Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды. Ставки таможенных пошлин: виды и порядок их применения

Там-ые платежи – налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые там.ограганами там.союза при перемещении тов-в через там.границу там.союза и в др.случаях. К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Там.пошлина – платеж, взимаемый там.органом при ввозе тов-в на там.тер-рии. там союза или вывозе тов-в с этой тер-рии, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. В мировой практике в зависимости от направления перемещ-я тов-в там.пошлины подразд-ся на: ввозные(импортные); вывозные(экспортные); транзитные. Ввозные пошлины устанавливаются на ввозимые на там. тер-рию. там.союза товары и предназнач. для реш-я задач: защита нац. производителей от неблагоприятного воздействия, нежелател-й ин. конкур-ции; оптимизация соотношений м/у экспортом и импортом с позиции требований платежного и торгового баланса страны; рационализация структуры ввозимых тов-в на там.тер-рию там.союза; пополнение доходной части бюджета. Экспортная пошлина устанав-ся на товары произвед-ые на там.тер-рии там.союза и вывозимые за ее пределы. При применении вывозных пошлин прислед-ся цели: ограничение вывоза за пределы гос-в тов-в, необходимых для собств-й экономики; сдерживанеие вывоза сырьевых тов-в и продуктов первичной обработки, стимулирование экспорта высокотехнологических тов-в; пополнение доходной части бюджета.

Ставки там-х пошлин подразделяются на следующие виды:1) адвалорные - установленные в % к там-ой стоимости облагаемых тов-в; 2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные - сочетающие виды 1+2.

Специальные пошлины – примен-ся в кач-ве защитной меры, если товары ввозятся на там.тер-рию там.союза в кол-вах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечеств-м производ-м подобных или непосред-но конкурирующих тов-в, а также как ответная мера на дискриминацию.

Антидемпинговая пошлина примен-ся в случае ввоза на там.тер-рию тов-в по цене более низкой чем их номинальная стоимость в стране вывоза на момент этого вывоза.

Компенсационная пошлина примен-ся в случаях ввоза на там.тер-рию там.союза тов-в при произ-ве или ввозе кот-х прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести вред отечест-м производ-м.

Таможенные сборы.

Там-ми сборами яв-ся обязательные платежи, взимаемые там-ми органами за совершение ими действий, связанных с выпуском тов-в, там-м сопровождением тов-в, а также за совершение иных действий.

Размер там-ых сборов не может превышать примерной стоимости затрат там-х орг-в за совершение действий, в связи с кот-ми установлен там-й сбор. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТКТС. К таможенным сборам относятся:

Сборы за таможенное оформление;

При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий.

Лицами, ответственными за исполнение налогового обязательства по уплате таможенных сборов, яв­ляются:

За таможенное оформление - декларант;

За таможенное сопровождение товаров - перевозчик;

За осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - у правообладателя или иного лица, представляющего его интересы;

По уплате иных таможенных сборов - организации или физические лица.

В зависимости от вида услуги таможенные сборы подлежат уплате:

За таможенное оформление - до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под определенный таможенный режим;

За таможенное сопровождение товаров - после принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического осуществления;

За осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - до включения объекта (объектов) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

По уплате иных таможенных сборов - до начала совершения таможенными органами юридически значимых действий.

Прекращение налогового обязательства по уплате таможенных сборов просходит в случае:

Его исполнения в виде: уплаты таможенных сборов; взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;

Отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим - в отношении таможенных сборов за таможенное оформление;

Не совершения таможенным органом юридически значимых действий - в отношении иных таможенных сборов.

Авансовые платежи.

Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством.

Авансовые платежи уплачиваются в валюте государства - члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать в целях уплаты таможенных платежей. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

По требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.

Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством.

24. Исчисление таможенных пошлин, налогов. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физ. характ-ка в натуральном выражении (кол-во, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем и т.д.). Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами. При взыскании тамож. пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено законодательством. Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с зак-вом государства, на территории кот. товары помещаются под таможенную процедуру, либо на тер-и которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено зак-вом. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации там. органом, если иное не предусмотрено зак-вом. В случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате: 1. при ввозе товаров на там. тер-ю – в размерах, соотв-х суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенный режим свободного обращения, исчисленным на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу; 2. при вывозе отечественных товаров с таможенной территории – в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенный режим экспорта, исчисленным на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

