Чьей собственностью является сумма страховых взносов. Объекты обложения страховыми взносами

Объектом обложения социальными страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по (ст. 7 Закона N 212-ФЗ):

Трудовым договорам;

Гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, самостоятельно уплачивающим социальные страховые взносы);

Договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

У организаций объектом налогообложения признаются также выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (например, в пользу осужденных к лишению свободы или в пользу граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу).

С 1 января 2010 г. к таким лицам будут относиться также члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, священнослужители и т.д. (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в ред. от 24.07.2009).

Штатным работникам зачастую производятся начисления, не связанные с выполнением трудовых обязанностей и не являющиеся вознаграждением за труд. На такие выплаты не начисляются социальные страховые взносы.

К ним относятся выплаты, отвечающие определению гарантий и компенсаций, предусмотренному ст. 164 Трудового кодекса РФ. Например, суммы среднего заработка донорам за дни сдачи крови (ст. 186 ТК РФ), суммы среднего заработка, сохраняемого за время выполнения работником воинских обязанностей (ст. 170 ТК РФ), и т.д.

Суммы оплаты дополнительных отпусков чернобыльцам, дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами, и проч. производятся за счет средств не организации, а федерального бюджета или государственного органа. Поэтому они не признаются выплатами по трудовым договорам и также не облагаются взносами.

Пример. Работнику сохраняется средний заработок за два дня отдыха, предусмотренных для доноров крови ст. 186 ТК РФ. Суммы среднего заработка не облагаются социальными страховыми взносами, т.к. не являются выплатами по трудовому договору, а представляют собой предусмотренную ТК РФ гарантию.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Пример. С гражданином Р. заключен договор аренды транспортного средства без оказания услуг по управлению им. Сделка носит имущественный характер. Выплачиваемая арендная плата не является объектом обложения социальными страховыми взносами.

Пример. Организация выплачивает родственникам умершего работника материальную помощь. На эту сумму не начисляются социальные страховые взносы, т.к. с данными лицами источник выплаты не связан договорными отношениями, выплаты по которым являлись бы объектом обложения.

Обратим также внимание на изменения в части уплаты взносов за иностранных сотрудников.

До 2010 г. взносы на обязательное пенсионное страхование не платят за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (ст. 7 Закона N 167-ФЗ), несмотря на то что на причитающееся им вознаграждение в общем случае начисляется ЕСН.

Тем не менее ст. 236 НК РФ содержит оговорку, согласно которой не признаются объектом обложения ЕСН:

Выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства (по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации);

Вознаграждения в пользу поименованных выше лиц в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пункт 4 ст. 7 и пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определяют иные правила.

Не признаются объектом обложения социальными страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения:

По трудовым и гражданско-правовым договорам, в т.ч. по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России;

Начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;

Начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Можно обнаружить два отличия между порядком, действовавшим до 2010 г., и новыми правилами.

Во-первых, все виды социальных страховых взносов, которым посвящен Закон N 212-ФЗ, не начисляются на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Во-вторых, не начисляются взносы на вознаграждения по трудовым договорам, заключенным с иностранными гражданами, место работы которых находится в обособленном подразделении, расположенном за пределами территории России.

До 2010 г. приведенная нами выше формулировка ст. 236 НК РФ предполагала, что механизм освобождения от налогообложения действует только в случае, если трудовой договор заключен через означенное обособленное подразделение (т.е. подписан от имени организации руководителем иностранного филиала, представительства и т.п., действующим на основании доверенности). В новом Законе такого требования нет.

Настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в настоящего Кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам , лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

2. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

3. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

4. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

6. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев (волонтеров), за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса.

7. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association) и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018" и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 420 дополнена пунктом 8 с 1 мая 2019 г. - Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 101-ФЗ

8. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты, осуществляемые по 31 декабря 2020 года включительно иностранным гражданам и лицам без гражданства UEFA (Union of European Football Associations), дочерними организациями UEFA, Российским футбольным союзом, локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по трудовым договорам о выполнении работы, связанной с мероприятиями по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренными указанным Федеральным законом, и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), связанных с мероприятиями по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренными указанным Федеральным законом.

