

Из многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство».

Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ).

Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.

Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства - работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

1) работники;

2) работодатели;

3) представители работников;

4) представители работодателей;

5) органы государственной (исполнительной) власти;

6) органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели - стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее - исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ).

Поскольку, представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства не является.

Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей - установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства, в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений.

Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.

Повышение роли и значения социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Причем он предшествует другим разделам кодекса, содержащим конкретные предписания относительно государственного регулирования трудовых отношений и их регулирования с помощью социального партнерства.

Этот раздел содержит наиболее существенные положения о правовом регулировании отношений социального партнерства, которые, как и ряд других общественных отношений, входят в предмет трудового права (см. ).

Социальное партнерство, являясь основой для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в метод трудового права как одна из его неотъемлемых черт.

Среди принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство (см. ст. 2 ТК).

Раздел II ТК РФ сформирован на базе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г. ; Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ; законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ .

Приняты во внимание Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 (1949 г.) «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров», № 135 (1971 г.) «О представителях трудящихся», Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в мире труда (1998 г.) и другие международные акты.

ТК РФ закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, на работодателей, являющихся юридическими лицами (организациями) и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями. Внесенные в ТК РФ изменения, связанные с включением в отношения социального партнерства индивидуальных предпринимателей, существенно расширяют возможности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений. Вместе с тем применение этих положений может иметь особенности в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации. Эти особенности устанавливаются федеральными законами (см. ).

После введения в действие ТК РФ (1 февраля 2002 г.) названные законы (как и все иные нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ).

Основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство, сформулированы в .

Основными принципами социального партнерства являются:

Равноправие сторон;

Уважение и учет интересов сторон;

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Полномочность представителей сторон;

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

Обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в .

Формами социального партнерства являются:

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Участие работников, их представителей в управлении организацией;

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.

Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон - работников и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства.

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. От уровня органа социального партнерства в значительной степени зависит его состав. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторонние комиссии только из представителей сторон.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от. 1 мая 1999 г. РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Указом Президента РФ.

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях. Деятельность комиссий в субъектах РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов; территориальных комиссий - в соответствии с законами этих субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Какими актами должна регламентироваться Деятельность комиссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает. Положения об отраслевых (межотраслевых) комиссиях на практике утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях.

На локальном уровне из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. В тех случаях, когда в организации помимо коллективного договора, общего для всех работников и работодателя, заключаются еще и коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве (представительствах) и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др. Положение о комиссии на локальном уровне утверждается обычно также по соглашению сторон.

Порядок обеспечения условий для участия органов социального партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и иными нормативными. правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ () предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и объединениям работодателей) органами, принимающими эти акты.


См., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве» // Солидарность. 1997. № 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. «О социальном партнерстве в Томской области» //Красное знамя. 1999. 13 авг.

Предыдущая