25. Возн-е и прекр-ие обяз-ти по уплате там. пошлин, налогов. Возник-е и прекр-е обяз-ти по уплате там. пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через там-ю границу. Момент возникновения налог. обязательства по уплате тамож-х пошлин, налогов определяется: при прибытии товаров на таможенную терр налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения товарами там-й границы у лица, в фактическом владении кот-го товары находились на момент пересечения там-ой границы; при убытии иностр. товаров с таможенной территории - с момента выдачи там. органом разрешения на убытие товаров с там-й территории у лица, в фактическом владении которого товары находились на момент выдачи такого разрешения; в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, получателями которых являются ф.л, возникает: 1. у нац. оператора почтовой связи – с момента принятия им таких товаров; 2. у получателя таких товаров – с момента выдачи этих товаров нац. оператором почтовой связи получателю с разрешения таможенного органа; в отношении иност-х товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у лица, представляющего товары к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, при принятии таможенным органом документа таможенного транзита.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных зак-вом; 2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) уничтожения иностр. товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в резул. естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту там. процедуру; 6) обращения товаров в собственность государства в соотв. с закон-вом этого гос-ва; 7) отказа в выпуске товаров в соотв. с заявленной там. процедурой, в отнош. обязанности по уплате там-х пошлин, налогов, возникшей при регистрации там-ой декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 8) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом зак-вом.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через тамож. границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. При незаконном перемещении товаров через тамож. границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами тамож. границы, а если этот день не установлен - день выявления факта незаконного перемещения товаров через тамож. границу. В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При незаконном перемещении товаров через там. границу тамож. пошлины, налоги подлежат уплате:1) при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, кот. подлежали бы уплате при помещении таких товаров под тамож. процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соотв. с зак-вом гос-ва, тамож. органом кот. осуществляется взыскание тамож. пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами тамож. границы, а если этот день не установлен - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через тамож. границу; 2) при вывозе товаров с таможенной территории - в размерах, соотв. суммам вывозных тамож. пошлин, кот. подлежали бы уплате при помещении таких товаров под тамож. процедуру экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате тамож. пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок тамож. пошлин и курса валют, устанавливаемого в соотв. с зак-вом гос-ва, тамож. органом которого осуществляется взыскание тамож-х пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами тамож. границы, а если этот день не установлен - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через тамож. границу. В случае незаконного перемещения товаров через тамож. границу с недостоверным декларированием тамож. пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соотв. суммам таможенных пошлин, налогов, кот-е подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную тамож-ю процедуру на день регистрации там-ным органом тамож. декларации, поданной для помещения товаров под тамож. процедуру, за искл. таможенной процедуры тамож. транзита. При этом фактически уплаченные при тамож-м декларировании суммы тамож-х пошлин, налогов повторно не уплачиваются (взыскиваются), а излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату. Если определение сумм подлежащих уплате тамож. пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в тамож. орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, кол-ве, стране происхождения и тамож. стоимости, суммы тамож. пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок тамож-х пошлин, налогов, а также кол-ва и (или) стоимости товаров, кот-е могут быть определены на основании имеющихся сведений. При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм тамож. пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм.

26. Сроки и порядок уплаты там. пошлин, налогов. Таможенные платежи уплачиваются: в безналичном порядке на счета респуб. бюджета; наличными денеж. ср-ми в таможенный орган. Таможенные платежи могут уплачиваться путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм тамож. платежей. Допускается взаимозачет тамож. платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республ. органов госуд. управления, местных испол. и распор. органов перед этим плательщиком. Порядок проведения взаимозачета определяется зак-вом. Тамож. платежи уплачиваются по выбору плательщика как в бел. рублях, так и в иност. валюте, официальный курс белор. рубля к которой установлен Нац банком РБ. По требованию плательщика тамож. органы обязаны выдать подтверждение уплаты тамож. платежей в письм. форме. Сроки уплаты тамож. пошлин, налогов устанавливаются в соотв. с: 1. междун. договорами; 2. нац. зак-вом гос-в. Плательщиками тамож. платежей явл: декларанты; иные лица, на которых ТКТС возложена обязанность уплачивать таможенные платежи. Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через тамож. границу. Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на тамож. терр-ю подлежит исполнению в следующие сроки:1. при недоставке товаров в пункт ввоза – в день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – в день выявления факта недоставки товаров в пункт ввоза; 2. при утрате товаров в пункте ввоза, за исключением утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в резул. естественной убыли при норм. условиях транспортировки, хранения, – в день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – в день выявления факта утраты товаров; 3. при вывозе товаров из пункта ввоза на тамож. терр. без помещения под тамож. режим или под тамож. процедуру в пункте ввоза – в день пересечения товарами таможенной границы. Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров с таможенной территории подлежит исполнению, если до фактического пересечения таможенной границы товары были утрачены, за исключением утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения, – в день утраты товаров, а если этот день не установлен, – в день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории. По заявлению в письменной форме плательщика тамож. платежей уполномоченные на это тамож. органы могут из­менить установленный срок уплаты тамож. платежей. Изменение срока уплаты таможенных платежей производится в форме: отсрочки; рассрочки. Отсрочка и рассрочка уплаты тамож. платежей могут предоставляться: по одному или нескольким видам тамож. платежей; в отнош. всей суммы, подлежащей уплате, либо в ее части. Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты тамож. платежей принимается в срок, не превыш. 3 раб. дней со дня подачи заявления об этом. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются на срок не более 2 месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты тамож. платежей или об отказе в их предоставлении с указанием причины направляется лицу, в письм форме не позднее 1 раб. дня, следующего за днем принятия такого решения. За предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты, начисляемые на суммы тамож. платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Нац.банка РБ, действующей на день уплаты тамож. платежей, за каждый день пользования отсрочкой и рассрочкой. Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой сумм тамож. платежей, но не позднее 1 раб. дня, следующего за днем истечения срока предоставленных отсрочки и рассрочки уплаты тамож. платежей. Основания предоставления плательщику тамож. платежей отсрочки или рассрочки их уплаты: причинение этому лицу ущерба в рез. стихийного бедствия, технол. катастрофы или иных обст-в непреодолимой силы; задержка этому лицу финансирования из республ. или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом госуд. заказа; товары, перемещаемые через тамож. границу, явл. товарами, подвергающимися быстрой порче; осуществление лицом поставок по международным договорам РБ; товары, перемещаемые через таможенную границу, являются посадочным или посевным материалом, ср-ми защиты растений и д.т. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляются, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанных отсрочки и рассрочки, хоз судом принято решение о банкротстве с ликвидацией должника - ЮЛ, прекращением деятельности должника - ИП и освобождения его от долгов.

27. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов. Исполнение обязанности по уплате тамож. пошлин, налогов обеспечивается в след. случаях:1) перевозки товаров в соотв с тамож процедурой тамож. транзита; 2) изменения сроков уплаты тамож. пошлин, налогов, если это предусмотрено междун договорами и зак-вом тамож союза; 3) помещения товаров под тамож процедуру переработки товаров вне тамож терр; 5) иных случаях, предусм зак-вом, междунар догов. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов не предост-ся: 1) если сумма подлежащих уплате тамож пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро по курсу валют, устан-му в соотв с зак-вом гос-ва, в кот подлежат уплате тамож. пошлины, налоги, действующему на день регистрации тамож декларации, а если тамож. декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения; 2) в иных случаях, пред. зак-вом. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с тамож процедурой тамож транзита - также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться товарами, в отнош которых производится обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов. Обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов предоставляется тамож органу, осуществляющему выпуск товаров, если иное не пред. зак-вом. При перевозке товаров в соотв с тамож процедурой тамож транзита обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов может быть предоставлено тамож. органу отправления либо тамож органу назначения, если иной тамож орган, кот может быть предоставлено генер обеспечение, не определен зак-вом государства. Тамож органы взаимно признают выданный тамож органом, принявшим обеспечение уплаты тамож пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия определяются междун договором. Возврат (зачет) обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов осущ-ся при условии, если тамож орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло. Уплата тамож пошлин, налогов обеспечивается след способами: денеж. ср-ми; банк гарантией; поручительством; залогом имущества. Зак-вом могут быть предусм. и иные способы. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты тамож. пошлин, налогов. Исполнение плательщиком обязанности по уплате тамож пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления тамож органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим тамож. органом. Сумма обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов определяется исходя из сумм тамож пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под тамож процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате тамож пошлин, налогов в гос-ве, тамож орган кот производит выпуск товаров. Если при установлении суммы обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате тамож пошлин, налогов в силу непредставления в тамож орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, кол-ве, стране происхождения и тамож стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок тамож пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физ харак-к в натур выражении (кол-во, масса, объем или иные харак-ки), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется зак-вом гос-ва. В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты тамож пошлин, налогов с учетом требований, устан. зак-вом.

28. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег).

Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТКТС, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, которые установлены ТКТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин :

1) адвалорные, т.е. установленные в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) твердые (специфические), т.е. установленные в евро за единицу измерения (веса, объема и т.д.) облагаемого товара;

3) комбинированные, т.е. сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

В настоящее время таможенный тариф содержит два вида комбинированных ставок:

1. Ставка № 1 (в процентах), но не менее ставки № 2 (в евро за единицу измерения). То есть, применяется та ставка, которая дает в результате наибольший размер таможенной пошлины.

2. Ставка № 1 (в процентах) плюс ставка № 2 (в евро за единицу измерения).

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов производится в валюте Российской Федерации.

По товарам, для которых установлены адвалорные ставки, таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

где Т п – таможенная пошлина, руб.;

Т с – таможенная стоимость товара, руб.;

С п – ставка таможенной пошлины, %.

Таможенная пошлина по товарам, на которые установлены специфические ставки пошлин, рассчитывается по следующей формуле:

где Т п – таможенная пошлина;

Q – количество ввозимого товара;

С п – специфическая ставка таможенной пошлины, в евро;

К е – курс евро, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенный декларации.

Таможенные пошлины по товарам, облагаемым по комбинированным ставкам первого вида, исчисляют следующим образом. Сначала определяют размер пошлины по специфической ставке в евро, затем по адвалорной. После этого выбирают наибольшую из этих величин.

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, называется таможенным тарифом РФ. Вопросы применения таможенного тарифа регулируются Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (№ 5003-1 от 21 мая 1993 года). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и периодически изменяются. В настоящее время действуют ставки, установленные в постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830. В нем приведены базовые ставки.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаем, указанных в Законе РФ «О таможенном тарифе».

