Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования

Требования к современному педагогу

дополнительного образования

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Центры дополнительного образования - явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

Независимо от возраста, пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристики преподавателя как: много знает - 76%; чуткий и внимательный - 74%; трудолюбивый - 73%; добрый, справедливый - 72%; интересно, от души объясняет - 69%; при объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь - 61%; с веселым характером - 61%; не жалуется родителям - 58%; во время перемен с нами - 38%.

У старшеклассников оценочные требования к педагогу выше. Они больше обращают внимания на моральные качества и интеллектуальные способности педагога, его способность к полноценному взаимодействию.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

Структура и содержание образа педагога дополнительного образования

На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

Восприятия подростка более целенаправленное, планомерное и организованное, чем восприятия младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью.

Внимание учеников среднего школьного возраста специфично, выборочно: интересные уроки или дела интересуют учеников, и они могут подолгу сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбужденность, интерес к необыкновенному часто становиться причиной переключения внимания. В связи с этим для подростка важно умение педагога передать свои навыки и знания.

Мышления в подростковом возрасте становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношения между конкретно-образным и абстрактным в пользу последнего. Подросток начинает анализировать личность педагога и мотивы его действий, создаваемый образ приобретает критические черты.

Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов.
На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
3. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
должен знать:

1. Конституцию Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно директору учреждения или иному должностному лицу.
На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Педагог дополнительного образования :

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

Участвовать в управлении Центра в порядке, определяемом Уставом Центра;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащи­ми оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через пред­ставителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и вос­питания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

Повышать квалификацию;

Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

Давать обучающимся во время занятий и перемен обязатель­ные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблю­дению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленном Уставом и Пра­вилами о поощрениях и взысканиях обучающихся УДО.

Ответственность:

Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполне­ния образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локаль­ных нормативных актов, должностных обязанностей,

Педагог дополнительного образования не­сет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном тру­довым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть осво­божден от занимаемой должности в соответствии с трудовым зако­нодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».Увольнение за подобный проступок не является мерой дисципли­нарной ответственности.

За виновное причинение УДО или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей педагог дополнительного образова­ния несет материальную ответственность в порядке и в пределах, ус­тановленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

Работает в режиме выполнения объема установленной ему учеб­ной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, учас­тия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установ­лены нормы выработки;

Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместите­лем директора УДО по учебно-воспитательной работе;

Представляет заместителю директора УДО по учебно-вос­питательной работе письменный отчет о своей деятельности по окон­чании каждой учебной четверти;

Получает от директора УДО и его заместителей информа­цию нормативно-правового и организационно-методического харак­тера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучаю­щихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с адми­нистрацией и педагогическими работниками школы, входи в состав методического объединения педагогов дополнительного образования соответствующего профиля..

Методика организации работы педагога дополнительного образования

Описание "дифференциации обучения" в педагогике

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоения целого на различные части, формы, ступени.

В педагогической литературе дифференциация обучения - это:

    форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

    часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. (МНИИ Школьных технологий, 2005, с. 288)

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

    создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учета особенностей их контингента;

    комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения – положение согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Один из основных видов дифференциации (разделения) - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

По области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

По уровню умственного развития (уровню достижений);

По личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

По уровню здоровья (физические группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применения разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией.

Однако в некоторых моделях обучения дифференциация учебного процесса – главная отличительная особенность, системообразующий фактор, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Дифференциация по уровню развития способностей

Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей

Методологический подход: дифференцированный, индивидуальный.

Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационные, знания, умения и навыки.

Вид социально - педагогической деятельности: психолого-педагогическая, компенсирующая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + репетитор.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами программирования.

Организационные формы: все формы.

Преобладающие средства: программированные + электронные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: все виды.

Целевые ориентации:

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

Деление детей по уровню развития негуманно

У учителя появляется возможность слабому ученику, уделить внимание сильному

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Понижается уровень Я-концепции, в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

Повышается уровень мотивации учения в сильных группах

Понижается уровень мотивации в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

По особенностям организации гомогенных групп выделяют:

а) внешнюю дифференциацию:

Региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

Внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

В параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);

Межклассную (факультативные, свободные, разновозрастные группы);

б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса) .