Многие социальные программы, в том числе начисление пенсий, медицинское обеспечение населения, реализуются за счет перечисления взносов от работодателей и иных самозанятых граждан. Расчет платежей производится на основании полученных доходов или в качестве фиксированной суммы.

Страховые взносы

Главной целью существования внебюджетных фондов является обеспечение поддержки населения в социальном плане. За счет имеющихся средств гражданам РФ предоставляется определенное бесплатное медицинское обслуживание, производятся пенсионные выплаты наименее защищенным слоям населения. Начисление пенсий происходит при наступлении некоторых условий: по достижению определенного возраста, по инвалидности и прочих.

Перечисление страховых взносов обеспечивает пополнение следующих внебюджетных фондов:

  • пенсионный фонд (ПФ);
  • фонд социального страхования (ФСС);
  • фонд медицинского страхования (ФОМС).

Плательщики страховых взносов

Плательщиками, в обязанности которых входит расчет и уплата взносов, выступают, как правило, работодатели. В данном случае к ним относятся все субъекты, использующие наемный труд. Это могут быть организации, учреждения и ИП.

Однако встречаются и исключения. Работодатели, использующие наемный труд в рамках договоров подряда, вправе не начислять на выплаченные доходы работников взносы в ФСС. То же относится и к перечислениям по «травматизму», которые учитываются лишь в случаях, если их расчет предусмотрен условиями существующего договора.

Помимо работодателей перечисление страховых взносов обязаны совершать и ИП, даже не имеющие работников. В данном случае они обязаны совершать фиксированные страховые выплаты (ПФ и ФФОМС) за себя индивидуально.

Не начисляют страховые взносы и те, кто имеет договора на совершение работ или оказание услуг с индивидуальными предпринимателями.

К категории лиц, в обязанности которых входит перечисление взносов на соц.страхование, относятся и физические лица, статуса ИП не имеющие. Это граждане, которые заключили договора подряда с иными лицами, а также выплачивающие по каким-либо причинам заработную плату наемным работникам.

Начисление взносов производится в следующих случаях:

Получатель взносов Работодатель в рамках трудовых договоров Работодатель, использующий труд по договорам подряда ИП
ПФ Да Да Да
ФФОМС Да Да Да
ФСС Да Нет Нет
ФСС «травматизм» Да В зависимости от условий договора Нет

Если субъект экономической деятельности подходит под несколько категорий плательщика взносов, то перечислять денежные средства в фонды необходимо по всем основаниям. Так, работодателю ― ИП необходимо оплатить взносы за работников и себя лично.

Объект обложения взносами соц. страхования

Согласно действующим правовым нормативам, объектом обложения взносами соц.страхования признаются выплаченные в качестве вознаграждения суммы в пользу наемных работников. Начисление заработка может производиться в рамках заключенных трудовых договоров или иных отношений ГПХ.

Не признаны как объекты обложения страховыми взносами следующие выплаты:

  • суммы вознаграждения за получение имущественных прав, за исключением отчуждения прав на предметы искусства в рамках договоров авторского заказа;
  • выплаты в пользу лиц с иностранным гражданством или без гражданства;
  • суммы, полученные в качестве пособий от государства (по безработице, по нетрудоспособности);
  • полученные средства в качестве возмещения труда здоровью;
  • выплаты, связанные с компенсацией стоимости питания, предоставления жилья и при возникновении прочих ситуаций;
  • суммы единовременной материальной помощи работникам;
  • иные законодательно установленные случаи.

На все суммы выплат в пользу сотрудников, за исключением перечисленных выше ситуаций, работодатель обязан начислить страховые взносы с последующим их перечислением во внебюджетные фонды. Размер рассчитанных взносов влияет на многие социальные факторы. Так, от объема перечислений в ПФ зависят пенсионные накопления отдельно взятых работников. Облагаемые страховыми взносами суммы задействованы при расчете пособий по нетрудоспособности, декретных и прочих выплат.

Расчет фиксированных взносов

На размер страховых выплат не всегда влияет полученный доход. Относительно индивидуальных предпринимателей сохраняются размеры фиксированных выплат страховых взносов до достижения определенной суммы доходов. Объем необходимых взносов утверждается ежегодно, зависит от величины МРОТ.