В этом законе предусмотрены следующие особые виды таможенных пошлин : специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Специальные пошлины применяются также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств и их союзов.



Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на территорию РФ товаров по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, при условии, что такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым в РФ товарам, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. При этом они могу быть:

а) базовыми;

б) преференциальными;

в) максимальными.

Базовые ставки таможенных пошлин закреплены в Таможенном тарифе и применяются в размере 100% в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Поскольку Российская Федерация не является участницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), указанный режим устанавливается двусторонними международными договорами и соглашениями. Список таких стран приведен в Приложении 1.

Преференциальные ставки таможенных пошлин являются льготными ставками, входящими в национальную систему преференций Российской Федерации. Они применяются в размере 75% базовых величин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации. К этим странам в основном относятся развивающиеся страны и зависимые территории Азии, Африки и Латинской Америки. Перечень таких стран приведен в Приложении 2.

По ввозимым товарам, происходящим из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации таможенные пошлины не применяются. Перечень этих стран приведен в Приложении 3.

Преференциальный режим не распространяется на некоторые виды товаров при их ввозе на территорию РФ. К таким товарам относятся отдельные продукты питания (натуральные соки, воды, пиво), подакцизные товары, аудио – и видеотехника, часы всех видов, автотранспортные средства и др. пошлины не применяются.

Таким образом, преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным странам или группам стран.

Базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятсвуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. Такие ставки называются максимальными ставками .

Ставки сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств фиксированы. Так, за оформление товаров, предназначенных не для коммерческих целей сбор взимается в российских рублях в размере 0,1% таможенной стоимости оформляемых товаров. За оформление товаров, предназначенных для коммерческих целей, сбор складывается из 2-х составляющих:

1) в российских рублях (0,1% таможенной стоимости);

2) в иностранной валюте (0,05% таможенной стоимости товаров и транспортных средств).

При этом валютная составляющая сбора оплачивается только в валюте, котирующейся ЦБ РФ.

§ 3. Льготы при уплате таможенных пошлин

Льготы по таможенным пошлинам называют тарифными льготами. Они предоставляются исключительно по решению и в порядке, установленном Правительством РФ. Основными видами тарифных льгот

1) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня переплаты налогоплательщики, своевременно не привлеченные являются:

1) возврат уплаченной пошлины;

2) освобождение от уплаты пошлины;

3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

1. Возврат таможенных пошлин (налогов, сборов) производится в случаях:

– излишне взысканной их суммы;

– отзыва таможенной декларации;

– восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

– при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

– изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима.

В случае реэкспорта товаров возврат уплаченной пошлины производится при соблюдении следующих условий:

n реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в которой они были на момент ввоза;

n реэкспортируемые товары не использовались для извлечения дохода;

n реэкспорт товара осуществляется не позднее установленных сроков с момента ввоза.

2. От уплаты таможенных пошлин освобождаются :

а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути;

б) предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промыслов, ввозимая на таможенную территорию РФ;

в) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представительствами иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;

г) валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги;

д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

е) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые в качестве гуманитарной помощи: товары в целях ликвидации последствий аварий и катастроф и т.д.;

ж) товары, выступающие в качестве безвозмездной помощи, поступающие на благотворительные цели по линии государства, правительства, включая оказание технического содействия;

з) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности;

и) пожарно-техническая продукция, ввозимая в РФ для обеспечения деятельности органов государственной противопожарной службы;

к) иные товары, определенные законодательством.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные пошлины не уплачиваются, если:

1) ввозимые товары освобождены от обложения таможенными пошлинами на основании российских законов;

2) общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

3) до выпуска иностранных товаров для свободного обращения они оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли в нормальных условиях транспортировки, хранения, использования или эксплуатации;

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с законодательством;

5) физическими лицами ввозятся культурные ценности (при условии их письменного декларирования);

6) товары ввозятся физическими лицами для личного пользования (не для коммерческих и иных целей) и их стоимость не превышает 65 тысяч рублей (за исключением ввоза транспортных средств). При этом Правительство РФ определяет количественные, стоимостные и иные ограничения на беспошлинный ввоз товаров.

Таможенные пошлины не взимаются, если ввозимые товары помещаются под следующие таможенные режимы:

– реимпорт;

– транзит;

– таможенный склад;

– магазин беспошлинной торговли;

– переработка товаров под таможенным контролем (если продукты переработки вывозятся);

– временный ввоз (применяется полное условное либо частичное освобождение);

– свободная таможенная зона и свободный склад;

– переработка товаров вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки не уплачиваются; по некоторым товарам – уплачиваются частично);

– реэкспорт (если были уплачены при ввозе – возвращаются);

– уничтожение;

– отказ в пользу государства.

Таможенные пошлины не уплачиваются, если товары ввозятся из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины (п.6 Приказа ГТК России от 26 апреля 1996 г. № 258).

Специфическая для внешнеторговой деятельности льгота – это установленные тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Тарифная квота – это определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение тарифных ставок таможенных пошлин.