В современном мире существуют различные модели дифференциации обучения. (Приложение 1). Каждая модель имеет свои особенности, предмет обучения, но объединяет их одно: все модели дифференцированного обучения направлены на порождение комплекса неполноценности школьника по отношению к учению, стимулировать ребенка к работе и получить результат. Для того чтобы организовать правильную модель дифференцированного обучения, учитель должен знать, какие существуют модели и какая модель подходит к его классу. Но прежде всего рассмотрим, что такое обучение, процесс, процесс обучения русскому языку.

Обучение – управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо, ход развития чего-либо; совокупность познавательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Процесс обучения – совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени.

Стратегия современного обучения – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к делу, к своему предназначению и в целом к знаниям, на становление у младшего школьника самого главного учебного умения – учиться.

Учебная деятельность – система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.

Цели обучения – одна из категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и обще предметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Сочетанию и решению этих задач может способствовать организация дифференцированного обучения.

Таким образом дифференцированное обучение рассматривается как форма обучения, часть общей дидактической системы, создание разнообразных условий обучения, комплекс методических и психолого- педагогических мероприятий.

Развитие системы до­полнительного образования детей невозможно без серьезного кон­цептуального программно-методического обеспечения учебно-воспи­тательного процесса. Это серьезная задача, требующая постоянной и кропотливой работы под руководством наиболее квалифицирован­ных педагогов или методистов учреждений дополнительного образо­вания детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки стандартизированного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагогам до­полнительного образования при разработке авторских программ необходимо познакомиться с содержанием тех учебных предме­тов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием до­полнительной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы дополнительного образования детей ста­новится по-настоящему эффективным, если дополнительные программы соответствуют интересам и потребностям обучающихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает ряд принципов:

    ориентацию на широкое гуманитарное содержание, позво­ляющее гармонично сочетать национальные и общечеловечес­кие ценности;

    формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира;

    обращение к тем проблемам, темам, образовательным об­ластям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в ос­новном образовании;

    развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

    реализацию единства учебно-воспитательного процесса.

Дополнительные образовательные программы нового поко­ления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкос­тью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного об­щеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Требования к программам дополнительного образования де­тей. Всистеме дополнительного образования детей различают следующие типы программ:

    примерная;

    модифицированная или адаптированная;

Можно выделить уровни освоения программ дополнительно­го образования детей по признаку «общепрофессиональное»:

    общеразвивающие;

    специализированные;

    профессионально-ориентированные.

Программы дополнительного образования детей различают по цели обучения:

    познавательные (информационно-просветительские);

    научно-исследовательские;

    социальной адаптации;

    профессионально-прикладные;

    спортивно-оздоровительные;

    развивающие художественную одаренность;

    досуговые.

По форме организации содержания и процесса педагогичес­кой деятельности программы бывают:

    комплексные;

    интегрированные;

    модульные;

    сквозные.

Дополнительные образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.

Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического со­вета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации про­граммы; автор программы; данные о рецензентах.

Разделы программы:

    Введение.

    Основные направления и содержание деятельности.

    Условия реализации программы.

    Механизм оценки получаемых результатов.

    Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).

    Наличие рецензий: внутренней (методический совет уч­реждения дополнительного образования детей) и внешней (сторонние организации и учебные заведения).

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник :
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 20 комментариев

    Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

    Здравствуйте!
    Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
    Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

    Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
    И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

    Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

    Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно, подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

    Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

    Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования, прошла курсы переподготовки 522 часа,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше??? Или только с дошкольниками?

дополнительного образования

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Центры дополнительного образования - явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

Независимо от возраста, пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристики преподавателя как: много знает - 76%; чуткий и внимательный - 74%; трудолюбивый - 73%; добрый, справедливый - 72%; интересно, от души объясняет - 69%; при объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь - 61%; с веселым характером - 61%; не жалуется родителям - 58%; во время перемен с нами - 38%.

У старшеклассников оценочные требования к педагогу выше. Они больше обращают внимания на моральные качества и интеллектуальные способности педагога, его способность к полноценному взаимодействию.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

Структура и содержание образа

На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

Восприятия подростка более целенаправленное, планомерное и организованное, чем восприятия младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью.