В 2016 году ИП выплачивают 26% в ПФ от суммы минималки ежемесячно и 5,1% в ФФОМС от МРОТ. Учитывая, что значение этого показателя на начало 2016 года имело значение 6204 рубля, всем ИП необходимо перечислить в течение года в ПФ 6204 руб.*12 мес.*26%=19356,48 рублей, в ФФОМС ― 6204 руб.*5,1%*12 мес.=3796,85 рублей.

При достижении уровня доходов за год сверх 300 000 рублей потребуется заплатить еще 1% с полученной разницы в ПФ, но не более суммы 154 851,84 руб., рассчитанной исходя из МРОТ в 8-кратном размере.

Пример . ИП Азаренко В. М. за 2016 год получил доход от своей деятельности в размере 545 650 рублей. Какой объем денежных средств ему требуется перечислить в фонды?

Исходя из действующего размера фиксированных платежей необходимо перечислить 19356,48 рублей и 3796,85 рублей соответственно в ПФ и ФФОМС. Учитывая, что доход превысил общеустановленный предел для расчета на 245 650, потребуется заплатить дополнительно в ПФ 245 650 *1% = 2456,50 рублей.

Облагаемая база по видам деятельности

Для отдельно взятых категорий плательщиков действуют льготные критерии начисления страховых взносов в зависимости от применяемых видов деятельности. Субъекты, применяющие УСН и занимающиеся изготовлением продуктов питания, занятым в текстильном, деревообрабатывающем и иных видах производства, вправе при расчете страховых взносов использовать только ставку 20% в ПФ. Предприятия, которым присвоен статус участника по проекту «Сколково», выплачивают лишь 14% в ПФ.

Ответственность за неуплату страховых взносов

Законодательно порядок начисления страховых взносов и необходимость их уплаты регулируются Федеральным законом № 212 ― ФЗ от 24.07.2009 г. Учитываются перечисления в такие внебюджетные фонды, как ФСС, ПФ, ФФОМС.

При нарушении сроков уплаты взносов налогоплательщики будут оштрафованы в размере 20% от недополученной вовремя суммы. Если при этом будет выявлен умысел субъекта при занижении облагаемой базы, штрафные санкции могут возрасти до 40% от суммы взносов.

В случаях, когда не соблюдены сроки сдачи отчетности по начисленным страховым взносам за предыдущие периоды, работодателям придется оплатить штраф, величина которого может достигать 30% от суммы к уплате.

Закон № 212 ― ФЗ остается актуальным до конца 2016 года. Но уже с начала 2017 года он теряет силу.

Согласно новым правилам контроль за начислением и уплатой страховых взносов вновь возлагается на органы ФНС. С этими целями подготовлена и вступает в силу глава 34 НК РФ. При этом основные принципы начисления страховых взносов и определения облагаемой базы останутся теми же. Предполагаемые изменения затронут порядок и сроки сдачи отчетности, будет действовать новая форма расчетов.

Плательщиками страховых взносов для всех фондов являются страхователи, к которым относятся:

1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

a) Организации;

b) ИП (в том числе главы крестьянских и фермерских хозяйств – п.3 ст.2 212-ФЗ – и частные детективы – п.4 ст.11.1 закона РФ №2487-1 от 11 марта 1992 года);

c) Физические лица, не признаваемые ИП.

2. ИП, адвокаты (открывшие частные кабинеты) и нотариусы, занимающиеся частной практикой и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством России порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п.2 ст.5 212-ФЗ предусматривает, что законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов).

Страхователями, уплачивающими страховые взносы, признаются в том числе ИП – иностранные граждане и лица без гражданства.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому страхованию (как источник з/п для других и для себя).

Объектом обложения страховыми взносами:

1. Для организаций и ИП являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц:

a) По трудовым договорам;

b) Гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (если заключены договора с 2-ой категорией, то страховые взносы страхователями на выплаты по таким договорам не начисляются);

c) По договорам:

Авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ: одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме);

Об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства (ст. 1285 ГК РФ: автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.);

Издательскому лицензионному договору (ст. 1287 ГК РФ: автор или иной правообладатель заключает договор с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре.);

Лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (ст. 1286 ГК РФ: автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах);


По договорам, которые заключены организациями по управлению правами на коллективной основе с пользователями, если по ним выплачивают вознаграждения авторам произведения.