§ 4. Порядок уплаты

При ввозе товаров таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи грузовой таможенной декларации.

В исключительных случаях плательщику может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты. Решение об этом принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

Отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется при наличии следующих оснований:

– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

– товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

– осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

Таможенные платежи можно уплачивать как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа.

По желанию плательщика таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, котирующейся Центральным банком РФ.

Суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее трех лет с момента уплаты таких сумм.

При возврате таможенных платежей, проценты с них не выплачиваются, а их суммы не индексируются. Возврат таких платежей производится в той валюте, в которой производился платеж или списание. Перерасчет иностранной валюты в российские рубли производится по курсу ЦБ РФ, действовавшего на момент принятия таможенной декларации.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей применяются меры по их принудительному взысканию за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет его иного имущества. При неуплате таможенных платежей в установленный срок уплачиваются пени. Они начисляются за каждый календарный день просрочки платежа в процентах в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Учет таможенных пошлин

Уплата ввозной таможенной пошлины отражается в бухгалтерском учете проводкой:

КРЕДИТ 51 (52)

– уплачена в бюджет ввозная таможенная пошлина.

Сумма ввозной таможенной пошлины включается в покупную стоимость приобретаемых товаров. При этом делается проводка:

ДЕБЕТ 41 (08,10,15)

– начислена ввозная таможенная пошлина.

Уплату вывозной таможенной пошлины отражают бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

КРЕДИТ 51 (52)

– уплачена в бюджет вывозная таможенная пошлина.

Начисление вывозной таможенной пошлины отражается проводкой:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Таможенные пошлины»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

– начислена вывозная таможенная пошлина.

Сумма экспортной выручки, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на сумму вывозной таможенной пошлины в соответствии с п.8 инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Таможенные пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

В налоговом учете расходы по уплате ввозной таможенной пошлины уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп.1 п.1 ст. 264 НК РФ).

Контрольные вопросы

1. Какие виды обязательных платежей предусмотрены таможенным зако­нодательством?

2. Какова роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности и формировании доходной части бюджета?

3. Назовите основные цели введения таможенных пошлин.

4. Какова экономическая сущность таможенной пошлины?

5. Являются ли плательщиками таможенных пошлин физические лица?

6. Дайте характеристику видов таможенных пошлин.

7. Назовите виды ставок таможенных пошлин.

8. Что понимается под таможенным тарифом?

9. Каковы особенности установления ставок таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами для лич­ного пользования?

10. Каким законодательным актом закреплен порядок взи­мания таможенных пошлин?

11. Что такое таможенная стоимость товаров?

12. Какие методы используются для определения таможен­ной стоимости товаров?

13. Каков порядок применения методов определения тамо­женной стоимости товаров?

15. Каков порядок декларирования таможенной стоимости товара?

16. Какие бывают таможенные льготы и преференции?

17. В отношении каких стран Российской Федерацией уста­новлена система преференций?

18. Каков порядок уплаты таможенных пошлин?

Глава 23. Государственная пошлина

1. Плательщики и объекты взимания.

2. Льготы и порядок уплаты государственной пошлины.

Идея формирования единого глобального экономического пространства, на которую опирается современный международный порядок, реализуется посредством принципов свободы торговли наряду с ликвидацией нетарифных барьеров и согласованным снижением ставок таможенных пошлин вплоть до их полного устранения. В данном обзоре представлена информация о ставках таможенных пошлин, их видах и порядке применения.

Виды таможенных пошлин

Контролирование импорта посредством прямого установления количественного объема ввоза практически во всех государствах заменяется на таможенно-тарифное урегулирование товарных потоков. Таможенно-тарифная процедура регулирования несет в себе фискальные, а также защитные функции. На практике применяют следующий перечень ставок таможенных пошлин:

  • Экспортные пошлины, которые крайне редко используются.
  • Импортные пошлины.
  • Транзитные пошлины, которые на сегодняшний день уже почти не применяются.

В зависимости от способа установления категории таможенных пошлин различают следующие типы:

  • Специфические пошлины в форме фиксированной суммы с одной единицы измерения.
  • Адвалорные пошлины в виде процентов от декларируемой продавцом цены товара.
  • Альтернативные или по-другому комбинированные пошлины, когда таможенный орган самостоятельно выбирает между специализированными и адвалорными процентами.

Таможенных тарифов: уровни ставок и цены

Как правило, таможенные тариф ставок таможенных пошлин включают несколько следующих уровней:

  • Общие ставки или, как их еще называют максимальные, автономные либо генеральные.
  • Наиболее благоприятные ставки в минимальном объеме.
  • Преференциальные.

Структура таможенных ставок крупных развитых стран, как правило, включает две-три колонки с соответствующими тарифами пошлин. Система таможенных тарифов с ходом времени усложняется. Первоначально существовали одноколонные ставки таможенных пошлин в России, и применялся единый тариф по отношению ко всем импортировавшимся товарам вне зависимости от государства происхождения. Это препятствовало гибкому решению торгово-политических задач.