Внимание учеников среднего школьного возраста специфично, выборочно: интересные уроки или дела интересуют учеников, и они могут подолгу сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбужденность, интерес к необыкновенному часто становиться причиной переключения внимания. В связи с этим для подростка важно умение педагога передать свои навыки и знания.

Мышления в подростковом возрасте становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношения между конкретно-образным и абстрактным в пользу последнего. Подросток начинает анализировать личность педагога и мотивы его действий, создаваемый образ приобретает критические черты.

Относится к категории специалистов.
На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
3. Назначение на должность педагога дополнительного образования и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
Педагог дополнительного образования должен знать:

1. Конституцию Российской Федерации.


2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно директору учреждения или иному должностному лицу.
На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Педагог дополнительного образования :

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.


2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

Участвовать в управлении Центра в порядке, определяемом Уставом Центра;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащи­ми оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через пред­ставителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и вос­питания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

Повышать квалификацию;

Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

Давать обучающимся во время занятий и перемен обязатель­ные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблю­дению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленном Уставом и Пра­вилами о поощрениях и взысканиях обучающихся УДО.

Ответственность:

Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполне­ния образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локаль­ных нормативных актов, должностных обязанностей,

Педагог дополнительного образования не­сет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном тру­довым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть осво­божден от занимаемой должности в соответствии с трудовым зако­нодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».Увольнение за подобный проступок не является мерой дисципли­нарной ответственности.

За виновное причинение УДО или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей педагог дополнительного образова­ния несет материальную ответственность в порядке и в пределах, ус­тановленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

Работает в режиме выполнения объема установленной ему учеб­ной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, учас­тия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установ­лены нормы выработки;

Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместите­лем директора УДО по учебно-воспитательной работе;

Представляет заместителю директора УДО по учебно-вос­питательной работе письменный отчет о своей деятельности по окон­чании каждой учебной четверти;

Получает от директора УДО и его заместителей информа­цию нормативно-правового и организационно-методического харак­тера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучаю­щихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с адми­нистрацией и педагогическими работниками школы, входи в состав методического объединения педагогов дополнительного образования соответствующего профиля..

Методика организации работы педагога дополнительного образования

Описание "дифференциации обучения" в педагогике

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоения целого на различные части, формы, ступени.

В педагогической литературе дифференциация обучения - это:


  1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

  2. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. (МНИИ Школьных технологий, 2005, с. 288)
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учета особенностей их контингента;

  2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения – положение согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Один из основных видов дифференциации (разделения) - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

По области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

По уровню умственного развития (уровню достижений);

По личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

По уровню здоровья (физические группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применения разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией.

Однако в некоторых моделях обучения дифференциация учебного процесса – главная отличительная особенность, системообразующий фактор, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Дифференциация по уровню развития способностей

Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей

Методологический подход: дифференцированный, индивидуальный.

Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационные, знания, умения и навыки.

Вид социально - педагогической деятельности: психолого-педагогическая, компенсирующая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + репетитор.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами программирования.

Организационные формы: все формы.

Преобладающие средства: программированные + электронные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: все виды.

Целевые ориентации:

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.


Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

Деление детей по уровню развития негуманно

У учителя появляется возможность слабому ученику, уделить внимание сильному

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Понижается уровень Я-концепции, в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

Повышается уровень мотивации учения в сильных группах

Понижается уровень мотивации в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

По особенностям организации гомогенных групп выделяют:

а) внешнюю дифференциацию:

Региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

Внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

В параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);

Межклассную (факультативные, свободные, разновозрастные группы);

б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса) .

В современном мире существуют различные модели дифференциации обучения. (Приложение 1). Каждая модель имеет свои особенности, предмет обучения, но объединяет их одно: все модели дифференцированного обучения направлены на порождение комплекса неполноценности школьника по отношению к учению, стимулировать ребенка к работе и получить результат. Для того чтобы организовать правильную модель дифференцированного обучения, учитель должен знать, какие существуют модели и какая модель подходит к его классу. Но прежде всего рассмотрим, что такое обучение, процесс, процесс обучения русскому языку.

Обучение – управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо, ход развития чего-либо; совокупность познавательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Процесс обучения – совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени.

Стратегия современного обучения – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к делу, к своему предназначению и в целом к знаниям, на становление у младшего школьника самого главного учебного умения – учиться.