2. Для физических лиц, не признаваемых ИП – выплаты и вознаграждения:

a) По трудовым договорам;

b) Гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (если такие договора заключены физическими лицами с ИП, адвокатами или нотариусами, то страховые взносы на выплаты по данным договорам, физические лица не начисляют, поскольку данные лица обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы самостоятельно).

Страховые взносы уплачиваются только за застрахованных лиц. Перечень застрахованных лиц установлен по каждому виду обязательного социального страхования:

По обязательному Пенсионному страхованию (п.1ст.7 167-ФЗ);

По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п.1,2 ст.2 255-ФЗ);

По обязательному медицинскому страхованию (ст.10 326-ФЗ).

Объектом обложения страховыми взносами не являются:

1. Выплаты физическому лицу, производимые за рамками вышеперечисленных договоров (дивиденды);

2. Выплаты, осуществляемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или вещных прав на имущество (имущественные права), а также по договорам передачи имущества в пользование (аренда, кредит, займ);

3. Выплаты, начисленные иностранному гражданину или лицу без гражданства на основании:

a) Трудового договора, согласно которому местом работы лица является обособленное подразделение российской организации за пределами России;

b) Гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг, исполнение которых происходит за пределами территории РФ;

c) Прочее.

В части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, включаются любые выплаты и вознаграждения, выплаченные по трудовым договорам.

База по страховым взносам.

В соответствии с п.1 ст.8 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для организаций и ИП определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

При этом, согласно п.3 данной статьи, базу для начисления страховых взносов необходимо определять отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (23 расчета = 12 каждый месяц + 11 нарастающим итогом).

Страховые взносы в бюджет каждого из фондов исчисляются отдельно.

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров, работ, услуг учитываются как стоимость этих товаров, работ, услуг на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен тарифов на эти товары, работы, услуги исходя из государственных розничных цен.

При этом в стоимость товаров, работ, услуг включается соответствующая сумма НДС, для подакцизных товаров и соответствующая сумма акциза.

Организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, включают их в базу по страховым взносам на дату начисления.

Физические лица, которые не являются ИП, вознаграждения в пользу физических лиц устанавливают в базе в тот день, когда их выплачивают.

Законодательство устанавливает предельную величину базы для начисления взносов, которые ежегодно индексируются. В 2014 году она составляет 624 000 рублей (в 2013 – 568 000 рублей; 2004 – 412 000 рублей).

К страховым взносам применяется регрессионная шкала – чем больше зарплата, тем меньший % страховых взносов перечисляет работодатель в бюджет. Главное предназначение регрессивной шкалы – отказ от схемы выплат крупных зарплат в конвертах, оформление «белых» зарплат.

В случаях, когда организация или ИП выплачивают вознаграждения по выше перечисленным авторским лицензионным договорам, то:

1. Базу необходимо рассчитывать только по пенсионным взносам и страховым взносам на обязательное медицинское страхование;

2. Для того чтобы определить базу, необходимо из доходов, выплачиваемых физическому лицу, вычесть сумму его документально-подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;

3. Если у физического лица нет документов, подтверждающих расходы, доход можно уменьшить на нормативы затрат, представленные в части (пункте) 7 ст.8 212-ФЗ

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Статьей 9 федерального закона #212-ФЗ предусмотрены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами:

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, с увольнением работников и др.;
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими.

Большинство выплат, которые перечислены в ст. 9 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами по всем видам обязательного социального страхования, однако, в пп.1 п.3 ст. 9 212-ФЗ представлены виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ:

На денежное содержание и иные выплаты в пользу:

o Прокуроров;

o Следователей;

o Судей федеральных судов;

o Мировых судей.

На вознаграждение за деятельность в студенческом отряде, который включен в федеральный или региональные реестр молодежи и детских определений, пользующихся государственной поддержкой, при наличии оснований.

Расчетный (отчетный) период по страховым взносам.

Согласно ст.10 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными – первый квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год.

Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.

Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Вышеназванные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Для лиц, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения являются:

выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам (заработная плата, отпускные, премии и т. п.);

выплаты и вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (кроме указанных ниже, не облагаемых взносами), к которым относятся договоры подряда, договоры оказания услуг, агентские договоры и т. п.;

выплаты по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не являются объектами обложения взносами:

выплаты по гражданско-правовым договорам (договорам подряда, оказаний услуг, агентским) если получателем является физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель - ИП сами за себя уплачивают налоги и взносы;

выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся договоры купли-продажи, договоры аренды и т. п. Договоры об отчуждении исключительных прав взносами облагаются.
21. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.


4. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

5. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж,

6. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

7. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

8. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

9. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

9.1. В случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, плательщики страховых взносов также обязаны представлять ежеквартально в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, документы, подтверждающие членство в студенческом отряде обучающихся и форму их обучения в период такого членства. (часть 9.1 введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 428-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

10. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

11. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

12. Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

16. В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов

22. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) устанавливается НК и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством. Переход на уплату ЕСХН осуществляется добровольно и предусматривает: 1) для организаций – замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой ЕСХН; 2) для индивидуальных предпринимателей – замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой ЕСХН.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (кроме «таможенного»). Иные налоги и сборы, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в общем порядке.

Налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, производящие с/х продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из с/х сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН: 1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров: 2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 3) бюджетные учреждения.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – календарный год, отчетный период – полугодие. Налоговая ставка – 6%.

23. Упрощенная система налогообложения.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, начинающие свою профессиональную коммерческую деятельность, могут выбрать один из двух вариантов системы налогообложения: общую либо упрощенную.

Общая система налогообложения предусматривает уплату следующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль (налог на доходы физических лиц для ИП), а также налог на имущество.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. Суть данной системы заключается в том, что налогоплательщик выплачивает единый налог, который заменяет ряд налогов в традиционной системе налогообложения.

Объектами налогообложения являются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбранный Вами объект налогообложения, необходимо указать в заявлении о переходе на УСН.

Упрощенную систему налогообложения можно разделить на три группы:

Оплата 6% (объект налогообложения – доходы)

Оплата 15% (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов)

Патент (для индивидуальных предпринимателей)

Условия, необходимые для перехода на УСН

Компания не является представителем следующих структур: банки, инвестиционные фонды, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, производители подакцизных товаров

Компания не ведет следующие виды деятельности: добыча и реализация полезных ископаемых, игорный бизнес

Компания не является участником соглашений о разделе продукции

Выручка налогоплательщика по итогам девяти месяцев работы (в год, когда подается заявление о переходе на УСН) не должна превышать 45 000 000 руб.

Численность сотрудников предприятия не должна превышать 100 человек

Стоимость амортизированных средств нематериальных активов компании – не более 100 000 000 руб.

У компании нет представительств и филиалов

На упрощенную систему налогообложения можно перейти с нового года. Для этого необходимо подать заявление в налоговый орган (по месту нахождения Вашей организации) с 1 октября по 30 ноября. При первичной регистрации предприятия рекомендуется подавать заявление о переходе на УСН сразу (в случае, если Вы решили, что будете работать в дальнейшем именно с этой системой налогообложения).

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену единым налогом уплаты уплату следующих налогов:

Налога на прибыль организаций

Налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Налога на имущество организаций;

Компании, работающие по УСН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии требованиями законодательства РФ.


24. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и др.

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в случае, если они осуществляются налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

– налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

– налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

– единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

– налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

– налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

– единого социального налога (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом).

Налогоплательщиками единого налога не признаются налогоплательщики налога на добавленную стоимость (по операциям, признаваемым объектами налогообложения единого налога), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

При осуществлении нескольких видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие иные виды деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с иным режимом налогообложения.

ИСЧИСЛЕНИЕ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕНВД

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму:

– страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог;

– на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Уплата единого налога производится плательщиком налога по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. Налоговая ставка составляет 15 % величины вмененного дохода.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. К физическим показателям, в частности, относятся: количество работников, включая индивидуального предпринимателя; площадь стоянки автотранспортных средств; количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов; площадь торгового зала; торговое место; площадь обслуживания посетителей (в квадратных метрах).