В рамках современных тарифов товары распределяют по категориям согласно производственным признакам. Для развитых стран свойственно то, что уровень ставок касательно импортных пошлин прямо пропорционален объему обработки ввозимой продукции. То есть, чем выше технологичность товара, тем выше будет пошлина. Такой подход стимулирует ввоз сырья, обеспечивая защиту государственной промышленности.

В свою очередь, подобная практика развитых стран не соответствует объективным интересам развивающихся государств, так как именно они выступают базовыми поставщиками сырьевых ресурсов. Учитывая это, многие развивающиеся государства в целях совершенствования своей национальной экономики стремятся к увеличению уровня обработки вывозимого сырья, что приводит к росту его стоимости.

Процедура оценивания продукции для таможенного обложения может превратиться в дополнительное препятствие для импорта, в особенности в том случае, если соответствующие органы самостоятельно контролируют и определяют в сторону повышения цену на товары для того, чтобы получить в бюджет своей страны больший объем пошлин.

На данный момент действует такой принцип, согласно которому таможенная стоимость должна базироваться на фактической цене товара. В основу таможенного оценивания продукции положена стоимость сделки, то есть реально внесенная либо подлежащая оплате сумма таможенного платежи. Дополнительные траты покупателя в виде комиссионных расходов, стоимости упаковки, страховки, фрахта и так далее включаются в эту цену на усмотрение государств.

В отношении цен, образующихся при обращении товаров между организациями, которые входят в одну транснациональную компанию, трансфертная стоимость сама по себе не может считаться неприемлемой основой для таможенного оценивания. Правда, таможенное учреждение имеет право усомниться в целесообразности подобных цен, и в такой ситуации обязанность доказывания обоснованности возлагается на импортера.

Соглашение по торговле и тарифам

Процедура сокращения уровня таможенных обложений продукции с последующей ликвидацией пошлин выступает одним из наиболее важных направлений деятельности Всемирной торговой организации. Решения о снижении объемов таможенных обложений принимаются в рамках Генерального соглашения ГАТТ на многосторонних торговых переговорах, начиная с 1947 года.

Результатом деятельности соглашения ГАТТ в 1947 году стало снижение средних объемов пошлин приблизительно с шестидесяти до сорока процентов. В середине семидесятых годов этот показатель составил десять процентов, а в девяностых семь. Необходимо отметить, что тарифная работа во Всемирной торговой организации происходит не только по пути снижения ставок, но и по своеобразному замораживанию на существующем уровне.

Особое место в таможенном и тарифном урегулировании занимают антидемпинговые, а, кроме того, компенсационные пошлины. В данном случае речь идет о финансовых контрмерах, которые санкционируются международным экономическим правом в качестве ответа на правонарушение, которое выражается в демпинге, а, кроме того, в субсидировании экспорта.

Антидемпинговые пошлины

В этой ситуации дело касается дополнительных пошлин, которые взимаются с продукции, которая продается на экспорт по ценам ниже ее стоимости на внутреннем рынке государства-экспортера.

В случае демпинга разрешено осуществить порядок применения ставок таможенных пошлин в размере, который равен разнице между приемлемой и фактической экспортной стоимостью. Но это возможно лишь тогда, когда результатом демпинга служит материальный урон национальной промышленности.

Условия для установления антидемпинговых пошлин

Для установления антидемпинговых пошлин необходимо соблюдать три следующих условия:

  • Необходимо констатировать наличие демпинга.
  • Требуется констатация причинения урона национальному производству.
  • Необходимо выявить причинную связь между ущербом и демпингом.

Антидемпинговое расследование осуществляет государственный компетентный органа по заявлению соответствующей отрасли, которую требуется представить производителем, который имеет свыше пятидесяти процентов доли в отечественном изготовлении данной продукции.

Материальный ущерб выражается обычно в следующих формах:

  • Сокращение прибыли и продаж.
  • Снижение объемов выпуска продукции и общей доли на рынке.
  • Упадок производительности и прибыли по инвестициям.
  • Неприменение производственных мощностей.

Ущерб выражается к тому же и в причинах неблагоприятного влияния на внутреннюю стоимость, запасы товаров, темпы роста, занятость, уровень заработной платы, размеры инвестирования и так далее.

В том случае, если в ходе расследования не удается определить конкретного поставщика демпинговых товаров, то пошлину вводят не против продукции выявленного предприятия-экспортера, а по отношению к товарам конкретного государства. Устанавливают данную ставку таможенной пошлины в размере и на сроки, которые способны нейтрализовать ущерб от демпинга. Правда, такой срок будет иметь ограничение в пять лет.

Компенсационные пошлины

Компенсационными называются пошлины, которые устанавливаются для того, чтобы нейтрализовать влияние субсидий либо льгот, сформированных прямо либо косвенно по отношению к экспорту или производству какого-либо продукта.

Очень часто введение антидемпинговых, а, кроме того, компенсационных пошлин используют противоправно и выборочно, нарушая международное экономическое право.