Учебная деятельность – система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.

Цели обучения – одна из категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и обще предметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Сочетанию и решению этих задач может способствовать организация дифференцированного обучения.

Таким образом дифференцированное обучение рассматривается как форма обучения, часть общей дидактической системы, создание разнообразных условий обучения, комплекс методических и психолого- педагогических мероприятий.

Развитие системы до­полнительного образования детей невозможно без серьезного кон­цептуального программно-методического обеспечения учебно-воспи­тательного процесса. Это серьезная задача, требующая постоянной и кропотливой работы под руководством наиболее квалифицирован­ных педагогов или методистов учреждений дополнительного образо­вания детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки стандартизированного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагогам до­полнительного образования при разработке авторских программ необходимо познакомиться с содержанием тех учебных предме­тов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием до­полнительной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы дополнительного образования детей ста­новится по-настоящему эффективным, если дополнительные программы соответствуют интересам и потребностям обучающихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает ряд принципов:


  • ориентацию на широкое гуманитарное содержание, позво­ляющее гармонично сочетать национальные и общечеловечес­кие ценности;

  • формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира;

  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным об­ластям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в ос­новном образовании;

  • развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

  • опору на содержание основного образования;

  • реализацию единства учебно-воспитательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поко­ления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкос­тью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного об­щеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
Требования к программам дополнительного образования де­тей. В системе дополнительного образования детей различают следующие типы программ:

  • примерная;

  • модифицированная или адаптированная;

  • экспериментальная;

  • авторская.
Можно выделить уровни освоения программ дополнительно­го образования детей по признаку «общепрофессиональное»:

  • общеразвивающие;

  • специализированные;

  • профессионально-ориентированные.
Программы дополнительного образования детей различают по цели обучения:

  • познавательные (информационно-просветительские);

  • научно-исследовательские;

  • социальной адаптации;

  • профессионально-прикладные;

  • спортивно-оздоровительные;

  • развивающие художественную одаренность;

  • досуговые.
По форме организации содержания и процесса педагогичес­кой деятельности программы бывают:

  • комплексные;

  • интегрированные;

  • модульные;

  • сквозные.
Дополнительные образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.

Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического со­вета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации про­граммы; автор программы; данные о рецензентах.

Разделы программы:


  • Введение.

  • Основные направления и содержание деятельности.

  • Условия реализации программы.

  • Механизм оценки получаемых результатов.

  • Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).

  • Содержание разделов программы (краткое изложение тем каждого раздела с указанием форм и методов организации учеб­но-воспитательных программ).

  • Список используемой литературы (автор, название книги, место и год издания).

  • Наличие рецензий: внутренней (методический совет уч­реждения дополнительного образования детей) и внешней (сторонние организации и учебные заведения).

Профстандарт педагога дополнительного образования вступает в силу 1 января 2020 г. Когда и зачем вводится проект профстандарта, который претерпел изменения, можно узнать из статьи, где доступны рекомендации экспертов и файлы для скачивания.

Описание комплекса специальных знаний и компетенций, необходимых педработнику для выполнения профессиональной деятельности по реализации вспомогательного программного содержания комплекса школьного обучения, определяет профстандарт педагога дополнительного образования. Профессиональные стандарты, в отличие от квалификационных справочников, утративших актуальность в связи с социально-экономическими изменениями последних десятилетий, полностью охватывают парадигму учебно-воспитательной среды, и комплекс дополнительного образования не является исключением. Применение профстандарта педагога допобразования необходимо при:

  • установлении квалификационных требований к работнику на этапе принятия управленческого решения о соответствии должности;
  • выделении должностных функций, полномочий и уровня ответственности для конкретной категории педработников с учетом специфики образовательного учреждения;
  • определении списка трудовых обязанностей;
  • организации мероприятий, направленных на обеспечение права и обязанностей работников по повышению квалификационного уровня упорядочивании вопросов оплаты труда.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Актуальную информацию о порядке применения профстандартов в школе читайте в журнале «Нормативные документы образовательного учреждения»:

- Как проверить, соответствует ли квалификация педагога требованиям профстандарта (чек-лист с комментариями)
- Как изменился профстандарт педагога дополнительного образования (изменения в законодательстве!)