При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности соответствующих факторов.

При этом в целях учета фактического периода времени осуществления деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации
25. Патентная система налогообложения.

Индивидуальным предпринимателям, занимающимся оказанием услуг общепита и другими видами деятельности, определенными перечнем во 2ом пункте статьи под номером 346.25.1 НК, сейчас проще и выгодней платить налоги по упрощенной системе налогообложения, которая основывается на приобретении патента (патентной системы). Переход на такую систему налогообложения добровольный, только для этого субъектом РФ, в территориальных границах которого Вы будете осуществлять деятельность, должен быть принят закон, в котором будет разрешена для использования патентная система налогообложения.

Для получения патента требуется в налоговый орган там, где место становления на учет, в качестве частного предпринимателя или там, где Вы планируете работать, если деятельность будет осуществляться в другом субъекте РФ, как минимум за 1 месяц до планируемого перехода на патентную систему необходимо подать заявление установленного образца. Процедура получения патента установлена в НК в статье номер 346.25.1 пункте 5.

Удобство и простота патентной системы в том, что индивидуальному предпринимателю вместо ряда налогов можно выплачивать стоимость патента, рассчитанную территориальным налоговым органом по 6 пункту 346.25.1 статьи Налогового кодекса. На его стоимость никак не влияет размер фактического дохода ИП. Доходы учитываются по Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, которые перешли на упрощенную систему налогообложения благодаря патенту (приказом Минфина России от 31 декабря 2008 № 154 Н). Налоговую декларацию индивидуальным предпринимателям, применяющим эту систему, предоставлять не нужно, но от того, чтобы выплачивать обязательные страховые выплаты во внебюджетные государственные фонды, они не освобождаются.

Индивидуальный предприниматель, нанимающий до пяти работников, обязан:

Проводить ежемесячные перечисления НДФЛ, удержанного из дохода этих работников.

Предоставлять в налоговый орган, в котором Вы состоите на учете, ежегодные сведения о доходе физических лиц, которые служат у Вас наемными работниками, за прошлый год, не позже чем 1-го апреля следующего года, и суммы НДФЛ, начисленные и удержанные в прошедшем году.

Зарегистрироваться в территориальном органе ПФР, как страхователь в течение тридцати дней с того момента, как заключен гражданско-правовой договор с наемным работником.

Ежемесячно, не позднее середины месяца, следующего за расчетным, производить уплату обязательных страховых взносов за наемных работников.

В положенные сроки предоставлять в территориальный орган ПФР расчеты по всем страховым взносам, которые были начислены и уплачены ИП.

Не смотря на получение патента, предпринимателям все равно необходимо осуществлять свои обязанности, установленные Федеральным законом от 22 мая 2003 N 54-ФЗ «О правильном использовании контрольно-кассовой техники во время осуществления наличных расчетов в денежных единицах и (или) расчетов с применением платежных карт различных банков страны». Когда Вам в налоговой инспекции выдадут бланк патента, в нем будет указана рассчитанная Вам стоимость. Там же следует узнать реквизиты для оплаты. Третью часть от суммы нужно будет выплатить не позже 25-ти календарных дней после того, как патент вступит в действие, а остальную сумму не позже чем через 25-ть дней после того, как его действие подойдет к концу.

Из стоимости патента можно будет вычесть уплаченные, к моменту оплаты патента, страховые взносы обязательного пенсионного, обязательного социального страхования от несчастных случаев и аварий на производстве и заболеваний, вызванных профессиональной деятельностью, пособий по временной неспособности к трудовой деятельности или по беременности. Сумма вычета должна быть меньше 50% от стоимости патента.

Налоговым периодом для предпринимателей, работающих по патентной системе, будет срок, на который выдается патент – от одного до двенадцати месяцев. Это позволяет осуществить переход на патентную систему в любой месяц календарного года. Но если Вы перейдете на патентную систему налогообложения, а потом решите прекратить предпринимательскую деятельность – деньги, уплаченные за патент, не возвращаются.