Компенсационные меры

Данные меры могут применять лишь в отношении субсидий, которые были признаны специфическими. Таковыми они могут быть признаны в том случае, если субсидию предоставляют исключительно отдельным предприятиям, категориям организаций либо отраслям промышленности. В том случае, если права на субсидию общедоступны и установлены критерии для ее получения, то такая категория не будет являться специфической.

Группы специфических субсидий

Принято выделять следующие группы специфических субсидий:

  • Запрещенные субсидии, которые предназначены для экспорта продукции либо для использования своих товаров вместо импортных. По отношению к таким субсидиям действует ускоренная, а, кроме того, упрощенная процедура использования компенсационных мер.
  • Субсидии, которые дают основания для судебных разбирательств. В таком случае субсидирующая сторона обязуется компенсировать ущерб.

К числу разрешенных неспецифических, субсидий относят финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работнаряду с региональным развитием, адаптацией предприятий к требованиям, связанным с охраной окружающей среды и тому подобное.

Под субсидией принято понимать вклад, а также дотацию от правительства либо государственного органа, к числу которых можно отнести передачу средств наряду с прямыми переводами, кредитными гарантиями, финансовыми и налоговыми льготами, а, кроме того, любые виды поддержки доходов и стоимости. Материальный ущерб от субсидирования считают существенным в том случае, если общий размер стоимости товара превышает пять процентов. Компенсационные пошлины вводят власти импортирующего государства на основании итогов расследования.

Виды ставок таможенных пошлин

Ставки разделяют на три следующие группы:

  • Адвалорные. Эти виды ставок начисляют в процентах по отношению к таможенной стоимости облагаемой продукции.
  • Специфические ставки таможенных пошлин. Их начисляют в установленном размере за одну единицу облагаемого товара.
  • Комбинированные. Этот вид сочетает в себе оба названных варианта таможенного обложения.

Кроме того, выделяют особые виды ставок таможенных пошлин, которые делятся на сезонный, специальный, антидемпинговый и компенсационный виды. Порядок использования антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин регулирует федеральный закон под названием «О таможенном тарифе».

  • Сезонные пошлины. Такие пошлины устанавливают для оперативного контроля ввоза и вывоза продукции Правительством России. При этом значения таможенных пошлин, которые предусматриваются тарифом, не применяют. Продолжительность действия сезонных пошлин, как правило, не превышает шести месяцев в году.

  • Специальные пошлины. Эти пошлины применяют в качестве защитных мер в том случае, если товары ввозят на таможенную границу России в количестве и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям данных конкурирующих товаров. А также тогда, когда требуются ответные меры на дискриминационные либо другие действия, которые ущемляют интересы России со стороны прочих стран или их союзов.
  • Антидемпинговые пошлины применяют в ситуациях ввоза на таможенную территорию страны продукции по ценам более низким, чем их нормальная стоимость в государстве вывоза на момент этой доставки в том случае, если подобные действия наносят материальный ущерб отечественным изготовителям данных товаров или препятствуют развитию и расширению их производства в России.
  • Компенсационные пошлины. Такие пошлины применяются в ситуациях ввоза на таможенную территорию России продукции, при изготовлении либо вывозе которой прямо или косвенно были использованы субсидии. А, кроме того, их применяют тогда, когда ввоз товара наносит материальный ущерб для отечественных производителей либо препятствует развитию и расширению данной продукции в России.

Необходимо отметить, что использованию особых видов пошлин всегда предшествует расследование, которое проводят в соответствии с законодательством России по инициативе органов государственной власти. Решения в процессе расследования основываются на количественно определяемых сведениях. Ставки таможенных пошлин устанавливает Правительство Российской Федерации по итогам завершенного расследования в отношении каждого отдельного случая. Размер ставок должен соотноситься с величиной установленного процедурой расследования демпингового занижения стоимости наряду с субсидиями и выявленным ущербом. Информацию о ставках таможенных пошлин на нефть и на группу товаров из этого сырья предоставляет Минэкономразвития России

Соглашение о применении уплаты пошлин

Соглашение об использовании централизованного порядка оплаты таможенных пошлин наряду с налогами между федеральным органом исполнительной власти в сфере таможенного дела и плательщиком, заключается в следующих случаях:

  • Когда сумма таможенной пошлины и налогов, которые были уплачены в течение года, который предшествовал заключению указанного соглашения, превосходит сто миллиардов рублей.
  • Отсутствует задолженность по оплате таможенных пошлин, и налогов.
  • Внешнеэкономическая деятельность осуществляется более трех лет.
  • Отсутствие неоднократно совершенных в течение одного года, который предшествует заключению указанного документа, административных правонарушений в сфере таможенного дела.
  • Ввоз, а также вывоз товаров происходит не реже одного раза в месяц.