Векторы государственной политики сферы образования, определившие необходимость отказа от квалификационных справочников в пользу профстандартов - описания квалификационный характеристик, необходимых педработникам для успешного выполнения профессиональных функций - были инициированы еще в 1997 г. посредством принятия Программы социальных реформ в РФ на 1996-2000 гг. На протяжении многих лет проект оставался в стадии заморозки или доработки, но в последние годы нормативно-правовая, а следом - и управленческо-организационная деятельность по направлению была активизирована. В преддверии 1 января 2020 г., когда вступят в силу изменения Минтруда, каждому руководителю ОУ важно еще раз актуализировать вопрос, зачем нужен профстандарт педагога дополнительного образования, и проверить, все ли изменения нашли отражение в локальной документации учреждения и реализуются в школе.

Напомним, применение профессиональных стандартов в образовании, как и других сферах народного хозяйства, обусловлено необходимостью наличия теоретической основы, утвержденной на государственном уровне, для актуализации требований к претендентам на должность и разработке должностных инструкций, соответствующих реалиям рынка и ожиданиям потребителей образовательных услуг.

Профстандарт педагога дополнительного образования прошел значительный путь эволюции: данный нормативно-правовой акт действовал с 1 января 2017г, но ввиду необходимости в доработке был отозван на два года. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, предусматривающем завершение всех мероприятий по внедрению профессиональных стандартов до 1.01.2020г, проект профстандарта педагога дополнительного образования вновь вступает в силу. Изучение и анализ профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», проведенные экспертами, дает право утверждать, что представленное описание трудовых функций позволит директорам образовательных учреждений упорядочить отдельные аспекты локального документационного обеспечения и кадровой работы в ОУ.

Концептуально проект профстандарта педагога допобразования соответствует аналогичным нормативно-правовым актам, разработанным с целью определения квалификационных характеристик для представителей других педагогических должностей. В разделе «Общие сведения» представлен полное наименование вида профессиональной деятельности («Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых») и код (01.003). В качестве основной цели работы сотрудников, подчиняющихся профстандарту педагога дополнительного образования, указана организация деятельности по усвоению комплекса знаний и компетенций, создание педагогических условий для развития творческого потенциала, удовлетворения комплекса личных потребностей в самореализации и укреплении здоровья, организации содержательного досуга, а также обеспечении доступными средствами достижения школьниками результатов дополнительного программного содержания.

В разделе, посвященном обобщенным трудовым функциям, представлены все возможные наименования должностей по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

  1. Преподавание (возможное наименование должностей - педагог допобразования, старший педагог допобразования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель).
  2. Организационно-методическое обеспечение (методист, старший методист).
  3. Организационно-педагогическое обеспечение деятельности по направлению (педагог-организатор).

Сразу хочется акцентировать внимание на том факте, что до введения последней редакции профстандарта педагога дополнительного образования присвоение должности «преподаватель» разрешалось осуществлять только в организациях, реализующих предпрофессиональное программное содержание, но теперь данное наименование можно использовать применимо только к сотрудникам детских школ искусств (к педагогам, осуществляющим обучение по разным видам искусств). Что касается должностного наименования «тренер-преподаватель», то его применение рекомендовано при организации реализации предпрофессиональным образовательным программам в области физкультуры и спорта.

В перечне необходимых знаний и умений, дифференцированных согласно наименованиям трудовых функций, представлены описания области знаний и компетенций, без которых невозможно успешное выполнение должностных обязанностей. Содержание данных разделов должно учитываться при принятии управленческих решений о соответствии соискателя должности, на которую он претендует, целесообразности создания условий для срочного повышения квалификации работника или издании распоряжения о его повышении. Таким образом, использование проекта профстандарта гарантирует возможность построение грамотной управленческой стратегии по направлению дошкольного образования в границах отдельной школы и системы в целом, а также способствует созданию условий для активного профессионального развития представителей профессии.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту

Профессиональный стандарт меняет систему требований к содержанию профессионально-педагогической деятельности в сфере дополнительного образования. Соответственно должна измениться и система работы с кадрами, что обусловливает необходимость пересмотра должностных инструкций. На момент, когда вводится профстандарт педагога дополнительного образования, а именно 1 января 2020 г., в локальной документации школы должна быть проведена корректировка, в частности, в должностных инструкциях - изменены формулировки по отдельным пунктам.

Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Формулировки в устаревшей и обновленной версии профстандарта педагога допобразования
Преподавание по программам допобразования Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих дополнительное программное содержание, при решении текущих задач учебно-воспитательного процесса. В числе обязанностей сотрудника необходимо указать обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав несовершеннолетнего, прав и ответственности мам и пап за воспитание и развитие детей (вместо «… выполнения взрослыми своих обязанностей»).
Педагогический контроль и оценивание освоения учебного содержания по программам допобразования. В должностную инструкцию педагога дополнительного образования по профстандарту рекомендуется внести контроль изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения программного содержания (вместо «Фиксации и оценки динамики подготовленности…»).
Организационно-методические обеспечение реализации программам допобразования школьников Мониторинг и оценивание качества реализации педработниками дополнительного программного содержания. Организация дополнительного профобразования педработников под руководством уполномоченного руководителя (вместо «… и повышения квалификации и переподготовки…».

Следует отметить, что должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту корректируется только в части требований к квалификации. В остальных частях локального документа, основываясь на проекте профессионального стандарта, можно указать только те требования и компетенции работника, которые действительно нужны для выполнения профессиональных обязанностей с учетом специфики функционирования конкретного образовательного учреждения. Так, п. 9 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 указывает на возможность распределения списка обязанностей и уровня ответственности, представленных в обновленной версии профстандарта педагога допобразования, между несколькими сотрудниками ОУ, что позволяет обеспечить реализацию комплекса местодической, организационной и педагогической деятельности по направлению на должном уровне.

Автоматическая замена положений должностной инструкции, составленной на основе утративших актуальность квалификационных справочников, ввиду приближения срока вступления в силу профстандарта педагога дополнительного образования, является неправомерной. После внесения изменений в локальную документацию, регламентирующую порядок и содержание работы по направлению (трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание), необходимо работников ОУ необходимо ознакомить с новыми версиями актов под подпись.

План внедрения профстандарта педагога дополнительного образования

Регулятор рекомендовал поэтапное внедрение профессиональных стандартов в образовательную среду с целью комфортного замещения устаревших положений квалификационных справочников. Но в свете того, что сроки введения профстандарта педагога дополнительного образования подходят к концу (напомним, до 1 января 2020 г. все мероприятия по внедрению профстандартов должны быть завершены), руководителям ОУ, пока не успевшим обеспечить выполнение требований в данной сфере, необходимо активизировать усилия. В первую очередь, создать рабочую группу, включив в нее не только педработников, но и бухгалтера, юриста или специалиста по кадровым вопросам.

Согласно п. 1 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584, рабочая группа обязана разработать план по введению профстандарта педагогов допобразования, включив в него следующие пункты:

  1. Наименование профстандартов, которые будут применяться в ОУ, с учетом кадрового состава организации.
  2. Перечень локальных актов и постановлений, в которые необходимо внести изменения.
  3. Сведения о необходимости повышения квалификационного уровня работников, зачисленных в штат. Согласно актуальной версии профстандартов, педагог допобразования должен пройти обучение по специальности «Образование и педагогические науки». При этом методистов сферы, на должность которых не могут претендовать с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» и «Науки об обществе», приравняли по статусу к преподавателям.
  4. Список сотрудников, которые уже прошли обучение для соответствия требованиям стандарта. Поскольку в обновленной версии документа, регламентирующего требования к профессиональному уровню педагогов допобразования, отсутствует требование об обязанности работодателя обучать работников по профпрограммам, согласно ст. 196 ТК РФ принимать решение о необходимости переподготовки должна комиссия при проведении аттестации. В исполнение п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ раз в три года педагогов допобразования рекомендуется направлять на курсы повышения квалификации.
  5. Этапы внедрения профстандарта (например, подготовительный и основной).

После разработки плана внедрения профстандарта педагога дополнительного образования, продумав пошагово дальнейшие действия, необходимо, прежде всего, проявить заботу о работниках учреждения. В первую очередь коллектив должен быть проинформирован о том, какие изменения происходят в документообороте школы. Пошагово, гласно, объясняя коллективу каждый свой шаг, необходимо действовать в этом направлении, чтобы не было паники, слухов, домыслов.