Внимание! Можно получать патенты сразу на несколько различных видов деятельности, которые предусмотрены пунктом 2 статьи налогового кодекса 346.25.1.

Если вид деятельности, который Вы намерены осуществлять, может облагаться или по ЕНВД или по патентной системе налогообложения – вы имеете право выбрать ту систему налогообложения, которую считаете удобнее и выгоднее для себя.

Если условия применения патентной системы будут нарушены, то пересчитываются и уплачиваются налоги в размере, положенном при другом режиме налогообложения, за все время, на которое патент был выдан, а деньги за патент не возвращаются.

Разрешается привлекать наемную рабочую силу, но среднесписочная численность за налоговый период не должна превышать 5-ти работников.

Если Вами осуществляется несколько видов деятельности, то, получив патент на один, за другие виды деятельности нужно будет платить по другим системам налогообложения.

Выдаваться патент будет в том налоговом органе, на территории которого Вы будете осуществлять дальнейшую деятельность, поэтому, можно подавать заявку на патент, состоя на учете в другом месте и одновременно подавать заявку на постановку на учет в той налоговой, где будете получать патент. Главными условиями для применения системы упрощенного налогообложения с получением патента является гос. регистрация и постановка на учет в УФНС и вхождение вида деятельности в предполагающий такую систему список видов деятельности.

26. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Для рассмотрения систем налогообложения используются следующие понятия:

Инвестор – это юридическое лицо или объединение юридических лиц, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователыми недр на условиях соглашения.

Продукция – полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей обработке.

Произведенная продукция – количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей стандартам.

Раздел продукции – раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении.

Прибыльная продукция – произведенная за четный период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции.

Компенсационная продукция – часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов.

Пункт раздела – место коммерческого учета продукции.

Цена продукции – определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции.

Цена нефти – цена реализации нефти, которая указана сторонами сделки но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки «ЮРАЛС».

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Для применения к таким соглашениям данного режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям:

было заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 указанного ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;

при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст. 8 ФЗ, доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой продукции;

предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между Государством и предприятием (которое привлекли на данный объект по условиям конкурса), что обуславливает долевое участие Государства в разработке данного месторождения (не менее 25%), взамен компания получает право на возмещение расходов на определенных условиях прописанных в НКРФ. - Этот факт позволяет Государству привлекать инвестиции к "непривлекательным" месторождениям, а также пополнить казну за счет не налоговых поступлений.


27. Элементы налога на добычу полезных ископаемых и их характеристика.

Налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых установлено в 26 главе второй части Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. Если добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, либо на территории за пределами территории РФ (при условии, что данная территория находится под юрисдикцией РФ, арендуется у иностранных государств или используется на основании международного договора), налогоплательщики должны встать на учет по своему месту нахождения. Объектом налогообложения признаются : 1.Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ; 2.Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; 3.Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ при условии, что данная территория находится под юрисдикцией РФ, арендуется у иностранных государств или используется на основании международного договора. Видами добытого полезного ископаемого считаются: Товарные уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; Торф; Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ); Товарные руды (черных металлов, цветных металлов, редких металлов, радиоактивных металлов; Горно-химическое и горнорудное неметаллическое сырье; битуминозные породы; Сырье редких металлов; Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии; Природные алмазы и другие драгоценные камни (УНИКАЛЬНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - УЧИТЫВАЮТСЯ ОТДЕЛЬНО и налоговая база по ним определяется отдельно.), Соль природная и чистый хлористый натрий; Подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные и теплоэнергетические воды; Полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ. Не признаются объектом налогообложения: Общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления; Добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; Полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, которые имеют научное, культурное, эстетическое значение; Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытой нефти в натуральном выражении. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых рассчитывается тремя способами: 1. Исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций; 2. Исходя из сложившегося у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого; 3. Исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При оценке стоимости добытых полезных ископаемых двумя первыми способами в случае их реализации на территории РФ и в государства СНГ выручка рассчитывается без учета НДС. Кроме того, из нее исключаются акцизы и расходы налогоплательщика по доставке. В сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов и расходы по обязательному страхованию грузов. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости его единицы. Количество полезного ископаемого рассчитывается в зависимости от вида добытого полезного ископаемого в единицах нетто массы или объема и может быть установлено двумя методами: прямым (путем применения измерительных средств и устройств) и косвенным (расчетно, по показателям содержания добытого полезного ископаемого). Вид метода утверждается в учетной политике. Стоимость единицы полезного ископаемого определяется как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного полезного ископаемого. При третьем методе расчетная стоимость полезного ископаемого определяется на основании данных налогового учета. Если добытое минеральное сырье содержит несколько видов полезных ископаемых, стоимость каждого из них определяется пропорционально удельному весу каждого вида полезных ископаемых в общем объеме добытых полезных ископаемых. Налоговым периодом является квартал.Налоговая ставка в размере 0% устанавливается при добыче:Полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых (определяются правительством РФ), Газа горючего природного и попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений; Попутых и дренажных подземных вод; Полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов полезных ископаемых; Подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью; Минеральных вод, используемых исключительно в целебных и курортных целях без их непосредственной реализации, Подземных вод, используемых исключительно в с/х целях. В отношении других видов полезных ископаемых налогообложение осуществляется по ставкам. Налоговая ставка при добыче нефти составляет 340руб за 1т. Она применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть. По итогам каждого налогового периода, не позднее последнего дня месяца следующего за истекшим налоговым периодом, налог уплачивается в бюджет раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. В течение налогового периода не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода уплачиваются ежемесячные авансовые платежи, рассчитанные как 1/3 общей суммы налога за предыдущий налоговый период. С налогового периода, в котором начата добыча полезных ископаемых, у налогоплательщика возникает обязанность подачи налоговой декларации, которая предоставляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

28. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаютсяорганизации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Налоговые ставки

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15000 рублей; за медведя бурого - 6000 рублей; за фазана, тетерева - 20 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.

Ставки сбора за каждый объект, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

Объект налогообложения и налоговая база

Объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.


29. Элементы водного налога и их характеристика.

Водный налог – это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Элементы водного налога:

· субъект налогообложения (налогоплательщики);

· предмет и объекты налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговые ставки;

· порядок исчисления;

· порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками водного налога ст. 333.8 Налогового кодекса РФ называет организации и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения признаются следующие виды водопользования:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду водопользования и отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке.

Налоговые ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и дифференцируются по видам водопользования (глава 25.2, ст. 333.12 НК РФ).

Порядок исчисления

налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Порядок и сроки уплаты налога

Общая сумма налога – результат сложения сумм по каждому виду водопользования – уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет соответственно являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения. Из этого следует, что налогоплательщик должен встать на учет в налоговый орган как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения объекта налогообложения.

30. Элементы земельного налога и их характеристика.

Налогоплательщики- Организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

Объекты налогообложения- Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (г.г. Москвы и С-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не являются объектами налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота;

2) земельные участки, ограниченные в обороте (занятые объектами культурного наследия, всемирного наследия, археологического наследия);

3) земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда

Налоговая база- Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

(Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством

Налоговый период- Календарный год

Отчетные периоды- Квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (для организаций и индивидуальных предпринимателей). При установлении налога представительные органы власти муниципальных образований (г.г. Москвы и С-Петербурга) вправе не устанавливать отчетные периоды

Налоговая ставка- Устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами г.г. Москвы и С-Петербурга) не свыше:

1) 0.3% в отношении земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

· предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков

Налоговые льготы- Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации;

5) общероссийские общественные организации инвалидов с установленными для них ограничениями;

6) организации народных художественных промыслов;

8) научные организации российских академий наук

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу-1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами г.г. Москвы и С-Петербурга). При этом срок уплаты налога для организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее срока представления налоговой декларации.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. Срок их уплаты не может быть ранее срока, установленного для представления расчетов по авансовым платежам.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

4. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления.


31. Элементы транспортного налога и их характеристика.

Транспортный налог относится к региональным налогам, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Региональные законодательные (представительные) органы определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.

Налоговая база: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в твердо фиксированной сумме – в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Порядок исчисления налога. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

32. Плательщики налога на игорный бизнес. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки на игорный бизнес. Порядок исчисления и уплаты налога.