Порядок исчисления и ставки таможенных выплат

Для расчета ставки таможенных платежей требуется располагать достоверной информацией о следующих данных:

  • Базовые ставки таможенных пошлин, а также сборов, налог на добавленную стоимость и акцизы на перевозимую через границу продукцию согласно кодам в товарной номенклатуре.
  • Действия особых ставок, среди которых специальные, антидемпинговые, а также компенсационные, сезонные, преференциальные и льготные. Кроме того, требуются сведения о квотируемых ставках таможенных пошлин в отношении перевозимого границу товара.
  • Правила и методы определения ввозимой либо вывозимой таможенной стоимости продукции.
  • Формулы расчета ставки таможенной пошлины в смысле итоговой суммы выплачиваемых платежей.
  • Существующая нормативно-правовая база, в соответствии с которой приводятся в действие вышеприведенные пункты.

Интересно отметить, что базовой ставкой ввозной таможенной пошлины выступает зафиксированный в Едином таможенном тарифе показатель, принятый за сто процентов и применяемый по отношению к товарам ста тридцати стран, с которыми Россия находится в режиме торгового и политического сотрудничества. А преференциальная ставка, равная семидесяти пяти процентам распространяется на товары из ста трех развивающихся государств. Что касается понятия "ввозная таможенная пошлина", то это такая таможенная пошлина, которая взимается государством при ввозе товаров на таможенную территорию. Если провести аналогию, то это таможенная пошлина за импорт. Стоит дать понятие и вывозной таможенной пошлине. Этот вид пошлины взимается государством при экспорте товаров. Законодательно это тоже отрегулировано. Документ об вывозной таможенной пошлине - Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 (ред. от 05.09.2017) "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Учитывая то, что Таможенная служба России обеспечивает подавляющую часть фискальных поступлений в копилку федерального бюджета, государство проводит контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности правил и норм грамотного оформления в виде расчета ставки таможенной пошлины и уплаты всех типов соответствующих платежей. Разумеется, все это требует большого опыта, а, кроме того, специальных знаний в сфере таможенного регулирования внутриэкономических отношений. Базовым нормативным документом, который регламентирует процесс выплаты данных платежей, выступает Таможенный кодекс.

При пересечении товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимаются разнообразные таможенные платежи:

  • 1) ввозная таможенная пошлина;
  • 2) вывозная таможенная пошлина;
  • 3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • 5) таможенные сборы, а именно:
    • - таможенные сборы за совершение таможенное операций;
    • - таможенные сборы за хранение товаров;
    • - таможенные сборы за сопровождение товаров .

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта . Существует несколько видов таможенных пошлин. Предложим следующую их классификацию:

  • 1. По объекту обложения:
    • - Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.
    • - Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами Всемирной торговой Организации (ВТО) применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
    • - Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
  • 2. По характеру:
    • - Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
    • - Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства.

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей "перекачкой" монопольной прибыли иностранным производителям.

  • - Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
  • - Защитные - импортные пошлины, установленные с целью защиты внутренних производителей товара от конкуренции иностранных производителей.
  • 3. По происхождению:
    • - Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
    • - Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;
    • - Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.
  • 4. По типам ставок:
    • - Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
    • - Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
  • 5. По способу вычисления:
    • - Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
    • - Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров .

От вида ставки пошлины напрямую зависят особенности расчета. В Решении Комиссии таможенного союза №130 от 27.11.09 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" предусматривается 3 различных вида ставок:

  • - специфическая ставка таможенной пошлины;
  • - адвалорная ставка таможенной пошлины;
  • - комбинированная ставка таможенной пошлины .

Адвалорная ставка таможенной пошлины - процент ставки от таможенной стоимости товара, подлежащего обложению. При этом ключевым моментом является определение таможенной стоимости. Для чего существуют специальные методики, предусматривающие 6 методов определения таможенной стоимости.

Специфическая ставка установлена, как величина пошлины за определённую единицу товара, подлежащего обложению, в денежном выражении (ЕВРО). Таким товаром, для примера, являются виски - ставка равна 2 евро за литр.

В комбинированную ставку включается и адвалорная (стоимостная) ставка, и специфическая (количественная). Ставка пошлины определена в едином таможенном тарифе таможенного союза. Например, на механические наручные часы установлена комбинированная ставка пошлины в размере "20 %, но не менее 6 евро за штуку". Таможенные пошлины исчисляются путём определения адвалорной (20% от таможенной стоимости товара) и специфической ставки (6 евро за единицу товара). Размер пошлины, подлежащей взысканию, определяется, как наибольшая величина из двух рассчитанных .

Таким образом, таможенная пошлина - это инструмент государственного регулирования, необходимый для правильного ведения внешнеторговой политики государства. Таможенная пошлина выполняет ряд функций, которые реализуются в зависимости от ситуации перемещения товаров через таможенную границу, а также в зависимости от выбранных таможенных процедур. Итак, рассмотрим данные функции подробнее.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или при его вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

Наряду с ввозными и вывозными таможенными пошлинами законодательством РФ предусмотрены следующие виды пошлин: сезонные пошлины и особые пошлины. Особые виды пошлин подразделяются на специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

Антидемпинговые - предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;

Компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Функция взимания таможенных пошлин в РФ возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - ФТС.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, подерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;



Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых; К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

специфические , начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро.

комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом к таможенному оформлению. Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе РФ и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. Однако ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.